Малышева Е. Г.
Омск, Россия
КОНЦЕПТ ‘ГУБЕРНАТОР’ В РЕГИОНАЛЬНОМ МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОМ ДИСКУРСЕ (на материале текстов радийных и телевизионных СМИ Омской области)
УДК 808.2 ББК Ш 100.3
Аннотация. Статья посвящена проблеме релевантного описания языковой репрезентации когнитивной доминанты регионального массово-информационного дискурса - концепта ‘Губернатор’, квалифицированного как «реактуализованная» и «новая» идеологема.
Автором предлагается методика составления и анализа формально-функционального тезауруса, объективирующего концепт в каком-либо типе дискурса, например, в массово-информационном.
Данные формально-функционального тезауруса позволяют сделать репрезентативные выводы не только относительно своеобразия лексико-семантической реализации концепта и его когнитивной структуры, но и относительно особенностей представлений о главе региональной власти, транслируемых в современных СМИ и отражающих явный возврат к «политической диглоссии» тоталитарного периода.
Исследование проведено на материале текстов радийных и телевизионных СМИ Омской области за 2003-2008 гг.
Ключевые слова: концепт; идеологема; массовоинформационный дискурс; формально-функциональный тезаурус.
Malysheva E. G.
Omsk, Russia CONCEPT GOVERNOR’ IN REGIONAL MASS-INFORMATIONAL DISCOURSE (based on the material of radio and TV texts from the mass media of Omsk Region)
ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 10.02.01
Abstract. This article is devoted to the problem of relevant description of the language representation of the cognitive dominant of the region mass informatics discourse - the concept ‘Governor’ qualified as reactualized and new ideologem.
The author offers the methodology of making and analyzing formal-functional thesaurus, objectvizing the concept in some type of discourse, for example mass-informational.
The data of formal- functional thesaurus allows to make representative conclusions not only concerning the peculiarity of lexical-semantic realization of the concept and its cognitive structure, but also concerning the peculiarities of the image of the Head of Regional Power broadcast in modern mass media and reflecting an obvious turning back to “political diglossy" of the totalitarian period.
This investigation is made on the texts of radio and TV mass media of Omsk Region 2003-2008.
Key words: consept; ideologem; mass-informational discourse; formal- functional thesaurus.
Сведения об авторе: Малышева Елена Григорь- About the author: Malysheva Elena Grigorievna,
евна, кандидат филологических наук, доцент, док- candidate degree in philology, associate professor; doc-торант. toral student.
Место работы: Омский государственный уни- Place of employment: Omsk State University.
верситет.
Контактная информация: 644074, г. Омск, ул. Ватутина, д. 28. кв. 2.
E-mail: [email protected].
Н.А. Купина в 2005 году писала о том, что «новые волны идеологизации пока не обладают достаточной силой влияния на языковое сознание» [Купина 2005: 98]. Однако языковое отражение современной российской идеологической ситуации позволяет сделать вывод о том, что реидеологизация, или вторичная идеологизация, языка является важнейшей характеристикой нынешнего периода: происходит возвращение и актуализация идеологем советской идеологической картины мира, появляются новые идеологемы» [см.: Малышева 2008: 153-154].
В лингвистической науке под идеологемой, как правило, понимается «слово, непосредственно связанное с идеологическим денотатом» [Купина 2005: 91], имеющее в своем значении идеологический компонент [Чудинов 2007: 92].
Однако нам кажется более оправданным представление об идеологеме как об особого типа многоуровневом концепте, в структуре которого (в ядре или на периферии) выделяются идеологически маркированные концептуаль-
ные признаки, заключающие в себе коллективное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах. На наш взгляд, идеологема характеризуется национальной специфичностью, динамичностью семантики, повышенной аксиологичностью, частотностью и разнообразием репрезентации знаками разных семиотических систем, в том числе и языковой.
Думается, что исследуемый в данной статье концепт ‘Губернатор’ является идеологемой, поскольку в ядерной части поля этого концепта выделяется концептуальный признак ‘субъект власти’, маркированный идеологически.
Концепт-идеологема ‘Губернатор’, как кажется, относится к реактуализованным идеологе-мам (таким, как ‘Дума’), ключевое положение которых в современном политическом и массово-информационном дискурсе связано, конечно, с изменением общественно-политической ситуации и структуры власти в России. При ином,
не противоречащем заявленному, подходе концепт ‘Губернатор’ может быть охарактеризован как идеологема «нового времени», в которой отражается «новая волна идеологизации языка СМИ» [Кузьмина 2007: 192, 197].
Кстати говоря, Н.А. Кузьмина отмечает, что ключевое слово исследуемого концепта - губернатор - относится к разряду «возрожденных историзмов», чье функционирование доказывает, что «смена речевых одежд» никоим образом не повлияла на глубинную тоталитарную идеологическую ориентацию российского общественного сознания» [там же: 193].
Языковая объективация названного концепта происходит прежде всего в рамках массовоинформационного дискурса, который, как подчеркивают исследователи, часто пересекается, взаимодействует с политическим дискурсом в его широком понимании [см..: Шейгал 2004: 25, 32]. И поскольку именно журналисты являются «посредниками» между политиками, властью, в том числе региональной, и массовой аудиторией; «агентами влияния», способствующими
формированию общественного мнения» [там же: 25], то весьма важным нам кажется ответ на вопрос, какова степень объективности и соответствия реальной действительности репрезентируемых региональными (в частности омскими) сМи представлений о губернаторе как субъекте власти и какими языковыми средствами (прежде всего лексико-семантического и синтаксического уровня, в том числе клише, устойчивыми языковыми формулами, идиомами) оказывается влияние на массовое сознание, на формирование восприятия власти - в лице губернатора - массовой аудиторией.
Подчеркнем, что материалом для исследования послужили телевизионные и радийные тексты так называемых «прогубернаторских» СМИ (новостные программы ГТРК «Омск» периода 2003-2008 гг.): это обстоятельство во многом определяет специфику представленного в них фрагмента идеологической и политической картин мира.
Заметим также, что эти СМИ являются, по сути дела, «монополистами» новостного телевизионного и радийного вещания на территории Омской области. Именно ГТРК «Омск» располагает самыми современными техническими средствами связи, самым большим количеством эфирного времени и имеет самый широкий охват аудитории по сравнению с другими электронными СМИ, функционирующими в регионе.
Примечательно, что исследуемые нами тексты массово-информационного дискурса Е.В. Фролова относит к медиатекстам - разновидности РЯ-текстов, выполняющих имиджевую функцию по отношению к губернатору Л.К. Полежаеву.
Автор диссертационного исследования «Коммуникативные стратегии формирования имиджа регионального лидера в электронных
СМИ» справедливо утверждает, что сегодня «так называемые «местные» СМИ становятся посредником для публичных коммуникаций, в частности для политических РЯ-текстов, поскольку именно они соответствуют основным задачам связей с общественностью: воздействуют на состояние общественного мнения» [Фролова 2007: 42].
Таким образом, новостные тексты, репрезентированные в массово-информационном дискурсе, становятся «инструментарием политического дискурса» [там же] и, кроме того, выполняют изначально несвойственную им РЯ-функцию.
Методика анализа репрезентированного в массово-информационном региональном дискурсе концепта ‘Губернатор’, которая предлагается нами, основывается на общем положении когнитивной лингвистики, согласно которому концепт имеет полевую структуру, где выделяется ядро, приядерная область, содержащая концептуальные признаки (концептуальные слои), менее и более абстрактные, и, наконец, периферия, «интерпретационное поле», включающее «оценки и трактовки содержания ядра концепта национальным, групповым и индивидуальным сознанием» и характеризующееся «слабой структурированностью» [Попова,
Стернин 2003: 64].
Языковая объективация концепта в тексте и - шире - в дискурсе происходит прежде всего на лексико-семантическом уровне, и это обстоятельство позволяет нам утверждать, что элементы поля концепта (ядро, приядерная область и периферия) реализуются в разных группах лексем и словосочетаний (семантических группах), заданных семантикой концепта.
Можно предположить, что семантические группы, репрезентирующие ядро и приядерную область концепта, будут содержать так называемое «ключевое слово» концепта и его производные, а также лексемы и сочетания лексем, узуально, непосредственно отражающие данный концепт в языке. Такие семантические группы и составят формальный тезаурус, в котором объективирован исследуемый концепт.
Функциональный тезаурус, репрезентирующий концепт, представлен семантическими группами, в которые входят лексемы, устойчивые словосочетания, опосредованно, метафорически и метонимически, представляющие исследуемый концепт. Именно в функциональном тезаурусе, на наш взгляд, фиксируется специфика интерпретационного поля концепта, а значит, прагматические составляющие семантики исследуемого концепта, объективированного в определенном типе дискурса.
Формально-функциональный тезаурус, который является, по сути дела, системным отражением лексико-семантической репрезентации концепта в текстах того или иного дискурса, организуется по принципу частеречной при-
надлежности лексем: в словаре выделяются различные по семантике подгруппы номинативов (существительных и субстантивов), атрибутивов и адъективов (прилагательных и наречий), предикатов формального и функционального тезауруса.
Количество и качество выделяемых подгрупп, особенно в сфере номинативов, разумеется, подвержено изменениям, которые являются не только свидетельством степени детализации предпринятого описания, но и - в первую очередь - еще одним показателем специфики лексико-семантической реализации концепта-доминанты в дискурсе.
Однако вполне предсказуемым и логичным является практически константное выявление таких подгрупп, как наименование субъектов, различного рода объектов и атрибутов, непосредственно или опосредованно связанных с семантикой концепта, предикатов, прямо или метафорически репрезентирующих исследуемый концепт.
На наш взгляд, именно словарь знаменательных слов и словосочетаний, так или иначе манифестирующих концепт, позволяет судить о содержательной специфике концепта и - в конечном счете - дискурса, в котором концепт объективирован.
Объем и полнота формально-функционального тезауруса, представляющего концепт, а следовательно, и объективность выводов, сделанных на основе его анализа, определяются как объемом исследованного материала, так и его репрезентативностью.
Впрочем, подчеркнем, что такого рода словарь для большинства типов дискурса - принципиально открытая и динамическая система, в которой, с одной стороны, представлены синхронные характеристики дискурса с точки зрения базовых ментальных единиц и их лексикосемантической реализации, с другой - отражены изменения (или тенденции к изменению), объективно происходящие в структуре концепта, и, как следствие, в его языковой репрезентации.
Анализ формально-функционального тезауруса, отражающего специфику языковой реализации когнитивной доминанты дискурса, может рассматриваться и как отдельная, весьма репрезентативная методика исследования особенностей лексико-семантической и - отчасти - грамматической объективации концепта, и как первая ступень когнитивно-языкового описания, завершающим этапом которого может быть выявление и описание базовых метафорических или концептуальных моделей, где означаемым является базовый концепт.
Нельзя не отметить, что важнейшим «толчком» для создания предлагаемой методики анализа базовых концептов дискурса - составления и описания формально-функционального тезауруса, репрезентирующего концепт, - стали для нас исследования в области лексической семантики и лингвопоэтики, в частности описа-
ние идиостиля поэта посредством создания формального и функционального словаря стихотворения или цикла стихотворений, предложенное М.Л. Гаспаровым [1988: 125-136].
Так, М.Л. Гаспаров, применительно к художественному дискурсу, писал, что если исходить из того, что каждое существительное (с определяющим его прилагательным) есть «потенциальный образ», а каждый глагол (с определяющим наречием) - «потенциальный мотив», то «описью художественного мира оказывается полный словарь знаменательных слов соответствующего текста [там же: 125].
Названная методика была переработана и применена автором этих строк при анализе базовых концептуальных моделей и макрообразов поэтической системы В.Ф. Ходасевича [см. подр.: Малышева 1997].
И хотя нам кажется очевидным принципиальный характер отличий художественного, с одной стороны, и - с другой - массовоинформационного, политического или спортивного дискурсов, однако подчеркнем, что с учетом вышеизложенного предложенная методика анализа релевантна и при описании данных динамических систем.
Итак, анализ новостных текстов ГТРК «Омск» показывает, что доминирующим и - заметим - константным на протяжении почти десяти лет для регионального массово-информационного дискурса является «политический» концепт ‘Губернатор’, который характеризуется регулярностью, частотностью и специфичностью языкового представления.
То обстоятельство, что новостные тексты, помимо своей основной информационной функции, выполняют функцию формирования позитивного имиджа губернатора и - более того - создания «сакрального», по выражению
Н.А. Кузьминой, образа губернатора, накладывает существенный отпечаток на лексикосемантическую репрезентацию анализируемого концепта.
Ключевое слово концепта - губернатор - в узусе понимается как «начальник какой-нибудь большой административно-территориальной федеративной единицы (напр., губернии в царской России, штата в США, колониальной области), а также (неофициально) глава исполнительной власти крупного города» [Ожегов,
Шведова 1995: 144].
Заметим, что, согласно нашим наблюдениям, лексема губернатор употребляется в омском массово-информационном дискурсе в несколько ином значении, чем то, которое зафиксировано в словаре: это официальная номинация должности главы исполнительной власти не «крупного города», а целого региона (области), «большой административно-территориальной федеративной единицы» - сказанное подтверждает нашу уверенность том, что данный концепт относится к реактуализованным идео-логемам современного исторического периода,
в структуре значения ключевого слова которого произошли изменения.
В исследуемом массово-информационном дискурсе содержание концепта ‘Губернатор’ не сводится к описанной нами семантике ключевого слова, хотя указанные элементы смысла -‘начальник’, ‘глава’ - формируют ядро концепта. Итак, формально-функциональный тезаурус, репрезентирующий концепт ‘Губернатор’, представлен следующими семантическими группами и подгруппами:
1. Номинативы, репрезентирующие
концепт ‘Губернатор’.
1.1. Субъект
• Наименования субъекта, непосредственно связанные с семантикой концепта (формальный тезаурус): Глава исполнительной власти, глава областного правительства, глава региона, глава светской власти, губернатор, Леонид Константинович Полежаев, Леонид Полежаев, Председатель правительства Омской области, Председатель попечительского совета, руководитель (области, региона).
«Губернатор Омской области Леонид Полежаев отметил, что строительство этого храма -это, прежде всего, задел на будущее» (Радионовости. 7.01.2007);
«Слаженную работу депутатов и правительства отметил и глава исполнительной власти Леонид Полежаев, выразив надежду на продолжение диалога» (Радионовости. 22.02.2007);
«И главная задача сейчас, - уверен Леонид Полежаев, - сохранить это ценное качество. А слово «популизм» в таких случаях просто неуместно» (Радионовости. 21.02.2007).
• Наименования субъекта, опосредованно связанные с семантикой концепта (функциональный тезаурус): Гарант, зодчий, инициатор (областной программы), лауреат (премии), лидер (региональный), мужик (настоящий), победитель, строитель, хозяин (области).
«Стратегическое предвидение, точный расчет и политическая воля! Губернатор-зодчий, губернатор-строитель сказал: «Будет! Обязательно будет!» - и стал мост, и распростер свои крылья...» (Спецвыпуск телепрограммы «Час новостей». Прямой репортаж с открытия метромоста им. 60-летия Победы. 18.10.2005);
«А я вам вот что скажу: настоящий он хозяин в области, вот! Что пообещает, все сделает! Настоящий мужик!» (Избиратели Омской области о Л.К. Полежаеве. - Е.М.) («Час новостей». 8.09.2003).
1.2. Объекты, на которые направлена деятельность губернатора
1.2.1. Одушевленные объекты
• Наименования одушевленных объектов, непосредственно связанных с семантикой концепта (формальный тезаурус): Главы (муниципальных образований Омской области), группа (рабочая), заместители пред-
седателя правительства Омской области, комиссия (межведомственная), министры (Омской области), подрядчик (генеральный, строительства), правительство (региональное), совет (попечительский, при губернаторе), чиновники (министерств Омской области).
«В завершение рабочей поездки состоялось выездное заседание регионального правительства под председательством губернатора» (Радионовости. 10.03.2006).
• Наименования одушевленных объектов, опосредованно связанных с семантикой концепта (функциональный тезаурус):
Ветераны, владыка (= Митрополит Омский и Тарский Феодосий), врачи, граждане (Омской области), депутаты (Законодательного собрания Омской области), мэр (Омска), дети (омского региона), жители (региона), льготники (региональные), пенсионеры, малоимущие (жители региона), молодежь (региона), общественность (Омской области), работники (культуры), работники (социальной сферы), семья (молодая), сотрудники (предприятий Омской области), спортсмены (омского региона), студенты, труженики (села), учащиеся (омских вузов), учителя, школьники.
«Леонид Полежаев вручил Владыке золотую медаль «За особые заслуги перед Омской областью». Митрополит Омский и Тарский Феодосий
в знак уважения и благодарности преподнес главе региона святой образ Христа» (Радионовости.
7.01.2007);
«Губернатор Омской области подписал Указ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» («Час новостей».
12.03.2005);
«Проблемы, волнующие студенчество, обсудили сегодня лидер в списке от «Единой России» на выборы в Законодательное собрание области и учащиеся омских вузов» (Радионовости.
19.02.2007).
1.2.2. Неодушевленные объекты
• Наименования неодушевленных материальных объектов, опосредованно связанных с семантикой концепта (функциональный тезаурус): Арена-Омск, больница (Областная клиническая), выставка (вооружений), Дворец правосудия, детский дом, дом (жилой), завод, комплекс (спортивный), котельная, коттедж, Левобережье, метромост, микрорайоны, мост, объекты (жизнедеятельности, социальные), площадка (строительная), Собор, сооружение (спортивное), стадион, стройки, сфера (социальная), Храм, центр (сухих питательных смесей), школы.
«Строительство нового спортивного комплекса «Арена-Омск» ведется под руководством губернатора и председателя правительства Омской области Л.К. Полежаева» («Час новостей».
1.02.2007).
«Глава региона Леонид Полежаев тогда принял решение построить на территории Омского фармацевтического завода Центр сухих питательных смесей» (Радионовости. 21.06.2006).
• Наименования неодушевленных нематериальных объектов, опосредованно связанных с семантикой концепта (функциональный тезаурус): Ансамбль (губернаторский), будущее, духовность, здоровье (нации), медицина, проект, отрасль (экономики), рост (рождаемости), система (образования, здравоохранения), ситуация (демографическая), спорт, условия (проживания), учреждения (культуры), экономика.
«Повышение доходности всех отраслей омской экономики, по мнению главы региона Леонида Полежаева, ключевой вопрос в приоритетных направлениях работы областного правительства во
втором полугодии» (Радионовости. 20.07.2006).
«Но, как отметил губернатор Леонид Полежаев, когда речь идет о здоровье нации, меньше всего стоит задумываться о деньгах» (Радионовости. 21.06.2006).
1.3. Наименования орудий
• Непосредственно связанных с концептом ‘Губернатор’ (формальный тезаурус): Бюджет (области), грант (губернаторский), договор, документ, обращение, план (действий), постановление (правительства, губернатора), программа (развития, областная целевая), решение (губернатора), соглашение (подписанное), указ.
«За десять лет выполнения областной программы газификации, инициатором которой выступил губернатор Омской области Леонид Полежаев, проложено более 3,7 тысяч километров газопроводов» («Час новостей». 21.05.2007).
«Губернатор Омской области подписал Указ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» («Час новостей».
12.03.2005).
«15 июля состоится торжественное открытие Успенского кафедрального собора в Омске. Такое решение было принято сегодня Председателем попечительского совета воссоздаваемого собора, губернатором Омской области Леонидом Полежаевым» («Час новостей». 11.05.2007).
1.4. Абстрактные наименования
1.4.1. Абстрактные наименования с семантикой действия, процесса
• Опосредованно связанные с концептом ‘Губернатор’ (функциональный тезаурус): Возведение (микрорайонов), встреча, выполнение (задачи), выступление, деятельность, задел (на будущее), инициатива, контроль, критика, мнение, награждение, обеспечение, одобрение, оценка, планирование, победа, поддержка, подписание, поездка, предвидение, прибытие, приемка (здания), признание, работа, развитие (экономики, региона), разго-
вор, расчет, реконструкция, решение, собрание, совет (дать), создание (условий), созидание, требование, улучшение, усилия, утверждение, участие, ход (строительства).
«Решение о создании нового творческого коллектива...было принято...на встрече с губернатором Омской области» (Радионовости. 10.01.2007).
«Стратегическое предвидение, точныш расчет и политическая воля! Губернатор-зодчий, губернатор-строитель сказал: «Будет! Обязательно будет!» - и стал мост...» (Специальный выпуск телепрограммы «Час новостей». Прямой репортаж с открытия метромоста им. 60-летия Победы. 18.10.2005).
«К концу января эти мероприятия, предельно конкретизированные, будут представленыы для утверждения губернатору Омской области Леониду Полежаеву» («Час новостей». 21.12.2005).
1.4.2. Абстрактные наименования с семантикой результата действия
• Опосредованно связанные с концептом ‘Губернатор’ (функциональный тезаурус): Введение (в эксплуатацию), итоги (выборов, деятельности, работы), открытие (метромоста), получение, появление (научного центра), прирост (объемов производства), результат (деятельности), увеличение, улучшение, усиление, урожай.
«. с этим губернатор согласился, как и с тем, что появление такого научного центра укладывается в концепцию развития региона» (Радионовости. 16.02.2006).
«...власти нашего региона во главе с губернатором Леонидом Полежаевыми четко выполняют задачи, обозначенные президентом. А хорошее выполнение своих обязанностей непременно приводит к положительныым результатам» (Радионовости. 24.1 1.2005).
1.4.3. Абстрактные наименования с семантикой качества, свойства
• Опосредованно связанные с концептом ‘Губернатор’ (функциональный тезаурус): Вдумчивость, внимание, воля, заботливость, мудрость, настойчивость, опыт, ответственность, решительность, сила, требовательность.
«Благодаря настойчивости губернатора в село пришло такое благо, как природный газ» («Час новостей». 27.04.2006).
«Ведь это огромная ответственность - поставить собственную подпись под решением проблем, которые находятся в центре общественного внимания» (о губернаторе Л.К. Полежаеве. - Е.М.) («Час новостей». 15.09.2004).
2. Атрибутивные характеристики, репрезентирующие концепт ‘Губернатор’
2.1. Атрибутивы с семантикой принадлежности, отношения к субъекту
• Непосредственно связанные с концептом ‘Губернатор’ (формальный тезаурус): Губернаторская (программа, ансамбль),
областная (власть), Омский (регион), законодательное (собрание), региональное (правительство).
«Первые репетиции сегодня проводит детский губернаторский ансамбль. Напомню, решение о создании нового творческого коллектива . было принято в октябре прошлого года на встрече с губернатором Омской области» (Радионовости.
10.01.2007).
2.2. Качественные характеристики субъекта и его деятельности
• Опосредованно связанные с концептом ‘Губернатор’ (функциональный тезаурус): Активная (работа), быстрое (строительство), верное (решение), дальновидная (политика губернатора), жесткая (критика со стороны губернатора, требования), настоящий (мужик, хозяин области), политическая (воля), правильная (инициатива), пристальное (внимание губернатора), проверенный (губернатор), религиозный, своевременные (действия, решения), совестливый, стратегическое (предвидение), точный (расчет).
«Деткам потом помогает, сироткам, религиозный еще, значит, совестливый, раз Храмы-то строит...» (о губернаторе Л.К. Полежаеве. - Е.М.) («Час новостей». 8.09.2003).
2.3. Атрибутивные характеристики объектов, абстрактных наименований
• Опосредованно связанные с концептом ‘Губернатор’ (функциональный тезаурус): Вместительное (спортивное сооружение), высококачественные (продукты), главные (стройки), долгосрочная (программа развития), достойный (представитель), доступное (жилье), значительная (роль), имиджевый (центр), качественное (строительство), ключевой (вопрос), комплексная (поддержка), комфортные (условия проживания), конкретные (задачи), крупный (центр), культурный (центр), новые (микрорайоны, Ледовый дворец), нужное (мероприятие), общественно полезные (программы), огромное (значение), основные (объекты жизнедеятельности), первостепенная (задача), перспективный (план), приоритетное (направление), пристальное (внимание), светлое (будущее), серьезное (явление), современные (трибуны, спортивное сооружение), стабильный (рост).
«Губернатором. было принято решение. начать строительство собственного Центра сухих питательных смесей. Высококачественные продукты будут производиться только из экологически чистого сырья» (Радионовости. 21.06.2006).
«Было принято решение создать рабочую комиссию, которая в течение недели представит губернатору перспективный план теплоснабжения по Кировскому округу» (Радионовости. 28.06.2006).
«Но первостепенная задача, по словам главы региона, в том, чтобы «Спартак» стал брендом...» (Радионовости. 12.07.2006).
3. Предикативные характеристики, репрезентирующие концепт ‘Губернатор’
3.1. Предикаты с семантикой «инициативное действие субъекта или его участие в действии, процессе»
• Формальный тезаурус: Взять (под контроль), выделять (средства), выполнять (задачи), инспектировать, направить (обращение), нести (ответственность), подвести (итоги), подписать (указ, постановление, документ, соглашение), поручить, принимать (решение), принять (решение), проконтролировать (ход работы), пролонгировать (документ), утвердить (график работ).
«Губернатор Омской области принял решение продолжить программу «Городской двор» («Час новостей». 2.05.2004).
«Леонид Полежаев свою персональную ответственность за Омскую область несет с 1991 года» («Час новостей». 2.04.2003).
• Функциональный тезаурус: Акцентировать (внимание), возводить, возрождать (духовность), выделять (по решению губернатора), высказываться, высказаться, говорить, давать (оценку), инициировать, настаивать, одобрить, определять (план развития), оценивать, побывать, подвергать (критике), поддерживать, помогать, посещать, поставить (задачу), предлагать (стратегию), принять (участие), следить, совершить (плановую поездку), советовать, сохранить (массово-физкультурное движение), строить, удалось (договориться), уделять (внимание).
«Губернатору Леониду Полежаеву удалось договориться о стабильных поставках автотранспорта....» («Час новостей». 10.09.2002).
«Губернатор Леонид Полежаев высказался,
чтобы самолет АН-3Т остался на Южном Полюсе как памятник беспримерному подвигу российских авиаторов и полярников» («Час новостей».
14.01.2003).
«Кадеты должны быть всесторонне развитыми личностями - на этом постоянно настаивает глава Попечительского совета корпуса губернатор Леонид Полежаев» («Час новостей». 25.05.2007).
Думается, что исходя из представленного нами формально-функционального тезауруса, репрезентирующего концепт ‘Губернатор’, во-первых, можно сделать некоторые выводы относительно специфики лексико-семантической реализации названной когнитивной доминанты в региональном массово-информационном дискурсе, а во-вторых, реконструировать фрагмент соответствующей картины мира, который этот дискурс создает.
Итак, в омском массово-информационном дискурсе последовательно репрезентируется представление о том, что власть в области (регионе) персонифицирована, сосредоточена в одном лице.
Поэтому естественно, что практически независимо от тематики новостей в том или ином контексте упоминается имя губернатора Омской области.
Формальный тезаурус семантической группы субъект представлен синонимическими номинациями, обозначающими должность субъекта власти с разной степенью официальности (Губернатор - Председатель правительства Омской области - глава областного правительства - глава региона).
Кроме того, специальные номинации существуют для обозначения многочисленных дополнительных функций, которые взял на себя губернатор. Так, в связи с некоторыми темами он именуется Председателем Попечительского совета (Кадетского корпуса, Омского академического театра драмы, хоккейного клуба «Авангард» и т.д.).
Поскольку губернатор Омской области представлен в массово-информационном дискурсе и как человек, уделяющий большое внимание вопросам религии и веры и тесно сотрудничающий с церковной властью региона, то логична его номинация как главы светской власти:
«К началу службы (и это стало уже традицией) в храм прибыл губернатор Леонид Полежаев. На церковном пороге главу светской власти встретил глава власти церковной. На пути возрождения духовности они уже много лет идут рука обруку» (Радионовости. 7.01.2007).
Достаточно частотными являются и контексты, где глава региона назван только полным именем (Леонид Константинович Полежаев) или именем без отчества (Леонид Полежаев).
Заметим, что наименование чиновников по отчеству в массово-информационном дискурсе встречается нечасто. В омских СМИ, как правило, полным именем называют только губернатора или президента России, что имплицитно подчеркивает особую значимость этих политических фигур.
Любопытно, что нами не зафиксировано контекстов, где губернатор именуется исключительно по фамилии (ср., напр., частотность использования фамилии премьер-министра Путина или президента Медведева без называния имени в федеральном массовоинформационном дискурсе ). Думается , что обязательное использование имени главы региона является одним из способов показать близость губернатора к жителям области -адресатам новостей, его практически родственную связь с ними.
В состав функционального тезауруса, характеризующего номинацию субъекта, входят коннотативно окрашенные лексемы, в структуре значения которых выделяются семы с положительной прагматической оценкой.
Подчеркнем, что оцениваются как профессиональные, так и личностные качества губер-
натора, причем эти два вида оценки могут быть совмещены в одной лексеме.
Вообще специфика массово-информационного дискурса такова, что журналист в своем тексте не может «злоупотреблять» эмоционально-оценочной лексикой. Однако используемые в репортажах «синхроны» (мини-
интервью на определенную тему) достаточно часто такую лексику содержат:
«А я вам вот что скажу: настоящий он хозяин в области. Вот. Что пообещает - все сделает! Настоящий мужик!» («Час новостей». 8.09.2003).
В процитированном контексте, прозвучавшем в выпуске новостей, подводящем итоги губернаторских выборов, на которых в очередной раз победил Л. К. Полежаев, лексемы хозяин, мужик выражают коннотативно окрашенные смыслы ‘деятельный, рачительный, знающий, мудрый’, а также ‘работящий, честный, добросовестный’. Семантика названных номинаций поддерживается при этом контекстом в целом («Что пообещает - все сделает!»).
Тем не менее нами зафиксированы контексты, где в рамках массово-информационного дискурса журналист «нарушает» жанровую новостную специфику и включает в свое высказывание прагматически чрезвычайно «нагруженную» эксплицитную оценку деятельности губернатора:
«Два года назад - вспомните - здесь не было ничего! Катил свои воды седой Иртыш да чайки летали. Город задыхался от транспортных потоков, а бездельники ворчали: «Так все и будет!» Стратегическое предвидение, точный расчет и политическая воля! Губернатор-зодчий, губернатор-строитель сказал: «Будет! Обязательно будет!» -и стал мост, и распростер свои крылья, утвердился опорами, зажегся ночными огнями, и корабли отдают ему салют!..» (Спецвыпуск телепрограммы «Час новостей». Прямой репортаж с открытия метромоста им. 60-летия Победы. 18.10.2005).
Сложные существительные с приложениями-определениями к прямой номинации губернатор (зодчий, строитель) характеризуют не столько первоначальную профессию Л.К. Полежаева, сколько созидательность и масштаб его деятельности, причем характеризуют в превосходных степенях.
Образ Губернатора, создателя этого «чуда» - метромоста (о других создателях в этом репортаже не упоминается), наделен, как нам кажется, чертами эпического героя, богатыря, которому подвластно любое, самое сложное, дело: он зодчий, строитель, обладающий стратегическим предвидением, точным расчетом и политической волей.
Персонифицированность власти в регионе, ее безусловно положительная оценка, актуализированная в предыдущем контексте, репрезентирована и в других косвенных номинациях субъекта, входящих в данный функциональный
тезаурус. Так, именно губернатор является безусловным региональным лидером, гарантом выполнения в срок любых программ и проектов.
Более того, глава Омской области постоянно позиционируется как лидер и среди руководителей других областей Сибири, более дальновидный и мудрый:
«Омскому губернатору присуще быть победителем, ревностно следить за тем, как развиваются соседние регионы и всегда идти на шаг впереди» («Час новостей». 24.05.2007).
Победитель в данном контексте может трактоваться как широко (тот, кто побеждает всегда, всех и во всем), так и применительно к конкретной ситуации, когда оценивается развитие соседних регионов и Омской области.
Заметим, что конструируемая в массовоинформационном дискурсе региона оптимистическая картина мира репрезентирует губернатора как безусловного победителя («всегда... на шаг впереди»), которому неведомы сомнения, поражения и неудачи. Кроме того, имплицитный смысл таких высказываний заключается, на наш взгляд, в том, что безусловным победителем является и весь возглавляемый Л.К. Полежаевым регион, т.е. все жители Омской области.
Таким образом, проанализировав семантическую группу наименований субъекта власти, можно сделать вывод о том, что в структуре концепта ‘Губернатор’, репрезентированного в изучаемом типе дискурса, актуализированы как семантические ядерные признаки ‘единоличный лидер области’, ‘персонифицированная власть региона’, так и элементы ассоциативного поля концепта ‘рачительный хозяин’, ‘мудрый руководитель’, ‘безусловный победитель’.
Подчеркнем, что в косвенных номинациях губернатора особенно отчетливо эксплицируется уже выделенная нами черта регионального массово-информационного дискурса - персонификация власти в лице одного губернатора и - кроме того - отождествление достижений всей области с достижениями конкретного человека.
Чрезвычайно обширной и многоплановой оказалась семантическая группа наименований объектов, на которые направлена деятельность губернатора.
Примечательно, что нами выделены как подгруппа номинаций «одушевленных объектов» - людей, которыми впрямую или косвенно, опосредованно руководит губернатор, так и подгруппы номинаций «неодушевленных объектов», среди которых различаются материальные и нематериальные (идеальные) объекты.
Массово-информационный региональный
дискурс репрезентирует следующий фрагмент соответствующей картины мира: в Омской области практически не существует людей, объектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения,
а также сфер жизни человека, на которые не была бы направлена деятельность губернатора.
Думается, что названные номинации, по сути, репрезентируют в массово-информационном дискурсе именно основные направления всех областей жизни региона, попадающих в поле зрения его главы.
В этом смысле адресатов должен поразить широкий спектр выполняемых Л.К. Полежаевым обязанностей, обширный круг интересующих его вопросов.
Губернатор предстает как истинный и единоличный хозяин региона, поскольку нет таких социально значимых объектов и тем, которыми бы он не занимался, и нет таких проблем, решение которых он бы не отслеживал лично.
В формальный тезаурус данной семантической группы, включающий наименования людей, которыми губернатор руководит, входят официальные номинации должностей чиновников регионального уровня (главы муниципальных образований Омской области, министры Омской области), определенных подконтрольных ему органов (рабочая группа, межведомственная комиссия, попечительский совет), а также работников, получивших право на выполнение регионально значимых проектов и отвечающих перед губернатором (генеральный подрядчик строительства).
Более показательной, на наш взгляд, является семантическая подгруппа, в которой представлены номинации людей, непосредственно губернатору не подчиняющихся, но о которых в массово-информационном региональном дискурсе говорится как о тех, на кого глава омского правительства направляет свою деятельность (врачи, спортсмены, учителя, пенсионеры, труженики села), сотрудничает с ними (Митрополит Омский и Тарский Феодосий, главы соседних регионов и государств, общественность Омской области) и ими фактически руководит (депутаты Законодательного собрания Омской области).
Примечательна низкая частотность упоминания в региональных новостных СМИ городских властей и мэра города Омска и, напротив, актуализация личного участия губернатора в решении проблем, связанных с мегаполисом:
«И только силами областных властей и лично губернатора Леонида Полежаева транспортного кризиса все-таки удалось избежать. По инициативе главы региона для городского автопарка было приобретено 450 новых автобусов большой вместимости, 37 троллейбусов и 2 трамвая» (Радионовости. 3.03.2006).
Как уже подчеркивалось ранее, в массовоинформационном региональном дискурсе высокая степень частотности характеризует использование номинаций разного рода неодушевленных объектов, на которые направлена
деятельность губернатора. Естественно, это социально значимые объекты строительства, экономики, культуры, спорта (Арена-Омск, Успенский кафедральный собор, Метромост им.60-летия Победы, театр куклы, актера и маски «Арлекин»), а также нематериальные объекты, связанные с ключевыми моральнонравственными духовными категориями (рождаемость, спорт, духовность, медицина).
Названные номинации отнесены нами к функциональному тезаурусу данного концепта, поскольку они не репрезентируют специфику понятия губернатор в узусе, хотя опосредованно могут быть связаны с деятельностью главы региона.
Подчеркнем, что в анализируемых семантических группах, по сути, эксплицирован «тематический репертуар имиджевых сюжетов о губернаторе.., которые, согласно традиционным представлениям, требуют особого внимания главы региона: промышленность и внешнеэкономическая деятельность, сельское хозяйство, экология, социальная защита населения, медицина, образование, молодежная политика, национальная политика и религия, культура, спорт» [Фролова 2007: 77].
Специфика омского массово-информационного дискурса относительно реализации изучаемого концепта состоит и в том, что губернатор характеризуется в нем не только как человек, в целом отвечающий за все, что происходит в Омской области, но и как абсолютно компетентный руководитель, способный вникнуть в практически любую мелочь:
«Инспектируя готовность спортивного комплекса к сдаче, губернатор Леонид Полежаев вникал во все детали строительства, он осмотрел дугиевые и прачечные...» (Радионовости. 20.08.2007).
Таким образом, на наш взгляд, происходит актуализация следующих семантических признаков в ядерной зоне концепта ‘Губернатор’: ‘хозяин региона’, ‘компетентный руководитель’.
Следующая семантическая группа - наименование орудий - непосредственно связана с предыдущей, так как входящие в нее лексемы своим прямым значением (формальный тезаурус) номинируют те средства, с помощью которых губернатор выполняет обязанности по управлению регионом.
Омский массово-информационный дискурс ежедневно и подробно рассказывает обо всех принятых губернатором общих и частных решениях, программах, постановлениях и т.п., выделяя в этом ряду несколько основополагающих, базовых, важных. Освещение этих «губернаторских проектов и программ» является долгосрочным, поэтапным, обязательным, разноплановым. Им присваиваются специальные названия-маркеры, которые многократно повторяются в СМИ.
Результатом этой информационной политики является то, что каждый житель региона мо-
жет без труда назвать приоритетные направления работы губернатора: «губернаторская
программа по строительству доступного жилья в городе и области», «строительство метромоста», «строительство Омского
метрополитена», «строительство Успенского собора», «газификация районов Омской области» и т.д.
Для региональных прогубернаторских СМИ характерно, вслед за областными чиновниками, акцентировать внимание адресатов на том, что многие программы, реализуемые в нашей области, опережают общефедеральные инициативы. В свою очередь, другие регионы России и страна в целом часто опираются на «омский опыт». Итак, в структуре концепта ‘Губернатор’ посредством лексем, входящих в вышеназванную семантическую группу, актуализируются семантические признаки ‘передовой’, ‘мудрый’.
Среди семантических групп, включающих номинативы с абстрактными значениями, нами выделены подгруппы, эксплицирующие семантику протекания действия или процесса, результата действия, а также семантику качества или свойства, характеризующего субъект.
Поскольку деятельность губернатора описывается в массово-информационном дискурсе подробно, детально и многопланово, то естественно наличие в нем большого количества номинаций опредмеченного действия (встреча, контроль, предвидение, улучшение, усилия). В отличие от производящих глаголов, такие существительные не имеют грамматического признака времени, что накладывает существенный отпечаток на специфику их значения: действие и процесс, выраженные с помощью существительных, мыслятся как константные, неизменные. С другой стороны, в них актуализирована семантика «действия как такового», сходная со значением инфинитивов. Заметим, что использование такого рода существительных - общая черта новостного дискурса вообще.
Часть существительных, входящих в данные подгруппы, совмещает функцию номинации действий субъекта и его характеризации: предвидение, расчет, усилия, победа и т.п.
Близкой по характеризующей функции субъекта оказывается семантическая подгруппа существительных со значением «качества, свойства», причем в составе этой подгруппы номинации только с позитивной, положительной оце-ночностью: требовательность, мудрость, ответственность.
Любопытно, что именно эти существительные позволяют эксплицировать и многократно подчеркивать в текстах электронных СМИ доминантные семантические признаки концепта ‘Губернатор’, с одной стороны, включенные в интерпретационное поле концепта, но с другой - и в этом специфика реализации данного концепта в омском массово-информационном дискурсе -уже входящие в ядерную область концепта.
Атрибутивные характеристики, репрезентирующие исследуемый концепт, делятся на три семантические подгруппы. Первая из них немногочисленна, лексемы, входящие в нее, обозначают принадлежность, отношение к субъекту концепта и, естественно, непосредственно связаны с его семантикой (губернаторская программа, региональное правительство). Вторая - коррелирует с соответствующими подгруппами номинативов и эксплицирует качественные характеристики субъекта и его деятельности (ср.: вдумчивость - верное решение, дальновидная политика; решительность, сила - настоящий мужик, политическая воля и т.п.). Третья - характеризует не самого губернатора, но объекты и абстрактные номинации, связанные с его деятельностью и опосредованно соотнесенные с анализируемым концептом: значительная роль, доступное жилье, основные объекты жизнедеятельности, конкретные задачи.
Заметим, что последняя подгруппа весьма разнородна и разнообразна по лексическому составу, однако объединяет эти характеристики однозначно положительная прагматическая оценка, имплицитно связанная с субъектом:
«Повышение доходности всех отраслей омской экономики, по мнению главы региона Леонида Полежаева, ключевой вопрос в приоритетных направлениях работы областного правительства во втором полугодии» (Радионовости. 20.07.2006).
Подчеркнем, что характеристика объектов, на которые направлена деятельность губернатора, может вербализоваться как адресантом высказывания, журналистом, так и самим субъектом:
«Я думаю, что это очень нужное мероприятие, потому что проведение Международной выставки вооружений в Омске - явление очень серьезное, имеющее огромное значение» («Час новостей». 15.04.2003).
Предикаты, входящие в формальный и функциональный тезаурус, характеризуются тем, что представляют собой, как правило, клишированные идиоматические глагольные сочетания, характеризующие либо инициативные действия субъекта власти - губернатора (взять под контроль, принять решение, утвердить график работы и т.п.), либо его непосредственное участие в каком-либо действии или процессе (возрождать духовность, предлагать стратегию, совершить плановую поездку).
Именно в предикатах репрезентируется коммуникативный ход «принимаю решение на месте», который, в свою очередь, реализует коммуникативную тактику «актуализация профессиональных качеств», являющуюся одной из базовых при создании положительного имиджа губернатора Л.К. Полежаева [Фролова
2007: 84-89].
Итак, предикаты обозначают наиболее частотные действия главы региона, отражаемые в омском массово-информационном дискурсе, и эксплицируют «фрейм «власть» во всем объеме ее функций» [там же: 89].
Кроме того, предикаты отражают такие ядерные семантические признаки концепта ‘Губернатор’, как ‘жесткий, требовательный руководитель’ (подвергать критике, настаивать, давать оценку), ‘инициатор всех начинаний в регионе’ (принять решение, инициировать, определять план развития), ‘компетентный профессионал’ (акцентировать внимание,
оценивать), ‘средоточие власти в регионе’, ‘хозяин области’ (нести ответственность, подписать указ, выделять по решению губернатора), ‘мудрый человек’ (советовать, помогать, предлагать стратегию).
Таким образом, в результате анализа составленного нами формально-функционального тезауруса, репрезентирующего концепт ‘Губернатор’ в региональном массово-информационном дискурсе, можно сделать следующие выводы относительно содержательной специфики названного концепта.
Во фрагменте региональной политической (и идеологической) картин мира объективировано представление о губернаторе как о единоличном хозяине всего региона, средоточии власти в городе и области, как о человеке, объектом деятельности которого становятся все социально важные сферы жизни населения Омской области. Губернатор в представлении омских СМИ - это знающий профессионал, разносторонне развитый и образованный человек, разбирающийся и в строительстве, и в экономике, и в сельском хозяйстве, и в культуре, и в искусстве, и в спорте. Кроме того, это инициатор практически всех социально значимых областных программ и проектов, лицо, определяющее стратегию развития региона.
Губернатор - это еще и успешный политик, значительная фигура не только в масштабах области, но и всей России, поскольку он успешен на фоне других региональных лидеров и, поддерживая политику федерального правительства, часто своими решениями опережает общероссийские тенденции.
Впрочем, для успешного позиционирования политика регионального уровня посредством дискурса СМИ, в том числе массово-информационного, чрезвычайно важно эксплицировать личностные качества лидера, его близость к аудитории и к ее каждодневным проблемам. Более того, согласно выводам ВЦИОМ, россиянами в целом на первое место среди качеств главы региона вынесены морально-психологические характеристики: честность, порядочность и ум [см. подр.: www.wciom.ru].
Именно поэтому, на наш взгляд, в текстах омских СМИ губернатор представлен как муд-
рый и опытный, совестливый и ответственный человек, обладающий высокими нравственными качествами.
Очень важным является и то обстоятельство, что ресурсы массово-информационного регионального дискурса направлены на убеждение аудитории в том, что «ее губернатор реально улучшает жизнь населения именно Омской области» [Фролова 2007: 40].
Массово-информационный региональный
дискурс, как уже подчеркивалось нами ранее, помимо основной - информативной - функции, выполняет функцию воздействия на сознание аудитории, коррекции ее представлений о власти, а часто и манипулятивную и РЯ-функции.
Важное место в ряду средств, направленных на достижение вышеперечисленных функций, на обеспечение «запланированного воздействия на адресата» [Кобозева 2003: 93], занимают языковые средства, в том числе лексико-семантическая специфика репрезентации ключевых концептов политической картины мира в дискурсе.
Н.И. Клушина подчеркивает, что среди способов создания оценки можно выделить имплицитную, т.е. заложенную в сему слова, и эксплицитную, присущую не конкретному слову, а его употреблению [Клушина 2000]. На наш взгляд, в омском массово-информационном дискурсе при языковой реализации концепта ‘Губернатор’ используются именно эксплицитные способы, в том числе подбор фактов, характеризующих губернатора и его деятельность, и акцентирование роли губернатора в жизни региона. Средством воплощения эксплицитных оценок, механизмом оценочности, является, прежде всего, использование определенных семантических групп лексики, прямо или косвенно отражающих доминирующий концепт дискурса, а также - и это одно из важнейших условий - контекст, в котором эти лексемы функционируют.
Таким образом, в результате частотного употребления в специфическом контексте лексем, входящих в разные семантические подгруппы формально-функционального тезауруса, объективирующего ключевой концепт, адресанты-журналисты регионального массово-информационного дискурса актуализируют и закрепляют в массовом сознании аудитории следующие когнитивные слои концепта ‘Губернатор’:
Ядро концепта: 1) ‘хозяин области’, ‘средоточие власти в регионе’; 2) ‘инициатор всех начинаний в регионе’, ‘профессионал’.
Приядерная область и интерпретационное поле концепта:1) деятельный’, компетентный’, ‘передовой’; 2) ‘жесткий’, ‘требовательный’; 3) ‘добросовестный’, ‘честный’, ‘работящий’; 4) ‘знающий’, ‘рачительный’, ‘мудрый’; 5) ‘совестливый’, ‘религиозный’.
Заметим, что и ядро концепта, и особенно его интерпретационное поле, в омском массовоинформационном дискурсе обладают достаточно ярко выраженной спецификой и характеризуются повышенной положительной оценочно-стью. Очевидно, что выбор лексико-семантических средств реализации названного концепта в дискурсе «работает» на создание однозначно толкуемого образа Губернатора в восприятии адресатов.
Напомним, что концепт ‘Губернатор’ был отнесен нами к числу новых реактуализованных идеологем, семантическая структура которых претерпела значительные изменения.Думается, характер этих изменений дает основания сделать вывод о том, что такое представление о «первом лице» региональной власти коррелирует с соответствующим фрагментом идеологической картины мира тоталитарного периода.
ЛИТЕРАТУРА
Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный (М. Кузьмина, «Сети», ч. III) // Проблемы структурной лингвистики-1984. - М.: Наука, 1988. С. 125-136.
Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки СМИ // Публицистика и информация в современном обществе / Под ред. Г .Я. Солганика. -М., 2000. С. 94-106.
Кобозева И.М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. -М.: МГУ, 2003. иЯЬ: http://evartist.narod.ru/text12/ 08.htm (дата обращения: 24.05.08).
Кузьмина Н.А. Деидеологизация или новая идеологизация? (Идеологемы нового времени) // Язык и стиль современных средств массовой информации: Материалы Всеросс. конф. - М., 2007. С. 192-198.
Купина Н.А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург, 2005. С. 90-104.
Малышева Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивно-языкового анализа): Дис. ...канд. филол. наук. - Омск, 1997.
Малышева Е.Г. Концепт СПОРТ как универсальная идеологема (на материале текстов электронных СМИ) // Язык. Человек. Ментальность. Культура: Материалы Всеросс. научн. конф. Ч. 1. -Омск: «Вариант-Омск», 2008. С. 153-159.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «АЗЪ», 1995. 928 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2003. 192 с.
Фролова Е.В. Коммуникативные стратегии формирования имиджа регионального лидера в электронных СМИ: Дис. . канд. филол. наук. - Омск, 2007.
Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебное пособие. - М: Флинта: Наука, 2007. 254 с.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М.: ИТДГК «Гнозис, 2004. 326 с.
© Малышева Е.Г., 2009