Литература
1. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск, 2004. 171 с.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.
3. Кузьмина Н. В., Реан А. А Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 172 с.
4. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 144 с.
5. Маскин В. В., Петренко А. А.,. Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. М.: АРКТИ,
2006. 64 с.
6. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практ пособие. М.: АРКТИ,
2007. 132 с.
УДК 378+371.134
Л. В.Гаврилова
КОНЦЕПЦИЯ И МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ КОНСТРУКТОРОВ ОДЕЖДЫ
В статье представлены концепция и модель системы формирования дизайн-культуры студентов, обучающихся в вузах сервиса. Реализация модели призвана обеспечить качество подготовки и повысить конкурентоспособность будущих специалистов в области конструирования одежды для индивидуального потребителя.
Ключевые слова: концепция, модель, дизайн-культура, конструирование одежды.
This article deals with the problem of concept and model of the system design-culture formation students from Service Universities. The aim of this system is to ensure quality of preparation and to improve competitive ness of future experts in the field of designing clothes for the individual consumer.
Key words: conception, model, design-culture, designing clothes.
Россия вступила в новую фазу социально-экономического развития, приоритетным направлением которого является повышение кадрового потенциала страны на основе изменения и развития системы профессионального образования. Установка на численный и качественный рост среднего класса в стране, борьба с бедностью во многом связаны с совершенствованием сервисного обслуживания населения, а следовательно, и с повышением качества подготовки специалистов - выпускников вузов сервиса, в том числе конструкторов одежды для индивидуального потребителя.
Одной из важных задач обучения будущих конструкторов швейных изделий является формирование компетентности в области дизайна.
Существуют различные определения комплексного многоаспектного понятия «дизайн-культура», содержание которого меняется в зависимости от существующих художественных приоритетов и ценностей. С нашей точки зрения, дизайн-культура - это качество, отражающееся в знаниях, умениях, навыках, духовных ценностях, накопленных человечеством, усвоенных и развитых личностью специалиста и получивших воплощение в предмете ее деятельности. Дизайн-культура будущего специалиста в области конструирования одежды для индивидуального потребителя - профессиональная готовность к конструированию и изготовлению качественной, отвечающей современным эстетическим тенденциям и культурным потребностям заказчика продукции.
К сожалению, в процессе подготовки специалистов в области конструирования одежды пока недостаточно внимания уделяется формированию дизайн-культуры, существующие учебные планы и программы вузов мало способствуют развитию этого важного качества, оставляют желать лучшего в этом отношении методический и художественный арсенал преподавателей, организационные условия и материально-техническая база. Между тем слабо сформированные у выпускников вузов компоненты дизайн-культуры препятствуют в дальнейшем их успешному продвижению по служебной и квалификационной лестнице. Существуют противоречия между
• возросшими требованиями заказчиков и работодателей к работникам (выпускникам вузов сервиса) и неразработанностью научно-педагогических основ формирования дизайн-культуры студентов;
• отсутствием учебно-методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов в области дизайн-культуры и насущной необходимостью придания ей системного характера;
• общепедагогическими исследованиями в области культуры и дизайна в подготовке специалистов и их недостаточным практическим результатом;
• потребностью будущих специалистов в знаниях, способствующих повышению конкурентоспособности на основе дизайн-культуры, и отсутствием в учебных планах вузов сервиса соответствующей дисциплины.
Устранить перечисленные недостатки, преодолеть противоречия, значительно повысить качество подготовки специалистов в области конструирования швейных изделий в вузах сервисного обслуживания можно, на наш взгляд, если будет создана и внедрена система формирования дизайн-культуры студентов. Основу модели данной системы должны составить
• системный подход;
• принцип культуросообразности как системообразующий фактор;
• поэтапное включение студентов при изучении всех дисциплин учебного плана вуза в разнообразные виды деятельности, формирующие дизайн-культуру;
• разработка и реализация спецкурса «Дизайн-культура специалиста по конструированию одежды для индивидуального потребителя» как установочного этапа процесса непрерывного формирования дизайн-культуры на протяжении всех лет обучения в вузе;
• создание необходимой учебно-педагогической среды, способствующей формированию дизайн-культуры будущих конструкторов одежды;
• внедрение в практику технологии проблемного, эвристического и проектного обучения, способствующих продуктивному и креативному творческому саморазвитию студентов;
• преемственность педагогических действий преподавателей вуза путем согласования содержания учебных планов, программ и методик преподавания взаимосвязанных дисциплин;
• определение критериев оценки уровня сформированности у студентов дизайн-культуры.
При разработке концепции и модели формирования компетентности в области дизайна будущих конструкторов одежды мы исходили из идеи А. П. Беляевой о необходимости политеоретического подхода к обоснованию проектирования новых педагогических систем прфессионально-го образования. Сущность подхода состоит в следующем: «Имея сложную природу, профессиональное образование соединяет в себе социально-экономические, психолого-педагогические и культурологические факторы и строит свой фундамент на комплексной модели социально-экономических, психолого-педагогических, культурологических, научно-технических, производственных законов, закономерностей, принципов и требований, рассматриваемых в разных науках» [2, с. 8].
На рис. 1. представлены теоретико-методологические и практические предпосылки проектирования модели системы формирования дизайн-культуры студентов вузов сервиса. Опираясь на эти предпосылки, мы сформулировали концептуальные положения проекта модели.
1. По мнению В. П. Беспалько, «основу развития педагогической теории на новом этапе составляет системный подход к рассмотрению явлений воспитания и образования» [3, с. 9]. В перечень целей существующей системы подготовки конструкторов швейных изделий нами был внесен новый системообразующий элемент - формирование дизайн-культуры студентов. Согласно системному подходу, вновь введенный элемент будет принят системой и реализован, если все остальные структурные компоненты (содержание, методы обучения, деятельность педагогов и студентов) будут преобразованы в соответствии с требованиями этого элемента. Если этого не сделать, элемент будет системой отброшен. Так, многое неудачи оптимизирующих педагогическую систему предложений («Липецкий метод», «Программированное обучение», «Укрупнение дидактических единиц» и пр.) объясняются несистемным, изолированным, локальным подходом к преобразованию компонентов педагогических систем.
2. Еще одним концептуальным положением проектирования модели стал принцип культуросообразности, который, согласно В. С. Безруковой, «определяет максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры общества, страны, региона)» [1, с. 47].
Образование и наука. 2009. № 3 (60)
Предпосылки
Философские
Закон отрицания отрицания
Преемственность в развитии культуры и искусства
Интеграция культуры и эстетической деятельности
Связь социально-экономического развития с художественным конструированием
Усиление социокультурной ориентированности государственной политики
Психологические
Понимание психики через деятельность
Признание социальной природы психической деятельности и деятельности внешней, практической
Творчество как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей
Психологические механизмы творческого познания и проектного мышления
Сформированность эвристических качеств будущего специалиста: воображения, фантазии, интуиции
Педагогические
Идея развивающего обучения
Принцип культуросообразности как системообразующий фактор
Проблемно-эвристическая концепция развития
Личностно-
ориентированное
профессиональное
образование
Творческое саморазвитие личности будущего специалиста
Практические
Поиск индивидуального стиля практической деятельности
Организация разнообразных видов практической деятельности студентов
Создание необходимой учебно-педагогической среды
Организация непрерывной производственной практики студентов
Креативность мышленя, исходящего из интересов конкретного потребителя
Рис. 1. Теоретико-методологические предпосылки проектирования модели системы формирования дизайн-культуры будущих конструкторов одежды
Как любой дидактический принцип, культуросообразность выполняет ряд функций:
• методологические (системообразующие, динамические), относящиеся к теории организации процесса образования;
• регулятивные (структурно-содержательные, субординативные, коммуникативные), отражающие вопросы практики его реализации.
С принципом культуросообразности связаны следующие требования к модели формирования дизайн-культуры будущих конструкторов одежды:
• планирование содержания образования должно исходить не только из задач овладения студентами опытом предшествующих поколений, но и необходимости успешной социализации, обретения профессионально значимых личностных качеств, ключевых компетенций, сформированных на межкультурной и межотраслевой основе;
• должны быть созданы условия для активизации самостоятельной познавательной, мыслительной и коммуникативной деятельности студентов, позволяющие действовать с опорой на целостное представление о действительности и о сущности дизайн-культуры;
• процесс образования должен опираться на внутреннюю активность личности в восприятии окружающего в контексте дизайн-культуры;
• важно фиксировать и накапливать данные, отражающие уровень сформированности, динамику изменения личностного развития, творческих способностей, интеллектуально-нравственной свободы и профессиональной дизайн-культуры студентов;
• следует отказаться от негативных средств воздействия на студентов, ущемляющих их гражданские права, унижающих достоинство, отрицающих творческое саморазвитие в области дизайн-культуры;
• выявление положительных качеств будущего специалиста и способствование их дальнейшему развитию нужно проецировать на развитие дизайн-культуры;
• необходимы оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм и средств развития профессионально значимых личностных качеств, творческих профессиональных умений и навыков; обеспечение направленности всех дисциплин учебного плана на формирование дизайн-культуры специалиста как интегральной характеристики, устойчиво проявляющейся в системе мышления, поведения, отношений, ценностей, в выборе и реализации студентами своей социокультурной позиции;
• требуется поэтапное развитие и повышение субъективной и сознательной роли студентов в процессе профессиональной подготовки и формирования дизайн-культуры.
В. С. Безрукова формулирует общие правила реализации принципа культуросообразности таким образом:
• понимать педагогический процесс как составную часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания и обучения и закладывающую их в будущее;
• максимально использовать в педагогическом процессе семейную, региональную, национальную, материальную и духовную культуру;
• обеспечить единство национального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании и образовании;
• формировать творческие способности и установки в связи с потреблением, сохранением и созданием культурных ценностей [1, с. 49].
В соответствии с перечисленными общими правилами нами были определены правила деятельности преподавателей и студентов. Для преподавателей они заключаются в следующем:
• направлять свою деятельность на развитие профессиональной культуры, личностных качеств, активно-творческих способностей студентов, на рост их духовно-нравственной культуры и культуры в области дизайна одежды;
• постоянно стимулировать включение студентов в активную самостоятельную, познавательную и мыслительную деятельность, деятельность в области творческого саморазвития дизайн-культуры;
• проявлять лояльность и терпимое отношение к нестандартным решениям и разрабатываемым студентами проектам по дизайну различных конструкций;
• обеспечивать оптимальное сочетание методов, форм и средств обучения, соответствующих требованиям принципа культуросообразности и задачам формирования профессионально значимых личностных качеств студентов.
Для успешной реализации в учении и личностном развитии будущим конструкторам швейных изделий необходимо:
• быть способными к культурной самоидентификации;
• видеть свои слабые и сильные стороны, развивать свою гражданскую позицию, обладать художественным восприятием действительности;
• уметь выявлять недостатки в личностном развитии, в своих знаниях в области искусства и стремиться их устранять;
• представлять место и роль каждой учебной дисциплины и видов деятельности в собственном развитии и становлении в отношении дизайн-культуры;
• сознательно относиться к учению, постоянно пополнять знания в области дизайн-культуры;
• осуществлять самостоятельную познавательную и мыслительную деятельность на основе собственной ценностной позиции, принимать участие в доступных формах производительного труда по получаемой специальности;
• строить отношения друг с другом на взаимоуважении и терпимости;
• быть готовыми к свободному, непринужденному общению, поддерживать активный диалог с окружающими, практиковаться в общении с будущими клиентами.
Применение принципа культуросообразности способствует воспитанию культурного, свободного и в то же время ответственного за свои действия человека.
3. Необходимо обеспечить взаимодействие принципа культуросооб-разности с другими принципами организации процесса формирования дизайн-культуры будущих конструкторов одежды: политехнизмом, профессиональной направленностью, гуманизацией, мотивацией учения и труда студентов, преемственностью и единством педагогических действий преподавателей вуза.
4. Важным концептуальным положением разрабатываемой модели является идея сквозного, поэтапного, развиваемого от курса к курсу процесса формирования дизайн-культуры студентов вузов сервиса усилиями преподавателей всех дисциплин учебного плана и руководителей производственной практики.
5. Проектируемая модель должна обеспечить на основе личностно ориентированного профессионального образования непрерывное целостное развитие и становление студентов как активных субъектов творческого саморазвития в области дизайн-культуры.
Нами были использованы основные подходы к реализации личност-но ориентированного профессионального образования, определенные
Э. Ф. Зеером [4, с. 44]:
• признается приоритет индивидуальности, самоценности будущего специалиста, который изначально является субъектом профессионального процесса, направленного на формирование дизайн-культуры;
• технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности;
• содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности;
• действенность профессионально-образовательного процесса по формированию дизайн-культуры определяется организацией учебнопространственной среды;
• личностно ориентированное профессиональное образование должно быть максимально обращено к формированию индивидуального опыта будущего специалиста, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии в области культуры и дизайна.
На основе всех указанных выше концептуальных положений была создана пространственно-временная модель системы формирования дизайн-культуры студентов специальности «Конструирование швейных изделий» (рис. 2).
Обратим внимание на логику проектирования этой модели. Современные специалисты должны обладать не только знаниями в своей области, но и комплексными умениями, носящими надпредметный, универсальный характер, - ключевыми компетенциями. Для будущих конструкторов одежды приоритетной из них является сочетание культуры и дизайна в проектируемых изделиях. Необходимо, чтобы выполнение нового заказа общества и потребителей на специалистов данного профиля соответствовало личным мотивам, интересам и потребностям самих студентов. Развитие компетенции в области дизайн-культуры должно осуществляться в течение всего учебного процесса и во внеучебной работе. При этом преподаватели вузов должны руководствоваться в своей деятельности установленными методологическими, психофизиологическими, социологическими и дидактическими основами организации этой работы.
Новые социально
Е
ДОСЫЛКИ П|
специ
Рис. 2. Пространственно-временная модель формирования дизайн-культуры студентов специальности «Конструирование швейных изделий»
п
Концептуг
Принцип
Сформулированные в нашей работе концептуальные положения и про-фессиограмма работника сервисного обслуживания могут обеспечить преобразование структурных и функциональных компонентов системы подготовки конструкторов одежды в соответствии с требованиями системообразующего элемента - «формирование дизайн-культуры студентов».
Пройдя через поэтапную реализацию перестроенной таким образом педагогической системы подготовки, студенты будут обладать более высоким уровнем квалификации и целевой направленностью на дальнейшее творческое развитие в своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Безрукова В. С. Педагогика: учеб. для инженер.-пед. специальностей. Екатеринбург: Обл. ин-т развития и регион. образования, 1994. 337 с.
2. Беляева А. П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб.: Ин-т проф. техн. образования., 1995. 49 с.
3. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1977. 304 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф.-пед ун-та, 2000. 258 с.