Научная статья на тему 'Концепт «Монархия» и монархическая риторика в России XVIII века'

Концепт «Монархия» и монархическая риторика в России XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
934
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ / HISTORY OF CONCEPTS / МОНАРХИЯ / MONARCHY / САМОДЕРЖАВИЕ / AUTOCRACY / ДЕСПОТИЗМ / DESPOTISM / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ XVIII ВЕКА / POLITICAL THOUGHT IN RUSSIA OF THE XVIII CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Польской Сергей Викторович

Статья посвящена истории актуализации концепта «монархия» и становлению его как «ключевого понятия» в России XVIII в. «Монархия» рассматривается в соотношении с другими понятиями политического лексикона этой эпохи («самодержавство», «самовластие», «деспотизм»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of «monarchy» and monarchic rethoric in Russia of XVIIIth

The article is devoted to the history of actualization of "monarchy" concept and the formation as a "key concept" in Russia of the XVIII century. "Monarchy" is considered in relation to other concepts of the political vocabulary of this age ("sovereignty", "autocracy", "despotism").

Текст научной работы на тему «Концепт «Монархия» и монархическая риторика в России XVIII века»

Проблемы истории и теории культуры

С.В. Польской

КОНЦЕПТ «МОНАРХИЯ» И МОНАРХИЧЕСКАЯ РИТОРИКА В РОССИИ XVIII ВЕКА

Статья посвящена истории актуализации концепта «монархия» и становлению его как «ключевого понятия» в России XVIII в. «Монархия» рассматривается в соотношении с другими понятиями политического лексикона этой эпохи («самодержавство», «самовластие», «деспотизм»).

Ключевые слова: история понятий, монархия, самодержавие, деспотизм, политическая мысль России XVIII века.

29 апреля 1802 г. Валериан Зубов довольно резко высказался по поводу предполагаемой реформы Сената в своей записке, адресованной императору Александру I. Он прямо заявлял, что при неограниченной власти расширенные права Сената явились бы только риторическим украшением, которое лишь скрыло бы бесправие и самого «хранилища законов», и подданных императора. Зубов заключал:

Теперь же давать ему [Сенату] права не только значит играть словами, но и приучать народ к ложным понятиям, отнимать силу у истины, заставлять его ни в чем не верить Правительству, коего Монархический язык чрез столько лет постоянно не согласен был с делами1.

Что же имел в виду екатерининский генерал, говоря о «монархическом языке» правительства, и почему он был «не согласен с делами» российских монархов? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо обратиться к истории концепта «монархия» в России.

© Польской С.В., 2012

И хотя данная проблема в историографии рассматривалась с разных точек зрения, вопрос о соотношении понятия «монархия» с терминами «самодержавие», «самовластие», «деспотия» и «республика» в русской политической лексике остается дискуссионным2. Греческое слово «^ovapxía» в XVII в. употреблялось прежде всего в церковной литературе. В петровскую эпоху это понятие появляется на страницах переводных политических трактатов, проникает в официальные акты. Например, в «Правде воли монаршей» слово «монарх» употребляется гораздо чаще, чем «царь». Затем оно попадает в исторические и публицистические сочинения А.И. Ман-киева, П.П. Шафирова, В.Н. Татищева, причем слова «монархия», «единовластие», «самодержавие» и «самовластие» часто употребляются как синонимы3. Все это сближало русскую политическую лексику с западной, а российскую политическую элиту - с европейскими «благоучрежденными народами».

Из переводной политической литературы русский читатель мог узнать о существовании разных видов монархии. Хотя большинство таких переводов были рукописными, но и опубликованный трактат С. Пуфендорфа содержал недвусмысленное разделение монархии на абсолютную и ограниченную4.

Если в первой половине XVIII в. русская правящая элита постепенно адаптировала европейскую лексику, то уже в середине века «монархия» становится «ключевым понятием» ее политического дискурса. Это происходит во многом благодаря распространению идей Ш.Л. Монтескье. Они создавали основу для развития «монархической риторики» как в официальных документах, так и в сочинениях дворянских вольнодумцев. Почерпнутая у Монтескье идея монархии, ограниченной правами сословий, оказала существенное влияние на политические взгляды русской дворянской элиты 1750-1760-х годов. Концепция «умеренного правления», основанного на фундаментальных законах, позволила И.И. Шувалову предложить императрице Елизавете ввести подобные установления. Позже, в Манифесте 18 февраля 1762 г., Р.И. Воронцов попытался увековечить права «благородных» как фундаментальный закон «монархии». Наконец, в 17621763 гг. Н.И. Панин разрабатывал проекты государственных реформ, призванных упорядочить «монархическое правление» в России. Сама Екатерина II, несомненно, активно использовала классификацию форм правления Монтескье в своих сочинениях.

В 1760 г. был анонимно опубликован трактат «Русские письма», созданный чиновником Коллегии иностранных дел Ф.Х. Штрубе5, который пытался оспорить теорию Монтескье и защитить россий-

скую монархию от обвинения в деспотизме. Штрубе доказывал, что кроме монархии ограниченной (monarchie limitée), которую описывает Монтескье, существует монархия абсолютная (monarchie absolu), отличающаяся от деспотии наличием законов и гражданских прав. Автор «Русских писем» утверждал, что «деспотизм» и «самодержавие» сходны неограниченным характером власти, но они существенно отличаются: деспот велит во всем себе повиноваться, «принадлежащие ему рабы ничего своего не имеют», все их имущество «в государственной воле и власти», тогда как народы Гражданской Монархии своему Государю «во всем том праведно повинуются, что к общей пользе касаться может». Штрубе полагал, что «Россия никогда деспотственным государством не бывала, да от глубокой древности истинными монархами управлялась». Автор трактата использовал характеристики «умеренной монархии» Монтескье для доказательства существования в России так называемой «гражданской монархии» (Etat civil). В частности, он утверждал, что дворянство и другие сословия в России имеют закрепленные в законах права6.

Заметки великой княгини Екатерины Алексеевны на книгу Штрубе часто служат основанием для суждения о ее «подлинных» политических идеалах7. Особое внимание историков привлекает ее заключение о необходимости для России деспотического (Despotique) правления. На основании этого краткого текста некоторые исследователи делают вывод, что Екатерина выдала себя с головой: вся ее «монархическая риторика» была лицемерием, необходимым для очарования Запада, а в действительности она была убежденной сторонницей деспотизма8. Другие доказывают, что она не приемлет апологию деспотизма со стороны Штрубе и поддерживает Мон-тескье9. Как известно, Екатерина тщательно выверяла свои тексты. Поэтому важно отметить, что во французском варианте «Наказа» мы нигде не встретим despotique как аналог русского определения «самодержавный»; она употребляет только слова monarchique или souveraine10. Как же тогда понимать заключение императрицы о книге Штрубе? В контексте ее предшествующих критических замечаний по поводу «деспотического правления», его можно было бы считать ироническим высказыванием: Екатерина сделала положения Штру-бе нелепыми, доведя их до абсурда. Но в своем «Антидоте» (1770) императрица вновь повторяет свое заключение, и практически теми же словами: «подданные никогда не жаловались на форму правления, и подлинно оная есть единственная, коя может существовать в России ввиду обширности сей Империи»11. Значит, Екатерина

приняла развитую в книге Штрубе идею «гражданской монархии», в которой царят законы для подданных, но суверен ими не связан. В характере императрицы политик-практик всегда торжествовал над политическим мечтателем, хотя Екатерина и любила, по ее собственным словам, возводить «châteaux en Espagne». В то же время Екатерина вынесла важный урок из чтения Штрубе: политическая риторика не менее важна, чем политическая практика. Поэтому в своих сочинениях императрица избегает выражения «деспотическое правление», которое наряду с «самовластным» и «самовольным» подвергается осуждению. В официальной идеологии ее царствования бесконечно транслируется идея господства в России «истинной монархии». Однако это не помешало брату ее последнего фаворита не без желчи отметить, что монархический язык императрицы «чрез столько лет постоянно не согласен был с делами».

Распространению «монархического языка» способствовали и переводы политических сочинений Я.Ф. Бильфельда и И.Г.Г. Юсти, а также статей из «Энциклопедии». Юсти, как и Монтескье, противопоставлял монархию и деспотию, указывая на непременное присутствие в монархии фундаментальных законов12. Луи де Жокур в «Энциклопедии» различал «монархию совершенную» (Monarchie absolue) и «монархию ограниченную» (Monarchie limitée). Последняя выступает как смешанная форма правления, где «три власти смешаны совокупно так, что одна другой служит перевесом и противуположением». Жокур полагал, что «единоначалие ограниченное наследное есть кажется наилучший образ Монархии», примером чему служит «правление Аглинское». Интересно отметить, что переводчик И.О. Туманский опустил следующее высказывание Жокура о России: «la monarchie de Russie est un pur despotisme» («русская монархия есть чистый деспотизм»). «Самодержавство» выступает в данном переводе одновременно как синоним монархии и как аналог политического суверенитета:

Ограничение власти самодержавныя не причиняет ни малейшаго предосуждения Самодержавству; ибо Государь или совет, которому поручено самодержавство, может отправляти все дела принадлежащая оному так равно, как и в совершенном Самодержавстве: вся разность в том только состоит, что в последнем определяет Монарх окончательно по собственному разсуждению, а в ограниченном Единоначалии есть Сенат, который купно с Государем отправляет некоторыя дела, и что согласие Сената есть толь нужное мнение, что Государь ничего не может решить без онаго13.

Ограниченная монархия подразумевает наличие не только непременных законов, но и определенных органов власти, делящих с монархом «самодержавство» (Souveraineté). В соответствии с этим положением русские конституционалисты 1760-1780-х годов (Н.И. Панин и М.М. Щербатов) предлагали как введение «фундаментальных законов», так и создание выборного дворянского Сената, наделенного законодательными полномочиями14.

Впрочем, к концу века в русском обществе происходят важные изменения в понимании «монархии» и «самодержавия». С одной стороны, официальные акты и периодическая печать пропагандируют идею «истинной монархии» Монтескье, прямо связывая ее с русским «самодержавием». Примечательно, что Словарь Академии Российской не имеет статьи «самодержавие(-ный)», зато в нем есть статьи «монарх» («государь, самодержец») и «монархия» (с пояснением - «единодержавие, самодержавие, единовластие»)15.

С другой стороны, в это время в русском элитарном дискурсе начинают активно распространяться республиканские идеи. Принципы классицизма, воскрешавшего античные доблести Афин, Спарты и Рима, завораживали умы и сердца не только читающей молодежи. Появляется своеобразная мода на «республиканские добродетели», и ей приносит дань сама императрица, которая утверждает, что «моя душа всегда была весьма республиканской» («mon âme a toujours été singulièrement républicaine»16). Впрочем, эта фраза Екатерины из ее письма Й.Г. Циммерману (1789) как раз должна была служить красивым парадоксом, а не свидетельствовать о близости монархии и республики. Все словари эпохи говорят о семантической оппозиции республиканского/монархического. Примечательна одна из дефиниций в словаре Французской Академии: «республиканец» - это тот, кто имеет «чувствования противоположные монархическому состоянию, в коем он живет» («sentiments opposés à l'état monarchique, dans lequel il vit»)17. Видимо, Екатерина хотела сказать не более того, что она живет в монархическом государстве, хотя имеет в душе республиканские «чувствования».

В 1776 г. князь М.М. Щербатов прямо заявляет Корберону, что «допускает только республиканскую форму правления, даже для больших государств»18. Та же идея появляется в его критических «Примечаниях на Наказ», где он спорит с мыслью Монтескье о необходимости деспотического правления для государств с обширной территорией19. Здесь же Щербатов, в отличие от Екатерины II, понимает под «самодержавством» именно «самовластие» и «деспо-

тичество». Князь замечает желание автора «Наказа» выдать «само-державство» за «монаршическое правление», и прямо указывает на несоответствие этих двух понятий20.

А.Н. Радищев впервые противоречит официальной терминологии в печатном издании. Он, как и Щербатов, связывает «самодер-жавство» с деспотизмом, а не с монархией. В своем переводе книги Г.-Б. Мабли «Размышления о греческой истории» (1773) Радищев сопровождает утверждения автора о политической деградации греков от монархии к «самодержавству» (деспотии) собственным примечанием: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние»21.

Именно на волне новой политической моды растет противопоставление «республики» и «монархии». Обеспокоенная этим «республиканская императрица» в своей драме «Историческое представление из жизни Рурика» (1786) изображает Рюрика просвещенным монархом, а его оппонента Вадима коварным мятежником. Раскаявшись, Вадим просит у добродетельного государя прощения на коленях, и Рюрик дарует его как «новый Тит». Признанный столичной публикой драматург Я.Б. Княжнин в своем «Вадиме» (1788) осмелился дать иную трактовку тех же событий. Он изображает борьбу монархических и республиканских принципов, персонализированных в образах Рюрика и Вадима как равно достойных соперников. Острые дискуссии о преимуществах монархической («самодержавной») и республиканской форм правления, как известно, испугали императрицу. Она велела изъять и уничтожить все экземпляры пьесы Княжнина, в которой понятие «самодержавие» было окрашено самыми негативными красками. Во II действии трагедии сторонник Вадима - новгородский посадник Пренест произносит обличительную речь против монархии: «Самодержавие повсюду бед содетель, / Вредит и самую чистей-шу добродетель. / И, невозбранные пути открыв страстям, / Дает свободу быть тиранами царям». Республиканский идеал противопоставлен здесь не деспотии (как у Радищева), а именно монархии, которая, по мнению Пренеста, развращает даже добродетельного правителя: «Какой герой в венце с пути не совратился? / Величья своего отравой упоен, / - Кто не был из царей в порфире развра-

щен?»22.

«Монархическая риторика» в конце XVIII в. теряет былую привлекательность; она постепенно обретает оппозицию в виде «республиканского идеала», который «заражает» светских молодых людей. Среди них оказался и внук самой императрицы - великий

князь Александр Павлович. Его откровения о пользе установления республики вызывают удивление даже у А. Чарторыйского и П.А. Строганова23. Впрочем, Александр, вступив на престол, успешно реализует парадокс своей царственной бабки: он также остается республиканцем «в чувствованиях» - как частный человек, но не как государственный деятель.

***

Понятие «монархия» актуализируется в политическом лексиконе уже с начала XVIII в., конкурируя в употреблении, а иногда замещая отечественное «самодержавство». Однако «ключевым понятием» концепт «монархия» становится только во второй половине века, когда усвоение правящей элитой теории «умеренной монархии» Монтескье приводит к попыткам ее переноса на отечественную почву. В свою очередь «самовластие», бывшее еще в первой половине века синонимом «самодержавия», теперь все чаще противопоставляется ему как эквивалент «деспотизма». Дихотомия «самодержавство/самовластие» утверждается в официальной риторике екатерининского царствования. Она находит своих критиков, оспаривающих правильность понимания «монаршического правления» императрицей. Однако в конце XVIII в., с ростом республиканских настроений, в общественной мысли происходит снятие дуализма «монархия/деспотизм». Вместо этого проявляется новый конфликт концептов - противопоставление «монархии» и «республики»: с точки зрения республиканцев, «монархия» («самодержавие») потенциально несет в себе угрозу «деспотизма». Это концептуальное напряжение становится заметным еще накануне Французской революции, но окончательно актуализируется уже в следующем веке.

Примечания

Записка гр. Валериана Зубова о правах Сената при всеподданнейшем письме от 29 апреля 1802 г. РГИА. Ф. 1167. Оп. 16. Д. 8. Л. 14.

См.: Griffits D.M. Catherine II: The Republican Empress // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 1973. Bd. 21. H. 3. S. 323-344; Madariaga I. de. Autocracy and Sovereignty // Canadian-American Slavic Studies. 1982. 16. P. 369-387; Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного

10

анализа). М.: РГГУ, 1999. С. 342-343; Lentin A. «Une âme républicaine»? Catherine, Montesquieu, and the Nature of Government in Russia: The Nakaz through the Eyes of M.M. Shcherbatov // Философский век. Альманах. Вып. 11. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1999.

3 См.: Соколов С.В. Политические понятия, обозначающие формы правления, в российских исторических сочинениях XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность. Вып. 11. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 211-225.

4 О должности человека и гражданина по закону естественному, книги две сочиненные Самуилом Пуфендорфом. Ныне же на российский с латинского переведены повелением <...> государыни Екатерины Алексеевны. СПб., 1726. С. 436.

5 [Strube de Pirmont F.H.] Lettres Russiennes. [СПб.: тип. Акад. Наук], 1760. Вскоре был сделан русский рукописный перевод. См.: ОР РНБ. Ф. 550. ОСРК. Q.II.101. На титульном листе рукописи надпись: «Российския (или Руские) письма на французском языке изданы 1760 г., а со онаго на российской язык переведены 1761 года».

6 ОР РНБ. Ф. 550. ОСРК. Q.II.101. Л. 129, 133 об.

7 Заметки на книгу Струбе де Пирмонта // Сочинения императрицы Екатерины Второй / Под ред. акад. А.Н. Пыпина Т. 12. СПб., 1907.

8 Эта точка зрения весьма распространена, и кроме советских историков, ее разделяли многие западные исследователи. Так, А. Лортолари утверждал, что «Наказ» Екатерины был скорее адресован европейской публике, чем Уложенной комиссии. См: Lortholary A. Les «Philosophes» du XVIIIe siècle et la Russie. Le mirage russe en France au XVIIIe siècle. P.: Editions contemporaines, 1951.

9 Каменский А.Б. Указ. соч. С. 341. Plavinskaia N. Catherine II ébauche le Nakaz: premières notes de lecture de L'Esprit des lois // Revue Montesquieu. 1998. № 2. P. 72-73. Сочинения императрицы Екатерины II. Т. 7. СПб., 1901. С. 82. Существенное изображение естества народных обществ и всякаго рода законов сочиненное Господином Юсти. СПб., 1770. С. 89, 87.

О государственном правлении и разных родах онаго, из Енциклопедии переводил Иван Туманский Правительствующаго Сената переводчик. СПб., 1770. С. 57, 65, 72-73, 80-81. L' Encyclopédie. Т. 10. Р. 637.

См.: Сафонов М.М. Конституционный проект Н.И. Панина - Д.И. Фонвизина // ВИД. Т. VI. Л.: Наука, 1974. С. 261-280; Польской С.В. «Потаенные» сочинения князя М.М. Щербатова и его записка «Мнение о законах основательных государства» // Изв. Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12 (38). № 4 (34). С. 217-222.

Словарь Академии Российской. Ч. 4. СПб., 1793. С. 249. Сочинения императрицы Екатерины Второй. Т. 12. СПб., 1907. С. 595-596. Dictionnaire de l'Académie française. Т. 2. Р., 1694. Р. 398.

18 Интимный дневник шевалье де-Корберона, французского дипломата при дворе Екатерины II. СПб., 1907. С. 137.

19 Хотя М.М. Щербатов всем сердцем сочувствовал республиканским идеалам, в своих проектах, посвященных России, он, не колеблясь, отдает предпочтение «монаршическому правлению». См.: Щербатов М.М. Неизданные сочинения. М.: ОГИЗ, 1935. С. 21.

20 Там же. С. 25, 27. М.М. Щербатов не сомневался, что «Наказ сей к деспотическому правлению ведет».

21 Радищев А.Н. Полное собрание сочинений: В 3 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 2. С. 282.

22 Княжнин Я.Б. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1961. С. 270.

23 Чарторыйский А. Русский двор в конце XVIII и начале XIX столетия. М.: ГПБИР, 2007. С. 45; Чудинов А. Жильбер Ромм и Павел Строганов: История необычного союза. М.: НЛО, 2010. С. 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.