Литература 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет позна-
ния. - Л., 1968.
1. Алякринский Б.С. Общение и его пробле- 3. Добрович А.Б. Общение: наука и искусст-мы. - М., 1991. во. - М., 1980.
М. ГРОМКОВА, профессор Институт развития ДПО
Конструирование содержания в инновационной парадигме
Работа с содержанием учебной дисциплины - наиболее важный элемент профессиональной деятельности преподавателя. Если раньше кафедра, являясь интеллектуальным цехом, разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав «свою» тему, спокойно пользоваться конспектами лекций из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, и приходится постоянно составлять новые программы. Появляются неизвестные ранее курсы, под которые неизвестно где подбирать содержание, как структурировать и методически организовывать усвоение информации. А в системе ДПО и того интереснее - преподаватель должен выполнять заказ на актуальную информацию. В этих условиях преподавателю высшей школы трудно обеспечивать качество образования, не владея образовательными технологиями. Профессионализм одного отличается от профессионализма другого тем, насколько быстро выполняется та или иная работа. А где преподавателя этому учили? Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист - вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?!
Можно выделить два подхода к конструированию содержания: традиционно устоявшийся, перенимаемый преподавателями из тех моделей образования, в которых пребывали они сами, и качественно иной, востребованный новым временем, новым
миром. Попытаемся их сопоставить, только не в категориях «лучше - хуже». Они здесь неуместны. Первый подходил для своего времени, для тех запросов, которые формировались как социальный заказ. Чтобы говорить о втором, следует согласиться, что мы живем в век нестабильности, перманентных реформ, всеобъемлющего кризиса, который диктует свои условия, а значит, необходимо с ними считаться.
Напомним, что содержание образования
- это тот объем информации об окружающем мире и о себе в нем, который исследован, изучен, оформлен в учебную дисциплину и предназначен для усвоения. Каковы же его предназначение, функции, на что и как оно работает, на что и как влияет?
Современное образование, ориентированное на инновационную парадигму, предполагает решение ряда конкретных задач, связанных с организацией учебного процесса.
1. Формирование субъектной позиции. Она означает самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает соответствующие требования к учебному процессу - обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Содержание должно быть структурировано так, чтобы давать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля с одной траекторией - «вперед и прямо», а
156 Высшее образование в России • № 10, 2004
в виде «планетарной» структуры - выбирай, поворачивайся, самоопределяйся, принимай решения, доводи процесс до результата и будь ответственным за него.
2. Преодоление стереотипа, прочно поселившегося в профессиональном сознании преподавателя, - «поставить перед ними цель». Сегодня образовательные технологии предполагают выращивание цели в синер-гийном взаимодействии преподавателя и студента путем актуализации содержания и метода. Каждый элемент содержания, каждая его доза оформляется в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий путем использования определенного метода -организационно-деятельностного.
3. Репродуктивная подача информации предполагает ее усвоение с использованием механизма внимания, восприятия, памяти и сопровождающего их механизма мышления. Такая модель работы с содержанием не способствует развитию интеллекта, хотя формирует память, а потому мы так здорово отгадываем кроссворды, но теряемся в нестандартных профессиональных ситуациях, где востребовано продуктивное мышление, которое может развиваться лишь в том случае, если в учебных технологиях осуществляется тренинг на создание продуктивного содержания, т.е. порождается мысль. Таким образом, формируется третья задача инновационного подхода -погрузить обучающихся в информационную систему, где им предстоит, используя информацию, поданную в готовом виде, произвести собственные открытия, породить продуктивное содержание. Если преподаватели не считают это своей профессиональной задачей, то интеллект у молодого специалиста развивается не благодаря, а вопреки.
4. Современное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением, приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления,
тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности: мыслетехнические, коммуникационные, рефлексивные. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.
5. Следующий инновационный фактор
- постоянная ориентация студентов на самооценку полученного результата. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний, которая может быть использована как отдельным преподавателем, так и факультетом, институтом. Составленный преподавателем совместно со студентами «прейскурант» видов учебной деятельности с определенным количеством баллов за каждый используется как вознаграждение за сделанную работу. Здесь можно обойтись без наказаний, назиданий, порицаний, развивающих у студента комплекс неполноценности либо вызывающих отталкивание, отстранение как психологическую защиту от нападения. Нормальная модель «заработал
- получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности любого труда, в том числе учебного.
Все пять перечисленных факторов образуют инновационную систему педагогической деятельности. Они взаимосвязаны и исключают разъединение.
В чем суть предлагаемой нами технологии модульного структурирования? Это нижеследующая последовательность действий.
• Определить ядро курса (какая система изучается в данном курсе, теме и т.д.).
• Проанализировать возможные основания для расчленения системы на элементы, выбрать среди них наиболее актуальные в соответствии с потребностями слушателей или программой для студентов.
• Создать ситуацию выбора в дальнейшем продвижении к элементам новой системы.
• Провести структурирование с несколькими уровнями в зависимости от желаемой глубины погружения.
• Предоставить студентам (слушателям) возможность выбора индивидуальной траектории продвижения. Тем самым проявится их активность, направленная на решение собственных профессиональных проблем, на совершение действий, на развитие.
На семинарах с преподавателями вузов, где слушатели составляют авторские программы своего курса, учебной дисциплины, отмечаются следующие достоинства и недостатки технологии модульного структурирования содержания.
К достоинствам модульной системы обучения большинство преподавателей вузов относят: четкую структуру курса, упорядоченность; возможность отслеживания связей между элементами; наглядность, осознание перспективы; индивидуальный подход к обучению слушателя; гибкость предоставления информации; развитие продуктивного мышления; многофункциональность; возможность самоконтроля обучения студента и деятельности преподавате-
ля; активизацию познавательной деятельности; комплексность, ориентацию на перспективу продвижения; накопительный принцип оценивания работы студента; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности; тренировку в выборе, то есть определенную свободу; ответственность за свой выбор; формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
Преподаватели системы ДПО отмечают, кроме перечисленных, следующие достоинства: возможность адаптации содержания к потребностям слушателя; выбор содержания в соответствии с заявленной слушателем проблемой; учет интересов и проблем слушателей; расширение рынка сбыта; формирование портфеля заказов; гибкий график усвоения нового содержания и новых методов; накопительный принцип в самооценке; избавление от потребительской позиции.
К трудностям преподаватели вузов и системы ДПО относят: громоздкость некоторых модулей, трудоемкость подготовительной методической работы, сложный учет накопительных оценок.
Эффективность использования модульной системы требует высокой методологической подготовки и педагогической квалификации преподавателей.
Математическая подготовка экономистов
Д. ПОГОНЫШЕВА, доцент Брянская ГСХА
Современная технология принятия оптимальных управленческих решений в сложных, недетерминированных ситуациях реализуется на основе применения экономико-математических методов и моделей, позволяющих оперативно и качественно об-рабатыватать поступающую информацию. Высшая школа системно связана с экономикой и социальной жизнью страны, поэто-
му будущие специалисты за время обучения должны овладеть основами необходимых знаний и накопить опыт практического использования экономико-математических методов и прикладных моделей.
Выпускник экономического профиля должен демонстрировать владение высокой культурой мышления, способами разработки методов решения неструктурированных