Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН'

КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ФЕНОМЕН / МНОГОКОМПОНЕНТНОСТЬ / ЛИНГВИСТИКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТЕОРИЯ ЯЗЫКА / ЭТНОКУЛЬТУРА / ИЕРАРХИЯ КОНЦЕПТОВ / ТИПОЛОГИЯ КОНЦЕПТОВ / ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА / ЖУРНАЛИСТСКИЙ И РЕКЛАМНЫЙ ДИСКУРС / ТЕОРИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

Объектом исследования, представленного в данной статье, является концепт как многокомпонентный феномен, анализируется типология концептов. Термин «концепт» является активно исследуемым феноменом современной лингвистики, философии, психологии, социологии, журналистского и рекламного дискурса и т.д. В качестве примера авторы рассматривают концепт «президент» (и смежные концепты), являющийся важным фрагментом объективной действительности и опирающийся на наиболее значимые общественные сферы, выделяя политику, экономику и др. Данный концепт связан со смежными концептами, образуя с ними, так называемую иерархию концептов. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного анализа концепта «президент» в русской лингвокультуре и публицистике, результаты которого вносят научный вклад в развитие теории языка, исследования лингвистики текста, теории концепта и межкультурной коммуникации. Авторы считают, что вопросы содержательного, структурного и функционального наполнения концептов, их динамика, и принадлежность к тому или иному типу дискурса, являются актуальными задачами современной лингвистической науки. Основными задачами исследования авторы выделяют: рассмотрение понятийных границ концепта в зарубежной и отечественной науке; определение основных образных, понятийных, оценочных и символических признаков концепта; выявление типологических особенностей концептов; анализ составляющих концепта «президент» как значимого компонента этнокультурного и лингвистического пространства социума. Приведены примеры, доказывающие, что концепт является многокомпонентным феноменом. Рассматриваемый концепт «президент» не является базовым для русской языковой картины миры, однако приобретает особое значение в рамках политической лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рубцова Елена Викторовна, Девдариани Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AS A MULTI-COMPONENT PHENOMENON

The object of the research presented in this article is the concept as a multicomponent phenomenon; the typology of concepts is analyzed. The term "concept" is an actively researched phenomenon of modern linguistics, philosophy, psychology, sociology, journalistic and advertising discourse, etc. As an example, the authors consider the concept of "president" (and related concepts), which is an important fragment of objective reality and is based on the most significant public spheres, highlighting politics, economics, etc. This concept is associated with related concepts, forming with them the so-called hierarchy of concepts. The relevance of this study is due to the need for a systematic analysis of the concept of "president" in Russian linguistic culture and journalism, the results of which make a scientific contribution to the development of language theory, research of text linguistics, concept theory and intercultural communication. The authors believe that the issues of content, structural and functional content of concepts, their dynamics, and belonging to one or another type of discourse, are urgent tasks of modern linguistic science. The authors distinguish the main tasks of the study: consideration of the conceptual boundaries of the concept in foreign and domestic science; determination of the main figurative, conceptual, evaluative and symbolic features of the concept; identification of typological features of concepts; analysis of the components of the concept "president" as a significant component of the ethno cultural and linguistic space of society. Examples are given to prove that the concept is a multicomponent phenomenon. The considered concept "president" is not basic for the Russian linguistic picture of the world, but it acquires special significance within the framework of political linguistics.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РУБЦОВА Елена Викторовна и другие КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ...

V7TK" 811 17^ i©2021 Контент доступен по лнпеюин СС BY-NC 4.0

У /J,1Y Oil |(сс) I This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0081 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН

© Автор(ы) 2021 SPIN: 8728-9478 AuthorID: 680842 ORCID: 0000-0002-3872-1351

РУБЦОВА Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected])

SPIN: 7224-4927 AuthorID: 462174 ORCID: 0000-0003-4711-8615

ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры

«Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Объектом исследования, представленного в данной статье, является концепт как многокомпонентный феномен, анализируется типология концептов. Термин «концепт» является активно исследуемым феноменом современной лингвистики, философии, психологии, социологии, журналистского и рекламного дискурса и т.д. В качестве примера авторы рассматривают концепт «президент» (и смежные концепты), являющийся важным фрагментом объективной действительности и опирающийся на наиболее значимые общественные сферы, выделяя политику, экономику и др. Данный концепт связан со смежными концептами, образуя с ними, так называемую иерархию концептов. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного анализа концепта «президент» в русской лингвокультуре и публицистике, результаты которого вносят научный вклад в развитие теории языка, исследования лингвистики текста, теории концепта и межкультурной коммуникации. Авторы считают, что вопросы содержательного, структурного и функционального наполнения концептов, их динамика, и принадлежность к тому или иному типу дискурса, являются актуальными задачами современной лингвистической науки. Основными задачами исследования авторы выделяют: рассмотрение понятийных границ концепта в зарубежной и отечественной науке; определение основных образных, понятийных, оценочных и символических признаков концепта; выявление типологических особенностей концептов; анализ составляющих концепта «президент» как значимого компонента этнокультурного и лингвистического пространства социума. Приведены примеры, доказывающие, что концепт является многокомпонентным феноменом. Рассматриваемый концепт «президент» не является базовым для русской языковой картины миры, однако приобретает особое значение в рамках политической лингвистики.

Ключевые слова: концепт, феномен, многокомпонентность, лингвистика, межкультурная коммуникация, теория языка, этнокультура, иерархия концептов, типология концептов, лингвистика текста, журналистский и рекламный дискурс, теория массовой коммуникации.

THE CONCEPT AS A MULTI-COMPONENT PHENOMENON

© The Author(s) 2021

RUBtSOVA Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) DEVDARIANI Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The object of the research presented in this article is the concept as a multicomponent phenomenon; the typology of concepts is analyzed. The term "concept" is an actively researched phenomenon of modern linguistics, philosophy, psychology, sociology, journalistic and advertising discourse, etc. As an example, the authors consider the concept of "president" (and related concepts), which is an important fragment of objective reality and is based on the most significant public spheres, highlighting politics, economics, etc. This concept is associated with related concepts, forming with them the so-called hierarchy of concepts. The relevance of this study is due to the need for a systematic analysis of the concept of "president" in Russian linguistic culture and journalism, the results of which make a scientific contribution to the development of language theory, research of text linguistics, concept theory and intercultural communication. The authors believe that the issues of content, structural and functional content of concepts, their dynamics, and belonging to one or another type of discourse, are urgent tasks of modern linguistic science. The authors distinguish the main tasks of the study: consideration of the conceptual boundaries of the concept in foreign and domestic science; determination of the main figurative, conceptual, evaluative and symbolic features of the concept; identification of typological features of concepts; analysis of the components of the concept "president" as a significant component of the ethno cultural and linguistic space of society. Examples are given to prove that the concept is a multicomponent phenomenon. The considered concept "president" is not basic for the Russian linguistic picture of the world, but it acquires special significance within the framework of political linguistics.

Keywords: concept, phenomenon, multicomponent, linguistics, intercultural communication, theory of language, ethno culture, hierarchy of concepts, typology of concepts, text linguistics, journalistic and advertising discourse, theory of mass communication.

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования, представленного в данной статье, является концепт как многокомпонентный феномен, анализируется типология концептов. В качестве примера рассматривается концепт «президент» (и

смежные концепты), являющийся важным фрагментом объективной действительности и опирающийся на наиболее значимые общественные сферы, среди которых можно выделить политику, экономику, социологию, психологию, журналистику и философию. Под смежными

RUBTSOVA Elena Viktorovna and others THE CONCEPT AS A MULTI-COMPONENT...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

с «президентом» концептами мы пониманием концепты «политик», «президент», «Путин».

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью системного анализа концепта «президент» в русской лингвокультуре и публицистике, результаты которого вносят определенный научный вклад в развитие теории языка, исследования лингвистики текста, теории концепта и межкультурной коммуникации.

В публицистике концепт президент репрезентуется в материалах различной тематической направленности, так или иначе связанных с созданием политического портрета главного государственного деятеля. Концепт «президент», в зависимости от контекста и целей исследования, может быть шире или уже представленных в теории массовой коммуникации портретных форм политического лидерства: «политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет; политико-психологический портрет; исторический портрет; политическая биография» [1, с. 58].

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1) рассмотреть понятийные границы концепта в зарубежных и отечественных исследованиях;

2) определить основные образные, понятийные, оценочные и символические признаки концепта;

3) выявить типологические особенности концептов;

4) проанализировать составляющие концепта «президент» как значимого компонента этнокультурного и лингвистического пространства социума;

5) исследовать специфику концепта «президент» и смежные концепты в современной газетной публицистике (на примере общероссийских и оппозиционных СМИ).

Теоретической базой исследования послужили работы исследователей в области социолингвистики, лингво-культурологии, теории языка и т.д., которые рассматривали специфику понятия «концепт» в различных дискурсах [2-9].

МЕТОДОЛОГИЯ

В рамках проводимого исследования используется метод теоретического описательного анализа, выборки материалов, репрезентирующих понятие концепт, метод компонентного анализа, исторический метод.

Термин «концепт» является активно исследуемым феноменом современной лингвистики, философии, психологии, социологии, журналистского и рекламного дискурса и т.д. В современном научном знании существует ряд исследований, касающихся понятия «концепт», которые предлагают несколько разнящееся определение данной мыслительной категории. Нами предпринята попытка представления и анализа некоторых из них.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первые серьёзные исследования «концепта» связывают с работой С.А. Аскольдова «Концепт и слово», представляющей собой концептуально-культурологическое направление в современной гуманитарной науке. Автор предлагает следующее определение данного феномена: «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [10, С.267].

Польский исследователь А. Вежбицкая присваивает концепту имя, которое «отражает культурно-обусловленные представления человека о мире» [11].

Часть исследований не разграничивает определения «понятия» и «концепта», «считая их равнозначными». Например, такое отождествление прослеживается в работах В.Н. Ярцевой, расшифровка «концепта» даётся в словарной статье о «понятии» в «Лингвистическом энциклопедическом словаре». Однако в нашей работе мы будем придерживаться мнения большей части исследователей, считающей категорию «концепта» шире, чем понятие [12-15 и др.].

Среди характеристик категории «концепт» исследователи выделяют его «ментальную природу», «ценност-332

ную характеристику», представляющую собой номинацию основных культурных явлений, «изменчивость» - фактор, зависящий от условия восприятия и самих воспринимающих субъектов, «ограниченность сознанием носителей языка», «многомерность», реализующуюся с помощью различных лексем, фразеологических оборотов и т.д. [16, с. 13-15].

На основе проведенного анализа научной литературы, мы приходим к выводу, что исследование данного феномена осуществляется в двух направлениях: в первом случае рассматривается история и эволюция концептов, его соотношение с действительностью (гносеологическое направление), а во втором - изучается типология концептов. Классификации типов концептов отличаются таким же многообразием, как и собственно определения этого понятия.

Большинство концептуальных исследований связано с проведением концептуального словообразовательного анализа и рассмотрением устойчивых сочетаний с ключевым словом-репрезетантом концепта. Одним из главных элементов анализа является выявление мотивирующих и собственно концептуальных признаков анализируемого концепта. Определение понятийных признаков концепта, как правило, подразумевает работу с различными словарными статьями.

Для некоторых концептов существует набор символических признаков, для других могут исследоваться концептуальные сценарии. Во многих странах (особенно если тот или иной концепт устоялся) можно проследить стереотипную окраску концепта. Для масштабного исследования некоторых концептов (например, страноведческих) предполагается использование различных социологических методик (опрос, эксперимент, метод свободных ассоциаций, сравнительно-сопоставительные методы и др.).

Рассмотрев основные определения «концепта» в современных исследованиях, мы придерживаемся мнения большинства учёных, разделяющих границы «концепта» и «понятия», считающих первую категорию намного шире и объёмнее второй.

В настоящее время не существует единой классификации типологии концептов (хотя исследователями предпринимались попытки объединить в одну разные типологии), поэтому вопросы содержательного, структурного и функционального наполнения концептов, их динамика, и принадлежность к тому или иному типу дискурса, являются актуальными задачами современной лингвистической науки.

Поскольку «концепт» имеет самые разнообразные характеристики - ментальная природа, ценностные характеристики, изменчивость, многомерность и др., большая часть из них будет учтена в исследовании концепта «президент» в современной газетной публицистике.

Концепт «президент» не является базовым в отечественной лингвокультуре и в чаще всего рассматривается в современных сравнительно-сопоставительных исследованиях, обращающихся к отечественному и американскому опыту репрезентации концепта «президент» [9]. Так как в Америке концепт «президент» является достаточно устоявшимся (поскольку политическая система страны представляет один из самых устоявшихся президентских институтов), то основой для большинства исследований (в том числе и российских) служит использование различных социологических методик - опрос, метод свободных ассоциаций и других. [17]. Поскольку концепт «президент» в большинстве случаев связывается с конкретными государственными персоналиями, то часть работ посвящены изучению концептосферы власти/президентства через образы конкретных политиков, другие работы отечественных исследователей связывают со смежными «президенту» концептами или иерархией концептов [12].

Среди символических признаков рассматриваемого нами концепта можно выделить: «отец нации», «гарант

OECD: 6.02 Languages and literature; ASJC: 3310; WoS Subject Categories: OY

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

РУБЦОВА Елена Викторовна и другие КОНЦЕПТ КАК МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ...

конституции» и другие. В кругу общих символических смыслов концепта «президент» можно выделить индивидуальные символические составляющие, характерные для дискурса того или иного политика и прослеживающиеся в его предвыборных речах или обращениях к народу. Моделируя образ «своего» в сознании аудитории, зачастую политики используют приём так называемого «неопределенного обращенного обозначения», приписывая себя к большинству, фигурально являясь одним из всех, таким как все.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на основе приведенных примеров мы доказали, что концепт является многокомпонентным феноменом. Так, в частности, концепт «президент» - это многослойная единица сознания, которая складывается из когнитивного, оценочного и прескриптивного компонентов. В русской языковой картине мире он не является базовым, но приобретает особое значение в рамках политической лингвистики. Данный концепт связан со смежными концептами, образуя с ними так называемую иерархию концептов. Концепт «президент» является одним из ядерных признаков концепта «власть», поскольку главное государственное лицо выступает связующим звеном между народом и властью (например, многие исследователи считают концепт «президент» мини-концептом прагматической составляющей концепта «власть»). Особое значение для концептуального поля «президентства» имеет имидж конкретного государственного деятеля, находящегося в данный момент у власти. Образ президента - это дискурсивный конструкт, результат коммуникативного проектирования и система представления об определённых характеристиках данного политического деятеля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии //Вестник МГУ. № 3. 1997. Сер. 12. С.131-133.

2. Рублева О.Л. К типологии концептов: топонимические концепты // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 9. С. 76-84.

3. Пименова М.В. Типы концептов и этапы концептуального исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2 (54). Т.2. С. 127-131.

4. Назарова Н.А., Назаров С.В. Понятие «концепт» как единица междисциплинарных лингвистических исследований // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 56-11. С. 46-49.

5. Мартиросян А.А. Понятие - концепт в современной лингвистике // Трибуна ученого. 2020. № 6. С. 717-721.

6. Смирнова И.В., Полтавец О.В. Понятие «концепт» в лингво-культурологии // Общество. 2020. № 2 (17). С. 9-14.

7. Мудровская А.М. Понятие концепта в современной научной парадигме // European science forum, сборник статей II Международной научно-практической конференции. МЦНП «Новая наука». Издательство: Международный центр научного партнерства «Новая Наука». 2019. С. 175-178.

8. Заколодний Р.А. Концептология: аксеологический анализ политических концептов // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/02/647 (дата обращения: 15.09.2020).

9. Хренова А.В. Историческая динамика концептов PRESIDENT и ПРЕЗИДЕНТ в американских и российских СМИ: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.20. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 288 с.

10. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-279.

11. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999. 776 с.

12. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языкирусской культуры», 1996. С. 46-54.

13. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 339 с.

14. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языкирусской культуры», 1996. С. 46-54.

15. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира человека: диссертация на соискание учёной степени д-ра филол. наук: 10.02.01. СПб., 2001. 497 с.

16. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингво-культурных концептов. Волгоград, 2005. Т. 1. С. 13-15.

17. Бурцева-Кулявцева М. Ю. Концепты «Президент» и «Президентство» в сознании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontsepty-prezident-i-prezidentstvo-v-soznanii-nositeley-amerikanskoy-lingvokultury (дата обращения: 3.10.2020).

18. Онищенко М.С. Отношения иерархии между концептами (на

материале концептов политик, президент, Медведев в русском национальном сознании) //Политическая лингвистика. 2012. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnosheniya-ierarhii-mezhdu-kontseptami-na-materiale-kontseptov-politik-prezident-medvedev-v-russkom-natsionalnom-soznanii. (дата обращения: 13.10.2020).

Статья поступила в редакцию 21.01.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.