ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Вопрос. Бюджетным учреждением (не является плательщиком налога на прибыль) в 2012 г. на открытой территории береговой линии установлены следующие сооружения:
— входной портал, представляющий собой навес, изготовленный из дерева, вмонтированный в предварительно забетонированные металлические гильзы;
— информационные стенды, изготовленные из дерева, также вмонтированные в предварительно забетонированные металлические гильзы.
Позже объект дооборудован деревянной лестницей на металлическом каркасе для спуска к пляжу.
На бухгалтерский учет сооружения были поставлены одним объектом «Туристическая тропа» с кодом ОКОФ 120001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки».
Но деревянные сооружения физически не могут эксплуатироваться 30 лет.
К какой группе ОКОФ можно отнести такого рода сооружения? Как правильно оформить изменение кода ОКОФ и доначисление амортизации? Нужно ли будет подавать уточненные декларации по налогу на имущество?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Начиная с месяца, в котором по решению комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения был изменен срок полезного использования основного средства, амортизация начисляется исходя из остаточной стоимости объекта и оставшегося срока полезного использования (с учетом изменений). Оснований для доначисления амортизации за предыдущие периоды и подачи уточненных деклараций по
налогу на имущество в данной ситуации не возникает. Для рассматриваемого объекта основных средств мог быть установлен код ОКОФ 120001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки».
Обоснование
1. Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:
— «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н);
— Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
Согласно п. 44 Инструкции № 157н срок полезного использования по объекту основных средств устанавливается и пересматривается по решению комиссии по поступлению и выбытию активов. При этом положениями п. 44, 85 Инструкции № 157н установлен единственный случай, когда может осуществляться пересмотр срока полезного использования - это изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. Другими словами, у учреждения должны быть достаточные основания и решение, обоснованное профильной комиссией, для пересмотра срока полезного использования инвентарного объекта основных средств.
Вместе с тем следует отметить, что возможность единовременного доначисления амортизации предусмотрена только для случая, когда объект поступает в оперативное управление из казны, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны (п. 94 Инструкции № 157н). В иных случаях не предусмотрено единовременное доначисление амортизации по объектам (см., в частности, письмо Минфина России от 27.05.2015 № 02-06-10/30485).
В случае же изменения срока полезного использования по объекту расчет годовой суммы амортизации производится учреждением линейным способом исходя из остаточной стоимости амортизируемого объекта на дату изменения срока полезного использования и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования на дату изменения срока использования (п. 85 Инструкции № 157н). Доначисление амортизации за прошедшие периоды в такой ситуации не предполагается.
2. Относительно налога на имущество необходимо отметить следующее. Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
То есть в целях исчисления налога на имущество бюджетное учреждение принимает в расчет стоимость только тех объектов, которые согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета учитываются на счете 10100 «Основные средства» (см. письмо Минфина России от 13.11.2014 № 03-05-05-01/57463).
В рассматриваемой ситуации доначисление амортизации по объекту за предыдущие периоды произведено не будет. Норма амортизации изменится начиная с принятия соответствующего решения, то есть получит свое отражение в учете с соответствующей даты. Соответственно, оснований для подачи уточненных деклараций по налогу на имущество в данной ситуации не возникает.
3. С 1 января 2017 г. вступил в силу новый классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», принятый и введенный в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст. Соответствующие изменения с учетом «нового» ОКОФ внесены и в положения Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее - Классификация).
Вместе с тем ни в действующем ранее Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденном
постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 35, ни в «новом» ОКОФ не содержится кодов, которые однозначно могли бы быть присвоены такому инвентарному объекту, как «Туристическая тропа». То есть код ОКОФ для такого объекта выбирается исключительно исходя из профессиональных суждений уполномоченных на принятие соответствующих решений должностных лиц учреждения (в том числе на основании решения профильной комиссии учреждения).
В частности, вполне мог иметь место для данного объекта выбранный в 2012 г. код 120001090 «Прочие сооружения, не включенные в другие группировки». Для данного объекта Классификация (в ред. до 01.01.2017) не содержала указаний на то, к какой амортизационной группе должен быть отнесен соответствующий объект основных средств. То есть определение срока полезного использования объекта основных средств в такой ситуации находится в исключительной компетенции профильной комиссии учреждения (п. 44 Инструкции № 157н).
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Вопрос. Сотрудники органа власти (госслужащие) используют личные сотовые телефоны для служебных нужд. По внутреннему положению на основании представляемых авансовых отчетов
производится возмещение расходов на сотовую связь в пределах установленных для сотрудников лимитов (лимиты для госслужащих установлены на региональном уровне). В качестве подтверждающих расходы документов сотрудники предоставляют чеки на оплату сотовой связи. Документы, подтверждающие фактическое использование услуг связи, не предоставляются. Внутренним положением не установлен перечень документов, которые сотрудники должны прилагать к авансовым отчетам в подтверждение использования услуг связи.
Является ли данный порядок возмещения расходов на мобильную связь нарушением?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Применяемый в рассматриваемой ситуации порядок возмещения расходов на мобильную связь сотрудникам (служащим) может привести к возникновению претензий со стороны контролирующих органов.
Обоснование. В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
То есть при использовании личного имущества работник может получать два вида выплат:
— компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного имущества;
— возмещение расходов, связанных с использованием имущества в интересах работодателя.
В случае компенсации за услуги мобильной связи можно говорить о компенсации расходов, связанных с использованием имущества в служебных целях, даже если по договоренности сторон износ (амортизацию) самого имущества (личного мобильного телефона) работодатель не компенсирует.
При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). Порядок расчета размера с о о т в е т с т в у ю щ е г о в о з м е щ е н и я н а законодательном уровне не установлен.
В рассматриваемой ситуации возмещение расходов на мобильную связь осуществляется на основании авансовых отчетов с прилагаемыми к ним документами, подтверждающими факт оплаты услуг связи.
Вместе с тем документы, свидетельствующие об оплате услуг мобильной связи, не подтверждают фактического использования определенного объема услуг связи. Кроме того, данные документы не подтверждают факта использования услуг мобильной связи исключительно в служебных целях.
По нашему мнению, при принятии решения о порядке и размерах компенсации служащим рассматриваемых расходов следует также руководствоваться принципом эффективного и с по ль з о в ан ия б юдже тны х с р е д с тв , установленного ст. 34 БК РФ. Данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Это означает, что средства на оплату услуг связи должны расходоваться рационально и экономно в пределах установленного лимита, при этом недопустимо, чтобы без веских на то причин лимит выбирался полностью ежемесячно даже в те месяцы, когда сотрудники частично или полностью отсутствовали на работе (в связи с очередными отпусками, днями нахождения на больничном и т.д.).
Специалисты Минфина России и Минздравсоцразвития России ранее указывали, что для освобождения компенсации за использование услуг мобильной связи в служебных целях от НДФЛ и страховых взносов необходимы документы, подтверждающие фактическое использование имущества в служебных це лях, основанные на детализированном отчете оператора мобильной связи о проведенных переговорах (см., в частности, письмо Минфина России от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178, п. 3 письма Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 № 2538-19). Аналогичные нормы, на которых они основывались при обосновании, действуют и сейчас.
Анализ нормативных документов на уровне различных публично-правовых образований показал, что в положения о порядке возмещения расходов на мобильную связь включаются условия о предоставлении сотрудниками (служащими) документов, подтверждающих производственный характер телефонных переговоров (в том числе по средствам детализации счета за отчетный период).
Учитывая изложенное, применяемый в рассматриваемой ситуации порядок возмещения расходов на мобильную связь сотрудникам (служащим) может привести к возникновению
претензий со стороны контролирующих органов как минимум в части неэффективности использования бюджетных средств.
К сведению: как правило, учет расходов на сотовую связь органами власти, органами местного самоуправления, казенными учреждениями организуется путем представления сотрудникам служебных sm-карт, учет расходов по которым может быть организован непосредственно получателем бюджетных средств, на сотрудников при этом возлагается обязанность по возмещению расходов сверх установленных для них лимитов и в периоды нахождения в очередных отпусках, на больничных.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Получатели бюджетных средств (далее - ПБС), подведомственные главному распорядителю бюджетных средств (далее -ГРБС), - бюджетные, автономные и казенные учреждения. ГРБС ведет и составляет сводную бюджетную роспись, доводит до адресата бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования при организации исполнения бюджета ПБС казенного типа. У ГРБС с бюджетными и автономными учреждениями заключены соглашения на предоставление субсидий (на выполнение государственного задания и иные цели). Бюджетным и автономным учреждениям бюджетные полномочия не передаются, лицевые счета по переданным полномочиям для указанных учреждений не открываются.
Необходимо ли доводить бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования до ПБС бюджетного и автономного типа?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
В рассматриваемой ситуации доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных
обязательств и предельных объемов финансирования до бюджетных и автономных учреждений законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до ГРБС, информация и отчетность по которым формируются в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета.
Обоснование. Бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, созданными для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Учреждения самостоятельно определяют направления расходования средств таких субсидий, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному (автономному) учреждению могут выделяться:
— субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
— субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Согласно ст. 69.1 БК РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), однако это не означает, что такие
учреждения являются получателями бюджетных средств (смотрите ст. 6 БК РФ).
Предоставление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абз. 6 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).
Неотъемлемой частью Соглашения, как правило, является график перечисления денежных средств. График составляется с учетом ограничений, установленных в публично-правовом образовании. В графике указываются коды по бюджетной классификации, по которым бюджетному (автономному) учреждению предоставляются средства субсидии на выполнение задания, суммы и сроки перечисления субсидии.
При заключении между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением Соглашения, учредитель на его основании и в сумме Соглашения принимает бюджетные обязательства в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 140 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н). Денежное обязательство принимается учредителем при наступлении даты предоставления субсидии, например согласно графику перечисления денежных средств при его составлении (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, смотрите также письмо Минфина России от 05.04.2013 № 02-06-07/11164).
Таким образом, доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования до бюджетных и автономных учреждений в рассматриваемой ситуации законодательством не предусмотрено. При этом предоставление средств субсидий должно согласовываться с размерами доведенных до ГРБС бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, информация и отчетность по которым формируется в соответствии с утвержденным в субъекте РФ порядком доведения лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования при организации исполнения бюджета.
Ответ подготовила: Левина Ольга,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Федеральному бюджетному
учреждению в связи с реконструкцией здания необходимо произвести демонтаж существующих тепловых сетей, которые находятся на земельном участке, принадлежащем учреждению на праве постоянного бессрочного пользования. Теплообслуживающей организацией предоставлен акт разграничения эксплуатационной ответственности (акта разграничения балансовой принадлежности нет). В состав здания данные теплосети не включены. Здание давно учитывается на балансе учреждения. Земля под зданием была передана в постоянное бессрочное пользование в прошлом году. На этой земле кроме здания расположены теплосети. Была проведена инвентаризация, в результате которой и были выявлены теплосети, был составлен соответствующий акт. Теплосети были измерены (36 м) и оценены (1 800руб.). Вопрос о том, кто является собственником данного участка теплосетей, решался только с теплообслуживающей организацией. Данная организация прав собственности на данный участок сети не предъявляет. На уровне муниципального образования (г. Иркутск) данный вопрос не решался. Здание было передано в оперативное управление предположительно с коммуникациями (теплосетями). Без постановки на забалансовый счет учреждения демонтаж будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. После демонтажа будут проложены новые тепловые сети.
Каков порядок постановки на бухгалтерский учет теплосетей?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Внешние тепловые сети, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, включаются в
стоимость здания и учитываются в его составе. Их наличие отражается в инвентарной карточке здания (ф. 0504031).
Обоснование. Бюджетные учреждения осуществляют учет в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее -Инструкция № 174н).
В соответствии с п. 22 Инструкции № 157н на балансовых счетах бюджетного учреждения учитывается имущество, относящееся к основным средствам, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и закрепленное за учреждением на праве оперативного управления. В свою очередь, согласно п. 332 Инструкции № 157н на забалансовых счетах учреждения учитываются, в частности:
— ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления (арендованное имущество, имущество, полученное с правом безвозмездного (бессрочного) пользования, поступившее на хранение и (или) переработку, а также по централизованным закупкам (централизованному снабжению);
— материальные ценности, учет которых предусмотрен вне балансовых счетов (основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно, введенные (переданные) в эксплуатацию), периодические издания для пользования в составе библиотечного фонда независимо от их стоимости, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, бланки строгой отчетности, имущество, приобретенное в целях награждения (дарения), переходящие награды, призы, кубки, материальные ценности, оплаченные по централизованным закупкам (централизованному снабжению), специальное оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по государственным (муниципальным) договорам (контрактам), экспериментальные устройства, иные ценности, расчеты;
— обязательства, ожидающие исполнения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) тепловая сеть - это совокупность устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников те пло во й э не ргии до теплопотребляющих установок.
Вместе с тем для выбора счета учета для тепловых сетей следует обратиться к положениям Инструкции № 157н. Так, в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств принимается к учету имущество, отвечающее критериям, перечисленным в п. 38, 39, 41, 45 Инструкции № 157н. Кроме того, согласно п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Это положение подтверждается и Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст с 01.01.2017. Он предусматривает, что водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода. Также данные положения присутствовали и ранее в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359.
Отметим, что внешние тепловые сети, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, не выполняют самостоятельных функций - они обеспечивают поставку тепла в здание и отдельно от него использоваться не могут, то есть не выполняется критерий, предусмотренный п. 41 Инструкции № 157н. Соответственно, в качестве отдельного объекта основных средств они не могут быть приняты к учету ни на балансовых, ни на забалансовых счетах.
Таким образом, учитывая требования Инструкции № 157н, в состав здания включаются не только
тепловые сети, расположенные внутри здания, но и за его пределами вплоть до вводного вентиля. При этом требование об учете тепловых сетей в составе здания не ставится в зависимость от права собственности на земельный участок. Иными словами, первоначальная (фактическая) стоимость здания должна включать в себя и стоимость тепловых сетей начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.
Данные о тепловых сетях здания могут быть отражены в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств на основании актов и прилагаемой технической документации. Выделение в Инвентарной карточке конструктивных элементов здания облегчит в д а л ь н е й ш е м н е т о л ь ко п р о в е д е н и е инвентаризации, но и отражение в бухгалтерском учете операций, производимых с объектом, например, ремонт, модернизация, частичная ликвидация, позволит принять к учету части, полученные в результате ремонта или ликвидации объекта.
Подписанный между теплообслуживающей организацией и учреждением акт также подтверждает разграничение эксплуатационной ответственности. При подписании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии одним из его существенных условий является ответственность теплосетевой организации и теплоснабжающей организации за состояние и обслуживание объектов тепловой сети, о п р е д е л я е м а я г р а н и ц е й б а л а н с о в о й принадлежности и фиксируемая в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и в акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (приложениях к такому договору) (подп. 3 п. 4 ст. 17 Закона № 190-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808). При этом «граница балансовой принадлежности» - это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном ф едер а л ь н ы ми за кон ам и основании.
В рассматриваемой ситуации по результатам проведения инвентаризации были выявлены тепловые сети, не учитываемые ни в балансовом, ни в забалансовом учете бюджетного учреждения. В то же время для корректного их отражения в бухгалтерском учете прежде всего следует
проанализировать первичные документы, на основании которых было поставлено на учет здание и в зависимости от полученных результатов приняты следующие меры.
Ситуация 1. Здание передавалось учреждению в оперативное управление с проведенными коммуникациями (теплосетями). В этом случае их стоимость должна была быть включена в первоначальную стоимость здания. Сразу отметим, что, как правило, в акте приема-передачи нефинансовых активов не указывается отдельно наличие (отсутствие) коммуникаций в здании. В соответствующем распоряжении о передаче имущества также может не быть такой информации. Это, прежде всего, связано с тем, что если при передаче в здании имелись какие-либо коммуникации, то они являлись его неотъемлемой частью и передавались в составе здания. Подобную информацию можно проверить, например, на основании анализа технической документации здания.
Если по результатам проверки выяснится, что здание было передано с проведенными коммуникациями, то данный факт целесообразно отразить в инвентарной карточке здания (ф. 0504031), по факту проведения инвентаризации. Информация о наличии теплосетей в здании отражается в разделе 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки здания (ф. 0504031). В бухгалтерском учете никаких корректирующих записей делать не нужно.
Ситуация 2. Здание передавалось в оперативное управление без коммуникаций (теплосетей), они были подведены позднее. В этом случае на стоимость затрат, связанных с проведением в здание коммуникаций, должна была быть увеличена стоимость здания и сделана соответствующая запись в его инвентарной карточке (ф. 0504031). В данном случае ошибка исправляется в бухгалтерском учете в порядке п. 18 Инструкции № 157н дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки. Дополнительная бухгалтерская запись оформляется первичным учетным документом, составленным субъектом учета, - Справкой, содержащей информацию по обоснованию вне с ения исправле ний, наим е но вание испр ав ляе мо го р е гистр а бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Дополнительная бухгалтерская запись для рассматриваемого случая Инструкцией № 174н не
предусмотрена, поэтому ее следует согласовать в порядке п. 4 Инструкции № 174н. Увеличение стоимости здания по результатам инвентаризации, выявившей наличие в нем неучтенных теплосетей, может быть отражено, например, с применением счета 040110180.
Данный счет применяется при выявлении по результатам инвентаризации объектов финансовых и нефинансовых активов (п. 9, 15, 20, 34, 84, 86, 150 Инструкции № 174н):
Дебет счета 010110310 Кредит счета 040110180 -
отражено увеличение стоимости здания по результатам инвентаризации, выявившей наличие в нем неучтенных теплосетей, на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Казенным (бюджетным) учреждением заключен государственный контракт на поставку автомобиля. Автомобиль был поставлен в срок, но во время приемки были обнаружены некоторые неисправности, в результате чего приемка товара была приостановлена и было принято решение вернуть автомобиль на доработку. Таким образом, окончательная поставка автомобиля была произведена с нарушением сроков поставки по условиям контракта.
Может ли в такой ситуации учреждение взыскивать пени или штрафы с поставщика (условиями контракта предусмотрены) и каков порядок их взыскания?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Поскольку товар, соответствующий условиям контракта о качестве, передан заказчику за пределами предусмотренного контрактом срока, то имеет место просрочка поставки, что является основанием для направления заказчиком поставщику требования об уплате пеней.
Поскольку поставщик удовлетворил требование заказчика о безвозмездном устранении
недостатков, то предусмотренное контрактом обязательство поставщика передать заказчику соответствующий товар надлежащего качества должно считаться исполненным. У поставщика при таких обстоятельствах нет оснований для взыскания с поставщика штрафа.
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Обоснование. Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее -Закон № 44-ФЗ).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 525 ГК РФ), положения, предусмотренные параграфом 1 гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ. Кроме того, к такому договору поставки применяются общие положения ГК РФ об обязательствах и о договоре (соответственно, подразделы 1 и 2 раздела III части первой ГК РФ). Согласно ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если недостатки товара не были оговорены продавцом, п окупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить продавцу требования, предусмотренные в ст. 475 ГК РФ.
Соответственно, если по контракту, заключенному в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчику был поставлен некачественный товар, то он вправе предъявить к поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ.
Применительно к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, это правило конкретизируется положениями ст. 34 указанного Закона. В соответствии с ч. 6, 7, 8 той же статьи в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате пеней, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом
обязательств, предусмотренных контрактом, -требование об уплате штрафов. Исполнение контракта с нарушением условия о качестве товара не может рассматриваться как надлежащее (ст. 309 ГК РФ), то есть является основанием для наступления гражданско-правовой ответственности.
Вместе с тем, если покупатель (заказчик), воспользовавшись правом, предоставленным ему ст. 475 ГК РФ и ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, откажется принимать поставленный товар ненадлежащего качества и потребует безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, а поставщик удовлетворит требование заказчика, предусмотренное контрактом обязательство поставщика передать заказчику соответствующий товар надлежащего качества должно считаться исполненным. Как следствие, у поставщика при таких обстоятельствах нет оснований для взыскания с поставщика штрафа. При этом, если товар, соответствующий условиям контракта о качестве, передан заказчику за пределами предусмотренного контрактом срока, как в рассматриваемом случае, то имеет место просрочка поставки, что является основанием для направления заказчиком поставщику требования об уплате пеней.
Равным образом ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Полагаем, что в случае, если в ответе на претензию заказчика поставщик укажет на обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии его вины, заказчик вправе отказаться от действий по взысканию пени.
В заключение отметим, что в целях разрешения обозначенной проблемы существенное значение могут иметь конкретные обстоятельства и использованные в контракте формулировки. Поэтому в рамках этой консультации мы не можем учесть все возможные обстоятельства и использованные в контракте формулировки. Вопрос же о наличии в конкретной ситуации оснований для уплаты штрафа или пени должен решаться именно с учетом таких обстоятельств и условий контракта.
Ответ подготовила: Павлова Наталия, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Федеральным бюджетным учреждением осуществляются сантехнические работы. Для обеспечения возможности проведения данных работ со сторонней организацией (Водоканалом) заключается договор на оказание услуг по открытию и закрытию задвижек на центральном водопроводе. Центральный водопровод не числится на балансе учреждения и является собственностью Водоканала. Услуги по открытию и закрытию задвижек не входят в состав коммунальных услуг. На данные услуги заключается отдельный договор.
На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести расходы по данному договору?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что расходы по договору на оказание услуг по открытию и закрытию задвижек на центральном водопроводе могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Обоснование. Бюджетные учреждения относят расходы на статьи (подстатьи) КОСГУ в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н). Отнесение расходов осуществляется в соответствии с их экономическим содержанием.
Согласно Указаниям № 65н расходы, которые могут быть квалифицированы как расходы по оплате работ или услуг для государственных (муниципальных) нужд, а также для нужд бюджетных (автономных) учреждений, относятся на статью 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, детализированную подстатьями 221-226 КОСГУ.
На подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, в частности, относятся:
— оплата услуг горячего и холодного водоснабжения, осуществляемая в соответствии с тарифами;
— оплата технологических нужд (работ, связанных с предоставлением коммунальных услуг, носящих регламентированный условиями предоставления коммунальных услуг характер (определенный перечень работ и периодичность их выполнения), включенных в обязательства сторон по договору на приобретение коммунальных услуг).
Для отнесения таких работ на подстатью 223 КОСГУ эти работы должны являться необходимым условием
договора на предоставление коммунальных услуг и носить регламентированный условиями договора характер (должен быть определен перечень работ и периодичность их выполнения).
В рассматриваемой ситуации работы по открытию и закрытию задвижек на центральном водопроводе осуществляются на основании отдельного договора и не входят в перечень работ, предусматриваемых договором на оказание коммунальных услуг. Следовательно, данные расходы не могут быть отнесены на подстатью 223 КОСГУ.
Расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик о б ъ е к т а ) , о б с л у ж и в а н и е м , р е м о н т о м нефинансовых активов, находящихся на праве оперативного управления, относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Договор на оказание услуг по открытию и закрытию задвижек на центральном водопроводе заключается с целью обеспечения возможности проведения сантехнических работ в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения. То есть, по сути, без перекрытия воды сантехнические работы не могут быть произведены. Следовательно, расходы по рассматриваемому договору могут быть отнесены на подстатью 225 КОСГУ так же, как и непосредственные расходы на проведение сантехнических работ.
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ. В рассматриваемой ситуации расходы по договору на оказание услуг по открытию и закрытию задвижек на центральном водопроводе в силу их экономического содержания могут быть отнесены на подстатью 225 КОСГУ. Следовательно, подстатья 226 КОСГУ в данном случае не применяется.
Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Суховерхова Антонина, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Организация зарегистрирована в Московской области по месту постановки головной организации, имеет обособленное подразделение в г. Москве. Обособленное подразделение в г. Москве закрыто 01.01.2017 в связи с изменением места нахождения. Новое обособленное подразделение в г. Москве зарегистрировано 10.01.2017.
Организация уведомляла налоговый орган об изменении места нахождения обособленного подразделения через представление сообщения об изменении в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении (не через закрытие подразделения).
В свидетельстве указана причина - «изменение места нахождения». После смены адреса организация встала на учет по месту нахождения обособленного подразделения в другом налоговом органе по новому месту нахождения. Ранее отчетность по налогу на прибыль представлялась (платежи уплачивались) как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения (только годовую отчетность (платежи за год) представили (уплатили) по месту нахождения головной организации из-за изменения места нахождения обособленного подразделения).
При подаче годовой отчетности по налогу на прибыль за 2016 г. (17.02.2017) декларация, включая декларацию по обособленному подразделению, подана в налоговую инспекцию по Московской области. Декларации приняты налоговой инспекцией. Платеж осуществлен и по головной организации, и по обособленному подразделению также в Московской области.
На основании письма ФНС РФ от 20.11.2015 № СД-4-3/20373 декларации по обособленному подразделению, включая уточненные платежи, необходимо было подать по месту постановки на учет в г. Москве.
Каковы налоговые последствия неверной подачи и уплаты налога в региональный бюджет?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
В рассматриваемой ситуации непредставление организацией декларации по налогу на прибыль, а также неуплата налога по месту нахождения обособленного подразделения может повлечь для
организации взыскание штрафных санкций по ст. 119, 122, 75 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ.
Обоснование. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения (далее - ОП), исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль (далее - Налог), исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по ОП (п. 1 ст. 288 НК РФ).
В свою очередь в соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм Налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее ОП исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (см. также письма Минфина России от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3007, от 01.02.2016 № 03-07-11/4411, от 19.05.2016 № 03-0111/28826, ФНС России от 01.10.2015 № ГД-4-3/17164@).
Перечислять Налог по месту нахождения ОП нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (см. письмо Минфина России от 10.10.2011 № 03-0306/1/640).
Суммы авансовых платежей, а также суммы Налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисляются по ставкам Налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее ОП (абз. 6 п. 2 ст. 288 НК РФ). В случае создания новых или ликвидации ОП в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы ОП, о выборе того ОП, через которое будет осуществляться уплата Налога в бюджет этого субъекта РФ. Уплата Налога осуществляется в сроки, установленные НК
РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое ОП было создано или ликвидировано (абз. 7 п. 2 ст. 288 НК РФ). Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм Налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения ОП, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (п. 3 ст. 288 НК РФ).
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы Налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения ОП не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период (п. 4 ст. 288 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате Налога и (или) авансовых платежей по Налогу, особенностей исчисления и уплаты Налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого ОП, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 22.01.2013 № 0303-06/1/20). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Организация, в состав которой входят ОП, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по ОП (п. 5 ст. 289 НК РФ).
На основании изложенного, при наличии ОП организация должна уплачивать Налог и представлять налоговую декларацию не только по месту нахождения головной организации, но и по месту нахождения ОП.
Согласно подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех ОП российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
— в течение одного месяца со дня создания ОП российской организации;
— в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об ОП российской организации.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об ОП (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких ОП на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случае изменения места нахождения ОП организации снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета российской организации по месту нахождения ОП (за исключением филиалов и представительств) в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (исходя из вопроса, организация представила в налоговый орган данное сообщение). Постановка на учет по новому месту нахождения ОП организации осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа, соответственно, по прежнему месту нахождения ОП организации (см. также письма Минфина России от 16.05.2013 № 03-02-07/1/17031, от 10.05.2012 № 03-02-07/1-117, от 07.12.2010 № 03-02-07/1-580, материал: «Вопрос: Порядок и сроки открытия (закрытия) обособленного подразделения (ответ Управления ФНС РФ по Пермскому краю, январь 2013 г.).
Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.04.2011 № Ф06-2539/11 говорится, что НК РФ не предусматривает необходимость ликвидации организаций, в том числе ее ОП, в случае изменения их места нахождения.
Таким образом, при изменении места нахождения ОП деятельность организации через это подразделение не прекращается (см. также письмо ФНС России от 31.08.2015 № ПА-4-6/15235, Информацию УФНС России по Владимирской области от 30.09.2015 «При изменении места нахождения обособленного подразделения КПП не меняется»). В данном случае налоговые декларации за истекший отчетный (налоговый) периоды, не представленные до изменения места нахождения ОП, налоговые декларации за последующие отчетные (налоговый) периоды, а также уточненные декларации за прошлые отчетные и налоговые периоды представляются в налоговый орган по
новому месту нахождения ОП (см. письмо ФНС России от 20.11.2015 № СД-4-3/20373). Уплата Налога в бюджет субъекта РФ после изменения места нахождения должна быть продолжена по месту нахождения ОП по новому адресу (см. письма ФНС России от 18.03.2011 № КЕ-4-3/4295@, УФНС России по г. Москве от 28.08.2012 № 16-15/080197@, Вопрос: «Каков порядок представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в отношении обособленного подразделения, расположенного на территории, присоединенной к Москве с 1 июля 2012 г.?» («Московский налоговый курьер», № 21-22, ноябрь 2012 г.).
В рассматриваемой ситуации организация по итогам налогового периода представила декларацию и уплатила Налог за 2016 г. в отношении ОП, сменившего адрес, в налоговый орган по месту нахождения головной организации.
Налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Как было указано ранее, в соответствии со ст. 289 НК РФ организация должна была представить декларацию по месту нахождения ОП (по новому месту нахождения ОП). В связи с этим организация может быть привлечена к ответственности за непредставление налоговой декларации по месту нахождения ОП по ст. 119 НК РФ. Кроме того, согласно ст. 15.5 КоАП РФ за нарушение срока представления налоговой декларации должностные лица организации могут быть пр ивлечены к админис тр ативной ответственности.
Вместе с тем в случае неуплаты Налога по месту нахождения ОП организация может быть привлечена к ответственности и по ст. 122 НК РФ. При этом учитывая п. 19, п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также принимая во внимание, что организация фактически перечислила Налог в бюджетную систему РФ в полном объеме (по месту нахождения головной организации в бюджет Московской области), считаем, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Однако не исключено, что данную точку зрения организации придется отстаивать в суде.
При наличии недоимки с организации может быть взыскана сумма Налога, а также начисленные на нее пени (ст. 75 НК РФ), то есть в части Налога, который организация должна была уплатить по месту
нахождения ОП, будет образовываться недоимка (см. письмо ФНС России от 12.12.2006 № 18-509/000462, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 № Ф07-2109/11 по делу № А56-10237/2011 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 № ВАС-7469/12 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). На необходимость учета потерь конкретного бюджета бюджетной системы РФ при применении ст. 75 НК РФ указали и судьи ФАС Московского округа в постановлении от 23.05.2011 по делу № А40-58640/10-107-310.
В то же время некоторые суды исходят из того, что в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка и переплата по налогам одного вида, размер которой больше суммы причитающихся платежей, то бюджетная система РФ в целом не несет каких-либо потерь, недоимка отсутствует, равно как и основания для начисления пени (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу № А42-4246/2010). Если следовать данной логике, то в рассматриваемой ситуации пени начисляться не должны. Однако эту точку зрения организации, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Статьей 107 НК РФ установлено, что ответственность за совершение налогового правонарушения несут организации-налогоплательщики. Обособленные подразделения лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов (п. 2 ст. 11, ст. 19 НК РФ). Следовательно, только организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации и неуплату Налога по месту нахождения ОП (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2007 № 13617/05, п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 № 41/9, письмо Управления МНС РФ по Ленинградской области от 30.12.2002 № 1509/16080).
Отметим, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (п. 4 ст. 112 НК РФ).
Ответ подготовила: Алексеева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов
Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Вопрос. В муниципальном автономном учреждении г. Перми есть должность «старший методист». Ему подчиняется педагог дополнительного образования, между собой они -муж и жена. Муниципальное автономное учреждение не относится к государственным органам РФ, государственным органам субъекта РФ, органам местного самоуправления или муниципальным органам, а должности старшего методиста и педагога дополнительного образования не значатся в перечнях должностей государственных или муниципальных служащих.
Старший методист составляет ведомости на установление стимулирующих выплат педагогам, находящимся в его подчинении. В последующем такие ведомости рассматриваются и принимаются комиссией, в состав которой также входит указанный старший методист. Стимулирующие выплаты считаются установленными с момента, когда решение комиссии будет утверждено руководителем муниципального автономного учреждения г. Перми, в котором работают указанный методист и подчиненные ему педагоги.
Являются ли указанные лица аффилированными?
Ответ. Прежде всего отметим, что согласно ст. 53.2 ГК РФ в случаях, если указанный Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.
Понятие и признаки аффилированных лиц содержатся в ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В частности, этой статьей установлено, что аффилированными признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, о существляющих предпринимательскую деятельность.
Из вопроса же следует, что речь в нем идет не об осуществлении названными в нем физическими
лицами предпринимательской деятельности, а о наличии между ними отношений подчиненности в рамках осуществления ими трудовой деятельности.
Следовательно, категория аффилированности к данным лицам в рассматриваемом случае неприменима.
Осуществление трудовых отношений супругами, один из которых находится в непосредственном подчинении другого, в зависимости от их статуса могут регулироваться либо исключительно тр удо в ым законод ательс тв ом, либо законодательством о государственной и муниципальной гражданской службе с факультативным применением к ним положений трудового законодательства в случаях, когда отсутствуют специальные нормы на этот счет (ч. 1 и 7 ст. 11 ТК РФ).
В свою очередь, необходимо отметить, что статус государственного гражданского служащего или муниципального служащего имеют лица, которые соответственно осуществляют профессиональную деятельность на государственных должностях либо исполняют обязанности по должностям муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета (ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ), ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон № 25-ФЗ). При этом под государственными должностями понимаются должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации д л я непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а под муниципальными должностями -должности в органе местного самоуправления, аппар ате избирательно й комис сии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (п. 1 ст. 1 Закона № 79-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Закона № 25-ФЗ).
Как мы поняли из вопроса, указанное в нем муниципальное автономное учреждение не относится к государственным органам РФ, государственным органам субъекта РФ, органам местного самоуправления или муниципальным органам, а должности старшего методиста и педагога дополнительного образования не значатся в перечнях должностей государственных или муниципальных служащих (см. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы,
утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, Перечни должностей государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края, Администрации губернатора Пермского края и Аппарате Правительства Пермского края, утвержденные Указом Губернатора Пермского края от 03.07.2006 № 120, Закон Пермского края от 01.07.2009 № 465-ПК «О Реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае»). Поэтому трудовая деятельность указанных в вопросе работников регулируется исключительно нормами трудового законодательства.
Анализ же положений трудового законодательства показывает, что по общему правилу оно не устанавливает ограничений и запретов на занятие лицами, состоящими друг с другом в браке, должностей, связанных с подчинением одного супруга другому супругу. Исключение составляют случаи, когда на таких работников распространяются нормы законодательства о противодействии коррупции, в том числе положения ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», касающиеся конфликта интересов.
Однако следует иметь в виду, что положения законодательства о противодействии коррупции могут распространяться на лиц, не являющихся государственными или муниципальными служащими, только в случаях и в порядке, предусмотренных Правительством РФ и только тогда, когда они являются работниками Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (п. 1 ст. 349.2 ТК РФ).
Принимая во внимание, что указанное в вопросе учреждение является муниципальным, то есть создано не Российской Федерацией и не выполняет
задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на работников такого учреждения положения законодательства о противодействии коррупции не распространяются.
Таким образом, каких-либо запретов и ограничений на занятие указанных в вопросе должностей лицами, находящимися в браке, действующее законодательство не устанавливает.
Ответ подготовил: Широков Сергей, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук
Ответ прошел контроль качества
Вопрос. Согласно договору со специализированной организацией п р о и з в о д и т с я с н я т и е п о к а з а н и й , теплосчетчика бюджетного учреждения посредством модема и передача информации по потреблению тепла муниципальному предприятию.
На какую статью КОСГУ следует отнести оплату за снятие показаний теплового счетчика и сдачу отчетности по потреблению тепла?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Расходы бюджетного учреждения по договору на снятие показаний теплосчетчика посредством модема и передачу информации теплоснабжающей организации могут быть отражены с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Обоснование. Отнесение расходов бюджетного учреждения на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания проводимой операции (п. 1 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, далее -Указания № 65н). В свою очередь экономическое содержание операции определяется на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
Согласно положениям п. 23, 24 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее -
Правила № 1034), снятие и передача показаний приборов учета осуществляется потребителем или теплосетевой организацией (если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией). При этом показания могут сниматься с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний, если на узле учета установлено необходимое для этого оборудование.
Подпунктом «г» п. 17 Правил № 1034 также установлено, что процедура регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя является обязательной частью работ, связанных с организацией коммерческого учета тепловой энергии.
В рассматриваемой ситуации потребитель тепловой энергии - бюджетное учреждение организует соответствующие работы путем заключения договора со специализированной организацией на снятие показаний приборов учета посредством модема и последующую передачу данной информации теплоснабжающей
о р ган из аци и, то е с т ь показания снимаются в данном случае дистанционно. По сути, бюджетное учреждение могло организовать такой дистанционный сбор показаний приборов учета и их передачу самостоятельно, если бы обладало необходимыми для этого ресур сами (о бо рудо вание м, компе те нтными для осуществления данных работ сотрудниками).
Специализированная организация в данном случае оказывает услуги (выполняет работы) в интересах бюджетного учреждения, соответственно, расходы по договору с такой организацией подлежат отражению в бюджетном учреждении с применением одной из подстатей ст. 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. При этом расходы по договору не являются расходами на приобретение транспортных услуг, по оплате арендной платы. Соответственно, подстатьи 222 «Транспортные услуги», 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ в отношении данных расходов не применяются.
При снятии показаний приборов учета и их передаче исполнитель, безусловно, использует каналы связи. Однако каналы связи - это средство, посредством которого контрагент исполняет взятые на себя обязательства перед бюджетным учреждением. Услуги связи бюджетному учреждению при этом не оказываются, соответственно, подстатья 221 «Услуги связи» КОСГУ для отражения
расходов по рассматриваемому договору не применяется.
Результатом осуществления исполнителем возложенных на него обязанностей является последующий расчет на основании представленных данных стоимости тепловой энергии, потребленной бюджетным учреждением. Сами же расходы по договору со специализированной организацией не являются расходами на предоставление коммунальных услуг, соответственно, подстатья 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ при их отражении не применяется.
Согласно положениям п. 3 раздела V Указаний № 65н на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов. При этом под содержанием нефинансовых активов подразумевается комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемых с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта. Кроме того, на подстатью 225 КОСГУ подлежат отнесению расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния.
В то же время процедура снятия показаний приборов учета и передачи информации теплоснабжающей организации является необходимой частью организации коммерческого учета тепловой энергии. Осуществление данной процедуры нельзя связать с содержанием, обслуживанием, ремонтом прибора учета или иных нефинансовых активов учреждения, соответственно, расходы по договору со специализированной организацией не подлежат отражению с использованием подстатьи 225 КОСГУ.
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний № 65н расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225, подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. При этом соответствующие расходы могут быть и не поименованы в перечне расходов, представленных в описании подстатьи 226 КОСГУ. Рассматриваемые в вопросе расходы в принципе не поименованы ни в одном из перечней подстатей статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. По своему экономическому содержанию они не подлежат отражению по подстатьям КОСГУ 221-225. Соответственно, такие
расходы могут быть отражены с применением подстатьи 226 КОСГУ.
Таким образом, расходы бюджетного учреждения по договору на снятие показаний теплосчетчика посредством модема и передачу информации теплоснабжающей организации могут быть отражены с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Ответ прошел контроль качества
Вопрос. Каков порядок отражения бюджетным учреждением в текущем финансовом году операции по начислению доходов после утверждения учредителем отчета о расходовании средств субсидии на иные цели в случае, когда соглашение о предоставлении субсидии заключалось в прошлом году?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
При заключении с учредителем соглашения о предоставлении в очередном году бюджетному учреждению субсидии на иные цели в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражение в бухгалтерском учете операции по начислению доходов будущих периодов (с применением счета 40140 «Доходы будущих периодов») не позволит обеспечить сопоставимость показателей годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с показателями годовой бюджетной отчетности учредителя в части предоставленных подведомственным учреждениям субсидий на иные цели. Возможность отражения указанной операции целесообразно согласовать с учредителем.
Обоснование. В соответствии с абзацем 2 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Учет расчетов по средствам субсидий на иные цели ведется на счете 520581000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».
Согласно положениям абзаца четырнадцатого п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), начисление доходов будущих периодов в форме субсидий на иные цели, по соглашениям о
предоставлении таких субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) отражается в бухгалтерском учете бюджетного учреждения по дебету счета 520581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» в корреспонденции с кредитом счета 540140180 «Прочие доходы будущих периодов».
В то же время абзацем третьим п. 93 Инструкции № 174н установлено условие признания доходов в виде целевой субсидии доходами - операция отражается в бухгалтерском учете только после того, как средства субсидии были израсходованы в установленном порядке. Аналогичное условие установлено для отражения учредителем операции по признанию расходов в сумме предоставленных подведомственным учреждениям целевых субсидий (абз. 17 п. 102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 162н).
При формировании учредителем в составе бюджетной отчетности Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) показатели дебиторской задолженности по счету 120641000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» в части предоставленных подведомственным учреждениям субсидий на иные цели должны соответствовать показателям дебиторской задолженности, отраженным подведомственными учреждениями в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) на основании данных аналитических счетов учета счета 520581000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» (смотрите, в частности, п. 23 раздела «Требования к соответствию показателей сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений показателям бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджетов, осуществляющих функции и полномочия учредителей» Контрольных соотношений к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, представляемой в Федеральное казначейство главными распорядителями средств федерального бюджета, финансовыми органами субъектов Российской Ф е де р ации и о р ганами упр ав ле ния государственными внебюджетными фондами, размещенных на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы / Учет и отчетность»).
В случае, если соглашение о предоставлении субсидии на иные цели с учредителем было заключено в прошлом году, у учредителя отсутствуют основания для отражения показателей по счету 120641000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». Соответственно, отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по начислению доходов будущих периодов в форме субсидий на иные цели не позволит обеспечить сопоставимость показателей годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с показателями годовой бюджетной отчетности учредителя в части предоставленных подведомственным
учреждениям субсидий на иные цели. Возможность отражения указанной операции целесообразно согласовать с учредителем.
В случае если соглашение о предоставлении субсидии на иные цели с учредителем было заключено в прошлом году, в текущем финансовом году в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие операции:
1. Дебет счета 550710180 Кредит счета 550720180;
Дебет счета 550420180 Кредит счета 55041180 -
в первый рабочий день текущего финансового года отражен перенос показателей санкционирования доходов очередного финансового года на счета санкционирования текущего финансового года (в сумме заключенного в прошлом году соглашения);
2. Дебет счета 520111510 Кредит счета 520581660,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 180, КОСГУ 180) - отражено поступление в 2017 году субсидии на иные цели;
3. Дебет счета 540110180 Кредит счета 540110180 -
на основании отчета, подтверждающего расходование средств субсидии на иные цели, отражено начисление доходов в виде субсидии на иные цели.
Ответ подготовила: Киреева Анна,
эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ,
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса