Научная статья на тему 'Концепт «Вера» в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940)'

Концепт «Вера» в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / КОНЦЕПТ / ЖУРНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЦЕННОСТЬ / DISCOURSE / CONCEPT / LINGUAL WORLD MAP / JOURNAL CONTEXT / VALUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парахневич Елена Валерьевна

В статье рассмотрена содержательная сторона концепта «вера» в контексте эмигрантского журнала «первой волны» «Путь». Выявлена специфика его репрезентации на лексическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAITH AS THE CONCEPT IN THE TEXTUAL SPACE OF JOURNAL "PUT'" (1925-1940)

The article is devoted to the analysis of the meaningful aspect of "faith" as a concept in the context of the Russian emigration journal "Put'" and the representation of the aforementioned concept on the text level.

Текст научной работы на тему «Концепт «Вера» в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940)»

Ä®

Шш

УДК: 81'42 ББК: 81.001.3

КОНЦЕПТ «ВЕРА» В ТЕКСТОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЖУРНАЛА «ПУТЬ» (1925-1940)

Е.В. Парахневич

В статье рассмотрена содержательная сторона концепта «вера» в контексте эмигрантского журнала «первой волны» «Путь». Выявлена специфика его репрезентации на лексическом уровне.

Ключевые слова: дискурс, концепт, журнальный контекст, языковая картина мира, ценность.

Журнал «Путь», заявляя о себе как об «органе русской религиозной мысли», фактически аккумулировал духовное бытие эмиграции и, поставив перед собой задачу сохранения и приумножения культурного наследия России, был вынужден транслировать и ее ценности, поскольку установление и поддержание системы ценностей, выступающих в роли социальных маркеров, определяющих поведение человека, является одной из главный функций культуры.

Журнал издавался в Париже в период с 1925 по 1940 г. под редакцией Н. Бердяева. Авторами статей были священнослужители и философы, высланные из России на так называемом «философском пароходе»: Н.О. Лос-ский, о. Сергий Булгаков, Б.П. Вышеславцев, А.В. Ельчанинов, В.В. Зеньковский, Ф.А. Сте-пун. Журнал представлял собой уникальный опыт дискуссионного издания, в котором не было господства политической идеологизации. В условиях эмиграции он взял на себя функцию напоминать своей аудитории о смысле ^ существования, а оторванность от родной зем-^ ли способствовала укреплению религиознос-® ти среди эмигрантов. Немаловажную роль в Ц этом сыграла и реакция на насильственно на-

8 саждаемый советский атеизм. и

$ Специфика журнала заключается в том, л

^ что это сугубо религиозно-философское изда-© ние, а религия представляет собой аксиоло-

гическую систему, обусловливающую цели и способы развития общества.

Описание текстуального пространства журнала «Путь», сформированного пересечением философского, публицистического и религиозного дискурсов (при явном доминировании последнего), с точки зрения лингвокуль-турных ценностей является, на наш взгляд, актуальным, поскольку позволяет выявить и объяснить специфику языковой картины мира, репрезентированной на страницах издания.

Религиозный дискурс представляет собой разновидность институционального дискурса, в которой находит отражение религиозная картина мира, являющаяся частью общей картины мира, материализующейся в языке. В качестве одной из характерных черт религиозного дискурса В.И. Карасик называет открытость утверждения ценностей в форме иносказания или притчи, а также непосредственно в повествовании, когда фактором убеждения является логика сюжета [2, с. 309]. Цель религиозного дискурса он определяет как «приобщение к вере в рамках определенной конфессии (это призывы к вере и покаянию, назидание и утверждение в вере и добродетели, разъяснение вероучения)» [там же, с. 321]. Из этого следует вывод, что одной из ключевых духовных ценностей в религиозном дискурсе является вера.

Что касается репрезентации ментальных ценностей в медиапространстве журнала, то И.В. Ерофеева выделяет такие когнитивные единицы, концентрирующие духовные представления нации, как концепты, поскольку они

«отражают сущность национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей, раскрывают национальные особенности способов общения и деятельности людей, аккумулируют характеристики этнофо-ра (носителя этнического сознания). <...> Именно через концепты национальная культура входит в ментальный мир личности, посредством концептов человек сам приобщается к культуре, а изучение концептуальных смыслов позволяет моделировать национальную (аксиологическую) картину мира» [1, с. 53]. Более того, по мнению В.И. Карасика, центром лингвокультурного концепта всегда является ценность, так как он служит исследованию культуры, в основе которой лежит именно ценностный принцип [2, с. 322].

В данной статье предлагается рассмотреть, как в религиозном дискурсе журнала «Путь» репрезентируется ключевая для эмиграции духовная ценность - вера.

Концепт «вера» Ю.С. Степанов называет «уникальным» ввиду его соотнесенности с категорией «религия». Исследователь характеризует веру как «внутреннее состояние каждого отдельного человека» [3, с. 83] и считает данный концепт базовым, то есть константой, существующей в языковой картине мира длительное время.

Обратимся к толковым словарям, зафиксировавшим языковые особенности выражения концепта «вера». Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля существительное вера трактуется как «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство; уверенность, твердая надежда, упование, ожидание; стар. клятва, присяга; сев. охота, желание, намеренье, стремление» (Даль, т. 1, с. 814).

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова дается следующее толкование слова вера: «1. Состояние сознания верующего, религия (книжн). То или иное религиоз-

ное учение, верование. Христианская вера. пе-рен. Мировоззрение, направление в общественной жизни, науке, искусстве (книжн. шутл.). 2. Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью. Твердое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-н. предстоящего (книжн). 3. Доверие (офиц. устар.)» (Ушаков, т. 1, с. 72).

Следовательно, в русской языковой картине мира «вера» представлена как бесспорность и несомненность неких положений, принимаемых за истину, способ знания, не требующий доказательств. Однако содержание концепта «вера», отраженное в русском литературном языке, не совпадает с его содержанием, выраженным в текстах журнала «Путь». При сходной лексической экспликации концепта его семантическое наполнение имеет принципиально иной характер, поскольку оно, будучи основано на общерелигиозных представлениях о вере, дополняется индивидуальными авторскими интерпретациями концепта.

Семантика концепта «вера» зависит в первую очередь от объектов веры. В статье «Религиозные основы общественности», опубликованной в первом номере журнала, С. Франк писал: «Старые верования пришли в упадок и не имеют власти над сердцами, новой веры не видно - человечество не знает больше, к чему оно должно стремиться, для чего жить, какие начала оно должно воплощать в жизни. <... > На словах или в отвлеченном размышлении большинство людей как будто еще имеют какую-то веру: одни веруют в христианство, другие - в науку, третьи -в человека. Но мало у кого осталась та целая подлинная вера, которая узнается по ее плодам: вера, определяющая все поведение человека, выражающаяся в ясном и непосредственном понимании добра и зла, должного и недопустимого, в личной и общественной человеческой жизни» (Франк, с. 9). Опираясь на данное высказывание, можно выделить два когнитивных слоя рассматриваемого концепта: «вера - уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо» (вера в науку или вера в человека) и «вера - твердая надежда, упование, ожидание» (подлинная вера, вера в Бога), которая базируется на религи-

озных догматах и неразрывно связана с религиозной сферой, хотя «человек стыдливо прячет в себе свою религиозность, и тогда как все его действенные силы и почти все его время уходит на внерелигиозную... политическую, экономическую и всякую иную деятельность или на личное и деловое общение с нерелигиозной средой, на долю его веры остаются немногие часы уединенной и бездейственной "интимности"» (Франк 1, с. 146). Б.П. Вышеславцев подчеркивал, что «религия есть нахождение Бога в себе и себя в Боге, а атеизм есть не только неверие в Бога, но и непременно также неверие в человека, неверие в самого себя, неверие в свою абсолютную ценность и в свою абсолютную вечность» (Вышеславцев, с. 81). Фактически религиозные концепты «Бог» и «человек», также представленные в текстовом пространстве журнала «Путь», находятся в диалогическом взаимодействии, опосредованном именно концептом «вера».

Интегративная функция анализируемого концепта выражается и в другом: в качестве главной задачи журнала редакцией манифестировалось объединение и пропаганда различных течений русской религиозной мысли. Так, в программной статье заявляется о стремлении стать «выразителем духовных и религиозных задач русской эмиграции» (Духовные задачи, с. 3), а И. Стратонов считал первым заветом Основателя церкви и основным законом мироздания «единство всех верующих» (Стратонов, с. 62). Следовательно, по мнению авторов издания, вера позволяет объединить религиозное сообщество и сформировать у него возможность дальнейших согласованных действий.

По-видимому, именно это становится причиной активной метафоризации веры. Она наделяется антропоморфными признаками: предстает персонифицированной, способной к самостоятельному действию, обладающей различными свойствами и характеристиками живого организма, в частности человека; выполняет социальные роли; определяется как «душа русского народа» (при этом креститель Руси князь Владимир Красно Солнышко считается «истинным отцом-родителем нашей культуры») (Карташев, с. 35); называется «матерью русского народа», «в русской рели-

гиозной вере были выношены творческие идеи» (Духовные задачи, с. 7); ей свойственно наличие здоровья как одного из важнейших компонентов существования, «вера без дела мертва», а недостаток религиозности неизбежно ведет к «внутренней слабости веры», даже к «отмиранию самой веры» (Духовные задачи, с. 8), что, во-первых, соотносится с целями религиозного дискурса - призвать ближних к вере и покаянию и утвердить верующих в вере и добродетели, а во-вторых, свидетельствует о начатой авторами журнала борьбе с грядущим на Западе духовным кризисом, истоки которого кроются в развитии техники и производства, нивелировавших значение человеческой личности.

Примечательно, что не менее четверти от общего объема журнала занимают публикации, где раскрываются основы других религий: католицизма, протестантизма, иудаизма, буддизма и пр. При описании других религий - особенно нехристианских - авторы сознательно избегают лексемы вера, подменяя ее текстовыми экспликаторами религиозная жизнь, религиозное мышление, религиозное течение, религиозное сознание. В то же время в текстовом пространстве журнала не прослеживается явной оппозиции «свой - чужой» и нет негативного восприятия «чужой» религии. Если для большей части православных СМИ эмиграции было характерно разделение религиозных групп и принятие в качестве «своих» лишь ограниченного круга единоверцев, при этом все остальные причислялись к категории «чужих», то для журнала «Путь» характерна обратная тенденция. К «чужим» его авторы относят лишь воинствующих атеистов, например большевиков, все прочие, вне зависимости от их религиозных предпочтений, имеют право именоваться верующими.

Одним из важных, концептуализируемых свойств веры, обусловливающих незыблемость истин, которые конструируют ее основу, является ее ригидность (консервативность). Любые возможные изменения канона не приветствуются, и потому в качестве узуальных антонимов выступают лексемы с семантическим компонентом «отступление от веры»: раскол, староверство, безверие, иноверие, неверие, маловерие, атеизм. В этой связи особо нуж-

но выделить словосочетание черная вера, обозначающее явление, характерное для большевизма и фашизма, которое авторы журнала называют «сектами» и объявляют «ныне господствующей религией» (Четвертиков, с. 45). «Одной из причин нынешних бед является именно всеобщая, черная вера в самодовлеющую замкнутость экономической сферы и непреложность экономических законов» (Семенов-Тянь-Шанский, с. 44), - замечают авторы журнала. «Черная вера имеет свой катехизис, свой культ богоненавистничества и не терпит никаких проявлений богопочитания. <...> Советская власть отнюдь не проповедует атеизм... а именно приказывает верить в безбожие» (Курдюмов, с. 67). «"Опиумом" оказалась не религия, не христианская церковь, а именно черная вера большевизма» (Курдюмов, с. 69). Главную причину, позволившую большевизму захватить власть в стране, авторы журнал «Путь» видят в утрате веры русским народом, в его отрыве от христианских ценностей, более того, в текстах журнала постоянно звучит мысль об утверждении в России коммунистической веры, принципиально иной по сути, основанной на антихристианских категориях, но при этом сохраняющей основные структурно-семантические признаки христианства.

Итак, авторы журнала придерживались той позиции, что только трансляция традиционных религиозных ценностей, в частности веры, может способствовать росту позитивных тенденций в культуре и, стало быть, в общественной жизни. В текстуальном пространстве журнала «Путь» значимой становится одна из важнейших для эмиграции лингвокуль-турных доминант - вера, которая, выступая в качестве ценностного ориентира, определяет миссионерскую духовную деятельность издания, заключающуюся в преодолении идеологического разрыва между основными эмигрантскими движениями и консолидации расколотых сил эмиграции с помощью духовного просвещения и религии, что, по убеждению авторов, должно было помочь противостоять коммунистической и фашистской идеологиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерофеева, И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века) / И. В. Ерофеева. - Чита : Изд-во ЗабГГПУ 2009. - 296 с.

2. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

3. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М. : Академ. Проект, 2001. - 990 с.

ИСТОЧНИКИ И СЛОВАРИ

Вышеславцев - Вышеславцев, Б. Значение сердца в религии / Б. Вышеславцев // Путь. - 1925. -сент. (№ 1). - С. 79-98.

Даль - Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль.- Репр. воспроизведение изд. 1912-1914. - М. : Цитадель, 1998. -Т. 1. - 1743 с.

Духовные задачи - Духовные задачи русской эмиграции // Путь. - 1925. - сент. (№ 1). - С. 3-8.

Карташев - Карташев, А. Влияние Церкви на русскую культуру / А. Карташев // Путь. - 1928. -янв. (№ 9). - С. 33-41.

Курдюмов - Курдюмов, М. Православие и большевизм / М. Курдюмов // Путь. - 1930. - июнь (№ 22). - С. 67-92.

Семенов-Тянь-Шанский - Семенов-Тянь-Шанский, Д. Труд, творчество и свобода / Д. Семенов-Тянь-Шанский // Путь. - 1936-1937. - нояб.-март (№ 52). - С. 24-45.

Стратонов - Стратонов, И. Кризис церковной смуты в России и дальнейший ее рост за рубежом / И. Стратонов // Путь. - 1930. - июнь (№ 22). -С. 62-80.

Ушаков - Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Рус. словари, 1994. - Т. 1. - 1562 с.

Франк - Франк, С. Религиозные основы общественности / С. Франк // Путь. - 1925. - сент. (№ 1). - С. 9-30.

Франк 1 - Франк, С. Религия и наука в современном сознании / С. Франк // Путь. - 1926. - июнь-июль (№ 4). - С. 145-156.

Четвертиков - Четвертиков, С. Из истории русского старчества / С. Четвертиков // Путь. -1927. - апр. (№ 7). - С. 23-49.

FAITH AS THE CONCEPT IN THE TEXTUAL SPACE OF JOURNAL "PUT'" (1925-1940)

E. V. Parakhnevich

The article is devoted to the analysis of the meaningful aspect of "faith" as a concept in the context of the Russian emigration journal "Put'" and the representation of the aforementioned concept on the text level.

Key words: discourse, concept, lingual world map, journal context, value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.