ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: 1. На основании договора поручения с иностранным юридическим лицом банк продает от имени и за счет последнего ценные бумаги. Третьим лицом по сделке является фирма - резидент РФ. Доход фирмы - нерезидента, являющейся доверителем по договору поручения, выплачивается по условиям договора непосредственно банком-поверенным. Кто должен удержать налог на доходы иностранного юридического лица: банк или фирма - резидент?
2. Аналогичная ситуация, но третьим лицом по сделке является фирма - нерезидент.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 20 января 2000 года № 04-02-05/5
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо банка и по существу вопроса сообщает следующее.
В соответствии с гл. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Поскольку доход фирмы - нерезидента, являющейся доверителем по договору поручения, выплачивается иностранному юридическому лицу по условиям договора непосредственно банком - поверенным, то обязанность по удержанию налога у источника возникает у банка независимо от того, является ли третьим лицом по сделке фирма -резидент или фирма - нерезидент.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
Вопрос: Филиал американской компании в РФ, состоящий на учете в российских налоговых органах и являющийся постоянным представительством, планирует оказывать консультационные услуги компании -резиденту Республики Казахстан. Местом оказания услуг фактически будет территория РФ (место нахождения филиала). Подпадают ли доходы филиала американской ком-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 января 2000 года №04-06-05
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо в отношении деятельности филиала компании и в части вопросов, относящихся к ведению Департамента, сообщает следующее.
пании от указанной деятельности под действие Конвенции об избежании двойного налогообложения между РФ и Казахстаном от 18.10.96 и соответственно возможна ли выдача российскими налоговыми органами филиалу американской компании, действующему на территории России, документов, подтверждающих его российскоерезидентство, для целей применения указанной Конвенции?
По действующему российскому законодательству филиал компании не является резидентом Российской Федерации, в связи с чем доходы данного филиала, получаемые в отношении деятельности по оказанию консультационных услуг в Казахстане, не подпадают под действие положений российско-казахстанской Конвенции об избежании двойного налогообложения от 18.10.96. По этой причине налоговые органы Российской Федерации не вправе выдать филиалу американской компании, действующему на территории России, документы, подтверждающие его российское резидентство.
Рассматриваемый доход филиала компании, зарегистрированного в РФ для налоговых целей и являющегося постоянным представительством компании, будет включаться в его совокупный доход и облагаться по действующей ставке налога на прибыль.
Для урегулирования вопросов, связанных с возможностью двойного налогообложения указанного вида дохода в России и Казахстане, следует применить соответствующие положения соглашения между США и Казахстаном.
В рамках американо-казахстанского соглашения об избежании двойного налогообложения будет решен вопрос о том, осуществляется ли деятельность компании в Казахстане через постоянное представительство либо нет. В первом случае следует учитывать, что налоговыми органами будет ставиться вопрос о взимании с такого дохода налога на прибыль. Если же будет принято решение об отсутствии деятельности через постоянное представительство, то данный вид дохода, по нашему мнению, не подлежит никакому налогообложению в Казахстане (включая налог у источника в размере 20%).
Для решения вопроса о применении к Вашему случаю конвенции об избежании двойного налогообложения между Казахстаном и США следует получить подтверждение налогового резидентства компании в службе внутренних доходов США.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.96 "ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"
Вопрос: Заполученные от зарубежного поставщика материалы в августе 1998года с валютного счета ЗАО был произведен перевод валютных средств. Однако на счета поставщика средства не поступили и были возвращены на валютный счет ЗАО. Последующие обращения в банк о пе-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 февраля 2000 года
№ 04-02-05/1
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо ЗАО и по существу вопроса сообщает следующее.
речислении средств в уплату задолженности поставщику банком не исполнялись. Банк банкротом не признан, и лицензия ЦБ РФ у него не изъята. При обращении в арбитражный суд последний, рассмотрев дело по иску предприятия, обязал банк по исполнительному листу исполнить обязательство. Банк, ссылаясь на отсутствие средств, обязательство не выполняет.
По состоянию на 31.12.99 по счету 80 в составе внереализационных доходов образуется положительная курсовая разница от переоценки валютных средств на счете в банке, которая подлежит включению в налогооблагаемую базу по прибыли.
Возможно ли в данной ситуации списать денежные средства со счета 52 "Валютный счет в банке"на счет 63 "Расчеты по претензиям" в рублевом эквиваленте для того, чтобы не производить в дальнейшем исчисления курсовой разницы?
В соответствии с нормами Федерального закона от 25.02.99 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Положения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитных организаций в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 02.04.96 № 264, обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются на балансе кредитной организации и выплачиваются кредиторам в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций.
Департамент налоговой политики и Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности принимали в отдельных случаях совместное решение, разрешающее некредитным организациям в бухгалтерском учете на дату отзыва лицензии у банка перевести рублевый эквивалент средств со счета 52 "Валютный счет" на счет 63 "Расчеты по претензиям".
Однако в сложившейся ситуации, когда у банка не отозвана лицензия и не начата процедура банкротства, Департамент налоговой политики не считает возможным разрешить закрытому акционерному обществу не производить уплату налога на прибыль с курсовых разниц, образовавшихся по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, а также списать денежные средства со счета 52 "Валютный счет" на счет 63 "Расчеты по претензиям" в рублевом эквиваленте.
При этом следует иметь в виду, что Федеральным законом от 03.03.99 № 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" на период с 1 августа по 31 декабря 1998 года для организаций был установлен специальный порядок налогообложения курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.02.99 № 40-ФЗ (ред. от 02.01.2000) "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (принят ГД ФС РФ 18.09.98)
"ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТЗЫВЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ У КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. ЦБ РФ 02.04.96 № 264) (ред. от 07.07.99)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97) (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.03.99 № 45-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (принят ГД ФС РФ 10.02.99)
Вопрос: В соответствии с п. 3 протокола к Соглашению между РФ и ФРГ от 29.05.96 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество " "считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающего Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того, выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях. Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу. Предыдущие положения также распространяются на суммы процентов на рекламу, выплачиваемые постоянным представитель -ством".
Имеет ли право российское ОАО, в капитале которого участвует немецкий инвестор, неограниченно вычитать выплачиваемые по заемным средствам проценты при исчислении налогооблагаемой прибыли независимо от доли участия немецкого резидента в капитале российского ОАО. В нашем случае эта доля меньше 25%?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 февраля 2000 года № 04-06-05
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу применения Протокола к российско-германскому Соглашению об избежании двойного налогообложения от 29.05.96 и сообщает следующее.
Минфин России как компетентный орган по вопросам применения указанного Соглашения подтверждает право российских юридических лиц, в капитале которых участвуют немецкие инвесторы, неограниченно вычитать выплачиваемые по заемным средствам проценты при исчислении налогооблагаемой прибыли независимо от доли участия немецкого резидента в капитале российского юридического лица.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
Вопрос: Правомерно ли требование налоговой инспекции о представлении банком - налоговым агентом налоговой декларации по услугам, реализованным на территории РФ иностранными юридическими лицами, не состоящими на учете в налоговых органах?
По какому курсу банку следует отражать в налоговой декларации стоимость услуг, оплаченных иностранному юридическому лицу, а также сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:
- в случае, когда сумма налога уплачена до установленного срока сдачи налоговой декларации и уплаты налога;
-в случае, когда на момент представления декларации налог не уплачен?
Ответе
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 января 2000 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом о порядке уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранной организации, Департамент налоговой политики по согласованию с Департаментом косвенных налогов, налогов с оборота, налога с продаж МНС России сообщает.
В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 24 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Поэтому требование налоговой инспекции о представлении налоговым агентом налоговой декларации по товарам (работам, услугам), реализованным на территории Российской Федерации иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе, правомерно. Однако стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), отраженная в таких декларациях, является оборотом по реализации товаров (работ, услуг) иностранной организации, за счет средств которой налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет. В связи с этим налоговому агенту по оборотам иностранной организации следует составлять и представлять в налоговую инспекцию отдельную декларацию по форме согласно приложению № 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).
В случае, если налог на добавленную стоимость за иностранную организацию уплачен в бюджет не позднее срока, установленного Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) для представления декларации и уплаты налога, то стоимость товаров (работ, услуг), оплаченных иностранной организации, и сумма налога по ним указываются по строке 3 декларации по курсу Банка России, действовавшему на дату фактической уплаты налога в бюджет.
В случае, если на момент представления декларации налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачен, стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) и суммы налога по ним отражаются в декларации по курсу Банка России, действующему на дату ее представления, с последующим представлением в налоговый орган уточненной декларации, пересчитанной по курсу Банка России на дату фактической уплаты налога в бюджет.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Вопрос: Предприятием и АОЗТ в рамках совместной деятельности осуществляется строительство эстакады. Ведение общих дел поручено АОЗТ.
АОЗТ при ввозе материалов и оборудования из-за рубежа уплатило НДС таможенным органам.
Следует ли возмещать входной ПДС по приобретенным материалам и оборудованию АОЗТ, если его доля участия в строительстве составляет 30%?
Если ПДС в полной сумме возмещается АОЗТ, то следует ли начислять ПДС при прекращении договора простого товарищества и передаче основных средств собственнику?
Производится ли возмещение сумм ПДС, уплаченных таможенным органам по оборудованию, приобретаемому по договору лизинга, при частичной оплате этого оборудования поставщикам?
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99) "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 февраля 2000 года № 04-03-11
Департамент налоговой политики по вопросам применения налога на добавленную стоимость, изложенным в письме, сообщает свое мнение.
Действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость не предусмотрено особенностей и исключений при возмещении налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, приобретаемым для производства товаров (работ, услуг) в рамках совместной деятельности. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные АОЗТ (ведущим общие дела по договору простого товарищества) по приобретенным материалам и оборудованию, следует возмещать в общеустановленном порядке.
Согласно подп. 5 п. 3 ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при ликвидации этого общества или товарищества реализацией товаров (работ, услуг) не признается. В связи с этим стоимость имущества, передаваемого участникам простого товарищества при его ликвидации, в пределах их вступительных взносов налогом на добавленную стоимость не облагается, а стоимость имущества, превышающая величину вступительного взноса, от налогообложения не освобождается.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств производственного назначения, в том числе основных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, возмещаются налогоплательщикам в момент принятия этих основных средств на учет. По нашему мнению, из данной нормы не следует, что возмещение налога производится только при полной оплате основных средств их поставщикам. Таким образом, если оборудование, ввезенное на территорию Российской Федерации по
договору лизинга, принято к учету, возмещение налогоплательщикам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам, при частичной оплате этого оборудования поставщикам действующему налоговому законодательству не противоречит.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
Вопрос: ООО заключен договор на оказание услуг по поиску поставщиков товаров за пределами РФ с внешнеторговой фирмой, являющейся иностранным юридическим лицом, не имеющей представительства в России. В счетах и актах выполненных услуг, представляемых нам к оплате, местом реализации указано иностранное государство. Облагаются ли оказанные нам инофирмой услуги НДС? Каков порядок применения налога с доходов иностранного юридического лица?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 25 февраля 2000 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) этим налогом облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 4 указанного Закона местом реализации консультационных услуг, а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. По нашему мнению, услуги по поиску поставщиков товаров, оказываемые иностранной фирмой Вашей организации, являются услугами, аналогичными консультационным услугам и услугам по обработке информации. Поэтому стоимость таких услуг включается в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
Что касается порядка применения налога с доходов иностранного юридического лица, то в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) налогообложению в Российской Федерации подлежит прибыль иностранного юридического лица, полученная в связи с его деятельностью в Российской Федерации. При этом для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным
с товарообменом или с операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции, работ и услуг, в результате которых право собственности на продукцию, работы и услуги переходит российскому юридическому лицу до пересечения ими государственной границы Российской Федерации. В связи с этим услуги по сбору информации за пределами территории Российской Федерации для целей налога на доходы иностранного юридического лица рассматриваются как услуги, экспортируемые в Российскую Федерацию, и от налогообложения освобождаются.
Одновременно сообщаем, что для включения в состав расходов российского налогоплательщика стоимости вышеуказанных услуг размер и периодичность их оплаты должны быть подтверждены документально.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99) "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вопрос: ОАО направляются работники на семинары по составлению годового бухгалтерского отчета, качеству выпускаемой продукции, экономическому анализу работы предприятия, валютным операциям и так далее. Оплачивает обучение ОАО. Правомерно ли включение стоимости обучения (с НДС или без НДС) в состав совокупного дохода физического лица для удержания подоходного налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 16 февраля 2000 года № 04-04-06
На Ваше письмо по вопросу правомерности включения в совокупный доход работника средств, затраченных предприятием на обучение на платных курсах, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Подпунктом "д" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено исключение из облагаемого дохода всех видов установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.
Так, в соответствии со ст. 184 Кодекса законов о труде Российской Федерации стоимость профессионального обучения на производстве, предусматривающая индивидуальную, бригадную, курсовую и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации, в налогооблагаемый доход физических лиц не включается.
В этом случае оплата обучения будет рассматриваться как компенсационная выплата, связанная с выполнением сотрудником его трудовых обязанностей.
Таким образом, если обучение входит в программу подготовки кадров организации, осуществляется не по личной инициативе работников, а по решению организации, направляющей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью, и не предусматривает получение высшего или среднего специального образования, а также обучение смежным и вторым профессиям, то стоимость обучения (включая НДС) не должна включаться в совокупный облагаемый доход работника.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000) "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. ВС РСФСР 09.12.71) (ред. от 30.04.99) (по состоянию на 6 января 2000 года)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Как правильно исчислить подоходный налог с заработной платы, выплачиваемой по трудовому договору жителю страны СНГ, постоянно проживающему в России?
Ответ: В соответствии со ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 № 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, постоянно проживающие на территории России (независимо от гражданства - российского, иностранного), являются плательщиками подоходного налога по всем доходам, полученным как на территории России, так и вне этой территории. Согласно ст.ст. 7 и 8 этого же Закона налогообложению подлежит совокупный доход, полученный от выполнения трудовых обязанностей, с применением льгот и вычетов и по ставкам прогрессивной шкалы ставок, установленных ст. 6 Закона.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000) "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Вопрос: Как правильно исчислить подоходный налог с дохода, выплаченного жителю СНГ, прибывшему в Россию на две недели и продавшему организации на территории России автомобиль?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 07.12.91 "О подоходном налоге с физических лиц" у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в России (менее 183 дней), объектом обложения налогом являются доходы от источников в Российской Федерации. Согласно ст. 17 этого же Закона с доходов таких лиц, полученных по
договорам гражданско-правового характера (договор купли-продажи автомобиля), налог удерживается у источника выплаты по ставке 20%.
М.П. Сокол
Государственный советник налоговой службы IIранга 14.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000) "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Вопрос: Российское юридическое лицо имеет в штате организации иностранца - резидента. Организация арендует для него жилое помещение (квартиру), так как это предусмотрено трудовым договором. Будут ли суммы компенсаций расходов по найму жилого помещения включаться в состав облагаемого подоходным налогом годового дохода иностранца - резидента?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" объектом налогообложения у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в России, является совокупный доход, полученный в календарном году от источников в Российской Федерации и за ее пределами.
Согласно ст. 14 названного Закона, определяющей особенности налогообложения иностранных граждан, имеющих постоянное местожительство в России, суммы компенсации расходов по найму жилого помещения не включаются в состав облагаемого налогом совокупного дохода иностранного физического лица.
Т.В. Богданова
Советник налоговой службы IIранга 11.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000) "О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Вопрос: Какие документы требуется представить в налоговый орган для подтверждения факта экспорта подакцизных товаров, если данная поставка осуществляется налогоплательщиком (производителем -владельцем подакцизных товаров)?
Ответ: В соответствии с п. 6.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты акцизов" № 47 от 10.08.98 налогоплательщики, то есть производители - владельцы подакцизных товаров, в дальнейшем вывезенных за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств), в срок не позднее 90 дней с момента их фактической отгрузки должны представить в налоговые органы следующие документы, подтверждающие факт вывоза указанных товаров за пределы стран-участниц СНГ:
а) контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров;
б) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством.
При поступлении выручки от реализации иностранному лицу подакцизных товаров на счет налогоплательщика (производителя - владельца этих подакцизных товаров) не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы, кроме платежных документов и выписки банка, представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
в) грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика, с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа);
г) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика, с отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств - участников СНГ, подтверждающими вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов.
Ссылки на нормативные акты:
И.А. Давыдова
Советник налоговой службы IIранга 11.02.2000
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ''
Вопрос: Каким образом осуществляется зачет (возврат) сумм акциза организации - экспортеру подакцизных товаров, не являющейся их производителем?
Ответ: Федеральный закон от 06.12.91 № 1993-1 "Об акцизах" не предусматривает зачет (возврат) сумм акциза непосредственно организации - экспортеру подакцизных товаров, не являющейся их производителем. Возмещение организации - экспортеру (владельцу давальческого сырья) сумм акциза должен осуществлять производитель подакцизных товаров, получивший зачет (возврат) этих сумм как плательщик акцизов после представления им в налоговый орган всех необходимых документов, подтверждающих факт экспорта подакцизного товара. Механизм такого возмещения может быть реализован только посредством выполнения организацией-экспортером (владельцем давальческого сырья) и производителем подакцизного товара договорных обязательств, заключенных между собой на взаимной основе.
Вопрос: Кто является плательщиком акцизов по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья на территории Российской Федерации, вывезенным в дальнейшем за пределы территории Российской Федерации, в случае, если поставку на экспорт осуществляет организация -владелец давальческого сырья?
Поэтому в договорах, заключаемых между организацией -владельцем давальческого сырья и организацией - производителем подакцизного товар из давальческого сырья, необходимо предусматривать условия, в соответствии с которыми организация - производитель подакцизных товаров из давальческого сырья, вывезенных за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), по возмещении ей суммы акциза, уплаченной по этим товарам, возвращает эту сумму организации - экспортеру (владельцу давальческого сырья и экспортированных подакцизных товаров), а организация - экспортер представляет организации - производителю все необходимые для возмещения акцизов документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 06.12.91 № 1993-1 "Об акцизах" (с учетом последующих изменений и дополнений) по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации (в том числе из давальческого сырья), плательщиками акцизов являются производящие и реализующие их предприятия.
Согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.98 № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам (в том числе произведенным из давальческого сырья), в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств), после представления в течение 90 дней с момента отгрузки таких товаров в налоговые органы документов, подтверждающих факт их вывоза, засчитывается этим налогоплательщикам на основании представленных расчетов в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.
Учитывая изложенное, организация, производящая подакцизные товары из давальческого сырья, является плательщиком акцизов и для получения зачета (возмещения) по экспортируемым товарам независимо от того, кто осуществляет экспорт (предприятие - владелец давальческого сырья или производитель подакцизной продукции), ей необходимо представить документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, в соответствии с п. 6.5 вышеназванной Инструкции.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
Вопрос: Российское предприятие (собственник давальческого сырья) осуществляет экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья за пределами территории Российской Федерации. Правомерно ли в декларации за один отчетный месяц одновременно указывать сумму акциза, начисленную по продукции, отгруженной на экспорт, и эту же сумму как подлежащую зачету?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, плательщиками акцизов являются собственники давальческого сырья.
Предприятию (налогоплательщику) по экспортируемым подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья) для получения зачета или возмещения сумм акцизов, уплаченных по этим товарам, в соответствии с п. 6.2 Инструкции № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" необходимо представить в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки таких товаров соответствующие документы, предусмотренные п. 6.5 Инструкции.
При этом в соответствии с п. 6.1 Инструкции в случае, если факт экспорта подакцизных товаров подтвержден до наступления срока уплаты акцизов по отгруженным товарам, сумма акциза, начисленная в момент отгрузки этих товаров, слагается (вычитается из начисленной суммы) в том отчетном периоде, когда в налоговые органы были представлены документы, подтверждающие факт экспорта.
Таким образом, российское предприятие, отражая в налоговой декларации сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по экспортируемой подакцизной продукции, одновременно может отражать зачет данной суммы, но только при выполнении требований подтверждения факта экспорта этой продукции.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
Вопрос: Кто является плательщиком акцизов по бензину автомобильному, произведенному из давальческого сырья, принадлежащего российской организации, но изготовленному на территории Республики Беларусь?
Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об акцизах" по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, плательщиками акцизов являются собственники давальческого сырья.
Поэтому в случае переработки на давальческой основе нефти на территории Республики Беларусь, собственником которой является предприятие, зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории Российской Федерации, плательщиком акцизов по бензину, произведенному из этой нефти, является российское предприятие - собственник нефти.
Т.К. Подгорная
Советник налоговой службы 111ранга 10.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
Вопрос: Организация ввозит на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь алкогольную продукцию. Какой орган Российской Федерации осуществляет сбор акцизов по данной продукции?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 06.12.91 № 1993-1 "Об акцизах" с 18 февраля 1998 г. организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, являются плательщиками акцизов на территории Российской Федерации.
С момента вступления в действие Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. № 47-р о взимании акцизов по происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию Российской Федерации, таможенными органами из данной категории плательщиков исключаются организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных из Республики Беларусь, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. № 1008 "О марках акцизного сбора" алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора.
Таким образом, акцизы по алкогольной продукции, ввозимой из Республики Беларусь, взимаются таможенными органами и контроль за правильностью уплаты акцизов предприятиями, осуществляющими первичную реализацию данных видов товаров, осуществляют таможенные органы.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ" РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 11.01.2000 № 47-р <0 ВЗИМАНИИ АКЦИЗОВ>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.09.99 № 1008 "О МАРКАХ АКЦИЗНОГО СБОРА"
Вопрос: Из Белоруссии ввозится подакцизный товар. На основании каких документов производится уменьшение суммы акциза, подлежащейуплате на территории Российской Федерации, на сумму акциза, уплаченную в Республике Беларусь?
Ответ: Согласно п. 7 ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.
Поэтому сумма акциза по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, подлежащая уплате в бюджет Российской Федерации российскими организациями, осуществляющими первичную реализацию этих товаров, уменьшается на сумму акциза, уплаченную белорусскими налогоплательщиками в бюджет Республики Беларусь.
Уменьшение сумм акциза производится только при условии документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет Республики Беларусь, для чего организации, зарегистрированные в Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления из Республики Беларусь, должны представить в налоговые органы по месту регистрации документы, перечисленные в п. 7.5 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов":
- заявление о зачете сумм акциза, уплаченных в бюджет Республики Беларусь;
- справку о фактической уплате акцизов в бюджет Республики Беларусь (по форме согласно приложению № 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.98 № 47), заполняемую производителем подакцизного товара и заверенную руководителем налогового органа Республики Беларусь, где данный производитель зарегистрирован в качестве налогоплательщика;
- контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) налогоплательщика Республики Беларусь с российским партнером на поставку подакцизных товаров или переработку на территории Республики Беларусь;
- копию сертификата соответствия по форме СТ-1, заверенную в установленном порядке. По товарам, производимым из давальческого сырья, принадлежащего налогоплательщику Российской Федерации, - справку о том, что данная партия товара действительно произведена на территории Республики Беларусь из сырья, владельцем которого является налогопла-
телыцик Российской Федерации, и отгружена белорусским производителем российскому налогоплательщику;
- копии товарно-транспортных накладных, заполненные в соответствии с формами, действующими в настоящее время в государствах - участниках Таможенного союза, с указанием номера поставки.
При отсутствии хотя бы одного из перечисленных документов зачет сумк акциза, уплаченных в стране происхождения товара, не производится, и организация, осуществившая первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, уплачивает акциз по этим товарам по установленным законом ставкам.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ" ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
Вопрос: Какой порядок взимания акцизов применяется при ввозе подакцизной продукции в Российскую Федерацию с территории Республики Молдова?
Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.91 № 1993-1 "Об акцизах" с марта 1996 г. установлен порядок взимания акцизов таможенными органами по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, согласно которому сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств -участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения.
На сегодняшний день такой порядок взимания акцизов таможенными органами в полной мере установлен только с Республикой Молдова.
Согласно Указанию Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.11.96 № 01-14/1277 "О зачете сумм акцизов, уплаченных на территории Республики Молдова" при таможенном оформлении подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Молдова, производится зачет суммы акциза, уплаченного в стране их происхождения, при условии подтверждения такой уплаты в бюджет Республики Молдова. В качестве документа, подтверждающего уплату акцизов в бюджет Республики Молдова, таможенными органами Российской Федерации используется оригинал справки, выдаваемый территориальным налоговым органом Республики Молдова по каждой экспортной поставке.
Т.К. Подгорная
Советник налоговой службы IIIранга 14.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ" УКАЗАНИЕ ГТК РФ от 19.11.96 № 01-14/1277 (ред. от 26.05.99) "О ЗАЧЕТЕ СУММ АКЦИЗОВ, УПЛАЧЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА"
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: Завод оплачивает оформление виз для иностранных граждан - представителей зарубежных контрагентов завода. Расходы учитываются для целей налогообложения как представительские. Правильно ли это?
Ответ: Перечень расходов, относимых в настоящее время к представительским, установлен в п. 1 письма Минфина РФ от 06.10.92 № 94 (ред. от 19.10.95) "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
В соответствии с данной нормой к представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Затраты предприятия, связанные с оформлением виз для иностранных граждан - представителей контрагентов предприятия, в указанном перечне не содержатся.
По нашему мнению, затраты на оформление въездных виз для представителей иностранных организаций не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
C.B. Супотницкий
Центр исследований проблем налогообложения 29.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.92 № 94 (ред. от 19.10.95) "НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ"