ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Просим разъяснить порядок предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ:
1) при продаже физическим лицом квартиры;
2) при покупке физическим лицом квартиры.
Относятся ли к расходам, связанным с покупкой квартиры, расходы на ее страхование, оплату услуг риэлтора и различных консультационных услуг, суммы регистрационного сбора и государственной пошлины, а также расходы по достройке или отделке квартиры и ее ремонту?
Если физическое лицо в течение года продает одну квартиру, а затем покупает другую, вправе ли оно воспользоваться обоими имущественными вычетами?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 27марта 2003 года № 04-04-06/52
На письмо относительно предоставления имущественного налогового вычета в связи с продажей, а также приобретением жилья Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Порядок применения налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов определяется положениями ст. 220 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс).
Право на применение указанных вычетов возникает у налогоплательщиков в случае продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, а также в связи со строительством либо приобретением жилого дома или квартиры.
1. Положения подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих продажу собственного имущества. Размер предоставляемого им имущественного налогового вычета зависит как от вида реализуемого имущества, так и времени нахождения его в собственности налогоплательщика.
Так, при продаже налогоплательщиком в налоговом периоде жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в его собственности менее пяти лет, имущественный налоговый вычет предоставляется в суммах,
полученных от реализации указанного имущества, но не превышающих 1 ООО ООО руб.
В случае продажи данного имущества, принадлежавшего налогоплательщику на праве собственности пять лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной от реализации этого имущества.
По окончании календарного года на основании поданной физическим лицом декларации с указанием суммы, полученной от продажи квартиры по договору купли-продажи, налоговым органом может быть предоставлен физическому лицу имущественный налоговый вычет с учетом документов, подтверждающих период владения этим имуществом.
2. В соответствии с положениями подп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных расходов, связанных с покупкой либо строительством жилого дома или квартиры, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным в российских банках и фактически израсходованным на указанные цели. Общий размер имущественного налогового вычета без учета сумм, направленных на уплату процентов по ипотечному кредиту, не может превышать 600 000 руб.
Имущественный налоговый вычет предоставляется с даты регистрации права собственности на жилой объект на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих произведенные затраты, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Однако не включены в перечень расходов расходы на страхование квартиры, оплата услуги риэлтора и различных консультационных услуг, а также суммы регистрационного сбора и государственной пошлины, уплата которых является конституционной обязанностью налогоплательщика.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что при налогообложении могут быть приняты расходы по
достройке и отделке приобретенного дома или квартиры, если в договоре купли — продажи указано приобретение незавершенного строительством жилого дома или квартиры без отделки. В противном случае будет принята только сумма по договору купли - продажи. Затраты на ремонт квартиры к уменьшению налогооблагаемой базы не принимаются.
Имущественный налоговый вычет, предоставленный налогоплательщику по доходам от продажи квартиры, не лишает права этого налогоплательщика получить имущественный вычет при приобретении другой квартиры.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Физическое лицо как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1*0 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС* пользуется правом на бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение или получение денежной компенсации в размере ее средней стоимости.
В текущем году он воспользовался санаторно — курортной путевкой, со стоимости которой налоговым агентом был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость путевки или ее денежная компенсация у данной категории физических лиц?
Ответ. В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 15.05.91 N9 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане — участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения имеют, в частности, право на бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки — на получе-
ние денежной компенсации в размере ее средней стоимости.
Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, стоимость путевок участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или выплаты ее денежной компенсации в размерах, установленных Правительством РФ, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц при наличии всех необходимых подтверждающих документов.
Статьей 231 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что излишне удержанные суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего письменного заявления.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ЗАКОН РФ от 15.05.91 № 1244-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»
Вопрос. Следует ли начислять и удерживать налог на доходы физических лиц с начисленной работнику организации компенсации за вынужденный прогул, предусмотренной ст. 394 Трудового кодекса РФ, вымачиваемой по решению суда?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленные действующим законодательством РФ, связанные, в частности, с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Выплаты, имеющие характер возмещения работнику по решению суда денежной компенсации за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеопла-чиваемой работы в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными согласно ст. 394 Трудового кодекса РФ» являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Следовательно, компенсационные выплаты в размере суммы средней заработной платы или разницы в заработке, выплачиваемые организацией работнику за время вынужденного прогула согласно решению суда, не включаются в налоговую базу ^ля исчисления налога на доходы физических лиц.1 \
Ссылки на нормативные акты
♦НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
Вопрос. В бюджет какого субъекта должен перечисляться налог на доходы физических лиц с заработной платы, выплачиваемой физическим лицам, направленным в командировку в филиал: по месту регистрации головной организации либо по месту нахождения филиала?
Ответ. Пунктом 7 ст. 226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений.
При этом под совокупной суммой налога понимается вся сумма налога, которая удержана налоговым агентом из доходов, выплачиваемых работникам, связанным с налоговым агентом трудовыми отношениями.
Следовательно, суммы налога, удержанные из заработной платы работников, направленных головной организацией в служебную командировку для выполнения работ по месту нахождения филиала, перечисляются в бюджет по месту регистрации головной организации.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Подлежат ли включению в базу по НДФЛ суммы оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно при отсутствии документально подтвержденных расходов или при представлении справки о минимальной стоимости проезда?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат включению в налогооблагаемую базу, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также расходы по найму жилого помещения.
При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Положениями указанной нормы Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения только расходов по оплате сумм проживания, если указанные расходы не могут быть подтверждены документально. Однако Кодекс не содержит прямого указания на необходимость лимитирования расходов по проезду к месту командировки и обратно.
Следовательно, при отсутствии проездных документов расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы включаются в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выходное пособие в размере среднемесячного заработка и средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения?
Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные вып-
латы и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, выходное пособие в размере среднего месячного заработка, выплачиваемое при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику согласно ст. 178 Трудового кодекса РФ, не подлежит налогообложению.
Кроме того, не подлежат налогообложению сохраненные в размере средних месячных заработков выплаты, гарантируемые увольняемому работнику в соответствии со ст. 178 Трудового кодекса РФ, и выплаты дополнительной компенсации в соответствии со ст. 180 Трудового кодекса РФ.
И.Н. ИВЕР Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N° 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Являются ли объектом налогообложения по единому социальному налогу (ЕСН) годовая и квартальная премии, предусмотренные положением организации об условиях оплаты труда сотрудников, если организация производит их из средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль?
Ответ. Выплаты и вознаграждения работникам не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ). При отнесении выплат и вознаграждений к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следует руководствоваться положениями гл.25 части второй Налогового кодекса. Так, расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли, установлены ст. 270 и частично ст. 264 Налогового кодекса.
Согласно п. 22 ст. 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Таким образом, премии по итогам работы за год (квартал), предусмотренные положением организации об условиях оплаты труда сотрудников, как выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, должны облагаться ЕСН.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Обязаны ли товарищества собственников жилья уплачивать единый социальный налог (ЕСН) с выплат, производимых лицам, выполняющим работы для товарищества?
Ответ. В подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ определено, что не подлежат обложению ЕСН суммы, которые выплачиваются за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, га-ражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы для указанных организаций.
Таким образом, товарищества собственников жилья обязаны уплачивать ЕСН в общеустановленном порядке.
E.H. ИСАКИНА Советник налоговой службы РФ
II ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплата выходного пособия, выплата среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, а также в исключительных случаях выплата среднего месячного заработка, сохраненного за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, и выплата дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка?
Ответ. Статьей 164 Трудового кодекса РФ установлено, что компенсации - это денежные вып-
латы, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 178 Трудового кодекса установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, выплата выходного пособия, выплата среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, а также в исключительных случаях выплата среднего месячного заработка, сохраненного за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, выплата дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка рассматриваются в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ как компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (трудовым), и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Л.А. ПАНИНА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Кто является плательщиком транспортного налога в случае продажи автомобиля по доверенности?
Ответ. В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено названной статьей.
Указанной статьей также установлено, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Таким образом, после официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое оно зарегистрировано, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, была ли оформлена ли на него доверенность. В случае если доверенность оформлена до официального опубликования указанного Закона, то есть до 29.07.2002, плательщиком налога является лицо, указанное в доверенности.
Ссылки на нормативные акты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ (ред. от 31.12.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Каков порядок предоставления физическому лицу социального налогового вычета по НДФЛ в суммеу уплаченной им на приобретение медикаментов ?
Ответ. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. При этом общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного названным подпунктом, не может превышать 25 000 руб.
По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.
Тем же подпунктом установлено, что вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
Перечень видов лечения и лекарственных средств, расходы по которым принимаются для уменьшения налоговой базы физического лица, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета».
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 утверждена форма Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ, Инструкция по учету, хранению и заполнению справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ и Порядок выписки лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета.
Таким образом, для получения социального налогового вычета в сумме, уплаченной физическим лицом на приобретение медикаментов, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах с приложением к ней документов, подтверждающих целевой характер произведенных расходы на лечение, заявление на возврат налога на доходы физических лиц и документы, подтверждающие факт его уплаты.
Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
ПРИКАЗ Минздрава РФ № 289, МНС РФ № БГ-3-04/256 от 25.07.2001 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАРТА 2001 Г. М9 201 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.08.2001 № 2874)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.03.2001 №201
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ДОРОГОСТОЯЩИХ ВИДОВ ЛЕЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, СУММЫ ОПЛАТЫ КОТОРЫХ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУММЫ СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Некоммерческая организация осуществляет свою уставную деятельность за счет благотворительных взносов. Согласно уставу организация на благотворительные взносы издает журнал. Предполагается небольшую часть тиража распространять по подписке, а остаток тиража распространять безвозмездно. Возможная прибыль от подписки направляется на уставную деятельность. Возникает ли объект налогообложения по НДС? Если да, то в какой части: с части тиража, которая распространяется по подписке, либо со всей стоимости тиража? Можно ли вести раздельный учет для обложения НДС в части подписки и безвозмездного распространения и расчет налоговой базы производить пропорционалыю отношению числа распространяемых по подписке экземпляров к общему тиражу?
Ответ. В соответствии с под п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признаются реализацией товаров (работ, услуг).
Пунктом 1 ст. 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Таким образом, безвозмездное распространение части тиража журнала, так же как распространение журнала по подписке, признается реализацией товаров и является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Что касается раздельного учета, то в соответствии с п. 4 ст. 149 Кодекса налогоплательщик обязан вести раздельный учет операций в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
В связи с тем что реализация всего тиража журнала, включая тираж журнала, который распространяется по подписке, и тираж, который распространяется безвозмездно, подлежит налогообложению, ведение раздельного учета в данном случае налоговым законодательством не предусмотрено.
О.А. ОВЧИННИКОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.1998 №146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. В целях налогообложения прибыли относятся ли к безнадежным долгам суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Таким образом, под суммами безнадежных долгов понимаются суммы любых долгов перед налогоплательщиком, не реальных ко взысканию, в частности суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Как определяется срок исковой давности в целях налогообложения прибыли при формировании резервов по сомнительным долгам?
Ответ. Согласно п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), определяющей расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, безнадежными долгами (долгами, не реальными ко взысканию) признаются, в частности, те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Учитывая, что для целей НК РФ не используется особое понятие срока исковой давности, при формировании резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли следует учитывать положения гл.12 «Исковая давность» Гражданского кодекса РФ.
A.A. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.1998 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 30.11.1994 №51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
(ред. от 10.01.2003)
Вопрос. Каков порядок отражения страхователями сумм уплаченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?
Ответ. В соответствии с приказом МНС России от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 «Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядка ее заполнения» данные о суммах уплаченных авансовых платежей по страховым взносам отражаются на листе 6 таблицы «Справочно».
При этом согласно приказу МНС России от 30.08.2002 М? Б Г-3-05/469 «О внесении дополнений
в приказ МНС России от 28.03.2002 № БГ-3-05/153» при заполнении таблицы «Справочно» по строке 010 в графах 3, 4, 5 страхователями указываются суммы уплаченных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с разбивкой на страховую и накопительную части трудовой пенсии с первого числа календарного года по последнее число отчетного периода; по строке 011 -с первого числа первого месяца по последнее число последнего месяца последнего квартала отчетного периода; по строкам 012, 013, 014 - с первого по последнее число соответствующего календарного месяца последнего квартала отчетного периода.
Ссылки на нормативные акты
ПРИКАЗ МНС РФ от 30.08.2002 № БГ-3-05/469 «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МНС РОССИИ ОТ 28.03.2002 № БГ-3-05/153» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 03.10.2002 № 3829)
ПРИКАЗ МНС РФ от 28.03.2002 № БГ-3-05/153 (ред. от 15.10.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.2002 № 3363)
Вопрос. С чем связано введение отчетности по единому социальному налогу в рублях и копейках?
Ответ. Введение в налоговую отчетность по единому социальному налогу начисляемых и уплачиваемых сумм в рублях и копейках вызвано следующими обстоятельствами.
В соответствии с п. 4 ст. 243 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Вместе с тем в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу исчисление налога производится от общей суммы налоговой базы за отчетный период по всем физическим лицам.
В данном случае за счет округления чисел до целых руб. возникнет ситуация, при которой сумма налога, определенная сложением сумм, рассчитанных по каждому физическому лицу и приведенных в индивидуальных карточках учета, может оказаться больше суммы налога, рассчитанной исходя из общей налоговой базы в целом.
Это приведет к появлению недоимки и начислению пени поданному налогу, особенно по крупным предприятиям и организациям с большим количеством работающих физических лиц.
В соответствии с Порядком заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденным приказом МНС России от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 и зарегистрированным Минюстом России 14.03.2002 № 3288, все значения сумм начисления налога отражаются в руб.х и копейках.
Ссылки на нормативные акты
ПРИКАЗ МНС РФ от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 (ред. от 08.10.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.03.2002 № 3288)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Надо ли представлять в налоговую инспекцию расчеты по единому социальному налогу жилищно-строительному кооперативу, если он освобожден от налогообложения согласно Налоговому кодексу Российской Федерации?
Ответ. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово - огородных, гараж -но — строительных и жилищно — строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
В соответствии с п. 3 ст. 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.
Статьей 240 Кодекса отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
При этом налогоплательщики, поименованные в подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, начисляющие выплаты и иные вознаграждения за счет членских взносов, не подлежащих налогообложению согласно подп. 8 п. 1 ст. 238 Кодекса, не освобождаются от обязанности представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетных
периодов и декларации по единому социальному налогу и страховым взносам по итогам налогового (расчетного) периода.
При этом по графам расчета по авансовым платежам (декларациям) по единому социальному налогу в расчетных строках на листах 05 и 06 проставляется значение «0», а в справочной строке 1100 — сумма выплат, в соответствии со ст. 238 Кодекса не подлежащих налогообложению, начисленных налогоплательщиком в пользу физических лиц за отчетный период.
Г.М. УСАЧЕВ Советник налоговой службы 1 ранга
Ссылки на нормативные акты
ПРИКАЗ МНС РФ от 01.02.2002 № БГ-3-05/49 (ред. от 08.10.2002)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ РАСЧЕТА ПО АВАНСОВЫМ ПЛАТЕЖАМ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.03.2002 № 3288)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Организация в один день представила в налоговый орган несколько уточненных налоговых деклараций по НДС за различные налоговые периоды. Как определяется сумма штрафных санкций по ст. 122 НК РФ: как итоговая (по всем декларациям в совокупности) сумма налога либо по каждой уточненной декларации исходя из неуплаченной суммы налога за определенный налоговый период?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода.
На основании п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Статьей 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
При соблюдении условий, предусмотренных пп. 3, 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности.
Если указанные выше условия соблюдены не были, то к налогоплательщику применяется ответственность, установленная ст. 122 НК РФ.
На основании изложенного при представлении налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций за различные налоговые периоды «к доплате» сумма штрафных санкций определяется по каждой уточненной декларации исходя из неуплаченной (не полностью уплаченной) суммы налога по итогам каждого налогового периода.
И.И. ГОРЛЕНКО Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Просим разъяснить, начисляется ли ЕСН на выплаты, производимые в пользу работника, являющегося инвалидом (ребенок—инвалид, справка МСЭ) в возрасте 16 лет и работающего в свободное от учебы в вечерней общеобразовательной школе время с разрешения родителей.
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями, далее - Кодекс) в 2002 году объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса от уплаты ЕСН освобождаются организации любых организационно — правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы. При этом в целях применения указанной нормы к инвалидам относятся работники вне зависимости от оснований, по которым они признаны инвалидами I, II или III группы.
В целях реализации Федерального закона от 24.11.95 N9 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Указа Президента РФ от 01.07.96 № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» постановлением Правительства РФ от 13.08.96 N? 965 утверждено Положение о признании лица инвалидом (далее - Положение).
Так, согласно п. 3 Положения в зависимости от степени нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, И или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 18 лет - категория «ребенок - инвалид».
С учетом изложенного выше, если работник не является инвалидом I, II или III группы, следовательно, налогоплательщики обязаны на основании ст. 236 Кодекса производить исчисление и уплату ЕСН с выплат, начисленных в пользу такого работника, без применения подп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса, так как норма подп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса не содержит льготируемую группу инвалидности «ребенок-инвалид».
Ссылки на нормативные акты
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.08.96 №965 (ред. от 26.10.2000)
«О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН ИНВАЛИДАМИ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИЗНАНИИ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ», «ПРИМЕРНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.95
№ 181-ФЗ
(ред. от 10.01.2003)
«О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 20.07.1995)
Вопрос. Начисляется ли единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N9 166-ФЗ) в 2001 году объектом налогообложения по единому социальному налогу для налого-
плательщиков, указанных в абз. 2—5 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Ежемесячная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, была введена в 1991 году постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.91 N0 242, а Указом Президента РФ от 30.05.94 N9 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (в ред. Указа Президента РФ от 08.02.2001 № 136) установлена в размере 50 руб.
Компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», не подпадают под действие вышеуказанного подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, так как Указ Президента РФ в целях применения гл. 24 НК РФ относится к подзаконным, а не к законодательным актам РФ.
Таким образом, налогоплательщики в 2001 году обязаны были исчислять и уплачивать единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет.
В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), введенного в действие с 1 февраля 2002 года, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется женщине по ее заявлению. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.
Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования РФ производится до достижения ребенком возраста полутора лет.
Однако ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, не была включена в размер пособия, и было принято решение о ее сохранении в качестве специальной выплаты.
Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полугора до трех лет, входит в число установленных федеральным законодательством (ст. 256 ТК РФ) гарантий в связи с материнством и вместе с ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выполняет одну и ту же функцию - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, и с 1 февраля 2002 года на основании ст. 238 НК РФ, с учетом положений ст.5, 256 и 423 ТК РФ, не подлежит обложению единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 JSfe 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002)
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (принят ГД ФС РФ 26.04.95)
УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)
«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 05.05.91 № 242
«О ДОПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 20 МАРТА 1991 ГОДА N9 162й
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Прошу дать разъяснение по вопросу применения ст. 236 и 255 H К РФ в связи с введением в действие с 01.02.2002 Трудового кодекса РФ, предусматривающего обязательное указание условий оплаты труда в трудовом договоре. Следует ли начислять ЕСН на выплаты в пользу физических лиц, если в тексте трудового договора отсут-
ствуют конкретные размеры тарифных ставок (должностных окладов, доплат, надбавок и поощрительных выплат) ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по единому социальному налогу в текущем налоговом периоде для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Абзацем 2 п. 1 ст. 237 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом п. 21 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что в состав расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, вклюяаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Статьей 16 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с ТК РФ.
Статьей 57 ТК РФ установлено, что существенными условиями трудового договора являются, в
частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, в трудовом договоре в обязательном порядке должна присутствовать запись об условиях оплаты труда работника, а именно должен быть указан размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Следует обратить внимание на то, что ст. 22 ТК РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.
Учитывая изложенное, расходы по оплате труда работников, произведенные организацией в соответствии с заключенными с этими работниками трудовыми договорами, отвечающими требованиям законодательства, следует учитывать для целей налогообложения прибыли.
Таким образом, отсутствие в тексте трудового договора конкретных размеров тарифных ставок, должностных окладов не является основанием для исключения сумм по оплате труда из состава налогооблагаемой базы по единому социальному налогу. Что касается доплат, надбавок и поощрительных выплат, то их обложение ЕСН следует производить с учетом п. 3 ст. 236 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. В ходе практической деятельности в первичной профсоюзной организации возникла необходимость в связи с отменой финансирования санаторно-курортного лечения за счет средств Фонда социального страхования в приобретении путевок для оздоровления членов профсоюза за счет членских взносов. Возникнут ли налоговые обязательства у первичной профсоюзной организации в части начисления ЕСН?
Ответ. При ответе на этот вопрос нужно разграничивать выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, от выплат и вознаграждений, производимых в пользу лиц, не связанных с налогоплательщиком вышеназванными договорными отношениями.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона № 198-ФЗ) (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», введенным в действие с 1 января 2002 г., выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, исключены из объекта налогообложения по единому социальному налогу.
Учитывая изложенное, любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми или гражданско—правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не подлежат обложению единым социальным налогом.
При этом выплаты в пользу членов профсоюза, состоящих с ним в отношениях, связанных трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, являются объектом налогообложения независимо от источника выплаты.
Вместе с тем в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
Таким образом, оплата стоимости путевок членам профсоюза, которые выполняют работы или оказывают услуги по трудовым или гражданско — правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежит обложению ЕСН с учетом положений подп. 13 п. 1 ст. 238 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что норма подп. 13 п. 1 ст. 238 НК РФ с 2002 г. подлежит применению по отношению только к тем членам профсоюзной организации, которые связаны с ней вышеназванными договорными отношениями и получают выплаты как члены профсоюза, так как исходя из вышеизложенного (содержания ст. 236 НК РФ) выплаты, производимые в пользу лиц -членов профсоюза, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, производимые в том числе за счет членских профсоюзных взносов профсоюзной организации, не признаются объектом налогообложения (как уже было отмечено выше).
Н.В. КРИКСУНОВА Государственный советник налоговой службы РФ III ранга
Ссылки на нормативные акты
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ (ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)