Научная статья на тему 'Конструкционная прочность тонкостенных элементов конструкций при низких температурах'

Конструкционная прочность тонкостенных элементов конструкций при низких температурах Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ / КРИОГЕННЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ / ДЕФОРМАТИВНОСТЬ / МИКРОТВЕРДОСТЬ / ОКРУЖНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПЕРЕХОДНИКИ / WELDED CONNECTION / CRYOGENIC PIPELINES / DEFORMABILITY / MICROHARDNESS / CIRCLE TENSION / BIMETALLIC ADAPTORS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Трибунская Р. М., Женочин Я. С.

Объектом исследования являются сварные тонкостенные криогенные емкости, трубопроводы и сосуды, работающие под давлением. Цель исследования – определение экспериментальных данных о реальной конструкционной прочности сварных тонкостенных криогенных емкостей, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением, в сравнении с конструкционной прочностью материалов. Методом исследований является экспериментальная оценка конструкционной прочности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Трибунская Р. М., Женочин Я. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural strength of construction thin-walled elements at low temperatures

We studied welded thin-walled containers, pipelines and tanks under pressure. The research aim is to determine experimental data of actual construction structural strength thin-walled elements of welded thin-walled containers, pipelines and tanks under pressure in comparison with materials construction structural strength. Research method is experimental evaluation of construction structural strength.

Текст научной работы на тему «Конструкционная прочность тонкостенных элементов конструкций при низких температурах»

УДК 621.79

КОНСТРУКЦИОННАЯ ПРОЧНОСТЬ ТОНКОСТЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Р.М. Трибунская, Я.С. Женочин

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: [email protected]

Объектом исследования являются сварные тонкостенные криогенные емкости, трубопроводы и сосуды, работающие под давлением. Цель исследования - определение экспериментальных данных о реальной конструкционной прочности сварных тонкостенных криогенных емкостей, трубопроводов и сосудов, работающих под давлением, в сравнении с конструкционной прочностью материалов. Методом исследований является экспериментальная оценка конструкционной прочности.

Ключевые слова: сварные соединения, криогенные трубопроводы, деформативность, микротвердость, окружные напряжения, биметаллические переходники.

Structural strength of construction thin-walled elements at low temperatures. R.M. Tribunskaya, Y.S. Zhenochin (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

We studied welded thin-walled containers, pipelines and tanks under pressure. The research aim is to determine experimental data of actual construction structural strength thin-walled elements of welded thin-walled containers, pipelines and tanks under pressure in comparison with materials construction structural strength. Research method is experimental evaluation of construction structural strength.

Key words: welded connection, cryogenic pipelines, deformability, microhardness, circle tension, bimetallic adaptors.

В конструкциях криогенной техники часто возникает необходимость прочного и плотного соединения элементов из алюминиевых сплавов с элементами из сталей или титановых сплавов. Наиболее перспективным методом получения герметичных сварных соединений разнородных металлов является сварка давлением с нагревом стыка, сварка взрывом, диффузионная сварка.

Рассмотрим особенности деформированного состояния и несущей способности сварных соединений криогенных трубопроводов из разнородных металлов.

Неразъемные соединения трубчатых заготовок из стали 12Х18Н10Т алюминиевых сплавов АМг6. Д20, титанового сплава ВТ5-1кт в различных сочетаниях были получены сваркой трением. Ряд соединений был выполнен с промежуточной мягкой прослойкой из технического алюминия АД1. Геометрию стыка изменяли для получения более прочного сварного соединения за счет использования температурных напряжений в стыке разнородных металлов, возникающих при его охлаждении.

На рис. 1 приведены схемы испытанных сварных соединений. В результате расчета напряженно-деформированного состояния было установлено, что в местах контактов разнородных материалов существуют значительные градиенты напряжений. Их появление вызвано действием изгибающего момента и окружной силы. Максимальные окружные напряжения в трубе из стали 12Х18Н10Т превышают окружные напряжения в прослойке из алюминия АД1 в 2,22-1,37 раза. Максимум изгибающего момента приходится на зону контакта сплава АД1 и стали 12Х18Н10Т [1].

Рис. 1. Трубчатые сварные соединения разнородных металлов - стали, алюминиевых и титановых сплавов: а - сварное соединение с плоским стыком; б - сварное соединение с двойным коническим стыком; в - сварное соединение с коническим стыком; г - сварное соединение с коническим стыком без мягкой прослойки

Напряженно-деформированное состояние переходников из разнородных металлов существенно зависит от их конструктивных параметров, в частности от ширины прослойки. Данные расчета были подтверждены проведенными экспериментами, показавшими, что при 20°С с увеличением ширины прослойки из сплава АД1 прочность сварного соединения неизменно снижалась, а при -196°С повышалась. При изменении формы стыка (коническая прослойка, а = 45°) была достигнута максимальная прочность сварного соединения, превышающая в три раза прочность колец из алюминия АД1 (рис. 2). Испытания проводили при осевой нагрузке в интервале температур от -269 до 200°С. Неблагоприятное сочетание термических напряжений и напряжений от внешней нагрузки приводит к разупрочнению соединения с плоским стыком при охлаждении ниже -196°С [2].

Рис. 2. Влияние температуры охлаждения на прочность сварных трубчатых соединений стали 12Х18Н10Т и алюминиевого сплава Д20 различной геометрии: 1 - конический стык; 2 - плоский стык

При совместном нагружении осевой силой и внутренним давлением несущая способность переходников, которые подвергались многократному нагружению, также несколько понизилась (на 2-11%). Большее снижение несущей способности происходит при низких температурах (табл.).

Соединение Вид нагружения Т, °С Нагрузка а1 кг/мм2 а 2 кг/мм2 Характер разрушения

р, кг/см2 N кг

Внутреннее 20 425 - 6,75 13,5 По прослойке

12Х18Н10Т - АД1 давление -196 720 - 11,4 22,8 То же

- Д20, стык

конический Внутреннее 20 310 2500 10,0 10,0 То же

с прослойкой давление + растяжение -196 420 3400 12,5 12,5 То же

Внутреннее 20 180 - 5,8 11,75 По стыку

12Х18Н10Т - Д20, давление -196 260 - 10,0 20,6 То же

стык конический Внутреннее 20 180 1440 10,9 11,2 То же

без прослойки давление + растяжение -196 215 2000 13,0 13,3 То же

12Х18Н10Т - Д20, Внутреннее 20 220 - 7,3 14,6 То же

стык конический давление -196 180 - 6,0 12,0 То же

без прослойки, Внутреннее 20 180 1400 11,8 11,8 То же

после давление + -196 175 1360 11,7 11,7 То же

термоциклировани я ±200°С, 200 растяжение

циклов

12Х18Н10Т -АД1-АМг6, стык конический с прослойкой Внутреннее давление 20 -180 320 390 - 7,27 9,08 14,54 18,16 По прослойке То же

Внутреннее 20 180 1250 8,32 8,32 То же

давление + растяжение - 180 210 1500 9,72 9,72 То же

12Х18Н10Т -АД1-ВТ5-1кт, стык конический двусторонний с прослойкой Внутреннее давление 20 -196 590 1360 - 3,8 8,7 9,83 22,6 То же То же

Внутреннее давление + растяжение 20 -196 380 800 1200 3400 6,04 15,43 6,33 13,33 То же То же

12Х18Н10Т - Внутреннее 20 590 - 3,78 9,89 То же

АД1- ВТ5-1кт давление -196 1160 - 7,43 19,39 То же

стык конический Внутреннее 20 390 1300 5,62 6,5 То же

двусторонний давление + -196 780 3000 14,09 13,0 То же

с прослойкой, растяжение

гидроциклировани е, 0-200кг/мм2. 500

циклов

Экспериментально была установлена величина термических напряжений в мягкой прослойке и соединяемых ею элементов из стали 12Х18Н10Т и титана ВТ5. Для измерения деформаций использовали фольговые тензорезисторы типа 2ФКПА-1-50, которые были наклеены на основном металле и в зоне стыка. На рис. 3 показано изменение деформаций на поверхности трубчатого образца у стыка разнородных металлов при охлаждении от 20 до -269°С. При определении величины напряжений по измеренным деформациям использовали данные о зависимости модуля упругости металлов, составляющих стык, от температуры. Поскольку для алюминия АД1 при температурах ниже -75°С замеренные деформации выходят за уровень, соответствующий пределу упругости, то для нахождения напряжений использовали начальные участки кривых упруго-пластического деформирования алюминия АД1, полученные экспериментально при различных температурах.

Было установлено, что наибольшие напряжения растяжения возникают в алюминиевой прослойке со стороны титановой трубы при охлаждении до температуры минус 269°С и достигают 10,6 кг/мм2. Напряжения такой же величины, но обратного знака (сжатия), появляются в трубе из титанового сплава ВТ5-1кт. При температуре -269°С в алюминиевой прослойке, со стороны стали 12Х18Н10Т, напряжения достигают 10,2 кг/мм2. Такие же напряжения, но обратного знака имеют место в стальной трубе. Наибольшие изменения деформаций на стыках разнородных металлов наблюдаются в интервале температур от 0 до -200°С. Это можно объяснить тем, что именно в этом температурном интервале более всего отличаются коэффициенты линейного расширения состыкованных материалов.

а б в г д

Рис. 3. Разрушение трубчатых сварных соединений разнородных металлов при 20°С и криогенных температурах по мягкой прослойке при нагружении внутренним давлением (а, б) и при разрыве осевой силой (в-д): а, в - Т= 20°С;

б, г - Т = -196°С; д - Т =-269°С

Наименьшая деформативность возникает в контакте стали с алюминием, так как из-за выделений интерметаллидов здесь наблюдается пик микротвердости. При плоском стыке разрушение соединения, как правило, происходит в этом месте. Термические напряжения обратного знака (сжатия) по отношению к напряжениям от внутреннего давления изменяют этот эффект. Разрушение соединений из разнородных металлов с коническим стыком происходит главным образом по мягкой прослойке.

Проведенные расчеты и опыты позволили в качестве основных факторов, влияющих на конструкционную прочность сварных соединений труб из разнородных металлов, выделить температуру, геометрию стыка, вид напряженного состояния в результате нагружения осевой нагрузкой, внутренним давлением или одновременным действием осевой силы и внутреннего давления, а также механические свойства прослойки.

Причина повышения прочности соединений с коническим стыком (см. рис. 1, а) заключается в том, что комбинация механических (от внешних усилий) и термических (благодаря разным коэффициентам линейного расширения свариваемых элементов и мягкой прослойки) напряжений при нагружении трубок внутренним давлением приводит к развитию трехосного неравномерного растяжения материала прослойки. Этим и определяется более высокое сопротивление разрушению алюминия АД1.

Испытания биметаллических переходников разной конструкции из алюминиевого сплава АМгб со сталью 12Х18Н10Т и титановым сплавом ВТ5-1 кт производили нагружением образцов совместно: внутренним давлением и осевой силой, и раздельно в условиях комнатной и криогенных температур. Для выявления влияния перенапряжения в результате охлаждения стыка разнородных металлов часть трубчатых образцов была испытана после циклического нагружения растяжением (500 циклов) и растяжением с кручением (500 циклов) при температуре 20°С, в ряде опытов использовали образцы с меньшей толщиной прослойки.

Испытания, проведенные в интервале температур от -196°С до 200°С, показали рост прочности при снижении температуры (температурное упрочнение) сварных элементов с мягкой прослойкой. Прочность соединения без прослойки при -196°С оказалась ниже, чем при 20°С.

Максимальное сопротивление разрушению соединения наблюдается при его нагружении внутренним давлением. В этом случае окружные деформации мягкой прослойки стеснены прилегающими участками стали и сплава Д20. Минимальная несущая способность переходника получена при его пропорциональном нагружении осевой силой и внутренним давлением в условиях низких температур.

По эквивалентным напряжениям сопротивление разрушению меньше при нагружении

переходника внутренним давлением (= 0,5), чем при нагружении его растяжением. При всех

температурах испытаний соотношение между предельными разрушающими напряжениями при испытаниях внутренним давлением и осевым растяжением составляет примерно 0,6. Разрушение при 20 и -196°С происходит по прослойке, а при -269°С начинается в месте контакта алюминия со сталью.

В обоих случаях нагружения в интервале температур от 20 до -269°С наблюдается температурное упрочнение в 2,6 раза. Для сравнения отметим, что у алюминия АД1 при разрыве обычных образцов прочность возросла в 2,8 раза при охлаждении до -196°С и в 6,25 раза при охлаждении до -269°С.

В условиях осевого растяжения прочность сварного соединения разнородных металлов определяется либо сопротивлением разрушению наименее прочного материала в соединении (АД1), либо прочностью контактного сцепления стали или титанового сплава с алюминием. При нагружении внутренним давлением деформирование разнородных металлов стеснено из-за краевого эффекта. В связи с этим при всех температурах испытаний внутренним давлением

наблюдается сильное выпучивание средней части мягкой прослойки, а затем в этом месте образуется продольная трещина (рис. 3, а). При совместном нагружении биметаллического переходника осевой силой и внутренним давлением несущая способность сварного соединения отличается от таковой в условиях осевого растяжения и в условиях нагружения только внутренним давлением [4]. Сопоставление предельного сопротивления в эквивалентных напряжениях в указанных трех случаях нагружения показывает, что по отношению к одноосному растяжению наблюдается снижение сопротивления (на 30-40%). Несколько увеличивается сопротивление по отношению к неравноосному растяжению (на 12-25%). Снижение температуры испытаний ведет к некоторому увеличению абсолютной величины сопротивления разрушению (на 25%), но отмеченные соотношения сохраняются (рис. 3).

Характер разрушения переходников, испытанных при совместном нагружении внутренним давлением и осевой силой, показан на рис. 3, б. При всех температурах испытаний разрушение происходит по мягкой прослойке.

О незначительном влиянии остаточных напряжений и небольших дефектов на несущую способность сварных биметаллических переходников можно судить по результатам испытаний образцов, подвергнутых предварительному многократному нагружению. Режим многократного нагружения: температура 20°С, внутреннее давление изменялось от нуля до величин, соответствующих 0,8 Oj сплава АД1 (р = 200 кг/см2), число циклов 500.

Высокая пластичность используемых металлов способствует релаксации пиков остаточных напряжений, возникающих в результате многократного нагружения. Об этом свидетельствует обнаруженное в результате многократного нагружения некоторое локальное упрочнение в контакте разнородных металлов (вследствие местных микродеформаций).

После многократного нагружения образцов внутренним давлением при их последующем нагружении осевой силой несущая способность переходников сохранилась при 20°С и несколько снизилась (на 12%) при -269 °С. Вид разрушения остался таким же, как у переходников, которые не подвергались многократному нагружению.

Значительное влияние на прочность сварных соединений разнородных металлов оказывают технология их производства, степень стабильности фазового состава используемых материалов, особенно в местах контакта, конструктивные особенности переходников. В результате выполненного экспериментального исследования и расчета напряженно-деформированного состояния стыка разнородных металлов было показано, что стеснение деформаций в мягкой прослойке вследствие применения конструкции косого стыка и развития температурных деформаций при охлаждении такого сварного соединения способствует росту сопротивления разрушению мягкой прослойки из алюминия АД1.

Таким образом, результаты исследования подтвердили существенное влияние конструктивно-технологических факторов, температуры испытаний и вида нагружения на напряженно-деформированное и предельное состояние сварных шаровых баллонов, тонкостенных сферических элементов и сварных соединений трубопроводов. Это влияние может привести к снижению прочности оболочечных и трубчатых тонкостенных сварных конструкций на 10-16%, что необходимо учитывать при определении коэффициента безопасности.

Литература

1. Механические испытания конструкционных материалов при низких температурах // Н.В. Новиков, А.А. Лебедев. - Киев: Наук. думка, 1974. - 192 с.

2. Влияние охлаждения (до -196°С) на несущую способность тонкостенных полусферических элементов сосудов // Н.В. Новиков, Э.В. Чечин., К.А. Ющенко // Пробл. прочности. - 1974. - № 1. - С. 52-56.

3. Прочность материалов и элементов конструкций в экстремальных условиях // Г.С. Писаренко. - Киев: Наук. думка, 1980. - С. 657-660.

4. Методика оценки механических свойств листовых материалов при двухосном растяжении эллипсоидных сегментов // Завод. лаб. - 1967. - № 5. - С. 608-612.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.