дить свое разрешение, в том числе и в принимаемых законодательных актах, и в практике самих органов конституционного правосудия.
Литература
1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие. -М.: Юристъ, 2005.
2. Закон прав. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин о главном в Основном Законе // Российская газета. - 2008. - № 4812. - 12 дек.
3. Кокотов А. Н. Проблемы совершенствования региональной конституционной юстиции / А.Н. Кокотов // Конституции России 10 лет: опыт реализации: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та. - C. 117-123.
4. Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. - М., 1999.
Демидов Виктор Николаевич, кандидат юридических наук, профессор, председатель Конституционного Суда Республики Татарстан. Тел. +7 (843) 264-74-76. Факс: +7 (843) 292-75-55. e-mail: ksrt@ksrt.ru
Demidov Viktor Nikolaevich, candidate of law sciences, professor, Chairman of the Constitutional Court of the Republic of Tatarstan Republic. Tel: +7 (843) 264-74-76 Fax: +7 (843) 292-75-55 e-mail: ksrt@ksrt.ru
УДК 342. 4 (470) © Д.Н. Миронов
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОСЛЕСЛОВИЕ К 20-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ
Статья посвящена оценке роли Конституции Российской Федерации в системе отношений современной России, характеристике взаимодействия стабильности и развития Основного закона. В ней представлены основные тенденции эволюции законодательства и правовой системы Российской Федерации.
Ключевые слова: роль Конституции Российской Федерации, стабильность и развитие Основного закона, оценка тенденций развития законодательства и правовой системы.
D.N. Mironov
CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE EPILOGUE TO THE 20TH ANNIVERSARY
The article evaluates the role of the Constitution of the Russian Federation in the system of modern Russia relations, characteristic of interaction between stability and development of the Basic Law. It presents the main trends in the evolution of legislation and legal system of the Russian Federation.
Keywords: the role of the Constitution of the Russian Federation; stability and development of the Basic law; assessment of trends of law and the legal system development.
20-летний юбилей Конституции Российской Федерации, проходивший по утвержденным на уровне Федерального центра и регионов программам, стал событием общественно-политической жизни страны [1, с. 24]. Состоялись научно-практические конференции, появились многочисленные научные и научно-популярные статьи. Научная литература о конституции пополнилась монографией С.М. Шахрая [2] и изданием по истории ее проектов. К юбилею были приурочены официальные мероприятия, выступления руководителей Федерального Собрания, статья председателя правительства Российской Федерации и послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Юбилей породил интерес к оценке роли Основного закона, актуализировал вопрос о дальнейшем его совершенствовании и поставил задачу обеспечения развития законодательства и правовой системы. Главный вывод состоит в том, что Конституция Российской Федерации, являясь живым Основным законом страны, доказала свою совместимость с концепцией сильного государства [3, с. 7].
О роли Конституции Российской Федерации. Председатель Совета Федерации на торжественном заседании палат Федерального Собрания и Совета законодателей Российской Федерации, посвященном 20-летию Конституции и Парламента России, подчеркнул устойчивость Конституции к политическим переменам. По его мнению, именно это качество Конституции позволило стране, не выходя за ее рамки, решать жизненно важные задачи 90-х гг. XX в. и «обеспечить переход государства в режим стабильного функционирования» [4, с. 25].
Председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации в статье «Верховенство права и развитие России» обозначил Конституцию Российской Федерации как демократическую Конституцию. Ее ценность он видит в том, что она устанавливает действенную «меру свободы», при которой власть и общество не скатываются к произволу, а за ним и к социальной катастрофе». Председатель Государственной
думы подчеркивает, что Конституция Российской Федерации вот уже 20 лет остается вершиной национальной правовой системы. Отсюда он делает вывод о том, что любые поиски «нового баланса» в законодательстве страны должны проводиться только с опорой на положения Конституции Российской Федерации [5].
На научно-практической конференции на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы» председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д Зорькин, касаясь проблем конституционно-правового развития России, затронул некоторые аспекты оценки роли Конституции Российской Федерации. По его мнению, историческая ее миссия неотрывна от характера времени, поскольку она действовала «на очень крутом историческом переломе в жизни страны». Имея в виду, что Конституция и основанное на ней законодательство легитимировали и опосредовали переход от одного общественного строя к другому и соответствующей ей трансформации политической системы страны. По его мнению, Конституция предотвратила срыв России в анархию и хаос, предъявив стране новые фундаментальные правила жизни. Четко и недвусмысленно определила демократические и правовые приоритеты развития России; сыграла огромную роль в сохранении целостности российского государства; обозначила нормативные рамки для общественного согласия, тем самым стала важнейшим фактором социально-правовой стабильности; обеспечила достойное вхождение России в европейское и мировое правовое пространство [6].
Автор статьи «20 лет: путь к осознанию права» председатель Правительства России, отвергая абстрактную оценку Конституции как чисто правового документа, воспринимает ее роль во времени, в рамках тех конкретно-исторических задач, которые общество и государство решали. Исходя из этого, Д.А. Медведев указывает, что в условиях 1993 г. и 2013 г. Россия - это две разные страны. По сравнению с 1993 г. в 2013 г. уровень солидарности населения со страной значительно вырос. «Нашей сегодняшней Россией мы гордимся больше», -пишет председатель Правительства РФ. Он характеризует Конституцию Российской Федерации как главный документ общества и государства. «Наша Конституция особенная: она стала не просто итогом социального консенсуса, своего рода общественным договором, но и реальным инструментом реформ, которых так хотело большинство граждан тогдашней РСФСР» [7].
Президент Российской Федерации еще раз подчеркивает, что главная роль Конституции состоит в том, что в ней «сформулированы ключевые национальные объединительные идеи». Действительно, в Основном законе закреплено «ядро согласия» российского общества и «план будущего» для России [8, с. 55-84]. В послании выделяется роль конституции в определении параметров социального развития общества. В связи с этим предлагается не текстуальное следование ст. 7 Конституции РФ, а системное восприятие ее положений. В частности, в послании подчеркивается, что именно «во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина» заключается смысл этой нормы. Послание Президента Российской Федерации на 2013 г. построено как совокупность кратковременных и среднесрочных мер по реализации положений Конституции Российской Федерации, закрепляющей конституционный каркас страны.
В послании выделен общий баланс Основного закона. «Конституция соединила два базовых приоритета -высочайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, подчеркнув их взаимную обязанность - уважать друг друга» [9]. Конституция в ст. 7 не повторяет концепцию государства социального благоденствия, а устанавливает параметры взаимной ответственности участников социально-экономических отношений. В послании приведены многочисленные меры, направленные на реализацию Конституции как своеобразного плана социально-экономического развития страны, т.е. «дорожная карта» ее социально-экономического развития. Конкретизирована еще одна сторона роли Конституции Российской Федерации - будучи выражением общественного договора, отражавшего согласие противоборствовавших в момент ее принятия сил, по закрепленным в ней идеалам и принципам, ценностям и процедурам, продолжает быть для них неукоснительным обязательством. Отсюда вытекает конституционность исполнительской дисциплины всех участников общественных отношений, направленной на выполнение всех мер, разработанных конституционными органами государственной власти в соответствии со стратегией развития страны. «Чувство ответственности за страну - это лейтмотив, это нерв и стержень Конституции России, это призыв к каждому из нас» [10], - подчеркнуто в послании.
Таким образом, в обеспечении существования и функционирования общества, а также в развитии российской государственности федеральной Конституции отводится центральная роль, что соответствует ее национальной природе и правам человека, отражено в ее нормах.
Стабильность и развитие Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации 7 ноября 2013 г. на встрече с конституционалистами подчеркивал, что «Основной закон Российской Федерации претендует на то, чтобы быть самым стабильным из всех принимаемых законов». Председатель Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивает, что «политики и ученые, выступающие с такими (о коренном реформировании Конституции - Д.М.) идеями, недооценивают систему совокупных социально-политических и экономических рисков, связанных с любыми кардинальными конституционными новациями» [11]. О стабильности Конституции Российской Федерации говорят и пишут и ученые, и практические работники, и политики. Как представляется это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, преодолено мнение о том, что Конституция Российской Федерации 1993 г. является Основным законом переходного периода. Феномен переходности применительно к Конституции остался в истории. Этому помогли идеи и идеалы Конституции, а также ее воспри-
ятие как выражение общественного договора. Во-вторых, стало очевидно, что Конституция Российской Федерации является безусловной и наиболее авторитетной формой легитимации современного российского государства и действующей государственной власти. В-третьих, некоторые стороны приватизации начала 90-х гг. XX в. по представлению определенной части населения не вполне совместимы с легитимностью частной собственности [12, с. 122-127]. Имеется в виду «нарушение исторически сложившегося баланса между ценностями экономической свободы и социальной справедливости». Вместе с тем признают, что в целом социально-экономическое развитие страны формируется в рамках конституционных установлений. Это означает, что социально-экономическая среда, возникшая в России, не может быть выведена за пределы конституционализма [13, с. 126]. В-четвертых, состоялось всеобщее признание нереализованных возможностей Конституции Российской Федерации. «Конституция имеет далеко простирающийся потенциал, и предстоит еще многое сделать, чтобы конституционные ценности воплотились в реальную жизнь» [14, с. 4]. Нужно подчеркнуть значение и другого момента. Практика реализации положений конституции, накопленная за 20 лет, выступает в качестве наследия с позитивным видом, поскольку расширяет ее возможности. Для развития власти научились находить необходимые балансы. Законодательство, учитывающее гибкость Конституции, соответствует требованиям современности [15]. По признанию председателя Конституционного Суда Российской Федерации, в Конституции есть все, что «вполне достаточно для нормального правового развития страны» [16]. В-пятых, современная Россия имеет стойкий имидж и высокий рейтинг, что основано на положениях Конституции Российской Федерации: о правах человека, верховенстве закона, прямом действии норм, многопартийности, идеологическом разнообразии, ограничении произвола государства, разделении властей, равенстве всех перед законом и судом, независимости судов и судей. В-шестых, когда говорится, что «Россия - 1993 г. и Россия - 2013 г. - это две разные страны», то имеются в виду и изменения в социальной организации общества. «Сейчас, когда в нашем обществе многое меняется, когда вновь идут горячие споры, именно ценности Конституции, их защита и полноценное проведение жизни способны сохранить общественную стабильность и стать целью, объединяющей самые разные политические силы» [17] - подчеркивает председатель Государственной думы. Однако положения общего характера продолжают играть объединяющую роль. В-седьмых, Основным законом предусмотрены разнообразные юридические (правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, прецедентное значение решений Конституционного Суда Российской Федерации, соответствие законодательства субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам) и организационные (административное судопроизводство, конституционное судопроизводство) средства, призванные обеспечивать его верховенство, соблюдение режима конституционной законности, его защиты и охраны [18].
При всем этом развитие текста Конституции Российской Федерации не исключается. Так, в ст. 65 Конституции РФ в связи с новым наименованием ряда субъектов Российской Федерации и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации были внесены 10 изменений. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 - ФКЗ « Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» внесены поправки в ст. 81 и 96 Конституции РФ. Законом РФ от 30 декабря 2008 г. № 7 - ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» были внесены поправки ст. 103 и ст. 114 Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации исходит из того, что конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая как определяющая права и свободы человека и гражданина должна быть незыблемой. Однако, как полагает Президент Российской Федерации, «точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой - необходимы» [19]. В частности, реализация идеи об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов потребует внесения поправок к тексту восьми статей (одна исключается) Конституции Российской Федерации.
В настоящее время выдвигаются разнохарактерные предложения, направленные на реформирование положений Конституции Российской Федерации. Допуская схематизацию, их можно подразделить на три группы. В первую группы входят предложения, направленные, так сказать, на устранение минусов легитимности действующей Конституции. Так, профессор С.А. Авакьян считает, что принятие новой Конституции обусловлено необходимостью устранения проблем, связанных с разработкой проекта Конституции 1993 г., трудностями результатов референдума. Новая конституция должна предложить обществу решение таких вопросов, как экономическая роль государства, положение природных ресурсов, социальное партнерство, статус гражданского общества, народовластия, устранение господства исполнительской бюрократии, федеративного устройства, правительства, местного самоуправления, судебной власти и избирательной системы [20]. Некоторые предложения о совершенствовании Конституции связывают с изменением социально-политических и экономических отношений в России. Так, предложение о внесении положения об особой роли в образовании российского государства православия обосновывают тем, что «общество за прошедшие 20 лет серьезно изменилось. Причем "православный тренд" в нем стал очень ощутим» [21]. К этой группе можно отнести и предложение относительно необходимости государственной идеологии (Евгений Федоров) [22]. В третью группу можно отнести те предложения, в которых ставятся относительно локального характера вопросы. Например, предложение о дос-
тижении полноценной ответственности Правительства РФ и уточнении формы правления. Речь идет о предложениях, направленных на «огосударствление» некоторых функций местного самоуправления, об упразднении представительных органов на уровне городов, переходе к системе назначения мэров муниципальных образований районного звена с сохранением городских депутатов, об отказе от унифицированной для всей страны системы местного самоуправления, мало учитывающей местные и национальные особенности. К этой группе относятся и те предложения, которые отвечают за укрепление финансового положения местного самоуправления [23].
Итак, стабильность Конституции связана с тем, что практика либеральной государственности, принятая в России в 1990-х гг., в начале нового века была заменена концепцией сильного социального государства, способного реализовать положения и идеалы Основного закона.
Конституция Российской Федерации и законодательство. Этот вопрос имеет несколько сторон. В данном случае из них выделим только две. Первая касается определения места права в дальнейшем развитии России. Вторая сторона связана с выяснением направлений развития практики правового регулирования.
Председатель Государственной Думы подчеркивает, что в современной России наблюдается деформация отношения общества к праву. Это означает обесценивание важнейших гуманистических начал права, в том числе равенства всех перед законом, принципа справедливости, защиты социальных и иных прав граждан [24]. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации считает, что страна должна взять правовой барьер [25]. Проблема реализации права в жизнедеятельности России возникает не первый раз. Более определенно она стояла в конце XIX - начале ХХ вв. в связи с отменой крепостного права и развитием товарно-денежных отношений. Она возникла и перед советской властью. Для этого старый режим и советская власть оказались неготовыми. В силу своего консерватизма первый из них не сумел придать праву должного значения. Тогда преобразования социально-экономических отношений не достигли развитого капитализма. Не была достигнута самостоятельность права собственности. Статусное положение подданных не было вытеснено договором. Режим не был готов перейти к господству права, связанного с введением равенства всех перед законом, судом и администрацией. По сути дела, советский строй не был в состоянии стать правовым строем, поскольку не признавал ни идеологического многообразия, ни свободы личности, ни равенства всех перед законом. И в настоящее время процесс взятия Россией правового развивается в более благоприятных условиях, хотя здесь имеются свои трудности [26, с. 158, 175].
В дни празднования 20-летия Конституции Российской Федерации подчеркивалось, что «мы только начинаем осваивать то богатство, которое заложено» в ней [27]. Правовое поле Российской Федерации основано на разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Правила нормотворчества устроены с учетом статуса главы государства, разделения властей и повсеместного функционирования органов местного самоуправления. Уже действуют около пяти тысяч законов - федеральных конституционных законов, федеральных законов. Принято 20 федеральных кодексов. Имеются «Основы законодательства» и «Общие принципы». Активно действует большое количество указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации. За два десятилетия субъектами Российской Федерации принято около 160 тыс. законов [28, с. 1350]. Значителен и нормативный массив, созданный органами местного самоуправления. Российская Федерация за 20 лет действия Конституции сумела создать новое законодательство и сформировать национальную правовую систему [29, с. 12, 22]. При этом законодательство и правовая система хотя и представляются выражениями правовой реальности, степень их народности, единства с национальной культурой, а также их идентичность психологическому портрету населения России имели и имеют некоторые изъяны. Законодательство и правовая система новой России, олицетворяющие ее борьбу обладают недостатками практического порядка, которые из-за недостаточной конкретизации, обнаруживают себя на уровне правоотношений и применения права [30, с. 243]. Есть вопросы, связанные с обеспечением взаимодействия законодательства с ментальностью населения.
Председатель Государственной Думы на торжественном заседании палат Федерального Собрания и Совета законодателей Российской Федерации подчеркнул, что «по сути, мы стоим на пороге двух серьезных переходов. Прежде всего, ментального, связанного с изменением отношения к самому праву. И, как следствие, перед необходимостью перехода к новому уровню законодательства. Его качество должно быть не просто безупречным, но и снимать потенциальные угрозы» [31, с. 25]. Это означает, что качество законодательства и действенность правовой системы в целом приобретают большее, чем в обычной обстановке значение. Они должны повышать способности государства и общества к конкуренции. Соответственно, встает и вопрос о формах и средствах повышения действенности законодательства и эффективности правовой системы. Были озвучены некоторые способы достижения искомого уровня правового регулирования.
Председатели палат Федерального Собрания, обращаясь к данной проблеме, выделяют три группы вопросов, ожидающих решения. Первая из них касается совершенствования положения Федерального Собрания и его палат. Отчеты о состоянии российского законодательства будут регулярными, которые, начиная с 2014 г., будут охватывать не только федеральное, но и региональное законодательство. Укрепление Федерального Собрания как парламента, выражающего принципы парламентаризма, будет связываться с повышением уровня взаимодействия палат и расширением полномочий Государственной Думы. По словам председателя Государ-
ственной Думы, «эта работа будет продолжена». Поддержана идея о необходимости принятия федерального закона о Федеральном Собрании, в состав которого, в частности, будут перенесены правила, ныне урегулированные регламентом Государственной Думы, ибо он «оказался сильно перегружен правилами» [32, с. 25]. Во вторую группу входят вопросы совершенствования законодательного процесса и повышения качества законодательства. В интерпретации председателя Государственной Думы, который считает, что «... нам нужно не множество новых актов, а приведение всего уже созданного массива в эффективную, удобную для применения и строго иерархическую систему. Мы обязаны окончательно избавиться от "родимых пятен" прошлого. А это не только многочисленные поправки, дублирование норм и наличие в них разного рода деклараций, необходимо уйти от избыточного нормативного вмешательства, неизбежно влекущего рост числа актов, страдающих мелкотемьем» вопрос имеет много сторон [33, с. 25]. В рамках этого будут более строго соблюдаться правила о нормативности положений законодательного акта, использована практика «пакетных» поправок в законы. Поднят вопрос о недопустимости скоростного законотворчества, «экономии» правового регулирования, а также о повышении роли кодификации. Выделены и требования к языку законов. Третья группа вопросов связана с отношением общества к праву. Разумеется, их оценка может быть осуществлена с различных сторон. В сфере этих отношений можно найти моменты позитивного характера [34, с. 245]. В подходе председателя Государственной Думы, пожалуй, выделяется то, что связано с переходом на следующую ступень восприятия обществом права. Поэтому в его высказывании обращено внимание на область менталитета общества, в коей, как известно, позитивное право занимает не самое почетное место [35, с. 27].
В статье председателя Правительства Российской Федерации, напечатанной в «Российской газете» и журнале «Закон», наряду с другими вопросами развития российского законодательства и правовой системы страны, поднимается вопрос о юридической технологии [36]. К числу исходных начал подхода к юридической технологии можно отнести следующие положения. В условиях развитого общества Конституция, в том числе российская, шире понятия нормативного текста Основного закона. Как система государственного и общественного уклада Конституция связывается с множеством источников, в том числе с международными договорами. Реалии современного мира таковы, что законодательный процесс формирования, модификации и реализации конституционных норм намного шире и сложнее собственного законодательного процесса подготовки и принятия изменений. Связь между текстом Конституции и политико-экономической системой современного общества может быть установлена только на основе текста Конституции. С учетом применения Основного закона, реализации взаимодействия государственных и общественных институтов, осуществления властных функций органов государственной власти, фактического положения органов управления, того, кем принимаются и юридически оформляются основные политические решения. В статье выдвинут еще один общий тезис: «право -ключевой инструмент, опосредствующий публичное управление» [37, с. 3].
Юридическая технология призвана гарантировать нормотворчеству научную обоснованность, поскольку в стране реализуется правовое управление, где правовые акты должны быть формами управленческих решений. Председатель правительства подчеркивает, что юридические технологии занимают все более заметное место в арсенале технологий управления. Конституция, определяя цели публичного управления, не устанавливает конкретных средств, технологий их достижения. Но это не означает, что государственный аппарат абсолютно свободен в определении необходимых средств и технологий.
Юридическая технология, приемы юридической техники, процедуры, связанные с ними, юридический процесс должны отвечать требованиям времени, меняться, совершенствоваться, наполняться новыми приобретениями вместе с экономикой, социальными институтами, с внедрением информационно-коммуникационных систем и, главное, вместе с усложнением приемов и методов управления. Регулятивный потенциал нормативных актов (формулировка, уровень согласованности и пр.) должен развиваться по принципу линейного накопления достоинств. Во всем этом председатель Правительства РФ видит действие закономерности, согласно которой «языком управления становится именно юридический язык, язык правовых актов».
По большому счету, рычагом управления экономикой и социальной сферой уже давно стал закон, правовой акт. Д.А. Медведев предупреждает, что не следует впадать в крайность, идеализировать роль нормативных правовых актов. Опасно создавать разрыв нормативного акта с жизнью. Однако ясно, что тенденция существует и развивается. Она охватила не только область государственного управления, но прослеживается в негосударственном, корпоративном секторе. «В крупнейших компаниях во всем мире формируются собственные правовые системы», у которых растет количество правовых предписаний и расширяется сфера применения их в повседневной деятельности.
В механизме применения юридических технологий управления особое, уникальное место занимает Правительство Российской Федерации. Это связано с тем, что как орган, осуществляющий исполнительную власть в стране, оно взаимодействует со всеми без исключения субъектами публичного управления, отвечает за предельно широкую сферу вопросов развития общества и государства. В современной российской правовой системе постановления и распоряжения Правительства РФ играют важную роль. Прямого действия акты правительства обеспечивают юридическую силу федеральных законов. Многие акты издаются для исполнения поручений главы государства. С момента принятия Конституции нормотворчество исполнительной власти насчитывает десятки тысяч актов. Федеральная исполнительная власть действует как центр всего юридического про-
цесса как формы государственного управления. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно готовит поправки, заключения, официальные отзывы на рассматриваемые Федеральным Собранием законопроекты. В подготовке проектов нормативных указов президента принимает участие Правительство РФ.
Процесс совершенствования системы исполнительной власти является постоянным, в котором своеобразная роль отводится юридической технологии. Государственное управление, основанное на юридической технологии, соответствует идее конституционализма. «Теперь детальная регламентация деятельности государственных органов, нормативно-правовое закрепление процедур, установление строгих процедурных рамок и алгоритмов принятия управленческих решений заданы извне, другими государственными органами, их закрепление специальными нормативными правовыми актами - административными регламентами - делает процесс государственного управления более открытым и эффективным, позволяет обеспечивать четкость и быстроту реагирования власти на запросы общества». Подчеркивание места и роль юридической технологии в правотворчестве и нормотворчестве, в государственном управлении и контрольной (надзорной) деятельности не должны означать ослабления (отказа) внимания к научной, доктринальной их основе. Нельзя допускать диссонанса между юридической технологией и правом как искусством.
Конституционализм в государственном управлении, трансляция положений Конституции в сферу корпоративного сектора управления, юридизация социально-экономического вектора развития страны актуализируют многие вопросы развития сферы правовой деятельности, юридического образования, общей и специальной подготовки юристов. В статье не случайно использован термин «корпорация юристов». Здесь, по сути, выделена роль юристов в формировании правовой государственности [38]. Обстановка ставит перед юристом-профессионалом, который является участником управления, новые задачи, в том числе в области планирования юридического процесса, модификации юридической технологии, прогнозирования развития законодательства, а так же в части обеспечения эффективности и стабильности в правовом регулировании.
Как известно, для конституционного права «нормативно-государственное волеизъявление имеет гораздо меньшее значение, чем для таких отраслей права, как уголовное, административное, ведь даже Основной закон - конституция - обычно исходит не от законодательного органа государства, а от народа» [39, с. 189.]. Неслучайно председатель Конституционного Суда Российской Федерации, говоря о необходимости разработки современной догмы российского права, имеет в виду прежде всего конкретизацию конституционно-правовых принципов и норм [40], в том числе посредством конституционного судопроизводства.
Вопросы развития законодательства стали предметом обсуждения в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В частности, в документе выделены направления развития правового регулирования, а также многочисленные вопросы нуждающиеся в нем. Таких вопросов много. Приведем некоторые из них. Например, местное самоуправление. Необходимо достичь ясности в распределении полномочий между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления. А сегодня ситуация, по оценке Президента РФ, такова, что «районный уровень фактически выхолощен». Требуют регулирования вопросы закрепления людей на селе, иностранной трудовой миграции, правозащитного движения, межэтнических отношений и пр. Предложено добиться совершенствования организационно-правового механизма охраны и защиты интересов общества и государства. Так, в послании говорится о совершенствовании механизма разрешения хозяйственных споров, ибо мы «далеки от лучших мировых практик». В связи с этим появляется необходимость укрепления российской юрисдикции. К этой серии относятся и меры повышения действенности и эффективности различных государственных и общественных структур. При этом обращено внимание на необходимость более широкого распространения практики перехода на эффективный контракт с работниками, например, школ, университетов, поликлиник и больниц, и проведение аттестации специалистов, внедрение нового порядка (подушевого) финансирования. «Считаю, что нужны законодательные нормы прямого действия, которые определят единые подходы, стандарты и критерии, а также обязательства всех уровней власти по созданию независимой оценки качества работы организаций социальной сферы» [41, с. 4]. Другое направление развития правового регулирования связано с реализацией уже принятых решений и действующих государственных программ. Президент настаивает на актуализации государственных программ. Примером данного направления является принятие нормативных правовых актов во исполнение майских указов главы государства. В качестве относительно самостоятельного направления представлено развитие правового регулирования, которое должно способствовать возобновлению устойчивого экономического роста. Здесь предстоит осуществить задачу, связанную с деофшоризацией экономики, улучшением делового климата, обеспечением прозрачности экономики и приоритетным развитием экономики Сибири и Дальнего Востока, очищением ее от устаревших, неэффективных, вредных технологий и отстройкой современной системы технического и экологического регулирования. Будет создана нормативная база для статистической оценки уровня технологического состояния отраслей производства. Освоение промышленностью и строительством новых профессиональных стандартов потребует совершенствование правового регулирования. Следовательно, законодательство и нормотворчество органов исполнительной власти являются средствами реализации Конституции Российской Федерации.
Заключение. В связи с празднованием 20-летия Конституции Российской Федерации государственно-правовая мысль, не отказываясь от концепции сильного государства, заявила о необходимости развития Основного закона в обстановке постоянного диалога между государством и индивидами, федеральным центром
и субъектами федерации, органами государственной власти, государством и обществом. Председатели палат Федерального Собрания выразили уверенность в том, что законодательная власть способна развивать действующие государственно-правовые отношения в соответствии с идеями и принципами конституционализма. Председатель правительства РФ, не отрицая принципа верховенства закона и признавая значения исполнения законов органами исполнительной власти, обосновывает необходимость расширения нормотворчества Правительства РФ и органов исполнительной власти, осуществляемого в соответствии с принципами законности и справедливости. Констатируя усложнение юридического процесса, осуществляемого исполнительной властью, он выступает за открытость и подконтрольность нормотворчества структур исполнительной власти. В своем послании Президент Российской Федерации подтвердил, что законодательство и подзаконное нормотворчество должны развиваться в рамках Конституции, а интересы формирования правового государства требуют, чтобы государственная власть осуществляла свои функции в соответствии с требованиями закона. Говоря о реальном участии общественности в законотворчестве и нормотворчестве, глава государства показывает значимость для государства правового диалога между обществом и государственной властью. Все это пошаговые меры, направленные на обеспечение перехода ментального недоверия россиян к праву, к действительному верховенству права.
Литература и примечания
1. Кабышев В.Т. Конституционные ожидания // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 24.
2. Шахрай С.М. О Конституции. Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. - М., Наука, 2013.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации - 2000; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - 2009; Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 7 и др.
4. Парламентская газета. - 2013. - 16-22 дек. - С. 25.
5. Российская газета. - 2013. - 12 нояб.
6. Зорькин В.Д. Конституционный вектор России. - Российская газета. - 2013. - 19 нояб.
7. Российская газета. - 2013. - 11 дек.
8. Шахрай С.М. О Конституции. Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. - М., 2013. - С. 55-84.
9. Российская газета. - 2013. - 13 дек.
10. Российская газета. - 2013. - 13 дек.
11. Зорькин В.Д. Конституционный вектор России // Российская газета. - 2013. - 19 нояб.
12. Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. - М.: Наука, 2013. - С. 122-127.
13. Что, разумеется, не исключает необходимости легитимации итогов приватизации. (Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен. - С.126).
14. Парламентская газета. - 2003. - 16-22 дек. - С. 24.
15. Эти положения Конституции возвышают право как ключевого элемента государственного и общественного управления. - Д.А. Медведев. 20 лет - путь к осознанию права // Российская газета. - 2013. - 11 дек.
16. Зорькин В.Д. Конституционный вектор России // Российская газета. - 2013. - 19 нояб.
17. Нарышкин С. Верховенство права и развитие России // Российская газета. - 2013. - 12 нояб.
18. Защита - совокупность форм, средств и мероприятий, направленных на реализацию положений Конституции, на претворение конституционных правоотношений. Охрана складывается из совокупности конституционных норм, определяющих компетенцию органов, призванных осуществлять необходимую охранительную деятельность до нарушения установлений Конституции.
19. Послание президента Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. - 2013. - 13 дек.
20. Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 9. - С. 4-7; Независимая газета. - 2013. - 12 дек.; Авакьян С.А. Конституционализм и публичная власть: концепции и перспективы // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 30; Прудентов Р.В. Проект рамочной программы реформ в сфере государственного устройства России // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №8. - С. 54 и др.,
21. Рогозина И. В поисках национальной идеи // Российская газета. - 2013. - 20 дек.
22. Само это предложение, видимо, навеяно выступлением Президента РФ в сентябре 2013 года на пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», где В.В.Путин среди прочего подчеркивал, что «Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма». Между тем, как признает глава государства, наше движение вперед невозможно без духовного культурного, национального самоопределения».
23. Российская газета. - 18 декабря, 2013.
24. Нарышкин С. Верховенство права и развитие России // Российская газета. - 2013. - 12 нояб.
25. Зорькин В.Д. Конституционный вектор России. - 2013. - 19 нояб.
26. Подберезкин А. Русский путь. - М., 1999. - С. 468; Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С.14, 16; Бибихин В.В. Введение в философию права. - М., 2005. - С. 158, 175.
27. Выступление председателя Совета Федерации // Российская газета. - 2013. - 16-22 дек.
28. По вопросу о правомерности использования субъектами Российской Федерации кодификации в науке нет единства взглядов. Авторы, которые оправдывают принятие в субъектах Федерации кодексов, именуют их специальными кодификациями, а не отраслевыми кодификациями (Сологуб Н.М. Кодификация и ее место в системе законодательства субъектов Российской Федерации // Право и политика. - 2008. - № 6. - С. 1350).
29. Директор Центра сравнительного права при Университете Тулейн (США) Кр. Осакве в 2001 г. писал, что российское право находится на переходной стадии развития. По его мнению, это означало, что российскому праву предстоит выбор: либо присоединиться к какой-либо из существующих правовых семей западного права, или превратиться в часть новой, родовой (евроазиатской или славянской) правовой семье. Вместе с тем он указывал, что «современное российское право целеустремленно двигается в направлении присоединения к германской подгруппе внутри романо-германской правовой семьи» (Осакве К. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. - 2011. - № 4. - С. 12, 22).
30. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М., 2001. - С. 243 и др.
31. Парламентская газета. - 2013. - 16-22 дек. - С. 25.
32. Парламентская газета. - 2013. - 16-22 дек. - С. 25.
33. Парламентская газета. - 2013. - 16-22 дек. - С. 25.
34. Недаром, как замечают авторы, в преамбуле Конституции Российской Федерации говорится о «памяти предков», с которой, наверняка, было кое-что из области правового пространства (Гаджиев Г.А. Онтология права. - М., 2013. - С. 245).
35. Верным является утверждение о том, что «в современный период правовая система России находится в сложной ситуации, и определенные препятствия к ее дальнейшему развитию лежат не в правовой, а духовно-культурной сфере» (Котковец С.П. Правовая система России в контексте тенденций глобализации: автореф. ... канд. юр. наук. - Краснодар. 2010. - С. 27). Следует заметить, что в исследованиях российской правовой системы должное внимание обращается на сохранение преемственности культурного кода русского и других народов России. Но почти не исследуется проблема развития российской правовой системы в условиях всеобщего распространения поликультурных сообществ. Между тем история права показывает, что поликультурный фон права не является редкостью.
36. Российская газета. - 2013. - 11 дек.
37. Российская газета - 2013. - 11 дек. - С. 3.
38. На это указывает то, что вопрос давно обсуждается в научной среде. Можно сослаться на статьи судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.С. Бондарь. - Н.С. Бондарь. Российское юридическое образование как конституционная ценность: национальные традиции и космополитические иллюзии // Библиотека судебного конституционализма. - М., 2003. - Вып. 3; Бондарь Н.С. Российское конституционное право в ценностном измерении: как правовой отрасли, юридической науки, учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 11. - С. 10-12.
39. Гаджиев Г.А. Онтология права. - М., 2013. - С. 189.
40. Зорькин В.Д. Конституционный вектор России // Российская газета. - 2013. - 19 нояб.
41. Российская газета. - 2013. - 13 дек. - С. 4.
Миронов Дмитрий Николаевич, председатель Конституционного Суда Республики Саха (Якутия), e-mail: Konsud@gov. sakha.ru
Mironov Dmitryi Nikolaevich, Chairman of the Constitutional Court of the Republic of Sakha (Yakutia), e-mail: Konsud@gov. sakha.ru