Научная статья на тему 'Контроллинг в «Фокусе» гармонизационного подхода'

Контроллинг в «Фокусе» гармонизационного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION / ПИРАМИДА / PYRAMID / ПОДХОД / APPROACH / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муратов Александр Сергеевич

Если в первое десятилетие (1991–2000 гг.) контроллинг занимал и успешно развивал в теории и практике управления свободную нишу, то в последнее время теряет «собственное лицо», вторгается на занятую территорию. Гармонизационный подход к проблеме способен выправить сложившуюся ситуацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controlling in “focus” of Harmonization Approach

If in the first decade (1991–2000) controlling borrowed and successfully developed in the theory and practice of management liberty niche, recently loses "own face", interferes on the busy territory. Garmonizatsionny approach to a problem is capable to correct current situation.

Текст научной работы на тему «Контроллинг в «Фокусе» гармонизационного подхода»

контроллинг в «фокусе»

гармонизационного подхода

_Аннотация

Если в первое десятилетие (1991-2000 гг.) контроллинг занимал и успешно развивал в теории и практике управления свободную нишу, то в последнее время теряет «собственное лицо», вторгается на занятую территорию. Гармонизационный подход к проблеме способен выправить сложившуюся ситуацию.

Ключевые слова: контроллинг, гармонизация, пирамида, подход, проблемы, перспективы

Косвенно к объявленной теме мы обращались в публикациях [1, 2]. В настоящей статье речь пойдет в большей мере о теоретическом аспекте проблемы.

«Пробуксовки» эволюционного развития контроллинга

Известны американская и немецкая модели контроллинга. Эволюция взглядов на контроллинг в России представлена следующим образом:

- 1991-1995 гг. - контроллинг отождествляется с учетом затрат;

- 1995-1997 гг. - конроллинг понимался как учет затрат и результатов;

- 1998-2000 гг. - контроллинг - это бюджетирование, оперативное планирование и управление затратами;

- с 2000 г. преобладает понимание контроллинга как поставщика, интерпретатора информации для руководства, а также координатора оперативной деятельности предприятия [3].

Видим, что с 1991 по 2000 г. контроллинг как направление управленческой деятельности, актуален и занимает собственную нишу. Дело в том, что

Муратов

Александр Сергеевич

зав. кафедрой

бухгалтерского

учета и аудита,

канд. экон. наук,

профессор,

Новокузнецкий

институт (филиал)

Кемеровского

государственного

университета

[email protected]

контроллинг

ого п

_начиная с 2000 года

_контроллинг как

_самостоятельное

_направление в науке

и практике

_управления теряет

_«свое лицо»,

вторгается на чужую _территорию

в этот период единый бухгалтерский учет, существовавший ранее в командной экономике, стал сегментироваться на финансовый, управленческий и налоговый учет. Контроллинг прикрыл собой пустующее место управленческого учета, присоединив к функциям учета, контроля и анализа планирование и нормирование затрат. К 2000 году на российских предприятиях начинает складываться отечественная система управления затратами и результатами. Отметим, что при этом не возникает особых проблем со специалистами. Контроллер -это специалист, порожденный интеграцией экономиста-менеджера и экономиста по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Начиная с 2000 года контроллинг как самостоятельное направление в науке и практике управления теряет «свое лицо», вторгается на чужую территорию. Если контроллинг - «поставщик и интерпретатор информации для руководства», зачем нужны «информационные системы в экономике», «информационные системы в управлении»? Если контроллинг - «координатор оперативной деятельности предприятия», зачем создаются и функционируют диспетчерские службы?

Дальше - больше! Обратимся к пирамиде контроллинга, в которой отражены базовые компоненты контроллинга, в иерархии их влияния на эффективность деятельности предприятия (см.рис. 1 на с. 55). Видим, что пирамида контроллинга насчитывает 10 уровней. При этом с 1 по 4 уровни представляют собой направления развития, а с 5 по 10 - традиционные направления.

Анализируя направление развития четвертого уровня, начинаем понимать, что интенсивное развитие контроллинга как системы управления прибылью подменяется экстенсивным развитием. Контроллеры начинают дублировать маркетологов, логисти-ков, технологов и т.д. Навряд ли такое оправданно? И окончательно контроллинг теряет свое «лицо», когда в качестве направлений развития для него установлены «инновационная деятельность», «научная организация труда и производства», «философия и методология управления».

Спору нет, все перечисленное актуально для системы управления предприятия в целом, но где то «особенное», что отличало бы концепцию контроллинга?

§

р

С Ж

м

Отчетность и аналитическая информация для подготовки и принятия управленческих решений

а 3 з- 5

1 I

I

Планирование и бюджетирование. Измерение, анализ и оценка отклонений

Расчет затрат по видам

Расчет затрат по местам возникновения (центрам ответственности)

Маркетинг

Финансирование

Расчет затрат по продуктам, клиентам, регионам

Закупки

Финансовая Статистика Баланс Отчет о прибылях

оухгалтерия предприятия и уоытках

Производство

Сбыт

Организация работы и процессов в функциональных подразделениях предприятии (научная организация труда и производства)

Ь £ § £

3

Инновационная деятельность в сфере продукции (изделий), технологий, производства, закупок, сбыта, управления, финансово-экономических отношений

Философия и методология управления с ориентацией на долгосрочное существование и развитие

Рис, 1. Пирамида контроллинга на предприятии

_контроллинг -

система управления

_затратами

_и результатами

_(расходами

_и доходами)

По нашему мнению, кризис контроллинга и в теоретическом, и в прикладном отношении очевиден. Но выход из создавшегося положения есть, для этого необходимо обратиться к основному содержанию контроллинга.

Основное содержание контроллинга

Немецкий классик контроллинга Дитер Хан определяет его как систему интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля. В Германии под контроллингом часто понимают систему управления прибылью предприятия [4]. То есть контроллинг - система управления затратами и результатами (расходами и доходами). С другой стороны, различают оперативный и стратегический контроллинг. Получается, что контроллинг призван согласовывать временную и ресурсную составляющие деятельности предприятия. Временная составляющая выражается в гармонизации настоящего и будущего (оперативный контроллинг / стратегический контроллинг), а ресурсная - в согласовании действительного и желаемого (затраты / результаты) (см.рис. 2 ниже). Зададимся вопросом, что может соединить, слить воедино временную и ресурсную составляющие. Ответ - постановка конкретных задач и их разрешение, что в экономической терминологии означает - планирование и контроль. Перспективы развития контроллинга раскрывает модернизация пирамиды контроллинга, которая

Рис. 2. Основное содержание контроллинга

^-

российское предпринимательство, № 8 (230)/апрель 2013

будет основываться на предпосылке, что разработка проблематики гармоничного развития предприятия - ниша, в настоящее время еще не занятая. Когда речь заходит о развитии, то его характеризуют как устойчивое, инновационное, ускоренное и т.д. Гармоничное развитие предприятий, организаций привлекает внимание крайне редко, хотя оно не отрицает ни устойчивости развития, ни его инновационности. Но только в постановке вопроса «гармоничного развития» одновременно решается проблема предприятия и территориального образования, на котором оно находится.

Модернизация пирамиды контроллинга

Обратимся ко второму и четвертому уровням пирамиды контроллинга (см. рис. 1 на с. 55). Как уже было отмечено, в существующей постановке вопроса неизбежно дублирование функций контроллеров и специалистов в области технологий, логистики, маркетинга и т.д. Вполне ожидаемо, что в этом соперничестве проиграют именно контроллеры. Однако отметим, что качеством перечисленных процессов на отечественных предприятиях практически никто не занимается. С некоторой натяжкой в пользу контроллинга задачу четвертого уровня пирамиды контроллинга можно сформулировать как «конвергенция контроллинга и менеджмента качества». Инновационность будет заключаться в управлении качеством процессов. Задачи третьего уровня пирамиды контроллинга, научная организация труда и производства состоят, по-нашему мнению, в основном в поиске «узких мест», диспропорций и дисгармоний в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разработке, реализации мер по их устранению. В нашей формулировке это - гармонизационный подход к управлению предприятием (теория гармонизации).

История знает образцы идеального государственного и общественного устройства, которые называют утопиями. Парадоксально, но факт, образ идеального предприятия, идеальной организации до настоящего времени не разработан. Очевидно, он должен базироваться на триединстве: - мировых тенденций развития экономики и общества;

подавляющее_

большинство_

общественных_

противоречий_

в рыночной_

экономике носит_

неантагонистический характер

контроллинг

ого

планирование

представляет

собой объективную реальность

и объективную

необходимость

- законах экономики;

- законах организации и составлять основу теории экономических гармоний.

Развитие теории экономических гармоний (теория гармонии) - задача второго уровня пирамиды. Дуализм свойств объектов, процессов, явлений объективен и всеобщ. Он присущ и космическим объектам, и характеру отдельного человека. Гармоничное состояние зарождается в единстве, сбалансированности противоречий. Материалистическая диалектика в нашей стране основывалась на антагонизме классов (пролетариата и буржуазии). Развивалась «диалектика борьбы». Но подавляющее большинство общественных противоречий в рыночной экономике носит неантагонистический характер. Актуализируется развитие «диалектики единства» или гармонизационной парадигмы диалектики. А это - содержание первого уровня пирамиды контроллинга. Итак, по нашему представлению, пирамида контроллинга должна выглядеть следующим образом (см. рис. 3 на с. 59).

На этом рисунке (см. рис. 3 на с. 59) традиционные вления контроллинга упорядочены нами по кциям управления (учет, планирование, конт-анализ), направления развития - существенно лены и будут свойственны только контроллингу.

Теперь о планировании. Планирование - это формализация долгосрочных и (или) краткосрочных целей предприятия и определение путей достижения этих целей. Любые разумные действия отличаются от неразумных наличием целенаправленности. И с этих позиций планирование представляет собой объективную реальность и объективную необходимость. Для обеспечения гармоничного развития предприятий планирование одновременно и инструмент гармонизации, и обязательная внутренняя среда. Вне планирования не может быть гармоничного развития. Проблема заключается в качестве поставленных целей, задач и в качестве контроля их достижения. Но это уже другая тема.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Современное состояние концепции контроллинга следует охарактеризовать как кризисное. Если

Управленческие решения

§

р

«1

ы —

1 5

£

Аналитическая информация для принятия управленческого решения

Контроль, оценка и анализ отклонений от плановых показателей

Конвергенция контроллинга и менеджмента качества

Гармонизационньш подход в управлении (теория гармонизации)

Теория экономических гармоний (теория гармонии)

Гарионизационная парадигма диалектики

Составлено автором

Рис. 3. Модернизированная пирамида контроллинга

Планирование (нормирование) затрат: 2.

по элементам по центрам по видам результатов

ответственности продукции § 53

Управленческий Финансовый учет Налоговый учет Бухгалтерская

учет отчет ноет [>

в первое десятилетие он занимал и развивал собственную нишу, то в последнее время теряет свое «особенное» и покушается на чужие территории.

2. Основное содержание контроллинга - согласование временной и ресурсной составляющих производственно-хозяйственной деятельности предприятий, инструментарий - планирование и контроль.

3. Перспективы развития контроллинга видятся в разработке проблематики, концепции гармоничного развития предприятий. Эта ниша как в теоретическом, так и в прикладном значении до настоящего времени остается не занятой.

Литература

1. Муратов А.С. Союз контроллинга и менеджмента // Российское предпринимательство. - 2010. - № 3.

2. Муратов А.С. Гармонизационный подход к управлению предприятием // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 (2).

3. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.

4. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

Aleksandr S. Muratov

Head of the Academic Department of Accounting and Audit,

Candidate of Economic Sci., Professor,

Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University

Controlling in "focus" of Harmonization Approach

_Abstract

If in the first decade (1991-2000) controlling borrowed and successfully developed in the theory and practice of management liberty niche, recently loses "own face", interferes on the busy territory. Garmonizatsionny approach to a problem is capable to correct current situation.

Keywords: controlling, harmonization, pyramid, approach, problems, prospects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.