Информационное пространство здравоохранения
ТЕХНОЛОГИИ Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России: проблемы координации и информационного обмена»
Г.П.РАДЗИЕВСКИЙ,
к.т.н., начальник информационно-аналитического отдела Департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Минздравсоцразвития России
АРХИТЕКТУРА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1 . НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ И В МИРЕ
Изучение мирового опыта позволяет определить наиболее существенные направления модернизации сферы здравоохранения, социального развития и наиболее эффективные пути их реализации.
Являясь членом мирового сообщества, Россия испытывает сходные с другими развитыми странами проблемы и подвержена влиянию сходных тенденций.
Рост потребности в информации со стороны населения
Информационные технологии проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе и медицину. Развитие сети Интернет и электронных средств массовой информации в мире привело к лавинообразному увеличению доступной информации, в том числе и различного рода медицинской информации.
При этом растет как количество источников, так и объемы информации в них. Количественный рост происходит в основном за счет неспециализированных общетематических источников, хотя в последнее время происходит рост доли средств массовой информации конкретной медицинской научной и практической направленности.
Рост объема и доступности информации об альтернативных методах лечения и лекарственных средствах приводит к тому, что пациенты в большей степени пытаются участвовать в процессе лечения; увеличивается потребность пациентов в более качественных методах лечения; растет спрос на информацию об ЛПУ, врачах, лекарственных средствах, лечебных и профилактических методиках.
Традиционные СМИ не справляются с возрастающей нагрузкой, что приводит к снижению их эффективности в донесении информации и к увеличению временных и физических затрат на хранение документов, их поиск и обработку и соответственно к необходимо-
© Г.П.Радзиевский, 2007 г.,
■ ■■ +- „ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
сти информатизации и автоматизации медицинских учреждений.
Рост количества коммерческих поставщиков лекарственных средств, медицинской техники, информации и услуг
Все развитые страны, осуществляя реформирование здравоохранения, ставят целью улучшение медицинского обслуживания, обеспечивая как равенство, так и эффективность распределения ресурсов. Качество здравоохранения в значительной степени обусловлено децентрализованностью и демонополи-зированностью ЛПУ, плюрализмом в предоставлении медицинских услуг, уравнением статуса частной медицинской практики, включая стоматологию и фармацевтику, региональных, муниципальных, государственных, благотворительных, религиозных и других учреждений здравоохранения.
При этом население все более активно участвует в решении вопросов защиты и улучшения собственного здоровья. По мере роста доходов увеличивается спрос на медицинские услуги, в том числе альтернативной и нетрадиционной медицины, оказываемые коммерческими организациями и частными лицами.
Высокий уровень рентабельности в сфере оказания медицинских услуг, производства лекарственных препаратов и биодобавок создает опасность недобросовестного предпринимательства: поставки поддельных или некачественных лекарственных средств, несертифицированного или опасного для здоровья оборудования медицинского назначения, оказания медицинских услуг низкого качества и шарлатанства.
Подобные тенденции, общие для всех развитых стран, обусловливают необходимость повышения эффективности систематического контроля качества медицинских услуг, лекарственных средств и медицинского оборудования.
Рост расходов на здравоохранение и социальное обеспечение опережает рост национальных экономик
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в большинстве стран наблюдается устойчивая тенденция к увеличению ожидаемой продолжительности жизни. При этом в большинстве стран эта тенденция не сопровождается увеличением рождаемости, что в итоге приводит к старению населения, то есть к увеличению среднего возраста населения.
Увеличение доли хронических и трудноизлечимых заболеваний, связанное со старением населения, обусловливает общий рост расходов на здравоохранение.
Развитие медицины ведет к повышению эффективности лечения и сокращению числа ранее неизлечимых заболеваний. Однако разработка новых методов и технологий лечения, разработка и производство новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования ведут к все большей стоимости лечения.
В этих условиях для равного обеспечения населения максимально эффективной медицинской помощью национальные правительства должны направлять на общественное здравоохранение все большие средства, увеличивая долю расходов на здравоохранение в структуре государственных расходов, что далеко не всегда представляется возможным.
Новые, эффективные, высокотехнологичные виды медицинской помощи и охраны здоровья требуют значительных капитальных вложений в инфраструктуру и непосредственно здравоохранительные технологии и средства.
В условиях невозможности компенсировать рост расходов на здравоохранение и социальное обеспечение за счет роста доли в ВВП большое значение приобретает эффективность использования уже имеющихся ресурсов. С этой точки зрения, крайне важен контроль за использованием медицинских ресурсов, противодействие махинациям в сфере страхования и распределения социальной помощи.
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■-j—i—i-и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
Проблемы, связанные с отсутствием или ограниченным доступом к информации
Обеспечение доступа к достоверной и полной информации является жизненно важным как для работников сферы здравоохранения, так и для населения. По статистике Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно от врачебных ошибок умирает больше людей, чем погибает в ДТП.
Помимо применения неподобающего лекарственного средства, существенную долю составляет ущерб, причиняемый здоровью по причине недостатка информации о качестве применяемого препарата. Более того, к значительному ущербу приводит недостаток или недостоверность информации о медицинской услуге, методике, оборудовании, предоставляемой той или иной коммерческой структурой.
Наконец, ущерб здоровью населения причиняется из-за недостатка, неполноты и несвоевременности данных об эпидемиологической ситуации, о природных и техногенных катастрофах и катаклизмах.
Рост мобильности населения
Миграционным процессам способствуют высокая конкуренция на рынке труда, приводящая к частой смене работы, унификация системы оплаты труда, либерализация рынка образовательных услуг, свобода выбора места жительства и пребывания, политика демографического, трудового и миграционного балансов, формирование унифицированной поселенческой среды.
Рост мобильности и внутренней миграции населения требует совершенствования институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ, в том числе и в сфере здравоохранения.
Развитие страхового рынка приводит к конкуренции между страховыми компаниями. Этот фактор обусловливает частую смену компа-
ниями страховых партнеров по программе медицинского страхования персонала.
Наконец, в условиях свободного выбора между медицинскими учреждениями возрастает конкуренция между различными ЛПУ, диагностическими и медицинскими центрами.
Таким образом, общей тенденцией является частая смена населением лечебных и профилактических учреждений при смене места жительства и смене страховой компании.
2. МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Мировой опыт создания и развития информационных систем в органах государственной власти подтверждает необходимость создания комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную и актуальную информацию о социальном и экономическом развитии государства, для эффективного выполнения органами власти возложенных на них функций и задач.
В ходе создания и развития подобных систем особенно актуальной становится задача накопления и эффективного использования данных в интересах граждан и организаций путем оказания услуг населению и организациям на базе интегрированной информационной системы.
В Российской Федерации разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется на протяжении долгого времени. Однако внедрение информационных технологий в деятельность Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных органов исполнительной власти осуществляется медленными темпами. В их бюджетах отсутствует финансирование по статье «Связь и информатика», что не позволяет осуществлять комплексные мероприятия по широкому внедрению информационных систем в сфере здравоохранения и социального развития.
■ ■■ ft 10 r-tf 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .-о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffl'] 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
В настоящее время в России используются более 800 программных продуктов для медицины. Однако лишь около 10% из них являются интегрированными медицинскими информационными системами. Большинство же программных продуктов в сфере здравоохранения могут быть применены только для специализированных задач внутри ведомства или ЛПУ (ведение документации, сбор статистики, бухгалтерия и т.д.).
Необходимо комплексное внедрение информационных технологий в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственных федеральные органах, а также определение направлений реализации государственной политики и корректировки государственных программ и проектов в этой сфере.
3. ЗАДАЧИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Разработка Единой Информационной Системы в сфере здравоохранения и социального развития необходима для успешной реализации работ по достижению качественно нового уровня управления в сфере здравоохранения и социального развития, соответствующего целям государственной политики, наблюдаемым тенденциям в России и в мире, лучшим примерам международной практики.
Кардинальная модернизация информационно-технической инфраструктуры Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации является необходимым условием достижения таких целей Правительства Российской Федерации, как повышение уровня здоровья населения, обеспечение потребностей в социальном обслуживании и социальной поддержке, воспроизводство и развитие потенциала трудовых ресурсов.
Создание ЕИС должно способствовать системной модернизации отрасли, повыше-
нию эффективности системы управления в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственных федеральных службах, агентствах, государственных внебюджетных фондах, обеспечению информационной поддержки деятельности и принятия решений, созданию межведомственного и международного взаимодействия, включающего региональные ведомства, предприятия различных форм собственности, общественные объединения и население России.
4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИЯМ ЕИС В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна содержать как первичные данные о состоянии сферы здравоохранения и социального развития, так и сводные агрегированные данные, формирующиеся в результате автоматизированного сбора и обработки первичных данных.
Решение по информационному обмену и сбору информации в сфере здравоохранения и социального развития должно в целом обеспечивать:
1. Сбор и хранение информации, необходимой для реализации основных функций управления, в том числе:
♦ информации о целеуказаниях для различных уровней управления;
♦ информации о стратегических планах различных уровней управления;
♦ отчетности о ходе выполнения стратегических планов;
♦ информации о выполнении принятых управленческих воздействий;
♦ информации о ситуации в сфере здравоохранения и социального развития;
2. Сбор и хранение информации, необходимой для реализации механизмов управления, воздействующих на ресурсы предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения и
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ Lilt] 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ "trill:] 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" + 11 f t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
социального развития, — кадровые, финансовые, имущественные, информационные и др.;
3. Процессы планирования деятельности всех уровней управления;
4. Контроль и анализ выполнения планов, подготовка соответствующей отчетности;
5. Анализ эффективности управляющих воздействий.
5. ПОСТРОЕНИЕ ЕИО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
5.1. Основные элементы ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития
ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития как система использования информационно-коммуникационных технологий в интересах здоровья и социальной защиты населения может быть представлена в виде следующей схемы, показанной на рис. 1.
Максимальный эффект от внедрения ИТ может быть достигнут только при наличии единой инфраструктуры ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития. Приведенные на рисунке компоненты, разумеется, не являются исчерпывающим перечнем.
При наличии единой нормативно-справочной информации и стандартов представления данных каждый компонент может развиваться самостоятельно, независимо от других компонентов и приложений. Возможно развитие компонентов и приложений «снизу вверх», когда компоненты разрабатываются и внедряются на пилотных объектах, после чего интегрируются по мере создания единой инфраструктуры.
Каждый из компонентов, за исключением компонента «Государственный контроль и управление», может быть реализован в рамках рыночной модели с привлечением частных инвестиций.
Государственный контроль и управление
Необходимость создания Сегмента Мин-здравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития обусловливается:
1. Комплексным характером проблем в сфере ответственности Минздравсоцразвития;
2. Тесной взаимосвязью между объектами и субъектами предметной области;
3. Низкой эффективностью локальной автоматизации;
4. Потребностью в создании единого информационного пространства органов государственной власти, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального развития, на федеральном, региональном и местном уровнях.
На рис. 2 представлены основные компоненты Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с предлагаемой архитектурой в состав Сегмента Минздравсоцразвития как элемента ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития входят следующие компоненты:
1. Подсистема хранения данных;
2. Внутренний портал общего и ограниченного доступа;
М12 1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 .-С 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
3. Подсистема оперативной и аналитической обработки данных;
4. Административные подсистемы;
5. Унаследованные и планируемые системы;
6. Интеграционная шина.
Далее представлено краткое описание назначения вышеперечисленных компонентов Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.
Подсистема хранения данных
Подсистема хранения данных используется для централизованного хранения данных, необходимых для проведения достоверного анализа и контроля соответствующих областей в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости, а также для
построения полных и достоверных аналитических отчетов. Планируется, что подсистема хранения данных будет включать следующие базы данных:
1. ЦБД — центральная база данных;
2. Архивное хранилище данных;
3. Оперативное хранилище данных;
4. Многомерное хранилище данных. Центральная база данных используется
для хранения консолидированной информации об объектах в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости, необходимой для построения аналитических отчетов.
Оперативное хранилище данных
используется для обеспечения повседневной, текущей, оперативной производственной деятельности.
Рис. 2. Общая архитектура Сегмента Минздравсоцразвития в составе ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ .+_+_+. _+_+. n3ft1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
Архивное хранилище данных используется для хранения архивных данных.
Многомерное хранилище данных используется для хранения агрегатных данных по различным выборкам данных из ЦБД. Цель хранения агрегатных данных — сократить время выполнения запросов, поскольку в большинстве случаев для анализа и прогнозов интересны не детальные, а суммарные данные.
Внутренний портал (общего и ограниченного доступа)
Внутренний портал общего доступа предоставляет следующие функции:
1. Поиск необходимой информации;
2. Просмотр стандартной отчетности;
3. Публикация;
4. Подписка на оповещения;
5. Проведение опросов;
6. Участие в форуме.
Подсистема оперативной и аналитической обработки данных
Данная подсистема используется для обработки и преобразования данных с помощью интеграционных решений, создания репозитория правил обработки и преобразования данных при передаче приложений, формирования стандартной отчетности и предоставления доступа к историческим данным.
Административные системы
Основные административные подсистемы:
1. Подсистема администрирования пользователей;
2. Подсистема доступа;
3. Подсистема управления Сегментом Минздравсоцразвития в составе ЕИС;
4. Подсистема управления НСИ;
5. Подсистема обеспечения безопасности.
Унаследованные и планируемые системы
В данный момент имеется и планируется ряд информационных систем, интеграция с
которыми будет необходима для проведения достоверного анализа различных показателей в сферах здравоохранения, социального развития, труда и занятости:
1. Системы документооборота;
2. Системы нормативно-справочной информации;
3. Финансовые системы учета и распределения средств бюджета;
4. Системы управления персоналом;
5. Системы формирования планов и прогнозных показателей;
6. Системы планирования мероприятий;
7. Системы регистрации исследований и экспертиз;
8. Системы учета проведенных конкурсов и тендеров;
9. Системы учета разрабатываемых программ;
10. Системы учета выданных лицензий;
11. Системы экономического анализа подведомственных предприятий;
12. Информационные системы анализа статистической информации и прогноза;
13. Системы планирования приема граждан и учета их обращений;
14. Административные системы хозяйственного и транспортного обеспечения;
15. Система учета несчастных случаев на производстве;
16. Система ведения реестра дел об административных правонарушениях;
17. Система поддержки адресных программ социального страхования;
18. Системы учета лиц, имеющих медикосоциальные проблемы.
После проведения анализа функционирования данных систем должен быть определен регламент их дальнейшего использования в плане общей концепции ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.
Интеграционная шина
Интеграционная шина используется для осуществления связи всех текущих и будущих
■ ■■ if414 Гот 1 1 1 1 1 1 1 1 1 .-о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
информационных систем Министерства здравоохранения и социального развития для повышения эффективности работы пользователей и снижения расходов и рисков при модификации существующих и внедрении новых приложений.
Интеграционная шина осуществляет поддержку Web-сервисов, распределенных приложений, управление событиями приложений, синхронизацию данных, реализацию многошаговых бизнес-процессов и т.д.
Электронный паспорт здоровья
Важным элементом ЕИС является «электронный паспорт здоровья». Под этим термином понимаются совокупность всей информации о биометрических и физиологических параметрах гражданина, его анамнестических данных, клинических признаках, исследованиях и наблюдениях за его здоровьем, сведения о его лечении.
Та или иная часть этой информации (или вся информация) доступна всем авторизиро-ванным службам сферы здравоохранения и социального развития с учетом разграничения прав доступа, но независимо от места оказания услуги. За счет стандартизации доступ к информации может быть реализован из любого клинического приложения.
Хранилища графической информации
С развитием цифровых технологий происходит постепенное их проникновение в область медицинской диагностической техники. Цифровое представление графических данных предоставляет возможность длительного хранения и обеспечения доступа к результатам исследований в любом месте оказания медицинских услуг. Кроме того, оно обеспечивает значительную экономию средств на расходных материалах и снижение трудозатрат на обработку снимков. Дополнительно с применением информационно-коммуни-
кационных технологий достигается экономия масштаба за счет создания центров массового хранения графической информации и возможности аутсорсинга функций интерпретации результатов обследования.
Электронный рецепт и формуляр
Электронный рецепт и формуляр (национальный фармакологический справочник) предназаначены для взаимодействия с аптечными системами и позволяют существенно снизить вероятность медицинских ошибок при назначении лекарственных средств, значительно экономить время врача и пациента (особенно для пациентов, страдающих хроническими заболеваниями), получать быстрый доступ к актуальной информации о новых лекарственных средствах.
Кроме того, с точки зрения автоматизации контрольно-надзорных и административных функций, электронный рецепт и формуляр позволяют добиться снижения затрат за счет проверки наличия страхового покрытия лекарственных препаратов, обеспечивают повышение контроля за оборотом лекарственных средств, способствуют выявлению махинаций в сфере страхования и дополнительного лекарственного обеспечения.
В России в настоящее время уже имеются решения в этой области, в частности, в отношении льготных рецептов. Кроме того, есть примеры успешной реализации в некоторых странах, чей опыт может быть адаптирован для российских условий.
Для реализации электронного рецепта и формуляра, помимо принятия единых стандартов и требований к хранению и передаче информации, необходимо разработать или адаптировать типовое программное обеспечение медицинского и аптечного учреждения, сертифицировать коммерческие приложения, разработать государственные и сертифицировать коммерческие справочники лекарственных средств и препаратов.
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ :Ц j 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" + Ф 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
Банки донорского материала
Банки крови и донорского материала предназначены для обеспечения качества, учета и контроля донорского материала, безопасности пациентов и доноров, снижения вероятности профессиональных ошибок при сборе и применении донорских материалов, предоставления оперативной и полной информации о потребности и наличии донорских материалов, автоматизации контрольнонадзорной деятельности в сфере донорства.
Функционирование банков донорских материалов как компонента ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития базируется на:
1. Единых для ЕИС стандартах представления информации, доступа и обмена информацией;
2. Классификаторах донорских материалов;
3. Паспортизации донорского материала, доноров и банков донорских материалов.
Информационные системы банков донорских материалов должны обеспечивать:
1. Уникальную идентификацию доноров;
2. Безопасность всего цикла от забора донорского материала, его хранения и до собственно применения в медицинской практике;
3. Эффективное управление лабораторией и запасами препаратов;
4. Полное отслеживание каждого из образцов донорского материала;
5. Информацию о наличии донорского материала;
6. Подбор и проверку доноров;
7. Статистику, анализ и прогнозирование;
8. Электронный документооборт;
9. Электронную очередь на донорский материал;
10. Поддержание необходимого запаса донорских материалов;
11. Простую, стандартизированную и последовательную методологию сбора информации о несчастных случаях и ситуациях, представляющих опасность для здоровья людей.
Информационные системы банков донорских материалов должны включать компоненты надзора и контроля за обращением донорских материалов и для осуществления иного мониторинга в сфере здравоохранения.
Электронная лаборатория
Электронные лаборатории предоставляют возможность хранения в цифровом виде данных, полученных в результате лабораторных исследований, а также оперативного доступа, в том числе удаленного, пациентов и медперсонала к этим результатам независимо от места оказания медицинской услуги.
Использование электронных лабораторий позволяет значительно сократить время получения результатов лабораторных исследований, сократить количество лабораторных тестов, назначаемых различными специалистами в отсутствие информации о ранее проведенных анализах (при наблюдении у специалистов в различных лечебных заведениях), повысить качество лабораторных исследований за счет создания специализированных центров массового обслуживания, предоставляет возможность создания высокой концентрации квалифицированного персонала и оборудования.
Электронные лаборатории могут быть внедрены независимо от остальных компонентов ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития и впоследствии интегрированы с ЭПЗ.
Центры высоких медицинских технологий и телемедицина
Создание центров высоких медицинских технологий и базовой инфраструктуры предоставляет возможность концентрации экспертизы и высокотехнологического медицинского оборудования, концентрации медицинских исследований в узкоспециализированных областях.
За счет компонента телемедицины будет обеспечена высокотехнологическая медицинская помощь пациентам независимо от их места проживания, а также возможность кон-
■ ■■ ir1B Гг! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
сультаций для медицинских специалистов, работающих в удаленных и труднодоступных районах и в районах возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для расширения программы за счет компонента телемедицины необходимо обеспечить доступ к ЭПЗ в основном месте оказания медицинских услуг, а также создать специализированную инфраструктуру дистанционного консультирования.
Инфраструктура Единой Информационной Системы в сфере здравоохранения и социального обеспечения
Инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития представляет собой совокупность прикладного, организационного, методического, нормативного и законодательного обеспечения при наличии стандартов информационного взаимодействия и сервисов общего пользования, а также компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих возможность работы в любой момент времени.
Для полноценного функционирования ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития необходимо наличие распределенной сети обмена данными, централизованнодецентрализованной системы хранения информации. Необходимо обеспечить иерархичность систем, возможность объединения сетей и их интероперабельность.
Единые классификаторы и стандарты, единые стандарты представления и обмена данными
Единые стандарты должны охватывать принципы функционирования и процессы информационного обмена в рамках ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития и электронного паспорта здоровья, в частности.
Кроме того, необходимы стандартизация терминологии (топография, морфология,
функции, организмы, химические соединения, воздействия, профессии, социальная среда, синдромы, заболевания, диагнозы, процедуры, лабораторные тесты, административные процедуры, модификаторы, перекрестные ссылки) и использование стандартов представления данных:
1. Классификатор заболеваний и симптомов;
2. Классификатор медтехники и оборудования;
3. Классификатор лекарственных средств;
4. Классификатор процедур;
5. Классификатор результатов лабораторных исследований;
6. Классификатор донорских материалов.
Единые распределенные реестры и справочники представляют собой совокупность спецификаций каждого из участников процесса здравоохранения, а также веществ, оборудования и технологий, используемых в сфере здравоохранения и социального развития. Эти спецификации представлены в электронном виде согласно требованиям стандартов, обеспечивая уникальную и полную идентификацию объектов для учета и анализа, интеграцию медицинских информационных систем, распределенность структуры хранения, доступа и администрирования, возможность поддержки актуальности и истории изменений, оперативность доступа.
Ключевые реестры и справочники уже используются прикладными системами в структуре органов здравоохранения и социального обеспечения:
1. Паспорт пациента;
2. Паспорт медицинского работника;
3. Паспорт лечебно-профилактического учреждения;
4. Паспорт лаборатории;
5. Паспорт банка донорских материалов;
6. Паспорт донорского материала;
7. Паспорт фармацевтического препарата;
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ ■“h+-+" ----- T7f--t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
8. Паспорт биотехнологического материала;
9. Паспорт медицинского оборудования;
10. Паспорт производителя;
11. Паспорт распространителя;
12. Паспорт органа государственной власти, уполномоченного в сфере здравоохранения и социальной защиты;
13. Паспорт страховой компании;
14. Паспорт работодателя;
15. Паспорт медицинского учебного заведения;
16. Паспорт научно-исследовательского заведения.
Нормативное и правовое обеспечение
Функционирование электронного паспорта здоровья и ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития в целом должно опираться на технические нормативы и правовые акты, определяющие и регулирующие следующие аспекты:
1. Стратегические цели и приоритеты информатизации системы здравоохранения;
2. Программу информатизации здравоохранения, применение информационных технологий в сфере здравоохранения;
3. Информационную безопасность;
4. Выделение необходимых объемов целевого финансирования;
5. Отношения институционального характера;
6. Юридическую значимость информации в электронном виде;
7. Объекты интеллектуальной собственности в информационной сфере;
8. Нотаризацию бездокументарной информации;
9. Гарантированную доставку информации провайдерами связи;
10. Разграничение доступа к персональной информации;
1 1. Развитие государственных информационных ресурсов;
12. Взаимную согласованность нормативно-правовой и методической базы информатизации на всех уровнях;
13. Наличие сводного каталога базовых спецификаций, использующего систему статусов для определения условий использования и жизненного цикла стандартов;
14. Электронную медицинскую запись, электронную историю болезни, электронную медицинскую запись, электронный административный учет, электронный финансовый учет, электронную цифровую подпись, электронное удостоверение полномочий;
15. Формирование базовой информационно-технологической инфраструктуры сферы здравоохранения.
□бучение и стимулирование использования
ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна включать в себя использование информационно-коммуникационных технологий для укрепления различных аспектов системы здравоохранения, в том числе электронное обучение в целях развития кадровых ресурсов и оказания поддержки в предоставлении медико-санитарных услуг.
Доступ к ресурсам медико-санитарной информации должен обеспечиваться посредством электронных публикаций и использования виртуальной медицинской научной библиотеки, являющихся компонентами системы ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.
Благодаря информационным ресурсам, базе специальных знаний в области здравоохранения и возможности доступа к всемирной медико-санитарной информации, ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна предоставлять населению медицинские знания, способствующие принятию правильных решений в отношении предупреждения болезней и ведения более здорового образа жизни.
■ ■■ it 18 Гг! 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ют 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ i i i i i i i ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t i i i ■■ ■ “t“ i i Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
клав
5.2 ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития должна создаваться как территориально распределенная трехуровневая система, включающая:
1. Уровень центральных органов государственной власти (федеральный уровень) (пользователи Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подведомственные органы государственной власти);
2. Уровень субъектов РФ (региональный уровень);
3. Муниципальный уровень (пользователи местных органов власти, пользователи предприятий в сфере здравоохранения и социального развития).
Общая архитектура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития представлена в виде трехуровневой распределенной структуры, базирующейся на сети Центров
медицинской информации, объединенных общей средой обмена информации (см. рис. 3).
Предлагаемая архитектура ЕИС является федеративной, с точки зрения централизации, и трехзвенной, с точки зрения взаимодействия компонентов ЕИС с базами данных.
Под федеративной (централизованно-децентрализованной) понимается такая архитектура, в которой серверная часть и базы данных ЕИС расположены как на уровне федерального (ФЦМИ), так и на уровне региональных центров медицинской информации (РЦМИ).
Центр медицинской информации (ЦМИ) является совокупностью технических, программных и телекоммуникационных компонентов ЕИС, компактно расположенных на территории одного или нескольких объектов (зданий).
Унифицированные региональные компоненты ЕИС, размещаемые на базе ЦМИ,
Рис. 3. Общая архитектура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ о! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ *+-+-+. 19JH-J 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
обслуживают взаимодействие с внешними системами и клиентскими приложениями соответствующего региона и взаимодействуют между собой через центральный компонент.
Такая архитектура подразумевает деление прикладной системы на три звена: клиент (клиентское приложение), сервер приложений, сервер баз данных, взаимодействующих посредством стандартных протоколов и соглашений об интерфейсах.
Основные функции центров медицинской ин-формации схематически изображены на рис 4.
На рис. 5 представлена телекоммуникационная инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития.
Коммуникации между федеральным и региональным уровнями осуществляются через защищенный сегмент Интернета либо
посредством существующих ведомственных каналов связи.
Доступ к ЕИС в местах оказания услуг, а также для муниципальных органов государственной власти обеспечивается через защищенный канал Интернета либо посредством создания районных узлов доступа на базе операторов связи, АТС и т.д.
5.3. Пилотные проекты
Для обеспечения прогнозируемого и управляемого процесса создания и модернизации ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития необходимо предусмотреть предварительное развертывание и тестирование модернизируемых и вновь создаваемых компонентов на объектах пилотной зоны.
В сочетании с принципом постоянного наращивания функциональности ЕИС в сфере
Федеральный центр медицинской информации (ФЦМИ)
Хранение, сопровождение и тиражирование БД справочников и классификаторов Авторизация и аутентификация приложений РЦМИ Технологические сервисы - Маршрутизация запросов к РЦМИ - Обеспечение гарантированной доставки данных и запросов Размещение и поддержка приложений по работе со
статистическими данными
Сбор,хранение и сопровождение консолидированной БД реестров Федерального уровня Размещение и обеспечение функционирование приложений подразделение Минздрава статистика - Ведение каталога пользователей Федерального уровня
Рис. 4. Функции центров медицинской информации
■ ■■ +-+-+2Q r-t-t 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nt_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
ВИН
здравоохранения и социального развития выбор объектов пилотной зоны должен осуществляться среди объектов автоматизации:
1. Требующих наименьших инвестиций в инфраструктуру и подготовку персонала;
2. Имеющих инфраструктуру и иные черты, сходные с наибольшим количеством аналогичных объектов автоматизации;
3. С незначительными объемами информационных потоков, позволяющих персоналу работать как с новыми программными средствами, так и продолжать использовать старые для сохранения непрерывности функционирования объекта.
Тестирование новых программных средств должно осуществляться на специально выделенных технических средствах.
6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДДЕРЖКЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ЕИС
В целях формирования нормативной базы для создания и развития ЕИС Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации необходимо:
1. Внести в Правительство Российской Федерации проект решения (постановления), которым на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации возлагается разработка ЕИС, а также разработка и контроль исполнения нормативных актов, определяющих созда-
/-----------------------------------------N
Федеральный центр медицинской информации
Уровень субъекта Федерации
ЛИЛ
Районные узлы доступа
(создаются при операторах связи, на территории АТС или в др. местах при необходимости для обслуживания доступа подведомственных Минздравсоцразвития организаций)
к___________________)
Место ОКД1ДИ1П услуг / поста вщмаг
(могут располагаться на федеральном регионагънам И муниципальном уровне)
Стационары, поликлиники, санатории, лаборатории, банки донорских материалов, аптеки, страховые компании и гд.
уровень
Рис. 5. Телекоммуникационная инфраструктура ЕИС в сфере здравоохранения
и социального развития
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ зГЧ 1 1 1 — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 1 1 ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—V ш I 1 ■ -1—ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ Я_+-щ_+В -+-+■ 21 |-+-+ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Ш.ЛШШ
1 и информационные
технологии
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
ние, эксплуатацию, сопровождение и развитие ЕИС.
2. Определить полномочия, обязанности, права и ответственность Минздравсоцразви-тия России, подведомственных ему агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов, а также общественных объединений в процессе создания, эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС. Таким нормативным актом мог бы стать приказ Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Определить уполномоченный департамент Минздравсоцразвития России, ответственный за координацию деятельности по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС, а также согласование и утверждение соответствующих планов работ и финансирования, изменения существующих и разработки новых нормативных актов.
4. Определить порядок работы уполномоченного департамента в качестве координатора создания и развития ЕИС.
5. Сформировать межведомственный орган при Минздравсоцразвития «Комиссию по информатизации» с участием служб, агентств, фондов с функциями исполнительной дирекции проекта.
Для повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций необходимо согласовать и утвердить список мероприятий по использованию информационных технологий и созданию компонентов ЕИС в области повышения внутренней эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций, включая:
1. Создание системы показателей и методов их оценки, в полной мере характеризующих состояние сфер здравоохранения, социального развития, труда и занятости;
2. Создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования
информационных технологий в деятельности Министерства и подведомственных ему организаций;
Параллельно с разработкой основ создания и развития ЕИС необходимо согласовать и утвердить список мероприятий по использованию информационных технологий и созданию компонентов ЕИС в области оказания государственных услуг. Необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Разработать концепции интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций в соответствии с функциями Министерства и подведомственных организаций по сферам ответственности;
2. Определить первоочередные сервисы интерактивного обслуживания граждан и организаций, оценку существующего нормативно-правового обеспечения реализации сервисов интерактивного обслуживания;
3. Реализовать пилотные сервисы интерактивного обслуживания граждан и организаций в целях отработки принципов и механизмов предоставления соответствующих услуг со стороны органов исполнительной власти и подведомственных организаций;
4. Создать системы сбора сведений о состоянии здоровья граждан без передачи с муниципального уровня на региональный и федеральный уровни персональной информации о гражданах;
5. Создать системы мониторинга состояния здоровья населения;
6. Создание системы сбора и мониторинга разработки производителями новой продукции, сбора и обработки сведений о потребностях граждан в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;
7. Создать системы сбора и передачи сведений об оказании медицинских и социальных услуг путем реализации сервисов взаимодействия с организациями и учреждениями, оказывающими медицинские и социальные услуги, в соответствии с реестрами оказания таких услуг.
■ -22 1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 .--о 1 1 1 — ■ ■■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ft] i i i — ■ ■ :nf_t 1 1 1 ■■ 1 1 Lffi'j 1 1 ■ ■■■ ■ Г+"+_+" "+"tJ 1 1 1 1 1 1 Life:!:: 1 1 1 1
Информационное пространство здравоохранения
Материалы конференции «Информатизация здравоохранения
и социальной сферы в регионах России:
проблемы координации и информационного обмена»
www.idmz.ru 2007, № 3
Ф
7. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕИС В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ В РАМКАХ ЭТАПОВ
План создания компонентов ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития, разрабатывается в рамках технических заданий. На концептуальном этапе определяются ключевые направления работ и ориентировочные сроки их выполнения.
План рассчитан на 10 лет и предполагает обеспечение доступа к ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития всех лечебно-профилактических учреждений, государственных органов, уполномоченных в сфере здравоохранения и социального обеспечения, иных профильных организаций, медицинского персонала, социальных работников и граждан Российской Федерации.
Ниже приведены предложения по составу и содержанию приоритетных мероприятий, которые должны быть реализованы в первоочередном порядке. К таким мероприятиям относятся:
1. Разработка общей архитектуры, требований к ЕИС в сфере здравоохранения и социального развития, уточнение программы работ и объемов финансирования;
2. Создание Сегмента Минздравсоц-развития;
3. Разработка концепции стандартизации информационных технологий в сфере здравоохранения и социального обеспечения;
4. Подключение ЛПУ и других объектов автоматизации к сети Интернет;
5. Разработка и внедрение ИТ-сервисов коллективной работы в ЕИС;
6. Создание и обеспечение доступа ЛПУ к электронным информационным ресурсам общего и ограниченного доступа в сфере здравоохранения и соцобеспечения.
1 1 1 1 1 1 ■ 1 -t-t 1 1 1 ■ .pj i i i — ■ ■■ LtLiJ 1 1 1 I I ■ Г“Т 1 1 ■■■ ft: 1 1 1 1 1 -1—[■ ш I 1 ■ -1—Ь ■ 1 1 ■■ ч! 4„ ■■ 1 1 1 1 1 ■ ■ ■■■ ■ ■ „+_+_+. _+_+. B3f ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1