УДК 378
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ВНЕШНЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ1
© Людмила Николаевна МАКАРОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий, е-mail: [email protected] © Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат химических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected] © Анна Валерьевна КОРОЛЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общей педагогики и образовательных технологий, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрено понятие внешней информационной среды, проанализированы ее основные характеристики. Обоснованы конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся информационной среды, связанные с ее сущностью.
Ключевые слова: характеристики информационной среды; противоречия; конструктивные и деструктивные особенности; высшее образование; проблемные аспекты; информационные ресурсы.
Стремительное развитие экономики, перемены в структуре потребителей образовательных услуг, совершенствование интеллектуальных технологий, изменение экологической обстановки, информатизация общества влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности, в т. ч. и сферу высшего профессионального образования.
Современная внешняя информационная среда - это не только наиболее динамично развивающаяся сфера человеческой жизнедеятельности, но и практически единолично
1 Работа поддержана в рамках проекта № 6.2082. 2012 госзадания Минобрнауки РФ.
диктующая условия развития современного общества, поэтому все остальные элементы макро- и мегасреды значительным образом зависят от реализации процессов информатизации, участвуя в рекурсивной процедуре воспроизводства качественно новой информации на основе уже имеющейся. В самом деле, любая деятельность, с одной стороны, требует начальных условий - исходной информации, потребляя ее, а с другой - постоянно генерирует новую информацию, реализуя непрерывное информационное взаимодействие [1], в связи с чем доминантной фигурой, определяющей функционирование информационной среды и испытывающей ее
ответные действия, является существо социальное - человек.
Мы рассматриваем информационную среду как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, выполняющее функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению достижений науки, культуры и других открытий человечества, и как совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий [2].
Внешняя современная информационная среда весьма противоречива, т. к. наряду с конструктивными возможностями обладает и деструктивными. Слово «деструкция» трактуется в словарях как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо». Следует подчеркнуть, что деструктивная деятельность в информационной среде может быть направлена человеком как вовне - на других людей, общественные структуры или на общество в целом, на природную среду, архитектурные памятники, историческую память, различные предметы, - так и обращена на самого себя (разрушение личности, здоровья, суицид).
Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся информационной среды следуют из ее базовых характеристик: турбулентности, сложности, динамичности, доступности, интерактивности, взаимосвязанности факторов, открытости. Рассмотрим эти взаимосвязи более подробно.
Турбулентность как ведущая характеристика информационной среды означает, что изменения в ней происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости. Неопределенность внешней среды можно рассматривать как функцию количества информации по конкретному фактору внешней среды и относительной уверенности в точности такой информации. И. Ансофф предложил модель внешней среды, характеризующейся наличием турбулентности, степень которой может варьировать от самого слабого и легко прогнозируемого уровня до предельно изменчивого и непредсказуемого. В соответствии с концепцией И. Ансоффа,
для каждого из уровней турбулентности может быть разработана оптимальная модель поведения системы, причем, чем выше уровень турбулентности, тем активнее должно быть поведение [3].
В общем случае неопределенность в моделях принятие решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Следовательно, при анализе конкретного решения необходимо рассматривать несколько возможных исходов, т. е. значений показателей эффективности, которые используются для принятия решений.
ХХ в. принес существенные качественные изменения информационной среды. Изменение технологий происходит значительно быстрее, чем в предшествующие периоды, и все они носят революционный характер: сначала электронизация, а затем компьютеризация, медиатизация и интернетизация. Произошел качественный скачок в историческом процессе, когда информация начинает циркулировать уже в глобальных масштабах (данное явление отмечал еще В.И. Вернадский).
В эти периоды объемы производства информации увеличиваются ежегодно по экспоненте, существенно меняются и информационные процессы, при которых возрастает скорость передачи, увеличивается объем передаваемой информации, что приводит к увеличению ее потребления и росту количества людей, задействованных в данном процессе. Одновременно происходит ускорение обработки и внедрения информации, все шире используются обратные связи, растет объем производства новой информации, распространяется ее визуализация и т. д. Таким образом, неопределенность, непредсказуемость и нестабильность внешней информационной среды обусловливают объективный характер возникновения рискообразующих факторов,
усложняющих процесс адаптации личности к происходящим изменениям.
Сложность информационной среды заключается в том, что она, как система, состоит из многочисленных подсистем, также являющихся самоорганизующимися, которые находятся между собой в различных отношениях.
В настоящее время происходит изменение информационной среды на основе развития сетей связи, телевидения и информационно-телекоммуникационных компьютерных сетей. Так, объем информации, хранящейся на серверах сети Интернет, по некоторым данным увеличивается в два раза ежегодно. С появлением Интернета постепенно формируется такая информационная инфраструктура, когда распространяются сетевые информационные технологии, спутниковая связь, происходит их интеграция с сотовой связью, используются интегративное взаимодействие пользователя с компьютером, виртуальные среды и т. д. Следовательно, создается принципиально новая сложная высокоавтоматизированная информационная среда, максимально насыщенная информационно.
Вместе с тем предоставляя определенную свободу в выборе информационных служб и сравнении предоставляемой ими информации, новые информационные технологии могут увеличить зависимость пользователя от центров организации информации, от нестабильности техники, от содержания предоставляемых сведений.
Кроме этого, к настоящему моменту времени назрела необходимость в формировании механизма выборочного восприятия поступающих извне информационных потоков, а также дозированной отдачи результатов информационной деятельности личности, т. е. своего рода двухстороннего фильтра внешней информационной среды. Стремительный рост объема информации, увеличение информационной неопределенности, невозможность установления соответствия между объемом информации и количеством ее источников приводит к тому, что нередко пользователь (преподаватель, студент, аспирант и др.) вынужден обрабатывать значительное количество разнообразной информации (зачастую ненужной или неоднократно
повторяющейся), чтобы получить необходимые сведения.
С одной стороны, фильтрация должна учитывать индивидуальные потребности личности, осуществляющей информационный поиск, с другой - обязана быть в определенной степени универсальной. Целью создания такого рода механизма является не только сокращение времени на полипарамет-рический поиск и отбор информации, но и выработка режима защиты от влияния внешней информационной среды, обеспечение информационно-психологической безопасности личности (в настоящее время главным образом производится защита информации, а не субъекта (личности) информационного взаимодействия).
Динамичность информационной среды выражается в следующих моментах: во-
первых, среда должна адаптироваться к изменяющимся условиям, во-вторых, изменения ее состояния зависят не только от данного момента, но и от его предшествующих состояний и внешних воздействий, представляющих собой случайный процесс (Н.Н. Моисеев). Динамичность среды связана с ускорением событий, которое предполагает изменение ситуации, и чтобы адаптироваться к изменениям, человек должен передавать все больше информации. Главной силой ускорения являются новые информационные технологии, которые распространяются в мире с большой скоростью.
Следует подчеркнуть, что динамичность информационной среды существенно возросла с середины ХХ в., а увеличивающиеся документальные потоки привели к информационному «взрыву». С каждым годом растет объем неиспользуемого знания из-за опережающей скорости появления и накопления новых знаний, недостатков терминологического и лингвистического обеспечения, языковых барьеров, географической неравномерности в накоплении и распределении культурной информации. Главными ускорителями самой информации стали компьютеры и телекоммуникационные сети: в связи с этим методы передачи и использования знаний требуют коренных преобразований.
Таким образом, информационная среда изменяется, причем многовариантно и неоднозначно. Подчас бывает очень сложно разобраться в качестве и истинности получаемой
информации, что порождает у людей, не имеющих специальных навыков работы с информацией, дезориентацию не только в информационном мире, но и в реальности. Постоянное обновление информационной среды приводит к тому, что люди даже не успевают вырабатывать собственное мнение по поводу происходящих событий, поэтому скорее примут уже готовую интерпретацию предлагаемую поставщиком информации, что негативно сказывается на способности современных людей к аналитическому, критическому мышлению и, как следствие, у них снижается иммунитет к манипулятивному воздействию [4].
Важной характеристикой информационной среды является доступность. Достижение компетенций в информационной среде зависит от наличия беспрепятственного доступа каждого человека к разнообразным источникам информации; от владения умением работать с ними.
Создаваемые и используемые в настоящее время информационные ресурсы позволяют всем категориям пользователей не только эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потенциала, но и использовать информационные возможности страны и мира. В то же время информационные ресурсы сами являются сложной организационной системой, взаимодействующей с внешней средой, представляя собой саморазвивающийся динамический объект.
Изменения коснулись не только объема, но и состава информационных ресурсов: в среде происходят значительные качественные изменения и обновления. В последние годы существенные перемены произошли в составе информационных ресурсов: появились электронные каталоги, базы данных, массивы электронных документов, включая гипертекстовые и мультимедийные. Кроме того, происходят изменения и в способах пользования ими: появился удаленный доступ к цифровым электронным массивам, интерактивный поиск информации, передача файлов, электронная доставка документов и другие результаты внедрения интернет-технологий. Следует отметить также, что высокая комфортность (получение информации на рабочем месте) и оперативность становят-
ся неотъемлемыми атрибутами интерактивного информационного поиска.
Отметим, что информационная среда представляет человеку только возможность получения необходимой информации, умение же ее получать и преобразовывать следует формировать. Среда развивается по образцу библиотек, являющихся общественным хранилищем знаний конкретных людей. Она позволяет делать системы знаний отдельных лиц и коллективов общественным достоянием, доступ к которому практически не ограничивается барьерами пространства и времени [5].
Но вместе с несомненными конструктивными возможностями, связанными с доступностью информационной среды, важно подчеркнуть следующий деструктивный момент. Несмотря на доступность качественных информационных ресурсов (веб-галереи, порталы качественного кино, музыки, театральных постановок, классической и современной художественной и научной литературы, арт-проекты и пр.) они, к сожалению. не пользуются такой популярностью, как включающие в себя современную, не обремененную общечеловеческими гуманистическими ценностями, поп-культуру.
Хотя официальная позиция развитых стран связана с ориентацией на гуманистические ценности, во внешней информационной среде преобладает информация, содержание которой далеко от этих ценностей. Первые полосы газет и новостных сайтов, место главных новостей по ТВ занимают новости, несущие в себе негативную, агрессивную окраску. Часто на сайтах, посвященных компьютерным новинкам, размещается реклама, содержание которой наносит эмоциональный, этический и психологический вред личности. Доступность информационной среды может способствовать возникновению новых видов преступлений, например, хакерству, а также приобретению иных форм уже давно существующих (азартные игры, мошенничество, вымогательство и пр.).
Основная особенность и главная опасность деструктивных виртуальных социальных сетей связаны с тем, что признать по закону их деятельность как деструктивную в условиях действия норм свободы слова, печати, вероисповедания возможно только после реализации уже в реальном мире их участниками неких мероприятий, совершенных
под действием виртуального сетевого воздействия.
К сожалению, следует признать, что тенденция такова, что в настоящее время социальные сети Интернета становятся существенным инструментом деструктивного информационно-психологического влияния, в т. ч. - в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом, а также - полем информационного противоборства.
Интерактивность информационной среды определяется как активное сетевое взаимодействие участников образовательного процесса друг с другом и с сетевыми информационными ресурсами, поддерживаемое как на техническом, так и на методическом уровне. Интерактивность - это возможность протекания обменных информационных процессов, причем это не только обмен сообщениями, но и обмен знаниями, идеями, информационными действиями.
Внешняя информационная среда, представляя собой особую сферу жизнедеятельности людей (социальные сети, онлайн-игры), с одной стороны, дает человеку возможность общаться с большим количеством людей, находящимися в различных точках планеты, перевоплотиться в другого персонажа и пережить увлекательное путешествие, не выходя из дома. Но, с другой стороны, эта виртуальная среда может полностью заменить собой реальную жизнь: виртуальное общение все больше вытесняет живое, наблюдается обеднение эмоционального компонента общения. При общении в сети большинство высказываний являются по существу репликами «в никуда» и имеют целью выразить собственное мнение, а не узнать мнение или состояние собеседника.
Постоянное общение в социальных сетях снижает уровень коммуникативных навыков, часто становится причиной разрыва связей с ближайшим окружением. Компьютерные игры полностью заменяют собой реальную жизнь, т. к. насыщены яркими, увлекательными событиями, а персонажи, с которыми идентифицирует себя человек, обладают особыми качествами и способны справиться с любыми проблемами в отличие от реальной личности.
Кроме этого, интерактивность информационной среды способствует массовому ти-
ражированию информации, имеющейся в ней, по разным каналам - письменным, устным, аудиовизуальным и в разных формах и жанрах. Любое событие, явление быстро адаптируется массовым сознанием. Но одни узнали сведения о нем из научной книги, другие - из Интернета, третьи - из маленькой заметки в газете, четвертые - на основе видеофильма, с пятыми поделился кто-то из знакомых и т. п. Вследствие этого сведения обрастают новыми подробностями, глубокая идея упрощается, искажается, становится расхожей.
В связи с интерактивностью информационной среды необходимо развитие взаимопонимания пользователя со средой, которое активизирует как способности пользователя к рефлексии, так и его творческие способности, связанные с организацией необходимых ему знаний в том фрагменте информационной среды, на который он может влиять [6].
Изменяющаяся информационная среда должна сопровождаться культурным развитием человека - распространением информационной грамотности и культуры. Свободный доступ к информационной среде для грамотного, владеющего культурой пользователя, является возможностью быстро овладеть новым видом требуемой квалификации.
Возможность и способность человека существовать в новой информационной среде - это нормы современной культуры цивилизации. Одной из тенденций развития общества является формирование единой информационной среды с целью решения проблем координации информационных потоков, повышения оперативности и эффективности управления всей профессиональной системой образования. Стремительно развивающаяся информационная революция предъявляет к программам подготовки специалистов дополнительные требования в плане проектирования новых значимых компонент личности современного профессионала.
В качестве следующей характеристики информационной среды следует выделить взаимосвязанность факторов. Важнейшим фактором формирования информационной среды является сфера образования, от которой зависит рождение и успешное развитие науки. Образование имеет информационную природу, т. к. происходит трансляция куль-
турной информации, накопленной предшествующими поколениями следующим поколениям. Информационная среда создается взаимодействием знающих, интеллектуально развитых людей, а систематическое знание уже давно связано в обществе с образованием. В этом случае «информационная система образования должна реализовать механизм опережающего отражения, моделируя информационные сценарии будущего, помогая из настоящего управлять будущим» [7, с. 3]. Таким образом, изменяющаяся информационная среда становится, в свою очередь, значимым фактором прогресса и образования.
Высшее образование в изменяющейся информационной среде должно ориентироваться на новые условия современной социокультурной ситуации, когда все большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и формах предоставляет человеку возможность работать в интерактивном режиме, реализовать свои творческие идеи в виртуальном и реальном пространстве.
Следовательно, постоянно изменяющаяся внешняя информационная среда, предъявляет особые требования к личности педагога, к его компетентностным характеристикам [8]. В самом деле, преобразование информационных потоков, выступающее в качестве сущности взаимодействия педагога с внешней информационной средой, требует от преподавателя вуза осознания специфики данного вида мегасреды, свободного владения приемами, методами и необходимым инструментарием обработки экспоненциально возрастающего потока информации. Причем обновление соответствующего комплекса знаний, умений и навыков должно производиться непрерывно и в большей степени самостоятельно, что в свою очередь требует дополнительной мотивации, временных затрат и т. д. К сожалению, необходимо констатировать невысокий уровень информационно-технологической готовности преподавателя высшей школы к осуществлению такого рода деятельности [9].
Вместе с тем может возникнуть и противоположная проблема деструктивного характера. Зачастую преподавателю трудно найти оптимальное сочетание между постулатами гуманизации образования и задачами его технологизации. И педагог перенасыщает
свои занятия использованием компьютерной техники и технологий, используя исключительно лекции-презентации, электронные учебники, компьютерные тестирования, уходя от диалога, обсуждения вопросов истории и философии развития науки, техники, технологии, истории развития профессии и известных личностей в ней, от научного творчества, споров и диспутов, от проведения экспериментальной работы в реальности и пр.
Следующим фактором развития информационной среды является информационная глобализация, которая определяется возрастающим объемом информации, что очевидно в современных условиях, и новыми технологическими возможностями ее создания и распространения. Это позволяет обеспечивать динамичное проникновение информации в сознание людей.
В целом глобализация представляет собой отнюдь не «естественный», идущий сам по себе процесс, средством интенсификации информационного обмена является технологический прогресс, прежде всего, реализуемый посредством развития микропроцессорной техники, цифровых технологий, средств телекоммуникации, сети Интернет. Крупномасштабное внедрение новейших информационных технологий приводит к кардинальной перестройке информационной среды. Она выходит за рамки локальности, регио-нальности и превращается в коммуникационную основу глобализации. Объединение возможностей компьютера с сетью Интернет «сжимает» время и пространство, уменьшая значение национальных границ, приобщая индивидов к некоторой глобальной общности.
Для пользователей информации появилась возможность активно участвовать в качественных изменениях информационной компоненты, т. е. появилась возможность персонализации, задавая для ее обладателя новые грани самоидентификации. Русскоязычный сектор Интернета развивается очень быстро, причем темпы его динамики соотносимы с мировыми.
Создается высокоразвитая информационная среда, которая постепенно сосредоточивает в себе единый «гибридный» интеллект цивилизации, формирует «коллективный разум».
Глобализация образования является одним из направлений развития современной педагогической теории и практики и основывается на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.
Являясь одним из факторов объединения человечества, расширения взаимодействия и взаимовлияния жителей различных стран, глобализация порождает новую объединенную культуру. Однако, во-первых, вызывает сомнение качество этой новой культуры, во-вторых, это может привести к исчезновению национальной культуры, что в свою очередь влечет потерю самоидентификации и личностные изменения.
Открытость, как характеристика информационной среды, проявляется в разных отношениях: как наглядность, возможность увидеть, как происходит взаимодействие субъектов в виртуальной среде; как возможность вхождения в среду, установления информационного взаимодействия; как само-изменяемость в процессе развития.
Одна из концепций развития современного образования - это открытое образование, которое предоставляет возможность свободного развития личности, а главное -обеспечивает важнейшую разновидность индивидуальной свободы - свободу мысли. Модель открытого образования можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации и развитию способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях функционирования информационного общества.
Открытое образование имеет ряд глобальных последствий для развития образовательных систем во всех странах мира; дает свободный доступ к информационным ресурсам, предоставляет широкую свободу выбора стратегии образования. Такая система обучения предполагает личностную ориентированность процесса: каждый субъект образовательного процесса получает возможность самостоятельно выстроить образовательную траекторию, наиболее полно соответствующую его образовательным и про-
фессиональным способностям и потребностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился.
Однако отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, который мог бы эмоционально окрасить знания, - это значительный «минус» для процесса обучения. При дистанционном обучении сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся. Также ключевой проблемой остается вопрос проверки знаний, т. к. существует сложность в аутентификации пользователя. Эти и другие проблемы ограничивают возможности применения дистанционного обучения в образовании.
Таким образом, современная изменяющаяся информационная среда может влиять на личность как конструктивным, так и деструктивным образом. Важно не только учитывать ее созидающий или разрушающий характер, но и овладевать способами противодействия негативному воздействию информационного общества.
1. Пронина Л.А. Современная информационная среда как новая форма бытия человека // Аналитика культурологии. 2005. Вып. 2 (4).
2. Копытова Н.Е. Высшее образование в изменяющейся информационной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 130-136.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
4. Королева А.В. О сущности понятия «критическое мышление социального педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 3 (83). С. 116-123.
5. Шрейдер Ю.А. Проблемы развития инфосреды и интеллект специалиста // Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск, 1988. С. 110-136.
6. Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2000.
7. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997. № 2. С. 1-11.
8. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентно-стно-развивающая модель повышения квалификации педагогических кадров // Образование и общество. 2011. № 4 (69). С. 14-17.
9. Копытова Н.Е. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
вузов в условиях информационной среды //
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2011. № 1 (17). С. 79-83.
Поступила в редакцию 14.03.2012 г.
UDC 378
CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE OPPORTUNITIES OF CHANGING OUT-INFORMATION ENVIRONMENT
Lyudmila Nikolayevna MAKAROVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: [email protected]
Natalya Evgenyevna KOPYTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Chemistry, Associate Professor of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
Anna Valeryevna KOROLEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Lecturer of General Pedagogics and Education Technologies Department, e-mail: [email protected]
The work considers the notion of out-information environment, analyzes its main characteristics. The constructive and destructive opportunities of changing information environment, linked with its essence, are proved.
Key words: characteristics of information environment; contradictions; constructive and destructive features; high education; problem aspects; information resources.