Научная статья на тему 'Концепция дистанционного обучения в вузе — проектная организация и управление'

Концепция дистанционного обучения в вузе — проектная организация и управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ПРИНЦИПЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLES OF COGNITIVE ACTIVITY / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PROJECT MANAGEMENT / КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CREATIVE LEARNING / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / SMART EDUCATION / TQM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алесковский Владимир Валентинович, Павлова Татьяна Анатольевна, Яновский Валерий Витальевич

В качестве концептуальной основы дистанционного обучения мы предлагаем принципы, обсуждаемые в работе. На их основе можно организовать дистанционное электронное обучение с применением методологии управления проектами. Применение методологии управления проектами будет способствовать организации эффективной системы дистанционного образования, так как в рамках этой методологии широко используются современные информационные технологии, в том числе smart-education, позволяющие практически полностью автоматизировать управленческий труд. В работе показано, что предлагаемые технология креативного обучения почти идеально сочетается с принципами и методами системы управления качеством (TQM), что будет способствовать росту эффективности всей системы вузовского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алесковский Владимир Валентинович, Павлова Татьяна Анатольевна, Яновский Валерий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of Distance Learning In University - Project Organization and Management

As a conceptual basis of distance learning we propose principles that are discussed. We put forward a E-learning method, based on them with the use of project management methodology. The use of project management methodology will contribute to the organization of an effective system of distance education. We proposed widely used the modern IT as a part of this methodology, including smart education, this will allow us almost completely automation of administrative work. The proposed technique of creative learning is almost ideally combined with principles and methods of total quality management (TQM), as we showed also. The suggested approach, we believe, will promote the growth the efficiency of the whole higher education system

Текст научной работы на тему «Концепция дистанционного обучения в вузе — проектная организация и управление»

Алесковский В. В. Павлова Т. А. Яновский В. В.

Концепция дистанционного обучения в вузе — проектная организация и управление*

Павлова Татьяна Анатольевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры бизнес-информатики, математических и статистических методов Кандидат физико-математических наук [email protected]

О Ö

О

Алесковский Владимир Валентинович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры общего менеджмента и логистики ^

aleskovsky_w@mail .ш

О

Яновский Валерий Витальевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Заместитель заведующего, профессор кафедры местного самоуправления Доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор [email protected]

РЕФЕРАТ

В качестве концептуальной основы дистанционного обучения мы предлагаем принципы, обсуждаемые в работе. На их основе можно организовать дистанционное электронное обучение с применением методологии управления проектами. Применение методологии управления проектами будет способствовать организации эффективной системы дистанционного образования, так как в рамках этой методологии широко используются современные информационные технологии, в том числе smart-education, позволяющие практически полностью автоматизировать управленческий труд. В работе показано, что предлагаемые технология креативного обучения почти идеально сочетается с принципами и методами системы управления качеством (TQM), что будет способствовать росту эффективности всей системы вузовского образования

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

дистанционное образовательные технологии, принципы познавательной деятельности, проектное управление, креативное обучение, система управления качеством, smart education

Aleskovskiy V. V., Pavlova T. A., Yanovskiy V. V. Concept of Distance Learning In University — Project Organization and Management

Aleskovskiy Vladimir Valentinovich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

associate Professor of the Chair of General Management and Logistics

aleskovsky_vv@mail .ru

Pavlova Tatiana Anatolievna

north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation)

associate Professor of the Chair of Business-informatics, Mathematic and Statistic Methods

PhD in Physics and Mathematics

[email protected]

* Окончание. Начало см. в журнале «Управленческое консультирование». 2015. № 2. С. 99106.

-Q Yanovskiy Valery Vitalyevich

cl North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

O administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

© Deputy Head, Professor of the Chair of Local Government

cl doctor of Science (Economics), PhD in Physics and Mathematics, Professor

x [email protected]

™ ABSTRACT

o As a conceptual basis of distance learning we propose principles that are discussed. We put forward

a E-learning method, based on them with the use of project management methodology. The use m of project management methodology will contribute to the organization of an effective system of

distance education. We proposed widely used the modern IT as a part of this methodology, including smart education, this will allow us almost completely automation of administrative work. The proposed technique of creative learning is almost ideally combined with principles and methods of total quality management (TQM), as we showed also. The suggested approach, we believe, will promote the growth the efficiency of the whole higher education system

KEYWORDS

distance learning technologies, principles of cognitive activity, project management, creative learning, TQM, smart education

Концепция организации электронного обучения и применения ДОТ в системе высшего профессионального образования

Концептуальной основой дистанционного обучения могут стать разработанные в СЗИУ РАНХиГС основные принципы [1-5].

1. Принцип целеобусловленности

Цель обучения первична, поскольку является источником возникновения информационных и иных связей, на основе которых обучаемые, преподаватели, администрация высшего учебного заведения, иные субъекты вступают друг с другом в отношения, а в некоторых случаях в правоотношения и приступают к осуществлению образовательной деятельности. Совершаемые ими действия независимо от их конкретного содержания могут быть представлены как набор стандартных задач, направленных на реализацию заданной цели. Именно для достижения цели дистанционного образования должна создаваться специальная система дистанционного обучения: формируются концепция системы, проектные решения, осуществляется их реализация, выделяются ресурсы под создание системы. При этом необходимо, чтобы цель дистанционного обучения отвечала критериям Smart, т. е. была конкретной, измеряемой, достижимой, реалистичной и имела определенные временные рамки.

2. Принцип технологичности обучаемого

Технологичность — соответствие личных качеств студента требованиям образовательного процесса, а по окончании вуза — профессиональным требованиям. Соблюдение данного принципа является непременным условием для достижения цели образовательного процесса. Большинство выработанных нами принципов органически связаны с принципом технологичности.

3. Принцип полноты, достоверности и своевременности поступления информации

К субъектам образовательных отношений должна поступать полная, достоверная и своевременная информация, обеспечивающая гласное осуществление общего дела. Полная информация — это информация, полученная в том объеме, который

необходим для правильной организации образовательного процесса. Достоверная з

информация — значит имеющая в своей основе данные, сведения и материалы, ^

ни в коей мере не искажающая заведомо или по небрежности картину объективной §

действительности. Своевременная информация — вовремя доведенная до сведе- £

ния субъектов образовательных отношений информация. Гласность — публичное ^

оглашение полной, своевременной и достоверной информации всем тем субъектам °

образовательных отношений, которым она должна быть адресована. о

ш

4. Принцип вторичной социализации ш Поскольку образование является единым целенаправленным процессом воспитания

и обучения, применение электронного обучения и ДОТ в образовательном процессе также должно обеспечивать не только адекватный мировому уровень знаний, но и соответствующий уровень культуры. Культура является специфической системой норм, ценностей и смыслов, отличающей одно общество от другого, одну профессиональную группу от другой. Поэтому освоение элементов культуры служит мощным толчком к дальнейшему развитию личности, ее самоидентификации в обществе, формированию необходимых профессиональных качеств. С точки зрения вторичной социализации образовательный процесс должен включать:

а) получение студентом определенной компетенции, необходимой для осуществления успешной профессиональной деятельности;

б) освоение основных элементов общей культуры за счет преподавания дисциплин культуроведческого комплекса;

в) процесс освоения элементов профессиональной культуры путем преподавания комплекса специальных дисциплин.

5. Принцип приоритета проектной формы учебного процесса Приоритетным для студента является обучение, когда во главе угла — развитие его способностей к самостоятельному формированию новых знаний, умений и способов действий на базе проектного подхода. Подхода, в котором поставлены четкие цели, установлен баланс между объемом учебного материала, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями. Главным фактором креативного обучения является инициативность студента. Этому в полной мере способствует электронное обучение, построенное в основном на самостоятельном изучении предмета.

Образовательный (педагогический) процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, позволяющих достигнуть обучаемым установленных государством образовательных уровней. В соответствии с классическим представлением о процессном подходе образовательный процесс можно представить как совокупность двух процессов:

1) процесса производства, основной в нашем случае — это учебный процесс;

2)управления процессом производства, вспомогательный процесс — управление проектом.

Дистанционное обучение, по-видимому, следует рассматривать как комплекс, включающий в себя несколько компонентов различной природы с иерархической структурой.

Первый компонент. Учебный процесс в высших учебных заведениях представляет собой систему дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования в соответствии с государственным стандартом образования. В варианте дистанционного образования он организуется с учетом возможностей современных информационных технологий обучения и ориентируется на

з формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоев янному обновлению научных знаний, быстрой адаптации к изменениям и развитию 0 в социально-культурной сфере, в областях техники, технологий, системах управ-£ ления и организации труда в условиях рыночной экономики.

^ Второй компонент. Образовательная технология — система способов, приемов ° и средств электронного обучения. Прообразом подобной технологии может по-о служить технология развивающего обучения, разработанная для студентов заочной д формы обучения1. В рамках данной технологии коренным образом меняется по-ш следовательность форм организации развивающего обучения:

• Самоподготовка. Студент дистанционно получает от преподавателя необходимые учебные материалы, изучает их, готовит письменную работу. Развитие электронного обучения позволяет включить в электронный образовательный ресурс обучающее тестирование, которое имитирует диалоговый процесс обучения, являющийся наиболее эффективным.

• Экзамен (зачет). Преподаватель анализирует качественные и количественные характеристики самостоятельной работы студента, его письменной работы и выставляет предварительную оценку, записывая при этом вопросы, которые необходимо задать студенту на экзамене. В зависимости от объема и сложности курса письменная работа студента — контрольная, реферат или курсовая работа. В настоящее время широкое распространение получила балльно-рейтинговая

система оценки знаний студентов (БРС), которая оценивает планомерную работу студента в процессе освоения дисциплины, унифицирует систему оценки и повышает эффективность образовательного процесса в случае ее правильного планирования и систематического применения. Представляется целесообразным выделить четыре основных блока для оценивания с рекомендуемым общим количеством баллов для начисления:

1. Посещение лекций, практических занятий, семинаров, лабораторных работ и пр. (10 баллов) (для заочного обучения этот блок можно объединить с блоком 3).

2. Творческая активность, работа в малых группах (30 баллов) (подготовка коллективных проектов, совместное решение ситуационных задач, участие в круглых столах, дискуссиях, мозговых штурмах — интерактивных формах обучения).

3. Самостоятельная (индивидуальная) работа студента при освоении материала (30 баллов).

4. Промежуточный контроль (зачет/экзамен) (30 баллов).

Возможно введение «бонусных» баллов за виды работ, которые не являются обязательными: участие в олимпиадах, конкурсах, исследованиях, выполняемых в рамках студенческого научного общества. Важными моментами оценки работы студента являются ее оперативность, объективность, а также возможность документальной фиксации.

При заочной форме обучения существенное значение приобретает оценка письменной работы студента. Для этого можно использовать уже разработанные способы, приемы и средства [5].

Написание отзыва либо рецензии — процесс достаточно трудоемкий, поскольку рецензент должен придерживаться ряда формальных, но вместе с тем обязательных требований. Использование информационных технологий, т. е. совокупности методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации, позволит снизить трудоемкость данного вида работы для рецензента, упростит функцию контроля выполнения работы для руководителя.

1 Достоинства и недостатки дистанционного обучения: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_nedostatki_ distantsionnogo_obucheniya.htm?print.

Начальным этапом применения ДОТ, по-видимому, должна стать разработка з унифицированной формы рецензии или применение стандартной формы. Именно ^ типовая форма рецензии облегчит сбор документированной информации, что в даль- § нейшем поможет реализовать автоматизированную обработку и анализ рецензий £ [Там же]. По мнению авторов, работа с такой рецензией будет удобна и самим ^ студентам для устранения выявленных изъянов в работе, поскольку им дается чет- ° кая разбивка замечаний по двум критериям оценки — формальным и неформальным. о Формальные замечания устраняются самостоятельно и не требуют участия препо- ^ давателя, а неформальные, возможно, потребуют участия в их анализе и устранении ш научного руководителя. Тем самым преподаватель освобождается от рутинной нагрузки по выявлению в тексте письменной работы орфографических ошибок, опечаток, стилистических неточностей и может целиком сосредоточиться на элементах творческого труда.

Следует особо подчеркнуть, что предложенная форма дает преподавателю выигрыш во времени, столь необходимом для более глубокого проникновения в суть работы и анализа ее содержания. После заполнения бланка рецензии преподавателем становится возможным использование информационных технологий обработки информации. Цель данного этапа — создать массив данных рецензий письменных студенческих работ.

Подчеркнем, что при реализации программ высшего образования с применением электронного обучения и ДОТ меняется характер контактной работы обучающихся с преподавателем. Занятия лекционного типа могут быть как аудиторными, так и внеаудиторными. Для этой цели возможно применять современные ИКТ. Например, такие, как известное приложение Бкуре, что вполне доступно для высшего учебного заведения.

Занятия семинарского типа (практически занятия) могут быть спланированы на основе оценки самостоятельной работы студента в системе дистанционного обучения. Преподаватель для более глубокого и полного изучения выбирает вопросы, которые вызвали затруднение при самостоятельной подготовке, а затем приступает к публичной оценке работы каждого студента, выставляя окончательную оценку (баллы). Эти операции возможно выполнить также с использованием Бкуре. В ДОТ основной упор — на самостоятельность в познавательной деятельности. При этом штатное расписание и систему оплаты труда преподавателя изменять не потребуется.

Студент в финальной части обучения пишет работу (проект), используя как «подвижный» стандарт лучшие выпускные квалификационные работы (ВКР) прошлых лет, стараясь достичь и превзойти их качественный уровень, формулирует конкретные предложения с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. Уровень качества ВКР оценивается государственной экзаменационной комиссией. Лучшие квалификационные работы становятся стандартом, размещаются в сетевых информационно-библиотечных ресурсах на сайте образовательной организации.

Третий компонент — единый процесс дистанционного образования, состоящий из различных по содержанию учебных дисциплин, которые соединены в единую схему для достижения цели учебного процесса. Разработка и построение рациональной технологической схемы — важнейшая задача организации дистанционного обучения. По нашему мнению, ведущим принципом создания технологической схемы дистанционного обучения должен стать хорошо известный системно-модульный принцип формирования учебного процесса в высших учебных заведениях.

Каждый выделенный выше компонент представляет сложную систему, состоящую из относительно однородных, логически связанных между собой подсистем (элементов). Представление о компонентах как о сложных иерархических системах

з требует сопряжения предметной, функциональной и временной плоскостей их ис-о_ следования. В качестве примера выделим пять хронологически связанных между 0 собой и перекрывающихся периодов реализации образовательного процесса. £ 1. Период комплексной диагностики, основными задачами которого являются оцен-^ ка экономической эффективности дистанционного образования, маркетинговый ° анализ, оценка бюджета и времени реализации.

о 2. Подготовительный период, основным содержанием, которого являются сбор, обработка, анализ и обобщение необходимой информации об абитуриенте. По-ш лученные в ходе исследований данные дают возможность оценить соответствие абитуриента предъявляемым требованиям с помощью показателя технологичности.

3. Адаптивно-ознакомительный период, основным содержанием, которого является гармоничное вхождение обучаемого в новую виртуальную среду с последующей всесторонней мотивацией и стимуляцией его деятельности.

4. Период обучения, основным содержанием которого является освоение:

♦ способов и приемов получения знаний для успешного осуществления познавательной, преобразовательной и ценностно-ориентационной деятельности;

♦ необходимых знаний в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ;

♦ студентами основных компонентов мировой, общеевропейской, российской и профессиональной культуры;

♦ способностей к самостоятельному формированию знаний, умений и способов действий выполнения аттестационной работы.

Для данного периода характерен последовательный переход от демонстративного и развивающего к креативному проектному обучению.

5. Заключительный период, основным содержанием которого является подведением итогов дистанционного обучения конкретных субъектов:

♦ сбор, обработка, анализ и обобщение информации о выпускнике высшего учебного заведения;

♦ организация и проведение конкурса на лучшее качество аттестационной работы;

♦ вручение премии качества.

Полученные в ходе исследований данные дают возможность оценить соответствие выпускника требованиям профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой важнейшей задачей является структуризация каждого элемента, слагающего образовательный процесс. Например, предметную плоскость последнего можно разбить на ряд иерархически подчиненных процессов, а их в свою очередь и так далее вплоть до выделения элементарных процессов, попутно выявляя причинно-следственные, логические и иные связи между отдельными элементами. В результате структуризации сформируется разветвленная сеть пошагового процесса, особая, оригинальная технологическая схема дистанционного образования.

Единичные процессы имеют свой вход и выход, т. е. протекают в рамках модулей и блоков, которые соединены в единую технологическую схему образовательного процесса. И еще раз следует повторить, что разработка и построение рациональной технологической схемы — важнейшая задача организации образования.

Технология креативного обучения почти идеально сочетается с принципами и методами системы управления качеством (TQM). Главный лозунг всеобщего управления качеством — «совершенствованию качества нет пределов». По нашему мнению, в систему дистанционного обучения должны гармонично интегрироваться некоторые элементы TQM. Сущность данной концепции состоит в достижении, поддержании и постоянном повышении уровня знаний, общей и профессиональной культуры студента, непрерывном совершенствовании качества образовательного процесса всеми его субъектами. Концепция TQM предусматривает реализацию

скоординированного, комплексного и целенаправленного внедрения и применения систем и методов управления качеством на всех стадиях образовательного процесса.

Наша главная идея заключается в освоении и внедрении в практику так называемых гибких стандартов, в качестве которых можно использовать лучшие письменные работы обучаемых, внедрение премии качества и т. д. Обучаемый, развивая способности к самостоятельному формированию умений и способов действий, постоянно стремится превзойти уровень качества, заданный «подвижным» стандартом. К нетрадиционным формам контроля качества знаний мы относим введение экзамена-консультации (зачета-консультации), письменных работ в виде научных и публицистических статей (творческих отчетов), профессиональных кроссвордов и некоторые другие.

Заключение

Реализация образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения и ДОТ обеспечивает возможность реализации принципа непрерывности образования и права на образование в течение всей жизни. Постоянное повышение его качества достигается последовательным переходом обучаемого от бакалавриата к магистратуре, аспирантуре, а затем к дополнительному профессиональному образованию. Причем дополнительное образование можно получать всю жизнь, повышая качество знаний и уровень европейской культуры. Этому способствует не только многоуровневая система образования в Российской Федерации (бакалавриат/специалитет/ магистратура, подготовка кадров высшей квалификации), но и возможность получения дополнительного профессионального образования параллельно с освоением программ высшего образования.

Детальная проработка данного принципа приводит нас к глубокому пониманию «образовательной спирали» как процесса достижения уровня знаний в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с последующим стремлением к превышению этого уровня и неуклонному движению в сторону мирового уровня знаний. Последовательно преодолевая уровни высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет/магистратура), параллельно обучаясь по программам дополнительного профессионального образования, обучаемый каждый раз совершает качественный скачок — выходит на новый уровень знаний и профессиональной культуры, самосовершенствуется, развивается и повышает свою социальную значимость и самооценку.

Многолетняя практика использования концепции управления проектами в различных отраслях российского хозяйства убедительно доказала ее высокую эффективность. Однако в области образования на идею проектирования пока не обратили должного внимания. При этом профессиональная подготовка в образовательных учреждениях высшего профессионального образования обладает всеми признаками, присущими проекту:

• имеет определенные сроки начала и завершения;

• создает уникальный продукт (услугу);

• считается успешно завершенной, когда цель достигнута;

• полученный результат закрепляется в формальном документе.

Развитие электронного обучения, системы применения ДОТ на каждом этапе поэтому можно рассматривать как реализацию проекта. При выполнении работ по проекту обычно выделяют два процесса — создание проектного продукта и управление процессом его создания (управление проектом). Обычно управление проектом в учебной литературе определяют как искусство руководства и

о ©

о

ш

ш

О

з координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цик-о_ ла проекта путем применения современных методов управления и ИКТ для до-0 стижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, их £ стоимости, срокам и качеству.

^ Другими словами, для успешной реализации проекта необходимо сочетание трех ° условий: время, деньги и качество. В вузе, как правило, одно или два из этих о требований носят ограничительный характер. Применение методологии управления g проектами способствует организации эффективной системы дистанционного об-ш разования, так как в рамках этой методологии широко используются современные информационные технологии, начиная от самой простой и дешевой (технология шаблонов) до сложных и дорогих компьютерных программ, позволяющих практически полностью автоматизировать управленческий труд.

На основе перечисленных принципов можно сформировать множество образовательных технологий. Например, smart education — обучение в интерактивной среде с помощью контента в свободном доступе. Примером может служить проект для Европы — Единый университет с единым офисом-деканатом, сопровождающим студентов от вуза к вузу в рамках Болонского процесса без переэкзаменовки1. В таком университете будет осуществляться коллективный процесс обучения с помощью общего репозитария учебных материалов.

В рамках smart education студент может участвовать не только в выборе дисциплин, но и в их разработке. Smart education позволяет преподавателю не тратить время на технические требования, связанные с разработкой курса. Он сможет воспользоваться уже существующим контентом, реализованным в виде модулей, описанных специальным образом. С помощью технологий эти модули можно собирать в любой последовательности, причем в автоматизированном режиме. Отметим, что значительная часть контента на web-ресурсах никогда не попадет в книги. А smart education позволит создать условия: вчера на сайте, сегодня — в учебном материале.

В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс.

Литература

1. Алесковский В. В., Яновский В. В. Концепция дистанционного образования в вузе. Препринт СЗИУ РАНХиГС №2/4 30.09.2014. ISBN 978-5-89781-522-7.

2. Алесковский В. В., Тарасов Н. А., Яновский В. В. Принципы инновационной образовательной технологии, сформированные на базе Болонского процесса // Труды I Санкт-Петербургского конгресса «Проф. образование, наука, инновации в XXI веке». СПб., 2007. С. 288-293: [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/939/55939/files/trud2007.pdf.

3. Алесковский В. В., Тарасов Н. А., Ушаков М. В. Принципы организации профессионального образования государственных и муниципальных служащих // Новые технологии в образовании: Сб. науч. тр. // Материалы I Международной научно-практической конференции (1-10 декабря 2008 г.). М.: Спутник +, 2009.

4. Алесковский В. В., Тарасов Н. А. Некоторые аспекты повышения качества образования студентов заочной формы обучения // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Мат-лы XII Междунар. конф. (26 октября 2007 г.). СПб.: СПб ГУП, 2007.

5. Алесковский В. В., Козырев Н. А., Ушаков М. В. Использование информационных технологий при рецензировании и оценке письменных работ студентов // Современное образование: опыт, проблемы, качество: Мат-лы научно-методич. конф. / Под ред. В. А. Клюева, А. С. Тургаева, Г. Г. Филипова. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2009.

1 ROADMAP "Opening up Education — a proposal for an European Initiative to enhance education and skills development through new technologies": [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa. eu/smart-regulation/impact/planned_ia/docs/2013_eac_003_opening_up_education_en.pdf.

References s

1. Aleskovsky V. V., Yanovsky V. V. The concept of remote education in higher education institution o [Kontseptsiya distantsionnogo obrazovaniya v vuze]. Pre-print of SZIU of a RANEPA N 2/4 2 30.09.2014. ISBN 978-5-89781-522-7. CL

2. Aleskovsky V. V., Tarasov N. A., Yanovsky V. V. The principles of innovative educational technology created on the basis of Bologna Process [Printsipy innovatsionnoi obrazovatel'noi tekhnolo- m gii, sformirovannye na baze Bolonskogo protsessa] // Works I of the St. Petersburg congress o "Prof. education, science, innovations in the XXI century" [Trudy I Sankt-Peterburgskogo kon- ^ gressa «Prof. obrazovanie, nauka, innovatsii v XXI veke»]. SPb., 2007. P. 288-293: [An elec- m tronic resource]. URL: http://window.edu.ru/resource/939/55939/files/trud2007.pdf. °

3. Aleskovsky V. V., Tarasov N. A., Ushakov M. V. The principles of the organization of professional education of the public and municipal servants [Printsipy organizatsii professional'nogo obrazovaniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh sluzhashchikh] // New technologies in education: Collection of scientific works [Novye tekhnologii v obrazovanii: Sbornik nauchnykh trudov]: Materials I International scientific practical conference (on December 1-10, 2008) [Materialy I Mezhdunarodnoi nauchno-prakt. konferentsii (1-10 dekabrya 2008 g.)]. M.: "Satellite +" publishing house [«Sputnik +»], 2009.

4. Aleskovsky V. V., Tarasov N. A. Some aspects of improvement of quality of education of students of tuition by correspondence [Nekotorye aspekty povysheniya kachestva obrazovaniya studen-tov zaochnoi formy obucheniya] // Problems of quality management of education in liberal arts college: materials XII of the International conference, on October 26, 2007 [Problemy uprav-leniya kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze: materialy XII Mezhdunarodnoi konferentsii, 26 oktyabrya 2007 goda]. SPb.: SPbUHHS [SPb GUP], 2007.

5. Aleskovsky V. V., Kozyrev N. A., Ushakov M. V. Use of information technologies during the reviewing and an assessment of written works of students [Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii pri retsenzirovanii i otsenke pis'mennykh rabot studentov] // Modern education: experience, problems, quality: materials of scientific and methodical conference [Sovremennoe obrazovanie: opyt, problemy, kachestvo: materialy nauchno-metodicheskoi konferentsii] / Under the editorship of V. A. Klyuev, A. S. Turgaev, G. G. Filippov. SPb.: Publishing house of SZAGS [Izd-vo SZAGS], 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.