УДК 327.88
Контент-анализ информационных ресурсов российской диаспоры
Сергей САКУЛИН
Современные возможности медиапространства
В условиях напряжённой международной обстановки Россия сталкивается с многообразными вызовами. Важнейшей частью угроз является формирование атмосферы нетерпимости между народами, населяющими Россию, и агрессии в отношении носителей русского языка и культуры в ближнем и дальнем зарубежье. Русофобия - культивирование ненависти и вражды к России и носителям русского языка и культуры, является главным инструментом дестабилизации обстановки в стране, а также орудием информационной войны Запада и некоторых стран постсоветского пространства
против нас. Открытая демонизация Российской Федерации с помощью манипуляций в средствах массовой информации, произведениях массовой культуры и (около)научных исследованиях угрожает национальной безопасности России как государству.
Задачей современного информационного общества является достижение эффективной коммуникации между участниками политического процесса. А новые медиа служат технологическим базисом, позволяющим в нужное время предоставлять информацию неограниченному количеству участников [1].
САКУЛИН Сергей Вячеславович - научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ, аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ). SPIN-код: 1408-1996, E-mail: [email protected]
Ключевые слова: информационная война, социальные сети, российская диаспора.
1 Гудошникова О. Е. «Новые медиа» и СМИ как актуальные политические технологии в инфо-коммуникационном пространстве // Youth World Politic. 2015. № 4.
На смену эпохе «массового вещания» пришла эра интерактивности, у которой свои особенности:
- индивидуальная организация своего медиапространства при помощи современных гаджетов и программных продуктов;
- определяющая роль контента;
- степень удобства («юзабилити»), т. е. если медиаресурс неудобен, то им просто перестают пользоваться;
- «клиповое» сознание - произошла смена поколений читателей на «визуалов», главный источник информации - мультимедийный экран.
По данным компании ТЫ5, уже в апреле 2012 г. ежедневная аудитория поискового сервиса Яндекс (19,1 млн) превысила аудиторию Первого канала (18,2 млн). Большая часть виртуального пространства зарегистрирована в социальных сетях [2].
С использованием нового медиа-пространства возросли возможности управляемых информационных акций, а создание программно-управляемых устройств и процессов и специальных программно-технических средств информационного противостояния позволяют нарушать работу информационно-телекоммуникационных систем. Появление таких возможностей обусловило разработку информационного оружия [3].
Новые медиатехнологии дают возможность пользователям участвовать в коммуникационном процессе, а не быть пассивными получателями
информации. Новый информационный порядок способствует ликвидации монополии «старых» медиаресур-сов. Трансформация массмедиа носит необратимый и всеобъемлющий характер, что ведёт от концепции вещания к практическому взаимодействию с сообществами.
Сравнивая традиционные и новые медиа, необходимо отметить, что классические средства масс-медиа хороши для влияния на общества в целом. Интернет же как представитель новых медиатехноло-гий работает совершенно по другому принципу: основное внимание уделяется именно индивидуализации. Каждый человек может:
- принять участие в обсуждении того или иного вопроса в социальных сетях или форумах;
- выступить в качестве самостоятельного источника информации;
- отстаивать и навязывать свою точку зрения, что зачастую для человека проблематично, а порой и совершенно невозможно сделать через телевидение, радио или печатные издания.
Для ведения широкой информационной атаки необходимо и то и другое. Эти главные особенности разных источников информации влияют прежде всего и на само ведение информационной войны. Но именно традиционные СМИ играют ведущую роль в провокации вооружённых и политических конфликтов, которые зачастую в качестве катализатора используют истори-
2 Пургин Ю. П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 1-2.
3 Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.
ческие мифы, а уже после этого арена сражений формируется в интернет-пространстве.
Сегодня социальная сеть (social networks, Web 2.0) - важнейший инструмент информационной войны.
Согласно Е. Г. Пономаревой, сетевые технологии служат основным инструментом «цветной революции» [4]. Доказательством этому являются «твиттерные революции», которые прошли в странах Ближнего Востока в 2011 г. [5]. Поэтому победа «революции» в Тунисе, Ливии дала повод говорить о важной роли социальных сетей. Подтверждают это и участившиеся акции протеста в странах Европы и США, которые организовываются с помощью соцсетей.
В Германии правительства отдельных земель обсуждают законопроекты о запрете использования Facebook и Twitter для организации мероприятий.
Виртуальная коммуникация в социальных сетях обладает рядом особенностей, привлекающих пользователей (анонимность, гласность, отсутствие иерархии, отсутствие временных и пространственных барьеров [6], полный спектр возможностей по обмену информации, что позволяет участнику социальной сети формировать самостоятельное медиа [2], функции обратной связи (комментарии, лайк/дислайк, ре-пост) [7] и др.).
Основными методами информационной войны в социальных сетях являются: фальсификация истории, создание образа врага, использование фабрик-ботов.
В качестве примера можно рассмотреть инструменты распространения русофобии в общественном, информационном и политическом пространстве.
На основе анализа практического опыта была предложена гипотеза -российская диаспора подвержена повышенному информационно-психологическому воздействию со стороны всего мирового сообщества. Современные коммуникационные технологии позволяют создавать и передавать сформированные образы противника (конкурента, соперника) из поколения в поколение. В период возникновения внешнеполитической или внутриполитической опасности общественное сознание весьма уязвимо перед политической пропагандой и восприимчиво к усвоению исторических мифов, фальсификаций и стереотипов, которые политтехнологи складывают в чёткий образ врага.
Представляется интересным выяснить средствами контент-анализа (а также с применением принципов сравнительной политической компа-
4 ПономареваЕ. Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. № 3/4. С. 4359; ПономареваЕ. Г., РябининЕ. В. «Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса // Обозревагель-Observer. 2015. № 12.
5 Овчинский В. Мистерии арабских взрывов... // URL: http://zavtra.ru/blogs/2011-03-1541
6 Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русский биографический институт, Институт экономических стратегий. 2016.
7 Битков Л. А. Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16.
ративистики) русскоязычные социальные группы в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook), определить узлы политической активности российских граждан за рубежом и выявить инструментарий по противодействию антироссийской пропаганде.
С этой целью была проведена кластеризация стран.
Для поиска информационных ресурсов российских соотечественников за рубежом использовались специальные ключевые слова («российская», «миграция», «диаспора», «патриотизм», «наши» и др.).
Контент-анализ русскоязычных групп российской диаспоры в социальных сетях Facebook и ВКонтакте
Объектом изучения стали:
- англосаксонский кластер (США, Канада, Великобритания, Австралия) - 22 группы социальных сетей (общая численность - 250 тыс. подписчиков);
- западноевропейский кластер (Германия, Испания) - 11 групп (111 тыс.);
- ближневосточный кластер (Египет, ОАЭ) - 13 групп (157 тыс.);
- латиноамериканский кластер (Бразилия, Аргентина, Колумбия) -10 групп (20 тыс.);
- азиатский кластер (Южная Корея, Вьетнам, Япония) - 8 групп (128 тыс.);
- постсоветский кластер (Прибалтика: Эстония, Литва, Латвия) -4 группы (19 тыс.).
Характеристика социальных сетей российской диаспоры приведена в табл. 1.
По итогам исследования англосаксонского кластера была выявлена следующая картина.
Большинство групп социальной сети ВКонтакте (в 5 случаях из 8) обладает открытым антироссийским характером, особенно это видно в группах, которые представляют США. Соединённые Штаты в них выглядит как некий идеал жизни.
Внимание приковывает к себе информация в «шапке» одной из групп, где Россия - это бедная и коррумпированная страна, «концлагерь», который не имеет будущего.
В другой группе можно наблюдать сравнение двух государств: природные красоты и достопримечательности США, с одной стороны, заброшенные районы и дома - с другой.
В этой же группе («Русская Америка») звучат призывы к эмиграции из России.
Иная ситуация наблюдается с группами социальной сети Facebook Все 14 проанализированных страниц не содержат информационного давления на российскую диаспору. Каждая их этих групп регулярно пополняется разнообразным контентом. Больше всего публикаций связано с бытовыми проблемами, дальше идёт новостная повестка, вопросы переселения и оседлости в регионе.
Показатель настроения российской диаспоры за рубежом - это вопросы Крыма, что можно считать кульминационной точкой антироссийской пропаганды. Однако результаты исследования весьма удивили из-за отсутствия данной тематики в большинстве случаев, споры по проблемам Крыма заходили лишь в комментариях между участниками.
Таблица 1
Общая характеристика групп социальных сетей российской диаспоры
Кластер Продолжительность деятельности, год* Наполняемость контентом, месяц/день** Динамика подписчиков, за 1 месяц * *
Англосаксонский 5 287/10 +797
Западноевропейский 6 310/10 +700
Ближневосточный 6 265/9 +218
Латиноамериканский 5,5 49/2 +39
Азиатский 5 750/25 +882
Постсоветский 9 492/16 +173
Примечание: * средние показатели * * апрель-май 2018 г.
Но в целом всё заканчивалось словами: «Сосиски, пиво и футбол - немецкое; хоккей, Крым и красивые девушки - российское, на этом точка».
При анализе британских социальных сетей пришлось столкнуться со множеством негодований относительно местных СМИ и сфабрикованным «делом Скрипалей».
Говоря о кластере в целом, можно констатировать, что фактически каждая пятая страница (22%) данной группы содержит повышенный уровень антироссийской пропаганды -это проблема воссоединения с Крымом, гражданская война на Укра-
ине, «дело Скрипалей», внутренняя и внешняя политика В. В. Путина.
В западноевропейском кластере анализ социальных групп российской диаспоры показал повышенный интерес к развитию бизнес-сегмента в странах Европы. В этих группах фактически отсутствует политический контекст.
Более 80% всего контента российской диаспоры в Германии посвящены бизнесу.
Что касается Испании, в которой, по официальным данным, проживает почти 72 тыс. выходцев из России (48 тыс. из которых женщины) [8], то клю-
8 Социологи: в российской диаспоре в Испании преобладают «отдыхающие» // URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/news/2017/07/18/724323-rossiiskoi-diaspore-ispanli
чевыми здесь оказываются вопросы бытового, административного и юридического характера.
Интересными представляются публикации, которые касаются вопросов независимости Каталонии, каждая из которых содержит по 100300 комментариев. Представители российской диаспоры проводят параллельную линию между референдумом в Крыму и Барселоне. Примечательными выглядят попытки информационного вброса о незаконной аннексии Крыма, в результате чего разворачиваются серьёзные дискуссии, но уже без вмешательства самого «инициатора».
В большинстве своём группы социальных сетей западноевропейского кластера, созданные для поддержания отношений с соотечественниками, остаются в стороне от европейских СМИ и используются политтехнологами не столь активно.
Ближневосточный кластер даёт понимание того, что одна треть русскоязычных групп российских граждан носит ярко выраженный политический подтекст, который вызывает острую полемику.
Впервые в исследовании были замечены негативные отзывы о воссоединении Крыма с Россией (Египет). Однако такие отзывы, вероятнее всего, связаны не с государственными интересами, а личными - боязнь конкуренции, отток капитала. Также встречаются неоднократные комментарии о том, что «Крым - это не Россия, а часть другого (украинского. - Авт..) государства». Используется много провокаций от отдельных пользователей, которые осу-
ществляют информационный вброс о «зверствах российской армии на востоке Украины» и «незаконной аннексии Крымского полуострова».
Интересно проанализировать этот феномен более детально, так как такое поведение пользователей похоже на работу интернет-ботов, основной функцией которых является массовое распространение информации [9].
Боты-программы достаточно однотипны и легко распознаются по таким признакам, как минимально заполненный профиль, «мёртвая стена», внимание привлекается, как правило, наличием откровенных женских фотографий, активность только с ПК, незначительное количество друзей и т. п. [10]
Фабрики ботов оказывают существенное влияние на формирование политического пространства в Сети.
Русская диаспора в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) отличается более обыденным характером содержания. Все группы ОАЭ обладают повышенной коммерциализацией. Отличительной особенностью данного кластера является информация о запрете разжигания межнациональной и религиозной нетерпимости.
Общая картина африканского кластера выглядит следующим образом: российская диаспора подвержена информационному воздействию от отдельно радикально настроенных групп.
9 Котенко И. В., Коновалов А. М, Шоров А. В. Агентно-ориентированное моделирование бот-сетей и механизмов защиты от них // Вопросы защиты информации. 2011. № 3.
10 Потапова А. В. Социо-боты как современная угроза: проблема выявления и распознавания // Вестник магистратуры. 2014. Т. 1. № 12.
Политический контекст содержит 31% (4 из 13) групп. Кроме того, не было обнаружено официальных источников информации, которые блокировали бы такую информационную агрессию (крупнейшее русскоязычное издание ОАЭ Russian Emirates носит светский характер).
Латиноамериканский кластер по своему содержанию весьма близок африканской группе. Было рассмотрено 10 групп в социальных сетях, в 5 (50%) из которых наблюдается повышенная политизация комментариев, особенно это замечено в Бразилии и Колумбии. При оценке ситуации с Крымом встречается большое количество информации об оккупации его Россией, о том, что российский президент оказывал всяческую помощь «бандитам из Луганска и Донбасса». Соотечественники проводят параллели в отношении Крыма, сравнивая данный вопрос с событиями в Чечне, Косово и Шотландии.
В азиатском кластере большинство страниц (75%) не несут в себе политической информации. Основная масса публикаций посвящена бытовой составляющей, а также поиску работы и предложение личных услуг. Оставшиеся 25% изобилуют политическими постами на тему Крыма, политики антироссийских санкций. Большинство такой информации опубликовано в крупнейшей группе азиатского региона «82 авеню - Наши в Корее» (более 74 тыс. подписчиков).
Общая картина по миру выглядит следующим образом: проанализировано 68 групп в социальных се-
тях (около 700 тыс.), 22 из которых подвержены серьёзной политизации, что составляет 30-40%. Ситуация по регионам дана в табл. 2.
Подавляющая часть проживающего за рубежом русскоязычного населения поддерживала и продолжает поддерживать действия России как на внутренней арене по защите традиционных ценностей, в частности христианских, и взаимоуважительного диалога между культурами и религиями, характерного для нашей страны на протяжении многих веков, так и российские инициативы на международной арене, направленные на укрепление мира и стабильности.
Такая позиция не могла не обратить на себя внимание правительств западных стран, которые, осознав высокий гражданский, в том числе электоральный, потенциал консолидирующейся российской диаспоры, развернули борьбу за умы своих русскоязычных граждан.
В условиях современной информационной войны объектом повышенного внимания является постсоветский кластер.
Однако объективный анализ групп социальных сетей провести не представляется возможным из-за незначительного количества российских диаспор, отсутствия языкового барьера и каких-либо исторических особенностей региона (за исключением Прибалтики).
Но несмотря на это, можно с уверенностью утверждать, что именно СНГ является объектом информационной пропаганды, что наблюдается в традиционных СМИ. Если же из постсоветского кластера исключить регион Прибалтики (Эстония,
Таблица 2
Степень политизации групп в социальных сетях
Показатели Кластер
англосаксонский западноевропейский ближневосточный латиноамериканский
Всего групп 22 11 13 10
Группы,занимающиеся политикой 5 3 4 5
Степень политизации,% 22 27 31 50
Литва, Латвия), то главным образом активность русскоязычного населения связана с защитой позиций русского языка и культуры (в большинстве своём в системе образования). А вот русскоязычное население Прибалтики подвержено серьёзной дискриминации. В 75% групп данного региона видна пророссийская направленность, большинство новостной повестки состоит из сообщений о бедности Прибалтики и невозможности действующей политической элиты решить поставленные перед обществом задачи по улучшению их жизни.
Так, например, средняя заработная плата в Латвии составляет 450 евро [11], в Эстонии -500 евро [12]. (И это по официальным данным. Комментарии пользователей дают понять, что это завышенные цифры.)
В группах социальных сетей Эстонии распространено мнение, что центристские силы, которые сейчас преобладают в эстонском парламенте, пришли к власти во многом благодаря русскоязычному электорату, однако сейчас «дают заднюю».
Сегодня Россия - главный объект информационной агрессии (по мнению западноевропейских и американских СМИ), а западные государства и США - это «миротворцы» по противодействию этой агрессии. По всему миру регулярно появляются различные вбросы и фальсификации исторических событий. Помимо всего, повышенное внимание в сфере информационной политики уделено местному населению, у которого заинтересованные политические акторы формируют образ врага
11 Меньше минималки: у кого в Латвии самые низкие зарплаты // URL: https://ru. sputniknewslv.com/economy/20180518/8295172/Menshe-minimalki-kogo-Latvii-samye-nizkie-zarplaty.html
12 Минимальная заработная плата в Эстонии // URL: https://ru.sputnik-news.ee/trend/ estoniji/
в лице России, образ друга - в лице США и стран ЕС.
Так, к примеру, в Республике Молдова вдоль федеральных трасс и крупнейших дорожных артерий страны установлены щиты, на которых выражена благодарность коллегам из Европы и США за помощь в ремонте отдельного участка дороги.
Правительственные структуры Великобритании пошли ещё дальше и уже в 2014 г. занялись реализацией проекта «Коммуникационная стратегия Россия/Украина 20142017». Данная программа предназначена «для противодействия российской пропаганде и дезинформации», чтобы разоблачить Россию в её «неправильной» политике, но при этом из-за известных причин такая «честная» борьба «за правду» проходит под грифом «Секретно».
Британское руководство обозначило чёткие группы целевой аудитории:
1. Русская широкая публика, включая студентов (особенно в крупных городах).
2. Русская элита, взгляды которой могут сдерживать политические действия властей. Реформаторски настроенная элита и используемая оппозиция.
3. Русскоговорящая Украина.
4. Русская диаспора в Великобритании.
5. Элита стран ЕС и НАТО, руководство крупных компаний этих стран, занимающее умеренную позицию, а также элита стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), особенно Бразилия и Индия.
6. Население Великобритании, особенно личности, формирующие общественное мнение.
7. Население стран Балтии.
План реализации проекта расписан с присущей британцам пунктуальностью.
Что же Великобритания приготовила для России?
Фаза I - создание и активация аккаунтов (срок - 1 неделя).
Фаза II - сотрудники, занятые в программе, должны «слушать и учиться» (4-6 недель).
Фазы III - «активное взаимодействие и осуществление плана».
Теперь остаётся вопрос: кто всем этим будет заниматься?
Есть у правительства Её Величества ответ и на это - мультидисциплинарная команда, состоящая из сотрудников Министерства обороны, Министерства иностранных дел, а также привлечённых со стороны «союзников» (в том числе и русская эмиграция, осведомлённая в нюансах культуры России), которые будут базироваться в Москве, Киеве, Лондоне.
У каждой целевой группы свой индивидуальный контент.
Так, для нейтрализации «российской пропаганды» для «широкой русской публики и студентов» используются «основные сообщения», несущие следующие смыслы: «военное присутствие России на Украине, российские солдаты гибнут в необъявленной войне, российская экономика страдает из-за её политики в отношении Украины, увеличивается международная изоляция России».
А вот что Британия подготовила для русскоговорящей Украины, особенно востока страны: «Украина сильнее вместе. Украинское правительство легитимно и старается изо всех сил. Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика нелегитимны.
Крым является и должен быть частью Украины. Международное сообщество поддержит Украину и поможет. Украина должна провести реформы и искоренить коррупцию. Сближение с ЕС - это путь к прогрессу».
Политической элите стран Балтии внушается, что «Россия не в состоянии дестабилизировать местное население и что статья 5 (вероятно, речь идёт об Уставе НАТО и предоставлении помощи в случае агрессии) остаётся священной».
Следующий шаг - использование журналистов и продвижение контента в широкие массы [13].
Несомненно, подобными стратегиями обладает ряд высокоразвитых государств, и, глядя на то, что происходит в современных средствах массовой информации, можно с уверенностью утверждать, что всё идёт по плану.
В общей схеме это выглядит следующим образом:
- дестабилизация внутренней обстановки в обществе потенциального противника;
- консолидация протестного движения (в большинстве случаев студенты, организованные фанатские группы) в стране;
- свержение действующего политического режима («цветная революция»);
- установление новой «легитимной» власти.
Работа с соотечественниками в информационной среде
Официально в России действует несколько программ поддержки соотечественников за рубежом:
- программа поддержки русского языка и русской школы;
- обмены, ознакомительные поездки для молодёжи;
- проведение встреч и создание площадок для общения.
Только вот численность любой группы в социальной сети российской эмиграции превосходит численность всех этих мероприятий.
Российские граждане, проживающие за рубежом, находятся там не для того, чтобы приходить на конференции и слушать доклады, у них нет задачи победить на олимпиаде по русскому языку. Отчёты с фотографиями по проведённым мероприятиям, на которых изображены 10-20 активистов - это не показатель работы регионального центра, когда в стране проживает
несколько сотен тысяч соотечественников.
Среди страновых координационных советов российских соотечественников лишь немногие уделяют внимание работе с социальными сетями (отметим работу швейцарского координационного совета -5 тыс. подписчиков в социальной сети ЕасвЪоок, Швеции - 2850, Бельгии - 1635, Аргентины - 1355).
У координационного совета соотечественников Великобритании «Палата русских сообществ» чуть более 300 подписчиков в РэсеЬоок, в то время как самостоятельные объединения насчитывают несколько тысяч человек («Русские в Великобритании» - 24 тыс. подписчиков, «Русские в Лондоне» - 9500 и др.).
Аналогичным образом выглядит ситуация и в Южной Корее: если самоорганизованная группа «82 авеню» насчитывает почти 75 тыс. подписчиков, то региональное отделение координационного совета - 250.
13 Европа разворачивает антироссийскую пропаганду // иКЬ: http://www.vl.aif.ru/politic/ evropa_razvorachivaet_antirossiyskuyu_propagandu
В страновом отделении Туниса социальная сеть РасеЬоок вовсе пишется через букву «з».
Подавляющее большинство региональных отделений никак не взаимодействует с российской диаспорой с использованием новых информационных платформ. Деятельность координационных советов становится просто нерентабельной в условиях изменяющегося информационного мира. Поэтому работа подобной структуры требует серьёзной корректировки и реорганизации.
России сейчас, как никогда, нужна помощь русскоязычной диаспоры. Связь эмигрировавших граждан с родной культурой осуществляется через русскоязычное телевидение и новостные порталы, литературу, кино. Если по этим каналам соотечественник получает антиправительственную или антироссийскую информацию и она поступает из России, то рано или поздно наша страна получит врага в лице такого эмигранта. Российская диаспора теряет свою идентичность, молодёжь становится русофобской, а дети, которые выросли в эмиграции, за редким исключением, будут говорить на иностранном языке. А ведь именно представители российской диаспоры могли бы занять высокое положение в политической и экономической элите своих стран, способствуя сближению с Россией.
Для государства жизненно важно наладить связь со всеми русскоязычными гражданами. Работу нужно проводить по всем фронтам: культурный и научный обмен, образование, искусство, спорт, бизнес. Несомненно, для всего этого требуются высококвалифицированные специалисты и немалые вложения.
События последних лет на Украине, воссоединение с Крымом, допинг-скандал в мире профессионального спорта показали всю силу информационной агрессии в отношении России. И, к сожалению, невозможно утверждать, что наша страна на равных соперничает с западным миром в этом информационном противостоянии, она держит удар, но не работает на опережение.
Многолетняя демонизация России бумерангом ударила по её организаторам. Пострадали все: население, на котором отразилась политика санкций; чиновники, к которым только сейчас стало приходить осознание своего личного провала. В своё время европейская и американская элита пошла ва-банк и проиграла.
Отдельные политики и представители общественности уже начали выступать за сближение с Россией. Эммануэль Макрон - президент Франции - на Петербургском экономическом форуме заявил о том, что классический европейский тезис об «агрессивной России, которая сама себя исключила из цивилизованного международного сообщества», является надуманным.
Какие же методы противостояния антироссийской пропаганды доступны российской диаспоре?
В Европе и США действует несколько организаций, направленных на противостояние информационной политики России.
Так, в структуре внешнеполитического ведомства ЕС уже создана и приступила к работе группа East StratComTeam, которая призвана противопоставить российскому видению событий свою точку зрения, в то же время в США принято решение о финансировании из государственного бюджета
так называемого цифрового медиадепартамента й!в!М, в котором будут работать специалисты по социальным сетям [14].
В Прибалтике функционирует Центр совершенствования медиа, главная задача которого -«достойный ответ доминированию прокремлёв-ских СМИ» [15].
В России же сегодня созданы «Войска информационных операций», которые выполняют функцию по противодействуют антироссийской информации [16].
Из контент-анализа российских информационных ресурсов выявлено, что одна из главных задач информационной атаки на Россию заключается не в информационном давлении на российских граждан, проживающих за рубежом, информационный поток направлен на граждан своей страны, что позволяет сформировать у населения образ врага. Наиболее ярким примером здесь выступает информационная политика Великобритании.
Как российскому гражданину развеять эти мифы и доказать обратное?
Есть в нашей стране особые инструменты по защите интересов России, к примеру, акция «Бессмертный полк».
В 2018 г. акция прошла более чем в 50 государствах и сотне городов мира. Практика показывает, что участниками акции становятся не только пред-
ставители России или выходцы с постсоветского пространства, но и местное население.
Это нам даёт:
- разрушение исторических антироссийских мифов и пресечение фальсификации истории;
- сопряжение культур (пропаганда российских ценностей и идеалов);
- международное сотрудничество.
«Бессмертный полк» - это событие, которое объединяет всю российскую диаспору по всему земному шару.
Проведение международных спортивных соревнований также способствует развенчиванию исторических и политических мифов, кроме того, получение страной права на проведение крупнейших спортивных соревнований, эмоциональные выступления спортсменов служат эффективным средством к объединению общества. Говоря о российском опыте, важно подчеркнуть, что особое значение для России имела зимняя Олимпиада-2014 в Сочи и чемпионат мира по футболу - 2018. Эти события изменили отношение к нашей стране: гости соревнований узнали об истории и культуре страны, её народах, были частично разрушены мифы и стереотипы о российской действительности.
Несомненно, что такие методы лишь косвенно влияют на борьбу
14 Конференция о противодействии антироссийской пропаганде // URL: http://tass.ru/ politika/2377276
15 Bringing Plurality & Balance to Russian Language Media. Final Recommendations // URL: https://www.democracyendowment.eu/news/bringing-plurality-1/
16 В России созданы войска информационных операций // URL: https://ria.ru/defense_ safety/20170222/1488596879.html
с антироссийской пропагандой и не являются комплексными и регулярными.
На сегодняшний день защита интересов российских соотечественников напрямую зависит от действующих государственных структур и организаций, которые способствуют пресечению информационной блокады и дают российской эмиграции возможность сопоставлять информационные потоки.
Проведённый контент-анализ информационных ресурсов позволил:
1. Установить узлы политической активности российской диаспоры за рубежом (проблема воссоединения Крыма, гражданская война на Украине, внутренняя политика стран проживания, например, независимость Каталонии и Бильбао).
2. Выявить, что более 30% контента, размещённого в группах социальных сетей российской диаспоры, обладает ярким политическим контекстом, являясь платформой по вбросу политических мифов и фальсификации истории.
Официальные организации, такие как страновые координационные советы соотечественников, создаваемые при содействии МИД, не охватывают информационную сферу. Кроме того, большинство мероприятий, проводимых страновы-ми координационными советами, носят формальный характер, что не отвечает потребностям российских граждан за рубежом.
3. Выделить ключевые особенности нового типа информационного противостояния: сравнительно небольшая стоимость средств информационного влияния; отсутствие государственных границ при подготовке и проведении информационной операции; проблема обнаружения начала информационной атаки; отсутствие регламентированного правового поля; сложность создания коалиции против агрессора; отсутствие последствий для страны-агрессора.
Таким образом, информация -главное оружие современного мира.
Суверенитет любого современного государства неразрывно связан с киберсферой, где интернет-пространство выступает ареной за информационное доминирование. Следовательно, современной России необходимо охранять не только классический, но и «цифровой» суверенитет, формирующийся на просторах социальных сетей Интернета. Эту задачу могут выполнять только соответствующие киберподразделе-ния, численность которых нужно увеличить из-за участившихся случаев антироссийских информационных войн. Между тем Россия не сможет справиться с отражением организованной информационной агрессии в одиночку, поэтому ей в своём внешнеполитическом курсе требуется более активно находить союзников по ведению информационной политики.
Библиография • References
Битков Л. А. Симбиоз средств массовой коммуникации: телевизионное вещание в социальных сетях в Интернете и традиционное телевидение // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16. С. 14-16.
\Bitkov L. A. Simbioz sredstv massovoj kommunikacii: televizionnoe veshchanie v social'nyh setyah v Internete i tradicionnoe televidenie // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 16. S. 14-16] В России созданы войска информационных операций // URL: https://ria.ru/
defense_safety/20170222/1488596879.html [V Rossii sozdany vojska informacionnyh operacij // URL: https://ria.ru/defense_
safety/20170222/1488596879.html] Гудошникова О. Е. «Новые медиа» и СМИ как актуальные политические технологии в инфо-коммуникационном пространстве // Youth World Politic. 2015. № 4. С. 43-53.
[Gudoshnikova O. E. «Novye media» i SMI kak aktual'nye politicheskie tekhnologii v info-kommunikacionnom prostranstve // Youth World Politic. 2015. № 4. S. 4353]
Европа разворачивает антироссийскую пропаганду // URL: http://www.vl.aif.ru/
politic/evropa_razvorachivaet_antirossiyskuyu_propagandu [Evropa razvorachivaet antirossijskuyu propagandu // URL: http://www.vl.aif.ru/
politic/evropa_razvorachivaet_antirossiyskuyu_propagandu] Конференция о противодействии антироссийской пропаганде // URL: http://tass.
ru/politika/2377276 [Konferenciya o protivodejstvii antirossijskoj propagande // URL: http://tass.ru/ politika/2377276]
Котенко И. В., Коновалов А. М, Шоров А. В. Агентно-ориентированное моделирование ботсетей и механизмов защиты от них // Вопросы защиты информации. 2011. № 3. С. 24-29. [Kotenko I. V., Konovalov A. M., Shorov A. V. Agentno-orientirovannoe modelirovanie botsetej i mekhanizmov zashchity ot nih // Voprosy zashchity informacii. 2011. № 3. S. 24-29]
Манойло А. В. Государственная информационная политика в особых условиях.
М.: МИФИ, 2003. - 388 c. [ManojloA. V. Gosudarstvennaya informacionnaya politika v osobyh usloviyah. M.: MIFI, 2003. - 388 s.]
Меньше минималки: у кого в Латвии самые низкие зарплаты // URL: https:// ru.sputniknewslv.com/economy/20180518/8295172/Menshe-minimalki-kogo-Latvii-samye-nizkie-zarplaty.html [Men'she minimalki: u kogo v Latvii samye nizkie zarplaty // URL: https://ru. sputniknewslv.com/economy/20180518/8295172/Menshe-minimalki-kogo-Latvii-samye-nizkie-zarplaty.html] Минимальная заработная плата в Эстонии // URL: https://ru.sputnik-news.ee/ trend/estoniji/
[Minimal'naya zarabotnaya plata v Estonii // URL: https://ru.sputnik-news.ee/ trend/estoniji/]
Овчинский В. Мистерии арабских взрывов... // URL: http://zavtra.ru/blogs/ 2011-03-1541
[Ovchinskij V. Misterii arabskih vzryvov... // URL: http://zavtra.ru/blogs/ 2011-03-1541]
ПономареваЕ. Г. Секреты «цветных революций» // Свободная мысль. 2012. № 3/4. С. 43-59.
[PonomarevaE. G. Sekrety «cvetnyh revolyucij» // Svobodnaya mysl'. 2012. № 3/4. S. 43-59]
ПономареваЕ. Г., РябининЕ. В. «Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса // Обозреватель-Observer. 2015. № 12. С. 38-51.
[Ponomareva E. G., Ryabinin E. V. «Cvetnye revolyucii» v kontekste strategii
upravlyaemogo haosa // Obozrevatel'-Observer. 2015. № 12. S. 38-51] Потапова А. В. Социо-боты как современная угроза: проблема выявления и распознавания // Вестник магистратуры. 2014. Т. 1. № 12. С. 108-110. [Potapova A. V. Socio-boty kak sovremennaya ugroza: problema vyyavleniya
i raspoznavaniya // Vestnik magistratury. 2014. T. 1. № 12. S. 108-110] Пургин Ю. П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ // Известия
Алтайского государственного университета. 2014. № 1-2. С. 170-176. [Purgin YU. P. Setevaya revolyuciya: vyzovy tradicionnym SMI // Izvestiya Altajskogo
gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 1-2. S. 170-176] Социологи: в российской диаспоре в Испании преобладают «отдыхающие» // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2017/07/18/724323-rossiiskoi-diaspore-ispanii
[Sociologi: v rossijskoj diaspore v Ispanii preobladayut «otdyhayushchie» // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2017/07/18/724323-rossiiskoi-diaspore-ispanii]
Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русский биографический институт, Институт экономических стратегий. 2016. - 433 с. [Sundiev I.YU, SmirnovA. A. Teoriya i tekhnologii social'noj destrukcii (na primere «cvetnyh revolyucij»). M.: Russkij biograficheskij institut, Institut ehkonomicheskih strategij. 2016. - 433 s.] Bringing Plurality & Balance to Russian Language Media. Final Recommendations // URL: https://www.democracyendowment.eu/news/bringing-plurality-1/
Статья поступила в редакцию 9 июля 2018 г.