сто потому, что эти периоды занимают много времени. Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссера конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.
Основными проблемами развития способности личности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общест-
венных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; неприоритетность нахождения решения задач, или назовем это нежеланием человека работать в силу своих возможностей.
Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что дает основание рассматривать ее как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших детей, во многом зависит от нашего внимания к развитию творческих возможностей, умения их стимулировать.
Литература
1. Выготский JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3.
2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - JI: Знание, 1985.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 165 с.
4. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2 изд. - М., 1946.
Бадмаева Хандама Тогоновна, соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского госуниверсите-та. Тел. (301-2)212649.
Badmaeva Handama Togonovna, the applicant of the department of age and educational psychology, Buryat State University. Tel. (301-2)212 649.
УДК 371.315 (571.54)
Ц.Р. Базаров
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ БУРЯТСКОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются теоретические проблемы концентрированного обучения сельских школьников; способы выживания и развития сельской малокомплектной школы на примере школ Республики Бурятия.
Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, концентрированное разновозрастное обучение, принципы обучения.
Ts.R. Bazarov
CONCENTRATED LEARNING AS A WAY FOR THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF RURAL SMALL BURYAT SCHOOLS
This article concerns the theoretical problems of the concentrated Teaming of the rural schoolchildren. This kind of Teaming is presented as a way of surviving and development of mral small schools in the Republic of Buryatia.
Keywords: little package rural school, the concentrated uneven-age training, principles of training,
При модернизации общего образования особого внимания требуют сельские школы. Сегодня в Республике Бурятия реализуются программы «Развитие образования на селе», «Компьютеризация сельских школ», «Школьный автобус», «Ремонт аварийных школ в сельской местности», направленные на сохранение, поддержку и развитие образования на селе. У сельских школ большие социальные задачи: способ-
ствовать сохранению и укреплению семейнообщинных формы жизни и воспитания, чтобы растущий человек пускал корни в родной местности; приобщение к традициям, ценностям отечественной истории и культуры; всестороннее развитие личности учащихся. Современная сельская школа взяла на себя функцию, может быть, ей не свойственную (в рамках обычной системы): изменить ситуацию вокруг, активизи-
ровать сельский социум, постепенно превращаясь в центр устойчивого духовно - нравственного и социально-экономического развития села и источник культурно-образовательных инициатив.
С целью создания целостной социальнообразовательной системы, отражающейся на широких связях с внешней средой, властными структурами, предприятиями и учреждениями, в республике появились социально-педагогические комплексы: Усть-Эгитуйский в Еравнинском, Барагханский в Курумканском, Удинский в Хо-ринском районах Бурятии. В Джидинском и Мухоршибирском районах начали создаваться социально-образовательные комплексы на базе Армакской школы в Джидинском и Дутулур-ской в Закаменском районах. Функционирует 10 образовательных школ фермерского направления, в которых учащиеся получают практические знания по основам сельскохозяйственных наук и профессий, навыки ведения фермерского хозяйства.
Специфика сельской бурятской школы в республике заключается в ее малочисленности. В связи с изменением целей обучения и воспитания в них возникла потребность сосредоточить усилия ученых-лингвистов, литературоведов, методистов-дидактов на проблеме обновления содержания учебных программ, пособий и учебников на родном языке с учетом новейших технологий обучения.
Здесь на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решение и доводить их до исполнения. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. В связи с этим возникает необходимость обновления содержания учебно-воспитательного процесса сельской малокомплектной школы.
Анализ исходного состояния деятельности сельских малокомплектных школ Республики Бурятия позволяет определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу можно отнести:
- стабильность уровня формирования общеучебных умений и навыков выпускников;
- использование современных образовательных технологий;
- авторитет школы в окружающем социуме;
- наличие творческих групп учителей, работающих в новом режиме, стремящихся к саморазвитию;
- положительный опыт осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе;
Вместе с тем нами выявлены следующие противоречия между:
• условиями малокомплектной школы и возрастающими требованиями к качеству образования;
• малым контингентом детей, обусловливающим невозможность создания профильных классов, и необходимостью введения предпро-фильной и профильной подготовки;
• уменьшением контингента детей и социальным нормативом к наполняемости не менее 14 учеников;
• положительным мониторингом внедрения технологии обучения А.М. Кушнира, намерениями внедрения аналогичных технологий по другим предметам и отсутствием апробированных методик;
• условиями малого села и необходимостью социальной адаптации учащихся;
• установкой на реализацию личностно ориентированного и природосообразного обучения и недостаточностью его методической и технологической обеспеченности;
• высокой информатизацией образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.
В своей работе руководствуемся следующими принципами:
- принцип природосообразности, учитывающий особенности периодов развития биологического и социального в человеке, потребностно-мотивационной сферы и типологических свойств личности в соответствии с законами индивидуального развития;
- принцип концентрированности, основанный на алгоритмизации блоков, модулей содержания дисциплин учебного плана;
- принцип деятельности, учитывающий мотивацию человека к учебной, воспитательной и иной деятельности по формированию, сохранению, совершенствованию интеллектуального, физического, психического и духовного состояния человека;
- этнокультурный принцип, формирующий культуру здоровья в соответствии с национальными традициями и культурным наследием этноса, с тенденциями его развития;
- принцип толерантности, предполагающий осознание терпимого мировосприятия окру-
жающей социальной среды, отношения друг к другу;
- принцип диалога и сотрудничества организации жизнедеятельности школы.
Поэтому в начальном звене мы предусматриваем освоение природосообразного обучения чтению по методике А.М. Кушнира. Выбор этой методики обусловлен тем, что дает возможность для формирования успешности личности учащихся в начальной школе. Одним из главных факторов является создание ситуаций успеха для каждого школьника. В начальной школе главное - создать условия или фундамент для развития мотивации к учению, ситуации успеха, заложить основы интереса к национальной культуре.
Обучение в начальной школе должно стать подготовительной ступенькой для продолжения образования в основной школе. При концентрированном обучении учащийся самостоятельно должен переработать достаточный объем информации готовить сообщения, доклады, рефераты, используя дополнительную литературу. Чтобы подготовить учащегося начальной школы к обучению в среднем звене, необходимо пересмотреть содержание образования в начальном звене. Обучение по традиционной системе не может решить требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы от основной.
Для решения возникшей проблемы учителя начальных классов решили начать использование обучение чтению по технологии А.М. Кушнира, которая технология по своему содержанию, методам подходит к тем изменениям, которые происходят в основной школе.
Суть технологии: обучение опирается на развитую к началу школьной жизни эмоциональнообразную сферу личности. Чтение понимается как активный процесс, побуждающий учащихся к целеполаганию, мотивации на познание, на изменение в соответствии с установками, ценностными ориентирами, представленными в текстах разных жанров и стилей, как процесс понимания информации текста во всем его многообразии фактов, языковых средств и вызываемых ими переживаний, как одна из форм развития коммуникативной культуры личности.
Во всех классах необходимо четко следовать предписанным алгоритмам работы, зафиксированным в технологических картах. Такая работа позволяет сформировать у детей обобщенных способов решения учебных, а затем и других задач. По традиционной системе ученик 1 класса к концу обучения должен читать вслух за одну минуту текст, содержащий 20-30 слов, а пара-
метры чтения про себя не учитываются, тогда как по данной технологии чтение вслух идет на индивидуальном уровне, особое внимание уделяется чтению про себя на беглом и осознанном уровне.
Обновление содержания образования в основной школе будет реализовываться через введение концентрированного разновозрастного обучения.
Путь к конкретному знанию лежит через видение целого. Увидеть целое в цепи уроков, разбросанных во времени, перемежающихся с другими предметами, трудно даже тренированному уму, искушенному в операциях синтеза.
Мозг ребенка восприимчив к новым знаниям, но их количество не может быть бесконечным. Полученная информация превратится в знания, если будет пережита ребенком, пропущена через себя, окрашена собственными эмоциями. Создать условия для получения целостного взгляда на мир во всем многообразии его внутренних связей, через собственное переживание практически невозможно при классно-урочной системе организации учебного процесса, тогда как погружение идеально подходит для решения данных задач.
Системный подход к изучаемому материалу предполагает рассмотрение целого как результата взаимодействия частей и одновременно части более широкого целого; установление внешних и внутренних связей целого и его функционирования по достижению развернутых целей при наименьшей затрате сил; использование переноса закономерностей структуры и функционирования одного целого на другое, частью которого оно является.
Учебные планы школ предусматривают одновременное изучение в течение учебного года до 15 и более учебных предметов одновременно. При этом пик многопредметности и вытекающая из него перегрузка приходится на учащихся 7-9-х классов, то есть на переходный возраст, когда психические процессы наиболее неустойчивы и физиологическая деятельность наименее адекватно реагирует на перегрузку. Для взрослого человека комфортная зона внимания, базисного компонента всей психики, имеет три четыре канала независимых информационных процессов, полукомфортная - пять-девять каналов. К сожалению, аналогичные зоны для подростка и ребенка точно не установлены, но известно, что они имеют меньше каналов независимых информационных процессов, чем у взрослого человека. Тем не менее учащиеся в возрасте 12-14 лет ежедневно обращаются к 6-7 различным учебным предметам во время заня-
тий в школе и подготовки домашних заданий. Причем состав этих предметов меняется ежедневно. В реальной школьной жизни ученик включается в работу на уроке, но тут же следует смена вида деятельности, которая наблюдается 5-6 раз в течение учебного дня. По утверждению ученых, подобный режим деятельности изначально предопределяет плохие результаты в большей части выполняемой работы и быстрый износ нервного запаса. Общая неблагополучная ситуация усугубляется антифизиологичной длительностью урока, которая не соответствует ни одному циклу жизнедеятельности организма и, в частности, троекратно превышает функциональный цикл активной работы мозга. Поэтому нами был пересмотрен процесс обучения. Мы вслед за школами, имеющими многолетний опыт работы по использованию технологии концентрированного обучения (лицеи Усть-Илимска, станицы «Азовское»), решили принять идею и переложить его на условия сельской малокомплектной школы. Учителя прошли обучение в указанных учреждениях, сами авторы выезжали с лекциями и практическими тренингами.
Сущность концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, учебной недели, т.е. вместо 6-ти предметов во время 6-ти уроков изучается 1-2 предмета. Это позволяет сосредоточить внимание детей на непрерывном изучении одного предмета, «погрузиться в него», исключить забывание предыдущего учебного материала и нарушение целостности (начиная с первичного восприятия вновь изучаемого материала и кончая формированием умений им пользоваться). Кроме того, оно дает возможность продолжительно изучать тему, раздел или всю учебную дисциплину, обеспечивая их прочное усвоение, ориентировать учебный процесс на развитие творческой активности учащихся, создать благоприятные условия для сотрудничества педагогов и учащихся, для успешной интеграции теории и практики, формирования в единстве зна-
ний и умений учащихся.
Мы выбрали один из вариантов концентрированного обучения: од но предметное недельное «погружение» в предмет, которое характеризуется как длительное занятие одним словеснознаковым предметом, при котором уроки «основного» предмета перемежаются с уроками эмоциональной сферы. Сами «погружения» повторяются через определенный промежуток времени.
В первые часы «погружения» осуществляется планирование, согласуются формы совместной работы, определяются направления творческой деятельности, темы сообщении, докладов на всю неделю. В течение 4-х дней осуществляется ввод нового знания, включение его в контекст изученного в прошлом «погружении» или в предыдущие годы, отрабатываются варианты применения. Организуется совместная учебная деятельность, взаимообучение учащихся. «Погружение» завершается в последний день зачетом и контрольной работой.
При концентрированном обучении наиболее приемлемым является применение блочномодульной технологии и коллективный способ обучения. Весь учебный материал делится на блоки, которые соответствуют плану недельного погружения. Каждый учитель из расчета количества учебных часов за год составляет рабочую программу.
В начале каждой учебной недели составляется расписание исходя из плана погружений.
Для более успешного усвоения учебного материала на уроках используется работа в парах, групповая работа, индивидуальная, дифференцированная работа, которые способствуют развитию коммуникативных качеств личности и умению работать в коллективе.
Таким образом, обновление содержания учебно-воспитательного процесса через внедрение новых педагогических технологий дает возможность оптимизировать образовательный процесс в школе.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
2. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск: Амалфея, 2000.
3. Поташник М. М. Инновационные школы России - М., 1996.
4. Сельская школа - комплекс - новый тип учебно-воспитательного учреждения. - Курск, 1985.
Базаров Цырен Раднаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected]
Bazarov Tsyren Radnaevich, candidate of education sciences, associate professor, department of pedagogy of the Buryat State University. E-mail: ziren.bas @ mail.ru