Контроль за пестицидами необходимо вернуть Россельхознадзору
У.Ш. МАГОМЕДОВ, директор ФГБУ «ВНИИКР» М.Ю.ГНИНЕНКО, заместитель начальника Управления фитосанитарного надзора и качества зерна Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Л.И. БАРАНОВА, главный юрисконсульт ФГБУ«ВНИИКР» О.Н. ДРЕНОВА, начальник отдела по международным связям и вопросам ВТО e-mail: [email protected]
Известно, что от грамотного применения пестицидов и агрохимика-тов зависит не только величина сохраненного урожая, но и его безопасность для здоровья человека, животных, чистота окружающей нас среды. Это записано, в частности, и в «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 30.01 2010 № 120. Важнейшим условием продовольственной безопасности является контроль и надзор за теми видами деятельности, которые связаны с производством и применением пестицидов и агрохимикатов, в частности, появлением на рынке и использованием контрафактных и фальсифицированных препаратов.
До 1 августа 2011 г контроль в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в стране осуществляла Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Однако после вступления в силу изменений в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» Россельхозцентр практически утратил основную часть контрольно-надзорных функций в этой сфере.
Статьей 15 указанного Закона установлено, что в настоящее время государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иначе говоря, контрольно-надзорные полномочия разделены между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Россельхознадзо-ром и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Данное разграничение осуществлено в силу требований пункта 10 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающего, что одним из принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.
Получилось так, что Россельхоз-надзор лишен права надзора за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, контроля за их применением, надзора за пресечением применения контрафактных, фальсифицированных, запрещенных к применению, не имеющих государ-
ственной регистрации, пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов, контроля ввозимых натерриторию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов и контроля за безопасностью пищевой продукции растительного происхождения (в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов) и т.д.
За Россельхознадзором сохранено право надзора за оборотом пестицидов и агрохимикатов только в рамках ветеринарного надзора, что относится к кормам, продукции животного происхождения,к использованию пестицидов для защиты животных в животноводческих помещениях и от внешних паразитов животных.
На практике формальное следование требованиям закона привело к негативным последствиям.
Границы разделения контрольно-надзорных функций по подвидам между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции, в законодательстве четко не разделены. Это приводит к тому, что в некоторых случаях контроль просто отсутствует.
Об этом, например, сигнализируют производители из Забайкальского края. Значительная часть сельхозугодий края арендуется фермерами из КНР. Ранее в рамках контрольно-надзорных мероприятий Россельхознадзор имел возможность осуществления документарных и выездных проверок деятельности указанных предпринимателей и выявлял контрафактные и фальсифицированные препараты главным образом китайского производства, которые незаконным путем пересекали границу и использовались китайскими фермерами при выращивании сельхозпродукции на территории Российской Федерации без всяких научно обоснованных норм и дозировок. Многие из этих препаратов были запрещены к использованию на территории России. К тому же, зачастую такие препараты хранились на открытом воздухе либо в подтопляемых непроветриваемых помещени-
ях, вместе с сельхозпродукцией.
Ныне возможности предотвращения этих нарушений ограничены, и от применения своевременно не выявленных контрафактных и фальсифицированных препаратов страдает безопасность продукции,несут убытки законопослушные производители средств защиты растений, зарегистрированных на территории России в установленном порядке, бросается тень на эффективность и безопасность всего комплекса химической защиты растений от вредных организмов. Сложился прецедент, когда от функций контроля за безопасным обращением пестицидов и агрохимикатов освобожден федеральный орган исполнительной власти, ответственный за соблюдение законов в области сельского хозяйства.
В мировой практике это - едва ли не единственное исключение. В Республике Казахстан, например, контроль за использованием пестицидов и агрохимикатов осуществляет Комитет государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в Республике Беларусь - Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений, в Аргентине -национальная служба здоровья животных и качества сельскохозяйственной продукции Аргентинской Республики (SENASA), в Чили - национальная служба по сельскому хозяйству и животноводству Республики Чили (SAG). Функционирует система контроля, управляемая генеральным директоратом по здравоохранению и защите потребителей Европейской комиссии, и в Европейском союзе.
Отсутствие полноценной системы контроля за безопасностью обращения пестицидов - это не только угроза безопасности и здоровью населения страны, но и нарушение некоторых базовых принципов ВТО (эквивалентность, транспарентность, научная обоснованность), помеха в развитии международной торговли.
Оптимальным вариантом решения возникшей проблемы было бы наде-
ление Россельхознадзора функциями по контролю и надзору в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в полном объеме, что исключило бы возможность распыления ответственности между различными федеральными органами исполнительной власти.
Для исполнения данных полномочий Россельхознадзор обладает необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами. На всей территории Российской Федерации создана сеть специальныхлабораторий (центров), располагающих и высококвалифицированными специалистами, и современным оборудованием для исследований пестицидов, агрохимикатов и продукции растительного происхождения на показатели ее безопасности. Однако в связи с изменениями в федеральном законодательстве значительная часть их аналитических возможностей не используется. Потеря квалифицированных специалистов может стать невосполнимой. Воз-
вращение Россельхознадзору его полномочий в сфере контроля за регистрацией и использованием пестицидов и агрохимикатов укрепит общегосударственную систему обеспечения химической и продовольственной безопасности страны, не допустит производства и поставок опасной для здоровья человека пищевой продукции, пресечет оборот фальсифицированных, пришедших в негодность или запрещенных к применению препаратов. В настоящее время в Государственной Думе находится законопроект № 583686-6 «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», внесенный Законодательным собранием Приморского края. Этот законопроект поддержан Комитетом Госдумы по аграрным вопросам. Принятие изменений в статью 15 Федерального закона позволит осуществлять контроль за оборотом и применением средств защиты растений в полном объеме.
По материалам сайта ФГБУ «ВНИИКР»
Визит китайских специалистов во ВНИИКР
27 ноября - 4 декабря группа специалистов из Китайской Народной Республики посетила Всероссийский центр карантина растений с целью обмена опытом и обсуждения дальнейших планов по реализации Соглашения о сотрудничестве между ФГБУ «ВНИИКР» и организацией «Харбин-Ханонг-Техно-логия» в части, касающейся проведения мониторинга карантинных вредителей с использованием феромонов, синтезированных во ВНИИКР.
Китайские специалисты ознакомились с основными направлениями деятельности Всероссийского центра карантина растений, посетили испытательно-экспертный центр, научно-экспериментальный отдел, энтомологический музей, с особым интересом вникали в деятельность отдела синтеза и применения феромонов.
Китайские коллеги рассказали об испытаниях феромонов, проведенных в их стране в 2014 г. Результаты этих испытаний показали, что в ряде случаев феромоны синтеза ФГБУ «ВНИИКР» были эффективнее феромонов, произведенных в других странах.
Было принято совместное решение о коммерческих поставках ряда феромонов синтеза ФГБУ «ВНИИКР» в КНР в 2015 г. Кроме того, был согласован список новых феромонов, синтезируемых во ВНИИКР, для испытания в КНР в 2015 г.
Также была достигнута договоренность о посреднической помощи организации «Харбин-Ханонг-Технология» в научно-техническом и информационном сотрудничестве между ФГБУ «ВНИИКР» и Институтом карантина растений КНР.