Научная статья на тему 'Концепция ключевых проблем как элемент интернационализации высшего образования'

Концепция ключевых проблем как элемент интернационализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексашенкова И. В.

Статья посвящена концепции ключевых проблем В.Клафки и особенностям ее реализации при обучении иностранному языку в вузе. Рассматривается актуальность концепции ключевых проблем в процессе интернационализации высшего образования, а также возможности ее применения при формировании межкультурной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция ключевых проблем как элемент интернационализации высшего образования»

УДК 378

И.В.Алексашенкова

КОНЦЕПЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The article is about V.Klafka's conception of crucial problems and its using during learning foreign languages in the institutes of higher education. The author notes the conception of crucial problems importance during the higher education internationalization process and opportunities of the intercultural students' competence formation.

Среди доминирующих тенденций современного общества все отчетливее проявляются глобализация и интернационализация, затрагивая практически все сферы его жизнедеятельности, в том числе сферу высшего образования. Понятия глобализации и интернационализации тесно связаны друг с другом, однако не только не являются синонимами, но и, по утверждению некоторых исследователей, обозначают в корне различные и даже диалектически противоположные процессы. Л.А.Вербицкая описывает глобализацию как воздействие глобальных изменений окружающей среды, чреватое политическими и социальными конфликтами. В то же время она обращает внимание на то, что глобализация может работать в интересах социального и экономического развития многих стран третьего мира, а также обездоленных групп общества. Она может помочь нам понять и принять тот факт, что мир испытывает огромные перемены и переживает трудности, которые могут и должны рассматриваться мировым сообществом в целом [1]. В отличие от глобализации интернационализация опирается на существование национальных государств и отражает мировой порядок, в котором доминируют национальные государства. Интернационализация высшего образования — это, по словам английского эксперта Д.Найт, «процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг» [2].

Таким образом, современная ситуация требует переосмысления сущности и роли университетского образования, нового взгляда на соотношение образования и общества, образования и культуры, в том числе и обновленного понимания их совокупного влияния на личность [3]. Развитие личности в вузе подразумевает сегодня не только стремление к достижению высокого профессионального уровня, но и полное понимание будущими специалистами соответствующих культурных, экологических и социальных вопросов. Назрела необходимость усилить роль высших учебных заведений в укреплении этических и духовных ценностей и сосредоточить внимание на развитии у будущих выпускников активного гражданского чувства причастности к делам общества.

Соотнося понятия глобализации и интернационализации применительно к задачам высшей школы, можно считать, что одной из главных целей современного вуза является участие в решении глобальных проблем человечества с учетом национальных, региональных и локальных потребностей, особенностей и возможностей. Н.М. Дмитриев отмечает, что соответствие требованиям современности сегодня рассматривается, в основном, с точки зрения роли высшего образования как системы и каждого из его учреждений по отношению к обществу, а также с точки зрения тех ожиданий, которые общество связывает с высшим образованием. Он также подчеркивает значение участия высшей школы в поиске решений насущных проблем человечества. При этом важно соблюдать разумный баланс между сохранением тех элементов, которые являются частью национального образовательного и культурного наследия, и из-

менениями, имеющими важнейшее значение для выполнения той роли, которую общество отводит высшему образованию. «Следует стремиться к обеспечению того, чтобы высшее образование, с одной стороны, более четко реагировало на стоящие перед человечеством общие проблемы, потребности экономической и культурной жизни и, с другой стороны, было более адекватным в контексте конкретных проблем тех или иных регионов, стран или общин» [4].

М.И.Алдошина также подчеркивает, что «в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию. <...> Борьба с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальных культур невозможно без соответствующих стратегий в области образования» [3].

Если рассматривать интернационализацию высшего образования как «проявление международной солидарности, выраженное в объединении педагогических усилий преподавателей и студентов различных стран на основе принятия общих идеалов» [5], то примером такой педагогической солидарности, а следовательно, одним из элементов интернационализации в сфере образования можно считать реализацию концепции ключевых проблем современного немецкого ученого Вольфганга Клафки.

В.Клафки является одним из основателей кри-тико-эмансипаторской философии образования, сформировавшейся на базе педагогической антропологии в конце 60-х годов ХХ в. В рамках этой философии была осуществлена критика гуманитарных концепций, недооценивающих обусловленность образования противоречиями индустриального общества с его отчужденными социально-политическими и технологическими структурами. Опираясь также на философию неомарксизма Франкфуртской школы (М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Ф.Маркузе, Ю.Хабермас), представители критико-эмансипаторской философии образования доказывали неправомерность отрыва образования от политики. Последняя конституирует педагогику, обязывая «воспитывать так, чтобы не повторился Освенцим» [6]. Тем самым образование вовлекается в политические движения за эмансипацию личности и межличностных отношений от господства отчужденных структур и идеологий. Воспитание субъектов эмансипации заключается в развитии их способности к свободному дискурсу, к самореф-лексии, к преодолению отчуждения внутри себя, к противостоянию навязываемым взглядам.

По В.Клафки образовательный процесс должен рассматриваться и планироваться с учетом всех взаимосвязей окружающего нас мира и относительно центральных проблем современности. Ориентация на центральные проблемы настоящего и ближайшего будущего, на так называемые «типичные для данной эпохи ключевые проблемы» должна стать одним из главных критериев отбора содержания образования [7]. Таким образом, Клафки рассматривает «ключевые проблемы» как содержательную основу образования, ориентированного на будущее. При этом речь

идет о проблемах всего общества, имеющих наднациональный характер, всемирное значение и затрагивающих каждого человека. «Эпохально-типичными» Клафки называет актуальные проблемы, имеющие последствия для будущего и характерные, таким образом, для определенного промежутка времени в развитии природы и общества. Актуальный каталог ключевых проблем по В.Клафки выглядит следующим образом:

1. Проблема сохранения мира на земле ввиду имеющегося военного потенциала и развития систем вооружения.

2. Национальный вопрос и связанная с ним проблематика; в том числе культурная специфика и межкультурность.

3. Проблемы окружающей среды, т.е. вопрос о разрушении или сохранении естественных основ существования человека, а также связанная с этим проблема контроля и ответственности в сфере развития науки и технологий.

4. Рост численности населения планеты.

5. Проблема неравенства общества, выражающаяся в неравенстве:

— различных социальных классов и слоев общества;

— мужчин и женщин;

— людей с ограниченными физическими возможностями и здоровых людей;

— людей, имеющих работу, и безработных;

— иностранцев и коренного населения, а также представителей различных этнических групп внутри одной нации.

6. Проблема соотношения так называемых развитых индустриальных обществ и «развивающихся» стран.

7. Опасности и возможности, связанные с новыми техническими средствами управления, информации и коммуникации.

8. Отношения между представителями разных полов в контексте противоречий, вызванных разделением ответственности, а также индивидуальными притязаниями на счастье и успех.

Данная концепция может быть реализована на любом уровне образования и в рамках любой дисциплины. В своей концепции Клафки исходит из того, что главной целью образования сегодня является сформировать у подрастающего поколения способность к познанию, анализу и адекватным действиям по отношению к окружающей действительности в настоящем с учетом последствий для будущего.

Обучение в русле концепции ключевых проблем приобретает особое значение именно в сфере высшего образования в силу особенностей студенческого возраста. Таким образом, складывается благоприятная основа для формирования у студентов определенных поведенческих навыков, которые в их будущей профессиональной и иной деятельности будут влиять на принятие ими решений, оказывающих воздействие на них самих, а также на других членов общества. Учитывая возможности дальнейшего развития современных студентов, а также то, что они являются важнейшим интеллектуальным потенциа-

лом нашего общества, трудно переоценить значение педагогического воздействия на личность в рамках высшего образования. Именно в студенческом возрасте «интенсивно формируется личность, стиль ее поведения, проблема самообразования и самовоспитания становится важнейшей» [8]. Этот период связан с ориентацией в познавательных ценностях, а одним из основных личностных свойств саморазвития студента становится рефлексия. Использование концепции ключевых проблем в высшем образовании, по нашему мнению, является оптимальным решением педагогических задач высшей школы в этой области.

Рассмотрим возможности реализации концепции ключевых проблем на примере обучения иностранному языку в вузе.

Поскольку практическое обучение иностранному языку обычно строится на основе тематического принципа, то каталог ключевых проблем В.Клафки может быть взят за основу при разработке содержания образовательной программы. При этом следует учитывать, что данный перечень глобальных проблем не статичен, он может быть сокращен или дополнен в зависимости от степени актуальности названных проблем для той или иной страны, а также для данного периода развития общества. Так, например, проблема роста численности населения в мире неоднозначно воспринимается студентами ряда европейских стран, включая Россию, в связи с тем, что для этих государств характерна противоположная тенденция — стремительное сокращение рождаемости и численности населения. Другим критерием при определении содержания образования может быть интерес, потребности и мотивация студентов, связанные в том числе и с уровнем их информированности по данным проблемам. Участие студентов в планировании содержания образования, безусловно, является важным условием оптимизации процесса обучения, поскольку в значительной степени способствует их мотивации к учебной деятельности, в том числе и в форме самостоятельной работы.

Спецификой применения концепции ключевых проблем при обучении иностранному языку является то, что при выборе содержания необходимо ориентироваться в первую очередь не на его актуальность для своей страны или своего региона, а на своеобразие и важность ключевых проблем применительно к стране изучаемого языка, что вытекает из целей обучения иностранному языку, предполагающих формирование у студентов таких компетенций, как социокультурная, лингвострановедческая, межкультурная, коммуникативная и др. Таким образом, перечень проблем, выбранных в качестве тематических блоков при обучении иностранному языку, может и должен быть скорректирован с учетом их значимости для страны изучаемого языка, а также для участников процесса обучения.

Рассуждая о методах обучения иностранному языку в русле концепции ключевых проблем, необходимо исходить из целей, сформулированных В. Клафки. Он подчеркивает, что главным является не столько формирование определенных знаний, связанных с рассмотрением данных проблем, сколько раз-

витие способностей и компетенций, помогающих в их осознании и поиске путей решения. Так, в качестве необходимых компетенций Клафки называет следующие:

— готовность и способность к критике, в том числе и к самокритике; данная компетенция является основой формирования собственной позиции относительно любых явлений, феноменов, процессов и т. д. в обществе;

— готовность и способность аргументировать, что является основой для участия в дискуссиях, беседах и т.д.;

— эмпатия как готовность и способность понять ситуацию другого, войти в его положение, увидеть ситуацию его глазами.

— так называемое системное мышление, позволяющее смотреть на предметы и явления глобально, учитывая различные аспекты и уровни, а также используя междисциплинарный подход.

В качестве методов и технологий учебного процесса, способствующих развитию названных компетенций, нам представляются оптимальными методы открытого обучения, где доминирующей является самостоятельная познавательная деятельность, а также обеспечиваются субъектные основания организации учебного процесса. Не менее важными, на наш взгляд, являются и развивающие методы, предполагающие высокий уровень взаимодействия на партнерской основе и значительный удельный вес самостоятельной исследовательской работы студентов. Исходя из этого, преобладающими методами обучения иностранному языку в русле концепции ключевых проблем могут быть метод проекта, дискуссия, диспут, миниисследование, учебная конференция, интервью, симуляция и т.д. Использование названных методов создает необходимую предпосылку для развития синтеза компетенций студентов: языковой, специально-

предметной и социокультурной, а также достижения высокого уровня межпредметной интеграции, что способствует достижению неоднородных и многоуровневых целей образования при обучении иностранному языку.

Реализация концепции ключевых проблем в большой степени способствует развитию у студентов межкультурной компетенции, понимаемой нами как способность личности к практическому функционированию в другой культуре и необходимой в процессе интернационализации образования и общества в целом. Этому, на наш взгляд, способствуют следующие факторы.

Ключевые проблемы, рассматриваемые

В.Клафки, интернациональны, ввиду чего они обеспечивают единство, схожесть отдельных элементов разных культур.

Рассмотрение ключевых проблем и поиски их решения требуют ответственности каждого человека за свои поступки, что способствует развитию чувства общности и единства, принадлежности к одной формации, а также достижению культурного согласия.

Обучение в русле концепции ключевых проблем предполагает непрерывное межнациональное и межкультурное сопоставление и сравнение, т.е. режим межкультурного диалога, являющийся основой формирования межкультурной компетенции, поскольку «межкультурная компетенция формируется только при учете, как минимум, двух перспектив и реализуется на их пересечении» [9].

В концепцию В. Клафки в качестве целей заложено развитие у обучающихся способностей, являющихся компонентами межкультурной компетенции, — таких, как эмпатия, способность к критике и самокритике и др.

Учитывая, что интернационализация образования предполагает процесс развития связей между образовательными учреждениями разных стран, одним из эффективных направлений межкультурного взаимодействия, думается, могло бы стать сотрудничество, основанное на рассмотрении глобальных проблем человечества и осуществляемое в различных формах и на разных уровнях. Это могут быть совместные исследования студентов разных университетов, международные образовательные проекты, мероприятия в рамках международной деятельности вузов, создание международных образовательных порталов, общение на форумах в сети Интернет, проведение международных семинаров и конференций и т.д. Главное, чтобы в сегодняшнем мире глобальных изменений и острых противоречий образование не утратило своего значения объединяющей и обогащающей силы.

1. Вербицкая Л.А. // Мир русского слова. 2001. №2. С.15-18.

2. Синицына Г.П., Баташова С.М. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования // Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Омск, 2003. С.178-183.

3. Алдошина М.И. // Высшее образование сегодня. 2007. №5. С.35-38.

4. Дмитриев Н.М. Вопросы интернационализации высшей школы. 1996. — http://www.i-u.ru/biblio/archive/dmitriev% 5Fintbo/

5. Певзнер М.Н. // Вестник НовГУ. 2005. № 31. С.55-59.

6. Adorno T.W. Zum Bildungsbegriff der Gegenwart. Fr. a. M.: Suhrkamp, 1967. S.111.

7. Klafki W. Neue Studien zur Bildungstheorie und Didaktik. Zeitgemäße Allgemeinbildung und kritisch-konstruktive Didaktik. 4. Auflage. Weinheim: Beltz, 1996. S.56-60.

8. Казначеева С.Н. // Высшее образование сегодня. 2006. №12. С.46-47.

9. Колесникова М.С. // Ярославский пед. вестник. 1997. №4. — http://www.yspu.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/4_4/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.