Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА НА НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА'

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА НА НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
15 МИНУТ / ДОСТУПНОСТЬ / КОМФОРТ / КАЧЕСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ПЕРИФЕРИЯ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / СУБЦЕНТР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колобова Мария Валерьевна

В данной статье рассматривается влияние пандемии на представление горожан о качестве городской среды, доступности. Выявлены преимущества концепции 15-минутного города как во время пандемии, так и после. Проанализирован темп застройки периферийных районов Санкт-Петербурга, а также его значение в качестве делового и культурного центра, который окружают спальные районы. Чтобы предотвратить дальнейшее разрастание таких районов, выкачивающих силы из Санкт-Петербурга, был проведен анализ на основе литературы и электронных ресурсов по данной теме, выявлены основные составляющие 15-минутного города, который может обеспечить горожан всем необходимым в шаговой доступности, что также поможет предотвратить маятниковые миграции. По результатам исследования сделан вывод о возможности осуществления данной концепции на периферийных территориях Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A 15-MINUTE CITY IN THE NEW TERRITORIES OF THE PERIPHERAL DISTRICTS OF ST. PETERSBURG

This article discusses the impact of the pandemic on the perception of citizens about the quality of the urban environment, accessibility. The advantages of the 15-minute city concept both during and after the pandemic are revealed. The pace of development of the peripheral areas of St. Petersburg, as well as its importance as a business and cultural center, which is surrounded by sleeping areas, is analyzed. In order to prevent the further growth of such areas, pumping forces out of St. Petersburg, an analysis was carried out based on literature and electronic resources on this topic, the main components of a 15-minute city were identified, which can provide citizens with everything they need within walking distance, which will also help prevent pendulum migrations. Based on the results of the study, a conclusion was made about the possibility of implementing this concept in the peripheral territories of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА НА НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ РАЙОНОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Концепция 15-минутного города на новых территориях периферийных районов Санкт-

Петербурга

The concept of a 15-minute city in the new territories of the peripheral districts of St.

Petersburg

Колобова Мария Валерьевна

Студент 5 курса, архитектурного факультета, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: mariya. [email protected]

Kolobova Maria Valerievna

5st year student, Faculty of architectural, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian, Saint-Petersburg e-mail: mariya. [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается влияние пандемии на представление горожан о качестве городской среды, доступности. Выявлены преимущества концепции 15-минутного города как во время пандемии, так и после. Проанализирован темп застройки периферийных районов Санкт-Петербурга, а также его значение в качестве делового и культурного центра, который окружают спальные районы. Чтобы предотвратить дальнейшее разрастание таких районов, выкачивающих силы из Санкт-Петербурга, был проведен анализ на основе литературы и электронных ресурсов по данной теме, выявлены основные составляющие 15-минутного города, который может обеспечить горожан всем необходимым в шаговой доступности, что также поможет предотвратить маятниковые миграции. По результатам исследования сделан вывод о возможности осуществления данной концепции на периферийных территориях Санкт-Петербурга.

Annotation.

This article discusses the impact of the pandemic on the perception of citizens about the quality of the urban environment, accessibility. The advantages of the 15-minute city concept both during and after the pandemic are revealed. The pace of development of the peripheral areas of St. Petersburg, as well as its importance as a business and cultural center, which is surrounded by sleeping areas, is analyzed. In order to prevent the further growth of such areas, pumping forces out of St. Petersburg, an analysis was carried out based on literature and electronic resources on this topic, the main components of a 15-minute city were identified, which can provide citizens with everything they need within walking distance, which will also help prevent pendulum migrations. Based on the results of the study, a conclusion was made about the possibility of implementing this concept in the peripheral territories of St. Petersburg.

Ключевые слова: 15 минут, доступность, комфорт, качество, городская среда, социальный капитал, Санкт-Петербург, периферия, децентрализация, субцентр.

Key words: 15 minutes, accessibility, comfort, quality, urban environment, social capital, St. Petersburg, periphery, decentralization, subcenter.

Горожане привыкли к тому, что вся жизнь сосредоточена в центральной части города. Из «спальных районов» люди ежедневно направляются туда на работу, учебу, за покупками и досугом. Мы давно смирились с тем, что за жизнь в городе необходимо платить временем. Но что, если можно иначе? В период пандемии всё перевернулось. Людям нужно было совершать преимущественно короткие прогулки для получения услуг или товаров первой необходимости. Всё это входит в концепцию 15-минутного города.

Сама идея 15-минутногогорода не нова. Впервые об этом заговорил американский планировщик Кларенс Перри в начале 1900-х годов. Но концепция получила известность и популярность благодаря франко-колумбийскому профессору Карлосу Морено в 2019 году.

15-минутный город - это, прежде всего, пешеходная доступность. Все необходимое для жизни человека должно находиться в 15 минутах ходьбы пешком, например, места учебы, работы, магазины, рекреационные зоны, культурно-просветительные объекты. Люди не должны испытывать необходимость в общественном транспорте, увеличивая контакты друг с другом. Также концепция предполагает изменение ритма жизни, минимизацию бесполезной траты времени в пробках на автомобилях. В основе данной концепции лежит децентрализация городской жизни во всех направлениях.

Далее необходимо выяснить, какие плюсы дает концепция 15-минутного города сейчас, уже в постпандемийное время.

Наверное, основное преимущество - это транспортная доступность. Она позволит значительно уменьшить количество перемещений на личной или общественном транспорте, что, в свою очередь, сократит вредные выбросы, а значит уменьшит загрязнение воздуха. Также увеличивается количество пеших прогулок, что положительно влияет на здоровье населения, создается баланс между работой и личной жизнью, что подтверждают исследования университета в Нью-Гэмпшире.

15-минутный город представляет собой совокупность районов, внутри которых есть все необходимые функции и услуги, которые необходимы для жизни. К. Морено выделяет следующие такие основные функции: жилье, места трудоприложения, торговля, образование, досуг, здравоохранение.

Следующее преимущество заключается в том, что происходит увеличение доступности рабочих мест, что мотивирует работников дольше оставаться на своем рабочем месте, не увольняться. Предприниматели тоже получают выгоду, поток покупателей будет регулярным, т.к. все будут ходить в магазины в своих кварталах, а следовательно, и стабильный доход.

Почему же именно 15 минут? Организация Congress for the New Urbanism делит 15-минутный город на три зоны:

1) 5 минут пешком - это примерно 400 м. В таком районе располагаются магазины и небольшие коммерческие помещения;

2) 15 минут пешком или 5 минут на велосипеде приблизительно равно расстоянию 1 км. В таком радиусе располагаются аптеки, супермаркеты, зеленые зоны, станции общественного транспорта;

3) 15 минут на велосипеде - 3-5 км. В этой зоне располагаются театры, общественные центры, места работы и отдыха.

В целом, можно сказать, что идея 15-минутного города, с учетом того, как спроектированы наши новые города, «спальные районы» кажется достаточно смелой.

В условиях увеличения темпов строительства новых жилых районов на периферии Санкт-Петербурга [1], данная концепция приобретает особую актуальность.

Периферия Санкт-Петербурга - это, в основном, так называемые «спальные районы», расположенные на месте старых деревень, вблизи бывших промышленных предприятий или даже действующих на данный момент, что оказывает влияние на экологическую обстановку. Наиболее яркими примерами таких районов являются Кудрово, Мурино, Юнтолово, Шушары. Для таких жилых районов в первую очередь характерны следующие моменты. Например, микрорайонный тип застройки с домами башенного и секционного типа советского и постсоветского периода, утративший свою актуальность сейчас [2]. Территории микрорайонной застройки заняты жилыми зонами, которые находят далеко от мест трудоприложения. Районы не учитывают изменения, происходящие в обществе, однородность архитектуры, негуманная этажность, отсутствие станций метрополитена, отсутствие развитой социальной инфраструктуры, дефицит культурной инфраструктуры, слабая система бытового обслуживания и общественно-деловых зон.

Все это благоприятно влияет на маятниковую миграцию населения, т.е. «ежедневное челночное перемещение части населения - маятниковых трудовых мигрантов - между местами работы и проживания, находящимися далеко друг от друга и в разных экономических субъектах (районах, городах, регионах и т.д.» [3]. Люди продолжают тратить время в пробках, тесно контактируя друг с другом в автобусах до метро, а затем и в вагонах, добираясь до учебы или работы. Ежегодно население периферийных районов только увеличивается, а следовательно, увеличивается и нагрузка на транспортную систему. Например, население Кудрово в 2010 году составляло 137 человек, а в 2021 - 49,1 тыс. человек [4]. Это огромный прирост населения, особенно с учетом неразвитой транспортной системы, отсутствие станции метрополитена на полноценный город.

Все вышесказанное противоречит концепции 15-минутного города, тем самым, подтверждая ее актуальность. Почему же она не реализована в этих районах?

Сейчас все еще действует деление на периферии и центр. Это, наверное, и является основной проблемой. Для концепции 15-минутного города необходима децентрализация, развитие субцентров. Т.е. потенциально необходимо минимизировать культ центра, как места притяжения для работы, инфраструктуры, предоставление одинаковых по качеству услуг, как в центре, так и на периферии, ценность культурных объектов, безусловно, сохраняется.

В большинстве уже сложившихся районов из-за плотной жилой застройки практически не осталось места для объектов спорта, искусства и т.п. Чтобы не допускать миграции, можно, например, открывать школьные спортивные площадки для жителей района во внеучебное время и на выходных. Также можно открыть актовые залы школ, для просмотра фильмов, проведения лекций во внеучебное время. Все это поможет минимизировать маятниковые миграции людей в центр.

На примере строительных норм, можно заметить, что с 1958 года поменялась зона обслуживания детского сада и школы. Для детского сада она была 500 м, а стала - 300 м, для школ - 1км, стала - 500м. Все это хоть и небольшие, но шаги к реализации концепции 15-минутного города. Но в спальных районах чаще всего не хватает мест в детских садах и школах из-за того, что сначала строится жилье, а уже потом объекты образования.

Укрупненные кварталы в микрорайонном типе застройки, низкая плотность улично-дорожной сети препятствуют развитию функционального разнообразия территории. Планировочные особенности препятствуют размещению коммерческих помещений в первых этажах зданий, отсутствует активный уличный фронт.

Сейчас по-прежнему остаются незастроенными территории на периферии Санкт-Петербурга. Есть ли шанс у таких территорий для осуществления концепции 15-минутного города?

Безусловно, это будет нелегко, потому что Санкт-Петербург является крупным центром культуры, образования и трудоприложения.

Современные нормативы регламентируют расстояния только до детских садов, школ, объектов здравоохранения и т.п. Они не отвечают в полной мере на потребности современных горожан, которым ежедневно необходим более широкий спектр функций, в том числе и работа.

Необходимо создание субцентров на таких территориях. Разнообразие внутри районов в результате различного функционального насыщения территории будет стимулировать экономическую активность, занятость населения, взаимодействие людей, а следовательно, увеличит социальный капитал. Также благодаря такому разнообразию сформируется идентичность территории, минимизируется неравенство в территориальном положении.

Помимо существующих обязательных нормативов также следует обратить внимание на «Стандарт комплексного развития территорий», разработанный Минстроем России совместно с ДОМ.РФ и КБ «Стрелка».

Он представляет собой методический документ, в котором показаны основные подходы к формированию и развитию территорий жилой и многофункциональной застройки, которые учитывают актуальные потребности горожан [5]. В основе Стандарта как раз лежит принципы 15-минутного города: функциональное разнообразие районов, развитие стрит-ритейла, человеческий масштаб застройки, разнообразные маршруты и др.

Следует увеличивать плотность жилой застройки для развития малого бизнеса. Также необходимо совмещать различные виды использования территории внутри районов. Всё это благоприятно влияет на увеличение количества рабочих мест и услуг рядом с местами проживания.

Концепция 15-минутного города - это синтез компактного, полицентрического города, который основан именно на человеческих потребностях.

Во время пандемии мы ощутили потребность в социальных связях, иначе стало восприниматься время доступности. В любом случае, даже если бы не было пандемии, мы являемся социальными существами, которым необходимы контакты, дружба. Важным ресурсом развития и повышения качества жизни становится умение жить сообща, доверять друг другу, объединяться. Т.е. необходимо развивать социальные связи, социальный капитал. Пандемия выявила необходимость децентрализации, создания человеческого масштаба районов, насыщенных функциями, которые заставляют обычно нас покидать район для удовлетворения потребностей.

Эта новая концепция в урбанистике, которую в каком-то смысле представляет город будущего. Она полностью меняет представление о структуре города. Происходит отрицание делового центра со всей инфраструктурой внутри него, окруженного спальными районами.

Данную концепцию воплотить в жизнь не везде и не всегда возможно. Превратить уже сложившиеся города в 15-минутные непросто, т.к. в основном они были построены в период автомобилизации. Но на новых территориях осуществление концепции возможно. Необходим план, место, а также подбор составляющих функционального разнообразия. Конечно, это будет непросто, потому что Санкт-Петербург является таким деловым и культурным центром.

Эта новая стратегия, которую называют «15-минутным городом», развивается сейчас по всему миру, например, в Лондоне, Париже [6], и периферийный районы Санкт-Петербурга идеально подходят для того, чтобы иначе взглянуть на существующие принципы градостроительства и построить комфортный город.

Список используемой литературы:

1. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» от 19 декабря 2018 года.

2. Иванченко Е.А., Косилов М.С. Проблемы микрорайонной застройки в современном градостроительстве // Молодой исследователь Дона. 2018. №6 (15);

3. Бугаев М.А. Маятниковые миграции на рынке труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2015. №4;

4. Электронный ресурс. URL: https://gorodarus.ru/kudrovo.html/ (дата обращения 25.06.2022);

5. Стандарт комплексного развития территорий. URL: https://дом.рф/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (дата обращения 25.06.2022).

6. Волошинская А.А. Эволюция зарубежных концепций городского развития: анализ основных тенденций // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №63. С. 99-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.