УДК 372.881.161.1'366:371.321 ББК Ч426.819=411.1,21-270
А. В. Крапивина
Екатеринбург, Россия
КОНСТРУКТ УРОКА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ»
Аннотация. В статье представлена разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе» с методическим обоснованием и характеристикой формируемых и развиваемых универсальных учебных действий и предметных умений. Автор на практическом примере показал, как возможно использовать различные приемы, формы работы и оценки, чтобы активизировать деятельности учащихся и вовлечь весь класс в работу. Учителем был выбран нетрадиционный жанр урока — урок-путешествие, в ходе урока используются информационно-компьютерные технологии, материалом послужил мультфильм «Головоломка». В ходе урока используются актуальные педагогические методы и приемы: практический объяснительно-иллюстративный метод, приемы индивидуальной и фронтальной формы обучения. Материалы урока оформлены в весьма актуальную форму — конструкт, что делает конспект урока ясным и понятным для восприятия и анализа, а также соответствующим требованиям ФГОС.
Ключевые слова: конструкт, имя существительное, урок-повторение, урок-путешествие, мультфильм «Головоломка».
A. V. Krapivina
Yekaterinburg, Russia
THE CONSTRUCT OF THE LESSON «A NOUN AS A PART OF SPEECH. REPETITION OF STUDIED IN 5TH GRADE»
Abstract. The article presents the development of the Russian language lessons for grade 6 on the theme «The noun as a part of speech. The repetition studied in the 5th grade» with methodological rationale and characteristics formed and develop universal educational actions and substantive skills. The author of a practical example has shown how it is possible to use various techniques, forms of assessment and to intensify the activities of the students and to involve the whole class work. Teacher was chosen unconventional genre lesson — a lesson-journey, during a lesson using information and computer technology, material served as the cartoon «Puzzle». During the lesson teacher uses current pedagogical methods and techniques: a practical method for explanatory and illustrative techniques of individual and frontal forms of teaching.
Lesson materials furnished in the form of very relevant — a construct that makes the outline of the lesson clear and understandable to the perception and analysis, as well as the relevant requirements of the Federal State Educational Standard. Keywords: construct, noun, lesson-repetition, lesson-travel, cartoon «Inside Out» («Puzzle»).
Русский язык по праву считается одним из самых сложных предметов в школе. Наряду с высоким уровнем трудности многих тем, педагог сталкивается с необходимостью многократного повторения обучающимися одних и тех же теоретических сведений и практических операций. В связи с этим полезным представляется связывать уроки с актуальными, интересными, соответствующими возрасту обучающихся моментами, а также использовать различные приёмы, формы работы и оценки для активизации деятельности учащихся и вовлечения в работу всего класса. Так, для урока-повторения по теме «Имя существительное» была выбрана форма — урок-путешествие по мотивам популярного мультфильм «Головоломка» (2015 год). Опрос показал, что около 70% шестиклассников его посмотрели, и большинство из них назвали его в числе любимых. Помимо того, что этот мультфильм сейчас очень популярен, его содержание имеет воспитательный характер, например, сюжетом утверждается ценность семьи. Плюс тема его: воспоминания, память созвучна планируемым предметным результатам данного урока, а именно: вспомнить, объяснять, что такое имя существительное, уметь определять его морфологические признаки и роль в предложении (морфологический анализ слова), уметь грамотно писать имена собственные;
Кроме того, чтобы избежать простого дублирования темы из 5 класса, в урок введены элементы нового не только в плане языкового материала, но и относительно содержания (грамматическое доказательство одушевленности/неодушевлённости - совпадение падежных форм). При подготовке к уроку мы использовали разработки конструктов урока, предложенные А. А. Гином в книге, Приемы педагогической техники» [Гин 2001] и материалы по составлению плана-конспекта урока Н. В. Кубриной [Кубрина. URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/librarv/ konstruktor-uroka].
*ТСО и материалы к уроку: компьютер (с MicrosoftОffice) и проектор, презентация MicrosoftPowerPoint,кружки с двусторонней печатью — ч/б и цветной (задачи урока для крепления на доске и переворачивания на цветную сторону после прохождения этапа: «значение и вопрос», «одушевлённые и неодушевлённые», «собственные и нарицательные», «склонение», «род, число, падеж», «роль в предложении»), магниты (6 шт.), раздаточный материал для групповой работы в конвертах (6 шт.), клей (6 шт.), стикеры (3 цвета по количеству учащихся), лист А3; авторы учебника, предусмотренного для выполнения домашнего задания: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
Ключевые этапы урока с описанием содержания деятельности учащихся (*курсивом дана ха-
© Крапивина А. В., 2015
63
рактеристика формируемых и развиваемых универсальных учебных действий и предметных умений: П — познавательные, К — коммуникативные, Л — личностные, Р — регулятивные):
I. Мотиватиционный этап
Классифицируют слова по самостоятельно определенному основанию: учебник, задание, урок, дневник, игра, мультфильм, велосипед, прогулка, две группы: учёба-развлечения. Находят общее — все слова — имена существительные, выходят на тему. Записывают число и тему урока.
Л: положительно относятся к учению, выполняют действия смыслообразования.
К: слушают, участвуют в коллективном обсуждении проблемы.
П: выделяют общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объясняют их сходство; объединяют предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления;).
II. Целеполагание
Осознают, что тема изучается не впервые.
Ставят цель урока: повторить изученное по теме «Имя существительное как часть речи».
Вспоминают и восстанавливают сюжет мультфильма «Головоломка».
Определяют структурные элементы морфологического разбора имени существительного (оформлены в виде кружков с двусторонней печатью — ч/б и цветной, их крепят на доску ч/б стороной и переворачивают на цветную после прохождения этапа): «значение и вопрос», «одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», «собственные и нарицательные имена существительные», «склонение», «род, число, падеж», «роль в предложении».
Р: ставят цель, планируют, прогнозируют.
К: высказывают свою точку зрения.
Л: дают нравственно-этическую оценку сюжету мультфильма.
III. Повторение по этапам (путешествие)
1. Значение и вопрос имени существительного
Получают мозаику в конвертах для групповой
работы, распределяют роли. Выполняют задание: заполните пропуски в определении имени существительного, вклеив нужные слова. Выполняют самопроверку. Переворачивают кружок «Значение и вопрос» на доске на цветную сторону.
2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Устно формулируют свою позицию по проблеме задания: однажды героиня нашего мультика Райли поспорила с одноклассником о том, одушевлённое или нет существительное «растение». Помогите разрешить этот спор. Не забудьте про аргументы.
Вопрос (кто? — одушевленное, что? — неодушевленное) и совпадение падежных форм (у одушевлённых существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа; у неодушевленных существительных во множественном числе форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).
Размышляют над вопросом: почему мог возникнуть этот спор, при затруднении слушают учи-
теля: ответ следует искать в глубокой древности. Наши далёкие предки живым считали только то, что бегает, летает или плавает. А растения ведь стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным. Переворачивают кружок «Одушевленные и неодушевлённые» на доске на цветную сторону.
3. Собственные и нарицательные имена существительные
Выполняют задание «паутинка»:
1. перенесите таблицу в тетрадь,
2. дайте название колонкам,
3. соедините стрелками слова из первой колонки с нужными словами из второй.
Взаимопроверка.
Опираясь на записанные слова, вспоминают и формулируют правило правописания имён собственных (пишутся с большой буквы, названия выделятся кавычками).
Переворачивают кружок «Собственные и нарицательные» на доске на цветную сторону.
1. Склонение
Называют склонения. Вспомнив увлечение героини мультфильма Райли, выполняют задание «Хоккей» Команды — это склонения. Распределяют слова, которые диктует учитель по колонкам. В итоге один ученик записывает на доске счёт (2:3:2).
Переворачивают кружок «Склонение» на доске на цветную сторону.
4. Род, число, падеж
Определяют род, число и падеж выделенных существительных в выданном тексте: Отзыв
Вчера мы с братом сходили в кинотеатр на «Головоломку». Интересный сюжет, необычные герои, хорошая графика — это далеко не все плюсы мультфильма. Всем рекомендую!
Переворачивают кружок «Род, число, падеж» на доске на цветную сторону.
*Вариативная часть урока:
• Если время позволяет, переходим к последнему этапу путешествия:
5. Синтаксическая роль
Подчеркивают в том же тексте (отзыв) выделенные существительные как члены предложения. Делают вывод о возможности имени существительного быть любым членом предложения.
Переворачивают кружок «Роль в предложении» на доске на цветную сторону.
• Если времени не достаточно для 6 этапа, оставляем эту задачу на домашнее повторение, пере-
(Нарицательные) (Собственные)
река «Головоломка»
мультфильм «Лимпопо»
головоломка Лимпопо
аквапарк «Кубик Рубика»
1 (ж.р., м.р., 2 (м.р., ср.р., нуле- 3 (ж.р., нулевое -
а,я) вое, о,е) Ь)
Дружба Удивление Радость
Удача Счастье Любовь
Успех
ходим к следующему этапу урока (предусмотрено в презентации гиперссылкой).
Р: принимают и сохраняют учебную задачу, используют критерии оценки учебной деятельности своей и другого, осуществляют взаимоконтроль и самоконтроль; выдвигают версии решения проблемы.
П: строят логическую цепь рассуждений; извлекают необходимую информацию; объединяют предметы и явления в группы по определенным признакам; определяют обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; делают вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждают вывод собственной аргументацией.
К: слушают и вступают в диалог; организуют учебное взаимодействие в группе; принимают позицию собеседника.
Л: уважительно и доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, готовы и способны вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
IV Рефлексивно-оценочный этап
Возвращаются к цели, делают вывод о ее достижении.
Определяют, что нового узнали.
Оценивают личный результат, выбирая соответствующий стикер, и клеят его на лист А3:
Оранжевый — вспомнил все об имени существительном: могу найти его в тексте, определить признаки (при завершении 6 этапа повторения — и роль в предложении).
Розовый — вспомнил частично: есть 1—2 признака, определить которые мне пока трудно.
Жёлтый — требуется повторить тему еще раз.
Видят общий результат всего класса, составленный из результата каждого.
В соответствии с личным результатом получают дифференцированное домашнее задание:
• Если этап 6 повторения был проведен:
Оранжевый — написать текст на тему «Мое увлечение» (минимум 5 предложений). Выписать из него 5 сущ. и определить их морфологические признаки.
Розовый — упр. 247 (у всех сущ. определить те признаки, которые вызывают у вас затруднение).
Жёлтый — упр. 247 (по заданию). • Если этап 6 повторения не вошел в урок:
Оранжевый — написать текст на тему «Мое увлечение» (минимум 5 предложений). Выписать из него 5 сущ. и определить их морфологические признаки, их же подчеркнуть как члены предложения.
Розовый — упр. 247 (у всех сущ. определить те признаки, которые вызывают у вас затруднение).
Жёлтый — упр. 247 (по заданию).
Р: сверяют свои действия с целью, анализируют и оценивают образовательные результаты; выбирают домашнее задание в соответствии с самооценкой
(индивидуальная образовательная траектория).
К: строят небольшие монологические высказывания.
Л: осознают себя как личность и как часть группы, влияющую на общий результат.
Данный урок был проведен в 6-ом классе и показал эффективность выбранных форм и приемов организации, учащиеся активно работали, с интересом выполняли все задания, на рефлексивном этапе высоко оценили личные достигнутые результаты.
ЛИТЕРАТУРА
Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.
Конструктор урока презентация. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/153946/.
Кубрина Н. В. План-конспект по теме: КОНСТРУКТОР УРОКА. — Режим доступа:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/konstruktor-uroka.
Русский язык, 6 класс. Учебник / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, 2011.
Таблица-конструктор — Режим доступа: https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi http://school14irk.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/fgos-ooo/251-interaktivnyj-seminar-sovremennyj-urok-v-svete-vnedreniya-fgos-vtorogo-pokoleniya
Данные об авторе
Крапивина Александра Викторовна — учитель русского языка и литературы, МАОУ Гимназия № 116. Адрес: 620101, Россия, Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 17 а. E-mail: [email protected].
About the author
Krapivina Alexandra Viktorovna is a Teacher of Russian Language and Literature of the Municipal Educational Institution «Gymnasium № 116», Yekaterinburg.