ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. АО имеет представительства на территории иностранных государств. Сотрудники АО, работающие в представительствах, проживают за границей более 183 дней, в связи с чем не являются резидентами РФ. Оплата труда указанных сотрудников осуществляется в рублях и в иностранной валюте. При этом выплаты в рублях производятся головной организацией, а выплаты в валюте - представительствами.
1. Обязано ли АО начислять на выплаты указанным сотрудникам ЕСН, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ?
2. Подлежат ли указанные выплаты обложению НДФЛ?
3. Подлежит ли включению в налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость имущества, находящегося в представительствах АО за границей?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 марта 2004 г.
№ 04-04-04/33
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения представительств российской организации, находящихся на территории иностранных государств, и сообщает следующее.
1. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с положениями ст. 235 и 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обложению единым социальным налогом подлежат выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам, производимые российскими юридическими лицами в пользу физических лиц. При этом не устанавливается каких-либо условий в отношении места выполнения работ или оказания услуг по указанным договорам, а также валюты, в которой производятся выплаты по таким договорам. В связи с этим выплаты, производимые работникам российских организаций, занятым за пределами Российской Федерации, в том числе в представительствах АО, подлежат обложению единым социальным налогом независимо от вида валюты, в которой производятся такие выплаты.
Что касается вопроса уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются соответственно объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 Кодекса.
Российские граждане - работники российских организаций являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию независимо от места осуществления ими трудовой деятельности (на территории Российской Федерации или за ее пределами).
Таким образом, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование российскими организациями за
указанных работников носит обязательный характер и должна осуществляться в порядке, установленном указанным Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Одновременно следует отметить, что вопросы уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к компетенции Фонда социального страхования Российской Федерации.
2. Налог на доходы физических лиц.
В соответствии со ст. 207 Кодекса плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Согласно ст. 208 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации.
Таким образом, доходы, полученные за выполнение трудовых обязанностей в представительствах российской организации в иностранных государствах сотрудниками этих представительств, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, выплаты в пользу штатных сотрудников представительств, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации на основании ст. 11 Кодекса, за выполнение трудовых обязанностей в представительствах российских организаций на территории иностранных государств не подлежат обложению налогом на доходы физическихлиц.
3. Налог на имущество организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, независимо от места нахождения указанного имущества. Соответственно, согласно ст. 386 Кодекса в отношении имущества, имеющего местонахождение за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу
и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации.
Аналогичный порядок налогообложения был предусмотрен Законом от 13.12.1991 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий», который утратил силу с 1 января 2004 г.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА
Вопрос. Компания - резидент Кипра является акционером российского АО. Учитывая положения ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998, вправе ли указанная компания при получении дивидендов от российского АО уплачивать налог на дивиденды на Кипре без удержания налога в РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 8апреля 2004г. №04-06-05
Департамент налоговой политики рассмотрел запрос относительно применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии со ст. 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:
1) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 дол. США;
2) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
Учитывая изложенное выше, компания - резидент Кипра должна уплачивать в Российской Федерации налог на дивиденды, получаемые ею от участия в организации - резиденте Российской Федерации, вне зависимости от уплаты налога в Республике Кипр.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики М.И. ШИЕНОК
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Необходимо ли представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие достоверность информации, содержащейся в документах, представляемых для внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе?
Ответ. Пунктом 1 ст. 22.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ) (далее - Закон) определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Представление документов для внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона (п. 2 ст. 22.2 Закона).
Согласно п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных Законом.
Следовательно, документы, подтверждающие достоверность информации, содержащейся в документах, представляемых для внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, определенных п. 1 ст. 22.2 Закона, в регистрирующий орган не представляются.
К. В. АНАТОЛИТИ Советник налоговой службы I ранга
Вопрос. Индивидуальному предпринимателю - иностранному гражданину продлен вид на жительство. Следует ли предпринимателю сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган?
Ответ. В соответствии с подп. «и» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон) в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства).
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2003 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим право иностранного гражданина постоянно проживать в РФ, является вид на жительство.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в п. 2 данной статьи Закона сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего жительства.
Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, определен ст. 22.2 Закона.
В данной ситуации индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий (налоговый) орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по форме № Р24001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, а также копию вида на жительство.
C.B. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ
III ранга
Вопрос. Может ли льгота, предусмотренная п. 1 ст. 239 НК РФ, применяться налогоплательщиком к работнику-инвалиду, являющемуся иностранным гражданином?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
Пунктом 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», определено, что в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Главным критерием для применения налоговых льгот по ст. 239 НК РФ является факт установления инвалидности, подтвержденной учреждением медико-социальной экспертизы.
Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления, определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), действующими на основании положения, утвержденного в порядке, определенном Правительством РФ.
Следует учитывать, что законодатель не устанавливает налоговой льготы работодателям в отношении работников, относящихся к особым категориям инвалидов, например, инвалидов детства, инвалидов ВОВ и других, если документами не подтверждается установление группы инвалидности таким лицам. Поскольку законодатель установил для организаций право на налоговую льготу, критерием которой является группа инвалидности, необходимо подтверждать именно ее наличие. То есть налогоплательщику необходимо получить от работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, заверенную в установленном законодательством
порядке копию справки, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.
Таким образом, льгота, предусмотренная п. 1 ст. 239 НК РФ, может применяться налогоплательщиком только в случае, если группа инвалидности работнику установлена в соответствии с законодательством РФ, если только иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Вопрос. Начисляется ли ЕСН на выплаты в иностранной валюте, производимые взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности ?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекса) объектом налогообложения для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также авторским договорам.
Согласно п. 1 ст. 237 Кодекса при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица-работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
Министерство труда и социального развития РФ письмом от 07.08.2003 № 6154-ГП в адрес МНС России по вопросу определения характера выплат иностранной валюты взамен суточных, производимых членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, разъяснило следующее.
Предельные размеры норм выплат в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, установленные распоряжениями Правительства РФ от 01.06.1994 № 819-р и от 03.11.1994 № 1741-р, не могут быть отнесены к командировочным расходам, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членов экипажей судов заграничного плавания флота рыб-
ной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.
В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных сроком, работа, связанная с разъездами или протекающая в пути, должна для работника быть постоянной, и это условие должно быть закреплено в трудовом договоре.
В связи с этим выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными выплатами, связанными с особыми условиями труда в море, и относятся к расходам на оплату труда.
С учетом изложенного выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и членам судов заграничного плавания флота рыбной промышленности подлежат обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Н.В. КРИКСУНОВА
Государственный советник налоговой службы РФ I ранга
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. Туристическая организация оформляет визы в консульствах иностранных государств за наличный расчет. Распространяется ли на данные операции предельный размер расчетов наличными деньгами, устанавливаемый Центральным банком РФ?
Ответ. Указанием Центрального банка РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.
В данном случае посольства и консульства не выступают в качестве юридического лица - участника гражданских правоотношений, заключающего сделку с российской организацией (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ; ст. 48 Гражданского кодекса РФ; п. 1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124).
Консульское учреждение исполняет консульские функции (совершает консульские акты) - осуществляет выдачу виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство, за что взимает сборы и пошлины, предусматриваемые законами и правилами представляемого государства (ст. 5, 39 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963).
Поэтому в данной ситуации консульство исполняет возложенные на него законодательством иностранного государ-
ства соответствующие функции, взимая за это сбор вне рамок какого-либо договора с российским юридическим лицом.
Таким образом, считаем, что положения Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У на отношения, представленные в вопросе, не распространяются и к ним фактически не применимы.
А.И. ДЫБОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос. Какой необходимо иметь разрешительный документ для ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных приборов?
Ответ. Согласно Положению о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 643, ввоз в Российскую Федерацию, использование (эксплуатация) радиоэлектронных средств гражданского применения на территории Российской Федерации осуществляются на основании разрешений, выдаваемых органами Службы государственного надзора за связью в Российской Федерации в соответствии с установленным порядком по заявкам юридических и физических лиц, включая иностранных, а ввоз радиоэлектронных средств иностранного производства для военного применения - на основании разрешений, выдаваемых Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации.
Вопрос. Могут ли какие-либо государственные органы, помимо таможенных органов, вмешиваться в сферу таможенного контроля и осуществлять его самостоятельно, тем самым нарушая работу предприятия ?
Ответ: Согласно ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами. В связи с этим иные государственные органы не могут вмешиваться в сферу таможенного регулирования и осуществлять таможенный контроль самостоятельно.
Вопрос. Существуют ли ограничения по определению мест таможенного оформления товаров, отнесенных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности к группе 8517 (телефонные аппараты), получателем которых является организация, находящаяся в г. Москве?
Ответ. Приложением 1 к приказу ГТК России от 23.10.2003 № 1193 «О местах декларирования отдельных видов товаров» местами декларирования товаров (среди которых телефонные аппараты, видеофоны, факсимильные аппараты, коды 8517 11 000 0, 8517 19 100 0, 8517 19 900 0, 8517 21 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации автомобильным транспортом в адрес получателей, расположенных в г. Москве и Московской области, определены таможенные органы (Приложение 2 к приказу). Таким образом, приказом ГТК России от 23.10.2003 № 1193 установлены ограничения в отношении указанных товаров, отнесенных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности к группе 8517.
Вопрос. Может ли представительство иностранной компании в России ходатайствовать о приостановлении выпуска контрафактных товаров от имени иностранной компании?
Ответ. В случае, если заявление о приостановлении выпуска контрафактных товаров подается от имени правообладателя, то к заявлению помимо документов, подтверждающих сведения о правообладателе, прилагаются документы, подтверждающие сведения о представителе, а также доверенность, выданная правообладателем такому лицу (п. 24 Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденного приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199). Таким образом, представительство иностранной компании в России может ходатайствовать о приостановлении выпуска контрафактных товаров от имени представляемой иностранной компании.
Вопрос. Может ли таможенный орган отказать в принятии заявления о приостановлении выпуска товаров от иностранной компании, если по ее информации и из представляемых ею документов следует, что ввозимые товары являются контрафактными ?
Ответ. Заявление о приостановлении выпуска товаров должно быть оформлено и подано в соответствии со ст. 394 Таможенного кодекса Российской Федерации и разд.П Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утвержденного приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199. Согласно п. 30, 31 Положения о защите прав интеллектуальной собственности заявление, оформленное и поданное в соответствии с указанным Положением, от имени ГТК России рассматривает Главное управление тарифного и нетарифного регулирования.
Документы, направляемые в ГТК России после подачи заявления, должны содержать его номер, дату и подпись заявителя. Материалы, не содержащие номера и даты заявления, возвращаются без рассмотрения, если номер и дату не удается установить (п. 32 Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами).
В случае отсутствия необходимых сведений или документов либо в случае возникновения обоснованных сомнений в отношении достоверности представленных заявителем документов или сведений данные документы или сведения либо соответствующие подтверждения их достоверности могут быть запрошены у заявителя, а в случае, если заявителем является представитель правообладателя, непосредственно и у правообладателя.
Если заявитель оставил запрос о представлении необходимых документов и сведений либо подтверждений их достоверности без ответа в течение одного месяца с даты его получения и не представил обращение о продлении срока исполнения запроса, заявление признается отозванным и дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем заявитель уведомляется.
А.Ю. ПОЛАЭТИДИ