ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 199-201.
УДК 32.019.52
И.К. Жуков, И.В. Мельникова, А.М. Балацкий
ВОСПРИЯТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ КЛЮЧЕВЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ГРУППАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(на материале контент-анализа региональной блогосферы)*
Представлены результаты контент-анализа региональной блогосферы Омской области, направленного на выявление восприятия региональной политической элиты региона ключевыми социальными группами регионального сообщества. Содержится краткое изложение методики, а также количественные и качественные выводы, полученные в результате анализа 164-х блогов на 4-х наиболее популярных блог-платформах Омска.
Ключевые слова: восприятие, региональная политическая элита, блогосфера, контент-анализ, Омская область.
Блогосфера в российском медиапространстве - явление относительно новое. Тем не менее она набирает всё большую популярность среди пользователей традиционных СМИ, имея перед ними ряд преимуществ, например:
• все преимущества онлайн-контента (доступность в режиме «24/7», легкость доступа, бесплатность, актуальность, регулярное обновление);
• отсутствие какой-либо цензуры или редакционной политики, ограничивающей авторов в выборе тем или сюжетов;
• многообразие точек зрения авторов, стилей изложения информации;
• легкодоступная и понятная интертекстуальность (как правило, сообщение в блоге содержит ссылки на тексты, необходимые для понимания темы - например, ссылки на новости, аналитические доклады, статистику, сообщения других авторов и пр.).
Необходимо отметить, что указанными преимуществами обладают не все блог-платформы: существуют, к примеру, специализированные сайты, где авторы ограничены какой-либо одной темой, - профессиональные сайты, тематические и т. д.
Современные блоги предоставляют исследователям общественного мнения уникальную возможность - напрямую узнать, о чем и как думает население, как оно относится к тем или иным событиям. Чтобы стать блоггером, не нужно специального образования или подготовки, нужно лишь уметь излагать свои мысли в доступной для читателя форме. Это открывает доступ в блогосферу абсолютно любому пользователю Интернета, который может вести личный блог на любой блог-платформе.
Наиболее интересной в блогосфере с политологической точки зрения представляется информация об отношении граждан к действиям и решениям органов государственной власти. Для государственных органов блоги являются хорошим способом получить обратную связь от общественности «здесь и сейчас» - в ближайшее время после принятия решений и их опубликования.
* Статья написана в рамках гранта РГНФ (конкурс поддержки молодых ученых 2013 года, заявка № 1333-01217)
© И.К. Жуков, И.В. Мельникова, А.М. Балацкий, 2014
200
И.К. Жуков, И.В. Мельникова, А.М. Балацкий
Нами был проведен контент-анализ омской региональной блогосферы на предмет восприятия региональной политической элиты ключевыми социальными группами регионального сообщества, в качестве которых рассматривались журналисты-блоггеры, общественные активисты, творческая интеллигенция, бизнес-сообщество и научное сообщество. На наш взгляд, эти группы являются наиболее активными представителями гражданского общества, они наиболее активно и ярко демонстрируют свою политическую позицию, а также обладают определенным потенциалом влияния на политический процесс.
В качестве совокупности изучаемых источников были выбраны 4 блог-платформы:
• сайт РИА «ОмскПресс» (omskpress.ru);
• сайт ИА «СуперОмск» (superomsk.ru);
• сайт журнала «Бизнес-курс» (bk55.ru);
• «Живой Журнал» (livejournal.com).
Эти сайты являются наиболее популярными среди жителей Омска (данные интернет-рейтингов посещаемости счетчиков
liveinternet.ru и rating.infomsk.ru). Генеральная совокупность составила 164 авторских блога, из которых в итоговую выборку вошли 40. Состав итоговой выборки представлен в табл. 1.
Таблица 1 Итоговая выборка по группам
Название социальной группы Количество блоггеров
Научное сообщество 4
Бизнес-сообщество 2
Общественники 6
Творческая интеллигенция 4
Журналисты, блоггеры 10
Остальные 7
В отдельную группу, как видно из таблицы, выделены блоги представителей других социальных групп, также содержавшие оценочную информацию о политической элите региона.
В качестве единицы анализа был выбран пост (сообщение в блоге). Причин этого несколько:
• как правило, каждый пост в блоге посвящен одной определенной теме;
• один пост может содержать несколько похожих оценочных суждений относительно одного и того же явления;
• все блоггеры имеют свой особенный стиль: некоторые используют большое количество оценочных высказываний, другие не используют их вовсе, однако «закладывают» оценку в контекст суждений (например, используя сарказм).
Использование в качестве единицы анализа поста позволяет свести к минимуму погрешности в подсчете статистики, а также нивелировать индивидуальные особенности авторов.
В качестве единицы счета было принято оценочное упоминание того или иного представителя политической элиты региона.
Контент-анализ региональной блогосфе-ры показал следующее восприятие политической элиты региона (табл. 2).
Таблица 2 Восприятие региональной политической элиты ключевыми социальными группами регионального сообщества
Социальная группа Отношение
Положи- тельное Отрица- тельное Нейтральное
Журналисты, блоггеры 10 (18 %) 34 (62 %) 11 (20 %)
Общественные активисты 1 (3 %) 28 (88 %) 3 (9 %)
Представители бизнес-сообщества 0 (0 %) 7 (87 %) 1 (13 %)
Творческая интеллигенция 2 (25 %) 4(50 %) 2 (25 %)
Представители научного сообщества 3 (16 %) 11 (58 %) 5 (26 %)
Остальные 1 (16 %) 4 (67 %) 1 (17 %)
Итого 17 (13 %) 88 (69 %) 23 (18 %)
Отдельно был проведен анализ восприятия главы региональной политической элиты - губернатора Омской области. Исследование проводилось в сравнительном аспекте: изучался образ бывшего губернатора
Л. К. Полежаева и действующего главы региона В.И. Назарова (табл. 3).
Таблица 3 Восприятие губернатора Омской области: сравнительный аспект
Губернатор Отношение
Положи- тельное Отрица- тельное Нейтраль- ное
Л. К. Полежаев 1 54 7
В.И. Назаров 10 6 12
Всего 11 60 19
Полученная в результате анализа информация позволяет сделать следующие выводы:
1. В среде ключевых социальных групп регионального сообщества преобладает негативное отношение к региональной политической элите. Основными негативными чертами в ее деятельности, по мнению блоггеров, являются: игнорирование инициатив гражданского общества, нежелание принимать во внимание мнение жителей города Омска при строительстве, непрофессионализм и некомпетентность, неэффективность, кадровый застой (особенно это касается органов власти, результаты работы которых граждане ощущают каждый день), межгрупповая борьба и продвижение собственных коммерческих интересов отдельными чиновниками. В то же время положительные оценки даются таким инициативам власти, как конкурс проектов Омской кре-
Восприятие региональной политической элиты ключевыми социальными группами..
201
пости, участие общественников в обсуждении стратегии развития Омской области, привлечение общественности к разработке проекта реконструкции пустыря между метромостом и пляжем. Особый интерес у блоггеров вызывают личные блоги представителей элиты (например, блог бывшего вице-губернатора А. Бесштанько). Это говорит о том, что блоггерам интересны представители элиты как люди, им интересен образ мысли и мнение элит. С другой стороны, это свидетельствует о закрытости политической элиты и некотором «информационном голоде» у общественности в этой сфере.
2. Наиболее часто критикуются такие проекты власти, как строительство кремниевого завода (основные причины - экологический вред, не просчитанная экономическая компонента проекта), строительство Красногорского гидроузла (приведет к цветению Иртыша), инвестирование денег в развитие аэропорта Омск-Федоровка (экономически необоснованно при неполной загруженности центрального аэропорта), затягивание строительства метро, вырубка скверов и их последующая застройка, строительство колеса обозрения в исторической части города.
3. Во многом негативное отношение к региональной политической элите обусловлено негативным отношением к бывшему губернатору Омской области Л. К. Полежаеву. Период его пребывания в должности характеризуется как «застой», самого Леонида Константиновича за авторитарный стиль управления иронично называют «папой» или «ЛКП» (по примеру В.В. Путина, первые буквы ФИО которого составляют аббревиатуру ВВП). Собственно деятельность Л. К. Полежаева на посту губернатора и его образ воспринимаются негативно в 87 % квалифицированных постов.
4. Деятельность региональной политической элиты без учета губернатора оценивается негативно и нейтрально. В сравнении с количеством оценок деятельности первых лиц региона количество оценок остальных представителей политической элиты весьма невелико (около 30 %). Из них наиболее часто упоминались А. Бесштанько (в связи с ведением блога и слухами о «смерти» Л.К. Полежаева), М. Тюфягин (в связи с коррупционным скандалом), Ю. Гамбург.
5. Деятельность депутатов Омского Законодательного собрания в блогосфере практически не освещается, было обнаружено всего 4 оценочных упоминания.
6. Действующий губернатор В.И. Назаров воспринимается в целом более положи-
тельно, чем его предшественник. К его положительным качествам относят моральные качества, большую (по сравнению с предыдущим главой) открытость. Очень позитивно было воспринято его появление на Городском пикнике как рядового жителя города. В то же время в негативном свете воспринимается продолжение работы над неэффективными проектами предыдущего губернатора, чрезмерная мягкость в некоторых вопросах, отсутствие управленческого опыта в государственных структурах.
7. Представители социальных групп, не принадлежащие к выделяемым в рамках данного исследования ключевым социальным группам, демонстрируют сравнительно небольшой уровень экспликации своего восприятия политической элиты региона и города в своих блогах. Это подтверждает справедливость выделения в качестве ключевых именно тех групп, исследование восприятия которых проводилось.
8. Как правило, блоггеры не посвящают постов тому, чтобы дать положительную оценку деятельности политической элиты. Их внимание привлекают недоработки и недочеты, а положительные оценки, выявленные нами, скорее контекстуальны или же ставятся в сравнении (например, «В. Назаров как губернатор лучше Л. Полежаева»). Исключение представляет собой департамент транспорта г. Омска, с которым сотрудничает известный омский блоггер omchanin (И. Федоров) и деятельность которого он освещает.
Сравнение результатов, полученных в ходе контент-анализа, с результатами глубинных интервью, взятых в рамках продолжения исследования восприятия политической элиты ключевыми социальными группами регионального сообщества, позволяет говорить о том, что в целом мнения блоггеров и проинтервьюированных представителей регионального сообщества в значительной степени совпадают. Это доказывает ценность блогосферы как источника точной информации. Вместе с тем с точки зрения эффективности и отдачи контент-анализ блогосферы представляется более ресурсоемким и менее эффективным методом, чем проведение интервью. Во многом сложности проведения подобного исследования связаны с большим объемом генеральной совокупности, ее низкой структурированностью, низкой культурой структурирования блогов самими блоггерами, которые не до конца владеют правилами расстановки меток-тэгов.