Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Пунктом 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» определено следующее:

* Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представитель-вш органы местного самоуправления могут определять дифференциацию стлвок в усттмоаяеммых пределах в зависимости от суммарной шяоежмлри-зационной стоимости, типа лслользоттятя и те иным критериям

Просим разъяснить, имеют ли ярато яредотш-вштельные органы местного сямаупршшлеятя м-ределять дифференциацию суммарной штеияшрш-зационной стоимости в пределах, устаповлешкых в п. 1 ст. 3 вышеназванного Закона, например:

- от 300 тыс. руб. до 400 тыс. руб. - 0,15%;

- от 401 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - 0,299% и

т.д.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 февраля 2003 года № 04-05-05/1

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

В соответствии с Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с учетом внесенных в него изменений и дополнений, предельные ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Кроме того, представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от типа использования строений, помещений и сооружений и по другим критериям (жилое

помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, какой строительный материал был использован при строительстве и т.п.).

Учитывая изложенное, принятие представительными органами местного самоуправления решений об установлении ставок данного налога в порядке, приведенном в письме, по мнению Департамента, не противоречит действующему законодательству.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссышш ш вормтмые акты:

ЗАКОН РФ от 09.12.91 № 2003-1 (ред. от 24.07.2002)

«О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Вопрос. Подлежали ли обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в 2001 году?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 21 февраля 2003 года № 04-04-04/12

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения в 2001 году положений гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» (далее - ЕСН) части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 236 упомянутой главы Кодекса объектом налогообложения по единому социальному налогу в 2001 году являлись выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

Статья 238 Кодекса делает из этого объекта исключение в виде установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.

К понятию «законодательство Российской Федерации» относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, и, соответственно, к выплатам, установленным данными нормативными актами, применяются положения подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Кодекса. Данная позиция согласована с Министерством юстиции РФ и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Таким образом, компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установленная Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110, не должна была в 2001 году облагаться единым социальным налогом.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)

«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(с изм.от 09.06.2001)

(принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. В число работников нашей организации входят лица, принявшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно п. 9 ст. 14 Закона от 15.05.91 № 1244-1 им гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Расходы на предоставление данного отпуска осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Просим разъяснить порядок обложения ЕСН в 2001 и 2002 годах оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого указанным работникам.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 февраля 2003 года № 04-04-04/17

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) оплаты дополнительного отпуска «чернобыльцам» и сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1) гражданам, указанным в пп. 1 - 2 ст. 13 Закона N9 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.96 № 506, и письмом Министерства финансов РФ от 28.09.2001 № 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам-«чернобыльцам» в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации, а не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают.

Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по ЕСН, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником-«чернобыль-цем».

При решении рассматриваемого вопроса следует руководствоваться также положениями п. 3 ст. 236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы подп. 49 ст. 270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом № 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что суммы оплаты дополнительного отпуска работникам-«чернобыльцам» не подлежат обложению единым социальным налогом по следующим основаниям:

рассматриваемые выплаты не связаны с выплатами, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ;

у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Что касается налогообложения указанного дополнительного отпуска в 2001 году, то в соответствии с редакцией ст. 236 Кодекса 2001 года, согласно которой объектом налогообложения по ЕСН являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, считаем правомерным начислять ЕСН на оплату таких отпусков в 2001 году.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.04.96 № 506 (с изм. от 24.08.2002)

«О ПОРЯДКЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

ЗАКОН РФ от 15.05.91 № 1244-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС»

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. В штате нашей организации 80% сотрудников составляют инвалиды, по этой причине организация имеет льготу по единому социальному налогу. Но в прошлом году из-за ошибки бухгалтера этой льготой организация не пользовалась. Как можно возместить переплату по этому налогу?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.

Так как организация имеет право на льготу, но ею не пользовалась, то можно пересчитать единый социальный налог и внести соответствующие изменения в налоговую декларацию.

Пунктом 1 ст. 54 Кодекса предусмотрено, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения кон-

кретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Переплаченные суммы налога можно зачесть в счет будущих платежей по единому социальному налогу или другим налогам, направляемым в тот же бюджет, либо в соответствии со ст. 78 НК РФ этот налог можно вернуть по письменному заявлению, представляемому в налоговую инспекцию. Такое заявление можно подать в течение трех лет после того, как заплатили в бюджет лишнюю сумму. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение одного месяца со дня подачи заявления, однако рассчитывать на возврат можно только в случае, если у налогоплательщика нет задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Организация, перечисляя страховые взносы в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих сотрудников, просит разъяснить, когда она должна производить начисление единого социального налога на суммы страховых взносов - в момент их перечисления либо при наступлении страхового случая, то есть наступлении момента получения сотрудниками дополнительного пенсион-ного обеспечения.

Ответ. В соответствии со ст. 242 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как день начисления выплат и иных денежных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты). Таким образом, день перечисления взноса в негосударственный пенсионный фонд можно определить как день начисления организацией выплат в пользу конкретных застрахованных работников.

Пунктом 4 ст. 243 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налого-

вых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 утверждены форма и Порядок заполнения Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а также сумм налогового вычета.

Учитывая вышеизложенное, вне зависимости от пенсионной схемы, применяемой при негосударственном пенсионном страховании, страховые взносы, перечисляемые организацией-вкладчиком в негосударственный пенсионный фонд, должны учитываться отдельно по каждому работнику - участнику фонда, в пользу которого эти взносы перечисляются, и заноситься в его индивидуальную карточку для расчета единого социального налога.

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 21.02.2002 № БГ-3-05/91 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТОЧКИ УЧЕТА СУММ НАЧИСЛЕННЫХ ВЫПЛАТ И ИНЫХ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ, СУММ НАЧИСЛЕННОГО ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА, А ТАКЖЕ СУММ НАЛОГОВОГО ВЫЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Насколько правомерны требования ИМНС об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщиками, освобожденными от уплаты единого социального налога в соответствии с нормами подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строитель-ных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются страхователем-организацией на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Кодекса.

Так как налоговая база (формируемая за счет членских взносов) по единому социальному налогу для организаций, поименованных в подп. 8 п. 1 ст. 238 Кодекса, не формируется, следовательно, у данных организаций отсутствует обязанность и по уплате обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой и накопительной частей пенсии.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Медицинский персонал медицинского центра периодически направляется на курсы повышения квалификации, по окончании которых персонал получает сертификаты специалистов. Облагается ли единым социальным налогом оплата обучения на курсах?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не тклежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 (вред. Федерального закона от 02.12.2000 № 139-Ф3) сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по

теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Так как сертификаты специалистов выдаются в результате повышения квалификации медицинских работников (то есть расходы на получение сертификатов являются расходами на повышение профессионального уровня работников), оплата обучения в соответствии с нормами подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не должна облагаться единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН»

(утв. ВС РФ 22.07.93 № 5487-1) (ред. от 02.12.2000)

Вопрос. Необходимо ли начислять единый социальный налог на ежемесячные компенсационные выплаты матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, порядок и размеры выплат которых установлены Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан* (в ред. Указа Президента РФ от 08.02.2001 № 136)?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ, далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом в 2001 году для налогоплательщиков, указанных вабз. 2-5 подп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (в ред. Указа Президента РФ от 08.02.2001 № 136) установлены ежемесячные компенсационные выплаты матерям, находящимся в

отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в размере 50 руб.

Компенсационные выплаты, производимые отдельным категориям граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан», не подпадают под действие вышеуказанного подп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, следовательно, в 2001 году налогоплательщики должны были исчислять и уплачивать единый социальный налог с ежемесячных компенсационных выплат, производимых матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет.

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), введенного в действие с 01.02.2002, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется женщине по ее заявлению. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.

Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования РФ производится до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ежемесячная компенсационная выплата матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, была введена в 1991 году постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.91 № 242.

С 1 января 1994 года в соответствии с Указом Президента РФ от 10.12.93 № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» взамен ранее выплачиваемых социальных пособий и компенсационных выплат было введено единое ежемесячное пособие, которое впоследствии было закреплено Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Так как ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, не была включена в размер пособия, было принято решение о ее сохранении в качестве специальной выплаты.

Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет, входит в число установленных федеральным законодательством (ст. 256 ТК РФ) гарантий в связи с мате-

ринством и вместе с ежемесячным пособием на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выполняет одну и ту же функцию - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, и с 01.02.2002 обложению единым социальным налогом не подлежит.

Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)

«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина РСФСР от 05.05.91 № 242

«О ДОПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 20 МАРТА 1991 ГОДА № 162»

УКАЗ Президента РФ от 10.12.93 № 2122 «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, И ПОВЫШЕНИИ ИХ РАЗМЕРОВ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ» (принят ГД ФС РФ 26.04.95)

Вопрос. Следует ли учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль отчетного (налогового) периода в составе прямых расходов расходы в виде страховых взносов на каждого отдельного работника организации, исчисляемых в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации* ?

Ответ. Пунктом 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Кодекс) определен перечень расходов на производство и реализацию, относящихся к прямым и косвенным расходам.

При этом следует иметь в виду, что приведенный в указанном пункте перечень прямых расходов является исчерпывающим.

Так, к прямым расходам относятся, в частности, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.

Несмотря на то что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Кодекса, назначение единого социального налога и страховых взносов различно.

Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ определено, что данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Так, сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд (Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования).

При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда, исходя из установленных тарифов, страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Связь между этими платежами состоит в том, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 16 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников

со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Таким образом, суммы исчисленных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ страховых взносов не включаются в расходы налогоплательщика на оплату труда, но при этом они подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов.

О.В. КОРМАЧКОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001

№ 167-ФЗ

(ред. от 29.05.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Существует ли срок давности взыскания налоговых санкций с налогоплательщика?

Ответ. В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

Согласно п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков исключительно в судебном порядке путем предъявления налоговым органом иска о взыскании санкций. Подать такой иск налоговый орган должен до истечения шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта проверки. Исчисление срока начинается с момента составления акта.

Иск, поданный по истечении срока давности, принимается к рассмотрению судом, однако истечение этого срока является достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Вместе с тем налогоплательщик вправе обжаловать решение о взыскании налоговой санкции и по истечении срока исковой давности.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела на основании п. 2 ст. 115 НК РФ.

Исчисление срока давности с момента получения постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела может распространяться только на санкции, применяемые к физическим лицам, поскольку согласно п. 3 ст. 108 НК РФ физическое лицо может привлекаться к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Если же состав преступления образуют действия должностного лица, виновного в совершении организацией налогового правонарушения, то это не препятствует взысканию с организации санкций за совершенное правонарушение и не освобождает должностных лиц организации от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Имеют ли право налоговые органы привлекать к участию в мероприятиях налогового контроля свидетеля?

Ответ. Возможность привлечения свидетеля к участию в процедуре налогового контроля предусмотрена ст. 90 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 1 названной статьи в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

Согласно п. 2 не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, а также лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей.

Правовой статус свидетеля в налоговых правоотношениях приближен к статусу свидетеля в

уголовном процессе. В соответствии с п. 3 ст. 90 Н К РФ физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем допрос свидетеля в ходе налогового контроля не предполагает обязательного наличия какого-то «налогового дела» по конкретному налоговому правонарушению, поскольку налоговый контроль осуществляется в отношении любого обязанного лица (в первую очередь, налогоплательщика, налогового агента), а не в отношении факта противоправного деяния. Предметом допроса свидетеля являются обстоятельства, связанные с исполнением конституционной обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии со ст. 57 Конституции РФ.

Согласно п. 5 ст. 90 НК РФ перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001) (принята всенародным голосованием 12.12.93)

Вопрос. В каком порядке и в каких размерах производятся выплаты экспертам, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля?

Ответ. В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 131 Налогового кодекса РФ экспертам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные, а также вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.

Вопросы оплаты услуг экспертов, привлекаемых для указанных целей, регулируются Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.99 N9 298.

В частности, на основании п. 6 названного Положения выплата сумм, причитающихся экспертам, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

Нормы оплаты денежного вознаграждения экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждены постановлением Минтруда от 18.02.2000 № 19.

Е.Н. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.99 № 298

«О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ И РАЗМЕРАХ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫПЛАТЕ СВИДЕТЕЛЯМ, ПЕРЕВОДЧИКАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ, ЭКСПЕРТАМ И ПОНЯТЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 18.02.2000 № 19

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ОПЛАТЫ ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2000 № 2187)

Вопрос. Организация заключила договор добровольного медицинского страхования в пользу своих работников. Данным договором предусмотрено, что при наступлении страхового случая застрахованному лицу предоставляется лечение в санаторно-курортном учреждении.

Включаются ли в налоговую базу по единому социальному налогу суммы страховых взносов, перечисленные организацией в страховую компанию

по договорам добровольного медицинского страхования своих работников, предусматривающим предоставление страховщиком санаторно-курортно-го лечения застрахованных лиц при наступлении страхового случая?

Ответ. В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, не подлежат обложению единым социальным налогом.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения РФ определены Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Закона о медицинском страховании добровольное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством РФ.

Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.

Таким образом, в рамках программы добровольного медицинского страхования предоставление медицинской помощи производится медицинскими и иными учреждениями - субъектами добровольного страхования, то есть теми, с кем страховая медицинская организация заключила договоры на оказание медицинских услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию, и оплату этим учреждениям за оказанные медицинские услуги застрахованным лицам производит сама страховая медицинская организация.

В связи с изложенным если по условиям договора добровольного медицинского страхования предусмотрено оказание медицинских услуг согласно Правилам добровольного медицинского страхования и Программам добровольного медицинского страхования, которые являются неотъемлемой частью указанного договора, в виде расходов на санаторно-курортное (восстановительное) лечение (санаторно-курортная путевка) с целью предупреждения перехода болезни в хроническую стадию, а также для профилактики обострений и (или)

осложнений болезненных процессов, то на суммы страховых взносов, перечисленных организацией-работодателем в страховую медицинскую организацию, начисление единого социального налога не производится.

О.В. СТАФИЛОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ЗАКОН РФ от 28.06.91 № 1499-1 (ред. от 29.05.2002)

«О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. В соответствии со ст. 221 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) налогоплательщики реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту. При отсутствии налогового агента налогоплательщики реализуют такое право путем подачи письменного заявления в налоговый орган одновременно с подачей налоговой декларации по окончании налогового периода.

В том случае, если налоговый агент не предоставил вычету может ли налоговый орган по истечении налогового периода по заявлению физического лица предоставить профессиональный налоговый вычет?

Ответ. Если в отчетном налоговом периоде налоговый агент - источник выплаты дохода по каким либо причинам не предоставил профессиональный налоговый вычет физическому лицу, то по заявлению последнего налоговый агент обязан это сделать с соблюдением положений ст. 78 и 231 Налогового кодекса РФ, поскольку налоговый орган не вправе предоставлять профессиональный налоговый вычет в таких случаях.

Т.П. ТУЗОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. В соответствии со ст. 174 Трудового кодекса РФ работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы, в частности работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда. Учитываются ли указанные расходы в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 255 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статьей 174 Трудового кодекса РФ (далее -ТК РФ), введенного в действие с 1 февраля 2002 года, предусмотрено, что работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы, в частности работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50% стоимости проезда.

При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.

Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются

только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).

Таким образом, при выполнении условий, предусмотренных ст. 177 ТК РФ, расходы по оплате 50% стоимости проезда работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году учитываются в составе расходов на оплату труда. При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса. Одновременно следует учитывать, что если работник имеет высшее образование и впервые получает образование в учреждениях среднего профессионального образования, то на него распространяется указанный порядок.

В соответствии с последним абзацем ст. 174 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

В том случае, если коллективным или трудовым договором будет предусмотрена оплата проезда работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, к месту нахождения образовательного учреждения в полном размере, то расходы по оплате проезда сверх предусмотренных ст. 174 ТК РФ 50% стоимости проезда учитываются по п. 25 ст. 255 Кодекса как другие виды расходов, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором.

О Б. ОХОНЬКО Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. В какой момент должны быть выданы документы строгой отчетности при оказании услуг населению, учитывая, что в соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 04.08.99

№ 10 невыдача документов является основанием для привлечения к ответственности как за неприменение контрольно-кассовых машин?

Ответ. Статьей 2 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлены обязанности, в частности, по выдаче клиенту после оказания услуги отпечатанного кон-трольно-кассовой машиной чека за услугу.

Как следует из п. 1 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 № 745, выдаваемые клиентам документы строгой отчетности приравнены к чекам, в связи с чем для данных документов применяется указанная обязанность по отношению к моменту вьщачи чека.

Учитывая изложенное, документы строгой отчетности должны быть выданы после оказания услуги.

С.В. ГЛАДИЛИН Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 18.06.93 № 5215-1 (ред. от 30.12.2001)

«О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 30.07.93 № 745

(ред. от 02.12.2000, с изм. 19.12.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ И ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИЗИЧ ЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 04.08.99 № 10

«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ»

Вопрос. В какие сроки уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, имеются ли льготы у пенсионеров по его уплате?

Ответ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17Э-ФЗ) пенсия по старости назначается по достижении 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам) при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты уплачивают суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. При этом обязательным для уплаты является минимальный размер фиксированного платежа, который установлен в сумме 150 руб. в месяц на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В то же время конкретный срок уплаты суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, определенный календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого кварталами, месяцами, неделями или днями, данным Законом не установлен.

С учетом того, что Федеральным законом № 167-ФЗ не установлены сроки уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, определенные календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого кварталами, месяцами, неделями или днями, и указан расчетный период, которым в соответствии со ст. 23 является календарный год, уплата его может быть произведена в любое время в течение расчетного периода, которым в соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона является календарный год.

При этом Федеральный закон № 167-ФЗ не связывает обязанность уплаты минимального раз-

мера фиксированного платежа с размером дохода, полученного индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности, адвокатом в результате профессиональной деятельности.

Поэтому индивидуальные предприниматели, адвокаты независимо от возраста и наличия у них дохода, например в виде назначенной пенсии, либо отсутствия дохода, например в период временной нетрудоспособности, обязаны уплачивать минимальный размер фиксированного платежа в сумме 150 руб. в месяц, или 1 800 руб. за календарный год.

В связи с тем, что Федеральный закон № 167-ФЗ не содержит специальной нормы для предоставления льготы по уплате фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (в том числе инвалидам I, II, III фупп), они обязаны уплачивать указанные платежи в полном размере, или 1 800 руб. за календарный год.

В.И. ГАВРИШОВА Советник налоговой службы РФ

111 ранга

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 31.12.2002)

«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001

№ 167-ФЗ

(ред. от 31.12.2002)

«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Бухгалтер организации, расположенной на первом этаже здания, задает следующий вопрос\ Следует ли ему при расчете платы за землю пользоваться данными о площади земли, занимаемой данной организацией, зафиксированными в свидетельстве о регистрации прав на пользование земельным участком, или данные следует брать из технического паспорта здания, учитывая, что эти данные в названных документах не совпадают?

Ответ. Согласно ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. В соответствии с п. 11 инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 «По применению Закона РФ «О плате за землю» (зарегистрирована

Минюстом России от 06.04.2000 № 2183) указанный документ служит основанием для установления и для взимания налога и арендной платы за землю. При этом ст. 14 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (включая земельные участки - ст. 1 данного Федерального закона) удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Таким образом, указанное свидетельство и является тем самым документом, служащим основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю. В этой связи данные о площади занимаемого земельного участка, отраженные в указанном свидетельстве, и должны служить основой для установления и исчисления платы за землю.

М. ФЕДОРИНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

ПРИКАЗ МНС РФ от 06.03.2000 № АП-3-04/90 (ред. от 12.04.2002)

«ОБ ОТМЕНЕ ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 17.04.95 № 29 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 21.02.2000 N9 5о>

(Зарегистрировав к Минюсте РФ 06.04.2000 № 2183)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 № 122-ФЗ (ред. от 11.04.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (принят ГД ФС РФ 17.06.97)

Вопрос. Подлежит ли налогообложению доход, полученный физическими лицами при совершении арбитражных операций по покупке иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого иностранного государства?

Ответ. Согласно п. 5 ст. 210 Налогового кодекса РФ доходы налогоплательщика, выраженные в ино-

странной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату получения таких доходов.

Таким образом, при совершении физическими лицами арбитражных операций по покупке иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого иностранного государства подлежит обложению налогом на доходы физических лиц арбитражный доход, который формируется на дату валютирования (дату расчета по всем сделкам) и при наступлении этой даты зачисляется на валютный счет физического лица.

Перечисление удержанных с доходов налогоплательщика сумм налога осуществляется не позднее дня, следующего за днем фактического перечисления доходов со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Должны ли учитываться при определении дохода по сделке купли-продажи ценных бумаг, полученных налогоплательщиком по наследству, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг в порядке наследования? Если да, то какие: стоимость ценных бумаг, указанная в свидетельстве о праве на наследство; сумма налога на имущество, полученного в порядке наследования, уплаченного налогоплательщиком в момент получения ценных бумаг по наследству? Или же налогоплательщик вправе воспользоваться только имущественным вычетом, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ (положения данной статьи применяются с 03.07.2002 в связи с введением в действие Федерального закона от 30.05.2001 № 71-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ (гл. 23 «Налог на доходы физических лиц»)») доход (убыток) по сделке купли-про-дажи ценных бумаг определяется как разница между суммами, полученными от реализации ценных бумаг, и расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг) и документально подтвержденными. К указанным расходам относятся:

суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;

оплата услуг, оказываемых депозитарием; комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг; биржевой сбор (комиссия); оплата услуг регистратора; другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, оплачиваемые за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в том случае, когда произведенные им расходы ка приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. В этом случае налоговым агентом налогоплательщику предоставляется имущественный вычет на основании заявления.

Учитывая, что физическое лицо получило по наследству ценные бумаги и не имело расходов, связанных с их приобретением, то оно вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 Кодекса.

Ссылки на нормативные акты:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.05.2001 № 71-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГЛАВУ 23 «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»)»

(принят ГД ФС РФ 26.04.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Имеет ли право налоговый агент применить имущественным вынет, если ценные бумаги находились в собственности у физического лица более 3 лет и при этом расходы налогоплательщика подтверждены документально?

Ответ. Пунктом 3 ст. 214.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в целях определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по каждой категории ценных бумаг сумма, полученная от реализации ценных бумаг, подлежит уменьшению на один из следующих налоговых вычетов: а) в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением ценных бумаг;

б) в размере имущественного налогового вычета, предусмотренного абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ: в сумме, полученной от реализации ценных бумаг, - в случае, если ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика не менее трех лет; в сумме, не превышающей 125 000 руб., - в случае, если ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика менее трех лет.

Имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в том случае, когда произведенные им расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. В этом случае налоговым агентом налогоплательщику предоставляется имущественный налоговый вычет на основании заявления.

Учитывая изложенное, если ценные бумаги находились в собственности физического лица более трех лет и у налогового агента имеется документальное подтверждение расходов, права на имущественный вычет физлицо не имеет.

И.Н.ИВЕР

Советник налоговой службы РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Может ли организация быть привлечена к ответственности за неуплату доначисленной в 2002 году суммы налога на прибыль за период, предшествующий 1999 году?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 113 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса.

Ответственность за совершение такого вида налогового правонарушения, как неуплата или неполная уплата сумм налога, установлена ст. 122 Кодекса.

В связи с изложенным организация не может быть привлечена к ответственности за неуплату

доначисленной в 2002 году суммы налога, на прибыль за период, предшествующий 1999 году.

A.A. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Работнику нашей организации в 1996 году был выдан заем, задолженность по которому до 2003 года работником не погашена. В 2003 году организация приняла решение простить долг работнику. Нужно ли с суммы прощенного долга уплачивать единый социальный налог?

Ответ. Объектом налогообложения по ЕСН для организаций-работодателей являются выплаты и иные вознафаждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ). При определении налоговой базы учитываются также любые выплаты и вознаграждения в пользу работника вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты (п. 1 ст. 237 НК РФ).

Однако взаимоотношения между организацией и работником в случае выдачи займа последнему строятся не на основании трудового договора и с исполнением работником его трудовых обязанностей никак не связаны. Следовательно, исчислять ЕСН при прощении долга нет необходимости.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Работнику нашей организации в 1996 году был выдан заем, который до 2003 года работником не погашен. В 2003 году организация приняла

решение простить долг работнику. Нужно ли с суммы прощенного долга удерживать налог на доходы физических лиц?

Ответ. Прежде всего необходимо отметить, что как в период до 01.01.2001, так и после этой даты организация, выдавшая заем своему работнику, обязана была исчислять сумму материальной выгоды этого лица и облагать ее подоходным налогом (до 01.01.2001), а затем (с 01.01.2001) налогом на доходы физических лиц, а также удерживать данные налоги с сумм денежных выплат работнику - физическому лицу и перечислять их в бюджет в порядке, установленном нормами Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (до 01.01.2001) и гл. 23 Налогового кодекса РФ (с 01.01.2001).

В случае если в 2003 году организация примет решение простить долг и списать сумму задолженности работника по выданному ему займу, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ по договору дарения, помимо прочего, одна сторона (даритель) безвозмездно освобождает другую сторону (одаряемого) от имущественной обязанности перед собой. Следовательно, аннулирование задолженности работника по выданной ему ссуде следует признать дарением прощенной суммы.

Для целей исчисления НДФЛ сумма прощенного долга включается в совокупный доход работника - физического лица на общих основаниях (подп. 10 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210 НК РФ) за вычетом 2 000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). С полученной суммы организация обязана исчислить НДФЛ, удержать исчисленный налог в момент ближайшей выплаты денежных средств работнику и перечислить его в бюджет (пп. 1, 2, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

При этом необходимо помнить, что удерживаемая с каждой выплаты работнику сумма налога не может превышать 50% от суммы выплаты, а также учитывать, что уплата НДФЛ, исчисленного с доходов физического лица - работника, за счет средств организации не допускается (пп. 4, 9 ст. 226 НК РФ).

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ЗАКОН РФ от 07.12.91 № 1998-1 (ред. от 02.01.2000)

«О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Какие лица вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное таможенным органом РФ?

Ответ. В соответствии со ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано следующими лицами:

- лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- потерпевшим (физическим или юридическим лицом, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);

- законными представителями физического лица (осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права). Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители;

- законными представителями юридического лица (осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим). Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение;

- защитником и представителем (для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель).

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

Ссылки на нормативные акты:

«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

П РАВОНАРУШ ЕНИЯХ»

от 30.12.2001 № 195-ФЗ

(ред. от 31.10.2002)

(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.