Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Первичная профсоюзная организация просит разъяснить следующее. Начисляется ли единый социальный налог на выплаты в денежной (материальная помощь) и в натуральной форме (туристические путевки, подарки) членам профсоюза, если указанные выплаты производились профсоюзным комитетом:

а) из средству перечисленных организацией профсоюзному комитету на культурно-массовую работу в соответствии с коллективным договором;

б) из членских профвзносов?

При этом члены профсоюза - работники организации не связаны с профсоюзной организацией трудовым договором и другими видами договоров.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 25 ноября 2002 года № 04-04-04/170

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Пунктом 1 ст. 236 указанной главы Кодекса установлено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение рабсгг, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Учитывая изложенное, любые выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, производимые профсоюзной организацией в пользу своих членов, не связанных с данной профсоюзной организацией трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторскими договорами, не подлежат обложению единым социальным налогом.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Подлежат ли налогообложению налогом на доходы физических лиц следующие выплаты:

а) сумма в размере среднего месячного заработка, выплачиваемая на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев со дня увольнения работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 318 ТК РФ;

б) денежная компенсация, выплачиваемая работнику взамен ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии со ст. 126 ТК РФ?

Ответ,

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 декабря 2002 года № 04-04-06/253

На письмо относительно налогообложения выплат, предоставленных физическим лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с пп. 3 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

К числу таких компенсационных выплат относятся выплаты, в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или ликвидацией организации, расположенной в районах Крайнего

Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со ст. 318 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

В частности, с 1 января 2002 года при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации уволенному работнику ст. 318 ТК РФ предусмотрены компенсационные выплаты на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, в размере среднего месячного заработка с учетом месячного выходного пособия, которые не должны облагаться налогом на доходы физических лиц.

Что касается вопроса налогообложения денежной компенсации, выплачиваемой работнику взамен ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии со ст. 126 ТК РФ, то данная выплата должны быть включена в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Являются ли начисления и платежи по единому социальному налогу в части платежей в федеральный бюджет и платежи по уъгате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование платежами одного и того же налога в один и тот же бюджет?

Ответ. Федеральными законами от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» и от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлен новый порядок исчисления и уплаты единого социального налога, направляемого на финансирование и выплату базовой части трудовой пенсии, и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии.

При этом сумма единого социального налога на выплату базовой части пенсии перечисляется в федеральный бюджет, а сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - в бюджет Пенсионного фонда РФ.

В целях реализации вышеуказанных положений Минфином России предусмотрены отдельные коды бюджетной классификации для зачисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на счета органов федерального казначейства:

1010510 «Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет»;

1010610 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии»;

1010620 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии».

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.05.2002) «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)

Вопрос. Какие суммы единого социального налога следует отражать в графе 5 « Сумма налога, недопоступающая в федеральный бюджет и бюджеты фондов в связи с предоставлением льгот» разд. VI формы налоговой отчетности № 3-НЛ?

Ответ. В гра<|)е 5 «Сумма налога, недопоступающая в федеральный бюджет и бюджеты фондов в связи с предоставлением льгот» разд. VI формы налоговой отчетности № 3-НЛ следует отражать суммы единого социального налога, недопоступившие в федеральный бюджет только в части средств, зачисляемых в федеральный бюджет, то есть без учета сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета), рассчитанные по ставкам налога в размере одной второй от ставок, предусмотренных п. I ст. 241 Налогового кодекса РФ для конкретной категории налогоплательщиков, а именно:

для организаций (за исключением выступающих в качестве работодателей н ал о го плате л ь-

щиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных обшин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования) - поставке 14%; для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - поставке 10,3%.

Г.М.УСАЧЕВ Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Я, физическое лицо, намерен в марте 2003 года продать зарегистрированный на мое имя автомобиль и приобрести другой.

Каков порядок уплаты транспортного налога в данном случае?

Ответ. Порядок исчисления транспортного налога, вводимого в действие законами субъектов Российской Федерации с 01.01.2003, определен ст. 362 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода (согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год) исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно п. 4 ст. 362 НК РФ на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложена обязанность сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

В связи с изложенным физическое лицо будет обязано уплатить транспортный налог на проданный в марте автомобиль с учетом коэффициента 3/12.

Коэффициент для исчисления транспортного налога на приобретенный автомобиль исчисляется аналогично в зависимости от месяца покупки автомобиля.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Физическое лицо пользуется транспортным средством по генеральной доверенности. Налоговые органы по месту жительства физического лица и по месту регистрации транспортного средства различны. В каком налоговом органе будет производиться уплата транспортного налога?

Ответ. Согласно ст. 357 Налогового кодекса РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Пунктом 1 ст. 363 НК РФ определено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

С учетом изложенного транспортный налог обязано уплатить физическое лицо, пользующееся автомобилем по генеральной доверенности, в налоговом органе, расположенном по месту регистрации автомобиля.

О.А. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы 11 ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Физическое лицо - вкладчик банка, расположенного на территории Российской Федерации, обратилось в банк за возвратом вклада, открытого в 1990 году. Подлежат ли налогообложению суммы процентову полученные по такому вкладу?

Ответ. Доход в виде материальной выгоды по суммам процентов по вкладам в банках был установлен Федеральным законом от 10.01.97 N9 11-ФЗ

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц».

С 22 января 1997 года по 31 декабря 2000 года налогообложению подлежала положительная разница между суммой процентов, предусмотренных по договору банковского вклада, и процентов, исчисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Налог с таких сумм удерживался отдельно от остальных доходов по ставке 15%.

С 1 января 2001 года вступила в действие гл. 23 Налогового кодекса РФ, согласно которой подлежит налогообложению процентный доход, полученный в виде процентов, превышающих рассчитанные исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты (п. 27 ст. 217 Кодекса).

Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N° 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», если иное не предусмотрено настоящей статьей, часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Учитывая изложенное, если банковские вклады были открыты до 1997 года, объекта налогообложения в виде материальной выгоды, облагаемой налогом поставке 15%, не имеется.

При налогообложении сумм процентов, начисленных за период с 1 января 2001 года по такому банковскому вкладу, открытому в 1990 году, применяются положения п. 27 ст. 217 Кодекса и ставка налога, предусмотренная п. 2 ст. 224 Кодекса (35% -для резидентов).

Л.И.ОСИПЧУК Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.97 N° 11-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 25.12.96)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 24.07.2002) «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ» (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Вопрос. Подлежит ли обложению на/югом на доходы физических лиц оплата стоимости проезда работника, проживающего и работающего в районах Крайнего Севера, к месту использования отпуска и обратно в случае проведения им отпуска за границей России?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ компенсационных выплат.

Согласно ст. 325 Трудового кодекса лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Указанные выплаты относятся к компенсационным и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в том случае, если отпуск используется на территории РФ.

Следовательно, если работник не может документально подтвердить проведение своего отпуска на территории РФ, то стоимость возмещения расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска за границей не подпадает под понятие компенсационных выплат и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N° 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ

19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ » от 30.12.2001 N° 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ

21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц суммы пенсионных взносов в негосударственный пен-сионный фонду перечисленные организацией за своих работников по договору дополнительного пенсионного обеспечения в 2002 году, которые зачисляются на единый солидарный пенсионный счет негосударственного пенсионного фонда?

Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 213 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению суммы пенсионных взносов, внесенные за физических лиц работодателями на основании заключенных договоров добровольного пенсионного страхования при условии, что общая сумма пенсионных взносов не превысит двух тысяч рублей в год на одного работника.

Взносы в негосударственный пенсионный фон/1, производимые организацией-вкладчиком на солидарный пенсионный счет, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, так как денежные средства на таком солидарном счете до момента их персонификации по участникам договора о негосударственном пенсионном обеспечении являются собственностью фонда, а не физических лиц.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Некоммерческая организация заключает договоры гражданско-правового характера с российскими гражданами на выполнение услуг (чтение лекций, проведение семинаров и т.п.), в которых указано, что организация оплачивает проезд и проживание исполнителей договоров. Учитываются ли при исчислении налога на доходы физических лиц расходы, произведенные организацией согласно та-кому договору?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 221 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).

Следовательно, при документальном подтверждении расходов, связанных с оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, заключенным между организацией-заказчиком и физическим лицом-исполнителем, эти суммы оплаты проезда и проживания не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Подлежит ли /шогообложению единым социальным налогом оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, которая осуществляется за счет средств государственного социального страхования?

Ответ. В соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ (с изменениями и дополнениями) обложению единым социальным налогом не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, а также все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определено, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Статьей 8 указанного выше Закона установлены виды страхового обеспечения, соответствующие каждому виду социального страхового риска.

Согласно п. 8 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (вред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2002 № 541), средства Фонда социального страхования РФ направляются, втом числе, на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Учитывая, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, порядок предоставления которых определен ст. 262 Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет средств государственного социального страхования, поименованные суммы не должны облагаться единым социальным налогом.

Ссылки на нормативные акты

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 16.07.99 № 165-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» (принят ГД ФС РФ 09.06.99)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.02.94 № 101 (ред. от 19.07.2002) «О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Вопрос. Должен ли начисляться единый социальный налог на суммы возмещения морального вредау причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, порядок возмещения которого установлен ст. 237 Трудового кодекса РФ?

Ответ. Согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом обложения единым социальным налогом в 2002 году для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исклю-

чением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Так как порядок возмещения и размеры сумм морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, определяются соглашением сторон трудового договора, действие пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса на них не распространяется, следовательно, такие суммы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке на основании ст. 236 Кодекса.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба, и так как суммы, выплачиваемые работникам по исполнительным листам в возмещение морального вреда, не относятся к объекту обложения единым социальным налогом, следовательно, указанные суммы в данном случае обложению единым социальным налогом не подлежат.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. Организация заключила со своим работником-пенсионером договор пожизненной ренты. Подлежат ли выплаты, производимые по договору ренты, обложению единым социальным налогом?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 пп. 1 п. 1 ст. 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за

исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с абз. 3 п. I ст. 236 Кодекса не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Согласно ст. 583 Гражданского кодекса РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.

Договор ренты принадлежит к числу договоров, направленных на отчуждение имущества, рента обременяет земельный участок, предприятие, здание, сооружение или другое недвижимое имущество, переданное под ее выплату (п. 1 ст. 586 ГК РФ).

В качестве особой гарантии прав получателя ренты в соответствии со ст. 588 ГК РФ предусматривается выплата в его пользу процентов в связи с допущенной плательщиком ренты просрочкой. Размер этих процентов определяется самими сторонами, а если в договоре он не установлен - то учетной ставкой банковского процента на день исполнения обязательства или его соответствующей части, действующей в месте жительства (месте нахождения) получателя ренты (на практике - единой ставкой рефинансирования, устанавливаемой Центральным Банком РФ).

Учитывая изложенное выше, возможные рентные платежи, производимые по договору пожизненной ренты, не подлежат обложению единым социальным налогом.

ТА САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)

Вопрос. В соответствии с законом о бюджете субъекта РФ собственные доходы бюджета указанного субъекта от закрепленного за ним налога на прибыль переданы местным бюджетам. В этой связи правомерно ли подобное фактическое изменение в рамках бюджетного законодательства ранее установленной Налоговым кодексом РФ ставки, по которой исчисляется сумма налога, зачисляемая в местный бюджет, и по какой ставке в налоговой декларации по налогу на прибыль должна исчисляться указанная сумма?

Ответ. В соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено подп. 2-5 указанной статьи) в размере 24%. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в местные бюджеты.

В связи с этим в налоговой декларации сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет, исчисляется только по ставке в указанном размере.

Статьей 58 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично -в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет.

Таким образом, указанные органы утверждают не иной размер названной ставки, а процентную долю, в которой вышеперечисленные доходы бюджета субъекта Российской могут быть переданы местным бюджетам.

A.A. АЛЬФЕРОВИЧ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

«БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Индексируются ли налоговые ставки за земли городов и поселков в 2003 году? Если да, то какие средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в приложении № 2 (табл. 1) к Закону РФ «О плате за землю»у будут применяться по экономическим районам Российской Федерации в 2003 году?

Ответ. Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодека! Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» установлен коэффициент 1,8 к ставкам земельного налога, применяемым в 2003 году, в том числе к ставкам налога за земли городов и поселков.

С учетом коэффициентов индексации, установленных в 1995 - 1997 годах, в 1999 - 2000 годах, в 2002 году, в 2003 году для ставок налога по землям городов и поселков, налоговая ставка для 2003 года по указанным землям определяется в следующем порядке:

Ставка 2003 года = ((Ставка 1994 года х 50 (1994 год) х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год)) : 1000) х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год).

Исходя из применяемых коэффициентов индексации в соответствующих годах средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в приложении N9 2 (табл. I) к Закону Российской Федерации «О плате за землю», на 2003 год по экономическим районам Российской Федерации составят.

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗАЗЕМЛЮ»

Вопрос. Какие размеры земельного налога с 1 гектара пашни должны применяться по субъектам РФ в 2003 году?

Ответ. Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 N9 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.

Соответствующими постановлениями Правительства РФ, <|>слеральными законами о ставках земельного налога и федеральными законами о бюджете к ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения (в том числе сел1>скохозяйствен-ных угодий) применялись коэффициенты индексаций: 1,5 - в 1995 году; 1,5 - в 1996 году; 2 - в 1997 году; 1,2 - в 2000 году; 2 - в 2002 году.

Учитывая указанные выше коэффициенты индексаций, налоговая ставка по землям сельскохозяйственных угодий рассчитывается для 2003 году в следующем порядке:

Ставка 2003 года = ((Ставка 1994 года х 1,5 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год)) : 1000) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год).

Исходя из среднего размера земельного налога с I гектара пашни, указанного в приложении N9 1 к Закону РФ «О плате за землю» для 1994 года, и коэффициентов индексации, применяемых в 1995 -1997 годах, в 2000 году, в 2002 - 2003 годах, средние размеры земельного налога с 1 гектара пашни в 2003 году по субъектам РФ составят:

Субъекты Российской Федерации Земельный налог 1 га пашни, руб.

Республика Адыгея 71.73

Республика Алтай 14.38

Республика Башкортостан 33,53

Республика Бурятия 20.50

Республика Дагестан 39.65

Республика Ингушетия 45.77

Таблица 1 (коп/кв. м)

Экономические районы Численность населения, тыс. человек

до 20 20-50 50- 100 100 -250 250 -500 500-1 ООО 1 000-3 000 свыше 3 000

Северный 129.6 285,1 311.0 362,9 388,8 - - -

Северо-Западный 233,3 362.9 414,7 440,6 492,5 - - 907.2

Центральный 259.2 388.8 440,6 466,6 518,4 596,2 - 1 166,4

Волго-Вятский 207.4 336,9 388,8 414,7 466.6 - 622,1 -

Центрально-Черноземный 233,3 362.9 414,7 440.6 492.5 570,2 - -

Поволжский 233,3 362,9 414,7 440.6 492.5 570.2 648,0 -

Северо-Кавказский 207,4 336.9 388,8 414,7 466.6 544,3 622,1 -

Уральский 181.4 311.0 362.9 388.8 440.6 518.4 596,2 -

Западно-Сибирский 155,5 311.0 336,9 388,8 414,7 492.5 544,3 -

Восточно-Сибирский 129,6 285,1 311,0 362,9 388,8 466,6 - -

Дальневосточный 155,5 311.0 336,9 388,8 414.7 492,5 - -

Субъекты Российской Федерации Земельный налог

1 га пашни, руб.

Кабардино-Балкарская Республика 75,42

Республика Калмыкия 22,84

Карачаево-Черкесская Республика 38.68

Республика Карелия 31,10

Республика Коми 23,62

Камчатская область 14,00

Кемеровская область 29,07

Кировская область 25,18

Костромская область 21.87

Курганская область 24,59

Курская область 45,11

Ленинградская область 44,91

Липецкая область 37,62

Магаданская область 12,92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московская область 49,57

Мурманская область 10,69

Республика Марий Эл 34,99

Республика Мордовия 28,48

Республика Саха 15,07

Республика Северная Осетия 80,10

Республика Татарстан 34,79

Республика Тыва 14,49

Удмуртская Республика 25,18

Республика Хакасия 18,27

Чеченская Республика 45,77

Чувашская Республика 43,54

Алтайский край 22.27

Краснодарский край 96,23

Красноярский край 30,71

Приморский край 27,90

Ставропольский край 55,89

Хабаровский край 21,87

Амурская область 17,30

Архангельская область 21,19

Астраханская область 22,27

Белгородская область 50,83

Брянская область 28,10

Владимирская область 31,01

Волгоградская область 23,42

Вологодская область 26,24

Воронежская область 38.20

Ивановская область 27.50

Иркутская область 29.45

Калининградская область 45,00

Калужская область 25,56

Нижегородская область 31,68

Новгородская область 17,98

Новосибирская область 24,39

Омская область 25,27

Оренбургская область 20,02

Орловская область 35,96

Пензенская область 24,79

Пермская область 22,75

Субъекты Российской Федерации Земельный налог 1 га пашни, руб.

Псковская область 18,56

Ростовская область 45,68

Рязанская область 29,65

Самарская область 27,90

Саратовская область 20,41

Сахалинская область 26.44

Свердловская область 30,33

Смоленская область 24,39

Тамбовская область 35,38

Тверская область 25,18

Томская область 27,70

Тульская область 39,76

Тюменская область 31,01

Ульяновская область 33,34

Челябинская область 23,42

Читинская область 17,69

Ярославская область 23,62

Еврейская автономная область 17,30

Агинский Бурятский автономный округ 17,69

Коми-Пермяцкий автономный округ 22,75

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 29,45

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

Вопрос. Средства от уплаты земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий перечисляются в 2002 году в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Как перечисляются указанные платежи за земли сельскохозяйственных угодий в 2003 году?

Ответ. В Закон РФ от 11.10.91 Nq 1738-1 «О плате за землю» Федеральным законом от 24.07.2002 N° 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся порядка перечисления в 2003 году средств, составляющих плату за землю, в соответствующие бюджеты.

В частности. Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ исключены из ст. 5, 18 и 19 Закона РФ

«О плате за землю» положения, связанные с перечислением доли земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственных угодий в федеральный бюджет. Также из приложения N9 1 к Закону РФ «О плате за землю» исключены доли средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых в федеральный бюджет.

Таким образом, с учетом указанных выше изменений в 2003 году средства, составляющие плату за земли сельскохозяйственных угодий, не должны перечисляться в федеральный бюджет.

Согласно ст. 19 Закона РФ «О плате за землю» органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ устанавливают долю средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, направляемых на бюджетные счета субъектов РФ. На эти мероприятия, централизованно выполняемые субъектами РФ, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога, поступивших от сельскохозяйственных угодий административного района. Остальная доля средств от земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственных угодий должна перечисляться в местный бюджет.

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

ЗАКОН РФ от 11.10.91 № 1738-1 (ред. от 29.12.98, с изм. от 30.12.2001) «О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ»

Вопрос. В каком порядке должны перечисляться в 2003 году земельный налог и арендная плата за земли городов и поселков в соответствующие бюджеты?

Ответ. В 2003 году средства, поступающие от уплаты земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, не перечисляются в федеральный бюджет. Это нововведение связано с принятием Федерального закона от 24.07.2002 N9 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Статьей 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ установлено, что в 2003 году плательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов

федерального казначейства с последующим распределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации последующим нормативам:

в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;

в бюджеты городов Москвы и Санкт - Петербурга и бюджеты закрытых административно - территориальных образований - 100%;

в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.

Статья 18 указанного выше Закона вступает в силу с 1 января 2003 года.

Таким образом, земельный налог и арендная плата за земли городов и поселков в 2003 году должны перечисляться только в бюджеты субъектов РФ, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты закрытых административно-территориальных образований и в бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Р.Г. ГАББАСОВ Советник налоговой службы I ранга Н.В. ГОЛУБЕВА Сове» и к налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акш

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Некоммерческая организация сдает в аренду помещение в здании, приобретенном за счет средств целевых поступлений. Имеет ли право организация для целей налогообложения начислять амортизацию по помещению, сдаваемому в аренду?

Ответ. В соответствии с п. I ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли организации, признаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с зако-

нодательством Российской Федерации, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе суммы начисленной амортизации (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ), и внереализационные расходы.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 ООО руб.

Изданного правила есть исключения, установленные п. 2 ст. 256 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N9 57-ФЗ), в частности, не подлежит амортизации имущество некоммерческой организации, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

Формулировка указанной нормы позволяет предположить, что не подлежит амортизации имущество, в отношении которого выполняются два условия (1 - имущество получено в качестве целевых поступлений или приобретено за счет средств целевых поступлений, 2 - использование имущества для осуществления некоммерческой деятельности), соединенные союзом «и», то есть несоответствие хотя бы одному условию влечет за собой начисление амортизации.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что некоммерческая организация вправе начислять амортизацию на имущество, приобретенное как за счет доходов от предпринимательской деятельности, так и за счет целевых поступлений, или полученное в качестве целевых поступлений, если оно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики, сложившейся в период становления существующей налоговой системы, показывает, что в качестве амортизируемого имущества некоммерческих организаций рассматривается только имущество, приобретенное за счет прибыли от предпринимательской деятельности и используемое в этой деятельности. Данный вопрос рассмотрен в письме Министерства РФ по налогам и сборам от 03.11.2000 N9 ВГ-6-02/ 850@ «О порядке определения некоммерческими организациями с 1 января 2000 года состава расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой

прибыли», а также в письмах Минфина России от 14.12.2000 № 04-02-05/7, УМ НС России по г. Москве от 02.11.2000 № 03-12/55108 - на основании законодательства, действующего до вступления в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ (01.01.2002); в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ до внесения изменений в п. 2 ст. 256 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ - письмо Минфина России от 11.12.2001 № 04-02-05/4/28.

Таким образом, трудно сказать, в каком направлении пойдет правоприменительная практика при решении данного вопроса на основании норм действующего законодательства, окончательную точку может поставить только суд. Однако пока мы не располагаем судебными актами по указанной проблеме.

Одновременно напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

М.П. ТАВШАНЖИ

Ссылки на нормативные акты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

<ПИСЬМО> МНС РФ от 03.11.2000 № ВГ-6-02/850@ «О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С 1 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА СОСТАВА РАСХОДОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ ПРИБЫЛИ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 № 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Работнику организации предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск в календарных днях. При определении среднего дневного заработка для оплаты отпуска выяснилось, что в первом месяце расчетного периода работник проработал всего три дня. Оставшиеся два месяца отработаны им полностью. Как определить средний дневной заработок для расчета отпускных?

Ответ. Согласно ст. 139 ТК РФ при предоставлении отпуска в календарных днях, если весь расчетный период отработан работником полностью, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

В соответствии с абз. 6 п. 5 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 (с изм. от 21.11.2001), применяющегося в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ), в случае, когда в расчетном периоде отработано всего от 1 до 5 дней подряд или несколько дней в разных неделях при пятидневной рабочей неделе, эти дни приводятся к календарной неделе с помощью предусмотренных Порядком коэффициентов.

Таким образом, в первом месяце расчетного периода количество календарных дней с учетом коэффициента приведения отработанных дней по пятидневной рабочей неделе к календарной неделе равно 4,2 дня ((7/5) х 3 дн.), а в следующие два месяца - по 29,6 дня.

Следовательно, средний дневной заработок для оплаты отпуска в рассматриваемом случае равен отношению суммы начисленной заработной платы за расчетный период к 63,4 дня (4,2 дн. + 29,6 дн. + 29,6 дн.).

Ссылки на нормативные акты

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 № 38 (с изм. от 21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)

Вопрос. Как определить средний дневной заработок работника организации для оплаты отпуска, установленного в календарных днях, если весь расчетный период отработан им полностью? Чем в данном случае следует пользоваться: Трудовым кодексом РФ или Порядком исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах?

Ответ. Пунктом 5 Порядка исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденного постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38, установлено, что средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска при оплате отпуска, установленного в календарных днях, определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество календарных дней в этом периоде.

Однако указанный порядок отличается от порядка, определенного ст. 139 ТК РФ. Согласно данной статье при предоставлении отпуска в календарных днях, если весь расчетный период отработан работником полностью, средний дневной заработок для оплаты отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на 3 (количество месяцев расчетного периода) и на 29,6 (среднемесячное количество календарных дней).

В соответствии со ст. 423 ТК РФ Порядок исчисления среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска применяется в части, не противоречащей ст. 139ТК РФ. Учитывая изложенное при определении среднего дневного заработка для оплаты отпуска, если весь расчетный период отработан работником полностью, следует руководствоваться положениями ст. 139 ТК РФ.

Ссылки на нормативные акты

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 №38 (с изм. от21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 N9 2336)

Вопрос. Организация приняла решение в 2003 году не создавать резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. Как поступить с остатком данного резерва в целях налогообложения по состоянию на 31.12.2002?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Н К РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

Пунктом 5 ст. 324.1 НК РФ установлено, что если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчита-

ет нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Таким образом, в рассматриваемом случае в целях налогообложения прибыли остаток неиспользованного резерва предстоящих расходов на оплату отпусков по состоянию на 31.12.2002 подлежит включению в состав внереализационных расходов 2002 года.

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Каков порядок создания резерва на предстоящую оплату отпусков в целях налогообложения прибыли?

Ответ. В соответствии с п. 119 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 24.07.2002) гл. 25 НК РФ была дополнена ст. 324.1 «Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет».

Согласно п. 1 ст. 324.1 налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить это в учетной политике и составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН с этих расходов.

Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру на оплату труда. Размер ежемесячных отчислений в резерв определяется как произведение расходов на оплату труда отчетного месяца (включая ЕСН) на процент отчислений в резерв.

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.05.2002 N9 57-ФЗ (ред. от 24.07.2002) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 24.07.2002)

Вопрос. Включаются ли по правилам бухгалтерского учета в резерв на предстоящую оплату отпусков суммы ЕСН и суммы отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев?

Ответ. Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N9 34н, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв на предстоящую оплату отпусков работникам. Вопрос о необходимости создания такого резерва решается при формировании учетной политики.

Отчисления в указанный резерв производятся, как правило, ежемесячно. Для определения размера ежемесячных отчислений необходимо определить предполагаемую величину резерва. При этом при расчете предполагаемой величины резерва учитываются не только предполагаемые суммы отпускных, но и соответствующие им суммы единого социального налога, а также суммы отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев (п. 3.50 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N9 49).

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.98 № 1598)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»

Вопрос. Как отразить в бухгалтерском учете начисление отпускных, если работник организации ушел в отпуск в середине месяца? Продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.

Ответ. В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, суммы отпускных включаются в расходы на оплату труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в расходы на оплату труда следующего месяца.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о затратах организации текущего месяца предназначен счет 20 «Основное производство».

Таким образом, начисление отпускных за дни отпуска, приходящиеся на текущий месяц, отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При начислении отпускных, приходящихся на следующий за текущим месяц, дебетуется счет 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 70.

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.98 N9 1598)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 N9 94н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ»

Вопрос. Работник организации ушел в отпуск в середине ноября 2002 года. Продолжительность отпуска 28 календарных дней. Можно ли в целях бухгалтерского учета в расходы на оплату труда за ноябрь включить всю сумму отпускных, если резерв на предстоящую оплату отпусков не создан?

Ответ. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/ 99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N9 ЗЗн, суммы отпускных являются расходами по обычным видам деятельности, поскольку они связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N9 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.

Таким образом, указанные суммы включаются в расходы на оплату труда отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в расходы на оплату труда следующего месяца.

Следовательно, в расходы на оплату труда в ноябре можно включить только сумму отпускных, приходящихся на этот месяц. Оставшаяся сумма включается в расходы на оплату труда следующего месяца.

Ссылки на нормативные акты ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 N9 ЗЗн (ред. от 30.03.2001) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 10/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 N9 1790)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.98 № 1598)

Вопрос. Какими нормативными документами следует руководствоваться бухгалтеру организации для расчета среднего заработка для оплаты еже-годных отпусков работников?

Ответ. В соответствии со ст. 114 ТК РФ на время ежегодного оплачиваемого отпуска за работником сохраняется средний заработок. При этом согласно ст. 133 ТК РФ сохраняемый за период ежегодного отпуска средний заработок работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) в расчетном периоде, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 139 ТК РФ установлен единый порядок определения размера средней заработной платы для всех случаев, установленных ТК РФ. Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения

Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, в настоящее время для расчета среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска следует руководствоваться Порядком исчисления среднего заработка в 2000 - 2001 годах, утвержденным постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 (с изменениями от 21.11.2001). При этом действие указанного документа продлено на 2002 год Распоряжением Правительства РФ от 21.11.2001 № 1552-р.

Следует отметить, что Порядок исчисления среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска применяется в части, не противоречащей ст. 139 ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).

С.С.ЛЫСЕНКО

Ссылки на нормативные акты

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 17.05.2000 №38 (с изм. от 21.11.2001) «О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2000 № 2336)

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.11.2001 № 1552-р

<0 ПРОДЛЕНИИ НА 2002 ГОД СРОКА ДЕЙСТВИЯ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА В 2000 - 2001 ГОДАХ>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.