ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Вопрос. Учреждение финансируется из средств бюджета г Мурманска.
На какой код вида расхода (КВР) и код КОСГУ следует относить расходы, связанные с переездом при увольнении работников из районов Крайнего Севера (на момент выплаты расходов, связанных с переездом, с физическими лицами - получателями таких выплат уже прекращены трудовые отношения)?
Ответ. Указанные в вопросе расходы могут быть отнесены к коду 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» вида расходов в увязке с подстатьей 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» КОСГУ.
Обоснование. При отнесении расходов на те или иные коды бюджетной классификации учреждения руководствуются в первую очередь положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н). На данный момент на регистрации в Минюсте РФ находится также приказ Минфина России от 20.06.2016 № 89н (далее - Приказ № 89н), вносящий изменения в Указания № 65н.
Отдельные положения Приказа № 89н, разъясняющие применение видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ при выплате выходных пособий, доведены письмом Минфина России от 26.05.2016 № 02-05-10/30377.
В подп. 5.1.1 раздела III Указаний № 65н отмечено, что существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов является в том числе разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или «натуральной»), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
В письме Минфина России от 26.05.2016 № 02-0510/30377, а также в Приказе № 89н уточнено, что
код вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» применяется в том числе при выплатах сотрудникам выходных пособий, причем только относительно выплат и компенсаций, выдаваемых при увольнении единовременно. Фактически на момент выплаты в такой ситуации физическое лицо еще является сотрудником учреждения.
В этой ситуации указанные в вопросе выплаты производятся в отношении лиц, которые уже не связаны с данным учреждением трудовыми отношениями.
Положение о компенсации расходов на оплату стоимости переезда и провоза багажа муниципальным служащим, лицам, замещающим муниципальные должности, лицам, работающим в муниципальных учреждениях города Мурманска, и членам их семей утверждено постановлением Администрации г. Мурманска от 10.04.2015 № 932 (далее - Положение № 932).
В соответствии с п. 1.4 Положения № 932 компенсация расходов, связанных с переездом, включает оплату стоимости проезда работников и членов их семей по кратчайшему пути следования и провоза личного имущества в пределах территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.10 Положения № 932 право на такую компенсацию расходов сохраняется за работниками и членами их семей, выезжающими вместе с ними к новому постоянному месту жительства, в течение шести месяцев со дня прекращения трудового договора (контракта).
С одной стороны, Указаниями № 65н прямо предусмотрено, что компенсация расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, подлежит отнесению на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. С другой стороны, муниципальные бюджетные учреждения могут использовать данную подстатью КОСГУ только в
увязке с видом расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» (см. Сопоставительную таблицу, приведенную в Информации Минфина России от 31.05.2016).
Учитывая изложенное, указание вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» в увязке с подстатьей 212 «Прочие выплаты» КОСГУ для оплаты обязательств по компенсации расходов бывших работников учреждения в данное время не соответствует принципу применения кода вида расходов 112.
То есть для отражения указанных в вопросе расходов применимы другие коды бюджетной классификации.
В соответствии с положениями Указаний № 65н по элементу 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» вида расходов отражаются в том числе расходы муниципальных учреждений, направленные на осуществление в пользу граждан социальных выплат.
Под социальными выплатами в данном случае понимаются пособия, компенсации и иные социальные выплаты, не отнесенные к публичным нормативным обязательствам бюджетов. При этом перечень расходов, относимых к коду 321 вида расходов, не ограничен отдельными позициями, указанными в описании к данному элементу (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 02-05-10/21715).
В письме Минфина России от 29.04.2016 № 02-0510/25422 также отмечено, что выплата компенсаций бывшему работнику учреждения производится по элементу 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».
Учитывая изложенное, компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, бывшему работнику учреждения, обоснованно может быть отражена по коду 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» вида расходов.
Элемент 321 вида расходов увязывается при применении бюджетными учреждениями со следующими подстатьями КОСГУ (в соответствии
с Сопоставительной таблицей, приведенной в Информации Минфина России от 31.05.2016):
• 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
• 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Указанные в вопросе расходы прямо не поименованы в описании подстатей 262 и 263 КОСГУ. В соответствии с Указаниями № 65н:
• на подстатью 262 КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования. В представленном перечне нет схожих с указанными в вопросе расходов;
• на подстатью 263 КОСГУ относятся расходы по социальному обеспечению категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо выплаты за особые заслуги перед Российской Федерацией, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию. На данную подстатью относятся в том числе расходы на выплаты бывшим работникам государственных (муниципальных) учреждений к памятным датам, профессиональным праздникам и т.п., а также другие аналогичные расходы.
Таким образом, в данной ситуации для отражения указанных в вопросе расходов обоснованно может быть применен вид расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» в увязке с подстатьей 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления» КОСГУ.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Ответ прошел контроль качества
Вопрос. Бюджетным учреждением по результатам аукционов заключены договоры на поставку материалов, относящиеся к крупным сделкам, без предварительного согласования учредителем.
Имеет ли право бухгалтер оприходовать и оплатить полученный товар по таким сделкам, если на текущую дату сделки не оспаривались, или такие сделки относятся к недействительным с момента совершения сделки (в таком случае бухгалтер не имеет права приходовать и оплачивать товар)?
Ответ. Оценка последствий заключения учреждением крупной сделки без согласования ее с органом-учредителем не является компетенцией лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета.
Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Бухгалтер в рамках своей компетенции должен принять к учету первичные документы, на основании которых осуществляется поставка товаров (при условии оформления их в полном соответствии с требованиями нормативных актов), и оприходовать полученные товары.
Вместе с тем при принятии документов следует проверить, проводились ли при подписании договоров процедуры внутреннего предварительного контроля, к примеру, визирование договоров уполномоченными лицами (юридическим отделом и т.п.).
При нарушении процедуры внутреннего контроля информацию об этом необходимо довести до руководителя учреждения.
Обоснование. Определение крупной сделки бюджетного учреждения дается в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Здесь же устанавливаются и требования к совершению крупной сделки.
В частности, для совершения крупной сделки б ю д же т н о м у учреждению следует получить предварительное согласие органа,
осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
В силу ст. 173.1 ГК РФ и абз. 3 п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ крупная сделка, совершенная с нарушением установленных требований, может быть признана недействительной.
Однако оценка последствий заключения учреждением крупной сделки без согласования ее
с органом-учредителем не является компетенцией лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета (бухгалтера, главного бухгалтера).
Порядок организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях регулируется нормами Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) и Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В соответствии с п. 7, 8 Инструкции № 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам или при отсутствии унифицированной формы - при наличии обязательных реквизитов в этих документах, установленных п. 7 Инструкции № 157н, а также при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
При этом п. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ предусматривает и разделение «территории ответственности» лиц, ответственных за составление первичных учетных документов, и лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета.
Так, лица, ответственные за оформление фактов хозяйственной жизни, обеспечивают:
• своевременное и качественное оформление документов;
• передачу документов в установленные сроки для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета;
• достоверность содержащихся в первичных документах данных.
Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, не несет ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (см. также абз. 4 п. 9 Инструкции № 157н).
Определить границы ответственности лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и лиц, ответственных за оформление первичных документов, каждый субъект бухгалтерского учета обязан посредством создания и утверждения собственной системы внутреннего контроля.
Система внутреннего контроля включает в себя совокупность организационной структуры,
методик и процедур, принятых руководством учреждения в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного учреждения и его силами надзор и проверку:
• соблюдения требований законодательства;
• точности и полноты документации бухгалтерского учета;
• своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
• предотвращения ошибок и искажений;
• исполнения приказов и распоряжений;
• обеспечения сохранности имущества учреждения.
При этом во избежание ситуации, при которой на главного бухгалтера (бухгалтера) может быть возложена дополнительная ответственность за принятие к учету первичных документов, составленных другими лицами с нарушением установленных требований, следует помнить, что в силу ст. 3 Закона № 402-ФЗ руководитель экономического субъекта является его единоличным исполнительным органом, лицом, ответственным за ведение дел экономического субъекта.
В соответствии со ст. 7 Закона № 402-ФЗ именно руководителем организуется ведение бухгалтерского учета и хранение учетных документов.
Кроме того, согласно абзацу четвертому п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ именно руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований об обязательном ее согласовании с органом-учредителем, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации бухгалтер в рамках своей компетенции должен принять к учету первичные документы, на основании которых осуществлена поставка товаров (разумеется, оформленные в полном соответствии с требованиями п. 7, 8 Инструкции № 157н), и оприходовать полученные товары.
Вместе с тем при принятии документов следует проверить, проводились ли при подписании договоров процедуры внутреннего предварительного контроля, к примеру, визирование проектов договоров уполномоченными лицами (юридическим отделом и т.п.).
При нарушении процедуры внутреннего контроля информацию об этом необходимо довести до руководителя учреждения.
При этом следует иметь в виду, что согласно положениям п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета:
• данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
• объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Монако Ольга, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор
Вопрос. Муниципальное бюджетное
учреждение культуры направляет для участия в международном фестивале лиц -непосредственных участников мероприятия, а также лиц, не принимающих в нем участие, -работников культуры, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, и детей-учащихся других учреждений культуры.
Каковы возможные источники финансового обеспечения расходов, связанных с проездом и проживанием лиц, не принимающих непосредственного участия в мероприятии? Каков порядок применения кодов вида расходов и статьи КОСГУ при осуществлении таких расходов?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что источником финансового обеспечения расходов, перечисленных в вопросе, могут являться:
— собственные средства учреждения при условии, что расходование средств направлено на достижение целей, ради которых создано учреждение (соответствует видам деятельности, предусмотренным уставом), и предусмотрено планом ФХД;
— средства субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, при условии, что такие расходы осуществляются в рамках выполнения муниципального задания и предусмотрены Планом ФХД;
— средства субсидии, предоставленной в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при условии, что такое направление расходов прямо предусмотрено порядком предоставления субсидии либо соглашением о ее предоставлении, а также Планом ФХД.
В случае если оплата транспортных услуг и услуг по проживанию в пользу лиц, перечисленных в вопросе, будет осуществляться от имени учреждения, расходы следует осуществить с применением элемента вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с отнесением расходов на соответствующие подстатьи 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Выплату компенсации расходов, понесенных поименованными в вопросе лицами, следует
осуществить с применением элемента вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» с отнесением расходов на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
Обоснование. Муниципальное бюджетное учреждение культуры - некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее - Закон № 7-ФЗ).
Муниципальное задание бюджетного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона № 7-Фз).
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления бюджетному учреждению субсидии в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств такой субсидии, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Такие направления расходования средств определяются Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД).
В то же время наличие соответствующего направления расходования средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, в Плане ФХД - неединственное условие, которое необходимо соблюдать при направлении средств на оплату расходов, особенно если такие расходы в явном виде учитывались при определении размера этой субсидии.
Расходование средств на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, с высокой долей вероятности могут быть признаны нецелевым использованием средств субсидии (см., в частности, решения С р е д н е а х т у б и н с к о г о р а й о н н о г о с у д а Волгоградской области от 18.06.2015 по делу
№ 12-34/2015, Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14.10.2015 по делу № 12-1140/2015, Октябрьского районного суда г. Иваново от 08.10.2015 по делу № 12-229/2015, от 08.10.2015 по делу № 12-230/2015).
Одним из источников финансового обеспечения участия в культурном обмене с зарубежными странами может являться субсидия на иные цели, предоставляемая в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом нарушение порядка расходования средств целевой субсидии также может быть к в а л и ф и ц и р о в ан о в к ач е с т в е административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст. 15.14 Кодекса Российской Ф е д е р ац и и о б ад м и н ис т р ати в н ы х правонарушениях. То есть оплата расходов поименованных в вопросе лиц может быть осуществлена за счет средств целевой субсидии при условии, что соглашением о предоставлении целевой субсидии прямо предусмотрена возможность их осуществления.
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (согласно п. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса Российской Федерации). То есть направление средств от приносящей доход деятельности муниципального учреждения культуры на оплату расходов в рамках мероприятий, связанных с культурным обменом с зарубежными странами, правомерно, если расходы направлены на достижение целей, ради которых создано учреждение, и предусмотрены планом ФХД.
В данной ситуации возможны два основных варианта осуществления указанных в вопросе расходов.
Первый вариант - бюджетное учреждение от своего имени заключает договоры на оказание услуг в пользу физических лиц. В такой ситуации, согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее -Указания № 65н), обоснованно должен применяться код вида расходов 244 «Прочая
закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с отнесением расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ (в части оплаты транспортных услуг - подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ, в части оплаты проживания - подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ).
Второй вариант - бюджетное учреждение компенсирует физическим лицам расходы, связанные с проездом и проживанием при направлении их за границу.
Компенсация расходов физических лиц, которые не являются штатными сотрудниками учреждения, на основании Трудового кодекса Российской Федерации не производится.
По нашему мнению, выдача аванса на осуществление подобных расходов и дальнейший расчет по суммам компенсации могут быть отражены в бухгалтерском учете с применением счетов 20600 «Расчеты по выданным авансам» и 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» соответственно.
При этом форма отчета физических лиц по произведенным расходам, предусмотренная учетной политикой учреждения, может быть аналогична форме авансового отчета.
В соответствии с положениями Указаний № 65н выплата компенсации расходов физическим лицам, не являющимся сотрудниками учреждения, привлеченным для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, осуществляется с применением элемента вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» с отнесением расходов на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
К сведению: п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) всех видов компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, связанных в том числе с возмещением иных расходов. Перечень иных расходов остается «открытым».
Данное положение во взаимосвязи с положениями Указаний № 65н косвенно указывает на возможность отнесения расходов, понесенных муниципальным учреждением в интересах физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, к компенсационным при наличии решения соответствующего муниципального образования о возможности и порядке осуществления указанных выплат.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Вопрос. В учреждении сметой, формами КС-2 и КС-3 оформлены расходы на установку прибора учета тепловой энергии (устанавливается впервые). В смету, формы КС-2 и КС-3 входит и стоимость прибора учета тепловой энергии.
По какой статье КОСГУ необходимо отразить расходы на установку приборов учета тепловой энергии?
Ответ. Расходы в рамках договора, предметом которого является выполнение подрядных работ, в стоимости которых учтена стоимость устанавливаемого прибора учета тепловой энергии, на наш взгляд, могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированных в здании систем и узлов в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.
Обоснование. Начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) при составлении и исполнении бюджетов КОСГУ больше не применяется (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 22.10.2014 № 311-ФЗ).
В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, т.е. для отражения уже совершившихся событий.
Кроме того, в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н).
Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении № 4 к Указаниям № 65н. Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний № 65н.
Напомним, что приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), был дополнен новым абзацем следующего содержания.
Коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.
К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например:
— оконечные аппараты;
— приборы;
— устройства;
— средства измерения, управления;
— средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;
— средства вычислительной техники и оргтехники;
— средства визуального и акустического отображения информации;
— театрально-сценическое оборудование.
Данный абзац согласуется с положениями
Введения в Общероссийский классификатор
основных фондов ОК 013-94, утвержденный
постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359.
Помимо общих критериев при определении возможности учета отдельных элементов (частей) системы в качестве самостоятельных объектов основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо проанализировать выполнение следующих условий:
— наличие принципиальной возможности использования элемента (части) системы вне объекта имущества как единого обособленного комплекса;
— функциональное предназначение отдельного элемента (части) системы не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта имущества как единого обособленного комплекса.
Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированных в здании систем и узлов в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.
Счетчик тепловой энергии представляет собой прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков
температуры (давления) и вычислителя (п. 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034).
Гарантийный срок эксплуатации счетчиков тепловой энергии составляет не менее 18 мес. с даты ввода их в эксплуатацию (см., например, п. 11.2 Национального стандарта Российской
Федерации ГОСТ Р 51649-2014 «Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия», далее - Национальный стандарт).
Принимая во внимание изменения, внесенные в Инструкцию № 157н, положения Национального стандарта, а также учитывая принцип действия, технические характеристики и назначение приборов учета тепловой энергии, на наш взгляд, их вполне обоснованно следует рассматривать в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Положениями Указаний № 65н прямо предусмотрена возможность отнесения на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ расходов как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов.
При этом порядок документального оформления результатов выполнения работ Актом выполненных работ не препятствует принятию к учету в составе основных средств созданных объектов при условии, что такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств.
В рассматриваемой ситуации принятие к учету счетчика тепловой энергии в качестве самостоятельного инвентарного объекта может быть оформлено на основании решения профильной комиссии учреждения Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) или Приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207).
Основанием для составления такого Акта будут первичные документы контрагента, подтверждающие факт выполнения работ.
Согласно п. 99 Инструкции № 157н оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, относится к материальным запасам.
При этом в состав оборудования включаются и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования.
Учитывая, что счетчик тепловой энергии отдельно учреждением не приобретался, расходы на оплату работ, по результатам выполнения которых в
эксплуатацию будет введен прибор учета тепловой энергии, могут быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Вопрос. Бюджетное учреждение в 2015 г осуществило выплату сотруднику подъемных средств за счет субсидии на иные цели. На отчетную дату расчеты с получателем выплаты были закрыты, выплата производилась в соответствии с требованиями нормативных актов. В 2016 г. возникли основания для возврата получателем части произведенной выплаты. Средства приняты в кассу, сданы на лицевой счет и возвращены вышестоящей организации.
Как должны быть заполнены ф. 0503737, ф. 0503738, ф. 0503723 в части поступления и возврата субсидии на иные цели в 2016 году?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
С учетом того, что поступающая сумма подлежит возврату в качестве остатка целевой субсидии прошлого года, полагаем, что ее целесообразно рассматривать в качестве дебиторской задолженности прошлого года.
Поступление данной суммы через кассу учреждения отражается в графе 7, строках 591 (со знаком «плюс») и 710 (со знаком «минус») раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (ф. 0503737) с детализацией по кодам аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737). В Отчете (ф. 0503723) указанные поступления подлежат отражению в строках 421 и 501 (в обеих строках суммы указываются со знаком «минус») раздела «Изменение остатков средств».
Выбытие (перечисление) остатка целевой субсидии прошлого года отражается в строках 592 и 720 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» и строке 910 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737), а также по строкам 422 и 502 Отчета (ф. 0503723).
Обоснование. Порядок учета бюджетными учреждениями остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет, в том числе отражение в учете операций по их возврату, подробно разъяснен в письме Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.
Данное письмо содержит указание на необходимость начисления задолженности по возврату в бюджет остатка целевой субсидии, использованной ранее. Такое начисление производится бюджетным учреждением по дебету счета 540110180 «Прочие доходы» в корреспонденции с кредитом счета 530305730 «Расчеты по платежам в бюджеты». Перечисление (возврат) средств в доход бюджета отражается по дебету счета 530305830 «Расчеты по платежам в бюджеты» в корреспонденции с кредитом счета 520111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства».
Отметим, что отражение задолженности по возврату в бюджет неиспользованных остатков субсидий, имеющих целевое назначение, на счете 530305000 не зависит от наличия остатка денежных средств по состоянию на начало текущего финансового года на отдельном лицевом счете учреждения.
Задолженность по возврату в бюджет остатка целевой субсидии должна быть отражена в учете и в случаях, когда:
— в течение текущего финансового года контрагентом возвращается сумма дебиторской задолженности в рамках не исполненного по состоянию на начало года контракта, источником оплаты по которому в прошлом году являлись средства субсидии;
— по закрытым расчетам с контрагентами и получателями выплат возникают обстоятельства, приводящие к возникновению обязанностей по возврату ранее полученных выплат и платежей. При этом при выявлении подобных фактов у учреждения нет оснований для корректировки завершенных расчетов способом «Красное сторно», в таких ситуациях специалисты
Минфина России рекомендуют в бухгалтерском учете учреждений отражать одновременно прямыми бухгалтерскими записями два факта хозяйственной жизни: по начислению задолженности по возврату в бюджет остатка целевой субсидии и начислению требований к контрагенту по возмещению ущерба или компенсации затрат с использованием балансового счета 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
Такой подход согласуется с требованиями п. 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее -Инструкция № 157н), согласно которому метод «Красное сторно» применяется для внесения в учет корректировок, вызванных необходимостью исправления допущенных в учете ошибок.
Бюджетные учреждения составляют бухгалтерскую отчетность согласно положениям Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н).
В соответствии с п. 42 Инструкции № 33н в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737) отражаются данные по кассовым поступлениям доходов (с учетом их возвратов) в зависимости от способа кассового исполнения Плана ФХД и особенностей, обусловленных порядком получения бюджетными учреждениями целевых субсидий.
При этом в разделе «Доходы учреждения» Отчета (ф. 0503737), составленного по виду финобеспечения 5, допускается отражение только сумм поступивших доходов в виде субсидии на иные цели (смотрите в том числе контрольные соотношения к бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, размещенных на официальном сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru, раздел «Документы», подраздел «Учет и отчетность»).
С учетом того что поступающая сумма подлежит возврату в качестве остатка целевой субсидии прошлого года, в целях корректного формирования отчетности, полагаем, что ее целесообразно рассматривать в качестве возврата суммы дебиторской задолженности прошлого года.
В учете при этом одновременно с начислением задолженности по возврату в бюджет остатка
целевой субсидии начисление суммы задолженности получателя выплаты (счет 20900 «Расчеты по ущербу и иным доходам»), по нашему мнению, может быть отражено с использованием балансового счета 540110180.
Применение данного счета в том числе обусловлено особенностью составления Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721): в графах 4 «Деятельность с целевыми средствами» данного отчета не допускается отражение показателей по строкам 030, 040, 050, 060, 062, 063, 096, 103.
Данные об исполненных через кассу суммах дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в графе 7, строках 591 (со знаком «плюс») и 710 (со знаком «минус») раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (ф. 0503737) (согласно п. 44 Инструкции № 33н). Одновременно данная сумма отражается в строке 950 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» (согласно п. 44.1 Инструкции № 33н).
Перечисление суммы в качестве возврата остатка целевой субсидии прошлого года отражается по строкам 592 и 720 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения», а также по строке 910 раздела «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» Отчета (ф. 0503737) (согласно п. 44, 44.1 Инструкции № 33н).
Заполнение Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) (далее - Отчет (ф. 0503723) в этой ситуации производится с учетом следующих особенностей. Данные об исполненных через кассу суммах дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строках 421 и 501 (в обеих строках суммы указываются со знаком «минус») раздела «Изменение остатков средств» (согласно п. 55.1 Инструкции № 33н).
Сумма выбытий от возврата остатков субсидий прошлых лет отражается по строкам 422 и 502 Отчета (ф. 0503723).
Показатели формы Отчета о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738) (далее -Отчет (ф. 0503738) отражают информацию по операциям по принятию и исполнению расходных (денежных) обязательств, подлежащих в соответствии с условиями договоров, положениями законов, иных нормативных
правовых актов исполнению в течение отчетного финансового года.
В частности, при формировании раздела «Обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» в графе 9 показатели отражаются на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств текущего финансового года, отраженных по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытому к счету 520111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства», в разрезе видов расходов (выплат) без учета выплат учреждениями обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков.
При этом показатели возврата дебиторской задолженности прошлых лет (восстановления кассовых расходов прошлых лет) в графе 9 Отчета (ф. 0503738) не отражаются (п. 48 Инструкции № 33н).
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Как правильно отразить в бюджетном учете федерального казенного учреждения, являющегося администратором доходов, списание неустойки за ненадлежащее исполнение государственного контракта в соответствии с подп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к вывод, что в настоящее время порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ, со счета 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» положениями Инструкции № 162н не установлен.
По нашему мнению, до внесения соответствующих изменений в Инструкцию № 162н списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) может быть отражено в порядке, аналогичном порядку по списанию дебиторской задолженности по доходам, нереальной к
взысканию (в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ).
Обоснование. Списание начисленных сумм неустоек по контрактам, исполнение обязательств по которым завершено в полном объеме в 2015 или 2016 гг., осуществляется в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление № 190).
Порядок списания заказчиком в 2016 г. начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утвержден приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н (далее - Порядок № 44н).
Согласно подп. «а» п. 2 Порядка № 44н задолженность подлежит списанию в случае, если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта (см. также подп. «а» п. 3 Постановления № 190).
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, доходы в виде суммы неустоек относятся к аналитической группе подвидов доходов 140 «Суммы принудительного изъятия».
Независимо от того, возмещается ли сумма неустойки поставщиком, удерживается ли из суммы платежа по заключенному договору или подлежит списанию в соответствии с требованиями Постановления № 190, доход в любом случае должен быть начислен по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ в момент возникновения требований к их плательщикам (п. 3 Инструкции № 157н).
Согласно положениям п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета расчетов по суммам принудительного изъятия применяется счет 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия».
В соответствии с п. 86 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), суммы задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий
договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются в бюджетном учете по дебету счета 120940560 «Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия» в корреспонденции с кредитом счета 140110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия».
При этом в настоящее время порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ, со счета 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» положениями Инструкции № 162н не установлен.
В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 20.06.2016 № 89н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» (далее - Приказ № 89н), в соответствии с которым статья 170 «Доходы от операций с активами» КОСГУ дополнена подстатьей 174 «Выпадающие доходы».
Согласно вносимым изменениям на указанную подстатью подлежат отнесению суммы уменьшения (списания) начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек).
До внесения соответствующих изменений в Инструкцию № 162н списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ, со счета 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия», по нашему мнению, может быть отражено в порядке, аналогичном порядку по списанию дебиторской задолженности по доходам, нереальной к взысканию (в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации) (абз. 17 п. 78, абз. 7 п. 120 Инструкции № 162н).
Напомним, что возможность применения схемы применяемых корреспонденций должна быть согласована с главным распорядителем бюджетных средств (абз. 13 п. 2 Инструкции № 162н).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бюджетном учете получателя бюджетных средств
могут быть отражены следующие корреспонденции:
• Дебет КДБ 120940560 Кредит КДБ 140110140 -
контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
• Дебет КДБ 140110173 Кредит КДБ 120940660 -
списана сумма неустойки на основании внутреннего распорядительного документа и документов, подтверждающих право заказчика для списания задолженности.
В заключение отметим, что в отдельных случаях при списании с балансового учета дебиторской задолженности по доходам она одновременно подлежит отражению на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При этом учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности (п. 339 Инструкции № 157н).
В данной ситуации не идет речи о списании задолженности неплатежеспособного дебитора, при этом возможность для возобновления процедуры взыскания списываемой рассматриваемой задолженности не предусматривается. Поэтому оснований для отражения суммы списанной неустойки на забалансовом учете не возникает.
Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Вопрос. В бюджетном учреждении свой автопарк. Заправка автомобилей ГСМ осуществляется с применением топливных карт, на которых установлен лимит, а каждая карта закреплена за конкретным автомобилем (согласно приказу руководителя).
Также в учреждении издан приказ, положения которого позволяют использовать лимит топливной карты, закрепленной за одним
автомобилем, для заправки автомобилей, лимит топливных карт которых уже исчерпан. При этом для заправки может быть использована топливная карта, закрепленная за автомобилем, не выезжавшим из гаража.
Как в такой ситуации может быть организован учет топливных карт и расчет по поставке ГСМ с их использованием?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.
Наиболее оправданным представляется организация учета топливных карт с использованием забалансового счета 03 «Бланки строгой отчетности».
При поставке нефтепродуктов с использованием топливных карт, являющихся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оприходование топлива может осуществляться на основании документов, выдаваемых водителям (ответственным лицам) при заправке транспортных средств.
Проблема использования топливной карты для заправки автомобиля, за которым она не закреплена, может быть решена путем включения в договор поставки нефтепродуктов условий, п р е д у с м а тр и в а ю щ и х в о з м о жн о с ть перераспределения объема прав на получение топлива непосредственно между топливными картами.
Обоснование. Топливная карта - техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС), представляющее собой носитель информации, подтверждающий право на получение определенного количества (объема) топлива в торговых точках (АЗС).
Из содержания п. 169 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), по сути, следует, что топливная карта может учитываться в составе денежных документов. В качестве стоимости денежного документа в данном случае может рассматриваться денежное выражение объема прав на получение нефтепродуктов, предоставляемого по данной карте.
Однако специфика использования таких карт (в том числе и возможность их многоразового применения) делает их учет на счете 20135 «Денежные документы» громоздким и неэффективным.
В целях обеспечения контроля за сохранностью данных карт, а также их количественного учета целесообразно организовать их учет за балансом в порядке, установленном локальным актом учреждения в рамках сформированной им учетной политики.
Указанным локальным актом учреждения согласно п. 332 Инструкции № 157н учреждение вправе ввести дополнительный забалансовый счет в целях организации управленческого учета топливных карт либо предусмотреть их учет на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».
Подобный порядок описан специалистами финансового ведомства относительно учета транспортных карт, которые по специфике использования аналогичны топливным картам (см., например, письмо Минфина России от 12.06.2012 № 02-06-10/4243).
Если в учреждении принимается решение об учете топливных карт на счете 03 «Бланки строгой отчетности», необходимо внести их в перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, и зафиксировать его в учетной политике (согласно п. 337 Инструкции № 157н).
Таким образом, учет топливных карт целесообразно осуществлять за балансом одним из двух способов: на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» или на дополнительно введенном забалансовом счете.
Учет таких карт может быть организован в разрезе лиц, ответственных за их использование.
При этом обособленно должны учитываться карты, хранящиеся в кассе учреждения.
Кроме того, в качестве дополнительного аналитического показателя для учета топливных карт может быть предусмотрено денежное выражение объема прав на получение нефтепродуктов, предоставляемого по данной карте.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
По общему правилу, операции по принятию к учету материальных запасов должны признаваться в учете по мере их поступления в учреждение на
основании документов, оформляемых поставщиками.
Применяемой в настоящее время организациями государственного сектора методологией бухгалтерского учета не предусмотрено каких-либо особенностей для принятия к учету нефтепродуктов, приобретенных с использованием топливных карт.
При поставке нефтепродуктов с использованием топливных карт, являющихся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов, оприходование топлива может осуществляться на основании документов, выдаваемых водителям (ответственным лицам) при заправке транспортных средств.
В составе комплекта таких документов обязательно должны присутствовать чеки контрольно-кассовой техники, в которых может не указываться сумма продажи (покупки), но обязательно должны отражаться сведения о количестве отпущенных нефтепродуктов (см., в частности, п. 1.7, 2.2, 35 «Технических требований...» (Приложение № 3), утвержденных решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол № 14 от 10.11.1994); п. 2.7 Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229; письма УМНС России по г. Москве от 30.04.2004 № 29-12/29514, от 13.02.2004 № 29-12/9543).
Как правило, поставщик обобщает данные о нефтепродуктах, отпущенных по топливным картам на автозаправочных станциях, за определенный период времени и оформляет единую накладную (счет-фактуру, лимитно-заборную карту и т.д.).
В то же время для водителей (ответственных лиц) в учреждении могут быть установлены более сжатые сроки для представления документов, подтверждающих получение ими нефтепродуктов.
Такой порядок документооборота позволит оперативно отражать в учете учреждения полную и достоверную информацию по поступлению топлива.
При этом аналитический учет расчетов с поставщиком на счете 30234 «Расчеты по приобретению материальных запасов» может быть также организован в разрезе номеров топливных карт, а сводные документы, оформляемые поставщиками, могут использоваться для сверки показателей, ранее отраженных в бухгалтерском учете учреждения.
Учитывая, что списание всех видов топлива при эксплуатации автомобильного транспорта должно осуществляться исключительно на основании путевых листов, оформляемых в установленном порядке на каждое транспортное средство, используемое учреждением, закрепление в соответствии с локальным нормативным актом топливных карт за конкретными автомобилями не препятствует ведению оперативного учета поступления нефтепродуктов.
В то же время особенности использования топливных карт, установленные учреждением, включая закрепление топливной карты за конкретным транспортным средством либо работником, не влекут за собой каких-либо обязательств или ограничений для поставщика нефтепродуктов, то есть для заправки любого автомобиля может быть использована любая из имеющихся топливных карт в пределах установленного на ней лимита.
При этом проблема использования топливной карты для заправки автомобиля, за которым она не закреплена, может быть решена путем включения в договор поставки нефтепродуктов условий, предусматривающих возможность перераспределения объема прав на получение топлива непосредственно между топливными картами.
Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса