Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 50-56. Innovative Projects and Programs in Education. 2022:4(82):50-56.
УДК 378.046.4
И. И. Холодцова
Формирование и развитие «гибких» навыков в подготовке педагогов общеобразовательных учреждений
Аннотация
В статье обобщены подходы специалистов психолого-педагогической и социально-экономической сфер к классификации «гибких» навыков (soft skills), а также к методологии их формирования и развития. Приведена характеристика «гибких» навыков, актуальных для педагогов общеобразовательных учреждений. Научная новизна исследования заключается в конкретизации термина «гибкие навыки» применительно к особенностям образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Определена группа «гибких» навыков, актуальных для педагогов общеобразовательных учреждений.
I Ключевые слова: «гибкие» навыки, педагоги общеобразовательных учреждений, личностные качества, образовательный процесс, образовательная среда
Для цитирования: Холодцова И. И. Формирование и развитие «гибких» навыков в подготовке педагогов общеобразовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 4 (82). С. 50-56.
I. I. Kholodtsova
Formation and development of "soft" skills in training teachers
for general education institutions
Abstract
The article summarizes the approaches of specialists in the psychological, pedagogical and socio-economic spheres on the classification of "soft" skills and the methodology for their formation and development, and characterizes the "soft" skills that are relevant for teachers of educational institutions. The scientific novelty of the study lies in the concretization of the term "soft skills" in relation to the specificity of the educational process in educational institutions, resulting in the identification of a group of "soft" skills relevant for general education teachers.
I Keywords: "soft" skills, general education teachers, personal qualities, educational process, educational environment
For Citation: Kholodtsova, I. I. (2022). Formation and development of "soft" skills in training teachers for general education institutions. Innovative Projects and Programs in Education, 4, 50-56 (In Russian)
Актуальность темы исследования обусловлена стратегией развития российского образования в условиях информационного общества, которая нацелена на создание максимально устойчивого конкурентоспособного преимущества российского образования в современном мире. В принятой Генеральной ассамблеей ООН резолюции «Преобразование нашего мира» (2015 г.) образование признано общемировой ценностью, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала, следовательно, ресурсом социально-экономического развития стран, прогресса общества и повышения благосостояния отдельного человека. При этом приоритетными результатами образования рассматриваются не столько предметные знания, сколько общие для различных видов деятельности надпредметные и метапредметные навыки или компетенции, получившие название «гибкие (мягкие)» навыки (soft skills).
Такие навыки, как способность и готовность к деятельности и общению в производственной и частной жизни, способность управлять информацией, аудирование и письмо, обеспечивают беспрепятственный поток идей и создают продуктивную и здоровую рабочую среду, в том числе в современном образовательном пространстве. Однако важность и необходимость владения soft skills педагогами общеобразовательных учреждений, а значит, и формирования их как у самих педагогов, так и у школьников, пока не осознается в должной мере многими участниками образовательного процесса.
Для достижения указанной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
• обобщить подходы специалистов психолого-педагогической и социально-экономической сфер к определению понятия «гибких» навыков и методологии их формирования и развития;
• охарактеризовать «гибкие» навыки, актуальные для педагогов общеобразовательных учреждений.
Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются проблемы развития «гибких» навыков. Изучением данного вопроса продолжительное время занимались ученые различных научных областей: экономисты, социологи, педагоги, психологи и др. В результате сложились различные подходы к определению понятия soft skills. Следует отметить, что все существующие определения понятия частично взаимосвязаны и взаимозависимы, а некоторые из них тесно переплетаются друг с другом. В частности, вопросами терминологии и классификации «гибких» навыков в разное время занимались О. П. Горьковая, Н. В. Козловский, В. С. Матыки-на, А. В. Петров [7], А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина [4], Ю. В. Сорокопуд, Е. Ю. Ам-числавская, А. В. Ярославцева [8], И. К. Цаликова,
С. В. Пахотина [12], Weissberg R. [18]; ключевые факторы и тенденции развития образования в Российской Федерации в контексте приоритетов социально-экономического развития страны освещались в работах Д. С. Ермакова [3], З. И. Колычевой [5], И. Д. Фрумина, М. С. Добряковой, К. А. Баранникова, И. М. Реморенко [10], М. В. Богуславского, И. Д. Лельчицкого [14], T. Gounko, W. Smale [16]; проблемы формирования «гибких» навыков у студентов педагогических вузов изучались С. Н. Бацуновым, И. И. Деречей, И. М. Кун-гуровой, Е. В. Слизковой [6], А. В. Гизатулли-ной, О. В. Шатуновой [1], Ю. Б. Дроботенко [2], Т. А. Ярковой, И. И. Черкасовой [13].
В процессе исследования использованы методы теоретического уровня: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Практическая значимость исследования заключается в том, что характеризуемые в статье «гибкие» навыки могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений для самосовершенствования и для усовершенствования образовательного процесса.
Подходы к определению
и классификации «гибких» навыков
Несмотря на растущую популярность таких терминов, как «гибкие (мягкие)» навыки (soft skills) и «жесткие» навыки (hard skills), универсального трактования этих навыков пока не существует. Само понятие soft skills заимствовано из английского языка и интерпретируется как мягкие (нежные, тихие, легкие, слабые, гибкие) навыки, в первую очередь — это коммуникабельность, позитивное мышление, гибкость, умение работать в команде [8]. Если первоначально такие навыки были признаны ведущими, прежде всего для руководящих работников, то в настоящий момент они активно используются и применяются ко всем специалистам, относящимся к сфере «человек — человек».
О. П. Горьковая и соавторы рассматривают «гибкие» навыки как комплекс неспециализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, но которые не связаны с конкретной профессиональной деятельностью [7].
А. И. Ивонина и соавторы определяют понятие soft skills с позиции компетенций, то есть как характеристику потенциального качества, определяющую почти все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе [4].
Наиболее обоснованным нам представляется подход Т. А. Ярковой и И. И. Черкасовой, которые на основе гуманитарной составляющей предложили карту soft skills по педагогике, состоящую из трех блоков: 1) когнитивные способности (умение панорамно и критически мыслить, формирование проектного мышления, развитие умений принимать решения в ситуациях недостатка времени и
др.); 2) деятельностные способности (лидерские качества, организаторские способности, умение взаимодействовать с другими людьми и др.); 3) личностные способности (умение публично выступать, работать в команде, коммуникативные способности, овладение навыками тайм-менеджмента и др.) [13].
Интегрируя подходы разных исследователей к определению «гибких» навыков, мы считаем, что для педагогов общеобразовательных учреждений трактовку soft skills целесообразно дополнить исходя из специфики общеобразовательного процесса (длительность обучения и разновозрастность обучающихся) и современных детерминант образования (доминирование надпредметных компетенций над предметными знаниями, изменение форм и методов обучения и т.д.) и изложить в следующей трактовке: «Soft skills — это личностные навыки, формируемые и развиваемые непрерывно через дополнительное образование, личный жизненный опыт и саморазвитие».
«Гибкие» навыки, актуальные для
педагогов общеобразовательных
учреждений
Soft skills — это не просто атрибуты, которые позволяют участвовать в конструктивном взаимодействии с другими людьми. Эти навыки, часто называемые «человеческими навыками», относятся к способностям, необходимым для дружеского взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Сфера образования всегда отличалась многокомпонентным составом участников образовательного процесса и сложными взаимоотношениями между ними. Особенно это актуально для общеобразовательных учреждений в силу длительности образовательного процесса и широкого возрастного диапазона обучающихся. И поэтому педагогам общеобразовательных учреждений необходимо обладать не только профессиональными навыками, но и «гибкими». Именно последние помогают повысить продуктивность образовательного процесса, наладить профессиональные отношения и в целом преуспеть в своей работе.
Для формирования и (или) развития могут быть предложены следующие soft skills для педагогов общеобразовательных учреждений:
1. Коммуникативность как способность к передаче информации в процессе общения, к установлению контактов, связей в общении. Создание привлекательной и взаимосвязанной образовательной среды и конструктивных отношений между обучающимися и педагогами требует постоянного и эффективного общения, особенно в современном цифровом мире.
Коммуникативные навыки включают аудирование, говорение и письмо. Коммуникативные навыки важны для написания четких и лаконичных писем; передачи идеи; создания привлекательной презентации проекта, исследования и т. д.; обще-
ния с коллегами, учащимися, родителями и т.д.; сотрудничества с разными субъектами образовательной деятельности.
Эффективные коммуникативные навыки важны для педагогов по двум причинам: чтобы успешно донести свое образовательное послание до обучающихся и принять обратную связь, а также чтобы помочь обучающимся добиться прогресса. Поэтому целесообразно учитывать следующие факторы, которые могут способствовать формированию и (или) развитию коммуникативности:
• Ясность в общении. Коммуникация одновременно выразительна и восприимчива. Педагогам необходимо уметь слушать и понимать мысли и идеи своих учеников, ясно излагать вопросы, а также разбивать сложные вещи на простые шаги. Эффективное общение также включает в себя «превращение» скучной беседы в интересную с помощью качественных презентаций и выразительных образов.
• Персонализация общения с помощью эмоций. Опытный педагог выражает искреннюю эм-патию — привязанность к своим ученикам. Он глубоко озабочен успеваемостью своих учеников. Педагог, который нацелен на оптимальные результаты каждого из своих учеников, знает их имена и обращается к ним по имени, он всегда старается понять мечты своих учеников, их страхи, надежды и предпочтения. Всё это возможно при постоянном персональном общении, при этом педагогам следует отмечать даже незначительные успехи своих учеников.
• Общение с родителями. Педагогу необходимо уметь доносить необходимую информацию до родителей, чтобы совместно работать над успеваемостью учеников, при этом важно убедиться, что родители понимают современные принципы и технологии обучения, а также модели и проблемы поведения своих детей.
В качестве эффективных способов конструктивного общения с родителями можно предложить следующие:
а) налаживание персональных отношений с родителями, установление и укрепление доверия родителей (это постоянный процесс доказывания родителям искренней заинтересованности педагога в жизни детей, тем более что с развитием технологий и доступных инструментов — телефонные звонки, электронные письма, информационные бюллетени, электронные открытки, приложения для чата, видеоконференции, а также инструменты социальных сетей — решение задачи становится менее напряженным);
б) выслушивание родителей, причем не только их вопросов и разного рода беспокойств о своих детях, но и недовольства учебным процессом с целью поиска компромисса (особенно если родители не правы);
в) документирование каждого общения (с обязательным обеспечением конфиденциальности) позволяет не утратить важную информацию, ана-
лизировать и планировать воспитательную работу с обучающимися и взаимодействие с родителями.
2. Решение проблем как способность легко прогнозировать и анализировать предстоящие проблемы и разрабатывать творческие решения для их преодоления. Внутренние и внешние проблемы, возникающие в процессе обучения, могут негативно повлиять на результаты обучения. Например, при деэскалации конфликта или работе над жизненной проблемой, которая мешает школьнику учиться, педагогу необходимо быть готовым принять вызов и знать, как лучше всего выйти из сложившейся ситуации. Умение решать проблемы важно для того, чтобы объективно обсудить проблему; изучить влияние проблемы на детский и (или) педагогический коллектив и его продуктивность; найти возможные решения; составить планы по внедрению решений.
Для того чтобы эффективно сформировать и (или) развить данный навык, у педагогов должны быть внутренние склонности к критическому мышлению, к исследовательской деятельности, а также решительность, готовность задавать вопросы. Один из лучших методов усилить данный навык у педагогов — проблемное обучение как самих педагогов, так и обучающихся.
3. Владение цифровыми технологиями как способность ориентироваться в современных технологиях для достижения не только профессиональных, но и личных целей. Этот «мягкий» навык особенно важен в эпоху цифровых технологий, поскольку способствует:
• максимальному использованию программного обеспечения для повышения производительности и оптимизации повседневных дел;
• эффективному использованию как настольных, так и облачных технологий для достижения целей;
• использованию Интернета для производственной и исследовательской деятельности, а также для общения;
• выбору оптимального программного обеспечения для конкретной цели.
4. Продуктивность как способность к выработке стратегии, к планированию и организации разнообразных процессов и к достижению результатов. Такой навык необходим для контроля сроков и сосредоточенности на выполнении важных операций; разработки планов, включающих все детали, такие как цели, требования и доступные ресурсы; одновременного выполнения нескольких задач и проектов и смены приоритетов; выявления факторов, вызывающих задержку решения каких-либо задач, а также оценки способов их устранения.
Одним из лучших средств развития данного навыка является овладение методикой управления временем — тайм-менеджментом.
5. Креативность как способность (по Е. Торренсу) генерировать новаторские решения для различных проблем [9]. Креативность позволяет
педагогам постоянно учиться и расширять границы своего познания и опыта. Креативность может помочь в мозговом штурме идей и решений; формулировании вопросов для генерации оригинальных идей; оценке сложных ситуаций; сохранении позитивного настроя.
К эффективным способам развития креативности относится новая деятельность, которая не выполнялась раньше, или не выполняется каждый день.
6. Уверенность — вера в свою способность выполнять поставленные задачи, достигать цели. Уверенность помогает решать проблемы, преодолевать трудности, а также помогает в сохранении позитивного настроя в сложных обстоятельствах; в сохранении вежливости в разговоре, не утрачивая при этом напористости; в успешности выполнения руководящей роли, а также в высказывании и аргументации своего мнения, не причиняя неприятности другим.
Существуют различные подходы к развитию уверенности в своих силах и действиях, но все они могут быть объединены одним девизом — «Мыслите позитивно». Позитивное мышление или оптимистичный настрой — это практика сосредоточения внимания на положительных аспектах в любой конкретной ситуации.
7. Самосознание — сознание своего собственного достоинства, убеждение в ценности собственной личности [11].
Самосознание важно для постоянного развития профессиональных и личных навыков. Оно помогает педагогам достигнуть желательных результатов в саморефлексии и извлечении уроков из предыдущих ошибок; сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса; построении прочных и длительных отношений с коллегами, учащимися, их родителями и др.
8. Лидерство — способность влиять, организовывать, мотивировать окружающих, в первую очередь коллег, обучающихся и их родителей. Лидерство определяется не только качествами характера (проактивностью, умением видеть конечную цель, способностью сконцентрироваться на важном, умением найти взаимную выгоду, умением слушать собеседника, постоянным самосовершенствованием и др.), но и навыками и умениями, которые можно развивать. В популярной психологической и бизнес-литературе предлагается множество разнообразных методик развития лидерских качеств. Но все эти методики можно условно представить двумя векторами: 1) постоянно учиться и самосовершенствоваться; 2) организовывать и (или) участвовать в общественно значимых проектах (например, волонтерство).
Учителя, обладающие ярко выраженными лидерскими качествами, играют большую роль в современных школах, так как их способности гарантируют, что все педагоги и обучающиеся работают над достижением ясных целей и желаемых образовательных результатов и осуществляют
коллективный поиск новаторских решений, направленных на повышение устойчивости достигнутых результатов как на местном, так и на более высоком уровне.
9. Социальный и эмоциональный интеллект. Мягкие навыки основаны на коэффициенте эмоционального интеллекта человека, который различается у разных людей. Однако высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда является определяющим фактором успеха на рабочем месте. Люди с более низким эмоциональным интеллектом могут быть очень востребованными в других областях и сферах деятельности. Так как педагоги занимаются общением с другими людьми, то становится очевидным, что успешный педагог часто имеет хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Сегодня общеобразовательные организации становятся всё более многокультурными и многоязычными, в них учатся учащиеся из разных социальных и экономических слоев. Педагоги и другие участники образовательного пространства взаимодействуют с учащимися с разной мотивацией к учебе, с разными традициями поведения и разным пониманием академической успеваемости. Социальное и эмоциональное обучение (Social and emotional learning — SEL) обеспечивает основу для безопасного и позитивного обучения, формирования характера и чётко выраженной гражданской позиции, а также повышает способность учащихся добиваться успеха в школе, в будущей карьере и жизни [17].
Один из наиболее распространенных подходов к SEL заключается в обучении педагогов проведению конкретных уроков, мероприятий, проектов с использованием форм и методов (например, моделирование поведенческих, нравственных и проблемных ситуаций, ролевых игр и др.) формирования у учащихся социальных и эмоциональных навыков [15].
10. Культурная компетентность. Культурная компетентность — это способность понимать разные культуры и демографические группы, взаимодействовать с ними и эффективно обучать их. В современном российском поликультурном обществе педагогам необходимо ценить это разнообразие, знать, как взаимодействуют разные культуры, знать культуру учащихся, институционализировать культурные знания и помогать коллегам адаптироваться к разнообразию. Педагогам также необходимо осознавать свои культурные особенности. Самосознание может быть самой сложной частью развития soft skill.
Оптимальной формой развития культурной компетентности можно считать создание такого
образовательного пространства, в котором учащиеся могут узнать об эмпатии, принятии и терпимости на собственном опыте. При этом педагогам не обязательно понимать и знать все тонкости других культур, но очень важно позволить ученикам научить самих педагогов и других обучающихся этим тонкостям.
Охарактеризованные нами «гибкие» навыки становятся всё более востребованными в условиях технического прогресса и динамично меняющейся предпринимательской среды XXI века. Трансформация образования в условиях технологической революции приводит к возрастанию потребности в гибких навыках [14].
Педагогам необходимо обладать отличными навыками взаимодействия с учениками, родителями, администрацией и коллегами. Хотя требования квалификации для преподавателя являются обязательными, любой педагог, способный продемонстрировать хорошо развитые навыки межличностного общения, будет более востребован. Во многих отношениях успех обучающихся частично зависит от «гибких» навыков педагогов.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
• В научном сообществе сохраняется терминологическое разнообразие содержания понятия «гибких» навыков (soft skills). Мы дополнили трактовку «гибких» навыков применительно к деятельности педагогов общеобразовательных учреждений идеей непрерывного формирования и развития личностных навыков через дополнительное образование, личный жизненный опыт и саморазвитие. Очевидно, что это содержание будет претерпевать дальнейшее уточнение в контексте трансформации запросов общества и бизнеса к обучению подрастающего поколения и, соответственно, к профессиональной деятельности педагогов.
• Проанализированный в статье перечень soft skills, которые могут быть актуальны для педагогов общеобразовательных учреждений, не является исчерпывающим и требует дальнейшего расширения и обоснования. Кроме того, необходимо искать пути верификации и оценки «гибких» навыков.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении группы «гибких» навыков, актуальных для педагогов общеобразовательных учреждений. А также в необходимости разработки эффективных способов развития «гибких» навыков, например, тренингов, корпоративных программ подготовки и обучения, наставничества, коучинга и др.
Список источников
1. Гизатуллина, А. В. Надпрофессиональные навыки учителей / А. В. Гизатуллина, О. В. Шатунова // Мир педагогики и психологии. — 2019. — № 4 (33). — URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej. html (дата обращения: 15.03.2022).
2. Дроботенко, Ю. Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе / Ю. Б. Дроботенко // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № 4 (22). — С. 112-118.
3. Ермаков, Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков / Д. С. Ермаков // Образовательная политика. — 2020. — №1 (81). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannaya-model-obrazo-vaniya-razvitie-gibkih-navykov (дата обращения: 15. 03. 2022).
4. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина // Интернет-журнал «Науковедение». — 2017. — Том 9, № 1. — URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 30.04. 2022).
5. Колычева, З. И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма / З. И. Колычева. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2004. — 207 с. -ISBN 5-258-00061-3.
6. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Концепт». — 2018. — № 4 (апрель). — С. 12-21. — URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (дата обращения: 15.03.2022).
7. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников / О. П. Горьковая, Н. В. Козловский, В. С. Матыкина, А. В. Петров // Общество. Среда. Развитие. — 2019. — № 4 (53). — С. 20-25.
8. Сорокопуд, Ю. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов / Ю. В. Соро-копуд, Е. Ю. Амчиславская, А. В. Ярославцева // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — №1 (86). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkost-myshleniya-kak-vostrebovannyy-myagkiy-navyk-soft-skills-sovremennyh-spet-sialistov/viewer (дата обращения: 15.03.2022).
9. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант / Е. Е. Туник. — Санкт-Петербург, Речь, 2006. — 176 с. — ISBN 5-9268-0461-2.
10. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добря-кова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва: НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.
11. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 569 с. — ISBN 978-5-16-002594-0.
12. Цаликова, И. К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. — 2019. — 21(8). — С. 187-207. — URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.
13. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. — 2016. — Том 2, № 4. — С. 222-234.
14. Boguslavskii М., Lelchitskii I. Modern development strategies of the Russian education in the conditions of the information society // SHS Web of Conferences 9, 01010 (2016) DOI: 10.1051/shsconf/2016 EEIA 2016 2 2901010.
15. Essential Soft Skills for K-12 Teachers// Capella University. URL: https://www.capella.edu/blogs/cublog/essential-soft-skills-for-k-12-teachers/ (accessed: 15.03.2022).
16. Gounko T., Smale W. Modernization of Russian higher education: exploring paths of influence// Compare, Vol. 37, No. 4, August 2007, pp. 533-548. URL: https://sites.miis.edu/comparativeeducation/files/2013/01/Modernization-of-Rus-sian-higher-education.pdf (accessed: 15.03.2022).
17. Fundamentals of SEL// Advancing Social and Emotional Learning (CASEL)/ URL: https://casel.org/fundamentals-of-sel/ what-is-the-casel-framework/ (accessed: 15.03.2022).
18. Weissberg R. Why Social and Emotional Learning Is Essential for Students// Edutopia and Lucas Education Research. 2016. URL: https://www.edutopia.org/blog/why-sel-essential-for-students-weissberg-durlak-domitrovich-gullotta (accessed: 15.03.2022).
References
1. Gizatullina, A. V. & Shatunova, O. V. (2019). Nadprofessionalnye navyki uchitelei [Teacher soft skills]. Mir Pedagogiki i Psik-hologii, 4 (33). Retrieved March 15, 2022 from https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej. html
2. Drobotenko, Yu. B. (2015). The changing notion of teaching profession in modern society. Nauka o Cheloveke: Gumanitarnye Issledovaniya, 4, 112-118 (In Russian)
3. Ermakov, D. S. (2020). The development of soft skills in a personalized model of education. Obrazovatelnaya Politika, 1, 104-112. Retrieved March 15, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannaya-model-obrazovani-ya-razvitie-gibkih-navykov
4. Ivonina, A. I., CHulanova, O. L. & Davletshina, Yu. M. (2017). Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in professional and career development of employees. Internet-Zhurnal «Naukovedenie», 9 (1). Retrieved April 30, 2022, from http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf
5. Kolycheva, Z. I. (2004). Noosfernaya pedagogika kak novaya obrazovatelnayaparadigma [Noospheric pedagogy as a new educational paradigm]. Sankt-Peterburg: s.n.
6. Batsunov, S. N., Derecha, I. I., Kungurova, I. M. & Slizkova, E. V. (2018). Sovremennye determinanty razvitiya soft skills [Modern determinants of soft skills development]. Kontsept, 4 (aprel), 12-21. Retrieved March 15, 2022, from http://e-koncept.ru/2018/181018.htm
7. Gorkovaya, O. P., Kozlovskii, N. V., Matykina, V. S. & Petrov, A. V. (2019). «Soft skills»: v poiske universalnykh traktovok «gibkikh» navykov sovremennykh rabotnikov ["Soft skills": in search of universal interpretations of "flexible" skills of modern workers]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie, 4, 20-25.
8. Sorokopud, Yu. V., Amchislavskaya, E. Yu. & Yaroslavtseva, A. V. (2021). Soft skills («myagkie navyki») i ikh rol v pod-gotovke sovremennykh spetsialistov [Soft skills and their role in the training of modern specialists]. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, 1. Retrieved March 15, 2022, from https://cyberleninka.ru/article/n/gibkost-myshleniya-kak-vostrebovan-nyy-myagkiy-navyk-soft-skills-sovremennyh-spetsialistov/viewer
P
9. Tunik, E. E. (2006). Diagnostika kreativnosti. Test E. Torrensa. Adaptirovannyi variant [Diagnostics of Creativity. E. Torrance Test. Adapted Version]. Sankt-Peterburg, Rech.
10. Frumin, I. D., Dobryakova, M. S., Barannikov, K. A. & Remorenko, I. M. (2018). Universalnye kompetentnosti i novaya gramotnost: chemu uchit segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritelnye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiyakh transformatsii shkolnogo obrazovaniya [Universal competencies and new literacy: what to teach today for success tomorrow. Preliminary conclusions of the international report on trends in the transformation of school education]. Moskva: NIU VSHE.
11. Gubsky, E. F. et al (Eds.). Filosofskii entsiklopedicheskiislovar [Encyclopedic Dictionary of Philosophy]. Moskva: INFRA-M.
12. Tsalikova, I. K. & Pakhotina, S. V. (2019). Scientific research on the issue of soft skills development (review of the data in international databases of Scopus, Web of Science). Obrazovanie i Nauka, 21(8), 187-207. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-187-207.
13. Yarkova, T. A. & Cherkasova, I. I. (2016). Forming soft skills of students in the implementation of professional standard of a teacher. Vestnik Tyumenskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Gumanitarnye Issledovaniya. Humanitates, 2 (4), 222-234. (In Russian)
14. Boguslavskii M. & Lelchitskii I. (2016). Modern development strategies of the Russian education in the conditions of the information society. SHS Web of Conferences 9, 01010 (2016). DOI: 10.1051/shsconf/2016 EEIA 2016 2 2901010.
15. (2018, February 1). Essential Soft Skills for K-12 Teachers. Capella University. Retrieved April 30, 2022, from https://www. capella.edu/blogs/cublog/essential-soft-skills-for-k-12-teachers/
16. Gounko T. & Smale W. (2007). Modernization of Russian higher education: exploring paths of influence. Compare, 37 (4), 533-548. Retrieved April 30, 2022, from https://sites.miis.edu/comparativeeducation/files/2013/01/Moderniza-tion-of-Russian-higher-education.pdf
17. (s.d). Fundamentals of SEL. Advancing Social and Emotional Learning (CASEL). Retrieved April 30, 2022, from https:// casel.org/fundamentals-of-sel/what-is-the-casel-framework/
18. Weissberg, R. (2016, February 16). Why social and emotional learning is essential for students. Edutopia and Lucas Education Research. Retrieved Retrieved April 30, 2022, https://www.edutopia.org/blog/why-sel-essential-for-students-weissberg-durlak-domitrovich-gullotta
Информация об авторе
Ирина Ивановна Холодцова
Академия социального управления, кафедра методики воспитания и дополнительного образования, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Москва, Россия, [email protected]
About the author
I. I. Kholodtsova
Academy of Public Administration, Chair of Character Formation Methodology and Additional Education, Associate Professor, PhD in Education, Docent, Moscow, Russia, [email protected]
P
P