ББК 65.291.213
Е. В. Фоменко, А. С. Аксёнова ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Тенденции глобального бизнеса резко меняются в условиях экономики XXI в. Предприятиям гораздо сложнее стало зарабатывать деньги и завоёвывать своё «место под солнцем». Всё большее значение начали приобретать качество продукции и услуг, технологии, снижение издержек, компетенция персонала, повышение эффективности функций управления.
Целью исследования являлось обоснование использования предприятиями инструментов контроллинга для эффективного управления.
Основу содержания эффективного управления современной организации составляет набор следующих методов: стратегическое управление, самоорганизация и контроллинг, состоящих, в свою очередь, из совокупности инструментов - приемов, «орудий» управленческого труда, применение которых приближает предприятие к эффективному управлению [1-3].
В первую очередь рассмотрим метод стратегического управления. Он позволяет собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и удержания конкурентных преимуществ на основе выявления ключевых компетенций организации и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Основные его черты - систематический анализ факторов внешней и внутренней среды, отношение к персоналу как к основе организации, что позволяет использовать активность работников в разработке и реализации стратегии, обеспечивая гибкость при реагировании на изменения внешней среды.
Метод самоорганизации базируется на концепции самообучающихся организаций. Концепция самообучающейся организации, которая впервые четко была сформулирована в 1990 г. П. Сенге [4], является обобщением развиваемого в последние десятилетия направления по исследованию общих принципов эволюции сложных систем, и в частности их способности к самоорганизации. Возникновение самообучающейся организации является элементом эволюции индустриального общества. В ближайшем будущем станут преуспевать организации, которые на всех уровнях управления научатся использовать преданность людей делу и их способность учиться быстрее своих конкурентов. Обучающиеся организации строятся на следующих пяти дисциплинах, под которыми понимается совокупность теории и приёмов, которые нужно освоить и использовать на практике:
— постоянное совершенствование личного мастерства;
— создание коллективного, общего видения единой цели;
— групповое (командное) обучение во время работы;
— непрерывное приспособление и изменение интеллектуальных моделей (стереотипов мышления) руководителей и специалистов организации;
— системное мышление [2, 5, 6].
Насущной задачей для отечественных предприятий является овладение возможностями, предоставляемыми данными обучающими дисциплинами, чтобы заложить фундамент будущего развития, т. е. овладеть системой получения знаний внутри организаций. В качестве инструментов метода самоорганизации нами выделяются следующие: личное совершенствование на основе обучения и самообучения персонала; система мер по проектированию сильной организационной культуры; делегирование полномочий с предоставлением экономических прав подразделениям; создание горизонтальных организационных структур управления на основе самоуправляемых рабочих групп (команд); внутреннее предпринимательство (интрапренерство); совместное обсуждение целей и согласование организационных, групповых и личных интересов в процессе постоянного диалога менеджеров всех уровней; введение стимулирующей системы оплаты труда на основе участия в прибылях. Философия самообучающейся организации является базисом новой управленческой парадигмы, и принятие всех неотъемлемых атрибутов обучающейся организации в современных условиях представляет собой необходимое условие обеспечения эффективного менеджмента для российских предприятий [1, 4, 7].
Метод контроллинга представляет собой набор стандартов профессионального управления. Инструменты контроллинга сопровождают и поддерживают внутрифирменный процесс управления и принятия решений на всех уровнях управления, связывая воедино функции планирования,
организации, координации и регулирования, учета и контроля, информационного обеспечения, мотивации и стимулирования. К ним относятся: производственный и финансовый анализ показателей хозяйственной деятельности (традиционный); анализ по финансовым коэффициентам оперативного контроллинга; «панель» управления на основе сбалансированной системы показателей (Б8е); управленческий учет; сегментированный учет и отчетность; приемы маржинального анализа; система бюджетирования; план-фактный анализ и контроль по отклонениям [2, 5, 8].
Основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение стратегических и оперативных целей, а его практическая задача - направлять менеджеров путем подготовки и предоставления необходимой информации на принятие решений и комплекс необходимых действий. В этом своем значении метод контроллинга выполняет функцию «управления управлением» предприятием, является синтезом планирования, управленческого учета, контроля, анализа и др. [1, 4, 6].
Таким образом, контроллинг решает проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании.
Несмотря на то, что термин «контроллинг» имеет английские корни, исторически наибольшее влияние на концепцию контроллинга оказала немецкая школа бизнес-администрирования. Данная концепция постоянно развивается. Пока среди её сторонников нет единодушия даже в определении понятия «контроллинг» (табл.).
Определения понятия «контроллинг»
Автор Определение
П. Хорват Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента
Х.-Ю. Кюппер Координация системы управления на предприятии
Й. Вебер Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решении им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования)
Д. Хан Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия
М. Лукашевич Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли
С. Рубцов Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учёта и анализа
Однако, несмотря на разногласия в определениях, можно выделить задачи, общие для контроллинга:
1) планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т. е. превращение целей предприятия в планы;
2) управленческий учёт - отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в отличие от учёта бухгалтерского или налогового;
3) организация потоков информации внутри предприятия;
4) мониторинг процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;
5) контроль - оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым.
Основной целью контроллинга является ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием, для чего необходимо координировать управленческую деятельность по достижению целей предприятия; обеспечивать информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений и рациональности управленческого процесса.
Инструментарий контроллинга можно классифицировать по двум критериям:
— по области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент;
— по периоду действия - оперативный или стратегический.
Цель стратегического контроллинга - обеспечивать выживаемость организации и «отслеживать» движение организации к намеченной стратегической цели своего развития. Стратегический контроллинг призван обеспечить эффективное существование организации на длительную перспективу путём формирования системы планирования и управления потенциалом предприятия. Задача стратегического контроллинга состоит в своевременном установлении причин отклонений отчётных подконтрольных показателей в целях внесения своевременных поправок в стратегию предприятия до возникновения оперативных сбоев и проблем [1, 2, 5].
Цель оперативного контроллинга - создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты/прибыль. Основными подконтрольными показателями в оперативном контроллинге служат: рентабельность капитала, степень ликвидности, производительность. В оперативном контроллинге стратегически важно оценивать эффективность управления фирмой. Инструментами здесь являются методы сравнительного анализа, метод отклонений, индексный анализ, аддитивные модели, план-факторный анализ [1, 2, 5].
Отметим, что следует тщательнейшим образом взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования.
Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто даёт отрицательный эффект из-за снижения мотивации.
Таким образом, предприятия, внедрившие и применяющие инструментарий контроллинга, получают значительный экономический эффект за счёт упрощения процедур планирования, принятия решений и поступления своевременной информации о собственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акмаева Р. И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учеб. пособие. - Астрахань: АГТУ, 2002. - 216 с.
2. Магнус Веттер, Жан Рой, Нильс-Горан Ольве. Оценка эффективности деятельности компании: Практ. руководство по использованию сбалансированной системы показателей. - М.: Вильямс, 2003. - 304 с.
3. Рамперсад К. Х. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 260 с.
4. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: Банки и биржи. 1998. - 420 с.
5. Писчасов Ф., Попов Е. Инструментарий контроллинга предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 5. - С. 21-22.
6. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой и А. Привалова. - М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001. - 656 с.
7. Самочкин В. Н. и др. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2007. - 376 с.
8. Романова М. В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами // Финансы и кредит. - 2005. - № 1. -С. 10-12.
Статья поступила в редакцию 29.05.2008
TOOLS AND METHODS OF EFFECTIVE MANAGEMENT
E. V. Fomenko, A. S. Aksenova
Tendencies of global business are sharply changed in conditions of economy of XXI century. It has become much more difficult for enterprises to earn money and to win "a place under the sun". The quality of production and services, technologies, cost reduction, the competence of the personnel, increase of effectiveness of management functions has become more important for enterprises. According to the authors of the paper, the set of the following methods should make a basis of the contents of effective management of a modern organization: strategic management, self-organizing and controlling, which consist, in their turn, of a set of tools - techniques, "instruments" of administrative work, and which application enables the enterprise to have effective management.
Key words: management, efficiency, strategic management, selforganizing, controlling.