нормативный путевой расход газового топлива для этого автомобиля 37 м3 / 100 км, подсчитываем запас хода - не менее 300 км, что хорошо согласуется с технической документацией на данный автопоезд.
По изложенной методике проведен расчет количества КПГ, заправляемого в ГБ автомобилей ГАЗ-52-28. Результат расчета близок к данным, полученным по нормативному табличному методу, с погрешностью не более 3%. Таким образом, данная методика может быть использована для оперативной и достаточно точной оценки массы газа в баллонах транспортных средств в эксплуатационных условиях.
Температура КПГ от начала до конца заправки ГБ может повышаться на величину Дt = 20 ■ 30 °С. При одинаковом конечном давлении заправки такие перепады температур обусловливают недополучение
потребителем около 10 % массы газа. Поэтому в распространенных эксплуатационных условиях при отсутствии счетчиков массового расхода КПГ данный перепад необходимо учитывать косвенно по статистическим данным или заправку ГБ производить, по возможности, медленно при перепаде Дt = 0 °С.
Литература
1. Гайнулин Ф.Г., Гриценко А.Н., Васильев Ю.Н., Золота-ревский Л.С. Природный газ как моторное топливо на транспорте. М., 1986.
2. Клименко А.П., Петрушенко А.А., Васнецов Ю. А., Высоцкий Г.И. Термодинамические свойства легких углеводородов парафинового ряда. Киев, 1960.
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
Объединение «Водный транспорт Дона», г. Ростов - на- Дону 11 мая 2004 г.
УДК 620.22:669.018
КОНТАКТНО-РЕАКТИВНАЯ ПАЙКА КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ОСНОВЕ КАРБИДА ТИТАНА СО СТАЛЬЮ
© 2004 г. Ю.Н. Кудимов, К.Н. Гаврилов, С.В. Касян, Н.К. Гаврилов
Композиционные материалы (КМ) на основе карбида титана находят все более широкое применение, которое обусловлено отчасти возможностью их пайки к корпусу стального инструмента. Одним из методов их пайки является контактно-реактивная пайка (КРП) [1]. Распределение концентраций компонентов в соединительном шве, возникающем при КРП можно рассчитать [1], если пайка осуществляется в диффузионном режиме. На практике такой режим пайки КМ затруднителен и расчет распределения концентраций компонентов в соединительном шве становится невозможным. Поэтому накопление экспериментальных данных, их обобщение и поиск закономерностей имеет в этих случаях особенно важное значение.
Настоящая работа посвящена изучению распределения концентраций компонентов методом локального рентгеноспектрального анализа в соединительных швах, возникающих при КРП стали 40Х с КМ на основе карбида титана с различным составом связки. Для получения КМ использовали материалы, указанные в табл. 1. Выбранные КМ имели составы (мас. %):
1. 50 % Т1С + 46 % Х20Н80 + 2 % Т1 + 2 % А1;
2. 50 % Т1С + 50 % Х20Н80;
3. 50 % Т1С + 48 % N1 + 2 % А1;
4. 50 % Т1С + 50 % N1.
КРП всех КМ осуществляли при температуре 1300 °С в течение 5 мин в вакууме. С этой целью использовали печь СНВ-1.31/16И3. Образцы из стали
40Х имели размеры 5x5x20 мм, а образцы из КМ - 5x5x10 мм. Образцы из КМ в ходе КРП свободно лежали на образцах из стали, соприкасаясь боковыми поверхностями. Металлографический анализ выполнен с помощью МИМ-10, локальный рентге-носпектральный с помощью ЖА-5А, определение микротвердости - ПМТ-3.
Таблица 1
Характеристики используемых материалов
Материал Марка, ГОСТ, ТУ Дисперсность менее, мкм
TiC «ч», ТУ 6-09-492-75 3
NiCr ПР-Х20Н80, ТУ 14-22-6-87 40
Ni ПНК-1Л5, ГОСТ 9722-79 40
Al АСД-Т, ГОСТ 5-16667-72 40
Ti ПТОМ, ТУ 48-10-22-73 40
В основе КРП лежит явление контактного плавления. При контактном плавлении в трех и более компонентных системах в контактных прослойках (соединительных швах), формирующихся при этом, возможно образование твердо-жидких зон [2]. Формирование твердо-жидких зон происходит и при КРП выбранных нами КМ со сталью 40Х со стороны КМ (рис.). Если через х обозначить всю ширину соединительного шва, включая твердо-жидкую зону, а через И - ширину твердо-жидкой зоны, то х и И принимают различные значения в зависимости от состава материала (табл. 2).
Таблица 2
Значения ширины твердо-жидкой зоны (к) и ширины соединительного шва (х), возникающего при КРП
Номер состава х, мм h, мм
1 0,01 0
2 0,28 0,26
3 0,32 0,20
4 0,33 0,17
В случае, когда связкой КМ является никель, в соединительном шве у границы со сталью фиксируется область с повышенной микротвердостью, что совпадает с данными работы [3] (рисунок) и объясняется переходом углерода из стали в жидкость и образованием карбидных фаз в соединительном шве.
МЛЛ^ЛАа.ла. №
Ре \
a
Г'Щ
h
x
б
Схема распределения концентраций компонентов (а) в соединительном шве. Соединительный шов (б), возникающий при КРП стали 40Х с композитом ТЮ+№ (х150), с отпечатками, оставленными алмазным наконечником микротвердомера (слева - сталь, справа - композит)
Концентрация компонентов в жидкости и в твердо-жидких зонах соединительных швов в исследованных случаях меняется практически линейно, например рис. Концентрация никеля в твердо-жидкой зоне выше, чем в КМ. Растет и концентрация хрома. Железо, никель и хром являются основными компонентами соединительного шва. Железо проникает в КМ на 0,08 - 0,1 мм, в каждом из рассмотренных случаев. В соединительных швах, возникающих при КРП стали с КМ первого состава, твердо-жидкая зона отсутствует и возможно появление пор.
Таким образом, в настоящей работе установлена возможность формирования твердо-жидких зон в соединительных швах, возникающих при контактно-реактивной пайке КМ на основе карбида титана со сталью 40Х. Распределение концентраций в твердо-жидкой и жидкой зонах соединительных швов является линейным.
Литература
1. Справочник по пайке: / Под ред. И. Е. Петрунина: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1984.
2. Савинцев П.А., Рогов В.И., Динаев Ю.А. Структура и фазовый состав контактных прослоек в трехкомпонент-ных системах // Изв. АН СССР. Металлы. 1984. № 5. С. 166- 169.
3. Кудимов Ю.Н., Гаврилов К. И., Гаврилов Н. И., Касян С. В. Контактно-реактивная пайка композитов из карбида титана и нихрома со сталью при различном содержании хрома в никелевой связующей фазе // Физика и химия обработки материалов. 1995. №5. С. 136-138.
11 апреля 2004 г.
Пятигорская государственная фармацевтическая академия
УДК 621.87
ИЗМЕНЕНИЕ СТОИМОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА В ТЕЧЕНИЕ СРОКА ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
© 2004 г. А.А. Короткий, А.А. Потерухина
На современном этапе развития отечественной экономики ключевым фактором успеха любой организации является контроль над имеющимися в её распоряжении активами. Для этого руководству компании необходимо владеть информацией о нынешней и прогнозируемой рыночной стоимости активов, о средней отдаче по аналогичным активам и прочей совокупностью технологиче-
ской информации. Только обладая подобной информацией в полном объёме, можно эффективно управлять имущественным комплексом предприятия, под которым понимается совокупность таких действий, как модернизация, реконструкция, ликвидация, покупка, продажа активов в случае прогнозируемого негативного изменения их стоимости и недостаточной их отдачей.