КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
CONTENT ANALYSIS OF EDUCATION IN A COUNTRY SCHOOL
А. М. Ищенко
Предметом изучения данной статьи является исследование генезиса и эволюции сельских школ; закономерности функционирования школ данного типа; особенности организации обучения в сельских школах; тенденции развития российских сельских школ; подготовка педагогических кадров.
Kлючевые слова: голографический подход, понятийная сетка, квантификация, семантическое пространство, редукция концептов.
A. M. Ishchenko
The subject of the article is a research in the genesis and evolution of country schools; patterns of functioning of such schools; features of the training organization in country schools; trends in the development of Russian country schools; educational personnel training for such schools.
Keywords: a holographic approach, a conceptual scale, quantification, a semantic space, a conceptual reduction.
Предметом изучения данной статьи является анализ состояния образования в сельской школе как одного из важных звеньев формирования образовательной доктрины в целях укрепления положения сельского учителя, улучшения содержания образования, внесения регионального компонента в связи с растущей ролью образования в формировании личности.
Исследование публикаций по проблеме развития школьного образования на селе в РФ проводилось методом анализа содержания образовательного процесса (авторы программы и методики Б. А. Грушин, Л. Н. Федотова). Объектом анализа явились 743 разножанровые публикации государственной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского: монографии, учебные пособия, сборники научных трудов, доклады о деятельности образовательного учреждения, материала конференций, заседаний, совещаний, рекомендации Министерства образования, статьи в специализированной периодической печати.
Для проведения контент-анализа необходимо избрать рабочую единицу анализа, в качестве которой могут выступать слово, персонаж, фигура, символ, абзац и др. Жанр научной статьи имеет определенную структуру для выражения мысли, поэтому мы предположили, что авторы публикаций могут использовать одинаковые термины и символы, что позволило нам определить в качестве рабочей единицы контент-анализа концепт «развитие». Операция квантификации проводилась нами с учетом ориентации на определенную идею автора, дальнейшее конструирование понятийной сетки осуществлялось на основе группировки семантического пространства категорий анализа. Авторские идеи были сгруппированы и отнесены к той или иной группе на основе редукции концептов, которые были сформулированы в виде сентенции или максимы (проблемы).
Разнообразие анализируемых источников обусловлено необходимостью рассмотреть проблему школьного сельского образования с пози-
ций голографического подхода [1]. Общие данные о проанализированных источниках с точки зрения их внимания к проблематике развития образовательного процесса на селе состоят из количественных параметров, отраженных в различных аспектах. Модус развития образования на селе понимается нами в триаде: организация деятельности образовательного учреждения - организация учебно-воспитательного процесса - управление образовательным учреждением (рис. 1). Вертикальная ось - объем внимания ученых к проблеме в процентах от общего числа проанализированных источников. Горизонтальная ось -временной период.
Из рисунка видно, что интересы ученых фокусировались на трех аспектах исследования: деятельность образовательного учреждения, организация учебно-воспитательного процесса, управление образовательным учреждением.
Как следует из гистограммы, наибольшее внимание педагогической общественности уделено вопросам организации деятельности образовательного учреждения. В 1915-1930 гг. данным вопросам посвящено 57% всех пу-
100 80 60 40 20 0
%
80
57
63
27,2
L
45
38
42
29
I
\<.v <*V .<*v .<~<-v _C\<.V _C\<.V -C*V
&J?J?^^
0
V V
V V
Рис. 1. Полигон расположения тематических публикаций проблем педагогических исследований по годам Условные обозначения:УВП - учебно-воспитательный процесс ОУ - образовательное учреждение.
100 80 60 40 20 0
%
34,9
19,8
18,7
13,3
13,3
о/
<5>
к«-
Рис. 2. Структура образовательно-педагогической деятельности
земских училищ Условные обозначения:УВП - учебно-воспитательный процесс; ОУ - образовательное учреждение.
бликаций, в 1960-1975 гг. - 63% (малокомплектные школы); 38% (сельские школы), в 1975-1990гг. - 42% (малокомплектные школы), в 1990-2000гг. - 30% (сельские школы).
Вторая позиция публикаций в общем объеме научных трудов отводится проблемам организации учебно-воспитательного процесса. Так, с 1875 по 1900 г. данным вопросам отведено внимание в 27,2% проанализированных нами источников, в которых авторы рассматривают проблемы развития народного образования, а именно: дискуссия о рисовальных классах, о заведовании земскими училищами, о стипендиатах, о продолжительности курса обучения в земских училищах. С 1949 по 1960 г. 45% научных публикаций затрагивают такие вопросы, как дальнейшее развитие образования на селе, перестройка системы народного образования, повышение эффективности работы сельской школы. С 1975 по 1990 г. 29% научных работ раскрывают проблему организации учебно-воспитательного процесса с различных позиций: перспективы и совершенствование школьного образования на селе, учет влияния окружающей среды на процесс образования, разработка и внедрение образовательных программ на селе.
Третья позиция выявила необходимость обращения к проблемам управления образовательным учреждением - 80% всех публикаций. Данное явление объясняется тем, что в начале XX в. земства существовали на получаемые от населения земские сборы. На эти средства они должны были устраивать местное хозяйство, медицинское и ветеринарное обслуживание, просвещение. В число мер по развитию просвещения входили создание школ и
поддержка тех училищ, которые существовали ранее. Государственная власть, в лице местной администрации, ограничивала деятельность земств. Эти ограничения в значительной мере касались школ. Земства могли содержать школу за свой счет, но не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять процесс обучения и воспитания детей. В целом расходы на школы были отнесены Положением к числу необязательных [2]. Таким образом, научная педагогическая общественность активно обсуждала особенности функционирования земских школ и связанных с этим ограничений, необходимость создания в школах новых воспитательных концепций и образовательных программ и, как следствие, повышение квалификации педагогических работников.
Значительное внимание в массиве педагогических публикаций уделено проблематике развития образования, обучения и воспитания в земских училищах. Интерес ученых к профессиональному образованию молодежи на селе в дореволюционной России оформился в публикациях в научной литературе того времени, анализ которых представлен в табл. 1, 2 и на рис. 2.
Из гистограммы (рис. 2) следует, что наибольшее внимание ученых в период развития земских училищ требовали вопросы управления образовательными учреждениями, так как начальные школы в дореволюционной России в сельских местностях находились в ведении земств, которые не имели полномочия вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ; их права сводились к решению финансово-хозяйственных вопросов.
Таблица 1
Формирование интереса педагогической общественности к проблемам образования, обучения и воспитания в земских училищах с1875 по 1900 г.
Период, гг. О Проблема Количество публикаций, %
К Деятельность образовательного учреждения 18,2
-1900 Организация учебно-воспитательного процесса 27,2
ф к * я Подготовка педагогических кадров 18,2
1875 Управление образовательным учреждением 18,2
щ К СО ч Создание образовательного учреждения 18,2
Таблица 2
Формирование интереса педагогической общественности к проблемам образования, обучения и воспитания в земских училищах с 1900 по 1915 г.
Период, гг. О Проблема Количество публикаций, %
19001915 Земские училища Управление образовательным учреждением 80
Создание образовательного учреждения 20
В составе многогранной деятельности зем- юо ства значимое место занимали мероприятия образовательного, просветительского характера, осуществляемые в народной среде. Вни- ^ мание земства к данной проблеме базировалось на понимании того, что показатели 40 социально-экономического развития государ- ^ ства и уровень образованности его граждан находятся в состоянии взаимозависимости и О взаимообусловленности. В изданиях земств рубежа XIX - начала XX вв. содержится целый ряд высказываний, подтверждающих данный вывод: «...земство во главу угла... деятельности ставит народное образование... Без него немыслимо провести в жизнь широкие начинания в деле народного благосостояния» [3].
Достижение поставленной цели было осложнено воздействием таких негативных факторов, как низкий уровень грамотности населения, его неоднозначное отношение к обучению, ограниченность собственных возможностей земства, в том числе материальных. Вместе с тем в земской среде не только утвердилось понимание необходимости образовательных действий, но и предпринимались активные меры к их реализации. К началу ХХ в. в российских губерниях были заложены основы системы образования народа, тенденция количественного роста проявилась в отношении численности начальных училищ и воскресных школ, контингента их учащихся. Постепенно в сознании народа формировалось более позитивное отношение к школе, необходимости получения знания, что также явилось следствием действенной образовательной политики земства.
Следующей позицией нашего анализа явилось внимание к проблеме развития образования, обучения и воспитания в сельских школах в период с 1915 по 1930 г. Анализ научных работ, опубликованных в период с 1915 по 1930 г., позволяет разделить их проблематику по четырем направлениям:
- деятельность образовательного учреждения;
- организация учебно-воспитательного процесса;
- подготовка педагогических кадров;
- управление образовательным учреждением (табл. 3).
Акцентуализация
50 39
- 11
Опыт работы сельским школ
Особенности сельским школ
0(?шие проблемы п е д. де яте тл ьн о сти
Рис. 3. Спектр вопросов организации деятельности школ на селе с 1915 по 1930 г.
дагогических исследований и статистических данных в области образования: малочисленность сельских школ, ма-локомплектность, специфика образовательного учреждения, низкая эффективность учебного процесса, слабая доступность к вариативным образовательным программам;
2) общие проблемы организации деятельности школ на селе;
3) опыт работы школ в сельской местности, в том числе школ крестьянской молодежи.
Из проанализированных работ 29% занимают научно-педагогические публикации по организации учебно-воспитательного процесса (табл. 3), так как особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и обусловлены спецификой педагогической деятельности сельского учителя. Данная специфика определяется прежде всего преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:
- более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя. В крупных городах такие традиции практически не используются в силу смешения национальных особенностей жителей, отрыва от исторических корней;
- достаточно четким представлением учителей о детях: условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т. п.;
внимания педагогической мысли XX в. направлена на проблему организации деятельности сельской школы (рис. 3).
Это объясняется тем, что в проанализированной нами литературе обсуждаются такие проблемы, как:
1) особенности сельских школ, которые выделяют на основании изученных пе-
Таблица 3
Формирование интереса педагогической общественности к проблемам образования, обучения и воспитания в сельских школах с 1915 по 1930 г.
Период, гг. О Проблема Количество публикаций, %
1915-1930 Сельская школа Деятельность образовательного учреждения: - особенности сельских школ; - роль окружающей среды в работе школы на селе; - опыт работы сельских школ и школ крестьянской молодежи 57
Организация учебно-воспитательного процесса: - модернизация сельских школ; - трудовое воспитание 29
Подготовка педагогических кадров 7
Управление образовательным учреждением 7
- связями с народными традициями, большим, чем в городе, учетом силы общественного мнения, авторитетом сельских педагогов;
- принадлежностью большинства родителей к одному этносу, трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы;
- оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельхозпроизводству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем [4].
Проблеме подготовки педагогических кадров в 1915-1930 гг. посвящено 7% всех научных публикаций, что свидетельствует о снижении интереса к подготовке учителя в связи:
- с историко-политической ситуацией (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., приход к власти большевиков, Первая мировая война);
- экономической ситуацией (благополучие страны сильно зависело от Германии, страны-импортера в области промышленности);
- социокультурной ситуацией:
а) по статистическим данным к 1926 г. 43% населения нашей страны в возрасте от 9 до 49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны;
б) в 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности;
в) рост количества сельских жителей, которых не устраивали условия жизни на селе, привел к миграционным процессам, изменению в общественной атмосфере, что потребовало от сельской школы усиленного внимания к подготовке учителя «нового типа».
Аналогичная ситуация выявлена нами в процессе анализа педагогических источников по проблеме управления образовательным учреждением. Количество публикаций по указанной проблематике составило 7%, что также свидетельствует о повышенном интересе педагогов и ученых к вопросу создания новой школы, характеризующейся демократическим стилем руководства, свободе выбора содержания образования и методов обучения.
Данные проведенного нами контент-анализа 743 разножанровых публикаций государственной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского позволяют выявить особенности сельских школ (деятельность образовательного учреждения, организация учебно-воспитательного процесса, управление образовательным учреждением), закономерности функционирования данного типа школ: повышения или снижения внимания педагогической общественности к вопросам организации деятельности об-
разовательного учреждения в зависимости от экономической, историко-политической, социально-культурной обстановки в стране; тенденции: возрастание интереса к вопросам образования (к организации учебно-воспитательного процесса); подготовки педагогических кадров; создания образовательных учреждений.
Таким образом, анализируя развитие сельских школ в Советской России, можно выделить ключевые моменты в развитии отечественного образования на селе:
- обеспечение сельским школьникам уровня образования, отвечающего требованиям общества;
- повышение конкурентоспособности выпускников сельских школ на рынке труда;
- учет типичных особенностей сельской образовательной среды в целях, содержании и организации образовательного процесса;
- учет специфики каждой сельской школы в осуществляемом инновационном процессе;
- укрепление и расширение связей школы с сельской средой, развитие социального партнерства в обучении и воспитании сельских школьников;
- усиление в инновационной практике позитивных факторов сельской местности;
- ослабление и преодоление влияния негативных факторов сельской среды на образовательный процесс [5].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкин А. С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. 271 с.
2. Пирумова Н. И. Земства и земская школа // Книга для чтения по истории СССР XIX века. М. «Просвещение», 1989. С. 116-121.
3. Шепелева С. В. Роль Пермского земства в становлении и развитии внешкольного образования и просвещения населения // Государственный архив Пермского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.archive.perm.ru/page. php?id=197 (дата обращения 21.03.2012).
4. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию // Введение в педагогическую профессию: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 1999. 286 с.
5. Сидоров С. В. Инновации в развитии отечественных сельских школ в XX - начале XXI века // Южный федеральный университет: Педагогический институт [Электронный ресурс]. URL: http://rspu.edu.ru/pageloader.php?pagename= science/electronic_magazines/pedscience/2010/ 2/sidorov (дата обращения 21.03.2012).