будут являться инструментом для образования, то есть образование будет являться лидирующей дисциплиной, участвующей в таких междисциплинарных исследованиях, а все остальные дисциплины -прикладными. Результатом исследований данного вида может являться компьютерное моделирование процесса получения знаний, управления и контроля процесса познания [5; 9].
3) междисциплинарные исследования, связанные с процессами социализации и социологическими дисциплинами. При проведении междисциплинарных исследований такого вида происходит изучения процессов образования на основе осуществления триединства поддержки, сопровождения и посредничества обучающихся. Результат научных исследований данного вида - это научное знание в логике закрепления отношений с соблюдением норм права и морали в современном обществе [3; 5].
Выводы. Междисциплинарные исследования в области образования становятся все более востребованными и популярными, что подтверждается и нормативными документами в области образования, и требованиями образовательных стандартов, и растущим ростом публикаций и диссертаций в данной области. Однако, отсутствие единой классификации к междисциплинарным исследованиям в образовании, основанной на логике и сущности такого рода исследований с учетом специфики понятия междисциплинарности, приводит к невозможности их качественной оценки. Данное исследование не является законченным, так как предстоит дальнейший анализ классификационных оснований и подбор критериев для оценки качества междисциплинарных исследований в области образования.
Литература:
1. Иванова С.В. Елкина И.М. Education quality in the postindustrial society. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences http://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2017.08.42.
2. Иванцив Л.Г. Междисциплинарнность в обучении профессиям // Электронный научно-практический журнал Культура и образование.2014. №1 (5). С. 38
3. Кореневский А.В., Узнародов И.М. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России. 2010. №11. С. 113-118
4. Краевский В.В. Научный статус педагогики и проблемы междисциплинарных исследований // Междисциплинарные исследования в педагогике. / Под ред. В.М. Полонского. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229 с.
5. Междисциплинарные исследования в педагогике. / Под ред. В.М. Полонского. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229
6. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980, 304 с.
7. Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения. Образование и наука. 2017 Т. 19 № 7. С. 9-24.
8. Позднева С.П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т.9 №2. С. 114-123
9. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. — М.: Народное образование, 2017. — 840 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
11. Сборник научных отчетов по государственному заданию 2017 года — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. — 690 с.
12. Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование. Педагогическое образование. 2015, №1, С. 19.
13. Официальный сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU - https://elibrary.ru/
13. Официальный сайт Российской государственной библиотеки им.В.И.Ленина - http://diss.rsl.ru/
14. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов - http://www.fgosvo.ru/
Педагогика
УДК 347.147
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Агапов Алексей Иванович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)
КОНЦЕПЦИЯ LONGLIFE LEARNING КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Термин Longlife Learning (LLL) означает последовательность обучения в течение всей жизни в формальных образовательных учреждениях и за их пределами.
Сегодня все более важной становится необходимость продолжения образования и приобретения необходимых навыков для адаптации к постоянно меняющемуся миру.
Сделан вывод о том, что современные студенты хотят и готовы обучаться непрерывно для повышения своих профессиональных навыков, но не могу это делать по причине недоступности данного вида обучения и из-за нехватки времени и материальных ресурсов.
В статье предлагаются пути решения проблемы с учетом европейского опыта реализации концепции Longlife Learning.
Ключевые слова: непрерывное образование, преимущества, выгоды, концепция.
Annotation. The term Longlife Learning (LLL) means the constant learning through all the life in formai educational establishments and outside them.
Nowadays the necessity to continué education and to gain necessary skills for adaptation in constantly changing world becomes more and more important.
The author draws the conclusion that modern students want and are ready to learn constantly to increase their professional skills but they cannot do that because this kind of education is not available and they also lack time and financial resources.
The article suggests the ways to solve the problem counting on the European experience of realization of the concept Longlife Learning.
Keywords: Longlife Learning; advantages; benefits, concept.
Введение. Новые технологии, растущие темпы технологических изменений, глобализация влияют на потребности человека в повышении квалификации и компетентности. В Европе это было признано уже достаточно давно [3]. Общество обучения (The learning society) - это модель общества, в котором есть возможности для обучения для каждого человека, где бы он ни находился и сколько бы ему ни было лет [6].
Непрерывное образование - это постоянное развитие навыков и знаний на протяжении всей жизни человека.
Концепция обучения в контексте образования в течение всей жизни включает в себя не только структурированное обучение через школьное и социальное образование, а также обучение через участие в таких областях, как спорт, культура, хобби, отдых и волонтерская деятельность. Места проведения учебных мероприятий также разнообразны, в том числе начальные и средние школы, университеты и другие учреждения образования, библиотеки, музеи, объекты культуры, спортивные сооружения и т.д.
Непрерывное образование (Longlife Learning - LLL) охватывает весь спектр обучения, который включает в себя: формальное и неформальное обучение, а также навыки, знания, отношения и поведение, которые люди приобретают в своей повседневной жизни [4].
Глоссарий Cedefop [10] определяет основные понятия различных форм обучения:
Formal learning - обучение, которое происходит в организованном и структурированном контексте [10, с. 70];
Non-formal learning - обучение, встроенное в запланированные мероприятия, которые явно не обозначены как обучение, но которые содержат важные элементы обучения, например, профессиональные навыки, [10, с. 112];
Informal learning - обучение в результате повседневной деятельности, связанной с семьей, работой или досугом. Его часто называют эмпирическим обучением и в какой-то степени его можно назвать случайным обучением [10, с. 76].
LLL может принимать множество различных форм и не заключаться только в традиционном обучении. Мы все обязаны продолжать учиться на протяжении всей нашей жизни [5].
Longlife Learning - это постоянно поддерживаемый процесс, который стимулирует и дает людям возможность приобретать все знания, ценности, навыки и понимание, которые им потребуются на протяжении всей их жизни, и применять их с уверенностью, творчеством и наслаждением во всех ролях, обстоятельствах и окружающей среде [1, с. 6].
Изложение основного содержания статьи. LLL рассматривается как возможность людей учиться, как процесс приобретения и расширения знаний и навыков на протяжении всей жизни.
Мы живем в мире, где люди должны обладать навыками понимания, интерпретации и обработки различной информации. Поэтому важно признавать и ценить все формы обучения. Непрерывное образование приносит пользу как отдельным лицам, так и экономике страны:
оно предоставляет людям знания, навыки, ценности, отношения и понимание, которые им понадобятся в жизни как физическим лицам, гражданам и работникам;
оно делает сообщества более продуктивными и инновационными, поскольку работники открывают новые способности и идеи. В нашей наукоемкой экономике и обществе перемены на рабочем месте происходят постоянно. Люди, которые постоянно учатся новым навыкам и тренируется для новых задач, могут лучше справиться с меняющимися требования рабочих мест;
оно укрепляет экономику. Чем больше навыков, знаний и способностей развивают люди, тем сильнее экономика. Сильная экономика означает, что граждане получают шанс заработать больше, жить лучше и вносить свой вклад в экономическую систему [2].
Исследователи выделяют [7] пять главных преимуществ LLL, а именно:
- обостряет ум. По мере взросления непрерывное обучение помогает сохранить ум острым и улучшить память,
- повышает уверенность в себе. LLL помогает обрести уверенность в способности учиться и делиться информацией с другими; обрести уверенность в том, кто мы и что мы можем предложить,
- улучшает навыки межличностного общения. Когда мы учимся, мы вовлечены в жизнь, мы вовлечены в тех, кто нас окружает. И когда мы делимся тем, что знаем, мы помогаем другим,
- улучшает возможности карьерного роста. LLL не только может улучшить навыки, которые у нас уже есть, но и дает возможность изучить новый навык и повысить шансы на карьерный рост,
- улучшает способность к коммуникации. Обучение обычно использует навыки чтения, прослушивания и письма; навыки, необходимые для способности взаимодействовать.
Эти преимущества нужно использовать для формирования мотивации к процессу LLL.
Как показало наше исследование, одним из препятствий на пути участия в процессе LLL студенты видят недостаток материальных ресурсов и малое количество бесплатных возможностей. Инвестиции в человеческий капитал должны восприниматься как необходимость и работниками и работодателями, поскольку имеют важное значение на всех этапах экономического цикла; пробелы в знаниях и нехватка навыков могут привести к безработице.
Еще одна причина неучастия в процессе LLL, по мнению респондентов, - затрудненный доступ к возможностям обучения. Облегчение доступа к возможностям обучения должно осуществляться за счет популяризации имеющихся ресурсов, создания местных учебных центров, офисов LLL.
Самая главная задача - это создание в обществе культуры LLL. Это возможно как путем формирования престижного имиджа LLL, так и путем предоставления людям стимулов для включения в процесс LLL.
Необходимо предусмотреть стандарты, руководящие принципы и механизмы, посредством которых достижения людей, включенных в процесс LLL, могут быть признаны и вознаграждены [8].
Таким образом, Longlife Learning - это вся учебная деятельность, осуществляемая на протяжении всей жизни с целью улучшения знаний, навыков и компетентности в личной, гражданской, социальной и/или трудовой сферах. Этот процесс использует все формы обучения: формальное обучение, такое как дипломный курс в университете; неформальное (nonformal) обучение, такое как профессиональное навыки, приобретенные на рабочем месте; и неформальное (informal) обучение, такое как обучение между поколениями [9].
Выводы. Longlife Learning означает последовательность обучения в течение всей жизни в формальных образовательных учреждениях и за их пределами.
Преимущества LLL очевидны. Это возможность адаптироваться к изменениям в обществе. Человек, включенный в процесс LLL, будет идти в ногу с обществом, будет осведомлен об изменениях в технологиях, новостях и политических тенденциях, финансах и т.д. Другое преимущество - карьерный рост. Новые рабочие места и должности создаются все время. Поэтому вакансии будут занимать сотрудники, которые являются наиболее компетентными и образованными в своих областях работы. Еще одно преимущество LLL - это обогащение жизни. Люди, для которых непрерывное образование становится второй натурой, могут рассчитывать на активную и осмысленную жизнь. Человек, включенный в процесс LLL, использует все возможности для изучения интересующих его тем.
Решение проблемы вовлеченности студентов в процесс LLL мы видим в увеличении и самими работниками, и работодателями инвестиций в обучение, в человеческий капитал, в облегчении доступа к возможностям обучения и в формировании культуры LLL.
Литература:
1. Bryce, J., Frigo, T., McKenzie, P. & Withers, G. The Era of Lifelong Learning: Implications for Secondary Schools. Australian Council for Educational Research, ACER Publishing, 2000.
2. CanLearn. Continuing Education - Lifelong Learning, Benefits of Continuing Education. Canada, 2009, from: http://www.canlearn.ca/eng/lifelong/bll.shtml.
3. Colardyn, D. & Bjornavold, J. Validation of Formal, Non-Formal and Informal Learning: policy and practices in EU Member States. European Journal of Education, 39 (1), 2004, pp. 69-89.
4. Dunn, E. Life Through Learning; Learning Through Life, The Lifelong Learning Strategy for Scotland: Summary (p. 3).The Scottish Government, 2003, from: http://www.scotland.gov.uk/Resource/Doc/47032/0028820.pdf.
5. Eggelmeyer, S. What are the benefits of lifelong learning? Expert Answer, 2010, from: http://continuing-education.yoexpert.com/lifelong-learning/what-are-the-benefits-of-lifelong-learning-445.html.
6. Green, A. The many faces of lifelong learning: recent education policy trends in Europe. Journal of Education Policy, 17 (6), 2002, pp. 611-626.
7. Hildebrand, D. S. The powerful benefits of lifelong learning. Winnetka, California; USA, 2008, from: http://www.officearrow.com/training/the-powerful-benefits-of-lifelong-learning-oaiur-861/view.html.
8. Kendall, M., Samways, B., Weert, T.J.V. & Wibe, J. IFIP TC3 Lifelong learning position paper (pp. 193-4).In Kendall, M. & Weert, T.J.V.(Eds.) Lifelong learning in the digital age: sustainable for all in a changing world. Boston, MA; USA. Kluwer Academic Publishing, 2004.
9. Laal, M. Key necessities for lifelong learning. Social and Behavioral Sciences 83, 2013, pp. 937-941.
10. Tissot, P. Terminology of vocational training policy: a multilingual glossary for an enlarged Europe (pp. 70, 76, 112). Cedefop (Ed), Luxembourg; Office for Official Publications of the European Communities? 2004, from: http://www.refernet.pl/zasoby/download/glosariusz.pdf.
Педагогика
УДК 378.046.4
кандидат педагогических наук Коваленко Наталья Владимировна
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк); кандидат биологических наук Дьячков Виктор Алексеевич
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
Аннотация. Данное исследование посвящено описанию рефлексивного подхода к повышению квалификации педагогических работников. Материалы статьи освещают совокупность ключевых идей, лежащих в организационно-содержательной основе курсов повышения квалификации управленческих кадров на основе анализа их профессиональных затруднений, определены компоненты рефлексии профессиональной деятельности администрации школы: когнитивный, эмоциональный, мотивационный.
Ключевые слова: рефлексивный подход, повышение квалификации педагогических работников, компоненты рефлексии: когнитивный, эмоциональный, мотивационный.
Annotation. This study is devoted to the description of reflexive approach to improve the skills of teachers. Materials articles cover the totality of the key ideas underlying organizational and substantive basis courses management development based on analysis of their professional constraints defined reflection components professional activities of school administration: cognitive, emotional, and motivational.
Keywords: reflexive approach, raising the qualifications of teaching staff, components of reflection: cognitive, emotional, and motivational.
Введение. Модернизация системы повышения квалификации педагогических работников обусловлена качественными изменениями Российского образования, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС ОО)