Информационные системы регионального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
А.В.АНОСОВ, ООО «Эскейп», г. Москва
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
ьввв
КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Настоящая
концепция
разработана для
автоматизации
лекарственного
обеспечения
регионов в рамках
Федеральной
программы
региональной
информатизации для
органов управления
здравоохранением
субъектов РФ и
создания единого
информационного
пространства в
социальной сфере
____________________ль.
яг
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
В настоящее время акцент по реформированию здравоохранения перенесен на региональный уровень. В условиях ограниченности материально-финансовых ресурсов государства ведущую роль в правильности и адекватности принимаемых мер в управлении здравоохранением регионов имеет своевременная достоверная информация. Большие объемы информации, разнородность данных, требующих анализа, необходимость принятия оперативных решений — все это требует использования информационных технологий в системе управления здравоохранением. Информационные технологии на сегодняшний день являются действенным инструментом повышения эффективности государственного аппарата, укрепления его авторитета в обществе за счет того, что происходящие в нем процессы становятся более прозрачными.
Концепция комплексной автоматизации лекарственного обеспечения населения в регионах направлена на реализацию политики руководства субъекта РФ в сфере управления здравоохранением, в частности, в соответствии с задачами модернизации управления лекарственным обеспечением. Под населением здесь понимается полный регистр граждан субъекта РФ, застрахованных по программе обязательного медицинского страхования, куда наравне с льготными категориями граждан входят дети, работающее население и другие категории.
Основными целями комплексной автоматизации лекарственного обеспечения населения являются:
♦ повышение эффективности управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ;
♦ обеспечение доступа органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов управления здравоохранением (министерства здравоохранения, комитеты здраво-
© А.В.Аносов, 2007 г.
■ ■■ ■ 1 1 ■ ■■ ■ ■ ■■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■
" ^+sr+'j — — 1 1 1—ь 1 1 1—f- к- 1 1 1 L — — 0+: ГО — ■“h+-+" -+-+ S7T Ф
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационные системы регионального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
охранения, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Росздрав-надзор) к информации о деятельности всех участников процесса лекарственного обеспечения населения;
♦ улучшение качества лекарственного обеспечения населения на основании анализа статистических данных информационной системы;
♦ удовлетворение потребности органов государственной власти субъекта РФ в информации и информационном взаимодействии в рамках лекарственного обеспечения населения;
♦ обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности баз данных региональных и муниципальных информационных систем на территории субъекта РФ.
II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РФ
Политика руководства регионов РФ в сфере региональной информатизации здравоохранения в целом и автоматизации лекарственного обеспечения населения, в частности, основывается на следующих принципах:
♦ использование информационных технологий для решения приоритетных задач совершенствования системы здравоохранения субъекта РФ;
♦ совершенствование системы управления здравоохранением субъекта РФ, обеспечение прав и свобод граждан;
♦ информационная открытость программ и проектов региональной автоматизации лекарственного обеспечения населения для органов управления здравоохранением в регионе;
♦ реализация комплексного подхода к региональной информатизации здравоохра-
нения, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и модулей автоматизации региона;
♦ стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений и модулей в рамках региональной информатизации;
♦ синхронизация регистра застрахованных граждан с социальным регистром населения, создаваемым территориальным органом контроля по труду и социальной защите населения и интеграция межведомственных автоматизированных систем субъекта РФ;
♦ согласование нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы здравоохранения, с федеральным законодательством;
♦ обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
♦ обеспечение прав граждан на конфиденциальность информации, касающейся их здоровья;
♦ обеспечение контроля за деятельностью всех участников процесса лекарственного обеспечения населения по сбору и хранению информации, а также по организации доступа к ней.
Комплексная автоматизация лекарственного обеспечения населения должна осуществляться по следующим основным направлениям:
♦ создание комплекса региональной информационной системы, обеспечивающей поддержку деятельности органов управления здравоохранением и лекарственного обеспечения населения субъекта РФ;
♦ интеграция информационно-технологической инфраструктуры региона с информационно-технологической инфраструктурой федерального уровня;
♦ реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование управления лекарственного обеспечения населения;
■ ■■ t-+-+ss r-t-t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационные системы регионального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
♦ обеспечение мониторинга, организация рационального расходования средств регионального и федерального уровней на лекарственное обеспечение.
III. ЭЛЕМЕНТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
да, всех аптечных учреждений до проведения экспертизы реестров обслуженных рецептов);
♦ выгрузку данных по отпущенным ЛС во внешние автоматизированные системы для обеспечения управленческой деятельности ФО — победителя конкурса на поставку лекарственных средств перечня ДЛО населению субъекта РФ.
Информационная система является автоматизированной системой управления. Чтобы управлять лекарственным обеспечения населения как объектом управления, необходимо четко разграничить его структуру и функции отдельных взаимосвязанных элементов. Модульная информационная система состоит из совокупности подсистем, которые могут работать автономно для решения узких профильных задач, но, обмениваясь данными с другими подсистемами, дают возможность комплексной оценки и моделирования по всей совокупности данных организаций — участников лекарственного обеспечения населения региона.
Комплексная автоматизация обеспечивает:
♦ централизованный сбор данных о движении товара, состоянии лекарственного обеспечения населения субъекта РФ для анализа деятельности всех участников системы лекарственного обеспечения региона;
♦ поддержание единой НСИ во всех автоматизированных системах комплекса;
♦ оптимизацию и ведение НСИ;
♦ автоматизацию коммерческих аптечных сетей (как региональных, так и межрегиональных);
♦ автоматизацию региональных аптечных сетей с единой системой управления (ГУП или ОАО), подчиняющихся органам исполнительной власти субъекта;
♦ автоматизацию территориальной программы госгарантии;
♦ автоматизацию федеральной программы ДЛО (от автоматизации аптечного скла-
IV. ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ЛОН В РЕГИОНЕ:
♦ автоматизировать все подразделения крупной аптечной сети: от аптечного пункта до оптового аптечного склада и управляющей компании;
♦ учитывать особенности автоматизации учета бюджетных средств и товара в региональных сетях, заключающиеся в получении персонифицированных данных о реализации товара в рамках целевых программ и территориальных программ государственных гарантий;
♦ обеспечить повышение эффективности лечебного процесса в ЛПУ за счет сокращения времени на выписку;
♦ получить данные для анализа исполнения заявок на поставку лекарственных средств и товаров медицинского назначения;
♦ контролировать обоснованность выписки врачами льготных рецептов декретированным категориям граждан регионального и федерального уровня;
♦ оптимизировать на основании анализа полученных данных товарный запас с целью контроля рационального и целевого расходования бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством;
♦ создать единую нормативно-справочную информацию (НСИ) для всех участников процесса лекарственного обеспечения населения субъекта РФ;
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" -+-t S9ft-j 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационные системы регионального здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
♦ обеспечить «прозрачный» учет материальных и финансовых ресурсов, что позволит сэкономить дополнительные средства за счет более эффективного управления ресурсами;
♦ сформировать любую необходимую отчетность для предоставления в федеральные органы управления здравоохранением и государством.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация настоящей концепции осуществляется посредством выполнения планов, разрабатываемых региональным органом управления здравоохранением в сотрудничестве со специалистами софтверной компании — победителя конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение технологических работ по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Учет лекарственного обеспечения населения субъекта РФ».
План реализации комплексной автоматизации лекарственного обеспечения населения
предполагает разделение всего процесса на этапы, календарные сроки исполнения которых зависят от конкретных потребностей региона. Для составления плана проводится детальная проработка всех необходимых функционалов и модулей непосредственно со специалистами органа управления здравоохранением региона, определение требований к справочникам, классификаторам разных уровней, информационным потокам, формируемой отчетности и печатным формам. Проводятся диагностика компьютеризации хозяйствующих субъектов здравоохранения региона, тестирование автоматизированных систем, с которыми необходимо интегрировать IT-продукты компании — победителя конкурса.
Таким образом, реализация вышеизложенной концепции комплексной автоматизации обеспечивает руководству здравоохранением субъекта РФ получение комплексного полноценного инструмента для управления лекарственным обеспечением населения региона в рамках общей региональной информатизации и создания единого информационного пространства в социальной сфере.
■ ■■ +-+-+90 7-t-t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1