ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Российская компания заключает с иностранным юридическим лицом договор на оказание возмездных услуг за рубежом, а также на территории России. Будут ли возникать обязательства по уплате НДС при оплате услуг по данному договору в следующих случаях:
- услуги оказаны за рубежом (в дальнем зарубежье);
-услуги оказаны в странах СНГ, а именно - на Украине, в Белоруссии, Молдове, Грузии;
- услуги оказаны на российской территории?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 марта 2000 года № 04-03-08
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) этим налогом облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 4 указанного Закона местом реализации консультационных, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, а также услуг по обработке информации и иных аналогичных услуг является место экономической деятельности покупателя услуг, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. При этом если иностранная компания получает доход или экономическую выгоду на территории Российской Федерации от потребления услуг, оказываемых российским налогоплательщиком, то местом экономической деятельности этой иностранной компании, по нашему мнению, является территория Российской Федерации.
Учитывая изложенное, если Ваша организация оказывает указанные услуги иностранной компании, местом экономической деятельности которой является территория Российской Федерации, то данные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации в общеустановленном порядке.
В случае реализации Вашей организацией вышеуказанных услуг покупателю, место экономической деятельности которого находится за пределами территории Российской Федерации, в том числе в государствах-участниках СНГ, денежные
средства, поступившие на расчетный счет Вашей организации за такие услуги, в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, не включаются.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссшки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Наше предприятие имеет лицензию на оказание экспедиторских услуг. Мы заключаем договор с российской фирмой, экспортирующей товар за пределы СНГ. В то же время мы от своего имени заключаем договор с латвийской фирмой-перевозчиком на перевозку этих товаров.
Имеем ли мы льготу по НДС, т.к. наши услуги связаны с экспортом груза?
Какие налоги мы должны платить за латвийскую фирму-перевоз-чика, если она получает доход на территории России?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 марта 2000 года № 04-03-08
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 14 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территорий государств-участников СНГ грузов, включая услуги по экспедированию, для целей налогообложения считаются экспортируемыми и налогом на добавленную стоимость не облагаются. При этом льгота предоставляется при наличии предусмотренных названным пунктом Инструкции документов, подтверждающих факт транспортировки и обслуживания экспортных грузов и фактический вывоз этих грузов за пределы территорий государств-участников СНГ.
В связи с изложенным при наличии у налогоплательщика указанных документов налог на добавленную стоимость по услугам по перевозке экспортных грузов, в том числе по услугам, оказываемым латвийской фирмой - перевозчиком, а также по услугам по экспедированию экспортных грузов не уплачивается.
Что касается уплаты налога на доход, получаемый латвийской фирмой-перевозчиком, то в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" иностранное юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивает налоги на прибыль самостоятельно. В случае, если иностранная фирма не имеет постоянного представительства на территории Российской Фе-
дерации, на российское предприятие, выплачивающее доходы иностранному юридическому лицу, возлагается обязанность удерживать налог с таких доходов по ставке 20%.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 31.12.97)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Услугами нашей организации намеревается воспользоваться Консульство Украины. Распространяется ли льгота по НДС, предусмотренная подп. "б" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О НДС", в части освобождения товаров и услуг, предназначенных для официального пользования консульскими учреждениями, при безналичных расчетах от НДС?
Ответ: Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" товары и услуги, предназначенные для официального пользования дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая членов их семей), освобождаются от налога на добавленную стоимость. При этом следует учесть, что с 1 апреля 1999 года освобождение вышеназванных товаров и услуг от налога на добавленную стоимость производится на основе принципа взаимности.
Консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации по объему освобождений от налога на добавленную стоимость приравниваются к дипломатическим представительствам этих государств в Российской Федерации.
Так, уточненный объем освобождений от налога на добавленную стоимость дипломатических и консульских учреждений Украины в Российской Федерации приведен в приложении № 2 к письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81.
В соответствии с п. 1.4 Положения о порядке возмещения налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и их персоналу, утвержденного приказом Госналогслужбы России от 22.12.98 № ГБ-3-06/334, товары (услуги), предназначенные для официального пользования
дипломатических представительств, расчеты за которые производятся в безналичном порядке, реализуются предприятиями и организациями без налога на добавленную стоимость. В первом экземпляре (оригинале) счета-фактуры, представляемом продавцом товара (услуг) дипломатическому представительству, в обязательном порядке должна содержаться надпись или штамп "Без налога (НДС)".
В случае, если оказываемые Вашей организацией услуги Консульству Украины поименованы в качестве льготируемых в приложении № 2 к вышеназванному письму МНС России от 28.01.2000, то они освобождаются от налога на добавленную стоимость при условии их оплаты Консульством в безналичном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 22.12.98 № ГБ-3-06/334 (ред. от 06.05.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМ И ИХ ПЕРСОНАЛУ, ВКЛЮЧАЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ"
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
<ПИСЬМО> МНС РФ от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
Вопрос: Наша компания перезаключает договоры на обслуживание дипломатического корпуса. Из каких документов мы можем получить информацию о применении льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении дипломатических представительств иностранных государств?
Ответ: Информация об объеме освобождений по налогу на добавленную стоимость для дипломатических и приравненных к ним представительств, а также персонала этих представительств и членов семей представительств приведена в письмах Министерства Российской Федерации о налогах и сборах от 08.10.99 № ВГ-6-06/804, от 14.12.99 № ВГ-6-06/1011 и от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81.
При этом следует обратить внимание, что освобождение от налога на добавленную стоимость может быть:
- полным, то есть без каких бы то ни было ограничений (Приложение № 1 к указанным письмам МНС России);
- частичным, то есть установлены ограничения по номенклатуре товаров и услуг, по объему покупки, по сумме чека, по статусу лиц, приобретающих товары (услуги) - глава представительства, дипперсонал, административно-технический персонал, члены их семей, и т.п. (Приложение № 2 к указанным письмам МНС России);
- полностью отсутствовать (Приложение № 3 к указанным письмам МНС России).
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 08.10.99 № ВГ-6-06/804 (ред. от 28.01.2000)
"ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
<ПИСЬМО> МНС РФ от 14.12.99 № ВГ-6-06/1011
"ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
<ПИСЬМО> МНС РФ от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81
"ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
Вопрос: Наше малое предприятие оказывает услуги по ремонту множительной техники ряду посольств иностранных государств в РФ. К числу клиентов, обслуживаемых нашим предприятием, относится посольство Греции. Информация о размере льгот по НДС в отношении дипкорпуса этого государства отсутствует. Имеются ли основания для выставления счетов за оказанные услуги посольству Греции без НДС?
Ответ: Информация об объеме освобождений по налогу на добавленную стоимость для дипломатических и приравненных к ним представительств, а также персонала этих представительств, основанная на принципе взаимности, приведена в письмах Министерства Российской Федерации о налогах и сборах от 08.10.99 № ВГ-6-06/804, от 14.12.99 № ВГ-6-06/1011 и от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81.
В отношении государств, не поименованных в вышеназванных письмах МНС России, необходимо уведомить дипломатические представительства, которым Ваше предприятие оказывает услуги, об отсутствии оснований для оказания им услуг без налога на добавленную стоимость в случае, если ими не будет решен вопрос о включении в список государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.
Таким образом, до урегулирования в вышеназванном порядке посольством Греции вопроса об объеме освобождений по НДС Ваше предприятие должно выставлять счета за оказанные услуги посольству с налогом на добавленную стоимость.
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 08.10.99 № ВГ-6-06/804 (ред. от 28.01.2000)
"ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
вопрос: Освобождаются ли товары, приобретаемые дипломатическими представительствами у нашего предприятия за наличный расчет, от налога с продаж, установленного на территории г. Москвы?
<ПИСЬМО> МНС РФ от 14.12.99 № ВГ-6-06/1011 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
<ПИСЬМО> МНС РФ от 28.01.2000 № ВГ-6-06/81 "ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛА"
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст. 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по установлению и введению налога с продаж на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Этим же Законом устанавливается перечень товаров, работ и услуг, стоимость которых не является объектом налогообложения по налогу с продаж. Товары (работы, услуги), предназначенные для официального пользования дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно - технического персонала (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом) этих представительств, в этот перечень не включены.
В соответствии с указанным Законом на территории г. Москвы с 01.07.99 Законом г. Москвы от 17.03.99 № 14 "О налоге с продаж" был введен данный налог, ставка которого до 01.01.2000 составляла 2% от стоимости подлежащих налогообложению товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, после 01.01.2000 - 4%. (Закон города Москвы 17 марта 1999 года № 14 "О налоге с продаж" (извлечение) "Статья 3. Ставка налога. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 4%").
Освобождение товаров (работ, услуг), предназначенных для дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств, названным законом г. Москвы не предусмотрено.
Учитывая изложенное, оснований для реализации товаров за наличный расчет дипломатическим и приравненным к ним представительствам на территории г. Москвы без налога с продаж не имеется.
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 № 150-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 20 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
Вопрос: Применяется ли в отношении международных организаций порядок освобождения от НДС, установленный Наложением о порядке возмещения налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и их персоналу, включая членов семей, утвержденным Приказомруководителя Госналогслужбы России от 22.12.1998 М ГБ-3-06/334?
Ответ: Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее Закон) предусмотрено, что от налога на добавленную стоимость освобождаются товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом) этих представительств, в случаях, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических и приравненных к ним представительств, а также дипломатического и административно-технического персонала (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом) этих представительств.
Таким образом, в соответствии с Законом данная льгота предоставляется, во-первых, только иностранным представительствам (дипломатическим или приравненным к ним) и только на основе принципа взаимности, а во-вторых, в отношении реализуемых этим представительствам товаров и услуг. В связи с этим в отношении международных организаций указанная норма Закона применена быть не может.
На территории Российской Федерации международные организации действуют в соответствии с соглашениями об их создании, учреждении и иными международными договорами, заключенными Российской Федерацией (СССР).
В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Если вступившими в силу в установленном порядке договорами устанавливается освобождение от налога на добавленную стоимость, то такие международные организации по самостоятельному, помимо Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", основанию освобождаются от налога на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
Соответственно, в отношении международных организаций не может применяться и порядок освобождения от налога на добавленную стоимость, установленный Положением о порядке возмещения налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и их персоналу, включая членов семей, утвержденным приказом руководителя Госналогслужбы России от 22.12.98 № ГБ-3-06/334.
Г.В. Желобкович
Советник налоговой службы Iранга E.H. Сорокина
Советник налоговой службы 1ранга 14.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 22.12.98 № ГБ-3-06/334 (ред. от 06.05.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАМ И ИХ ПЕРСОНАЛУ, ВКЛЮЧАЯ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙ"
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
Вопрос: В 2000 году введена новая форма декларации иностранной организации о доходах в РФ. Должна ли она применяться только к доходам за 2000 год или может также быть представлена по доходам, полученным иностранной организацией в 1999 году?
Ответ: Пятнадцатого апреля 2000 года истекает срок представления иностранными организациями декларации о доходах в отношении результатов деятельности, осуществляемой этими организациями в Российской Федерации в 1999 года.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.12.99 № ВВ-3-06/424 "Об утверждении формы декларации иностранной организации о доходах в Российской Федерации" была утверждена новая форма декларации иностранного юридического лица о доходах в Российской Федерации 1101 БЕ (2000), которая начинает применяться в 2000 году и должна быть представлена иностранными организациями по результатам их деятельности в Российской Федерации за 1999 год.
Одновременно с новой формой декларации о доходах иностранной организации в Российской Федерации 1101 БЕ (2000) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.01.2000 № ВГ-6-06/28 довело до налоговых органов методические рекомендации по порядку заполнения новой формы декларации иностранной организации о доходах.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-3-06/424 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ДОХОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
<ПИСЬМО> МНС РФ от 14.01.2000 № ВГ-6-06/28 <0 НОВОЙ ФОРМЕ ДЕКЛАРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ДОХОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Пятнадцатого апреля истекает срок представления иностранной организацией декларации о доходах в РФ. Распространяется ли эта обязанность на все иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ, или только на те, чья деятельность приводит к образованию постоянного представительства?
Ответ: В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 31.03.99 № 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах") иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет отчет о деятельности в Российской Федерации, а также налоговую декларацию по установленной форме.
Таким образом, обязанность представлять налоговую декларацию и отчет о деятельности в Российской Федерации возложена на все иностранные организации, осуществляющие деятельность в России, вне зависимости от их налогового статуса, а не только на иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянное представительство.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вопрос: Раздел 2 "Финансовое состояние"декларации иностранной организации о доходах в РФ по форме 1101 РЕ (2000) по своей структуре напоминает баланс российской организации. Означает ли это, что иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ, обязана вести бухучет по российским стандартам?
Ответ: Раздел 2 "Финансовое состояние" декларации иностранной организации о доходах в Российской Федерации отражает и позволяет оценить общее финансовое положение иностранной организации, показывает наличие источников средств, соотношение собственных и заемных источников, направления вложения средств, соотношение реального и "фиктивного" капитала иностранной организации и, как следствие, характер и источники ее доходов. Раздел также отражает дополнительную информацию (такую, как метод признания выручки в налоговых целях, метод оценки запасов, метод начисления амортизации), являющуюся необходимой для целей налогообложения.
По своей структуре раздел, действительно, напоминает баланс российской организации, также предусматривает деление показателей на "активы" и "пассивы", отражаемые на начало и конец отчетного периода, хотя назвать это балансом в отношении иностранной организации можно только условно. Тем более это не может означать и восприниматься как стремление обязать иностранные организации вести бухгалтерский учет по стандартам, принятым в Российской Федерации.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на терри-
тории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПРИКАЗ МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-3-06/424 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ДОХОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вопрос: Как правильно заполнить раздел 3 "Налоги, удержанные у источника выплаты доходов"декларации иностранной организации о доходах в Российской Федерации по форме 1101РЕ (2000)?
Ответ: В разделе 3 "Налоги, удержанные у источника выплаты доходов" иностранная организация указывает сведения о доходах, относящихся к ее отделению в Российской Федерации, подвергшихся обложению у источника выплаты.
Заполняя раздел, необходимо учитывать, что в соответствии с положениями законодательства отдельные виды доходов могут быть подвергнуты обложению у источника в полной сумме выплаты (к ним относятся, например, проценты, лицензионные платежи, суммы фрахта и другие), тогда как в отношении таких видов доходов, как доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от отчуждения имущества, в соответствующих нормативных и методологических документах установлен особый порядок расчета (например, доходы от отчуждения имущества рассчитываются на основе превышения суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения).
В том случае, если доходы были обложены налогом при их выплате без учета особого порядка расчета таких доходов, в декларации необходимо указать сумму дохода, исчисленную с учетом установленного порядка, а сумму налога указать в размере его фактического удержания.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-3-06/424 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ДОХОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вопрос: В соответствии с Инструкцией ГНС России от 16.06.95 М 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц "под постоянным представитель -ством иностранной организации понимается, в частности, место регулярного осуществления предпринимательской деятельности по извлечению доходов на территории РФ и за рубежом. Какие доходы, полученные за рубежом, включаются в доход постоянного представительства иностранной организации в России и как их правильно отразить в налоговой декларации?
Ответ: В доход постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации включаются, помимо прочего, доходы, полученные такой организацией из иностранных источников (за рубежом), относящиеся к постоянному представительству. Это - доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции (работ, услуг) через постоянное представительство. К ним относятся дивиденды по ценным бумагам, числящимся в активах постоянного представительства, и доходы от долевого участия в деятельности других организаций, также относящиеся к постоянному представительству иностранной организации в Российской Федерации.
Такие доходы указываются по соответствующим строкам раздела 4 декларации иностранной организации о доходах по форме НОШЕ (2000) в общей сумме с дивидендами любого рода и доходами от долевого участия в деятельности других организаций, полученными от источников в Российской Федерации.
Вместе с тем суммы, указываемые в строках "Доходы от долевого участия", "Доходы в виде дивидендов" раздела 6 декларации, должны включать только соответствующие доходы, относящиеся к отделению иностранной организации в России, полученные от источников в Российской Федерации. Аналогичные доходы, относящиеся к отделению иностранной организации в Российской Федерации, полученные от иностранных источников, в расчет раздела 6 декларации не включаются.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 31.12.97)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
ПРИКАЗ МНС РФ от 30.12.99 № ВВ-3-06/424 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ДЕКЛАРАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О ДОХОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вопрос: Какие изменения в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль необходимо учитывать иностранной организации при представлении декларации о доходах в Российской Федерации за 1999 год?
Ответ: С 1 апреля 1999 года для иностранных юридических лиц введен принцип самообложения, то есть самостоятельное определение суммы налога на прибыль, действующий в отношении организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации: изменена редакция п. 5 ст. 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в котором исключено положение, предусматривающее исчисление налога на прибыль иностранного юридического лица ежегодно налоговым органом.
В соответствии с ранее действующим порядком налоговый орган исчислял сумму налога на прибыль иностранного юри-
дического лица и выписывал платежное извещение в месячный срок с даты представления декларации о доходах с указанием срока уплаты налога. Срок уплаты налога в платежном извещении устанавливался в один месяц с даты его выписки.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 31.03.99 № 64-ФЗ) сумма налога определяется плательщиками, к числу которых относятся и иностранные организации, самостоятельно в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Таким образом, в нынешнем году иностранные организации должны самостоятельно определить свой налоговый статус, исчислить налоговые обязательства, представить в налоговый орган декларацию о доходах в Российской Федерации и уплатить сумму исчисленного налога на прибыль, не забывая, что платежное извещение по декларации иностранной организации начиная с 2000 года налоговым органом не выписывается.
Необходимо обратить внимание иностранных организаций-плательщиков налога на прибыль, что самостоятельное исчисление суммы налога предполагает и ответственность иностранной организации не только за декларирование доходов, как это было ранее, но и за правильность определения налогооблагаемой прибыли и суммы налога. При этом ответственность применяется в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31.07.98 № 147-ФЗ.
Ссылки на нормативные акты:
Л.В. Полежарова
Советник налоговой службы 1ранга 28.02.2000
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1998 № 147-ФЗ (ред. от 09.07.99)
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 16.07.98)
Вопрос: Российское предприятие заключило контракты на оказание услуг, заключающихся в предоставлении иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность за пределами территории Российской Федерации и государств-участников СНГ, емкости ретрансляторов спутника связи для организации каналов телерадиовещания. Являются ли объектом обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации вышеуказанных услуг?
Ответ: Согласно подп. "ж" п. 14 разд. VI Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" работы и услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве при условии использования результатов этих работ (услуг) за пределами территорий государств-участников СНГ, относятся к экспортируемым.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" экспортируемые работы и услуги освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Таким образом, НДС не облагаются обороты по реализации услуг по предоставлению иностранным организациям емкости ретрансляторов спутника связи.
Для обоснования льгот по налогообложению этих услуг в налоговые органы представляются в обязательном порядке следующие документы:
контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица - налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение услуг;
выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством;
акты или другие документы, подтверждающие факт использования результатов услуг в космическом пространстве.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 02.01.2000)
"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Нашей фирмой был получен аванс от немецкой компании в счет предстоящего экспорта проек-тно-конструкторских работ. ГНИ требует уплатить НДС с полученного аванса. Правомерны ли действия ГНИ?
Ответ: Перечень работ (услуг), относимых в целях налогообложения к экспортируемым, ограничен п. 14 разд. VI Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Про-ектно-конструкторские работы в этот перечень не входят и, следовательно, не являются экспортируемыми.
Однако согласно п. 9 Инструкции № 39 суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет выполнения работ (услуг), местом реализации которых не является Российская Федерация, НДС не облагаются.
В соответствии с поди, "г" п. 9 Инструкции № 39 место реализации проектно-конструкторских разработок определяется в целях применения налога на добавленную стоимость по месту экономической деятельности их покупателя, если покупатель имеет место нахождения в одном государстве, а продавец - в другом. Таким образом, местом реализации проектно-конструкторских работ российской фирмой немецкой компании является Германия.
В связи с изложенным требования ГНИ неправомерны. Документами, подтверждающими место реализации работ (услуг), в соответствии с п. 9 указанной Инструкции являются:
- контракт с иностранными или российскими лицами;
- платежные документы, свидетельствующие об оплате услуг;
- акты, справки или иные документы, подписанные продавцом и покупателем услуг.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость услуги по перевозке импортируемых в Россию товаров, оказываемые российскими перевозчиками импортерам продукции?
Ответ: В соответствии с подп. "к" п. 10 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом последующих изменений и дополнений) от налога на добавленную стоимость освобождаются обороты по реализации работ и услуг российскими налогоплательщиками, осуществляющими транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, складирование и т.д. импортных грузов в части работ и услуг, включенных в таможенную стоимость ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров.
В качестве документов, подтверждающих право на невключение указанных работ и услуг в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, в обязательном порядке в налоговые органы представляются:
- контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) или другие документы российского юридического лица - налогоплательщика с иностранными или российскими лицами на выполнение этих работ и услуг;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы или оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах;
- копии таможенных документов, подтверждающие ввоз на таможенную территорию Российской Федерации обслуживаемых товаров из-за пределов территорий государств-участ-ников СНГ и уплату НДС по указанным работам и услугам
таможенным органам в составе таможенной стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров;
- копии международных транспортных или товаросопроводительных документов или любых иных документов.
Российский налогоплательщик, осуществляющий транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, складирование и т.д. импортных грузов, должен вышеназванными документами подтвердить, что обслуживаемые им товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в режиме выпуска для свободного обращения (импорта), поскольку не включается в облагаемый оборот только транспортировка импортных грузов в режиме выпуска для свободного обращения. Также перевозчик должен подтвердить таможенными документами, что указанные работы и услуги вошли в таможенную стоимость ввезенных на территорию России из-за пределов государств-участников СНГ товаров и что по этим работам и услугам владельцем груза уплачен налог на добавленную стоимость на таможне.
Ссшки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
Вопрос: Просим разъяснить порядок обложения налогом на добавленную стоимость авансовых платежей, полученных российскими предприятиями в счет экспортных контрактов, в 2000году.
Ответ: В соответствии с п. 9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суммы авансовых платежей, полученные российскими предприятиями в счет предстоящего экспорта товаров (работ, услуг), облагаются НДС. После подтверждения реального экспорта в установленном порядке налог на добавленную стоимость, уплаченный с авансов, подлежит возмещению (зачету). Следствием такого порядка является существенное отвлечение оборотных средств у экспортеров-производителей. С целью разрешения указанной проблемы п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 36-ФЗ установлено, что с 01.01.2000 авансовые и другие платежи, полученные предприятиями-экспортерами в счет предстоящих поставок на экспорт товаров или выполнения экспортных работ (оказания услуг), длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации), не включаются в облагаемый НДС оборот. Однако следует заметить, что в настоящее время указанные перечень и порядок Правительством Российской Федерации не определены.
Д.В. Прокофьев
Инспектор налоговой службы ]ранга 29.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 № Зб-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
(принят ГД ФС РФ 03.12.99)
Вопрос: Если экспортером подакцизных товаров, изготовленных из давальческого сырья, является организация - владелец давальческого сырья, то каким образом происходит возмещение этой организации - экспортеру суммы акциза, уплаченной производителю этих товаров?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 14.02.98 № 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", вступившему в силу со дня его официального опубликования (18.02.98), сумма акциза, начисленная и уплаченная в бюджет производителем подакцизных товаров (в том числе и из давальческого сырья), в дальнейшем вывезенных за пределы территории Российской Федерации, после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу зас-читывается этому налогоплательщику в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.
Таким образом, действующим налоговым законодательством проведение зачета (возврата) сумм акциза непосредственно организации-экспортеру подакцизных товаров, не являющемуся их производителем, не предусматривается.
В случае если такая организация-экспортер, являющаяся владельцем экспортированных подакцизных товаров, оплатила производителю стоимость работы по их изготовлению, то возмещение экспортеру уплаченной суммы акциза должен осуществлять производитель подакцизных товаров, получивший, как плательщик акцизов, зачет (возврат) этих сумм после представления всех необходимых для подтверждения факта экспорта документов (перечисленных в п. 6.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты акцизов" от 10.08.98 № 47). Механизм такого возмещения может быть реализован только посредством выполнения экспортером и производителем подакцизных товаров договорных обязательств, заключенных между собой на взаимной основе.
Следовательно, в договорах, заключаемых между организацией-собственником давальческого сырья и предприятием-производителем, следует предусматривать условия, в соответствии с которыми предприятие-производитель подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья и в дальнейшем вывезенных за пределы Российской Федерации, по возмещении ему суммы акциза, уплаченной по этим товарам, возвращает эту сумму организации-собственнику экспортированного товара, а организация-экспортер представляет пред-
приятию-производителю все необходимые для указанного возмещения документы, подтверждающие факт вывоза вышеуказанных товаров за пределы Российской Федерации.
При этом, однако, следует учитывать, что договорные отношения между сторонами, в них участвующими, не должны вступать в противоречие с нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты акцизов, который устанавливается и регулируется Федеральным законом "Об акцизах".
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.02.98 № 29-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИЗАХ" (принят ГД ФС РФ 04.02.98)
Вопрос: Какие документы требуется представить в налоговый орган для подтверждения факта экспорта подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, если данная поставка осуществляется организацией-владельцем давальческого сырья?
Ответ: В соответствии с п. 6.5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты акцизов" № 47 от 10.08.98 в случае, если поставку на экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет организация-владелец давальческого сырья, то налогоплательщик-производитель этих товаров для проведения ему зачета или возмещения суммы акциза, уплаченной в бюджет по этим подакцизным товарам, представляет в налоговые органы:
а) договор между организацией-владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара;
б) контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) между организацией-владельцем давальческого сырья и иностранным партнером;
в) платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации товаров иностранному лицу на счет организации-владельца подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, если иное не установлено законодательством.
При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет организации-владельца этих подакцизных товаров, не от ино-
странного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы, кроме платежных документов и выписки банка, представляются договоры поручения по уплате за экспортированные подакцизные товары между иностранным лицом и организацией, осуществившей платеж;
г) грузовую таможенную декларацию или ее копию, заверенную руководителем и главным бухгалтером организации-владельца этих товаров, с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (то есть пограничного таможенного органа);
д) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или любых иных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации -владельца этих товаров, с отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ и таможенных органов стран, находящихся за пределами территорий государств-участников СНГ, подтверждающими вывоз товаров за пределы территорий государств-участников СНГ. Налогоплательщик (организация-производитель подакцизного товара из даваль-ческого сырья) может представлять любой из перечисленных документов.
И.А. Давыдова
Советник налоговой службы Иранга 11.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
Ответ: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.91 № 1993-1 "Об акцизах" с марта 1996 года сумма акциза, подлежащая уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств-участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченную в стране их происхождения.
В настоящее время такой порядок взимания акцизов таможенными органами в полной мере установлен только с Республикой Молдова.
В отношении подакцизных товаров, происходящих и ввозимых с территории Кыргызской Республики, по данным ГТК
Вопрос: Каков порядок взимания акцизов при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики?
России, акцизы взимаются без уменьшения на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения, то есть по ставкам, утвержденным Федеральным законом "Об акцизах".
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.91 № 1993-1 (ред. от 02.01.2000) "ОБ АКЦИЗАХ"
Вопрос: В каких случаях организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных из Республики Беларусь, не являются плательщиками акцизов по этим товарам?
Ответ: Организация, осуществляющая первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, не будет являться плательщиком акцизов только в случае, если она переведена на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 № 148-ФЗ (ред. от 31.03.99)
"О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 16.07.98)
Вопрос: Предприятие ввозит подакцизный товар из Белоруссии. Обязательно ли наличие Реестра справок о фактической уплате акцизов в бюджет Республики Беларусь для того, чтобы произвести уменьшение суммы акциза, подлежащей уплате на территории РФ, на сумму, уплаченную в Республике Беларусь ?
Ответ: Сумма акциза по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, подлежащая уплате в бюджет Российской Федерации российскими организациями, осуществляющими первичную реализацию этих товаров, уменьшается на сумму акциза, уплаченную белорусскими налогоплательщиками в бюджет Республики Беларусь, только при условии документального подтверждения факта уплаты акцизов в бюджет Республики Беларусь. Организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию), ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, должны представить в налоговые органы по месту регистрации соответствующие документы (п. 7.5 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1998 года № 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов").
Кроме того, в соответствии с Порядком заполнения справки о фактической уплате акцизов в бюджет государства-учас-
тника таможенного союза по подакцизным товарам, ввозимым без таможенного оформления (Приложение № 2 Инструкции), обязательным условием уменьшения начисленных сумм акциза является получение от государства - участника таможенного союза Реестра справок о фактической уплате акциза в бюджет этого государства и контрольного пятого экземпляра справки от налогового органа страны происхождения товара.
Таким образом, обязательным условием уменьшения начисленных сумм акциза является наличие Реестра, в который должны быть включены справки о фактической уплате акцизов в бюджет Республики Беларусь, представленные налогоплательщиком. Реестр по получении от. Государственного налогового комитета Республики Беларусь доводится МНС России до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
Т.К. Подгорная
Советник налоговой службы IIIранга 25.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Госналогслужбы РФ от 14.08.98 № БФ-3-03/185 (ред. от 19.07.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 10.08.98 № 47 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ"
Ответ: По вопросу налогообложения суммы прибыли (дохода), полученной за пределами Российской Федерации, следует руководствоваться ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений).
Согласно указанной статье Закона сумма налога на прибыль (доход), полученная российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитывается при уплате налога на прибыль в Российской Федерации только в пределах сумм налога, уплаченных с дохода от источников за пределами Российской Федерации. При этом засчитываемая сумма не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли (доходу), полученной за границей.
Зачет уплаченного налога за границей Российской Федерации следует отражать по строке 10 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение № 8 к Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
Вопрос: По какой строке а.Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение № 8 к Инструкции ГНС России от 10.08.95 М 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций") следует отражать сумму налога на прибыль (доход), уплаченную российскими организациями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств и подлежащую зачету согласно ст. 12 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?
предприятий и организаций") - "Причитается в бюджет налога на прибыль - всего", введя дополнительные строки - "Зачет уплаченного налога за границей " и "Причитается в бюджет налога на прибыль - всего за исключением уплаченного налога за границей".
Ссылки на нормативные акты:
З.Н. Семина
Советник налоговой службы IIIранга 28.02.2000
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 04.05.99)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 10.08.95 № 37 (ред. от 06.07.99)
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Предприятие производит закупку импортных лекарственных средств за счет собственных валютных средств и формирует самостоятельно оптовые цены.
Частично производится обмен таким товаром с другими поставщиками.
Просим разъяснить порядок формирования цен приреализации поступившего по обмену товара.
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 года № 347 введена государственная регистрация цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, а также определен Порядок их формирования и применения.
Согласно п. 18 Порядка оприходование контрактодержате-лем импортных лекарственных средств, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, производится по фактическим ценам приобретения (но не выше зарегистрированных цен в иностранной валюте) путем пересчета их по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оприходования.
Расходы, связанные с завозом товара на склад, хранением его на складе и реализацией, покрываются за счет оптовой надбавки, устанавливаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации к зарегистрированным ценам.
Формирование импортерами свободных отпускных цен с учетом спроса и предложения на импортные лекарственные средства, закупленные за счет собственных валютных средств, допустимо только на препараты, цены на которые не подле-
жат государственной регистрации. Поэтому действие письма Комитета цен при Минэкономики России от 9 июня 1992 года № 01-17/304-06, определяющего порядок формирования цен на товары импортного производства, закупаемые за счет собственных валютных средств, в части жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств по перечню утрачивает силу с момента опубликования в "Российской газете" цен на них, зарегистрированных Минздравом России (совместное письмо Минэкономики России и Минздрава России от 30 августа 1999 года № МВ-576/7-968, от 6 сентября 1999 года № 2510/9695-99-32).
Что касается лекарственных средств, поступивших в оптовое звено по товарообмену по зарегистрированным ценам, то дальнейшая их реализация должна осуществляться с применением оптовой надбавки.
И.В. Бодягин Л.К. Трикузова
Минэкономики РФ 18.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ПИСЬМО Госкомцен РФ от 09.06.92 № 01-17/304-06 (ред. от 31.05.93)
"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ, ЗАКУПАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ ВАЛЮТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПО ТОВАРООБМЕНУ"
<ПИСЬМО> Минэкономики РФ от 30.08.99 № МВ-576/7-968, Минздрава РФ от 06.09.99 № 2510/9695-99-32 "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.03.99 № 347 "О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНАМИ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА" (вместе с "ПОРЯДКОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОТПУСКНЫХ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОПТОВЫХ И РОЗНИЧНЫХ НАБАВОК К ОТПУСКНЫМ ЦЕНАМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПЕРЕЧЕНЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ")
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: ООО выступает как комиссионер при поставках лесопродук-ции на экспорт. До перечисления экспортной выручки на счет поставщика (комитента) ООО от своего имени, но за счет комитента осуществляет платежи с транзитного счета за транспортно-экспедитор-ские услуги нерезидентов, а также удерживает комиссионное вознаграждение за оказанные услуги. Налоговая инспекция обязывает поставщика (комитента) получать всю валютную выручку от экспорта лесопродукции за минусом комиссионного вознаграждения для отражения ее в бухучете, а после этого перечислять часть средств комиссионеру для оплаты услуг нерезидентов. Насколько правомерны такие требования?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.98 № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" и п. 1 Указа Президента РФ от 15.03.99 № 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" 75% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней после поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБ РФ.
В соответствии с п. 8 Инструкции ЦБ РФ от 29.06.92 № 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ" юридические лица, в том числе посреднические организации, могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте (за исключением расходов и потерь, относимых на счет прибылей и убытков): в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках РФ или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов; в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении; по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур; в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов указанных платежей; иные расходы в случаях, разрешенных ЦБ РФ.
Вышеуказанные расходы в иностранной валюте, а также начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки, то есть учитываются в уменьшение базы при расчете сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже.
Посреднические организации по поручению юридических лиц - поставщиков экспортной продукции могут без осуществления обязательной продажи части экспортной выручки, причитающейся названным юридическим лицам, оплачивать указанные выше расходы в иностранной валюте. Оставшаяся часть валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения в свою пользу переводится посредническими организациями на транзитные валютные счета юридических лиц в уполномоченных банках для осуществления последующей обязательной продажи 75% переводимых сумм в порядке и сро-
ки, установленные настоящей Инструкцией. Кроме того, посреднические организации по поручению юридических лиц -поставщиков экспортной продукции могут осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки, причитающейся указанным юридическим лицам. Таким образом, требования налогового органа в данном случае неправомерны.
О.Г. Хмелевской
Центр исследований проблем налогообложения 25.02.2000
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.98 № 192-ФЗ (ред. от 02.01.2000)
"О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ В ОБЛАСТИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ" (принят ГД ФС РФ 16.12.98)
УКАЗ Президента РФ от 15.03.99 № 334 "ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ"
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 29.06.92 № 02- 104А (ред. от 18.06.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОБЪЕДИНЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЧАСТИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ЧЕРЕЗ УПОЛНОМОЧЕННЫЕ БАНКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ ЦБ РФ от 29.06.92 № 7)