Научная статья на тему 'Концепция информатизации правового образования в высшей школе'

Концепция информатизации правового образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ / CONCEPTION OF INFORMATION TECHNOLOGY OF LEGAL EDUCATION / INFORMATIVE-COMMUNICATIVE TECHNOLOGY / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / PACKAGES OF APPLIED PROGRAMMER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукушев С. Б.

Статья посвящена вопросам создания Концепции информатизации правового образования в высшей школе. Выявлены цели, задачи, содержание концепции и основные направления развития информатизации правового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мукушев С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF INFORMATION OF LEGAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOLS

The article is devoted to the creation of Conception of information technology of legal education in higher schools. The author considers the aims, purposes, content and principal directions of information technology of legal education.

Текст научной работы на тему «Концепция информатизации правового образования в высшей школе»

УДК 378.004.9

С. Б. Мукушев

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам создания Концепции информатизации правового образования в высшей школе. Выявлены цели, задачи, содержание концепции и основные направления развития информатизации правового образования.

Ключевые слова: концепция информатизации правового образования, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, пакеты прикладных программ.

Процесс модернизации высшего образования Республики Казахстан, как и Российской Федерации, обуславливается социальными и экономическими изменениями страны. Казахстанское общество становится демократичным, открытым и информационным. По основным законам развития общества эволюционирует и образование, в том числе высшее образование, являющееся важной частью общества. Следовательно, меняются правовые основы организации и методы управления высшей школой, совершенствуется содержание образования, технология и методика преподавания, внедряются в вузовскую практику передовые и испытанные временем новые инновационные подходы к образованию, которые продиктованы вызовом современного непредсказуемо развивающего окружающего нас социоприрод-ного мира. Повышение качества подготовки будущих специалистов, обеспечение новых направлений инновационного развития, интеграция различных научных направлений, внедрение результатов вузовских исследований в сферу производства могут реализовываться более эффективно в условиях широкого применения образовательных и информационных технологий.

Между тем важным средством, влияющим на модернизацию высшего образования, является информатизация, которая стала движущей силой всех сфер современного образования, в частности правового образования.

При целенаправленном применении информационных технологий в процессе правового обучения и воспитания обучающихся происходит интеграция знаний из предметов права и информатики, формируются более прочные навыки работы с компьютерной техникой. Системное использование компьютерной техники на занятиях способствует выработке у обучающегося устойчивого интереса к обучению правовым дисциплинам, обусловленного внедрением в учебный процесс информационных технологий. Для системного решения этих вопросов необходим концептуальный подход к информатизации правового образования.

Фундаментальной базой Концепции информатизации правового образования являются: Концепция правового обучения учащейся молодежи в Рес-

публике Казахстан, Закон «Об информатизации», Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года, Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы и другие документы, имеющие отношение к правовому обучению учащейся молодежи и информатизации образования страны [1-4].

Целью Концепции информатизации правового образования является выявление основных направлений информатизации правового образования и создание информационной среды правового образования, позволяющей на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий повысить качество общеправовой подготовки будущих специалистов.

Для достижения поставленной цели и эффективного использования информационной среды правового образования необходимо комплексно решать следующие наиболее значимые задачи:

- подготовка будущего специалиста, обладающего широкой правовой и информационной культурой;

- создание электронных ресурсов, необходимых для реализации правового образования в высшей школе;

- внедрение в процесс изучения правовых дисциплин современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения;

- разработка методики правового обучения и воспитания на основе информационных технологий.

Информатизация правового образования способствует более разностороннему проявлению образовательных функций ИКТ, которые заключены в следующем: повышение мотивации обучения; индивидуализация процесса обучения; расширение сферы самостоятельности в плане познания и решения проблемных вопросов; применение знаний в конкретных ситуациях; развитие творческой активности; формирование навыков самоконтроля; обеспечение привлекательности и доступности научного и практического фактологического материала.

По сравнению с другими направлениями информатизации образования процесс внедрения информационных технологий в правовое обучение имеет ряд специфических особенностей педагогического и психологического характера.

К психологическим особенностям относятся:

- доминирование словесно-образного мышления в умственной деятельности студентов, изучающих правовые дисциплины;

- наличие у преподавателей правовых дисциплин неверных сведений о процессе информатизации образования в целом (многие понимают, что для работы с компьютерной техникой нужны фундаментальные математические знания и технические умения, необходимые для работы с вычислительной техникой);

- мнимая трудность обладания компьютерной логикой, которая характерна для всех наук;

- боязнь работы с компьютерной техникой (компьютерофобия);

- недостаточное понимание сути и роли информатизации образования в становлении информационного общества и правового государства в целом.

Педагогические особенности информатизации правового образования заключаются в следующем:

- гуманитарное содержание правового образования;

- отсутствие компьютерных вычислительных процессов в правовом обучении студентов;

- эпизодичность использования компьютерного моделирования, анимации и презентации в учебном процессе, посвященном правовому обучению и воспитанию;

- неразработанность методики и технологий применения компьютерной техники в правовой подготовке учащейся молодежи;

- недостаточная информационная подготовленность преподавателей высшей школы, преподающих правовые дисциплины.

Средствами реализации информатизации правового образования являются прикладные программы пакета Microsoft Office и электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, Интернет, электронные издания и др.). Педагогические возможности применения упомянутых информационных средств в правовом обучении студентов вуза заключаются в следующем:

1. Использование текстового редактора MS Word. Текстовый редактор MS Word имеет обширные возможности, необходимые для изучения правовых дисциплин. Данная офисная программа используется не только для отображения текста, с помощью чего можно создать различные таблицы, диаграммы и также вставить на поле текста различные рисунки и фотографии. Все эти возмож-

ности MS Word с большим успехом можно применять в правовом обучении.

2. Применение презентаций, подготовленных на MS PowerPoint, на лекциях и семинарских занятиях. К электронным продуктам MS PowerPoint отнесем статические и динамические презентации. При демонстрации статической презентации мы имеем дело с недвижными текстами, схемами и рисунками.

В динамической презентации последовательно предъявляются тематические слайды, включающие и текстовую, и графическую информацию правового содержания. Презентации создаются на компьютере пользователя, а затем могут размещаться в других информационных средах (компьютерах, веб-сайтах и т. п.). Примерами могут служить следующие презентации: «Атрибуты государственной независимости Республики Казахстан», «Структура Конституции Республики Казахстан» и др.

3. Составление базы данных на MS Access, необходимых для изучения различных правовых фактов в обществе. Информационная среда MS Access предназначена для работы с базами различных информаций и сведений. С помощью этой программы можно легко упорядочить всевозможные информации, проводить в них поиск и отбор, создавать для заполнения формы. Систему управления базой данных (СУБД) в среде MS Access можно плодотворно использовать в правовом обучении студентов. Список юридической литературы и статей, свод законов, названия рефератов, выпускных и дипломных работ, глоссарий, статистические данные правового содержания и др. могут быть основным материалом, необходимым для составления базы данных для MS Access.

4. Использование возможности MS Excel в целях исследования закономерностей разнообразных правовых процессов. Программа Microsoft Excel предназначена для подготовки, обработки и хранения данных в виде электронных таблиц. Область применения MS Excel очень обширна. Данная программа является не только мощным инструментом, необходимым для проведения сложных расчетов в исследованиях точных наук, она стала широко применяться и в исследованиях гуманитарных наук, в частности в праве.

Электронную таблицу MS Excel часто используют для сортировки и фильтрации базы данных. Например, можно сортировать список юридической литературы по определенным параметрам (по годам, по алфавитам и т. п.). В результате применения фильтра в таблице будут представлены только данные, удовлетворяющие условиям фильтрации. Например, с помощью фильтра можно выбрать из

списка юридической литературы только ту литературу, которая была издана, допустим, в 2009 г.

В MS Excel можно создавать различные виды графиков и диаграмм. Например, график снижения правонарушений среди подростков населенного пункта за указанный период, диаграмму роста числа студентов, самостоятельно изучающих правовые документы страны, и др.

Можно использовать функции MS Excel из разных категорий при анализе всевозможных цифровых сведений и выполнении некоторых заданий с правовым содержанием. Например, используя категорию «статистические», можно найти среднее значение того или иного параметра исследуемого процесса правового содержания. С помощью категории «ссылки и массивы» можно составлять разнообразные таблицы правового назначения, при создании которых использование функций «адрес», «гиперссылка», «выбор» и других больше расширяет возможности этих таблиц. Функции из категории «логические» можно с успехом применять при выполнении логических упражнений с правовым содержанием.

5. Использование мультимедиа в процессе обучения студентов правовым дисциплинам. Использование мультимедиа в процессе обучения правовым дисциплинам создает условия для повышения профессиональной подготовки студентов и для формирования личностных, общекультурных качеств. Педагогические и технические возможности мультимедиа (анимация, видео, звук и др.) способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации. К психологическим преимуществам мультимедиа можно отнести эмоциональный заряд, который получает обучающийся в условиях одновременного воздействия на него аудиальной (звуковой) и визуальной (статической и динамической) информации, что способствует развитию мышления и творчества студентов. В условиях правового обучения можно создавать и использовать в учебном процессе видеофильмы, иллюстрирующие различные правовые явления и акты (эпизоды из подростковых правонарушений, разрешения трудовых споров, различные факты об административных правонарушениях, факты из нарушений экологического законодательства и др.).

6. Применение интернет-ресурсов в правовой подготовке будущих специалистов. Интернет имеет неисчерпаемые ресурсы в плане информатизации правового образования. К правовым информационным возможностям Интернета можно отнести организацию интернет-конференции, поиск информации правового содержания, учебно-исследовательскую работу с порталом и сайтами вуза, где обучается студент, и других учебных заведений,

пользование услугами электронной почты для доставки информации до адресата и др.

При организации конференции в Интернете каждый студент может видеть и слышать преподавателя и других студентов, находясь при этом в другом городе или населенном пункте. Тематикой интернет-конференции могут быть следующие вопросы: «Закон Республики Казахстан «Об образовании»: результаты и перспективы»; «Как работает Закон о государственной молодежной политике в Республике Казахстан?» и др.

Немаловажную роль играют в правовом просвещении обучающихся специальные сайты правового содержания, юридическое интернет-консультирование, юридические порталы страны и другие возможности Интернета.

Портал или сайт вуза должен содержать учебный план специальности, учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), силлабус, учебную программу курса, учебно-тематический план лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы, виртуальные лабораторные занятия, пакет тестовых вопросов, требования и методические указания по их выполнению и подготовке к экзамену и зачету и т. п.

7. Использование коммуникативных возможностей электронной почты. Электронная почта (E-mail), ставшаяся неотъемлемой частью образа жизни каждого гражданина информационного общества, может быть эффективным средством реализации коммуникации в правовой обучающей среде.

Электронная почта - это совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих передачу сообщений между компьютерами. Сообщения могут быть представлены как в форме обычных текстов, так и в виде программ, графиков, видео, звуковых фрагментов в открытом или зашифрованном виде. Время доставки письма может составлять от нескольких секунд до десятков минут и зависит не от расстояния, а от количества переходов из одной сети в другую в процессе доставки, а также от организации службы ЭП в той или иной сети на пути передачи сообщения. Получение электронных сообщений, подготовка и отправка ответов на них могут производиться в удобное для любого участника обучения время. Электронная почта является одной из наиболее дешевых и сравнительно несложных телекоммуникационных технологий.

С помощью электронной почты можно интенсифицировать правовое обучение студентов вуза. Данная телекоммуникационная технология имеет следующие возможности:

- установление коммуникационной связи между студентом и преподавателем;

- рассылка всевозможных сообщений правового характера другим пользователям;

- возможность проводить сетевые дискуссии и телеконференции по проблемам права и юриспруденции в отсроченном режиме;

- работа с удаленными информационными серверами с запросом у них интересующей информации, в частности правовой;

- отправление факсов и телексов правового содержания.

8. Использование электронных учебников и учебных пособий в правовой подготовке студентов. Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационносправочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Электронный учебник позволяет оптимально использовать все возможности мультимедийных технологий. Электронные учебники с правовым и юридическим содержанием выступают одним из эффективных средств общеправовой подготовки будущих специалистов.

9. Компьютерное тестирование по правовым дисциплинам. Несомненным преимуществом компьютерного тестирования является его непредвзятость, объективность, мгновенная обработка материалов, что позволяет сократить временные затраты на получение результатов. Среди большого количества форм тестирования, на наш взгляд, более применительно к правовому образованию адаптированное тестирование. В этой форме предусмотрено изменение последовательности, содержания и сложности предлагаемых заданий в самом процессе тестирования с учетом ответов испытуемого, что чрезвычайно важно в правовом обучении студентов.

10. Анимации на Macromedia Flesh, где моделируются различные процессы правового содержания. С помощью этой программы можно создать мультипликационные фильмы-фрагменты и анимации, демонстрирующие различные правовые и

юридические ситуации. Содержание фильмов и анимации, созданных в среде Macromedia Flesh, отличается яркостью, доступностью и информативностью.

11. Использование студентами вспомогательных электронных ресурсов правового содержания. К ним относятся правовые электронные справочники, электронный юридический словарь, электронные версии печатных правовых изданий, образовательные порталы вузов страны, электронные юридические библиотеки, свод законов страны в электронном носителе и др.

Создана модель информатизации правового образования, состоящая из следующих блоков (рис.):

- цель и научно-методическое обеспечение информатизации правового образования;

- информационно-коммуникационные технологии;

- формы организации, методы и средства правового обучения и воспитания;

- педагогические результаты информатизации правового образования.

Модель состоит из трех частей: методической, технологической и дидактической. Важным в плане информатизации образования является технологическая часть, где представлен блок информационно-коммуникационных технологий, состоящий из электронно-образовательных ресурсов и прикладного программного обеспечения. Для обеспечения качества правовой подготовки будущих специалистов следует создать оптимальную систему ИКТ, ориентированную на правовую подготовку студентов, и разработать эффективную методику использования ИКТ в правовом обучении и воспитании.

Ожидаемыми педагогическими результатами информатизации правового образования являются сформированность профессионально-правовой

культуры, системы интегрированных знаний, информационных компетентностей и развитие самостоятельности у студентов при изучении правовых дисциплин. Наличие этих педагогических результатов у будущих специалистов выступает критериями определения у них качества правовой подготовки.

Список литературы

1. Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N 2347) www.edu.gov.kz/en/normativno_pravovye_dokumenty/koncepcia_prav_obuch/

2. Об информатизации. Закон Республики Казахстан от 11 января 2007. «Казахстанская правда» от 27 января 2007 года N 15 (25260).

3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. 04.11.2004 // 11^: http://www.kazembassy.ru/issue/?issueId=96

4. Концепция информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 годы. Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2001 года № 1037 // 11^: http://www.pavlodar.com/Zakon/?dok=01282&all=all

Модель реализации информатизации правового образования в высшей школе

Мукушев С. Б., преподаватель кафедры.

Семипалатинский государственный педагогический институт.

Ул. Танирбергенова, 1, г. Семей, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан, 071410.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 29.10.2009.

S. B. Mukushev

CONCEPTION OF INFORMATION OF LEGAL EDUCATION IN HIGHER SCHOOLS

The article is devoted to the creation of Conception of information technology of legal education in higher schools.

The author considers the aims, purposes, content and principal directions of information technology of legal education.

Key words: conception of information technology of legal education, informative-communicative technology, electronic educational resources, packages of applied programmer.

Semipalatinsk State Pedagogical Institute.

Ul. Tanirbergenova, 1, Semey, Vostochno-Kazakhstanskaya oblast, Republic of Kazakhstan, 071410.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.