Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос: Международный общественный благотворительный фонд, являясь международной организацией инвалидов и созданный в г. Москве по инициативе ряда посольств стран СНГ в 1996 г., просит разъяснить порядок применения налоговых льгот, принимая во внимание ст. 56 НК РФ и ст. 34 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Правильно ли мы понимаем, что имеем право воспользоваться льготами на основании следующих норм:

по государственной пошлине — Закон «О государственной пошлине» от 09.12.1991 № 2005-1 (ст. 5);

по НДС - гл. 21 НК РФ (подп. 2 п. Зет. 149);

по налогу на прибыль — Закон от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (п. бет. 6);

по налогу на имущество — Закон от 13.12.1991 №2030-1 «Оналогена имущество предприятий и организаций» (п. «и» ст. 4);

по налогам на приобретение автотранспортных средств, с владельцев транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог - Закон от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (ст. 6 — 7) и Инструкция от 15.05.1995 №30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды РФ»;

по ЕСН - гл. 24 НК РФ (ст. 239)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 14 января 2004 г. № 04-04-10/01

В связи с письмом по вопросам льготного налогообложения общественных организаций инвалидов Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон) определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, предусмотрен комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов, которые в основном направлены на предоставление конкретной помощи инвалидам, будь то медицинская помощь, возможность получения образования, обеспечение занятости инвалидов, налоговые льготы и т.д.

При этом законодательством установлен ряд условий, соблюдение которых необходимо для получения права на применение налоговых льгот. Прежде всего это требования к самой общественной организации инвалидов: во-первых, целью создания и деятельности такой организации должна являться защита прав и законных интересов инвалидов; во-вторых, инвалиды и их законные представители должны составлять не менее 80% членов общественной организации (ст. 34 Закона).

Налоговые льготы для организаций, созданных общественными организациями инвалидов, предусмотрены как Налоговым кодексом Российской Федерации, так и законами о налогах и сборах, принятыми до его вступления в силу.

Воспользоваться льготами, установленными непосредственно Налоговым кодексом Российской Федерации, могут лишь те организации, в которых уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Какими нормативными актами мы можем руководствоваться по вопросам применения льгот по уплате налога на землю и налога с продаж?

Таким образом, если Международный общественный благотворительный фонд соответствует вышеприведенным критериям, то он может воспользоваться следующими налоговыми льготами. В частности:

1) в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от09.12.1991 № 2005-1 «Огосударственной пошлине» (вред. Федерального закона от 31.12.1995 № 226-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;

2) в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых число инвалидов и их законных представителей составляет не менее 80%, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Таким образом, согласно действующему налоговому законодательству в настоящее время от обложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации товаров (работ, услуг), производимых вышеназванными организациями инвалидов собственными силами;

3) Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», действовавшим до 1 января 2002 г., общественным организациям инвалидов и их предприятиям, учреждениям и организациям, а также предприятиям, применяющим труд инвалидов, были установлены льготы по налогу на прибыль. Однако, как показала практика, применение льготного порядка налогообложения прибыли указанных организаций не было оправданно ни с точки зрения экономических последствий, ни с точки зрения социальных последствий, так как не привело к улучшению социальной защиты инвалидов. Кроме того, как неоднократно подчеркивалось, социальная поддержка инвалидов должна носить адресный характер.

Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2002 г., в целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24% (для всех налогоплательщиков) с отменой ранее действовавших налоговых льгот. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что с учетом значимости проблемы социальной защиты инвалидов в соответствии с подп. 38 и 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено положение, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль уменьшается также на расходы налогоплательщиков-организаций и налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также на расходы налогоплательщиков-учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, а также на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов;

4) согласно подп. «и» ст. 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» данным налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников;

5) в соответствии со ст. 239 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы по единому социальному налогу в основном связаны с деятельностью как общественных организаций инвалидов, так и самих инвалидов, то есть:

любая организация может без начисления единого социального налога выплачивать своему работнику — инвалиду I, II или III группы до 100 000 руб. в год;

такую же сумму не включают в базу налогообложения для любого работника налогоплательщики-организации при соблюдении определенных критериев численности инвалидов, долевого участия общественных организаций инвалидов в уставном капитале организации и фонда оплаты труда инвалидов, упомянутых в абз. 2 и 3 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ;

организации, находящиеся в собственности исключительно общественных организаций инвалидов и имеющие в своих уставных документах исключительно социальные цели деятельности (образовательные, культурные, лечебно-оздоровительные, физкультурно-спортивные, информационные

и научные, а также оказание правовой и иной помощи самим инвалидам), могут также не включать в базу налогообложения для любого своего работника до 100 ООО руб. в год;

6) в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» освобождались:

от уплаты налога с владельцев транспортных средств — инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили, а также общественные организации инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств - общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретенные автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности.

В то же время в соответствии с вышеуказанным Законом общественным фондам инвалидов льгот по уплате налога на пользователей автомобильных дорог не установлено.

При соблюдении указанных норм законодательства плательщик вправе применить установленные льготы.

При этом следует иметь в виду, что Инструкция Госналогслужбы России от 15.05.1995 № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» утратила силу в связи с изданием Инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ отменены налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и с 1 января 2003 г. введен транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации).

По вопросам применения регионального законодательства, в том числе и по уплате налога на землю и налога с продаж, Вам следует обратиться в соответствующие законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос: Организация заключила договор поставки товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, с белорусской организацией на условиях 100%-й предоплаты. На основании каких документов российская организация может принять к вычету суммы НДС по поставленному товару ? Распространяются ли положения ст. 147и 148НК

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 28 января 2004 г.

№ 04-03-13/01

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь и сообщает следующее.

РФ о месте реализации товаров (ус луг) на операции, совершаемые в рам ках договоров с белорусскими органи зациями?

Порядок применения налога на добавленною стоимость во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении взимания этого налога по товарам, реализуемым с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, а также по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, являющимся продуктами переработки товаров, вывезенных с территории Российской Федерации для переработки на территорию Республики Беларусь, установлен ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Кроме того, данной статьей установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные белорусским хозяйствующим субъектам по товарам, происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь, подлежат вычету (возмещению, зачету) в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 г. В связи с этим указанные суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету у российских налогоплательщиков при условии указания этих сумм в первичных и расчетных документах.

Что касается других товаров, реализуемых с территории Республики Беларусь, а также работ (услуг), выполненных (оказанных) хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь во взаимной торговле, то в отношении таких товаров (работ, услуг) указанной ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ особенностей применения налога на добавленную стоимость не предусмотрено. Поэтому, по нашему мнению, при рассмотрении вопроса о порядке обложения налогом на добавленную стоимость указанных товаров (работ, услуг) правомерно руководствоваться нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ, в том числе положениями ст. 147 и 148 о месте реализации товаров (работ, услуг).

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Просим разъяснить, начисляются ли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на заработную плату сотрудников представительства российской организации, расположенной на территории иностранного государства, являющихся как российскими, так и инос-

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются

транными гражданами и работаю щих в представительстве по трудо вому договору.

выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выделяются две формы проживания иностранцев на территории Российской Федерации: временное и постоянное.

Таким образом, обязательное пенсионное страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, если они проживают на территории РФ и при этом осуществляют трудовую деятельность. В таком случае страхователи должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно и временно проживающих на территории РФ.

Таким образом, с выплат, производимых в пользу иностранных граждан, работающих в представительствах российской организации за рубежом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а данные взносы исчисляются и уплачиваются только с выплат, производимых в пользу российских граждан.

Вопрос: Просим разъяснить, является ли плательщиком единого социального налога представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу российских

Ответ: Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты налога налогопла-

и иностранных граждан, работающих в данном представительстве.

телыцики, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования — в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Таким образом, с 1 января 2003 г. норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.

Как установлено ст. 235 Кодекса, плательщиками единого социального налога признаются среди прочих организации, производящие выплаты физическим лицам.

Согласно ст. 11 Кодекса под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 3 ст. 55 ГК РФ установлено, что представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами.

Объектом налогообложения для организаций (российских и иностранных) в соответствии со ст. 236 Кодекса признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение

работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Таким образом, учитывая положения Кодекса, если российская организация осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком единого социального налога по всему объему выплат, осуществляемых физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами либо получающим иные вознаграждения.

Учитывая изложенное, с 1 января 2003 г. представительство российской организации, находящееся на территории иностранного государства, является плательщиком единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу как российских, так и иностранных граждан, работающих в представительстве российской организации, находящейся на территории иностранного государства, в общеустановленном порядке.

Одновременно считаем необходимым отметить, что с выплат в пользу указанных выше загранработников (как граждан России, так и иностранных граждан) могут взиматься социальные взносы в соответствии с законодательством страны пребывания. Вопрос об избежании двойного налогообложения и снижении налоговой нагрузки на организации, имеющие подразделения за рубежом, может быть решен путем заключения межправительственных соглашений об избежании двойного взимания социальных налогов и взносов.

Вопрос: Просим разъяснить, начисляется ли ЕСН на заработную плату сотрудников представительства иностранной компании в России, являющихся иностранными гражданами и работающих в представительстве по трудовому договору. При этом заработная плата начисляется и выплачивается на личные счета физических лиц за рубежом.

Ответ: Согласност. 8 Федерального закона от31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2003 г. утратила силу норма п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), в соответствии с которой освобождались от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского

страхования — в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.

Таким образом, с 1 января 2003 г. норм, определяющих особенности обложения единым социальным налогом выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится, то есть налогообложение данной категории граждан должно производиться в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса для целей Кодекса используются в том числе следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица. Согласно ст. 19 Кодекса налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 235 Кодекса установлено, что плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст. 236 Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз.2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Пунктом 3 ст. 236 Кодекса определено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные вып-

латы, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В ст. 13 ТК РФ указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Статьей 15 ТК РФ определено, что трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Статьей 20 ТК РФ установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Таким образом, работник в отделении иностранной организации исполняет свои трудовые обязанности на условиях, поименованных в ст. 15, 20 ТК РФ.

Учитывая изложенное, если иностранная организация осуществляет деятельность в Российской Федерации, то вне зависимости от того, начисляются ли выплаты в пользу иностранных, российских граждан за границей или на территории Российской Федерации, в том числе и в случае, если работники направлены в длительную командировку за границу, у данной иностранной организации возникает обязанность по уплате единого социального налога по основаниям, указанным в п. 1 ст. 236 и 237 Кодекса, в том числе суммы оплаты за аренду жилья (с учетом п. 3 ст. 236 Кодекса).

В соответствии со ст. 242 Кодекса дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) — для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками, указанными в подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 45 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

В случае если выплата заработной платы сотруднику — иностранному гражданину производится в иностранной валюте, а уплата налога производится в рублях, то следует использовать курс данной валюты на день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

Согласно ст. 240 Кодекса налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Уплата авансовых платежей по налогу производится ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца.

В случае отсутствия в отделении иностранной организации информации о суммах, начисленных в иностранном государстве работнику, находящемуся на территории Российской Федерации, расчет единого социального налога производится налогоплательщиком на основании сведений, в том

числе трудовых, гражданско-правовых договоров или внутренних распорядительных актов, направляемых головным офисом, находящимся на территории иностранного государства, в отделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации. При этом вышеуказанные договоры, а также иные документы, на основании которых начисляются выплаты в пользу иностранных, российских граждан, направляются в отделение иностранной организации по мере их утверждения или внесения в них изменений.

В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Пунктом 3 ст. 243 Кодекса определено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России.

При этом регрессивные ставки налогообложения применяются в том случае, если выполняются условия, установленные п. 2 ст. 241 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что подп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса установлено, что налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления)налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Н.В. КРИКСУНОВА

Государственный советник налоговой службы РФ 1 ранга

Вопрос: Облагаются ли единым социальным налогом командировочные расходы, возмещаемые организацией сотруднику, привлекаемому в связи с производственной необходимостью по договору гражданско-правового характера в качестве переводчика для заграничной командировки?

Ответ: В соответствии со ст. 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

При этом указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также

фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, командировочные расходы.

Таким образом, командировочные расходы, возмещаемые организацией сотруднику, привлекаемому в связи с производственной необходимостью по договору гражданско-правового характера в качестве переводчика для заграничной командировки, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаемыми в фонд оплаты труда, а являются прочими расходами, связанными с производством и (или) реализацией продукции, и поэтому объектом налогообложения по ЕСН не являются в случае документального подтверждения произведенных расходов и их целевого характера.

E.H. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос: Иностранная организация открывает свои представительства в нескольких городах Российской Федерации. При этом юридическое оформление российских граждан на работу в представительства и выплата им заработной платы осуществляется постоянным представительством данной иностранной организации, находящимся в Москве. Просим разъяснить, где следует уплачивать налог на доходы физических лиц.

Ответ: В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации на российские организации, индивидуальных предпринимателей и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся источниками дохода, возложены обязанности по своевременному и правильному исчислению, удержанию и внесению в бюджет суммы налога с доходов физических лиц, а также по своевременному представлению налоговым органам сведений о доходах, выплаченных ими физическим лицам.

Следовательно, удержание подоходного налога и его уплата в бюджет должны осуществляться по месту нахождения организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, производящих начисление заработной платы и удержание по-

доходного налога с начисленных сумм дохода. Если постоянное представительство иностранной организации (или ее филиал) самостоятельно начисляет зарплату, то и удержанные суммы налога оно вносит в бюджет по месту своего нахождения самостоятельно.

Если, например, постоянное представительство иностранной организации, находящееся в Москве, производит начисление и выплату заработной платы российским сотрудникам представительства, расположенного и осуществляющего деятельность в Санкт-Петербурге, то удержание и перечисление платежей по подоходному налогу с физических лиц, а также представление соответствующих сведений должны осуществляться по месту нахождения постоянного представительства иностранной организации, то есть в Москве.

Т.Я. КОБЗЕВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос: Инжиниринговая компания, находящаяся в России, оказывает инжиниринговые услуги ОАО в городе, находящемся в Республике Беларусь. Для производства работ в штат сотрудников инжиниринговой компании по договору найма приняты жители данного города, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь. Заработную плату данным сотрудникам выплачивает инжиниринговая компания. Должна ли бухгалтерия инжиниринговой компании при выплате заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 30%?

Ответ: В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.

Исходя из того, что сотрудники инжиниринговой компании постоянно проживают и выполняют свои трудовые обязанности на территории Республики Беларусь, они не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 207 и 209 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Поскольку сотрудники инжиниринговой компании получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Республике Беларусь, то на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, вознаграждение, получаемое сотрудниками инжиниринговой компании за выполнение трудовых обязанностей в Республике Беларусь, не подлежит налогообложению в Российской Федерации, а следовательно, инжиниринговая компания не вправе удерживать налог с доходов указанных лиц. Налогообложение указанных доходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Вопрос: Испанская компания по производству мебели направляет своих сотрудников сроком на три месяца в российскую организацию. Данные сотрудники являются налоговыми резидентами Испании. Заработную плату этим лицам выплачивает испанская компания на территории Испании. Подлежат ли налогообложению в России доходы, полученные сотрудниками указанной компании в связи с выполнением трудовых обязанностей в российской организации?

Ответ: Исходя из того, что сотрудники испанской компании находятся на территории России не более трех месяцев в календарном году, согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) эти лица не являются налоговыми резидентами Российской Федерации, а следовательно, на основании ст. 207 и 209 Кодекса подлежат налогообложению по доходам, полученным ими от источников в Российской Федерации.

Поскольку данные сотрудники получают вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в России, то на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

На основании ст. 15 Конвенции между Правительством Российской Федерацией и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов надоходы и капитал (от 16.12.1998) вознаграждение, получаемое резидентом Королевства Испания в отношении работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, подлежит налогообложению только в Королевстве Испания, если:

а) получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году; и

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является резидентом России; и

в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в России.

Таким образом, доходы, полученные сотрудниками испанской компании по производству мебели, которые не являются налоговыми резидентами России, в связи с выполнением трудовых обязанностей в российской организации не подлежат налогообложению в России.

E.H. КОВЕХ Советник налоговой службы III ранга

Вопрос: В отношении каких оснований постановки на учет иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации применяется Приказ МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 «Обучете иностранных организации»?

Ответ: Приказ МНС России от 28.07.2003 № БГ-3-09/426 распространяется на иностранные организации, то есть на иностранные юридические лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые в соответствии с российским законодательством подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) или кода иностранной организации (КИО).

Действие приказа распространяется также на международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в Российской Федерации своими постоянными органами, филиалами или представительствами, а также на дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств.

Всем вышеуказанным организациям присваивается ИНН и КИО при наличии оснований, предусмотренных Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение).

К таким основаниям постановки на учет относятся следующие.

1. Осуществление деятельности иностранной организации в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности) (п. 2.1 Положения).

2. Постановка на учет международных организаций, дипломатических представительств или иных представительств, имеющих статус дипломатического представительства (пп. 2.2, 2.3 Положения).

3. Постановка на учет иностранных или международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации (п. 2.4 Положения).

4. Иностранные и международные организации, не осуществляющие деятельность в Российской Федерации, но которым в соответствии с российским законодательством необходимо в целях открытия счетов в российских банках получить Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (в этом случае иностранной организации присваивается не ИНН, а код иностранной организации (КИО)).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.