ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: 1. Являются ли налоговыми агентами иностранные организации, не осуществляющие на территории РФ какой-либо деятельности по извлечению дохода и, следовательно, не образующие на ее территории постоянного представительства?
2. Каков порядок уплаты в 2001 году налога на доходы российскими гражданами, работающими на иностранную организацию, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства?
3. Является ли налоговым агентом постоянное представительство иностранной организации в случае, если:
а) головной офис компании, находящейся за пределами РФ, осуществляет выплаты физическим лицам за выполнение ими трудовых обязанностей на территории РФ через свое постоянное представительство;
б) головная организация финансирует постоянное представительство, а представительство, в свою очередь, начисляет и выплачивает вознаграждение физическим лицам за выполнение ими трудовых обязанностей?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 27 декабря 2000 года № 04-06-02
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
На настоящий момент понятие "постоянного представительства" дается в Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 и в применяющихся на территории России соглашениях об избежании двойного налогообложения (ст. 5), которые входят в систему права Российской Федерации. В зависимости от страны, с которой заключено соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, понятие "постоянного представительства" может варьироваться, учитывая специфику и особенности конкретного соглашения. Соглашения, как правило, содержат также отсылку к нормам внутреннего законодательства государств - участников соглашения в случае, если тот или иной термин или понятие не определены (или недостаточно четко определены) самим соглашением.
Если на основании положений соглашения об избежании двойного налогообложения и/или положений Инструкции № 34 деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории России, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства, эта организация не будет выступать в качестве налогового агента исходя из положений российского налогового законодательства.
Соглашениями устанавливается перечень обстоятельств, при наличии которых деятельность иностранных организаций не рассматривается приводящей к постоянному представительству (компетентные органы вправе исходя из смысла соглашения в конкретных случаях определять, приводит ли та или иная деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства). Соглашениями, как правило, устанавливается, что в понятие "постоянного представительства", в частности, не входит:
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий;
- содержание запасов товаров или изделий для вышеназванных целей или с целью переработки;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
- содержание постоянного места деятельности в целях осуществления деятельности вспомогательного и подготовительного характера.
Однако в связи с вышеизложенным следует обратить внимание на тот факт, что если со страной, резидентом которой является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории России, не заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, будут применяться положения Инструкции № 34, которая включает в понятие "постоянного представительства" также осуществление представительских функций. Соответственно, вся вышеприведенная деятельность, подпадающая под понятие "представительских функций", будет рассматриваться как образующая постоянное представительство на территории России.
Российские граждане, работающие на иностранную организацию, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства, могут исчислять и уплачивать налог в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 1 и п. 3 ст. 228 части второй Налогового кодекса РФ. В то же время формулировка п. 1 ст. 226, определяющая налоговых агентов как российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, позволяет рассматривать российские кредитные организации (или постоянные представительства иностранных кредитных организаций), на счета в которых перечисляются денежные средства для покрытия административных расходов и иных расходов в связи с осуществлением иностранной организацией деятельности на территории России, в качестве налоговых агентов.
По последнему пункту Вашего письма сообщаем, что в обоих случаях постоянное представительство выступает в качестве налогового агента.
Ссылки на нормативные акты:
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Вопрос: Имеют ли право граждане Кипра, работающие в иностранных представительствах в РФ, на снижение подоходного налога на 50% по сравнению со ставкой, взимаемой с российских граждан, на основе принципа взаимности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 27 декабря 2000 года № 04-06-05
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Ваше обращение, сообщает следующее.
Согласно официальному письму налогового ведомства Кипра иностранные граждане - налоговые резиденты Кипра, состоящие в трудовых отношениях с офшорными компаниями, отделениями или представительствами иностранных компаний на Кипре, подлежат обложению налогом на доход в размере, равном 50% от обычной ставки налога. Каких-либо оговорок в отношении гражданства лиц, к которым применяется данная льгота, или ссылок на действие принципа взаимности в официальном письме налогового органа Кипра не содержится.
В этой связи Департамент налоговой политики рассматривает вышеуказанное 50-процентное снижение ставки подоходного налога как налоговый режим, общий для всех иностранных граждан, нанятых на постоянную работу в офшорные компании и постоянные представительства иностранных компаний, находящиеся на территории Кипра, а не как льготу, которая предоставлена исключительно гражданам России и в отношении которой мог бы распространяться принцип взаимности.
Руководитель Департамента налоговой политики А. И. ИВАНЕЕВ
Вопрос: С 01.01.2000 введено в действие ПБУ10/99 "Расходы организации". К прочим расходам в данном Положении относятся проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов). Относятся ли к указанным расходам проценты за пользование кредитом банка?
Не вступает ли данное Положение в противоречие с Положе-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 февраля 2001 года № 04-02-03/21
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу отражения процентов за пользование кредитом банка и сообщает следующее.
Начиная с 01.01.2000 в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Министерства финансов Россий-
нием о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции?
На финансовых результатах отражаются начисленные проценты или только оплаченные? Если начисленные, то как они будут участвовать в расчете налога на прибыль, будет ли делаться корректировка при налогообложении на оплаченные проценты?
ской Федерации от 06.05.99 № ЗЗн, проценты, уплаченные организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), включаются в состав "операционных расходов".
Для целей бухгалтерского учета расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Изменение правил бухгалтерского учета по формированию доходов и расходов организаций не должно влиять на порядок определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Что касается порядка учета при налогообложении расходов по уплате процентов за кредит, то согласно подп. "с" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателем для осуществления операций лизинга.
В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения о составе затрат затраты на производство продукции (работ, услуг), включая расходы по оплате процентов за кредиты, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
При этом необходимая корректировка облагаемой прибыли должна проводиться по строке 1.2 "а" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (Приложение 4 к Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62).
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)
ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
Вопрос: Просим разъяснить некоторые вопросы по применению налога на прибыль в 2000 году.
Входит ли в перечень "других аналогичных по назначению фондов" (п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций") при определении суммы для покрытия убытка специальный фонд акционирования работников? Создание такого фонда в соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено в Уставе ОАО.
ОАО оплатило аудиторской фирме услуги по переводу бухгалтерской отчетности на международные стандарты. Следует ли учитывать указанные расходы в себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения?
Включаются ли в себестоимость услуг для целей налогообложения расходы на оплату аудитор-
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 26 февраля 2001 года № 04-02-05/1/43
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15% от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.
В п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" под другими аналогичными фондами понимаются
ских услуг по подтверждению достоверности финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами, если учитывать, что услуги оказаны аудиторской фирмой, утвержденной общим годовым собранием акционеров, согласно заключенному договору?
фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемые для покрытия убытков и погашения обязательств. В настоящее время законодательством Российской Федерации создание таких фондов не предусмотрено.
Кроме того, в действующем законодательстве, включая п. 2 ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", не содержатся нормы об обязательном направлении средств специального фонда акционирования работников общества, сформированного в соответствии с уставом общества за счет чистой прибыли, на покрытие образовавшихся убытков. Средства указанного фонда расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения среди его работников.
В соответствии с п. 142 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.06.2000 № 60н, акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, наряду с годовой бухгалтерской отчетностью составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
По вопросу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов, связанных с оплатой услуг по подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету Российской Федерации, а также бухгалтерской отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности, дать однозначный ответ не представляется возможным, поскольку из письма неясно, с какой целью производился перевод бухгалтерской отчетности на международные стандарты и ее подтверждение.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 № 208-ФЗ (ред. от 24.05.99)
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" (принят ГД ФС РФ 24.11.95)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ"
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Приложение к письму МНС России от 15.02.2001 № ВГ-6-02/139
Вопрос: В связи с вводом в действие с 1 января 2000 года Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ10/99 в состав операционных расходов включаются проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. Как следует учитывать для целей налогообложения затраты по оплате процентов по полученным кредитам банков и расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями?
Ответ: С 1 января 2000 года изменились правила отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, тогда как в налоговое законодательство изменения и дополнения не вносились (в части налога на прибыль). Следовательно, исчисление налоговой базы по налогу на прибыль не изменилось, если только такое исчисление напрямую не связано с правилами бухгалтерского учета.
При этом необходимо учитывать, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) и п. 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями). То есть в уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) при оп ределении налогооблагаемой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) учитываются только расходы, связанные с получением указанной выручки и предусмотренные указанным Положением о составе затрат.
На основании вышеизложенного показатели бухгалтерского учета при составлении расчетов по налогу на прибыль начиная с 2000 года должны быть скорректированы для приведения их в соответствие с налоговым законодательством. В частности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" до принятия соответствующего федерального закона при расчете налогооб-
лагаемой прибыли следует руководствоваться вышеупомянутым Положением о составе затрат.
Подпунктом "с" п. 2 данного Положения предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов).
Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или 15% (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
Одновременно в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн (с учетом изменений и дополнений), в состав операционных расходов включаются проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
На основании вышеизложенного проценты по кредитам банков, отраженные в бухгалтерском учете в составе операционных расходов, должны быть учтены для целей налогообложения в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в пределах, установленных вышеназванным Положением о составе затрат.
Аналогичное требование касается расходов по оплате услуг банков.
При этом из всех расходов, учтенных организацией в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг в бухгалтерском учете, учитываются для целей налогообложения только те, которые поименованы в вышеупомянутом Положении о составе затрат.
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 15.02.2001 № ВГ-6-02/139 <0 РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.95 № 227-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (принят ГД ФС РФ 05.12.95)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн (ред. от 30.12.99)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1790)
Вопрос: Изменениями в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", внесенными приказом Минфина России от 24 марта 2000 года № 31н, были исключены абзацы, согласно которым по объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, а также по объектам основных средств, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, амортизация по указанным объектам не начислялась. В связи с этим следует ли учитывать с 2000 года начисленную в бухгалтерском учете амортизацию по перечисленным объектам основных средств для целей налогообложения прибыли?
Приложение к письму МНС России от 15.02.2001 № ВГ-6-02/139
Ответ: Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР от 29 декабря 1990 г. № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (действующим в настоящее время), определено, что возмещение балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости основных фондов предприятий осуществляется путем включения амортизационных отчислений по утвержденным единым нормам в издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их использования.
Такой порядок распространяется на основные средства, приобретенные за счет собственных источников организации.
В случае если источником приобретения основных средств не являются собственные средства предприятия (то есть отсутствуют расходы по приобретению), то амортизация в себестоимость продукции для целей налогообложения не включается.
При начислении амортизационных отчислений, подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, следует руководствоваться Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства
СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года № 1072, опубликованным в Собрании постановлений Правительства СССР, 1990 года, № 30 (Письмо Минэкономики России от б января 2000 года № МВ-6/6-17 "Разъяснение о применении единых норм амортизационных отчислений").
Изменение правил бухгалтерского учета не влияет на порядок определения налогооблагаемой прибыли. Учитывая это, по вопросу начисления амортизации по основным средствам, поступившим по договору дарения (безвозмездно) и за счет бюджетных ассигнований, следует руководствоваться вышеизложенным.
Руководитель Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения -государственный советник налоговой службы III ранга К.И. ОГАНЯН 15.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> МНС РФ от 15.02.2001 № ВГ-6-02/139 <0 РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ ПО ОСНОВНЫМ ФОНДАМ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"
(утв. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.90 № ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (№ ВГ-9-Д))
<ПИСЬМО> Минэкономики РФ от 06.01.2000 № МВ-6/6-17 "РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПРИМЕНЕНИИ ЕДИНЫХ НОРМ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.03.2000 № 31н "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 26.04.2000 № 2209)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 22.10.90 № 1072 "О ЕДИНЫХ НОРМАХ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ НА ПОЛНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 03.09.97 № 65н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/97" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13.01.98 № 1451)
Вопрос: Иностранная фирма осуществляет в России деятельность, которая заключается в оказании услуг по проектированию трубопровода, через постоянные представительства, зарегистрированные в налоговых органах Москвы и Краснодара, в которых фирма отчитывается и уплачивает все причитающиеся налоги. Для решения вопроса об удержании налога с доходов из источников в Российской Федерации российские заказчики требуют от этой инофирмы представить доказательство того, что при выплате вознаграждения за эти услуги налог не должен удерживаться источником. Какой документ можно использовать в качестве такого основания?
Ответ: В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.
В случае, когда вышеуказанные лица иностранных государств, с которыми существуют действующие соглашения об избежании двойного налогообложения, во исполнение письма Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России соответственно от 16.05.95 № ВГ-4-12/25н, от 05.06.95 № 47 и от 16.06.95 № 174 указывают свой ИНН при оформлении всех расчетно-платежных документов, то это подтверждает, что иностранная компания является самостоятельным плательщиком налогов в Российской Федерации, и, следовательно, служит основанием для неудержания налога у источника выплаты.
В связи с изложенным, если инофирма, осуществляющая деятельность в России через постоянные представительства и состоящая на учете в Госналогинспекциях по г. Москве и г. Краснодару с присвоением ИНН, следуя требованиям указанного письма, проставляет ИНН на расчетно-платежных документах, то это является достаточным основанием для выплаты вознаграждения компании за услуги по проектированию трубопровода без удержания налога на доходы от источников в Российской Федерации.
Одновременно следует иметь в виду, что вышеизложенный порядок перечисления дохода не снимает с иностранной организации обязанности представлять в налоговый орган по месту осуществления деятельности уведомления об источниках доходов на территории Российской Федерации.
И.Б. ПОКРОВСКАЯ
Советник налоговой службы I ранга 22.01.2001
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № ВГ-4-12/25н, Минфина РФ от 05.06.95 № 47, ЦБ РФ от 16.06.95 № 174 (ред. от 17.01.96)
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УКАЗАНИИ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.06.95 № 880)
Вопрос: У российского издательства имеется договор с американским издательством на продажу права опубликования статей, принадлежащих этому иностранному издательству. Согласно договору оплата за опубликование производится поквартально. Мы считаем, что иностранным издательством оказаны для нашего издательства услуги не на территории Российской Федерации, в связи с чем при выплате доходов иностранной организации мы не должны удерживать налог на доходы иностранных юридических лиц. Правильно ли это?
Ответ: Как следует из вопроса, российская организация приобрела право опубликования статей, принадлежащих иностранному издательству, т.е. право на эти статьи принадлежит американскому издательству, которое разрешает российскому издательству в определенный период времени осуществлять публикацию этих статей.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" договор, предусматривающий способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения, относится к авторскому договору (ст.31). Соответственно, платежи по такому договору следует рассматривать как доходы от авторских прав.
Согласно п. 5.1.6 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы от авторских прав относятся к доходам от источников в Российской Федерации (пассивным доходам) и подлежат налогообложению при выплате по ставке 20%, если иное не предусмотрено международным договором.
Налогообложение доходов от авторских прав, получаемых лицом с постоянным местопребыванием в Соединенных Штатах Америки, регулируется ст. 12 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.92. В соответствии с указанной статьей данные доходы подлежат налогообложению в США.
При этом иностранной организации для освобождения от налогообложения получаемых доходов необходимо до выплаты российской организацией доходов должным образом оформить заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации по форме 10130Т (1997). Только в этом случае, имея на руках экземпляр такого заявления, источник выплаты имеет право на неудержание налога при выплате.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95)
"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ДОГОВОР между РФ и США от 17.06.92 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ"
Вопрос: Российским информационным агентством заключен контракт с польским информационным агентством, по которому польское агентство получает от российского доходы от авторских прав. Имеет ли право российское агентство не удерживать налог на доходы от источников в Российской Федерации при выплате авторского дохода польскому агентству, используя положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения ?
Ответ: Согласно Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы от использования авторских прав подлежат налогообложению у источника выплаты доходов по ставке 20%, если иное не установлено международным договором.
Статьей 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.92 установлено, что доходы от авторских прав могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но определенный таким образом налог не может превышать 10% валовой суммы поступлений.
По установленному Инструкцией № 34 порядку в случае наличия международного договора, в котором установлены пониженные ставки налога или полное освобождение от налогообложения в Российской Федерации сумм доходов, иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации по форме 10130Т(1997) в налоговую инспекцию, где состоит на учете налоговый агент - источник выплаты. Имея на руках второй экземпляр такого должным образом оформленного заявления со всеми необходимыми отметками, источник выплаты имеет право применить пониженную ставку 10% при выплате дохода от использования авторских прав польскому информационному агентству. При отсутствии заявления налог удерживается по ставке 20%.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22.05.92 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"
Вопрос: По контракту с испанским авторским обществом российское юридическое лицо имеет право использовать для радиовещания звуковые произведения, принадлежащие испанскому обществу. Имеет ли право налоговый агент - источник выплаты дохода от использования авторского права в 2000 году не удерживать налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 7 Конвенции между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Испании "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" от 01.03.85 доходы от авторских прав, возникающие в одном Договаривающемся Государстве (в данном случае в Российской Федерации) и выплачиваемые лицу, фактически имеющему право на них, которое является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве (в данном случае в Испании), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (Испании). Но согласно п. 3 той же статьи это относится к доходам от использования авторских прав на литературные, драматические, музыкальные и художественные произведения.
При получении дохода от использования авторских прав, относящихся к кинофильмам или любым средствам воспроизведения изображения или звука, используемым для радиовещания или телевидения, выплачиваемые доходы подлежат обложению налогом по ставке 5% у источника выплаты (ч. 2 п. 1 ст. 7 Конвенции).
Таким образом, при выплате дохода испанскому авторскому обществу российским юридическим лицом от использования для радиовещания звуковых произведений налоговый агент может применить пониженную ставку налогообложения 5% при наличии на момент выплаты дохода формы 101 ЗОТ(1997) заявления на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в Российской Федерации. При отсутствии должным образом оформленного заявления налоговый агент согласно Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 должен удержать при выплате дохода налог по ставке 20%.
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
КОНВЕНЦИЯ между Правительством СССР и Правительством Испании от 01.03.85
"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"
Вопрос: Предприятие как налоговый агент уплачивало в 2000 году налог на доходы иностранного юридического лица по месту постановки на налоговый учет. В связи с изменениями, внесенными в учредительные документы, предприятие в этом же году встало на налоговый учет по новому месту нахождения, продолжая уплачивать налог на доходы того же нерезидента. По международному соглашению об избежании двойного налогообложения, а также Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" нерезидент имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением на возврат налога на доход. В какой налоговый орган следует обращаться - по новому месту постановки на учет налогового агента или в оба (старый и новый)?
Ответ: Статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определено, что иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Российской Федерации, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Государственной налоговой службой Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.2 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" для возврата в установленных случаях иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение дохода, представляет в налоговые органы заявление на возврат по форме Приложения № 9 с официальным подтверждением факта постоянного местопребывания данного лица в стране, с которой имеются действующие межправительственные (межгосударственные) соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные СССР или Российской Федерацией.
Согласно письму Госналогслужбы России от 24.06.98 № ВГ-6-06/374 "О рекомендациях по заполнению новых форм документов к Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34" заявление на возврат налога с дохода от источников в Российской Федерации подается в налоговую инспекцию по месту постановки на учет лица, выплатившего доход и удержавшего налог, - налогового агента.
Таким образом, при смене налоговым агентом юридического адреса, в связи с чем произошла передача дела из одной налоговой инспекции в другую, для возврата налога на доход иностранное юридическое лицо должно представить заявление на возврат в ту налоговую инспекцию, в которой в данный момент состоит на учете в качестве налогоплательщика налоговый агент.
Таким образом, возврат налога на доход иностранного юридического лица должна производить налоговая инспекция, в которой на момент подачи заявления на возврат состоит на налоговом учете налоговый агент.
Е.Г.ИВАНИНА
Советник налоговой службы III ранга 22.01.2001
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 05.08.2000)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 24.06.98 № ВГ-6-06/374
"О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НОВЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ К ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ОТ 16.06.95 № 34"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
Вопрос: Какие юридические лица правомочны в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять перемещение через границу Российской Федерации наличной валюты Российской Федерации?
Ответ: Законом Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что порядок перемещения через границу Российской Федерации валюты Российской Федерации определяет Банк России совместно с Минфином России и ГТК России (п. 3 ст. 2).
В соответствии с Положением Банка России, Минфина России и ГТК России о порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации от 06.10.93 № 02-29/36, 11-05-02, 01-20/10075 соответственно в редакции совместного письма Банка России, Минфина России и ГТК России от 06.09.96 № 326, 11-05-02, 01-23/16223 соответственно ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации (за исключением памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации) разрешается следующим юридическим лицам при соблюдении таможенных правил:
- Центральному банку Российской Федерации;
- уполномоченным банкам Российской Федерации в случаях, установленных Положением;
- центральным (национальным банкам) иностранных государств на основании разрешения Центрального банка Российской Федерации.
Ввоз и вывоз рублевой наличности иными юридическими лицами запрещен.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 05.07.99)
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
"ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫВОЗА И ПЕРЕСЫЛКИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВВОЗА И ПЕРЕСЫЛКИ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ЦБ РФ № 02-29/36, Минфином РФ № 11-05-02, ГТК РФ № 01-20/10075 06.10.93) (ред. от 06.09.96)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.09.96 № 1165)
Вопрос: В течение какого времени может быть вывезена юридическим лицом - нерезидентом из Российской Федерации ранее ввезенная им в Российскую Федерацию наличная иностранная валюта?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" юридические лица - нерезиденты имеют право вывезти из Российской Федерации ранее ввезенную наличную иностранную валюту. При этом ни данным Законом, ни иными актами законодательства Российской Федерации не установлены временные ограничения на вывоз из Российской Федерации юридическими лицами - нерезидентами ранее ввезенной ими в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 09.10.92 № 3615-1 (ред. от 05.07.99)
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
Вопрос: Реквизиты какого счета указываются под номером 4 в графе 28 "Финансовые и банковские сведения " грузовой таможенной декларации при ввозе наличной иностранной валюты уполномоченными банками, в случае, когда на момент ввоза не определено, на какой корреспондентский счет данная валюта будет зачислена?
Ответ: Ввозимая уполномоченными банками наличная иностранная валюта подлежит обязательному оприходованию в кассу уполномоченного банка, поэтому при ее таможенном оформлении в соответствии с приказом ГТК России от 28.08.2000 № 768 "Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами" в графе 28 грузовой таможенной декларации под номером 4, как правило, указывается номер счета 20202 "Касса кредитных организаций" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, предназначенного для учета наличных денежных средств.
Л.М. СИМОНОВА
Государственный таможенный комитет РФ 30.01.2001
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ ГТК РФ от 28.08.2000 № 768 "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВАЛЮТЫ И ЦЕННЫХ БУМАГ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.09.2000 № 2385)
ПРИКАЗ ЦБ РФ от 18.06.97 № 02-263 (ред. от 25.12.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К ПЛАНУ СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с ПРАВИЛАМИ, утв. ЦБ РФ 18.06.97 № 61)
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос: Может ли организация - нерезидент, не состоящая на учете в российских налоговых органах, принять к вычету НДС, фактически уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком - иностранным лицом, не состоявшим на учете в налоговых органах Российской Федерации, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту.
При этом указанные суммы налога подлежат вычету или возврату только при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.
О.Г. ХМЕЛЕВСКОЙ
Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 11.03.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)