Научная статья на тему 'Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития'

Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
502
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектура единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития»

Информационное пространство здравоохранения

ТЕХНОЛОГИИ Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена»

Г.П.РАДЗИЕВСКИЙ,

к.т.н., начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России

АРХИТЕКТУРА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

1 . НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И В МИРЕ

Изучение мирового опыта позволяет определить наиболее существенные направления модернизации сферы здравоохранения, социального развития и наиболее эффективные пути их реализации.

Являясь членом мирового сообщества, Россия испытывает сходные с другими развитыми странами проблемы и подвержена влиянию сходных тенденций.

Рост потребности в информации со стороны населения

Информационные технологии проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе и медицину. Развитие сети Интернет и электронных средств массовой информации в мире привело к лавинообразному увеличению доступной информации, в том числе и различного рода медицинской информации.

При этом растет как количество источников, так и объемы информации в них. Количественный рост происходит в основном за счет неспециализированных общетематических источников, хотя в последнее время происходит рост доли средств массовой информации конкретной медицинской научной и практической направленности.

Рост объема и доступности информации об альтернативных методах лечения и лекарственных средствах приводит к тому, что пациенты в большей степени пытаются участвовать в процессе лечения; увеличивается потребность пациентов в более качественных методах лечения; растет спрос на информацию об ЛПУ, врачах, лекарственных средствах, лечебных и профилактических методиках.

Традиционные СМИ не справляются с возрастающей нагрузкой, что приводит к снижению их эффективности в донесении информации и к увеличению временных и физических затрат на хранение документов, их поиск и обработку и соответственно к необходимо-

© Г.П.Радзиевский, 2007 г.,

■ ■■ +- „ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

сти информатизации и автоматизации медицинских учреждений.

Рост количества коммерческих поставщиков лекарственных средств, медицинской техники, информации и услуг

Все развитые страны, осуществляя реформирование здравоохранения, ставят целью улучшение медицинского обслуживания, обеспечивая как равенство, так и эффективность распределения ресурсов. Качество здравоохранения в значительной степени обусловлено децентрализованностью и демонополи-зированностью ЛПУ, плюрализмом в предоставлении медицинских услуг, уравнением статуса частной медицинской практики, включая стоматологию и фармацевтику, региональных, муниципальных, государственных, благотворительных, религиозных и других учреждений здравоохранения.

При этом население все более активно участвует в решении вопросов защиты и улучшения собственного здоровья. По мере роста доходов увеличивается спрос на медицинские услуги, в том числе альтернативной и нетрадиционной медицины, оказываемые коммерческими организациями и частными лицами.

Высокий уровень рентабельности в сфере оказания медицинских услуг, производства лекарственных препаратов и биодобавок создает опасность недобросовестного предпринимательства: поставки поддельных или некачественных лекарственных средств, несертифицированного или опасного для здоровья оборудования медицинского назначения, оказания медицинских услуг низкого качества и шарлатанства.

Подобные тенденции, общие для всех развитых стран, обусловливают необходимость повышения эффективности систематического контроля качества медицинских услуг, лекарственных средств и медицинского оборудования.

Рост расходов на здравоохранение и социальное обеспечение опережает рост национальных экономик

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в большинстве стран наблюдается устойчивая тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни. При этом в большинстве стран эта тенденция не сопровождается увеличением рождаемости, что в итоге приводит к старению населения, то есть к увеличению среднего возраста населения.

Увеличение доли хронических и трудноизлечимых заболеваний, связанное со старением населения, обусловливает общий рост расходов на здравоохранение.

Развитие медицины ведет к повышению эффективности лечения и сокращению числа ранее неизлечимых заболеваний. Однако разработка новых методов и технологий лечения, разработка и производство новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования ведут к все большей стоимости лечения.

В этих условиях для равного обеспечения населения максимально эффективной медицинской помощью национальные правительства должны направлять на общественное здравоохранение все большие средства, увеличивая долю расходов на здравоохранение в структуре государственных расходов, что далеко не всегда представляется возможным.

Новые, эффективные, высокотехнологичные виды медицинской помощи и охраны здоровья требуют значительных капитальных вложений в инфраструктуру и непосредственно здравоохранительные технологии и средства.

В условиях невозможности компенсировать рост расходов на здравоохранение и социальное обеспечение за счет роста доли в ВВП большое значение приобретает эффективность использования уже имеющихся ресурсов. С этой точки зрения, крайне важен контроль за использованием медицинских ресурсов, противодействие махинациям в сфере страхования и распределения социальной помощи.

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■-j—i—i-и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Проблемы, связанные с отсутствием или ограниченным доступом к информации

Обеспечение доступа к достоверной и полной информации является жизненно важным как для работников сферы здравоохранения, так и для населения. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП.

Помимо применения неподобающего лекарственного средства, существенную долю составляет ущерб, причиняемый здоровью по причине недостатка информации о качестве применяемого препарата. Более того, к значительному ущербу приводит недостаток или недостоверность информации о медицинской услуге, методике, оборудовании, предоставляемой той или иной коммерческой структурой.

Наконец, ущерб здоровью населения причиняется из-за недостатка, неполноты и несвоевременности данных об эпидемиологической ситуации, о природных и техногенных катастрофах и катаклизмах.

Рост мобильности населения

Миграционным процессам способствуют высокая конкуренция на рынке труда, приводящая к частой смене работы, унификация системы оплаты труда, либерализация рынка образовательных услуг, свобода выбора места жительства и пребывания, политика демографического, трудового и миграционного балансов, формирование унифицированной поселенческой среды.

Рост мобильности и внутренней миграции населения требует совершенствования институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ, в том числе и в сфере здравоохранения.

Развитие страхового рынка приводит к конкуренции между страховыми компаниями. Этот фактор обусловливает частую смену компа-

ниями страховых партнеров по программе медицинского страхования персонала.

Наконец, в условиях свободного выбора между медицинскими учреждениями возрастает конкуренция между различными ЛПУ, диагностическими и медицинскими центрами.

Таким образом, общей тенденцией является частая смена населением лечебных и профилактических учреждений при смене места жительства и смене страховой компании.

2. МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Мировой опыт создания и развития информационных систем в органах государственной власти подтверждает необходимость создания комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную и актуальную информацию о социальном и экономическом развитии государства, для эффективного выполнения органами власти возложенных на них функций и задач.

В ходе создания и развития подобных систем особенно актуальной становится задача накопления и эффективного использования данных в интересах граждан и организаций путем оказания услуг населению и организациям на базе интегрированной информационной системы.

В Российской Федерации разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется на протяжении долгого времени. Однако внедрение информационных технологий в деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных органов исполнительной власти осуществляется медленными темпами. В их бюджетах отсутствует финансирование по статье «Связь и информатика», что не позволяет осуществлять комплексные мероприятия по широкому внедрению информационных систем в сфере здравоохранения и социального развития.

■ ■■ ft 10 r-tf 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .-о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffl'] 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

В настоящее время в России используются более 800 программных продуктов для медицины. Однако лишь около 10% из них являются интегрированными медицинскими информационными системами. Большинство же программных продуктов в сфере здравоохранения могут быть применены только для специализированных задач внутри ведомства или ЛПУ (ведение документации, сбор статистики, бухгалтерия и т.д.).

Необходимо комплексное внедрение информационных технологий в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственных федеральные органах, а также определение направлений реализации государственной политики и корректировки государственных программ и проектов в этой сфере.

3. ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Разработка Единой Информационной Системы в сфере здравоохранения и социального развития необходима для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующего целям государственной политики, наблюдаемым тенденциям в России и в мире, лучшим примерам международной практики.

Кардинальная модернизация информационно-технической инфраструктуры Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является необходимым условием достижения таких целей Правительства Российской Федерации, как повышение уровня здоровья населения, обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке, воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.

Создание ЕИС должно способствовать системной модернизации отрасли, повыше-

нию эффективности системы управления в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных службах, агентствах, государственных внебюджетных фондах, обеспечению информационной поддержки деятельности и принятия решений, созданию межведомственного и международного взаимодействия, включающего региональные ведомства, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и население России.

4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИЯМ ЕИС В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна содержать как первичные данные о состоянии сферы здравоохранения и социального развития, так и сводные агрегированные данные, формирующиеся в результате автоматизированного сбора и обработки первичных данных.

Решение по информационному обмену и сбору информации в сфере здравоохранения и социального развития должно в целом обеспечивать:

1. Сбор и хранение информации, необходимой для реализации основных функций управления, в том числе:

♦ информации о целеуказаниях для различных уровней управления;

♦ информации о стратегических планах различных уровней управления;

♦ отчетности о ходе выполнения стратегических планов;

♦ информации о выполнении принятых управленческих воздействий;

♦ информации о ситуации в сфере здравоохранения и социального развития;

2. Сбор и хранение информации, необходимой для реализации механизмов управления, воздействующих на ресурсы предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения и

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ Lilt] 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ "trill:] 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" + 11 f t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

социального развития, — кадровые, финансовые, имущественные, информационные и др.;

3. Процессы планирования деятельности всех уровней управления;

4. Контроль и анализ выполнения планов, подготовка соответствующей отчетности;

5. Анализ эффективности управляющих воздействий.

5. ПОСТРОЕНИЕ ЕИО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

5.1. Основные элементы ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития

ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития как система использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здоровья и социальной защиты населения может быть представлена в виде следующей схемы, показанной на рис. 1.

Максимальный эффект от внедрения ИТ может быть достигнут только при наличии единой инфраструктуры ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития. Приведенные на рисунке компоненты, разумеется, не являются исчерпывающим перечнем.

При наличии единой нормативно-справочной информации и стандартов представления данных каждый компонент может развиваться самостоятельно, независимо от других компонентов и приложений. Возможно развитие компонентов и приложений «снизу вверх», когда компоненты разрабатываются и внедряются на пилотных объектах, после чего интегрируются по мере создания единой инфраструктуры.

Каждый из компонентов, за исключением компонента «Государственный контроль и управление», может быть реализован в рамках рыночной модели с привлечением частных инвестиций.

Государственный контроль и управление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость создания Сегмента Мин-здравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития обусловливается:

1. Комплексным характером проблем в сфере ответственности Минздравсоцразвития;

2. Тесной взаимосвязью между объектами и субъектами предметной области;

3. Низкой эффективностью локальной автоматизации;

4. Потребностью в создании единого информационного пространства органов государственной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального развития, на федеральном, региональном и местном уровнях.

На рис. 2 представлены основные компоненты Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с предлагаемой архитектурой в состав Сегмента Минздравсоцразвития как элемента ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития входят следующие компоненты:

1. Подсистема хранения данных;

2. Внутренний портал общего и ограниченного доступа;

М12 1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 .-С 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

3. Подсистема оперативной и аналитической обработки данных;

4. Административные подсистемы;

5. Унаследованные и планируемые системы;

6. Интеграционная шина.

Далее представлено краткое описание назначения вышеперечисленных компонентов Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.

Подсистема хранения данных

Подсистема хранения данных используется для централизованного хранения данных, необходимых для проведения достоверного анализа и контроля соответствующих областей в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости, а также для

построения полных и достоверных аналитических отчетов. Планируется, что подсистема хранения данных будет включать следующие базы данных:

1. ЦБД — центральная база данных;

2. Архивное хранилище данных;

3. Оперативное хранилище данных;

4. Многомерное хранилище данных. Центральная база данных используется

для хранения консолидированной информации об объектах в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости, необходимой для построения аналитических отчетов.

Оперативное хранилище данных

используется для обеспечения повседневной, текущей, оперативной производственной деятельности.

Рис. 2. Общая архитектура Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ .+_+_+. _+_+. n3ft1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Архивное хранилище данных используется для хранения архивных данных.

Многомерное хранилище данных используется для хранения агрегатных данных по различным выборкам данных из ЦБД. Цель хранения агрегатных данных — сократить время выполнения запросов, поскольку в большинстве случаев для анализа и прогнозов интересны не детальные, а суммарные данные.

Внутренний портал (общего и ограниченного доступа)

Внутренний портал общего доступа предоставляет следующие функции:

1. Поиск необходимой информации;

2. Просмотр стандартной отчетности;

3. Публикация;

4. Подписка на оповещения;

5. Проведение опросов;

6. Участие в форуме.

Подсистема оперативной и аналитической обработки данных

Данная подсистема используется для обработки и преобразования данных с помощью интеграционных решений, создания репозитория правил обработки и преобразования данных при передаче приложений, формирования стандартной отчетности и предоставления доступа к историческим данным.

Административные системы

Основные административные подсистемы:

1. Подсистема администрирования пользователей;

2. Подсистема доступа;

3. Подсистема управления Сегментом Минздравсоцразвития в составе ЕИС;

4. Подсистема управления НСИ;

5. Подсистема обеспечения безопасности.

Унаследованные и планируемые системы

В данный момент имеется и планируется ряд информационных систем, интеграция с

которыми будет необходима для проведения достоверного анализа различных показателей в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости:

1. Системы документооборота;

2. Системы нормативно-справочной информации;

3. Финансовые системы учета и распределения средств бюджета;

4. Системы управления персоналом;

5. Системы формирования планов и прогнозных показателей;

6. Системы планирования мероприятий;

7. Системы регистрации исследований и экспертиз;

8. Системы учета проведенных конкурсов и тендеров;

9. Системы учета разрабатываемых программ;

10. Системы учета выданных лицензий;

11. Системы экономического анализа подведомственных предприятий;

12. Информационные системы анализа статистической информации и прогноза;

13. Системы планирования приема граждан и учета их обращений;

14. Административные системы хозяйственного и транспортного обеспечения;

15. Система учета несчастных случаев на производстве;

16. Система ведения реестра дел об административных правонарушениях;

17. Система поддержки адресных программ социального страхования;

18. Системы учета лиц, имеющих медикосоциальные проблемы.

После проведения анализа функционирования данных систем должен быть определен регламент их дальнейшего использования в плане общей концепции ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.

Интеграционная шина

Интеграционная шина используется для осуществления связи всех текущих и будущих

■ ■■ if414 Гот 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .-о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

информационных систем Министерства здравоохранения и социального развития для повышения эффективности работы пользователей и снижения расходов и рисков при модификации существующих и внедрении новых приложений.

Интеграционная шина осуществляет поддержку Web-сервисов, распределенных приложений, управление событиями приложений, синхронизацию данных, реализацию многошаговых бизнес-процессов и т.д.

Электронный паспорт здоровья

Важным элементом ЕИС является «электронный паспорт здоровья». Под этим термином понимаются совокупность всей информации о биометрических и физиологических параметрах гражданина, его анамнестических данных, клинических признаках, исследованиях и наблюдениях за его здоровьем, сведения о его лечении.

Та или иная часть этой информации (или вся информация) доступна всем авторизиро-ванным службам сферы здравоохранения и социального развития с учетом разграничения прав доступа, но независимо от места оказания услуги. За счет стандартизации доступ к информации может быть реализован из любого клинического приложения.

Хранилища графической информации

С развитием цифровых технологий происходит постепенное их проникновение в область медицинской диагностической техники. Цифровое представление графических данных предоставляет возможность длительного хранения и обеспечения доступа к результатам исследований в любом месте оказания медицинских услуг. Кроме того, оно обеспечивает значительную экономию средств на расходных материалах и снижение трудозатрат на обработку снимков. Дополнительно с применением информационно-коммуни-

кационных технологий достигается экономия масштаба за счет создания центров массового хранения графической информации и возможности аутсорсинга функций интерпретации результатов обследования.

Электронный рецепт и формуляр

Электронный рецепт и формуляр (национальный фармакологический справочник) предназаначены для взаимодействия с аптечными системами и позволяют существенно снизить вероятность медицинских ошибок при назначении лекарственных средств, значительно экономить время врача и пациента (особенно для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями), получать быстрый доступ к актуальной информации о новых лекарственных средствах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, с точки зрения автоматизации контрольно-надзорных и административных функций, электронный рецепт и формуляр позволяют добиться снижения затрат за счет проверки наличия страхового покрытия лекарственных препаратов, обеспечивают повышение контроля за оборотом лекарственных средств, способствуют выявлению махинаций в сфере страхования и дополнительного лекарственного обеспечения.

В России в настоящее время уже имеются решения в этой области, в частности, в отношении льготных рецептов. Кроме того, есть примеры успешной реализации в некоторых странах, чей опыт может быть адаптирован для российских условий.

Для реализации электронного рецепта и формуляра, помимо принятия единых стандартов и требований к хранению и передаче информации, необходимо разработать или адаптировать типовое программное обеспечение медицинского и аптечного учреждения, сертифицировать коммерческие приложения, разработать государственные и сертифицировать коммерческие справочники лекарственных средств и препаратов.

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ :Ц j 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" + Ф 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Банки донорского материала

Банки крови и донорского материала предназначены для обеспечения качества, учета и контроля донорского материала, безопасности пациентов и доноров, снижения вероятности профессиональных ошибок при сборе и применении донорских материалов, предоставления оперативной и полной информации о потребности и наличии донорских материалов, автоматизации контрольнонадзорной деятельности в сфере донорства.

Функционирование банков донорских материалов как компонента ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития базируется на:

1. Единых для ЕИС стандартах представления информации, доступа и обмена информацией;

2. Классификаторах донорских материалов;

3. Паспортизации донорского материала, доноров и банков донорских материалов.

Информационные системы банков донорских материалов должны обеспечивать:

1. Уникальную идентификацию доноров;

2. Безопасность всего цикла от забора донорского материала, его хранения и до собственно применения в медицинской практике;

3. Эффективное управление лабораторией и запасами препаратов;

4. Полное отслеживание каждого из образцов донорского материала;

5. Информацию о наличии донорского материала;

6. Подбор и проверку доноров;

7. Статистику, анализ и прогнозирование;

8. Электронный документооборт;

9. Электронную очередь на донорский материал;

10. Поддержание необходимого запаса донорских материалов;

11. Простую, стандартизированную и последовательную методологию сбора информации о несчастных случаях и ситуациях, представляющих опасность для здоровья людей.

Информационные системы банков донорских материалов должны включать компоненты надзора и контроля за обращением донорских материалов и для осуществления иного мониторинга в сфере здравоохранения.

Электронная лаборатория

Электронные лаборатории предоставляют возможность хранения в цифровом виде данных, полученных в результате лабораторных исследований, а также оперативного доступа, в том числе удаленного, пациентов и медперсонала к этим результатам независимо от места оказания медицинской услуги.

Использование электронных лабораторий позволяет значительно сократить время получения результатов лабораторных исследований, сократить количество лабораторных тестов, назначаемых различными специалистами в отсутствие информации о ранее проведенных анализах (при наблюдении у специалистов в различных лечебных заведениях), повысить качество лабораторных исследований за счет создания специализированных центров массового обслуживания, предоставляет возможность создания высокой концентрации квалифицированного персонала и оборудования.

Электронные лаборатории могут быть внедрены независимо от остальных компонентов ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития и впоследствии интегрированы с ЭПЗ.

Центры высоких медицинских технологий и телемедицина

Создание центров высоких медицинских технологий и базовой инфраструктуры предоставляет возможность концентрации экспертизы и высокотехнологического медицинского оборудования, концентрации медицинских исследований в узкоспециализированных областях.

За счет компонента телемедицины будет обеспечена высокотехнологическая медицинская помощь пациентам независимо от их места проживания, а также возможность кон-

■ ■■ ir1B Гг! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

сультаций для медицинских специалистов, работающих в удаленных и труднодоступных районах и в районах возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для расширения программы за счет компонента телемедицины необходимо обеспечить доступ к ЭПЗ в основном месте оказания медицинских услуг, а также создать специализированную инфраструктуру дистанционного консультирования.

Инфраструктура Единой Информационной Системы в сфере здравоохранения и социального обеспечения

Инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития представляет собой совокупность прикладного, организационного, методического, нормативного и законодательного обеспечения при наличии стандартов информационного взаимодействия и сервисов общего пользования, а также компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих возможность работы в любой момент времени.

Для полноценного функционирования ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития необходимо наличие распределенной сети обмена данными, централизованнодецентрализованной системы хранения информации. Необходимо обеспечить иерархичность систем, возможность объединения сетей и их интероперабельность.

Единые классификаторы и стандарты, единые стандарты представления и обмена данными

Единые стандарты должны охватывать принципы функционирования и процессы информационного обмена в рамках ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития и электронного паспорта здоровья, в частности.

Кроме того, необходимы стандартизация терминологии (топография, морфология,

функции, организмы, химические соединения, воздействия, профессии, социальная среда, синдромы, заболевания, диагнозы, процедуры, лабораторные тесты, административные процедуры, модификаторы, перекрестные ссылки) и использование стандартов представления данных:

1. Классификатор заболеваний и симптомов;

2. Классификатор медтехники и оборудования;

3. Классификатор лекарственных средств;

4. Классификатор процедур;

5. Классификатор результатов лабораторных исследований;

6. Классификатор донорских материалов.

Единые распределенные реестры и справочники представляют собой совокупность спецификаций каждого из участников процесса здравоохранения, а также веществ, оборудования и технологий, используемых в сфере здравоохранения и социального развития. Эти спецификации представлены в электронном виде согласно требованиям стандартов, обеспечивая уникальную и полную идентификацию объектов для учета и анализа, интеграцию медицинских информационных систем, распределенность структуры хранения, доступа и администрирования, возможность поддержки актуальности и истории изменений, оперативность доступа.

Ключевые реестры и справочники уже используются прикладными системами в структуре органов здравоохранения и социального обеспечения:

1. Паспорт пациента;

2. Паспорт медицинского работника;

3. Паспорт лечебно-профилактического учреждения;

4. Паспорт лаборатории;

5. Паспорт банка донорских материалов;

6. Паспорт донорского материала;

7. Паспорт фармацевтического препарата;

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" ----- T7f--t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

8. Паспорт биотехнологического материала;

9. Паспорт медицинского оборудования;

10. Паспорт производителя;

11. Паспорт распространителя;

12. Паспорт органа государственной власти, уполномоченного в сфере здравоохранения и социальной защиты;

13. Паспорт страховой компании;

14. Паспорт работодателя;

15. Паспорт медицинского учебного заведения;

16. Паспорт научно-исследовательского заведения.

Нормативное и правовое обеспечение

Функционирование электронного паспорта здоровья и ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития в целом должно опираться на технические нормативы и правовые акты, определяющие и регулирующие следующие аспекты:

1. Стратегические цели и приоритеты информатизации системы здравоохранения;

2. Программу информатизации здравоохранения, применение информационных технологий в сфере здравоохранения;

3. Информационную безопасность;

4. Выделение необходимых объемов целевого финансирования;

5. Отношения институционального характера;

6. Юридическую значимость информации в электронном виде;

7. Объекты интеллектуальной собственности в информационной сфере;

8. Нотаризацию бездокументарной информации;

9. Гарантированную доставку информации провайдерами связи;

10. Разграничение доступа к персональной информации;

1 1. Развитие государственных информационных ресурсов;

12. Взаимную согласованность нормативно-правовой и методической базы информатизации на всех уровнях;

13. Наличие сводного каталога базовых спецификаций, использующего систему статусов для определения условий использования и жизненного цикла стандартов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Электронную медицинскую запись, электронную историю болезни, электронную медицинскую запись, электронный административный учет, электронный финансовый учет, электронную цифровую подпись, электронное удостоверение полномочий;

15. Формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры сферы здравоохранения.

□бучение и стимулирование использования

ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна включать в себя использование информационно-коммуникационных технологий для укрепления различных аспектов системы здравоохранения, в том числе электронное обучение в целях развития кадровых ресурсов и оказания поддержки в предоставлении медико-санитарных услуг.

Доступ к ресурсам медико-санитарной информации должен обеспечиваться посредством электронных публикаций и использования виртуальной медицинской научной библиотеки, являющихся компонентами системы ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.

Благодаря информационным ресурсам, базе специальных знаний в области здравоохранения и возможности доступа к всемирной медико-санитарной информации, ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна предоставлять населению медицинские знания, способствующие принятию правильных решений в отношении предупреждения болезней и ведения более здорового образа жизни.

■ ■■ it 18 Гг! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ют 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

клав

5.2 ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна создаваться как территориально распределенная трехуровневая система, включающая:

1. Уровень центральных органов государственной власти (федеральный уровень) (пользователи Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственные органы государственной власти);

2. Уровень субъектов РФ (региональный уровень);

3. Муниципальный уровень (пользователи местных органов власти, пользователи предприятий в сфере здравоохранения и социального развития).

Общая архитектура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития представлена в виде трехуровневой распределенной структуры, базирующейся на сети Центров

медицинской информации, объединенных общей средой обмена информации (см. рис. 3).

Предлагаемая архитектура ЕИС является федеративной, с точки зрения централизации, и трехзвенной, с точки зрения взаимодействия компонентов ЕИС с базами данных.

Под федеративной (централизованно-децентрализованной) понимается такая архитектура, в которой серверная часть и базы данных ЕИС расположены как на уровне федерального (ФЦМИ), так и на уровне региональных центров медицинской информации (РЦМИ).

Центр медицинской информации (ЦМИ) является совокупностью технических, программных и телекоммуникационных компонентов ЕИС, компактно расположенных на территории одного или нескольких объектов (зданий).

Унифицированные региональные компоненты ЕИС, размещаемые на базе ЦМИ,

Рис. 3. Общая архитектура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ *+-+-+. 19JH-J 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

обслуживают взаимодействие с внешними системами и клиентскими приложениями соответствующего региона и взаимодействуют между собой через центральный компонент.

Такая архитектура подразумевает деление прикладной системы на три звена: клиент (клиентское приложение), сервер приложений, сервер баз данных, взаимодействующих посредством стандартных протоколов и соглашений об интерфейсах.

Основные функции центров медицинской ин-формации схематически изображены на рис 4.

На рис. 5 представлена телекоммуникационная инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.

Коммуникации между федеральным и региональным уровнями осуществляются через защищенный сегмент Интернета либо

посредством существующих ведомственных каналов связи.

Доступ к ЕИС в местах оказания услуг, а также для муниципальных органов государственной власти обеспечивается через защищенный канал Интернета либо посредством создания районных узлов доступа на базе операторов связи, АТС и т.д.

5.3. Пилотные проекты

Для обеспечения прогнозируемого и управляемого процесса создания и модернизации ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития необходимо предусмотреть предварительное развертывание и тестирование модернизируемых и вновь создаваемых компонентов на объектах пилотной зоны.

В сочетании с принципом постоянного наращивания функциональности ЕИС в сфере

Федеральный центр медицинской информации (ФЦМИ)

Хранение, сопровождение и тиражирование БД справочников и классификаторов Авторизация и аутентификация приложений РЦМИ Технологические сервисы - Маршрутизация запросов к РЦМИ - Обеспечение гарантированной доставки данных и запросов Размещение и поддержка приложений по работе со

статистическими данными

Сбор,хранение и сопровождение консолидированной БД реестров Федерального уровня Размещение и обеспечение функционирование приложений подразделение Минздрава статистика - Ведение каталога пользователей Федерального уровня

Рис. 4. Функции центров медицинской информации

■ ■■ +-+-+2Q r-t-t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nt_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

ВИН

здравоохранения и социального развития выбор объектов пилотной зоны должен осуществляться среди объектов автоматизации:

1. Требующих наименьших инвестиций в инфраструктуру и подготовку персонала;

2. Имеющих инфраструктуру и иные черты, сходные с наибольшим количеством аналогичных объектов автоматизации;

3. С незначительными объемами информационных потоков, позволяющих персоналу работать как с новыми программными средствами, так и продолжать использовать старые для сохранения непрерывности функционирования объекта.

Тестирование новых программных средств должно осуществляться на специально выделенных технических средствах.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕИС

В целях формирования нормативной базы для создания и развития ЕИС Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации необходимо:

1. Внести в Правительство Российской Федерации проект решения (постановления), которым на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возлагается разработка ЕИС, а также разработка и контроль исполнения нормативных актов, определяющих созда-

/-----------------------------------------N

Федеральный центр медицинской информации

Уровень субъекта Федерации

ЛИЛ

Районные узлы доступа

(создаются при операторах связи, на территории АТС или в др. местах при необходимости для обслуживания доступа подведомственных Минздравсоцразвития организаций)

к___________________)

Место ОКД1ДИ1П услуг / поста вщмаг

(могут располагаться на федеральном регионагънам И муниципальном уровне)

Стационары, поликлиники, санатории, лаборатории, банки донорских материалов, аптеки, страховые компании и гд.

уровень

Рис. 5. Телекоммуникационная инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения

и социального развития

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ зГЧ 1 1 1 — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 1 1 ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ Я_+-щ_+В -+-+■ 21 |-+-+ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Ш.ЛШШ

1 и информационные

технологии

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

ние, эксплуатацию, сопровождение и развитие ЕИС.

2. Определить полномочия, обязанности, права и ответственность Минздравсоцразви-тия России, подведомственных ему агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов, а также общественных объединений в процессе создания, эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС. Таким нормативным актом мог бы стать приказ Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Определить уполномоченный департамент Минздравсоцразвития России, ответственный за координацию деятельности по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС, а также согласование и утверждение соответствующих планов работ и финансирования, изменения существующих и разработки новых нормативных актов.

4. Определить порядок работы уполномоченного департамента в качестве координатора создания и развития ЕИС.

5. Сформировать межведомственный орган при Минздравсоцразвития «Комиссию по информатизации» с участием служб, агентств, фондов с функциями исполнительной дирекции проекта.

Для повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций необходимо согласовать и утвердить список мероприятий по использованию информационных технологий и созданию компонентов ЕИС в области повышения внутренней эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций, включая:

1. Создание системы показателей и методов их оценки, в полной мере характеризующих состояние сфер здравоохранения, социального развития, труда и занятости;

2. Создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования

информационных технологий в деятельности Министерства и подведомственных ему организаций;

Параллельно с разработкой основ создания и развития ЕИС необходимо согласовать и утвердить список мероприятий по использованию информационных технологий и созданию компонентов ЕИС в области оказания государственных услуг. Необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Разработать концепции интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций в соответствии с функциями Министерства и подведомственных организаций по сферам ответственности;

2. Определить первоочередные сервисы интерактивного обслуживания граждан и организаций, оценку существующего нормативно-правового обеспечения реализации сервисов интерактивного обслуживания;

3. Реализовать пилотные сервисы интерактивного обслуживания граждан и организаций в целях отработки принципов и механизмов предоставления соответствующих услуг со стороны органов исполнительной власти и подведомственных организаций;

4. Создать системы сбора сведений о состоянии здоровья граждан без передачи с муниципального уровня на региональный и федеральный уровни персональной информации о гражданах;

5. Создать системы мониторинга состояния здоровья населения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Создание системы сбора и мониторинга разработки производителями новой продукции, сбора и обработки сведений о потребностях граждан в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;

7. Создать системы сбора и передачи сведений об оказании медицинских и социальных услуг путем реализации сервисов взаимодействия с организациями и учреждениями, оказывающими медицинские и социальные услуги, в соответствии с реестрами оказания таких услуг.

■ -22 1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 .--о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1

Информационное пространство здравоохранения

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru 2007, № 3

Ф

7. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕИС В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ В РАМКАХ ЭТАПОВ

План создания компонентов ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывается в рамках технических заданий. На концептуальном этапе определяются ключевые направления работ и ориентировочные сроки их выполнения.

План рассчитан на 10 лет и предполагает обеспечение доступа к ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития всех лечебно-профилактических учреждений, государственных органов, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального обеспечения, иных профильных организаций, медицинского персонала, социальных работников и граждан Российской Федерации.

Ниже приведены предложения по составу и содержанию приоритетных мероприятий, которые должны быть реализованы в первоочередном порядке. К таким мероприятиям относятся:

1. Разработка общей архитектуры, требований к ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития, уточнение программы работ и объемов финансирования;

2. Создание Сегмента Минздравсоц-развития;

3. Разработка концепции стандартизации информационных технологий в сфере здравоохранения и социального обеспечения;

4. Подключение ЛПУ и других объектов автоматизации к сети Интернет;

5. Разработка и внедрение ИТ-сервисов коллективной работы в ЕИС;

6. Создание и обеспечение доступа ЛПУ к электронным информационным ресурсам общего и ограниченного доступа в сфере здравоохранения и соцобеспечения.

1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ „+_+_+. _+_+. B3f ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.