ЛИТЕРАТУРА
Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.
Добровольский Д.О. К проблеме фразеологических универсалий // Филол. науки. — 1991. — № 2. - С. 95-102.
Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз. — 2-е изд., перераб. — М: Высш. шк.; Дубна: Феникс, 1996.
Лунцова О.М. Градиент-концепт дружба-мир-вражда в русской и английской лин-гвокультурах (на материале лексики и фразеологии): дис. ... канд. филол. наук. — Магнитогорск, 2007.
Попова З.Д., Стернин И.А. Язык и национальная картина мира. — 2-е изд., испр. — Воронеж: Истоки, 2003.
Шенделева Е.А. Полевая организация образной лексики и фразеологии // Фразеология в контексте культуры. — М.: Яз. рус. культуры, 1999.
LINGUISTIC EMBODIMENT OF THE GRADIENT-CONCEPT "FRIENDSHIP-PEACE-ENMITY" (BASED ON LEXICOGRAPHIC AND PHRASEOGRAPHIC SOURCES)
O.M. Luntsova
The article deals with lexicological and phraseological representation of a gradient-concept "friendship-peace-enmity" as a set of synonymic and antonymic groups reflecting individual conceptual features of the object under study. The author comes to the conclusion that results of the research can be used in ideographic dictionaries of a new type.
© 2009
М.В. Сибирева
КОНЦЕПТ «ВЕРА» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА: ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бытие человеческой жизни и весь мир в целом являются объектом мыслительной деятельности человека и отражаются в языке. Концепты рассматриваются как ментальные единицы описания языковой картины мира народа, группы людей, отдельных авторов и т.д.
Цель данной работы — анализ концепта вера в религиозном дискурсе, поскольку многие концепты в этом типе дискурса характеризуются отличительными особенностями. Исследование проводится на материале проповедей митрополита Филарета (Дроздова). Вторая причина, по которой наш выбор пал на творчество этого мыслителя и учителя Церкви, состоит в том, что в XIX в. соз-
нание большинства людей было религиозным, и мы можем говорить о религиозной картине мира того времени.
В научной литературе уже делались попытки описания концептов в религиозном дискурсе (Е.В. Бобырева, И.В. Бугаева, В.И. Карасик, О.И. Митрофанова, Е.В. Сергеева, В.В. Чернобров и др.). Так, И.В. Бугаева полагает, что у ряда общекультурных концептов можно выделить религиозный компонент, который не всегда учитывается исследователями, но игнорировать его было бы, во-первых, ошибочно, а во-вторых, в этом случае нельзя претендовать на полноту и всесторонность описания. «Ядро концепта составляют наиболее актуальные для носителей языка ассоциации, периферию концепта — менее значимые ассоциации <...> В разных видах дискурса ядро концепта, его доминантная сема будут различаться» [Бугаева 2005: 9].
Понятие «вера» является основополагающим для религиозного сознания, а поэтому важнейшей категорией богословия и философии. Существует принципиальное различие между церковным и секулярным раскрытием понятия веры, которое становится понятным при сравнении словарных определений и бого-словско-философских дефиниций.
Лексема вера многозначна, что фиксируется словарями. Так, в Словаре И.И. Срезневского лексема вера имеет значения 'правда'; 'присяга, клятва'; 'сознание божественного закона, религия' [МСДЯ, 1: 490—491].
В.И. Даль насчитывает шесть значений лексемы вера, учитывающих в том числе устаревшее и диалектное. Словарь В.И. Даля отражает православную картину мира. Из шести значений первые три относятся к религиозной сфере: «1) Уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; 2) Верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; 3) Совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство» [СЖВЯ, 1: 331—333].
В «Полном церковнославянском словаре» прот. Г. Дьяченко слово вера раскрывается через христианские понятия и является отображением христианского мира: «одна из добродетелей: верование, признание ч.-л. за истинное», «уверенность, внутренне убеждение в ч.-л., в особенности принятие христианского учения», «самое учение христианской веры, проповедь евангельская, религия христианская». Прот. Г. Дьяченко приводит 15 значений понятия «вера» и иллюстрирует примерами из Священного Писания [ЦСС: 115—116].
В словарях ХХ в. фиксируется три значения, два из которых непосредственно связаны с религией: «1) Убежденность, глубокая уверенность в ком-, чем.-н. В. в победу. В. в людей; 2) Убежденность в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога; 3) То же, что вероисповедование. Христианская в. Человек иной веры» [Ожегов 2000: 74]. В «Словаре русского языка» также дано три значения, в том числе слово с пометой устар. и разг. «доверие» [МАС, 1: 149].
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова те же значения расположены в ином порядке, что свидетельствует о мене ядерного и периферийного компонентов: «Состояние сознания верующего, религия (книжн.) Вера в бога», «религиозное учение, верование. Христианская вера».
И второе, интересующее нас значение: «Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью. Вера в черта. Вера в загробную жизнь. Вера в научную гипотезу». В данном словаре дается также толкование слова с пометой в значении пе-рен. и указывается на выразительный оттенок слова книжн. шутл. «Мировоззрение, направление в общественной жизни, науке, искусстве. Он изменил кантианской вере и стал гегельянцем». Подобное значение выделяется только в словаре Ушакова [ТСРЯ, 1: 125].
Данная статья в словаре под редакцией Д.Н. Ушакова в послереволюционные годы (30-е гг. XX в.) демонстрирует двойственность понимания религиозной сферы. Хотя словарь создавался во время борьбы с религиозным мировоззрением, но семы 'состояние сознания верующего', 'религия', 'верование' являются первостепенными и иллюстрируются примером «Вера в бога», а 'убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии' иллюстрируется «вера в черта». Происходит смешение понятий. Для С.И. Ожегова же последнее толкование понимается и иллюстрируется как «Вера в Бога».
Как верно заметила Е.В. Сергеева, даже лексикографическое издание, созданное в «годы борьбы с религиозным мировоззрением, демонстрирует, что возможно минимизировать количество и толкование» религиозной лексики, но «насильственно исключить ее из русской языковой картины мира невозможно» [Сергеева 2007: 156].
В «Словаре современного русского литературного языка» даны три основных значения слова «вера», но значения 'убежденность в существовании Бога' нет [БАС, 2: 163-166].
Прошло богоборческое время, и уже новое издание «Большого академического словаря русского языка» в словарной статье «вера» дается три основных значения и последним приводится толкование «убежденность в реальном существовании Бога (или чего-л. сверхъестественного, фантастического, связанного с ним) как основа мировоззрения и психологии религиозного человека» [БАС РЯ, 2:411-412].
Как видим, слово вера и его производные встречались в контекстах, описывающих не только религиозные переживания, но и бытовые, обыденные. Один из крупнейших русских религиозных философов В.В. Зеньковский писал, что для того чтобы понять «исходный и основной смысл понятия "веры", правильнее всего обратиться все же к фактам религиозной веры - имея в виду, что вне-религиозное использование понятия "веры" является вторичным, повторяемым по аналогии с религиозной верой» [Зеньковский 1996: 40].
В «Пространном христианском катихизисе» митр. Филарета (Дроздова) вера определяется как «уверенность в невидимом - как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем» [Филарет (Дроздов) 2006: 15].
Святоотеческое понимание смысла слова вера раскрывается в трех основных понятиях: догматическое (вера церкви), психологическое (согласие с верой церкви) и харизматическое (дар Духа Святого), — и в трех стоящих за указанными образами сущностях - церковь, человек, Бог. Вера, будучи внешней по отношению к человеку, недоступной чувственному восприятию и достоверности, принимается человеком и становится в результате разумного выбора умопости-
гаемым верным основанием его жизни [Михайлов 2008: электронный ресурс].
В трудах митр. Филарета (Дроздова) можно выделить ряд содержательно значимых составляющих понятия вера, таких, как качество веры; проявление веры; действие веры; мера и степень веры; вера как путеводительница к Богу; вера, возвещаемая через проповедь; вера как любовь; доверие и послушание; добродетель; плоды веры и неверия; вера и христианское учение; принятие христианского учения как победа веры; вера в Бога как оружие. В сочинениях митрополита Филарета слово вера получает дополнительные значения, не зафиксированные ни одним словарем. Происходит расширение семантики слова. Проиллюстрируем несколькими примерами.
• 'Качество веры': «О, если бы нам известна была вера, какую имеют истинные последователи Христовы!»; «Да пребывает истинная, святая вера всегда сердечно и действенно нашею». Таким образом, вера может быть истинной, мнимой, живой, святой, искренней.
• 'Проявление веры': «Открываешь ли око, пробуждаемое утром: открывай в то же время око веры в сердце, и взирай к Владычествующему днем и вечностью, и проси Его помощи провести начинающийся день»; «дух веры проникал и обнимал наши силы, способности, наклонности, желания, действия, чтобы он был главною движущею силою нашей жизни»; «предприемлешь ли что: прежде всякого другого советника, советуйся с верою». Вера проявляется в молитве, духе, в отношении к миру, в мировоззрении.
• 'Действие веры': «Вера отверзает душу для принятия благодати»; «Ко Господу взывающая скорбь, взирающее желание обращалось бы в молитву веры; и вера приводила бы исполнение молитвы».
• 'Мера, степень веры': «Ищи, приближайся, прикасайся: только по вере ищи, с верою приближайся, верою прикасайся»; «начаток веры от искреннего расположения вашего сердца». Человек постепенно научается верить, проходя через испытания и искушения разные этапы от начального до «веры до смерти», а иногда до мученической кончины ради свидетельства о Христе.
• Вера является 'путеводительницей к Богу и спасению': «Одна вера приводит нас к Богу»; «В учении Христианском открывается путь к праведности и святости, даруемой от Бога, посредством веры».
• Вера равна христианскому учению: «Прилично нам, Христиане, каждый раз, когда слышим какое слово писания о вере, испытывать, по повелению Господню, сие писание (Иоан. V. 39), и изыскивать, какое преподается в нем учение ируково-дство собственно для нашей веры».
• Победа веры — принятие христианского учения: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша»; «Провозвестник сей великой победы сказывает, что оружие, сила, искусство, которыми оная приобретена, заключаются в вере»; «вера, которая приобрела и приобретает духовную над миром победу Церкви и душе верующей, приобретает и ратоборную победу над врагами благоверному царству и верному вождю и воину».
• Вера в Бога — это 'оружие': Воин должен «хорошо употреблять победоносное оружие веры»; «он непобедим и победоносен и в брани против врагов Царя и Отечества, потому что не страшится ни трудного подвига, ни смерти, взирая очами веры и надежды на небесный венец, прекрасный для всякого подвизающегося
верою и правдою преимущественно величественный для непоколебимого и в смертном подвиге за верность Вере, Царю и Отечеству».
При анализе проповедей святителя отмечается значительное число устойчивых словосочетаний с компонентом вера, напр., для наименования верующего человека: верующая душа; подвижник веры и добродетели; чада веры; други разума, не охотно покоряющегося вере. Характерна в религиозной среде субстантивация прилагательного верный для наименования верующих, напр., говорить о вере верным.
Вера занимает одно из центральных мест жизни человека. В России христианская традиция была прервана. Отрадно, что в последние пятнадцать лет ситуация меняется, и можно проследить дальнейшее развитие концепта вера, когда после революционной веры в коммунистическое будущее восстанавливается исконное значение одного из самых важных религиозных понятий.
ЛИТЕРАТУРА
БАС: Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. В.В. Виноградова. — М.—Л.: Наука, 1948—1965.
БАС РЯ: Большой академический словарь русского языка / гл. ред. К.С. Горбаче-вич. — М.; СПб.: РАН; Ин-т лингв. исслед. — 2005. — Т. 2.
Бугаева И.В. Принять на себя подвиг (о церковной составляющей концепта) // Русский язык и ментальность. Вып. 6 / отв. ред. В.В. Колесов. — Ч. 1. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2005. — С. 9—16.
Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Канон, 1996.
МАС: Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз., 1981—1984.
Михайлов П. Вера философов и вера богословов [Электрон. ресурс] // http://www.bogoslov.ru/text/272240.html
МСДЯ: Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам / сост. И.И. Срезневский. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1902—1903.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 2002.
Сергеева Е.В. Лексическая экспликация концепта «религия» в русском языке // Политическая лингвистика. — Вып. (2) 22. — Екатеринбург, 2007. — С. 151—165.
СЖВЯ: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Рус. яз.: Медиа, 2005.
ТСРЯ: Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Сов. энциклопедия, 1935—1940.
Филарет (Дроздов), митр. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Изд-во РПЦ, 2006.
Филарет (Дроздов), митр. Сочинения Филарета, Митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: в 5 т. — М: Типография А.И. Мамонтова и К., 1873—1885.
ЦСС: Полный церковно-славянский словарь / сост. прот. Г. Дьяченко. — М.: Издат. отдел Моск. Патриархата, 1993. (Репринт. изд.).
CONCEPT "FAITH" IN RUSSIAN LINGUISTIC WORLD IMAGE (LEXICOGRAPHIC ASPECT)
M.V. Sibiryova
The article considers concept "Faith" in religious discourse. It is a basic notion for true believers, but it is possible to note dramatic distinction between religious and secular understanding of the term. Works of Metropolitan Philaret Drozdov, the Russian theologian and well-known preacher of the 19th century, expand the word semantic structure and give it additional meanings.
© 2009
И.В. Бугаева
КОНЦЕПТ «ПРАЗДНИК» В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ: ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Концепты как ментальные единицы, формирующиеся в сознании человека, изучаются с самых разных позиций. Для описания концепта используются различные методы. Во-первых, выявление этимона слова, во-вторых, описание группы однокоренных слов; в-третьих, изучение основных употреблений производных слов в диахронии; в-четвертых, установление синтагматических связей; в-пятых, установление парадигматических связей и сопоставление рассматриваемого слова-концепта с аналогичным в других языках. Такой подход к анализу слова и учет экстралингвистических факторов позволяет выявить национально-культурную специфику изучаемого концепта и определить его место в концептосфере языка.
В данной работе концепт «Праздник» анализируется как когнитивная единица. Выбор для исследования этого концепта обусловлен тем, что праздники в значительной мере определяют и формируют национальную и религиозную культуру.
Признавая, что в центре концепта находится набор архетипических изначальных понятий, обратимся к Этимологическому словарю русского языка, где находим: «праздный, праздник. Ввиду наличия -ра- заимств. из цслав., вместо исконнорусск. порожний» [ЭСРЯ, 3: 353]. Смотрим отсылку к словарной статье порожний: «укр. порожний, блр. порожт, др.-русск. порожьнъ, польск. ргв1пу, ст.-слав. праздьнъ, болг. празен, празден, сербохорв. празни, празан, словен. рга1вп, чеш. prazdny [ЭСРЯ, 3: 330]. Это же архетипическое понятие 'пустоты, незанятости' находим в определении слова праздьнъ в Старославянском словаре, но там уже отражено развитие значений этого слова, учитываются переносные значения: «1. пустой, незанятый, праздный; перен. праздный, излишний рга2ёиу, 2Ьу1есиу; бессильный; 2. праздный, ничего не делающий; праздьнъ дьнь