Гражданское право и гражданский процесс
УДК331.34
В.Б. Гольцов*, В.С. Озеров**
Обзор норм трудового права
в законодательстве о службе в органах внутренних дел
В статье содержится обзор норм законодательства, регулирующего служебно-трудовые отношения в деятельности органов внутренних дел, рассматриваются спорные вопросы трудового права, связанного с деятельностью полиции и совершенствованием органов внутренних дел.
Ключевые слова: трудовое законодательство, Трудовой Кодекс Российской Федерации, служба в органах внутренних дел, полиция, служебно-трудовые отношения.
V.B. Goltsov*, VS. Ozerov**. Review of labor standards in the law on service in bodies of internal Affairs. The paper contains a review of law governing the service and labor relations in the internal Affairs bodies, are considered controversial labor law issues related to activities of the police and the improvement of the internal Affairs bodies).
Keywords: labor legislation, Labor Code of the Russian Federation, police, service-labor relations.
1 марта 2011 г. вступил в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции» [2], а 1 января 2012 г. - Федеральные законы от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) [3] и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) [4].
Между датами вступления в силу вышеназванных законов период продолжительностью всего в десять месяцев. Однако Законом о службе признаны утратившими силу полностью или частично семь статей закона «О полиции» (ст. 29, 35-40), также существенно изменены тексты четырёх статей и исключены две статьи Закона о социальных гарантиях (ст. 3, 13-15, 20).
В основном изъяты или изменены те нормы (статьи и положения), которые направлены на регулирование служебно-трудовых отношений. В ряде случаев это сделано для того, чтобы избежать дублирования отдельных положений одновременно в двух, а то и в трёх законах.
Всё это свидетельствует о том, что принятые законы готовились в пожарном порядке, не стыковались между собой, тщательно не прорабатывались и не согласовывались их тексты, при этом игнорировались общие российские и международные принципы регулирования труда. Главное - была нарушена последовательность их принятия. Понятно, что базовым здесь должен быть Закон о службе, который оказался принятым последним. Поспешные изменения не способствовали «улучшению» вышеупомянутых законов. Опыт говорит о том, что все подобные изменения закладывают последующие противоречия и разночтения в их применении.
Тем не менее многие положения вышеназванных законов, касающиеся регламентации служебно-трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел, включая и полицию, позволяют сделать определённые заключения об усилении роли трудового права в регламентации этой деятельности.
* Гольцов, Владимир Борисович, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: KriminologiSpbumvd@mail.ru.
** Озеров, Владимир Степанович, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Адрес: Россия, 198005, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская, 6/8-А. E-mail: dept.kgpigp@engec.ru.
* Goltsov, Vladimir Borisovich, Professor, Department of criminology, St. Petersburg University of MIA of Russia, doctor of legal Sciences, associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: KriminologiSpbumvd@mail.ru.
** Ozerov, Vladimir Stepanovich, associate Professor of civil law and civil process of the St. Petersburg state engineering and economic University of Russia. Address: Russia, 198005, Saint-Petersburg, 7 Krasnoarmeyskaya str., 6|8A. E-mail: E-mail: dept.kgpigp@engec.ru.
© Гольцов В.Б., Озеров В.С., 2014
Гражданское право и гражданский процесс
Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим поступление на службу в органы внутренних дел, её прохождение и прекращение, определение правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел (ст. 3 Закона о службе).
Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений закона «О полиции» (ст. 34).
В ст. 3 Закона о службе указывается, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ о службе в органах внутренних дел, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ст. 3 Закона о службе).
Действие трудового законодательства РФ распространяется и на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел (ст. 34 закона «О полиции»).
Идентичность формулировок в данном случае вне сомнений. Надо отметить, что впервые в нормативно-правовых актах, регламентирующих труд сотрудников полиции, не используются, как это делалось раньше, аморфные формулировки типа «действующим законодательством» или «законодательством Российской Федерации», а даются открытые и прямые ссылки на конкретную отрасль российского законодательства - трудовое законодательство, хотя до недавнего времени преобладала точка зрения, что все отношения, вытекающие из службы, находятся в сфере административного права, в лучшем случае - в его подотрасли или институте, направленном на регулирование служебно-трудовых отношений.
Принятый в 2001 г. Трудовой кодекс Российской Федерации [1] претендует на роль основополагающего нормативного правового акта, определяющего общие основы и принципы регулирования всех отношений в сфере труда, в т.ч. и служебно-трудовых. Это касается не только службы в органах внутренних дел (полиции), но и военной службы, службы в различных «силовых» структурах и иных правоохранительных органах, а также государственной гражданской и муниципальной службы. В законодательстве органов внутренних дел (полиции), направленном на регулирование службы, связь с трудовым правом прослеживается в следующем.
1. В прямых ссылках на трудовое законодательство.
Например, такие ссылки имеются в ст. 24 Закона о службе, в которой указывается, что на стажёра (гражданин РФ, поступающий на службу в органы внутренних дел и назначенный на период испытания на соответствующую должность, на замещение которой он претендует) распространяется действие трудового законодательства РФ.
«За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и в случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации» (ч. 6 ст. 15 Закона о службе).
В законе же «О полиции» установлено: «За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации» (ч. 4 ст. 33 закона «О полиции»).
2. В ссылках на законодательство РФ, которое оказывается трудовым по содержанию, хотя в самих законах (о службе и о полиции) таковым не называется.
Так, например, ссылки на законодательство РФ даются в ст. 11 Закона о службе и ст. 28 закона «О полиции» (защита персональных данных; подготовка и дополнительное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел; рассмотрение служебного спора; защита прав и законных интересов, включая судебную; обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел).
3. В прямом репродуцировании норм трудового законодательства.
Например, для сотрудников полиции устанавливается нормальная продолжительность служебного времени не более 40 часов в неделю (ст. 53 Закона о службе), что является воспроизведением ст. 91 ТК РФ.
Сотрудники органов внутренних дел в случае необходимости могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Выполнение сотрудником органов внутренних дел (полиции) служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику органов внутренних дел (полиции) предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Гольцов В.Б., Озеров В.С. Обзор норм трудового права в законодательстве о службе в органах...
По просьбе сотрудника органов внутренних дел (полиции) вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ст. 53 закона «О полиции»). В данной статье в консолидированном виде воспроизводятся фрагменты ст. 96, 99, 111-112, 152-154 ТК РФ.
4. В трансформировании применительно к деятельности органов внутренних дел (полиции) норм трудового законодательства.
Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в органы внутренних дел (полицию), в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от 3 до 6 месяцев (ст. 24 Закона о службе). Эта статья является трансформацией ст. 70 ТК РФ применительно к службе в органах внутренних дел (полиции).
В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на срок не более 6 месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод в другое подразделение без изменения характера службы, а также установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника органов внутренних дел (полиции) (ст. 35 Закона о службе). В основе этой статьи лежат консолидированные положения, содержащиеся в ст. 72-2, 99 ТК РФ.
5. В возможности применения в отдельных случаях «аналогии закона». Это касается, прежде всего, охраны профессиональной служебной деятельности. Норм и правил по безопасности и охране труда сотрудников органов внутренних дел (полиции) в законах о службе, о полиции, о социальных гарантиях практически нет, но важность и злободневность их сомнений не вызывают.
Необходимо отметить, что действующий с 1 февраля 2002 г. (с учётом изменений и дополнений в него от 30 июня 2006 г. и других) Трудовой кодекс Российской Федерации по нормативному содержанию заметно отличается от ранее действовавшего КЗоТа определенными в нем положениями:
- во-первых, возросло количество норм-принципов, появились «пограничные» между нормами-принципами и нормами-правилами нормативные формы, программные нормы («нормы-декларации»), резко увеличилось число норм-дефиниций;
- во-вторых, обозначилось деление норм в соответствии с федеративным устройством российского государства на федеральные и региональные, возросло значение и количество локальных норм;
- в-третьих, увеличилось количество управомочивающих и обязывающих норм, уменьшилось количество запрещающих;
- в-четвертых, практически до минимума снизилось число охранительных норм;
- в-пятых, за счёт резкого сокращения императивных норм возросло количество диспозитивных и особенно рекомендательных норм, при этом между ними часто стираются чёткие различия;
- в-шестых, интегрированы нормы международного трудового права путём их текстуального воспроизведения, внедрения их смысла в российские тексты, перередактирования русского текста в духе международных принципов и правил. Если по каким-то причинам они не интегрированы, то международно-трудовые нормы могут действовать в российском правовом поле непосредственно;
- в-седьмых, усилилось значение процессуальных норм и процедурных правил, определяющих условия, порядок и сроки совершения юридических действий в связи с отношениями в сфере труда.
Отмеченные выше изменения нормативного многообразия вызваны определёнными процессами в российском обществе.
На изменение содержания и характера норм трудового права прошлого и нынешнего столетия повлияли установившиеся в России рыночные отношения. Зависимые от них трудовые отношения стали формироваться на основе принципов и правил социального партнёрства, директивное регулирование отошло на второй план.
Немаловажное значение имеет и изменение в условиях рынка характера общественного труда, его структуры, направленности, профессиональной дифференциации и социальной значимости, появление наряду с формально договорно-трудовыми отношениями альтернативных трудовых отношений, основанных на устной договорённости, дистанционной работе, заёмном труде и т. п.
Возросла роль локального регулирования, при котором нормы поведения определяют для себя сами участники трудовых отношений. Развитие социального партнёрства на основе согласования интересов его участников ведёт к тому, что утрачивают силу и значимость различные запреты и охранительные нормы, которые более или менее успешно замещаются диспозитивными и рекомендательными нормами. Исходя из федеративного устройства российского государства, в трудовом праве допускается и возможность регионального регулирования труда.
В обществе усиливается убеждение, что демократия - это процедуры [5]. Видимо, с этим связано заметное возрастание в трудовом законодательстве норм, регламентирующих определённые процессуальные и процедурные действия, которые, как правило, связаны с социальным партнёрством, рассмотрением и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров, организацией и проведением забастовок и т.п.
Изменения в нормативном фонде трудового права имеют и определённые негативные последствия. Особенно это касается норм, регулирующих установление и предоставление различных
Гражданское право и гражданский процесс
льгот и компенсаций работникам. Придание этим нормам не всегда оправданного диспозитивного и рекомендательного характера открывает возможности «злоупотребления правом», и не только со стороны работодателей.
Эти тенденции должны быть приняты во внимание как при формировании норм служебно-трудового законодательства, так и при применении к сотрудникам органов внутренних дел норм трудового права.
Законы о службе, о полиции, о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел (полиции) должны быть более конкретизированы и получить свое дальнейшее развитие, детализацию в нормах других законов и иных нормативных правовых актах. Сегодня перечисленные законы хотя и определяют основные принципы и пути внедрения трудового законодательства в сферу, до недавнего времени для него закрытую, но, без сомнения, нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Список литературы
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Павловский, Г. Словарь текущей политики. Европа, 2006 г. Демократические процедуры // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politike.ru.
Literature
1. Trudovoy Kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ.
2. Federalnyiy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O politsii».
3. Federalnyiy zakon ot 19 iyulya 2011 g. № 247-FZ «O sotsialnyih garantiyah sotrudnikam organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii».
4. Federalnyiy zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii».
5. Pavlovskiy, G. Slovar tekuschey politiki. Evropa, 2006 g. Demokraticheskie protseduryi // Ofitsialnyiy sayt.