Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (226). С. 120-132. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 2 (226), pp. 120-132.
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 37.091.322.7:303.732.3 https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132
Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills)
Татьяна Николаевна Ануфриева
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация
С целью уточнения понятия «гибкие навыки» (soft skills) автором исследования был проведен контент-анализ данного понятия, который включал анализ существующих определений в мировой научной литературе, а также определений, схожих по содержанию.
Материалом исследования послужила отечественная и зарубежная научная литература, а также специальные словари. Их использование позволило изучить трактовки понятия «навык» и систематизировать определения понятия «гибкие навыки», предлагаемые различными авторами.
Исследование понятия «гибкие навыки» начинается с рассмотрения понятия «навык» и изучения его функционала как в координатах знаний - умений - навыков, так и в рамках компетентностного подхода. Установлено, что в современной системе высшего образования навык соотносится с решением комплексных задач и подразумевает комплексные результативные действия в отличие от его традиционного понимания - обозначать действия, которые выполняются автоматически. Более того, в терминологическом поле современной педагогики укрепилось понятие «гибкие навыки», которое имеет богатый спектр определений и перечень аналогов, что и явилось предметом исследования автора.
Систематизация информации, полученной в результате контент-анализа научной литературы относительно понятия «гибкие навыки», позволила уточнить изучаемое понятие и научно обосновать собственное определение-термин. Уточненное определение основывается на понятиях, отобранных по принципу максимальной частотности употребления, входящих в понятие «гибкие навыки», а также с учетом вторичных частотных признаков, выявленных в понятиях, схожих по содержанию. Результатом проведенного теоретического исследования можно считать представление модели-иерархии ключевых характеристик понятия «гибкие навыки» и модели ключевых характеристик понятий, смежных по значению. Модель строилась по принципу общности характеристик. На основе данных, полученных в ходе исследования, а также с опорой на экспертное мнение педагогов-исследователей, был сделан вывод, что вариации понятия «гибкие навыки» и смежные с ним понятия («надпрофессиональные компетенции», «надпрофессиональные навыки», «навыки XXI века», «универсальные компетенции и компетентности», «ключевые компетенции», «гибкие компетенции») можно считать тождественными и взаимозаменяемыми.
В результате проделанной работы было представлено уточненное понятие «гибкие навыки», что позволяет более точно формулировать результаты обучения в собственном педагогическом эксперименте по вопросу развития гибких навыков в рамках обучения иностранному языку в условиях технического вуза.
Ключевые слова: навык, гибкие навыки, модель ключевых характеристик понятия «гибкие навыки», компетенция, компетентность
Для цитирования: Ануфриева Т. Н. Контент-анализ понятия «гибкие навыки» (soft skills) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (226). С. 120-132. https://doi. org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132
© Т. Н. Ануфриева, 2023
SCIENTIFIC REPORTS
Content analysis of the concept of «Soft Skills»
Tatiana N. Anufriyeva
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract
In order to clarify the concept of "soft skills" a content analysis of the concept was carried out. It included the analysis of existing definitions in the world scientific literature, as well as definitions similar in content.
The research was based on the national and foreign scientific literature, as well as special dictionaries. Their use made it possible to study the interpretation of the concept of "skill" and to systematize the concept of "soft skills" proposed by various authors.
Research on the concept "soft skills" begins with an examination of the concept "skill" and its functionality both in the knowledge and skills system and within the competency-based approach. It has been found that in today's higher education system "skill" is related to complex problem-solving and implies complex performance actions in comparison with its traditional understanding to denote actions that are performed automatically. Moreover, in the terminological field of modern pedagogy, the notion of "soft skills" has become established, which has a rich range of definitions and a list of analogues, which was the subject of the author's research. The systematization of information obtained as a result of content-analysis of scientific literature in terms of "soft skills" made it possible to clarify the studied concept and scientifically substantiate our own definition. The refined definition is based on the common characteristics included in the concept of "soft skills", selected according to the principle of maximum frequency of use, as well as taking into account the secondary frequency characteristics identified in the concepts of similar content. The result of this theoretical study can be considered as a model-hierarchy of key characteristics of the concept "soft skills" and a model of the key characteristics of related concepts. The model was based on the principle of common characteristics. Based on the data obtained in the course of the study and based on the expert opinion of researchers, it has been concluded that: the variability of the concept "soft skills" and related concepts ("non-professional competencies", "non-professional skills", "21st century skills", "universal competencies", "universal competences", "key competencies", and "soft competencies") can be considered as identical and interchangeable.
As a result of the work done, the concept of "soft skills" has been clarified. It contributes to a more precise formulation of learning outcomes in the pedagogical experiment on the development of soft skills in the framework of foreign language teaching in the technical university.
Keywords: skill, soft skills, model of key characteristics of the concept "soft skills", competence, competency
For citation: Anufriyeva T. N. Content analysis of the concept of "Soft Skills" [Kontent-analiz ponyatiya "gibkiye navyki" (soft skills)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 2 (226), pp. 120-132 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-120-132
Введение
Тесная связь сфер профессионального образования и рынка труда требует единообразия относительно понимания и использования системы понятий и терминов. Словосочетание «гибкие навыки» активно используется как при определении результатов обучения в образовательных программах, так и при перечне компетенций в вакансиях производственных компаний. Гибкие навыки, как правило, связывают с личными качествами человека, которые преимущественно выражаются через компетенции «4К» - это критическое мышление, способность кооперироваться, коммуницировать и мыслить креативно.
Однако при проектировании образовательных программ и учебных курсов, формирующих основные компетенции профессии, возникает много вопросов относительно того, что подразумевать, на-
пример, под критическим мышлением, какие знания, умения и навыки включает в себя это понятие? Будет ли это умение решать логические и математические задачи или это умение анализировать ту или иную ситуацию критически на предмет выявления неточностей в алгоритме действий или выводах?
Пандемия выявила ряд потребностей по организации и трансформации привычных установок, когда работа системы дает сбой и решения по ее реабилитации должны приниматься быстро, с максимальным сохранением заданной эффективности. Данные умения и навыки находятся в плоскости способов управления процессами, что требует от участников процессов видеть систему целиком, мыслить комплексно, визуализировать результаты и проектировать этапы их достижения (прогнозировать перспективу).
Любая система - это процессы и коммуникация или взаимодействие. Коммуникация затрагивает такое понятие, как эмоциональный интеллект, который отвечает за адаптацию к постоянным изменениям. Адаптация в свою очередь покрывает область распознавания эмоций и намерений, понимание мотивации к действию, как собственному, так и окружающих, что и формирует успешность или неуспешность работы в команде.
Приведенные примеры отражают суть явления «гибкие навыки» - это когда определенное предметное знание, которое позволяет применять на практике выученные алгоритмы и правила, дополняется некими личностными качествами, позволяющими достигать поставленных целей максимально быстро и эффективно.
При четком понимании того, что портрет компетенций той или иной специальности имеет не только предметное содержание и его практическое применение, существует, на наш взгляд, проблема в неоднозначности трактовок, что подразумевается под категорией «гибкие навыки». Иными словами, термин существует и активно используется, особенно на уровне требований рынка интеллектуального труда, но не имеет единого терминологического описания на уровне научной литературы и образовательной практики, что порождает хаотичность его использования и неоднозначность понимания. Данная научно-терминологическая проблема влечет за собой потенциальные разночтения при проектировании учебных курсов, задачи которых, как правило, отображаются в результатах обучения. Решение этой проблемы представляется нам важным и актуальным в настоящее время.
В соответствии с вышесказанным цель исследования - уточнить понятие «гибкие навыки» на основе декомпозиции его содержания, что предполагает некую систематизацию определений, опубликованных в различных научных источниках, а также анализ смежных понятий. Так как понятие «гибкий навык» состоит из двух слов, то логичным представляется провести анализ каждого компонента. Поэтому сначала мы рассмотрим определение «навык» через призму компетентностного подхода, который остается на ведущих позициях в действующей системе высшего профессионального образования.
Материал и методы
В качестве материалов исследования выступили диссертационные исследования, научные публикации и статьи в российских и зарубежных источниках, предметом исследования которых являлись
«гибкие навыки». Поисковые запросы проводились по таким базам, как disserCat, Академия Google, eLIBRARY.RU. Методами исследования стали контент-анализ научных источников, что подразумевает анализ контекста, в котором используется изучаемое понятие, выявление ключевой идеи при дальнейшей систематизации, анализе, классификации и обобщении полученных данных.
Результаты и обсуждение
Контент-анализ словарей, научных публикаций по теме статьи выявил, что понятие «навык» имеет ряд трактовок. Так, например, в философском словаре «навык» определяется как «умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или процедур (алгоритмов)». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова «навык» представлен как «умение, выработанное упражнениями, привычкой»1. Психологический словарь дает понятие «навык» (англ. habit, skill) как «доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие»2. Зарубежные ученые R. Canning, K. R. Scherer и др. разделяют данную точку зрения и определяют «навык» как «ряд автоматизированных действий» [1, с. 215; 2, с. 106].
Таким образом, представители различных научных областей сходятся во мнении, что основой понятия «навык» является доведенное до автоматизма действие из разряда «привычка», предполагающее точное, качественное выполнение поставленной задачи на определенном уровне.
Понятие «навык» активно используется в терминологической системе педагогической научной области, так как входит в главную концепцию любой образовательной деятельности, которая состоит из триады знание - умение - навык, где навык является замыкающим компонентом и отображает уровень практической готовности студентов.
В реалиях действующей системы высшего профессионального образования ключевым понятием считается «компетенция», которая выступает в качестве компоненты, участвующей в формировании результатов обучения [3, с. 68]. Учитывая данный фактор, установим место и характеристики «навыка» в терминах компетенций. Для этого определим понятие «компетенция».
K. Gorsline полагает, что компетенция - «комбинация навыков, знаний и опыта, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач» [4, с. 54]. А. М. Новиков в словаре «Педагогика. Системы основных понятий» дает следующее определение компетенции - «освоенная человеком
1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 28-е изд., перераб. / под ред. проф. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2014. 1376 с.
2 Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь: 3-е изд. 2002. 632 с.
способность выполнения действий, обеспечиваемая совокупностью приобретенных знаний и навыков»1. Е. А. Коняева и Л. Н. Павлова рассматривают компетенцию как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы»2.
По данным определениям становится понятно, что навык является частью компетенции, однако при этом стоит избегать отождествления этих понятий. В качестве отличительной особенности мы, вслед за О. М. Бобиенко, З. Н. Сафиной, выделяем то, что компетенции в отличие от навыков осознаны, а не автоматизированы [5, с. 17]. Таким образом, компетенцией мы будем считать «способность применять усвоенные знания, умения и навыки для решения различного рода задач как в привычной, так и в новой обстановке».
Главным выводом для нас стало понимание того, что «навык» присутствует в системе компе-тентностного подхода, но ассоциируется с решением комплексных задач и подразумевает комплексные результативные действия в отличие от его функции в системе ЗУН, описанной ранее (табл. 1).
О каких навыках идет речь, когда мы слышим слово «компетенция»? На наш взгляд, это комбинация профессиональных и гибких навыков. Первая категория представлена профессиональными умениями, основанными на академическом и техническом знании; вторая категория является универсальной и востребованной в любой сфере деятельности в силу того, что относится к профессионально значимой и социально обусловленной деятельности индивида и характеризует его социальную, профессиональную и личностную эффективность [6, с. 30].
Рассмотрим, как соотносится слово «гибкие» с понятием «навык» и что отвечает за характеристику «гибкий». Для этого мы проведем компаративное теоретическое исследование определения «гибкие навыки», а также сравним ряд явлений, которые, на наш взгляд, имеют много схожего в определениях, но при этом не упоминаются в составе интересующего нас понятия.
Анализ существующих в педагогической и методологической литературе определений феномена «гибкие навыки» и схожих с ним понятий позволил выделить следующие закономерности, которые мы разделили на две группы:
1) определения, отражающие специфику изучаемого явления и включающие в себя понятие «гибкие навыки» (табл. 2);
2) позиции, имеющие схожие ключевые характеристики, но при этом имеющие иное название (табл. 4).
Стоит также отметить, что в ряде значимых для нашего исследования работ авторы приводят определения, подобные тем, что указаны в таблице. Обобщая определения таких авторов, как Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова [16, с. 359], Т. А. Яркова, И. И. Черкасова [17, с. 225], Д. С. Ермаков [18, с. 107], мы можем констатировать, что такие ключевые характеристики, как «непрофессиональные и универсальные навыки», «атрибуты личности», «продуктивная деятельность», «профессиональное самоопределение», являются приоритетными, и считаем необходимым учитывать данные в анализе, приведенном ниже.
В рамках данного исследования мы рассматриваем понятие soft skills как равнозначное понятию «гибкие навыки» и даем этому обоснование. С одной стороны, в англоязычной литературе слово skill ближе к российскому «умение» как гибкому и формирующемуся в определенных условиях действию, комплексной, а не отдельной автоматизированной операции. Таким образом, традиционное понятие «навык», предполагающее механическое выполнение действий (в системе ЗУН), вступает в противоречие с характеристикой «гибкий» и является не совсем точным. Однако, с другой стороны, выявлен ряд обстоятельств, которые позволяют считать soft skills вариантом перевода «гибкие навыки», и это обусловлено рядом причин: во-первых, ранее было установлено, что в системе компетентностного подхода понятие «навык» характеризуется как более функциональная единица, отвечающая за комплексность процесса и результата; во-вторых, после анализа определений soft skills и «гибкие навыки» можно заключить, что они имеют множество точек соприкосновения, в частности не являются автоматизированными операциями, а в значительной степени зависят от обстоятельств; в-третьих, ряд исследователей, упомянутых в нашей работе (Л. Н. Степанова и Э. Ф. Зеер, О. В. Игумнова, Т. А. Яркова и И. И. Черкасова, Д. С. Ермаков), а также профессор О. Н. Олейникова используют «гибкие навыки» как вариант перевода soft skills.
Таблица 1
Функция навыка в системе ЗУН и в рамках компетентностного подхода
Навык в системе триады знания - умения - навыки Навык в компетентностном подходе
Соотносится с конкретными узкими операциями, действиями, которые могут выполняться «на автомате» Соотносится с решением комплексных задач и подразумевает комплексные результативные действия
1 Новиков А. М. Педагогика. 2013.
2 Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий. Челябинск, 2012.
Таблица 2
Определения феномена «гибкие навыки»
Используемое (рассматриваемое) понятие
Авторское определение понятия (Ф.И.О. автора)
Ключевые характеристики понятия
Гибкие навыки (=soft skills)
Комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью (Ь. Н. Lippman и др.) [7, с. 4]
Неспециализированные, надпрофессиональные навыки; высокая производительность; не связаны с конкретной предметной областью
Унифицированные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми (Д. Татаурщикова) [8]
Унифицированные навыки, личные качества; повышение эффективности работы; взаимодействие с людьми
Компетенции, которые не связаны напрямую с конкретной задачей; они необходимы на любой должности, поскольку они в основном относятся к отношениям с другими людьми, вовлеченными в работу организации (В. СгтаШ) [9, с. 4]
Компетенции; для любой должности; отношения с людьми
Надпредметные личностные качества, которые позволяют гармонично взаимодействовать с другими людьми, а также находить наилучшие пути решения различных вопросов и задач (И. Г. Борзова) [10, с. 14]
Надпредметные личностные качества; взаимодействовать с людьми; решение вопросов и задач
Ключевые предикторы как профессионального, так и жизненного самоосуществления личности (Л. Н. Степанова, Э. Ф. Зеер) [11, с. 65]
Предикторы профессионального и жизненного самоосуществления личности
Сочетание определенных личных качеств, эмоционального интеллекта, коммуникативной компетенции, позволяющих специалисту добиться профессионального успеха (Л. К. Сальная) [12, с. 334]
Личные качества; эмоциональный интеллект; коммуникативная компетенция; профессиональный успех
Навыки, проявление которых трудно отследить, но они позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Они включают универсальные и общекультурные компетенции современного конкурентоспособного члена общества, специалиста (Т. А. Цквитария и др.) [13, с. 2]
Трудно отследить; эффективно взаимодействовать с людьми; включают универсальные компетенции; конкурентоспособный специалист
Комплекс навыков, умений и способностей обучающихся, которые формируются на базе «жизненных» навыков, накопленных на предыдущем этапе своего развития, и являются основанием системы надпрофессиональных компетенций, позволяющих реализовать себя как в профессиональной деятельности, так и в межкультурной и межличностной коммуникации (О. В. Игумнова) [14, с. 34]_
Основание системы надпрофессиональных компетенций; реализация в профессиональной деятельности, в межкультурной и межличностной коммуникации
Широкий набор личностных качеств, интеллектуальных особенностей, установок, связанных с реализацией и развитием в профессиональной деятельности, также они являются общими для разных видов профессиональной деятельности (О. Б. Ганпанцурова) [15, с. 26]
Личные качества; реализация и развитие в профессиональной деятельности; общие для разных видов деятельности
Анализ определений табл. 2 и работ авторов, чьи определения не вошли в таблицу, но представляют интерес для исследования, привели нас к выводу, что ключевой характеристикой является атрибут, который мы назовем «профессиональный успех». Частотность употребления синонимов и аналогов составила 10, поэтому мы поместили его во главу иерархии модели. Следующий атрибут по-
лучил название «отсутствие связи с профессией». В выборке определений он представлен восемью синонимами и аналогами. Далее следуют «общение и сотрудничество» и «личные качества», которые были употреблены шестью авторами в своих определениях и разделили третье место в списке актуальности ключевых характеристик рассматриваемого понятия. На последнем месте располагает-
ся «самореализация», так как встретилось единожды. Таким образом, мы смогли выделить четыре основополагающие характеристики «гибких навыков» среди представленных определений и расположить их в порядке приоритетности: профессиональный успех, отсутствие связи с профессией, общение и сотрудничество, личные качества, самореализация (рис. 1).
Кроме того, среди основных и значимых качеств (признаков) данного понятия мы также считаем необходимым выделить «возможность формирования посредством образования и самообразования», «востребованность на рынке труда», «основание системы надпрофессиональных компетенций».
Особый интерес с позиции предстоящего моделирования понятия «гибкие навыки», мы полагаем, представляет научно обоснованное определение, предложенное Е. А. Арбатской и Е. Г. Тархановой.
В своей работе авторы представляют обзорный анализ публикаций на русском языке, предлагаемых системой eLIBRARY.RU, при использовании в запросе ключевого слова soft skills.
Повышенное внимание исследователей к данному понятию начинается с 2010 г., при этом изучением данного вопроса занимаются специалисты различных областей. Научность определения «гибкие навыки» базируется на использовании системного подхода, который характеризуется присутствием трех элементов научного понятия - родовое понятие, функции рассматриваемого объекта, существенные признаки. Таким образом, полученный опыт возможно систематизировать в таблицу (табл. 3).
Можно резюмировать, что научная формулировка состоялась и может звучать как «Гибкие навыки - это совокупность сложно формализуемых
Рис. 1. Аналитическая модель-иерархия ключевых характеристик понятия «гибкие навыки» (soft skills)
Таблица 3
Компоненты научного понятия «гибкие навыки»
Рубрикатор научного понятия soft skills Дескрипторы
Род Качество
Функции Интеграция в общество, профессиональная реализация, самоактуализация
Существенные признаки Обусловленность врожденными характеристиками, универсальность, социально-гуманитарный характер, медленное развитие, неустойчивость, зависимость от жизненного опыта, сложность формализации, независимость от знаний, непредсказуемость контекста
Таблица 4
Схожие по содержанию определения феномена «гибкие навыки» (soft skills)
Используемое (рассматриваемое) понятие Авторское определение понятия (Ф.И.О. автора) Ключевые характеристики понятия
Надпрофессиональные компетенции (=навыки) Навыки, которые позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности; это сквозные, т. е. не связанные с конкретной предметной областью компетенции; тесно связаны с личными качествами, а также социальными навыками (И. В. Степанова, И. С. Парфёнова) [20, с. 61] Навыки; эффективность профессиональной деятельности; сквозные; связаны с личными качествами, социальными навыками
Надпрофессиональные навыки Социальные и коммуникативные навыки, позволяющие продуктивно решать профессиональные задачи и работать в команде (Н. В. Потапова, Т. С. Панина) [21, с. 94] Социальные и коммуникативные навыки; решать профессиональные задачи; работать в команде
Навыки XXI в. Владение понятийным аппаратом, конкретными знаниями, умениями, компетенциями, помогающими добиваться успеха в жизни и профессии (Н. Н. Прудникова) [22, с. 53] Знания, умения, компетенции; успех в жизни и профессии
Универсальные компетентности (=компетенции) Компетентности, которые необходимы каждому человеку для личного развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включенности и активной гражданственности. Они развиваются в процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни (М. С. Добрякова, И. Д., Фрумин) [23, с. 37] Личное развитие и самореализация; успеха на рынке труда; социальная включенность; непрерывное обучение
Универсальные компетенции Надпрофессиональные универсальные характеристики личности, которые позволяют выпускнику творчески самореализоваться, эффективно взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Представляют собой способности личности к эффективному решению задач, возникающих как в деятельности современного профессионала, независимо от профессии и специальности, так и в социальной жизни (О. П. Миханова) [24, с. 71] Надпрофессиональные универсальные характеристики личности; творчески самореализоваться; эффективно взаимодействовать; адаптироваться; способности личности; эффективное решение задач независимо от профессии и в социальной жизни
Ключевые (=универсальные) компетенции Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью; обеспечивают продуктивность различных видов деятельности (Э. Ф. Зеер и Д. П. Заводчиков) [25, с. 40] Широкий спектр использования; универсальность; продуктивность различных видов деятельности
непосредственно независимых от знаний универсальных неустойчивых качеств личности социально-гуманитарного характера, которые обусловлены ее врожденными характеристиками, медленно развиваются в процессе накопления жизненного опыта и проявляются в условиях непредсказуемого контекста, обеспечивая интеграцию человека в общество, профессиональную реализацию и самоактуализацию личности» [19, с. 915].
На состоятельность данного определения, на наш взгляд, указывает тот факт, что основные
дескрипторы, такие как «профессиональная реализация», «универсальность», «интеграция в общество», «качество», «независимость от знаний», по своему значению совпадают с ключевыми характеристиками, выделенными нами в табл. 2.
Обоснованным для нас является мнение О. Б. Ганцапуровой, представленное в диссертации, посвященной развитию гибких навыков у студентов психолого-педагогического направления. Она утверждает, что «гибкие навыки - это способ приспособления субъекта к жизни в социуме».
Частотность употребления
Частотность употребления
Частотность употребления
г
4JtT<H"Ctn>
vnoipcf-ения
3
Чгстотнигь
VT1 ¡ПРОЯСНИЛ
* эфф вктианость Проф. деятельности
* продуктивное решение проф. »дач
• ус ех в п рофесси и
» успех мл рынке груда
* эффективное решение »дач
• продуктивность рлличных видов деятельности
• («осиные
* универсальные
• нем внеимы в от професс ии
* тесно связаны с социальными навыками
* социальные» коммуникативные нзныии
* социальна« включенность
* эффективное решение 5 »дач в соц.
Отсутствие свят с профессией
* ними е личными качествами
* на р актер пгти ки лич н о*ти
* способности личности
* самореалюация j
Общение и сотрудничество
Личные качества
Самореализация
Рис. 2. Аналитическая модель ключевых характеристик По ее мнению, гибкие навыки «вырабатываются и структурируются в специально организованном процессе обучения, где после они закрепляются или автоматизируются, за счет вовлечения в профессиональную деятельность в соответствии с ее требованиями» [15, с. 26].
Исследование теоретического материала по тематике «гибкие навыки» показало, что понятия и термины сформулированы в разных научных контекстах. Так, в табл. 4 представлены определения из научных публикаций, смежные, на наш взгляд, с определениями «гибких навыков», но имеющие при этом иное название. Наша задача - установить, насколько родственными являются понятие «гибкие навыки» и схожие с ним по содержанию «над-профессиональные компетенции», «надпрофессио-нальные навыки», «навыки XXI в.», «универсальные компетентности», «универсальные компетенции», «ключевые компетенции», «гибкие компетенции».
Понятие «гибкие компетенции», используемое в рамках национального проекта «Образование», также обращает на себя внимание тем, что содержит в определении такие характеристики, как «неспециализированные, надпрофесииональные на-
понятий, смежных по значению с «гибкими навыками» выки», «успешно решать профессиональные задачи» [26]. Таким образом, мы считаем целесообразным отнести данное определение к списку схожих по содержанию с понятием «гибкие навыки», представленных в табл. 4.
Анализ полученных результатов позволяет резюмировать, что по частотности употребления превалируют характеристики, отвечающие за профессиональный успех (они так или иначе упоминаются в каждом определении); далее следуют характеристики, указывающие на отсутствие связи с конкретной профессией; на уровень ниже расположилась социальная составляющая, а далее следуют личные качества и самореализация. Для наглядности представим полученные данные в виде схемы (рис. 2).
Основным результатом, на наш взгляд, является то, что, несмотря на разность рассматриваемых понятий, нам удалось систематизировать их согласно общим характеристикам: профессиональный успех, отсутствие связи с профессией, общение и сотрудничество, личные качества и самореализация, это выглядит вполне идентично информации, представленной на рис. 1.
Таким образом, при совмещении моделей, составленных на основе табл. 2 и 4, отмечается зна-
u
г
L
-CT
тйнктъ работы «ыслквя п роила дитальмотъ Прод'умтм INI димлъиоо* лениур* н res пееабнвйтъ лрофеьсиолм мий уел и проф. самомучссталвниа рЛ}ВИПЧ « р*МИ»ЦМ* ■ прфф,
№«п * циаяиаир шн мм
^нифицированиыа
на г^ре фее е ион ал ь н ы* нвдгрофаяиомаланыв для л юбом должности
Профессиональный успех
Отсутствие связи с
профессией
j
Чктаг-хтъ »пгаЛч«"
i
ОТНОШВИИЯ С Л ИДЬММ
Общеии* и сотрудничество
Часта ih«»» & * ППММ «HtiTH _
f Чк-плнжт
• рсалшацня себя
Личные качества
Снмра вл нация
эффективность проф. деятельности пр®я*итиви«>в р*ш«нкв прв-ф гад» уел »ж « п р-оф«сии ytniJ Hl рыин*тр*д* афф*яТ«вмФа »SÄ*4
продуктивность »«»личных ВИДАВ Д*НТВЛЫ1«ТИ
TL
г
и W иональны* у ни >с реал ьны в n«»aafetcHMMt от профке»
X.
тесно связаны специальными нвяындмн социальные и иаммуникстапиа'навыки социальная «нлнчаииость эффективнее решекна задач « сеч
>
Профессиональный успех
Отсутствие связи с профессией
Общение и
сотрудничество
f- Ыастапнктъ 1 Ч • .i»pmiqp «inn н личности * способности л нчности
ЧКИННВОЬ yrtUIfWÜMiM 2 * самор«*АИ1*цня
Личные качества
Самореализация
> t
Рис. 3. Совмещение моделей, составленных на основе табл. 2 и 4
чительная схожесть 1) контента (ключевых характеристик); 2) атрибутов, их определяющих (профессиональный успех, отсутствие связи с профессией, общение и сотрудничество, личные качества); 3) частотности употребления, а следовательно, и 4) явлений, представленных в табл. 2 и 4. Это свидетельствует о том, что выше представленные определения (табл. 2 и 4) находятся в одной плоскости и используются для описания схожих по своей сути явлений. Это означает, что мы можем заимствовать характеристики (атрибуты) для моделирования своего определения «гибкие навыки» не только из табл. 2, но и 4.
Однако остается вопрос, как соблюсти баланс и сделать выбор между категориями «навыки», «компетенции» и «компетентности». Ранее мы сделали заключение, что в рамках компетентностного подхода навык не равен компетенции. Однако, когда речь идет о гибких навыках, то мы зачастую наблюдаем картину смешивания понятий либо их отождествления. Обратимся к научным источникам.
Так, например, в работе «Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков» доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики Д. С. Ермаков пишет, что «soft skills известны также как „гибкие", „мягкие", „человеческие" навыки, „навыки XXI в."; „ключевые", „основные", „сквозные" или „универсальные", „метакомпетенции" и т. п.» [18, с. 106].
Команда исследователей во главе с М. С. Добря-ковой, И. Д. Фруминой проделали большую работу по систематизации различных мнений относительно ряда понятий, в том числе «навыков XXI в.», «ключевых компетенций», «гибких навыков», а также проанализировали международный опыт
коллег, что позволило им утверждать, что термин «универсальные компетентности» может замещать «навыки XXI в.», «гибкие навыки», «софт скиллс»». Более того, «Проведенный анализ литературы и нормативных документов (более 180 различных рамок компетентностей) позволяет утверждать, что выражения „ключевые компетентности (навыки)" и „универсальные компетентности (навыки)", „навыки XXI в.", „метапредметные навыки (умения)" употребляются практически всегда как синонимы» [23, с. 10].
Авторы также отождествляют «компетенция» и «компетентность», ссылаясь на то, что «c точки зрения педагогики такое разграничение не имеет значения: компетентности/компетенции охватывают знания, навыки и деятельностные установки» [23, с. 37].
Данную позицию разделяют Э. Ф. Зеер и Д. П. Заводчиков, которые констатируют: «отсутствие четкой дифференциации понятий „компетентность" и „компетенция" в отечественной профессиональной педагогике привело к тому, что они стали использоваться как рядоположенные» [25, с. 40].
В рамках национального проекта «Образование» термин «гибкие компетенции» употребляется как синоним к «мягким навыкам», «навыки XXI в.», «универсальные компетентности», «4К» [26]. Исследователи во главе с С. Н. Фоминой в попытке систематизировать понятия, используемые относительно soft skills, заключают, что «одними из часто встречающихся можно назвать „мягкие навыки", „универсальные навыки", „гибкие навыки", „универсальные компетентности" и так далее», ставя при этом их в один ряд [27, с. 158].
Следовательно, отсутствие однозначного терминологического определения понятия «гибкие
навыки» рождает большое количество альтернативных названий, которые по сути своей подразумевают идентичное явление. Анализ научных работ позволяет сделать вывод, что это вызвано рядом причин: 1) сфера, в которой автор проводит свое исследование, так как каждая из них имеет свои нюансы и требует использования определенной терминологии; 2) спектр проблем, с которым имеют дело исследователи; 3) различные подходы к определению и употреблению понятия «гибкие навыки» и, наконец, 4) перевод с английского на русский и обратно, что ведет к потере значения, а следовательно, неправильного использования в контексте.
Заключение
Проведенный контент-анализ с последующей систематизацией полученной информации в схемы-модели позволил сформулировать терминологическое определения понятия «гибкие навыки». Основными компонентами разработанного нами определения являются: комплекс, многофункциональные, умения и навыки, значимые личные качества. Объясним важность данных единиц в составе определения и смысл, который мы вкладываем в них:
1) комплекс - потому как профессиональный успех, состоящий из высокой производительности, конкурентоспособности, развития и реализации в профессиональной сфере, эффективного решения поставленных задач и т. п., наступает в случае когда несколько навыков образуют синергию и повышают эффективность друг друга;
2) многофункциональные - показатель, указывающий на отсутствие связи с профессией и сферой деятельности, но при этом важный для специалиста любой профессии и отрасли. Благодаря таким характеристикам, как надпрофессиональность и универсальность, такого рода навыки позволяют
их обладателю сохранять свою конкурентоспособность и востребованность в случае изменяющихся обстоятельств (например, при переходе из одной отрасли в другую, смене должности и т. п.);
3) умения и навыки - так как ранее отмечалось, что не стоит не принимать во внимание тот факт, что skills с английского - это не только «навыки», но и «умения», формирование которых происходит при выполнении действий, сопряженных определенными условиями, что не имеет ярко выраженного отношения к отдельно взятой автоматизированной операции;
4) значимые личные качества - особенности человека, оцениваемые позитивно (например, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, организованность, самоконтроль, коммуникабельность и др.), которые служат эффективным дополнением к комплексу многофункциональных умений и навыков и в совокупности способствуют не только приспособлению субъекта к жизни в социуме, но и отвечают за востребованность на рынке труда.
Таким образом, уточненное понятие будет выглядеть следующим образом: гибкие навыки - это комплекс многофункциональных умений и навыков, которые формируются и развиваются в специально организованном процессе обучения, а также посредством самообразования, усиливаются наличием значимых личных качеств, соотносятся с решением комплексных задач и обуславливают эффективность взаимодействия в рамках общения и сотрудничества на профессионально-социальном уровне. Из чего можно заключить, что гибкие навыки придают жестким (профессиональным) навыкам необходимую пластичность и адаптивность вне зависимости от профессиональных квалификаций (знаний) в условиях VUCA-мира.
Список источников
1. Canning R. Education: Skills Training // International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. P. 215-217. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-3 11
2. Scherer K. R. Componential emotion theory can inform models of emotional competence // The Science of Emotional Intelligence: Knowns and Unknowns. Oxford: Oxford University Press, 2007. P. 101-126. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/acprof:o so/9780195181890.003.0004
3. Майер Б. О. Знание, навыки, компетенции: эпистемологический анализ // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 67-79.
4. Gorsline K. A competency profile for human resources: No more shoemaker's children // Human Resource Management. 1996. Т. 35, № 1. С. 53-66.
5. Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании взрослых: учеб. пособие. Казань, 2004. 90 с.
6. Локтаева Н. Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4 (64). С. 28-35.
7. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key «soft skills» that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 р.
8. Татаурщикова Д. Soft skills. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills (дата обращения: 07.07.2022).
9. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for quality research. 2016. Т. 10, № 1. С. 97.
10. Борзова И. Soft skills - навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте. Litres, 2022.
11. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 65-89.
12. Сальная Л. К. Soft skills в компетентностной модели выпускника вуза // Сборник статей по материалам III Международной научной конференции преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов вузов. НПИ имени М. И. Платова. 2016. С. 331-334.
13. Цквитария Т. А. и др. Формирование soft skills педагогических кадров профильного университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 14.
14. Игумнова О. В. «Жизненные» и «гибкие» навыки обучающихся: границы применимости понятий в педагогике // Теория и практика социогуманитарных наук. 2019. № 4 (8). С. 25-38.
15. Ганпанцурова О. Б. Формирование гибких навыков коммуникации у студентов психолого-педагогического направления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 2021.
16. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350-363.
17. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234
18. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 104-112.
19. Арбатская Е. А., Тарханова Е. Г. Исследование содержания понятия soft skills // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 5. С. 905-924.
20. Степанова И. В., Парфёнова И. С. Что такое надпрофессиональные навыки и как их развивать у ребенка в школе // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2019. № 1. С. 61.
21. Потапова Н. В., Панина Т. С. Педагогическая наука о проблеме развития надпрофессиональных навыков студентов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2021. № 2. С. 93-98.
22. Прудникова Н. Н. Реализация навыков XXI века в российской лингводидактике // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 4 (17). С. 52-55.
23. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
24. Миханова О. П. ФГОС ВО 3++: универсальные компетенции // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. 2019. № 2. С. 70-75.
25. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.
26. Национальный проект «Образование» URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 18.07.2022).
27. Фомина С. Н., Добрынин К. А., Григорьева И. Г. Систематизация дефиниции «soft skills» в отечественной и зарубежной научной литературе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021. Т. 20, № 1. С. 156-163.
References
1. Canning R. Education: Skills Training. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences (Second Edition). Elsevier, 2015. P. 215-217. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.92054-311
2. Scherer K. R. Componential emotion theory can inform models of emotional competence. In: Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. (Eds.) The Science of Emotional Intelligence: Knowns and Unknowns. Oxford: Oxford University Press, 2007. Рр. 101-126. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/acprofoso/9780195181890.003.0004
3. Mayer B. O. Knowledge, skills, competencies: epistemological analysis. Science for Education Today, 2019, vol. 9, no. 2, pp. 67-79 (in Russian). DOI: 10.15293/2658-6762.1902.05
4. Gorsline K. A competency profile for human resources: No more shoemaker's children. Human Resource Management, 1996, vol. 35, no. 1, pp. 53-66.
5. Bobiyenko O. M., Safina Z. N. Kompetentnostno-oriyentirovannyy podkhod v obrazovanii vzroslykh: uchebnoye posobiye [Competence-oriented approach in adult education: textbook]. Kazan, TISBI Publ., 2004. 90 p. (in Russian).
6. Loktayeva N. N. Ponyatiye "myagkiy navyki" kak pedagogicheskaya kategoriya: sushchnost' i soderzhaniye [Soft skills as an educational category: essence and content]. Innovatsionnyye proyekty i programmy v obrazovanii - Innovative projects and programs in education, 2019, no. 4 (64), pp. 28-35 (in Russian).
7. Lippman L. H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Child Trends Publication, 2015. 56 p.
8. Tataurshchikova D. Soft skills [Soft skills] (in Russian). URL: ttps://4brain.ru/blog/soft-skills (accessed 7 July 2022).
9. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for quality research. 2016, vol. 10, no. 1, pp. 97.
10. Borzova I. G. Soft skills - navyki XXI veka. Formirovaniye i razvitiye v doshkol'nom vozraste [Soft skills for the 21st century. Formation and development in pre-school age]. Litres, 2022 (in Russian).
11. Stepanova L. N., Zeyer E. F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosushchestvleniya studentov [Soft skills as predictors of students' self-actualisation]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2019, vol. 21, no. 8, pp. 65-89 (in Russian).
12. Sal'naya L. K. Soft skills v kompetentnostnoy modeli vypusknika vuza [Soft skills in the competence model of university graduates]. Sbornik statey po materialam III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii prepodavateley, molodykh uchyonykh, aspirantov i studentov vuzov. NPI imeni M. I. Platova [Collection of articles on materials of III International scientific conference of teachers, young scientists, post-graduate students and university students. Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI)]. Moscow, 2016. Pp. 331-334 (in Russian).
13. Tskvitariya T. A., Vlasova V. N., ButenkoV. S., Shatokhina I. V. Formirovaniye soft skills pedagogicheskikh kadrov profil'nogo universiteta [Developing the soft skills of teaching staff at a university]. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya - World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 14 (in Russian).
14. Igumnova O. V. "Zhiznennyye" i "gibkiye" navyki obuchayushchikhsya: granitsy primenimosti ponyatiy v pedagogike ["Life skills" and "soft learner skills": the limits of applicability in pedagogy]. Teoriya i praktika sotsiogumanitarnykh nauk, 2019, no. 4 (8), pp. 25-38 (in Russian).
15. Ganpantsurova O. B. Formirovaniye gibkikh navykov kommunikatsii u studentov psikhologo-pedagogicheskogo napravleniya. Avtoref dis. kand. psikhol. nauk [Developing communication soft skills in psychology and pedagogy students. Abstract of thesis cand. psychol. sci.]. Yaroslavl, 2021. 25 p. (in Russian).
16. Raitskaya L. K., Tikhonova E. V. Soft skills v predstavlenii prepodavateley i studentov rossiyskikh universitetov v kontekste mirovogo opyta [Soft skills as perceived by teachers and students at Russian universities in the context of global experience]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psikhologiya i pedagogika - RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 350-363 (in Russian).
17. Yarkova T. A., Cherkasova I. I. Formirovaniye gibkikh navykov u studentov v usloviyakh realizatsii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya. Humanitates - Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 222-234 (in Russian). DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234
18. Ermakov D. S. Personalizirovannaya model' obrazovaniya: razvitiye gibkikh navykov [A personalised model of education: developing soft skills]. Obrazovatel'naya politika - The Educational Policy Magazine, 2020, no. 1 (81), pp. 104-112 (in Russian).
19. Arbatskaya E. A., Tarkhanova E. G. Issledovaniye soderzhaniya ponyatiya soft skills [Exploring the content of soft skills]. Kreativnaya ekonomika, 2020, vol. 14, no. 5, pp. 905-924 (in Russian).
20. Stepanova I. V., Parfyonova I. S. Chto takoye nadprofessional'nyye navyki i kak ikh razvivat' u rebyonka v shkole [What are supra-professional skills and how to develop them in your child's school]. Izvestiya Tul 'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika - Izvestiya TulGU. Pedagogics, 2019, no. 1, pp. 61-66 (in Russian).
21. Potapova N. V., Panina T. S. Pedagogicheskaya nauka o probleme razvitiya nadprofessional'nykh navykov studentov [Pedagogical science on the problem of developing students' supraprofessional skills]. VestnikKuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnichesk-ogo universiteta - Vestnik of Kuzbass State Technical University, 2021, no. 2, pp. 93-98 (in Russian).
22. Prudnikova N. N. Realizatsiya navykov XXI veka v Rossiyskoy lingvodidaktike [Implementing 21st century skills in Russian language teaching]. Aktual'nyyeproblemy sovremennosti: nauka i obshchestvo, 2017, no. 4 (17), pp. 52-55 (in Russian).
23. Frumin I. D., Dobryakova M. S., Barannikov K. A., Remorenko I. M. Universal'nyye kompetentnosti i novaya gramotnost': che-mu uchit'segodnya dlya uspekha zavtra [Sovremennaya analitika obrazovaniya]. Moscow, Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly eko-nomiki Publ., 2020. 472 p. (in Russian).
24. Mikhanova O. P. FGOS VO 3++: universal'nyye kompetentsii [Federal state educational standard of higher education 3++: universal competences]. Sovremennyye napravleniya v lingvistike i prepodavanii yazykov: problema metoda: sbornik nauchnykh statey po materialam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2kh chastyakh. Chast' 2 [Modern Developo-ments in Linguistics and Language Teaching: The Problem of Method: III International conference proceedings. In 2 volumes. Vol. 2]. Penza, PSU Publ., 2019. Pp. 70-75 (in Russian).
25. Zeyer E., Zavodchikov D. Identifikatsiya universal'nykh kompetentsiy vypusknikov rabotodatelem [Identification of the universal competences of graduates by the employer]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2007, no. 11, pp. 46-56 (in Russian).
26. Natsional'nyy proyekt "Obrazovaniye" [The national proyect "Education"]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (in Russian) (accessed 18 July 2022).
27. Fomina S. N., Dobrynin K. A., Grigor'yeva I. G. Sistematizatsiya definitsii "soft skills" v otechestvennoy i zarubezhnoy nauch-noy literature [Systématisation of the definition of soft skills in domestic and foreign academic literature]. Uchenyye zapiskiRos-siyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, 2021, vol. 20, no.1, pp. 156-163 (in Russian).
Информация об авторе
Ануфриева Т. Н., аспирант, Национальный исследовательский Томский политехнический университет (пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050).
Information about the author
Anufriyeva T. N., post-graduate student, National Research Tomsk Polytechnic University (pr. Lenina, 30, Tomsk, Russian Federation, 634050).
Статья поступила в редакцию 27.07.2022; принята к публикации 03.02.2023 The article was submitted 27.07.2022; accepted for publication 03.02.2023