УДК 378
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ1
© Наталья Евгеньевна КОПЫТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат химических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Рассмотрено понятие информационной среды, ее характеристики. Показано влияние изменяющейся информационной среды на систему образования. Появление открытого образования, создание огромного количества информационных ресурсов в вузах, использование сетевых технологий в образовательном процессе - все это итог развития современной информационной среды, которая ставит перед высшим образованием новые задачи и предлагает новые пути их решения.
Ключевые слова: характеристики информационной среды; высшее образование; информационные ресурсы; открытое образование; преподаватель вуза.
Одним из важнейших факторов развития личности, ее творческой активности, выступает среда, интерес к феномену которой со стороны исследователей остается неизменным на протяжении длительного времени. Это связано с социальной и педагогической потребностями выявления влияния среды на развитие человека и формирование его личности.
Осуществляемый в настоящее время переход к информационному обществу, под которым понимается общество, в котором обеспечивается легкий и свободный доступ к информации по всему миру, и где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда -информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [1], обусловил новый интерес к понятию среды и ее составной части - информационной среды.
Главной особенностью современного информационного общества является снятие соответствующих, прежде всего, общекультурных и психологических барьеров между разными странами, народами, все большая открытость мира и человека всему миру, выход его за пределы привычной среды в принципиально новое пространство. Информация, заполнившая мир человека, воздействуя на сознание людей, изменяя их потребности, возможности, обусловливая и обеспечивая практически новую природу общения людей, формирует фактически новый способ жизни
1 Работа поддержана в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», проект № 2010-1.2.1-102-116-141.
человека и новые условия и формы получения, присвоения знаний, формируя сложное соотношение информации, знания, познания [2, с. 3-15]. Информационное общество - это современная информационная среда в глобальном аспекте.
Понятие информационной среды ввел в 1976 г. Ю.А. Шрейдер. - он не давал его определения, считая это понятие самоочевидным, опирающимся на естественные ассоциации, связанные со словом «среда» [3, с. 3-6]. А.Д. Еляков предлагает понятие «информационная среда» употреблять в широком и узком смысле. В широком значении это понятие отражает информационные процессы, существующие в мире в целом, т. е. в неживой, живой природе и обществе. В узком смысле оно охватывает ситуацию только в социуме [4, с. 1-10].
Наибольший интерес вызывает понятие «информационная среда» в узком смысле слова: информационная среда - часть интегральной области обитания людей, она представлена экономической, политической,
культурной, образовательной и другими сферами. Специфика этого вида среды заключается в том, что она создается людьми в интересах реализации их потребностей. Но это не означает, что она формируется по плану, целенаправленно: в целом это происходит стихийно и несет в себе множество случайных явлений.
Информация - центральная категория, характеризующая информационную среду. Определенный вклад в философское обсуждение феномена информации и связанных с ней
проблем внесли отечественные исследователи: Р.Ф. Абдеев, А.И. Арнольдов, В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, Д.И. Дубровский, Н.Б. Зиновьева, Н.Н. Моисеев, Э.П. Семенюк, Ю.Н. Столяров, А.Д. Урсул, А.И. Черный, И.И. Юзвишин и др.
Человек является главным потребителем информации, циркулирующей в информационной среде. Наряду с этим информация производится, добывается, собирается, преобразуется и хранится в соответствии с информационными потребностями человека. Поэтому он является создателем своей информационной среды и основным элементом, обеспечивающим ее существование и развитие, определяет и ее форму и ее содержание.
Информационная среда изучалась во многих аспектах. Во-первых, как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, т. е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т. е. в форме информации, а восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание.
Так, в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» от 4 июля 1996 г. информационная среда рассматривается как сфера деятельности субъектов, связанная с генерированием, преобразованием, потреблением информации. Но такое понимание носит универсальный характер и применимо к любому историческому периоду цивилизации, поэтому не охватывает специфики современных информационных процессов.
Другой аспект - изучение информационной среды как созданной всем обществом информационной инфраструктуры, позволяющей осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, СМИ и др.
ХХ в. принес существенные качественные изменения информационной среды. Изменение технологий происходит значительно быстрее, чем в предшествующие периоды, и все они носят революционный характер. Сначала электронизация, а затем компьютеризация, медиатизация и интернетизация.
Произошел качественный скачок в историческом процессе, когда информация начинает циркулировать уже в глобальных масштабах. В эти периоды объемы производства информации увеличиваются ежегодно по экспоненте, существенно меняются и информационные процессы, при которых возрастает скорость передачи, увеличивается объем передаваемой информации, что приводит к увеличению ее потребления и росту количества людей, задействованных в данном процессе. Одновременно происходит ускорение обработки и внедрения информации, все шире используются обратные связи, растет объем производства новой информации, распространяется ее визуализация и т. д.
Современная информационная среда имеет ряд существенных особенностей, которые позволяют рассматривать ее как самоуправляемую целостность. Во-первых, она динамична. Динамичность выражается в следующих моментах:
- среда должна адаптироваться к изменяющимся условиям,
- изменения ее состояния зависят не только от данного момента, но и от его предшествующих состояний и внешних воздействий, представляющих собой случайный процесс (Н.Н. Моисеев). Динамичность среды связана с ускорением событий: ускорение предполагает изменение ситуации, и, чтобы адаптироваться к изменениям, человек должен передавать все больше информации. Главной силой ускорения являются новые информационные технологии, которые распространяются в мире с огромной скоростью.
Динамичность информационной среды существенно возросла с середины ХХ в., а увеличивающиеся документальные потоки привели к информационному взрыву. С каждым годом растет объем неиспользуемого знания из-за опережающей скорости появления и накопления новых знаний, недостатков терминологического и лингвистического обеспечения, языковых барьеров, географической неравномерности в накоплении и распределении культурной информации. Главными ускорителями самой информации стали компьютеры и телекоммуникационные сети.
Во-вторых, информационная среда отличается сложностью, которая заключается в том, что она, как система, состоит из много-
численных подсистем, также являющихся самоорганизующимися, которые находятся между собой в различных отношениях.
Современная информационная среда характеризуется доступностью, открытостью предоставления информации.
Сегодня происходит глобализация информационной среды на основе развития сетей связи, телевидения и информационнотелекоммуникационных компьютерных сетей. Так, объем информации, хранящейся на серверах сети Интернет, по некоторым данным увеличивается в два раза ежегодно. Появление Интернета сделало процесс глобализации более ощутимым, постепенно формируется информационная инфраструктура, распространяются сетевые информационные технологии, спутниковая связь, происходит их интеграция с сотовой связью, используются интегративное взаимодействие пользователя с компьютером, виртуальные среды и т. д. Следовательно, создается принципиально новая высокоавтоматизированная информационная среда, максимально насыщенная информационно, доступная разным категориям пользователей.
Но изменения коснулись не только объема информационных ресурсов: в среде происходят значительные качественные изменения и обновления. В последние годы существенные перемены произошли в составе информационных ресурсов: появились электронные каталоги, базы данных, массивы электронных документов, включая гипертекстовые и мультимедийные. Кроме того, происходят изменения и в способах пользования ими: появился удаленный доступ к цифровым электронным массивам, интерактивный поиск информации, передача файлов, электронная доставка документов и другие результаты внедрения Интернет-технологий. В то же время информационные ресурсы сами являются сложной организационной системой, взаимодействующей с внешней средой, представляя собой саморазвивающийся динамический объект.
Следует отметить также, что высокая комфортность (получение информации на рабочем месте) и оперативность становятся неотъемлемыми атрибутами интерактивного информационного поиска. Таким образом, информационная среда изменяется, причем очень быстро, и человек должен учитывать
данные тенденции в своей жизни и деятельности. Развитие взаимопонимания пользователя со средой активизирует как способности пользователя к рефлексии, так и его творческие способности, связанные с организацией необходимых ему знаний в том фрагменте информационной среды, на который он может влиять.
Принципиально важным является то обстоятельство, что изменяющаяся информационная среда должна сопровождаться культурным развитием человека. Возможность и способность человека существовать в новой информационной среде - это нормы современной культуры цивилизации. Одной из глобальных тенденций развития общества является формирование единой информационной среды с целью решения проблем координации информационных потоков, повышения оперативности и эффективности управления всей профессиональной системой образования. Стремительно развивающаяся информационная революция предъявляет к программам подготовки специалистов дополнительные требования в плане проектирования новых значимых компонент личности современного профессионала [5].
Сфера образования является важнейшим фактором формирования информационной среды, от которого зависит рождение и успешное развитие науки. Информационная среда создается взаимодействием знающих, интеллектуально развитых людей, а систематическое знание уже давно связано в обществе с образованием. Таким образом, изменяющаяся информационная среда становится, в свою очередь, значимым фактором прогресса и образования.
Высшее образование в изменяющейся информационной среде должно ориентироваться на новые условия современной социокультурной ситуации, когда все большее влияние и распространение приобретает информация, которая в разных видах и формах предоставляет человеку возможность работать в интерактивном режиме, реализовать свои творческие идеи в виртуальном и реальном пространстве. Это в значительной мере обусловлено резким развитием ИКТ, изменением качественных характеристик информационной среды.
Система образования в рассматриваемом контексте должна учитывать существенно
возрастающую степень заинтересованности информационного общества в том, чтобы его граждане были способны оценивать, структурировать и интерпретировать полученную информацию, самостоятельно активно действовать и принимать решения на ее основе.
Изменяющаяся информационная среда значительно повлияла на образовательные концепции, внутреннее наполнение образовательных технологий, деятельность субъектов образовательных процессов (И.Е. Видт, Т. П. Воронина, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершун-ский, В. Г. Кинелев, В. И. Солдаткин и др.).
Одна из концепций развития современного образования - это открытое образование. Бурное развитие сети телекоммуникаций привело к возникновению и развитию дистанционного образования. В мире происходят глубинные объективные процессы формирования открытого образовательного пространства. В качестве яркого примера можно привести создание специализированных открытых университетов (например, Британский открытый университет, Каталонский открытый университет и др.). Данные процессы меняют информационную среду. За последние годы многие страны значительно продвинулись в создании системы открытого образования, которая функционирует на следующих принципах: децентрализации; демократизации; глобализации; регионализации; непрерывности; интеграции. Данные принципы успешно «вписываются» в синергетическую модель образования, так как отражают различные варианты «жизни» образовательной системы.
Данная концепция активно разрабатывается и в нашей стране. Появилась целая плеяда ученых и практиков, реализующих данные подходы: А.А. Андреев, С. Л. Каплан, Г.А. Краснова, С.Л. Лобачев, К.Ю. Лупанов,
А.А. Поляков, А.А. Скамницкий, В.И. Сол-даткин и др. Открытое образование в России -это уже реальность. «Открытое образование -это незамкнутая, самоорганизующая система, а самообразование есть процесс развития свободных, самоактуализирующихся личностей. Философия открытого образования должна побуждать в ученике осознание себя полноправным субъектом образовательного процесса. Учащийся должен получить возможность свободного исследования в образовательной среде, где есть необходимые
инструменты и материалы, есть и педагог, и ко всему этому есть открытый доступ» [6, с. 85]. Следовательно, открытое образование предоставляет возможность свободного развития личности, а главное обеспечивает важнейшую разновидность индивидуальной свободы - свободу мысли. Модель открытого образования можно представить в виде познавательной среды, ориентированной на человека, способного к самоорганизации и развитию способностей на основе приобретения знаний и овладения методологией их использования в повседневной жизни и профессиональной деятельности с целью наиболее полной самореализации в условиях формирования и функционирования информационного общества [7].
В мире сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации. Образование имеет информационную природу, т. к. происходит трансляция культурной информации, накопленной предшествующими поколениями следующим поколениям. В этом случае «информационная система образования должна реализовать механизм опережающего отражения, моделируя информационные сценарии будущего, помогая из настоящего управлять будущим» [8, с. 3].
Анализ основных идей и направлений модернизации системы образования позволяет сделать следующий вывод: во всех звеньях образовательных систем повышенное внимание уделяется проблемам создания и использования информации, информационных ресурсов, которые выступают как стратегический ресурс развития образования.
В условиях изменяющейся внешней информационной среды высшее образование должно иметь опережающий характер, что связано с несколькими причинами. Во-первых, следует отметить интеграцию образования и фундаментальной науки. Во-вторых, сегодня наука формирует новую мировоззренческую парадигму, в основе которой ноосферное сознание, системно-деятельностное и системно-информационное мировоззрение, а учение о ноосфере получает все большее распространение.
Изменения во внешней среде являются толчком для появления инноваций во внутренней среде вуза. Б. Мисиков рассматривает внутреннюю информационную среду вуза
как специальным образом организованное, структурированное, социализированное информационное пространство, выполняющее функции по трансляции социального и индивидуального опыта, освоению достижений науки, культуры, инженерных технологий и других открытий человечества [9, с. 21-25].
Таким образом, современная информационная среда дает новые возможности для системы образования. К ним, в частности, относятся:
- активное использование групповых форм обучения учащихся;
- индивидуально организованный учебный процесс;
- отсутствие жесткого регламента занятий;
- интерактивное общение педагогов с учащимися;
- широкая возможность выбора форм и содержания учебных занятий;
- появление новых образовательных технологий, в основе которых лежит коммуникация (например, сайты образовательных учреждений);
- возможность самостоятельно управлять своей учебной деятельностью;
- направленность учебного процесса на развитие личностных, деловых и информационных компетенций [10, с. 346-361].
Использование внутренней информационной среды в процессе обучения сегодня является задачей первостепенной важности, в частности популяризируется использование предметных информационных сред. Проектирование, создание и развитие такой предметной информационной среды позволяет реализовать: технологию индивидуально-
ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоатте-стации, научных проектных заданий; дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим и возврату к запущенному материалу отстающим; индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивиду-
ального развития типов мышления (для мультимедийных сред); использование форм самостоятельного обучения.
Как отмечают некоторые ученые и практики, данные предметные среды больше похожи на электронные учебники. В то же время предметная информационная среда должна быть направлена на участие индивида в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. Так, предлагается строить предметные информационные среды, способствующие формированию: умений принятия решений; умений ошибаться, анализировать ошибки, формировать вариативность и критичность мышления; умений решать учебные задачи; способностей усваивать культуру использования различных информационных систем; рефлексивной культуры человека; телекоммуникационного этикета; способности к коллективным видам деятельности [11].
Для технической поддержки образовательных процессов используются персональные компьютеры, проекционные установки для демонстрации содержания экрана компьютера на большой экран, учебно-лабораторные установки, стенды и тренажеры. Все шире распространяются интеллектуальные обучающие системы. Активно разрабатываются электронные учебно-методические материалы. Образовательные учреждения используют возможности кабельного телевидения и т. д.
Вузы широко используют возможности электронного библиотечного обслуживания, включающего в себя сеть информационных хранилищ электронных изданий с развитой системой доступа с отдельных рабочих мест и через электронные читальные залы.
Развитие Интернета вносит огромный вклад в изменение образовательного процесса. Интернет предоставляет в распоряжение преподавателей огромное количество открытых информационных ресурсов и социальные сетевые сервисы, поддерживающие их индивидуальное и групповое использование. Создаваемые и используемые информационные ресурсы в системе образования позволяют различным категориям пользователей эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потен-
циала и использовать возможности страны и мира. На основе Интернета формируются образовательные системы нового поколения, отличительными чертами которых является открытость всех материалов для комментирования, редактирования и адаптации под потребности конкретных индивидуумов [12].
Социальные сетевые сервисы сегодня являются одной из наиболее динамично развивающихся областей в изменяющейся информационной среде. Потенциал этих сервисов огромен и уже широко используется в образовании. Преподаватели сегодня могут использовать уникальные характеристики социальных сервисов путем использования открытых электронных ресурсов, создания собственного сетевого учебного контента, участия в деятельности профессиональных сетевых сообществ и т. д. Учащиеся получают возможность участвовать в создании сетевого контента под руководством преподавателя, обмениваться мнением об изученном материале, работать совместно над проектом и др.
Использование вики-страниц и блогов в педагогическом взаимодействии говорит о переходе от вертикальной образовательной технологии к горизонтальной технологии сотрудничества и формированию персональной образовательной среды каждого из участников процесса обучения. Эта тенденция соответствует концепциям личностноориентированного образования и педагогики сотрудничества, однако требует повышения квалификации преподавателей для работы в новой среде.
Принципиально новые возможности открывает использование компьютерной графики в сфере образования, где становятся возможными не только наглядная демонстрация изучаемых сложных явлений микро- и макромира, но и самостоятельное моделирование этих явлений обучающимися.
Таким образом, перед современным преподавателем вуза стоят проблемы, решение которых невозможно без определенного уровня информационной культуры и использования информационных ресурсов:
- повышение компетентности в анализе информационных процессов;
- расширение проблематики исследований на основе информационного взаимодействия;
- анализ структурных изменений и перспектив развития научно-исследовательской проблематики на основе доступа учено-го-педагога к новым информационным базам знаний.
Модернизация системы высшего образования предполагает, что обучающиеся имеют дело не с готовыми знаниями, а с информацией, из которой новое знание еще нужно суметь получить. Поэтому они должны не просто владеть умениями и навыками работы со все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, но и должны обладать способностью «с их помощью «добывать» это новое знание, самостоятельно выстраивая целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление - применение), переводя из хаотического состояния в упорядоченное» [13, с. 1-12].
Чем более готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее его профессиональный рост, возрастает его социальная востребованность, тем успешнее он адаптируется в быстроменяющемся мире.
Современная информационная среда ставит перед высшим образованием принципиально новые задачи, в решении которых система повышения квалификации занимает одно из важных мест. При разработке содержания программ повышения квалификации преподавателей вуза в области информационно-телекоммуникационных технологий все большее внимание уделяется не освоению конкретных компьютерных программ, а комплексной поддержке педагогической деятельности, нацеленной на личностно-профессиональный рост преподавателя в изменяющейся информационной среде [14, с. 88-91]. Представляет интерес создание виртуальной организации повышения квалификации, способной объединить существующие ресурсы, реализовать индивидуальный подход к каждому преподавателю.
Все это делает актуальным обучение педагогов новым образовательным технологиям в ситуации информатизации учебных процессов, создание соответствующей методической и научной базы в системе повышения квалификации, обеспечивающей решение задач самообразования педагогов.
1. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Переход России к информационному обществу: вызов времени. М., 2001.
2. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педаго-гических оснований организации современного образования // Педагогика. 2010. № 10.
3. Шрейдер Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // Научно-техническая информация. Сер. 2. 1976. № 1.
4. Еляков А.Д. Современная среда человечества в информационно-компьютерном измерении (опыт аналитической оценки) // НТИ. Сер. 1. 2009. № 5.
5. Выступление Заместителя Министра В. Мик-лушевского на Тверском социально-экономическом форуме по вопросам внедрения ИКТ в образовании и науке 3 июля 2009 года. иКЬ: http://mon.gov.ru/press/news/5501/. Загл. с экрана.
6. Основы открытого образования / под ред.
В.И. Солдаткина. М., 2002. Т. 1.
7. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Виртуальная образовательная среда. М., 1999.
8. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // НТИ. Сер. 1. 1997. № 2.
9. Мисиков Б. Информационная среда университета // Высшее образование в России. 2006. № 12.
10. Кондаков А.М., Кондакова М.Л. Современная образовательно-информационная среда // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 4. М., 2007.
11. Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
12. Karrer T. Learning 2.0 Strategy: eLearning Technology. URL: http://elearningtech.blogspot. com/2008/09/ learning-20-strategy.html. Загл. с экрана.
13. Семенюк Э.П. Развитие информационного пространства и прогресс общества // НТИ. Сер. 1. 1997. № 1.
14. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1.
Поступила в редакцию 4.10.2011 г.
UDC 378
HIGH EDUCATION IN CHANGING INFORMATION ENVIRONMENT
Natalia Yevgenyevna KOPYTOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Chemistry, Associate Professor of Informatics and Informational Technologies Department, e-mail: [email protected]
The notion of information environment, its characteristics is considered. The influence of changing information environment on educational system is shown. The appearing of open education, creation of huge amount of information resources in high institutions, the use of network technologies in educational process - all this is the outcome of development of modern information environment which puts before the high education the new tasks and offers the news ways of their solution.
Key words: characteristics of information environment; high education; information resources; open education; High institution’s lecturer.