авторское мнение. дискуссии
DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-6-15 УДК 657.01(045) JEL М41
концепция информационной асимметрии как теоретическое обоснование феномена публичной нефинансовой отчетности
С.А. Самусенко,
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия http://orcid.org/000-0001-6178-592X
аннотация
Мировая тенденция распространения публичной нефинансовой отчетности ставит перед исследователями задачу поиска ее научных оснований. Единая теоретическая и методологическая основа концепции публичной нефинансовой отчетности, выраженная в системе категорий, законов, постулатов, позволит эффективно реализовать процессы нормотворчества, стандартизации, гармонизации публичной нефинансовой и финансовой отчетности. Целью работы было обоснование выбора актуального направления современной экономической теории, концепции информационной асимметрии в качестве фундаментальной теоретической основы для аргументирования феномена публичной нефинансовой отчетности. В работе использованы такие способы научного исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, а также системный подход.
В статье выполнен анализ распространения практики публичной нефинансовой отчетности и обозначены проблемы ее применения российскими организациями. Систематизированы теоретические концепции, положенные в основу нефинансовой отчетности: концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон, доктрина справедливых контрактов. Показано, что концепция информационной асимметрии является объединяющей и может быть использована для объяснения добровольного принятия бизнесом обязательств по дополнительным раскрытиям нефинансовых измерителей. В дальнейшем научном обсуждении нуждаются вопросы реализации публичной нефинансовой отчетности как предписывающего институционального либо добровольного сигнального механизма, стандартизации, противодействия недобросовестному использованию новых форм отчетности для усиления негативных эффектов информационной асимметрии и перераспределения рыночных благ. Ключевые слова: асимметрия информации; публичная нефинансовая отчетность; сигнальная теория; интегрированная отчетность; отчетность об устойчивом развитии; отчетность о корпоративной социальной ответственности
Для цитирования: Самусенко С.А. Концепция информационной асимметрии как теоретическое обоснование феномена публичной нефинансовой отчетности. Учет.Анализ.Аудит. 2018;5(3):6-15. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-6-15
DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-6-15 UDK 657.01(045) JEL M41
The Concept of Information Asymmetry as a theoretical substantiation of the Phenomenon of Public Non-Financial Reporting
S.A. Samusenko,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia http://orcid.org/000-0001-6178-592X
abstract
The global trend of widespread of public non-financial reporting makes the researchers face the task of finding its scientific basis. A unified theoretical and methodological basis of the concept of public non-financial reporting can be able to form the system of categories, laws, postulates and allow to implement effectively the processes of norm-setting, standardization and harmonization of public non-financial reporting with financial reporting. The purpose of the article is to provide the rationale for the choice of concept of information asymmetry as a fundamental theoretical basis to justify the phenomenon of public non-financial reporting.
In the study the author applied the following research methods: analysis, synthesis, induction, deduction, comparison, generalization, and a systems approach.
The article provides the results of analysis of extension of public non-financial reporting and identification of the problems of its application in Russian firms. The author systematizes the theoretical concepts be able to explain a phenomenon of public non-financial reporting: concept of sustainable development, the stakeholder theory, the doctrine of fair contracts. The author also demonstrates that the concept of information asymmetry is unifying for all of them and can be used to explain the voluntary adoption of obligations for additional disclosure of non-financial measurers by business.
There is a need for a further scientific discussion of ideas about the implementation of public non-financial reporting as a prescriptive institutional or voluntary signaling mechanism, problem of its standardization, the counteract unfair usage of non-financial reporting to strengthen the negative effects of information asymmetry and the reallocation of market goods.
Keywords: information asymmetry; public non-financial reporting; signal theory; integrated reporting; reporting on sustainable development; reporting on corporate social responsibility
Citation: Samusenko S. A. The concept of information asymmetry as a theoretical substantiation of the phenomenon of public non-financial reporting. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2018;5(3):6-15. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-6-15
s
авторское мнение. дискуссии
введение
В конце XX в. стало очевидным, что традиционная финансовая отчетность не в полной мере отражает эффективность бизнеса, процесс создания им стоимости и совокупность влияющих на это факторов, а также ответственность бизнеса перед социумом за последствия и результаты хозяйственной деятельности Ч По мнению профессора О. В. Рож-новой, существуют три глобальных проблемы отчетности: ее низкая прогностическая способность, несоответствие раскрываемой и сформированной при помощи учетных методов информации запросам пользователей, снижение доверия к финансовым отчетам [1, с. 2-3].
Начиная с 1990-х гг. в развитых странах происходит постепенная трансформация форматов публичной отчетности. Первые компании представляют в годовых отчетах отдельные разделы, посвященные интеллектуальному капиталу, благотворительным программам, стандартам взаимодействия с персоналом и общественными организациями, воздействию на окружающую среду.
В 1997 г. при поддержке Программы ООН по окружающей среде была создана организация «Глобальная инициатива по предоставлению отчетности» (Global Reporting Initiative), целью которой стало повышение качества и прозрачности отчетности в области устойчивого развития [2]. Однако контент отчетов об устойчивом развитии или корпоративной социальной ответственности сложно интегрировать в единой информационной системе с данными финансовой отчетности2. Для обеспечения комплексной основы раскрытия финансовой и нефинансовой информации в формате «единого отчета» в 2013 г. был принят международный стандарт интегрированной отчетности3. Она трактуется
1 Lee K.-W., Yeo G. H.-H. The Association between Integrated Reporting and Firm Valuation. Review of Quantitative Finance and Accounting. 2005; September:1221-1250. DOI: 10.1007/ s11156-015-0536-y
2 Velte P., Stawinoga M. Integrated Reporting: The Current State of Empirical Research, Limitations and Future Research Implications. Journal of Management Control. 2016; April:1-46. DOI: 10.1007/s00187-016-0235-4
3 Owen G. Integrated Reporting: A Review of Developments and
their Implications for the Accounting Curriculum. Accounting
как процесс, основанный на интегрированном мышлении, в результате которого формируется информация о стоимости компании и факторах ее создания [3, с. 5].
Распространение новой практики ставит перед исследователями множество вопросов нормативного и практического характера, в числе которых обязательность нефинансовой отчетности для отдельных компаний, необходимость ее стандартизации на национальном уровне, гармонизация и конвергенция стандартов между собой и со стандартами финансовой отчетности. Однако ответы на эти вопросы требуют прежде всего методологического обоснования феномена публичной нефинансовой отчетности. В качестве исходной теоретической основы для исследования феномена публичной нефинансовой отчетности автор статьи предлагает использовать актуальное направление экономической теории — концепцию информационной асимметрии.
распространение практики публичной нефинансовой отчетности
Из данных международного регистра корпоративных отчетов4 следует, что с 2011 по 2018 г. в мире было издано и зарегистрировано свыше 93 тыс. публичных нефинансовых отчетов, основная доля которых приходилась на США (1008 отчетов за 2016 г.), Великобританию (781), Германию (625), Францию (519) и другие экономически развитые страны. Большая часть отчетов формируется компаниями высокопроизводительных отраслей промышленности (фармацевтика и биотехнологии, химия и нефтехимия, машиностроение и электроника), отраслей постиндустриального сектора (финансы, здравоохранение), хотя вклад базовых видов экономической деятельности (энергетики, нефтедобычи, строительства) тоже высок.
Education: An International Journal. 2013;22(4):340-356. DOI: 10.1080/09639284.2013.817798
4 Интернет-портал «Корпоративный регистр», крупнейшая мировая база данных зарегистрированных публичных нефинансовых отчетов. URL: http://www.corporateregister.com (дата обращения: 20.03.2018).
По данным национального регистра корпоративной нефинансовой отчетности, который ведется Российским союзом промышленников и предпринимателей 5, начиная с 2000 г. отечественными компаниями выпущено и зарегистрировано 825 нефинансовых отчетов, в их числе 73 экологических, 310 социальных, 140 интегрированных, 26 отраслевых отчетов и 276 отчетов в области устойчивого развития. Распространение практики публичной нефинансовой отчетности в России имеет свои особенности:
• отмечается низкая вовлеченность предпринимательского сообщества (доля предприятий, составляющих такие отчеты, в общем количестве зарегистрированных предприятий крайне мала);
• практика публичной нефинансовой отчетности диспропорциональна, основными эмитентами отчетов являются государственные корпорации и крупный бизнес, представляющий базовые отрасли экономики (нефтегазовую, металлургическую, химическую, электроэнергетическую и атомную);
• при формировании отчетности происходит «смешивание» стандартов, сочетание нескольких платформ подготовки отчетов;
• подход компаний к формированию отчетов зачастую носит формальный характер, около трети отчетов не предполагает системного и последовательного раскрытия показателей, а носит декларативный характер или включает отдельные примеры в заявленной области.
Поиск теоретических оснований для феномена нефинансовой отчетности
Проблема поиска теоретических оснований заключается в том, что практики публичной нефинансовой отчетности многообразны, и каждый тип отчета сосредоточен на решении отдельного класса прикладных задач. Так, концепция устойчивого развития, декларирующая сбалансированное развитие экономики,
5 URL: http://rspp.ru/simplepage/475 (дата обращения: 12.04.2018).
экологии и человеческого капитала, впервые была обозначена в качестве главного вектора развития общества в 1972 г. на конференции ООН по проблемам окружающей среды [4, с. 4]. Ее основы междисциплинарны, идеи заимствованы из математики, физики, биологии и философии, а первое практическое применение было связано с достижением равновесия между экономикой и экологией 6. Она опирается на теорию больших циклов Н. Д. Кондратьева, теории благосостояния, качества жизни, предельного экономического роста, инновационного развития, институциональные теории [5, с. 117].
Проникновение идеологии устойчивого развития во все сферы общественной жизни предъявляет новые требования к компаниям: экологические и репутационные риски становятся значимыми для стратегических инвесторов, а на рыночную капитализацию бизнеса влияют социальные и экологические последствия его инвестиционных и финансовых решений [6, с. 22]. В результате возникают публичные инструменты информирования общества о том, как компании реализуют стратегии экономической устойчивости и социального благополучия, такие как корпоративная социальная отчетность и отчетность об устойчивом развитии [2].
Эти тенденции также объясняются теорией заинтересованных сторон (стейкхолдерской теорией, stakeholder theory), утверждающей, что цели современной компании шире создания прибыли для собственников и включают интересы иных заинтересованных лиц (табл. 1). Стоимость создается не только внутри предприятия, но и за счет его взаимодействия с внешней средой: например, негативное воздействие на окружающую среду может привести к потере рынков. И наоборот, стоимость, создаваемая для акционеров, может иметь положительные эффекты для широкого круга лиц, такие как благотворительность, социальные программы, новые рабочие места.
6 Гурьева М. А. Взаимообусловленность понятий «зеленая экономика», устойчивое развитие, экологическое развитие экономического пространства. Глобальный научный потенциал. 2016;(5):46-55.
Таблица 1 / Table 1
Сравнительная характеристика теории заинтересованных сторон и теории акционеров / Comparison between the stakeholder theory and shareholder theory
Параметр / Feature Теория заинтересованных сторон / Stakeholder theory Теория акционеров / Shareholder theory
Цель деятельности Максимизация стоимости - оценки компании рынком Максимизация прибыли
Отчетность, предназначенная для информирования пользователей Публичная нефинансовая отчетность Финансовая отчетность
Периметр пользователей отчетности Риски, возможности и эффекты: работники, поставщики, покупатели, бизнес-партнеры, общество, другие категории Отношения контроля и значительного влияния: основное общество, преобладающие общества, другие инвесторы
Типы отслеживаемых учетом показателей Финансовые и нефинансовые (факторы создания стоимости) Финансовые
Источник/Source: составлено автором по материалам [7, 8] / Made by the author, based on [7, 8].
К заинтересованным сторонам относятся любые индивидуумы, группы или организации, существенно влияющие на принимаемые фирмой решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений [9, с. 25].
В сущности, теория заинтересованных сторон является попыткой синтезировать концепцию социальной ответственности бизнеса, объясняющую, почему компания должна нести ответственность перед обществом, и агентскую теорию, декларирующую ответственность управленцев перед собственниками. В результате была сформирована доктрина справедливых контрактов, рассматривающая создание стоимости как опосредованный контрактами процесс, в котором принимают участие все заинтересованные стороны, включая акционеров [7].
новое фундаментальное основание: концепция (теория) информационной асимметрии
Помимо перечисленных выше теорий, широкое добровольное принятие бизнесом новых
форматов отчетности может быть объяснено с позиций сигнальной теории как механизма преодоления негативных эффектов информационной асимметрии. Информация как общественный ресурс распределяется неравномерно и концентрируется у тех участников рынка, которые имеют большую вероятность выигрыша от ее наличия; ценность информации часто неизвестна сторонам сделки, которые по этой причине по-разному делят риски. Асимметричность информации делает рынки неконкурентными и приводит к снижению благосостояния по сравнению с достижимым при соответствующих ресурсах и технологиях и далее — к нарушению Парето-оптимального состояния рынков [10]. В 1970 г. нобелевский лауреат Дж. Акерлоф (George Akerlof) показал, что несовершенство информации о качестве товара (продавцу известно больше, чем покупателю) трансформирует рынок: обладающие информацией продавцы выставляют на продажу низкокачественные товары, и это приводит к вытеснению товаров высокого качества, со-
Таблица 2 / Table 2
Отчетность как элемент механизмов преодоления информационной асимметрии / Reporting as an element of mechanisms to overcome information asymmetry
Механизм преодоления/ Overcoming mechanism Сигнальный механизм / Signaling mechanism Противодействующий институциональный механизм / Combating institutional mechanism Механизм обратной рыночной адаптации / Mechanism of reversed market adoptation
Характер раскрытий информации Добровольный Законодательно определенный, предписывающий Предписывающий, определенный сторонами контракта
Формат отчетности Публичная нефинансовая отчетность - отчетность о корпоративной социальной ответственности, интегрированная, об устойчивом развитии Внешняя финансовая отчетность. Составляется на основе определенных «правил игры» по международным или национальным стандартам Специальная отчетность. При внешних контрактах -отчеты о реализации инвестиционных проектов и т.д. При внутренних контрактах - управленческая (внутренняя) отчетность
Источник/Source: составлено автором / made by the author.
кращению, а в критической стадии — самоликвидации рынков (закон неблагоприятного отбора)7 [11].
Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц (Joseph Stiglitz) рассматривал информацию как вид общественного блага: при существенных информационных диспропорциях рынок монополизируется, а благосостояние его плохо информированных участников резко сокращается; в этих условиях рыночные агенты, предлагающие качественные продукты и страдающие от неблагоприятного отбора, начинают делиться информацией с менее информированными участниками, поскольку сам рынок не способен передать необходимую информацию от одного участника к другому [12].
7 В настоящее время нет однозначного перевода этого термина (adverse selection) на русский язык: в ряде источников встречаются термины «регрессивный отбор», «обратная селекция». Отрицательными рыночными эффектами несимметричности информации, помимо неблагоприятного отбора, являются рост трансакционных издержек и моральный риск (moral hazard). Степень их проявления зависит от количественных и качественных характеристик асимметрии информации.
Однако наиболее полно сигнальная теория была представлена в работах М. Спенса (Michael Spence), который исследовал ее на примере рынков труда [13]. Сигнальная теория применима к различным типам рынков и рыночных взаимодействий (товарные, страховые, рынки труда, финансовые рынки), действующим в условиях неопределенности, и объясняет, что достаточно частые и многократные сигналы добросовестных участников являются для них «инвестициями в репутацию» и способствуют перераспределению благосостояния. При этом сигналы могут передаваться различными способами, такими как выплата дивидендов, участие в публичных и добровольных процедурах, а предметом сигнализирования становятся определенные условия контракта или репу-тационные характеристики, подверженные изменениям [13].
К дополнительным раскрытиям стремятся обычно недооцененные рынком финансово устойчивые компании (а их менеджеры руководствуются соображениями о повышении собственного благосостояния при росте рыноч-
Таблица 3 / Table 3
Форматы публичной нефинансовой отчетности как источники рыночных сигналов* / Forms of public non-financial reporting as sources of market signals
Параметр / Feature Интегрированная отчетность (ИО) / integrated reporting Отчетность о корпоративной социальной ответственности (КСО) / reporting on corporate social responsibility Отчетность об устойчивом развитии (УР) / Reporting on sustainable development
Раскрываемая информация Элементы, раскрывающие процесс создания стоимости для компании и заинтересованных сторон, в процессе взаимодействия финансового, природного, социально-репутационного, человеческого, интеллектуального и производственного капиталов. Включает блоки: обзор организации и внешней среды; управление; бизнес-модель; риски и возможности; стратегия и распределение ресурсов; результаты деятельности; перспективы; принципы Социальная ответственность (организация труда, образование персонала, связи с обществом); экономическая ответственность (распределение ответственности, правила и отношения бизнеса); экологическая ответственность (в производстве, продуктах, организации бизнеса) Включает стандартные (для всех организаций) и отраслевые элементы. Стандартные элементы содержат сведения о подходах в области менеджмента и раскрытие аспектов УР в трех категориях. Экономическая категория (результативность, присутствие на рынках, непрямое экономическое воздействие, практики закупок). Экологическая категория (материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, соответствие требованиям и пр.). Социальная категория (практика трудовых отношений и достойный труд; права человека; общество; ответственность за продукцию)
Декларируемые цели Внедрение в деловую практику интегрированного мышления. Использование ИО как нормы корпоративной отчетности ведет к эффективному и продуктивному распределению капитала, финансовой стабильности и устойчивому развитию Максимизация совместных ценностей собственников, заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и общества. Идентификация, предотвращение и уменьшение негативных внешних воздействий от деятельности предприятия Определение вклада организации в устойчивое развитие, включая экономические, социальные и экологические параметры деятельности
Выгоды для раскрывающей стороны Создание стоимости за счет более эффективного взаимодействия с внешней средой и структурирования капиталов Эффективное управление рисками, экономия издержек, доступ к капиталу, улучшение взаимоотношений с персоналом и инвесторами Повышение социальной репутации и на этой основе -рост инвестиционной привлекательности
Теоретическое обоснование Концепция интегрированного мышления Поведенческая теория фирмы:минимизация конфликтов и поиск компромиссов Синергия принципов учета и принципов глобальной концепции устойчивого развития
Фундаментальная концепция Концепция создания стоимости. Концепция капиталов Концепция социально ответственного бизнеса Концепция устойчивого развития
Концепция приоритета интересов Стейкхолдерская концепция Стейкхолдерская концепция Стейкхолдерская концепция
* Отчетность о корпоративной социальной ответственности и отчетность об устойчивом развитии рассматриваются здесь как различающиеся форматы, поскольку они имели исходно разные концептуальные основы формирования. В последние годы существует тенденция к их идентификации, в частности КСО составляют на основе стандартов GRI (устойчивое развитие является более общей фундаментальной концепцией, подразумевающей и социальную ответственность бизнеса в том числе).
ной стоимости компании), тогда как неустойчивым компаниям выгодна информационная неопределенность8.
отчетность как механизм преодоления негативных эффектов информационной асимметрии
Таким образом, сигналы участников рынка наряду с обратной рыночной адаптацией9 и противодействующими институциональными механизмами 10 являются средствами преодоления информационной асимметрии [11]. Отчетность компаний включена во все механизмы преодоления, в которых служит разным целям (табл. 2).
Однако в современных условиях доверие к финансовой отчетности как средству преодоления негативных эффектов информационной асимметрии снижается, и в числе факторов этого — низкий уровень защиты конкуренции, повышающий вероятность недружественных поглощений, проблемы вуалирования и фальсификации, унификация информации, «уравнивающая» объем и содержание данных. Определенное преимущество в снижении информационной асимметрии, по крайней мере в отношении финансового состояния участников рынка, получают национальные компании, отчитывающиеся по МСФО, что, как показали эмпирические исследования, имеет отложенный накопительный эффект п.
8 Задорожная А. Н. Структура капитала в условиях информационной асимметрии: теории иерархии финансирования и сигнальные модели. Сибирская финансовая школа. 2015;(6):151-156.
9 Механизм обратной рыночной адаптации рассматривается основоположниками теории информационной асимметрии как контрактный механизм компенсации рисков со стороны неосведомленного участника: в банковской сфере примером этого служит квотирование кредитов или установление максимальной ставки процента.
10 Дж. Акерлоф и Дж. Стиглиц в качестве институциональных механизмов преодоления информационной асимметрии рассматривали гарантии, товарные и фирменные знаки, лицензирование, рекламу.
11 Turki H., Wali S., Boujelbene Y. IFRS Mandatory Adoption Effect on the Information Asymmetry: Immediate or Delayed? Australasian Accounting, Business and Finance Journal.
2017;11(1):55-77. DOI: 10.14453/aabfj.v11i1.5
Таким образом, реализация сигнального механизма через раскрытие нефинансовой информации вызвана потребностью формирования информационно состоятельного рынка, в рамках которого недобросовестные участники испытывают трудности в извлечении ренты из информационной асимметрии, а добросовестные заинтересованы посылать достоверные сигналы (табл. 3) [14].
заключение
Таким образом, публичная нефинансовая отчетность как система сигналов добросовестных участников рынка основана на принципиально ином объяснении глобальных целей деятельности рыночных агентов, находящемся в русле современных течений экономической мысли — институционализ-ма, контрактной теории фирмы и концепции устойчивого развития. Если классическая экономическая теория и классическая теория фирмы опирались на теорию выбора, включающую теорию потребительского поведения (потребитель максимизирует полезность товара) и теорию фирмы как производственной функции (производитель максимизирует прибыль при заданных ограничениях) [15], то теория контрактов анализирует структуру обменов между участниками рынка, в рамках которой они стремятся коллективно обеспечить достижение своих частных целей в тех случаях, когда они не могут быть достигнуты через простой рыночный обмен 12. Соответственно сигнальная теория и теория заинтересованных сторон объясняют два фактора современных преобразований в системах учета и отчетности: 1) добровольное принятие бизнесом новых форматов отчетности и 2) замещение (или дополнение) прибыли как ординарного измерителя эффективности более широкой категорией стоимости.
Такое объяснение феномена публичной нефинансовой отчетности позволяет сформулировать несколько положений, нуждающихся в дальнейшем обсуждении:
12 Buchanan J. M. The Constitution of Economic Policy. American Economic Review. 1987;77(3):243-250.
• потребность предприятий в раскрытии информации на основе механизмов нефинансовой отчетности, представляющей из себя добровольное информационное сообщение, определяется факторами деформации рынков под влиянием информационной асимметрии и глубиной негативных эффектов. Перевод нефинансовой отчетности в разряд принудительных институциональных механизмов может привести к выхолащиванию ее сущности, формализации и дальнейшему подрыву доверия рынка и общества к добросовестным эмитентам;
• не исключает необходимости дальнейшей стандартизации отдельных видов публичной нефинансовой отчетности,
в том числе на национальном уровне, что позволит задать рамки для оценки качества информации всеми заинтересованными сторонами;
• риски распространения публичной нефинансовой отчетности вне стандартов заключаются в ее недобросовестном использовании доминирующими участниками рынков для усиления негативных эффектов асимметрии и перераспределения благ;
• национальная стандартизация нефинансовой отчетности предполагает формирование единой фундаментальной концепции этой отчетности, а также разворачивание процессов гармонизации систем финансовой и нефинансовой отчетности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Рожнова О. В. Актуальные проблемы финансовой отчетности. Международный бухгалтерский учет. 2013;(15):2-8.
2. Ключников С. В. Принципы формирования социальной корпоративной отчетности. Международный бухгалтерский учет. 2011;(24):8-15.
3. Вахрушина М. А., Малиновская Н. В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития. Международный бухгалтерский учет. 2014;(16):2-9.
4. Шеремет А. Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия. Экономический анализ: теория и практика. 2014;(45):2-10.
5. Захарова Т. В. Зеленая экономика и устойчивое развитие России: противоречия и перспективы. Вестник Томского государственного университета. Серия «Экономика». 2015;(2):116-126.
6. Ефимова О. В. Парадигма устойчивого развития: проблемы информационно-аналитического обеспечения. Инновационное развитие экономики. 2013;(1):22-31.
7. Благов Ю. Е. Эдвард Фримен и концепция заинтересованных сторон (предисловие к разделу). Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2012;(1):109-116.
8. Ефимова О. В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход. Экономический анализ: теория и практика. 2013;(45):41-51.
9. Freeman R. E. Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. MA: Marshfield, Pitman Publishing; 1984. 276 p.
10. Arrow K. J. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care. American Economic Review. 1963;(53):941-973. DOI: 10.1590/S 0042-96862004000200013
11. Akerlof G. A. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism. The Quarterly Journal of Economics. 1970;84(3):488-500. DOI: 10.2307/1879431
12. Stiglitz J. E. Equilibrium in Product Markets with Imperfect Information. The American Economic Review.1979;69(2):339-345.
13. Spence M. Competitive and Optimal Responses to Signals: An Analysis of Efficiency and Distribution. Journal of Economic Theory. 1974;7(3):296-332. DOI: 10.1016/0022-0531(74)90098-2
14. Ясинский Ю. М., Тихонов А. О. Асимметрия информации: смещенные рынки и типы макроэкономической динамики. Экономика и математические методы. 2009;45(3):114-128.
15. Williamson O. E. The Theory of the Firm as Governance Structure: From Choice to Contract. Journal of Economic Perspectives. 2002;16(3):171-195. DOI: 10.1257/089533002760278776
REFERENCES
1. Rozhnova O. V. The actual problems of financial reporting. International accounting, 2013;(15):2-8. (In Russ.).
2. Kluchnikov S. V. Principles of forming of social corporative reporting. International accounting, 2011;(24):8-15. (In Russ.).
3. Vakhrushina M. A., Malinovskaia N. V. Corporate reporting: new requirements and lines of development. International accounting, 2014;(16):2-9. (In Russ.).
4. Sheremet A. D. A Complex analysis of an enterprise's sustainable development indicators. Economic Analysis: Theory and Practice, 2014;(45):2-10. (In Russ.).
5. Zakharova T. V. Green economy and sustainable development of Russia: contradictions and perspectives. Tomsk State University Journal. Economics. 2015;(2):116-126. (In Russ).
6. Efimova O. V. Paradigm of sustainable development: problems of information and analytical support. Innovative Development of Economy. 2013;(1):22-31. (In Russ.).
7. Blagov Yu. E. Edward Freeman and the stakeholder concept (Preface to the section). Vestnik of Saint Petersburg University. Management. 2012;(1):109-116. (In Russ.).
8. Efimova O. V. Analysis of sustainable development of the company: stakeholder approach. Economic Analysis: Theory and Practice, 2013;(45):41-51. (In Russ.).
9. Freeman R. E. Stakeholder Management: A Stakeholder Approach. MA: Marshfield, Pitman Publishing; 1984. 276 p.
10. Arrow K. J. Uncertainty and the Welfare Economics of Medical Care. American Economic Review. 1963;(53):941-973. DOI: 10.1590/S 0042-96862004000200013
11. Akerlof G. A. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism. The Quarterly Journal of Economics. 1970;84(3):488-500. DOI: 10.2307/1879431
12. Stiglitz J. E. Equilibrium in Product Markets with Imperfect Information. The American Economic Review. 1979;69(2):339-345.
13. Spence M. Competitive and Optimal Responses to Signals: An Analysis of Efficiency and Distribution. Journal of Economic Theory. 1974;7(3):296-332. DOI: 10.1016/0022-0531(74)90098-2
14. Yasinsky Yu.M., Tikhonov A. O. Asymmetric Information: Shifting Markets and Types of Macroeconomics Dynamics. Economics and Mathematical Methods. 2009;45(3):114-128. (In Russ.).
15. Williamson O. E. The Theory of the Firm as Governance Structure: From Choice to Contract. Journal of Economic Perspectives. 2002;16(3):171-195. DOI: 10.1257/089533002760278776
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Светлана Анатольевна Самусенко — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия sv_sam@bk.ru
ABOUT THE AUTHOR
Svetlana A. Samusenko — Can. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Accounting and Statistics
Department, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
sv_sam@bk.ru