Научная статья на тему 'Изменение стоимости грузоподъемного крана в течение срока его эксплуатации'

Изменение стоимости грузоподъемного крана в течение срока его эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменение стоимости грузоподъемного крана в течение срока его эксплуатации»

Таблица 2

Значения ширины твердо-жидкой зоны (к) и ширины соединительного шва (х), возникающего при КРП

Номер состава х, мм h, мм

1 0,01 0

2 0,28 0,26

3 0,32 0,20

4 0,33 0,17

В случае, когда связкой КМ является никель, в соединительном шве у границы со сталью фиксируется область с повышенной микротвердостью, что совпадает с данными работы [3] (рисунок) и объясняется переходом углерода из стали в жидкость и образованием карбидных фаз в соединительном шве.

МЛЛ^ЛАа.ла. №

Ре \

a

Г'Щ

h

x

б

Схема распределения концентраций компонентов (а) в соединительном шве. Соединительный шов (б), возникающий при КРП стали 40Х с композитом ТЮ+№ (х150), с отпечатками, оставленными алмазным наконечником микротвердомера (слева - сталь, справа - композит)

Концентрация компонентов в жидкости и в твердо-жидких зонах соединительных швов в исследованных случаях меняется практически линейно, например рис. Концентрация никеля в твердо-жидкой зоне выше, чем в КМ. Растет и концентрация хрома. Железо, никель и хром являются основными компонентами соединительного шва. Железо проникает в КМ на 0,08 - 0,1 мм, в каждом из рассмотренных случаев. В соединительных швах, возникающих при КРП стали с КМ первого состава, твердо-жидкая зона отсутствует и возможно появление пор.

Таким образом, в настоящей работе установлена возможность формирования твердо-жидких зон в соединительных швах, возникающих при контактно-реактивной пайке КМ на основе карбида титана со сталью 40Х. Распределение концентраций в твердо-жидкой и жидкой зонах соединительных швов является линейным.

Литература

1. Справочник по пайке: / Под ред. И. Е. Петрунина: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1984.

2. Савинцев П.А., Рогов В.И., Динаев Ю.А. Структура и фазовый состав контактных прослоек в трехкомпонент-ных системах // Изв. АН СССР. Металлы. 1984. № 5. С. 166- 169.

3. Кудимов Ю.Н., Гаврилов К. И., Гаврилов Н. И., Касян С. В. Контактно-реактивная пайка композитов из карбида титана и нихрома со сталью при различном содержании хрома в никелевой связующей фазе // Физика и химия обработки материалов. 1995. №5. С. 136-138.

11 апреля 2004 г.

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

УДК 621.87

ИЗМЕНЕНИЕ СТОИМОСТИ ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА В ТЕЧЕНИЕ СРОКА ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

© 2004 г. А.А. Короткий, А.А. Потерухина

На современном этапе развития отечественной экономики ключевым фактором успеха любой организации является контроль над имеющимися в её распоряжении активами. Для этого руководству компании необходимо владеть информацией о нынешней и прогнозируемой рыночной стоимости активов, о средней отдаче по аналогичным активам и прочей совокупностью технологиче-

ской информации. Только обладая подобной информацией в полном объёме, можно эффективно управлять имущественным комплексом предприятия, под которым понимается совокупность таких действий, как модернизация, реконструкция, ликвидация, покупка, продажа активов в случае прогнозируемого негативного изменения их стоимости и недостаточной их отдачей.

Такую информацию можно получить, произведя стоимостную оценку имеющихся активов с помощью независимых экспертов - оценщиков, что позволяет принятый Государственной Думой Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г., № 1135-Ф3, [1].

Грузоподъемные краны, которые являются частью материальных активов, находящихся на балансе предприятия, также должны подвергаться такой оценке. Особо актуальной должна быть такая оценка в случае наличия на предприятии грузоподъемных кранов с истекшим нормативным сроком службы, в отношении которых может иметь место их восстановление или продажа.

Одним из характерных признаков, присущих существованию любого объекта во времени, как и грузоподъемного крана, является цикличность, т.е. его периодическая возобновляемость.

Содержанием жизненного цикла грузоподъемного крана является изменение во времени его так называемой полезности или эффективности использования (П). Началом жизненного цикла служит момент появления возможности использования крана, при этом характерным является условие максимальной полезности П = Птах. Окончанием цикла является момент исчерпания полезности, полного использования крана, когда выполняется условие П = 0.

Продолжительность жизненного цикла совпадает с нормативным сроком службы крана, таким образом, после восстановления технико-эксплуатационных характеристик, т.е. реконструкции или капитально-восстановительного ремонта крана, отработавшего нормативный срок службы, происходит возобновление его жизненного цикла. При этом снова должно наблюдаться условие максимальной полезности П = Птах.

Изменение стоимости грузоподъемного крана (С) во времени имеет тот же характер, что и полезность, т.е. происходит ее последовательное убывание: при П = Птах имеем С = Стах, при П = Птт имеем С = Стт. при этом принимается, что степень утраты первоначальной стоимости грузоподъемного крана количественно совпадает с величиной накопленного краном физического износа Ф [2], т.е.:

+ДФ = -ДС.

Однако грузоподъемный кран имеет достаточно длительный жизненный цикл, поэтому будет существовать различие в величине Птт и Стт. Если Птт = 0, то Стщ—> 0 и Стт > 0. Объясняется это тем, что хотя полезность грузоподъемного крана к концу жизненного цикла исчерпана только теоретически, в физическом

смысле кран не исчезает. Остаются какие-то натурально-вещественные фрагменты, которые в ряде случаев можно реализовать, получив часть первоначальной стоимости крана АС > 0, которую можно определить как остаточную стоимость. Эта остаточная стоимость может быть определена на основе установления рыночной стоимости годных элементов грузоподъемного крана и, следовательно, будет являться базой для определения стоимости восстановленного грузоподъемного крана.

На основании вышеизложенных положений главную проблему оценки стоимости можно сформулировать следующим образом: нахождение стоимостного эквивалента грузоподъемного крана, адекватно отражающего изменение его натурально-вещественных характеристик на всем протяжении жизненного цикла.

Решение этой проблемы должно предполагать:

- определение состава и содержательной характеристики факторов влияния по каждой из разнородных групп (относящихся, соответственно, к техническим и эксплуатационным характеристикам крана);

- раскрытие изменения факторов во времени (на протяжении всего срока эксплуатации грузоподъемного крана);

- установление количественных зависимостей стоимостного эквивалента от факторов влияния;

- определение целевых функций и критериев эффективности.

Выводы

1. На протяжении срока нормативной службы стоимость грузоподъемного крана изменяется не в прямой зависимости от эффективности его использования.

2. Остаточная стоимость грузоподъемного крана, отработавшего нормативный срок службы, может быть определена как часть первоначальной стоимости путем установления рыночной стоимости его элементов, годных для дальнейшего использования.

3. Остаточная стоимость должна являться базой для определения оценочной стоимости восстановленного грузоподъемного крана с продленным сроком безопасной эксплуатации.

Литература

1. Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 1135-Ф3.

2. Григорьев В.В. Оценка предприятий: имущественный подход. М., 1998.

Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) 29 марта 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.