Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская финансовая отчетность» (ПБУ 4/99) » [Электронный ресурс]: Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Брюханов М.В. Фальсификация финансовой отчетности: обнаружение и предотвращение: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук. Москва, 2009. 23 с.
4. Генералова Н.В., Пятое М.Л., Смирнова И.А. Применение МФСО: языковые и терминологические проблемы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buh.ru/articles/documents/14538/ (дата обращения: 26.03.2018).
5. Слободняк И.А. Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности / И.А. Слободняк. Т.Г. Арбатская. Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. 148 с.
6. Факторы, препятствующие развитию аутсорсинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i-ias.ru/publikacia/outsourcing_faktori.html/ (дата обращения: 26.03.2018).
КОНТРОЛЛИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Новикова Е.В.
Новикова Елизавета Вячеславовна - магистрант, отделение менеджмента, Высшая школа современных социальных наук (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется система контроллинга, как современного инструмента управления организацией, рассматриваются: история возникновения контроллинга, этапы внедрения системы на современном предприятии, один из успешно применяемых на практике методов контроллинга - модель пяти конкурентных сил Портера.
Ключевые слова: контроллинг, управление организацией, внедрение системы контроллинга, автоматизация, методы контроллинга.
Беспрерывно усложняющиеся условия функционирования предприятий в современных реалиях информационного общества формируют потребность создания все новых и новых подходов к управлению организациями, которые бы позволяли не только своевременно выявлять все самые негативные тенденции в сфере осуществления того или иного бизнеса, но заблаговременно предупреждать и предотвращать наступление неблагоприятных событий для конечных собственников. Такие задачи ставятся перед любым руководителем, который всегда будет искать пути наиболее эффективно обеспечивающие его всеобъемлющей, полной и максимально актуальной информацией не только о внешней среде организации, но и обо всех внутренних процессах, которые безусловно во многом играют решающую роль в конкурентной среде.
К непосредственным задачам руководителей относится организация системы менеджмента и/или ее реорганизация с целью создания наиболее структурированной среды для осуществления оперативного, тактического и стратегического управления
и планирования, которые обеспечивают не только оперативность контроля, но и комплексного анализа, только благодаря которому возможно принимать рациональные, взвешенные управленческие решения. Таким инструментом и является контроллинг, позволяющий совершенствовать систему планирования, контроля, учета и анализа всей финансово-хозяйственной деятельности организации.
При появлении системы контроллинга основной задачей данного механизма было ведение учета и ревизии уже свершившихся хозяйственных событий, но с течением времени и развития его функции были во многом расширены. Так контроллинг начал сосредотачивать в себе не только анализ фактически произошедшего, но и выполнять функции планирования, обработки и интерпретации отчетных данных, оценки, консультирования, и произведения расчетных операций эффективности деятельности предприятия и принимаемых решений.
Понятие «контроллинг» в современном его значении начало использоваться с конца 18 века в США, в 1778 году было учреждено и законодательно закреплено существование ведомства «Comptpoller, Auditor, Treasurer and six Commissioners of Accounts» (дословный перевод: «Контролер, Аудитор, Казначей и шесть Уполномоченных лиц по Счетам») в задачи которого входило государственный контроль за расходованием бюджетных денежных средств. В Западной Европе с середины 20 века, а вот в Россию это понятие пришло только в 90 -ых годах 20 века, когда в отечественной науке об управлении начало употребляться и описываться понятие «контроллинга» в публикациях данной отрасли знания. [2, с. 6]
Таким образом, автор предлагает следующее определение понятия «контроллинга» - это набор методологических и практических инструментов, при помощи которых менеджмент способен совершенствовать систему управления ключевыми показателями эффективности предприятия, исходя из реально отражаемых финансовых результатов, достигаемый уровень которых формирует в дальнейшем учетную политику на предприятии.
При помощи системы контроллинга могут успешно решаться следующие проблемы на предприятии [4, с. 28]:
1. Низкий уровень финансовой грамотности структурных подразделений, предоставляющих отчеты прямому руководству, относительно достигнутых результатов своей работы;
2. Неконтролируемая дебиторская задолженность;
3. Неэффективное управление затратами: отсутствие понимания структуры затрат, себестоимости производимой продукции, целесообразности производства/окупаемости того ли иного продукта;
4. Нехватка оборотных средств;
5. Отсутствие налоговой политики, приводящее к увеличению налогооблагаемой базы.
В управленческой науке выделяются, как правило, три основных направления, по которым происходит внедрение системы контролилинга на предприятии [6, с. 45]:
1. подготовительный этап, включающий в себя изучение и анализ текущего состояние предприятия, экспресс-анализ бизнес-процессов;
2. этап внедрения;
3. этап автоматизации, который включается в случае необходимости или наличия желания автоматизации этого процесса у руководства организации.
На первом этапе одним из наиболее важных организационных моментов является формализация работы службы контроллинга или же, как отмечалось ранее, механизмов контроллинга, за которые в разной степени отвечают множество отделов. Так как основная цель контроллинга, как механизма - оперативность предоставления реально отражаемой информации об организации, ее успехах и возможных угрозах, механизм контроллинга должен быть регламентирован внутренними документами предприятия,
чтобы добиться максимальной скорости предоставления всей необходимой для консолидации информации, а также ее прозрачности и актуальности.
Второй этап неизбежно вносит изменения в систему управления предприятием по следующим направлениям [2, с. 98]:
1. изменения в системе управления
2. изменения в организационной структуре предприятия
3. организация или усовершенствование информационных потоков
4. включение персонала в систему контроллинга, адаптация
На третьем этапе внедрения системы контроллинга становится очевидной необходимость организации сопутствующего отдела - отдела по автоматизации, чьей обязанностью будет являться не только автоматизация работы контроллинга, но и многих других отделов, таких как казначейство, отдел бюджетирования, отдел продаж, с точки зрения автоматизации документа оборота, например, будут затронуты абсолютно все отделы предприятия. Отдел автоматизации занимается разработкой программ, их отладкой, а служба контроллинга на ряду и с другими заинтересованными в процессе автоматизации отделами может заниматься постановками задач, чтобы достигалась главная цель автоматизации - повышение эффективности работы финансово-экономических служб и прочих заинтересованных структур.
К методам контроллинга относят, в том числе такой популярный на практике метод, как анализ конкурентных сил Портера [5, с. 302]
Модель анализа конкурентах сил - стратегический метод, предложенный автором Майклом Портером в 1979 году. Целью данной модели является - разработка такого стратегического плана, при помощи которого организация сможет адаптироваться к враждебной, конкурентной окружающей среде, сможет определить свои конкурентные преимущества в отрасли, которые бы позволяли в долгосрочном периоде рассмотрения прогнозировать прибыльность предприятия.
Данная модель гласит, что на рынке существует 5 «движущих сил», которые и определяют возможный уровень прибыльности организаций в данной отрасли. Каждая из этих сил в свою очередь представляет собой отдельную характеристику конкурентоспособности товара на рыке.
Рис. 1. Модель Пяти конкурентных сил Портера
Использование данной модели дает возможность организации определить уровень конкуренции в отрасли, определить свою позицию и модернизировать ее таким образом, чтобы быть максимально защищенной от влияния этих самых конкурных сил на прибыльность компанию.
Таким образом, главное правило Пяти конкурентных сил Портера заключатся в следующем - чем слабее конкуренция в отрасли, тем больше имеется возможностей у компании для получения прибыли. И, соответственно, наоборот, чем выше уровень конкурентной борьбы, тем меньше возможностей у компаний в отрасли получить прибыль от капиталовложений.
Список литературы
1. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих // Финансы и статистика, 2005.
2. Сборник научных трудов IV международной научно-практической конференции по контроллингу под научной редакцией д.э.н., профессора С.Г. Фалько. Менеджмент и контроллинг в условиях нестабильности рынков и внешних угроз. // НП Объединение контроллеров, 2015.
3. Синицын Е., Косяков И. Система управления проектами: задачи контроллинга // Управленческий учет и финансы, 2012. № 4.
4. Юдина Л.Н. Управленческий учет и контроллинг // Финансовый менеджмент, 2011. № 1.
5. Дафт Р.Л. Менеджмент. 10-ое издание. // Пер. с англ. СПб: Питер, 2014.
6. Нагуманова Р.В., Сабирова А.И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности // Издательство Казанского университета, 2016.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Чебыкина А.С.
Чебыкина Алена Сергеевна - студент магистратуры, Высшая школа экономики, управления и права,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: данная статья посвящена разработке бизнес-плана предприятия общественного питания в г. Северодвинске. Представлена оценка прямого конкурента, рассчитан финансовый и инвестиционный план. Составлен SWOT-анализ для разбора факторов, влияющих на достижение целей программы. Ключевые слова: бизнес-план, предприятие общественного питания, стратегическое управление, эффективность.
Предприятие общественное питание - одна из общественно организованных форм удовлетворения потребностей людей, а именно: форма удовлетворения потребностей населения в услугах по организации питания в не домашних условиях.
Целью проекта является открытие предприятия общественного питания, с количеством посадочных мест на 50 человек.
Предприятие создается для предоставления работникам офиса, жителям и гостям города качественных услуг по организации быстрого питания, что включает в себя обеды, бизнес-ланчи.