14. Arishina, E.S. Axiological potential development model and its implementation in digital educational environment of a technical university / E.S. Arishina, M.G. Abilova, E.V. Oleinik [et al.] // Revista de Investigaciones Universidad del Quindio. -2022. - №34 (3). - P. 90-98. - DOI 10.33975/riuq.vol34nS3.1001
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, доцент Артюхина Мария Сергеевна
Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Арзамас); кандидат педагогических наук, доцент Губанова Ольга Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет» (г. Пенза); кандидат педагогических наук, доцент Нестерова Лариса Юрьевна Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Арзамас)
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-КВЕСТА КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена одной из инновационных технологий обучения в высшей школе - образовательному веб-квесту. Представлены особенности конструирования образовательного веб-квеста на основе междисциплинарного профессионально-ориентированного задания для обучающихся экономических направлений подготовки. Поэтапное прохождение образовательного веб-квеста позволяет сформировать у обучающихся набор компетенций за счёт профессионально-значимых и личностно-ценностных целей обучения. Предложен образовательный веб-квест для решения экономической задачи по высшей математике для обучающихся экономических направлений подготовки. Для каждого этапа веб-квеста выделены наиболее целесообразные образовательные инструменты его организации.
Ключевые слова: образовательный веб-квест, междисциплинарный проект, профессиональный контекст, высшая математика.
Annоtation. The article is devoted to one of the innovative methods of teaching in higher education - an educational web quest. The article presents the features of designing an educational web quest based on an interdisciplinary professionally oriented task for students of economic fields of training. The step-by-step passage of the educational web quest allows students to form a set of competencies at the expense of professionally significant and personal-value learning goals. An educational web quest is proposed to solve an economic problem in higher mathematics for students of economic fields of study. For each stage of the web quest, the most appropriate educational tools for its organization are highlighted.
Key words: educational web quest, interdisciplinary project, professional context, higher mathematics.
Введение. Современные модели обучения предполагают использование новых форм организации учебной деятельности. Необходимо создание особого коммуникативного пространства, где обучающиеся могут активно взаимодействовать друг с другом, с образовательной средой, наличие нескольких видов деятельности (поисковая, самостоятельная, исследовательская, проектная и др.) при выполнении учебного задания. Одной из таких интерактивных технологий обучения является образовательный веб-квест.
В научно-методической литературе отсутствует единый подход к определению образовательного веб-квеста [3, 4]:
- проблемное задание в контексте игрового метода обучения, которое необходимо выполнить используя интернет и цифровые образовательные ресурсы;
- непосредственно образовательный интернет-сайт, как элемент учебного задания, которое используется для прохождения учебного веб-квеста;
- деятельность обучающихся по решению проблемной ситуации с использованием ресурсов интернета;
- инновационная образовательная технология.
Определим образовательный веб-квест, как педагогическую технологию, основанную на выполнении проблемного учебного задания с элементами ролевой игры, при выполнении которого используются возможности интернета [1]. Одной из задач образовательных веб-квестов является максимальная интеграция педагогических и информационных технологий, для повышения информационной и компьютерной грамотность.
Изложение основного материала статьи. Применение образовательных веб-квестов в организации учебного процесса рассматривались в отечественных и зарубежных исследованиях.
В работах П.А. Андрюшиной, Н.М. Виштак, О.В. Галустян, Е.Н. Кувшиновой, С.В. Напалкова, Н.А. Тихоновой, Н.П. Ходаковой, и др. представлены теоретические основы по конструированию образовательных веб-квестов с помощью авторских программных продуктов и различного цифрового контента [6].
Особенности применения образовательных веб-квестов в практике высшей школы рассмотрены в работах Е.В. Калинковой, Курленя Ю.М., А.С. Зелко, О.П. Оганджанян, А.И. Пикус, А.Ю. Шестаковой, И.А. Хотянович и др [6].
Практическая реализация образовательных веб-квестов на различных направлениях подготовки при изучении иностранных языков представлена в исследованиях О.В. Галустян, О.Д. Гладковой, Ю.М. Курленя, Ю.Н. Куличенко, М.С. Кириллиной, Ю.В. Ралдугиной, О.А. Тимакиной и др.; при изучении математических и естественно-научных дисциплин представлена в исследованиях М.Е. Афендиковой, Ю.Ю. Гавронской, Г.Б. Сеницкой, Е.И. Толмачевой, А.В. Халиковой, М.В. Худжиной, Л.Х. Чомаевой и др.; для формирования всех видов компетенций выделена в работах Р.М. Антроповой, Е.В. Калинковой, И.Л. Сетракова, А.И. Пикус и др.; для организации интерактивного взаимодействия обучающихся раскрыта в работах А.С. Гавриловой, М.А. Корсун, Б.А. Никитиной и др. [6] Несмотря, на различия в области применения образовательных веб-квестов в практике обучения высшей школы, возникают проблемные точки, которые требуют более глубокого и системного анализа. Остается малоизученным дидактический потенциал применения образовательных веб-квестов при изучении математических дисциплин в высшей школе.
Рассмотрим особенности конструирования образовательного веб-квеста на основе междисциплинарного профессионально-ориентированного задания для обучающихся на экономических направлениях подготовки. Поэтапное прохождение образовательного веб-квеста позволит сформировать набор компетенций (универсальных,
общепрофессиональных, профессиональных) на основе профессионально-значимых и личностно-ценностных целей обучения.
Таким образом, образовательный веб-квест становится эффективным элементом интерактивного обучения, за счет организации интерактивного взаимодействия между обучающимися, наполнением учебного материала профессионально-ориентированным содержанием и развитием личностных качеств обучающихся (активность, самостоятельность, коммуникативность и пр.).
Общая структура образовательного веб-квеста претерпела изменения, но компонентная основа остается прежней:
1) вводная часть или введение (краткий обзор, распределение ролей, распределение обучающихся);
2) формулировка учебной задачи (постановка проблемы, алгоритм действий обучающихся для решения поставленной проблемы);
3) интернет-ресурсы (список интернет-ресурсов для получения справочной или учебной информации);
4) поэтапное выполнение заданий квеста (решение поставленных задач в соответствии с выбранной ролью);
5) оценивание (оценивание результатов выполненной задачи квеста);
6) заключительная часть (подведение основных итогов работы над веб-квестом, рефлексия).
Выделяют отличительные элементы образовательного веб-квеста от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую необходимо решить.
2. Поиск информации осуществляется группой обучающихся. Каждый из них выполняет свою роль и вносит вклад в решение общей проблемы.
3. Решение проблемы достигается путем общения всеми членами группы, в ходе которого участники достигают согласия.
Образовательный веб-квест может быть реализован в качестве веб-страницы, онлайн приложения или игры. Для уменьшения временных затрат можно воспользоваться специальными онлайн-инструментами по созданию веб-квестов (Квестодел, Joyteka, PowerPoint, Квестикс, Surprizeme и др). Можно применять возможности информационной образовательной среды конкретного образовательного учреждения и разрабатывать квест в рамках цифрового образовательного ресурса учебного предмета [5].
Представим решение экономической задачи, как образовательный веб-квест по высшей математике для обучающихся экономических направлений подготовки с использованием компонентов информационной образовательной среды и интернет-ресурсов. Студентам предлагается выполнить задания математического квеста на основе экономической теории и математических расчетов, используя интернет-ресурсы, облачные технологии, технологии конференцсвязи, технологии обработки текстовой и табличной информации, мультимедийные технологии. В процессе выполнения заданий квеста обучающиеся осуществляют самостоятельную, исследовательскую, коммуникативную и др. виды деятельности. При этом отрабатываются элементы компьютерной и информационной грамотности.
Работа над квестом осуществляется в несколько этапов, где прохождение каждого этапа может осуществляться в группе или индивидуально, в зависимости от типа задания.
1. Установочный этап - постановка задания. На данном этапе выделяются ключевые точки предметной области, с помощью учебной литературы и интернет-ресурсов выделяются экономические и математические основы для выполнения поставленного задания. Результатом является общая схема предметной области поставленного задания. Схема составляется по результатам общего обсуждения с использованием интерактивных средств взаимодействия (Google формы, и др.) и выставляется в общем облаке.
2. Теоретический этап - теоретическое обоснование. Выделение экономических и математических понятий предметной области. Результатом является индивидуальное составление глоссария, содержащего все экономические и математические термины, необходимые для решения поставленной задачи. Глоссарии составляются индивидуально в текстовом редакторе и выставляется в общем облаке. Для составления глоссария предлагается перечень образовательных интернет-ресурсов.
3. Исследовательский этап - поисково-исследовательская деятельность. На данном этапе обучающиеся могут объединиться в группы и продолжать работу над прохождением квеста или индивидуально выполнять задания квеста. Используя интернет-ресурсы и учебную литературу, необходимо подобрать математическую задачу с экономическим содержанием в контексте предметной области. При необходимости собрать количественные или статистические данные, проанализировать отчетную документации из открытых интернет-источников. В результате студенты должны сформулировать задачу с экономическим содержанием. В качестве рекомендации предлагаются консультации с преподавателями экономики.
4. Расчетный этап - математическое решение. Необходимо составить план решения. При необходимости подобрать программные продукты необходимые для решения задачи или представления результатов. Провести вычисление. В результате обучающиеся должны представить решение и обоснованный ответ поставленной экономической задачи. В качестве рекомендации предлагаются консультации с преподавателями математики и экономики.
5. Информативный этап - подготовить проект для защиты (глоссарий, подобранная задача, решение, анализ полученного результата). Мультимедийный документ проекта выставляется в общем доступе (облачные технологии).
6. Декларативный этап - защита проекта в очном или онлайн-формате.
7. Заключительный этап - обсуждение проектов, рефлексия и самооценка деятельности.
Приведем пример образовательного веб-квеста по математическому анализу для обучающихся экономических направлений подготовки.
1. Установочный этап. Задание: исследовать возможности применения основ математического анализа (раздел «Функции») для решения экономических задач.
2. Теоретический этап. Глоссарий (экономическая составляющая: издержки производства, прибыль, доход, точка безубыточности, амортизация, функция полезности (функция предпочтения), производственная функция, функция выпуска, функция издержек, функции спроса, потребления и предложения; математическая составляющая: функция, область определения функции, возрастающая (убывающая) функция, элементарные функции).
3. Исследовательский этап. Приведем примеры математических задач с экономическим содержанием [2]:
- фирма по перевозке маломобильных граждан приобрела специализированный автомобиль стоимостью 5 млн. руб. Норма амортизации в первый год обслуживания составляет 8,3%. Полагая зависимость стоимости автомобиля от времени линейной, необходимо определить стоимость специализированного автомобиля через 6,5 лет использования;
- банк предоставляет новым клиентам вклад «Достойный процент», при котором выплачивает ежегодно 9,3% годовых (сложный процент). Основным условием для открытия вклада является первоначальный взнос не менее 100000 руб., но не более 1000000 руб. Необходимо определить размер вклада через 5 лет, если первоначальный взнос составил 150000 руб.;
- вкладчик по истечении срока вклада в 10 лет получили 230000 руб. Необходимо определить размер первоначального взноса, если процентная годовая ставка составляла 10% годовых;
- эластичность полных затрат фирмы по производству и установке пластиковых окон равна единице; необходимо определить предельные и средние полные затраты фирмы.
4. Расчетный этап. Используя математический инструментарий приводится полное решение задачи.
5. Информационный этап. Подготавливается мультимедийная презентация. Возможно построение графика изменения стоимости автомобиля (по годам) с использование конструктора диаграмм.
6. Декларативный этап. В случае дистанционного формата защиты возможно использование программных продуктов видеоконференцсвязи (Zoom, платформе Yandex. Telemost, Microsoft Teams и др.).
7. Заключительный этап. Выявляется значение математического анализа для решения экономических задач; самостоятельно анализируется уровень математических знаний (для каждого обучающегося); оцениваются проекты других обучающихся; самооценка и оценка роли группы обучающегося в подготовке и защите проекта.
Общим результатом прохождения веб-квеста является вывод, что математический анализ является важнейшим инструментом экономического анализа, позволяющим углубить математический смысл экономических понятий, а также выразить ряд экономических законов с помощью математических формул.
Выводы. Применение образовательных веб-квестов в курсе математики позволяет придать выполнению учебных заданий дополнительные стимулы. Профессиональный контекст добавляет мотивационную составляющую к учебному познанию. Использование интернет-технологий и программных продуктов повышают самостоятельную деятельность обучающихся, а также способствует повышению информационной компетентности. Образовательный веб-квест становится связующим звеном предметов общеобразовательных и профессиональных циклов (высшая математика, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономическая теория).
Образовательные веб-квесты в процессе обучения математики являются эффективной формой организации исследовательской, поисковой, самостоятельной, коммуникативной деятельности обучающихся и способствуют их профессиональному становлению и личностному развитию.
Литература:
1. Артюхина, М.С. Организация самостоятельной работы при обучении математике студентов вуза в цифровой образовательной среде / М.С. Артюхина // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2023. - № 1(29). -С. 35-47
2. Кремер, Н.Ш. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Н.Ш. Кремер. - 3-е изд. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 479 с.
3. Михеева, А.А. Веб-квест технологии в образовательном пространстве / А.А. Михеева, О.А. Нечаева // Вестник Калужского университета. - 2021. - № 1(50). - С. 102-103
4. Напалков, С.В. Воспитательный потенциал Web-квест технологии при обучении школьников математике / С.В. Напалков // Web-технологии образовательного назначения: положительные и отрицательные аспекты: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Арзамас, 19-20 мая 2022 года. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2022. - С. 117-121
5. Организация самостоятельной работы при обучении математике студентов вуза в цифровой образовательной среде / М.С. Артюхина, Е.И. Санина, А.А. Савадова, О.И. Артюхин // Continuum. Математика. Информатика. Образование. - 2023. - № 1(29). - С. 35-47
6. Щербатых, С.В. Методическая система обучения математике студентов гуманитарных направлений подготовки в цифровой образовательной среде: монография / М.С. Артюхина, С.В. Щербатых. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2023. - 118 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук Баширова Халимат Абдулкадыровна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук Магомедова Майсарат Амирдибировна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат филологических наук Джамалутдинова Айшат Гаджимурадовна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена проблемам применения цифровых технологий в деятельности преподавателя медицинского вуза. Цифровые образовательные технологии оказывают комплексное влияние на преподавателей, изменяя их роль, подходы к преподаванию и взаимодействие со студентами. В статье делается вывод о том, что интеграция ЦОТ способствует более глубокому вовлечению учащихся в учебный процесс, повышая уровень их мотивации и инициативности. Внедрение цифровых инструментов позволяет создавать интерактивные и индивидуализированные образовательные среды, что значительно улучшает усвоение материала и способствует развитию критического мышления и креативности у студентов.
Ключевые слова: цифровые технологии, студенты медицинских вузов; преподаватель, образовательный процесс, недостатки обучения на основе цифровых технологий.
Annotation. The article is devoted to the problems of using digital technologies in the activities of a medical university teacher. Digital educational technologies have a complex impact on teachers, changing their role, approaches to teaching and interaction with students. The article concludes that the integration of data centers contributes to a deeper involvement of students in the educational process, increasing their motivation and initiative. The introduction of digital tools allows you to create interactive and individualized educational environments, which significantly improves the assimilation of material and promotes the development of critical thinking and creativity among students.
Key words: digital technologies, students of medical universities; teacher, educational process, disadvantages of learning based on digital technologies.
Введение. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя высшей школы представляет непрерывный процесс решения задач разнообразной сложности, для которого требуется иметь глубокие познания в области психологии и знать специфику разных возрастов, уметь планировать, систематизировать и оптимизировать свою работу и деятельность обучающихся.