Новый Закон о гражданстве России 2002 г. строится на концептуально иной основе. Получение гражданства теперь связывается с рядом требований, в числе которых необходимость отказа от прежнего гражданства. Полный отказ от двойного гражданства в новом Законе невозможен из-за конституционной нормы, допускающей двойное гражданство (в Российской Федерации с 12 декабря 1993 г. право граждан иметь двойное гражданство закрепляется конституционно).
Согласно ч. 1 ст. 6 названного Закона за лицами, состоящими в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусматривается международным договором РФ.
В силу ст. 6 Закона гражданин РФ может по ходатайству получить гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор.:' В РФ процесс заключения двусторонних договоров об урегулировании вопросов, связанных с двойным гражданством, после подписания договоров с Таджикистаном и Туркменистаном приостановился. В этих условиях только разработка и принятие анонсированного в Конституции РФ и Законе о гражданстве федерального закона о
двойном гражданстве может быть перспективным решением для законодательного определения статуса бипатри-дов в России. Такой закон позволил бы РФ урегулировать вопросы, возникающие в связи с двойным гражданством, для всех лиц, обладающих гражданством двух или нескольких государств, на которых не распространяются уже заключенные Россией международные договоры с Таджикистаном и Туркменистаном, т.е. для большинства реально существующих в нашей стране бипатридов. Однако до принятия такого закона положение «двуграждан» в РФ фактически останется таким же, каким оно было свыше ста лет назад в Российской Империи, когда право на двойное гражданство отвергалось категорически, что в тогдашних условиях соответствовало имперским политическим интересам и низкому уровню социальной мобильности основной массы населения.
Таким образом, важнейшим практическим шагом в решении проблем бипатризма может стать скорейшее принятие анонсированного ст. 62 Конституции РФ, федерального закона, который позволил бы определить статус лиц с двойным гражданством и урегулировать все возникающие в связи с этим коллизионные вопросы.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИИ
Т.А. ПРУДНИКОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права
Московского университета МВД России
Аннотация. Статья представляет собой результат научного обобщения взглядов ученых на особенности конституционно-правового механизма реализации и защиты прав соотечественников за рубежом.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, соотечественники, права и свободы, правовой механизм.
г Ш
...
CONTENT OF THE CONSTITUTIONAL MECHANISMS OF REALIZATION AND PROTECTION RIGHTS OF COMPATRIOTS IN RUSSIA
T.A. PRUDNIKOVA,
candidate of legal science, chair oflaw senior lecturer of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article is the result of scientific analysis of views on particular constitutional mechanism for the implementation and protection of the rights of compatriots abroad.
Keywords: constitutional regulation, compatriots, rights and freedoms, legal framework.
Общественные отношения, в которых участвуют российские граждане, проживающие за рубежом, весьма многообразны и многие из них развиваются очень динамично. Участие и представительство соотечественников может оказывать значительное воздействие на полити-
ческие системы как страны проживания, так и России, а также на двусторонние отношения между этими странами. От этого во многом зависит уровень интеграции соотечественников в политическую систему страны их проживания. Основной целью в нашем контексте яв-
ляется конституционным принцип, согласно которому соотечественники пользуются защитой РФ.
Обеспечение прав и свобод есть система гарантирования их осуществления, т.е. система действия общих условий и специальных средств, обеспечивающих их правомерную реализацию. Механизм защиты соотечественников состоит из:
❖ судебной защиты (система судов РФ);
❖ внесудебной защиты (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство юстиции, МВД России, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный по правам человека регионального уровня и др.).
С начала реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников принято более 120 тыс. заявлений для участия в Государственной программе, причем за 2012 г. — 50 тыс.1. В настоящее время идет формирование конституционно-правового механизма реализации и защиты основных прав и свобод соотечественников, в котором можно выделить следующие направления:
1) законодательное обеспечение реализации прав и свобод соотечественников;
2) создание специальных органов для оказания содействия в реализации основных прав и свобод соотечественников;
3) закрепление на законодательном уровне обязанностей должностных лиц по реализации основных прав и свобод соотечественников.
Путь к юридическому обеспечению прав и свобод соотечественников в широком плане открывается с законодательного оформления сущности государства, общественного строя, приверженности демократическим политико-правовым принципам, таким как правовая государственность, верховенство закона, разделение властей, приоритет личности во взаимоотношениях с государством и т.д.2. Непосредственное обеспечение прав и свобод берет начало с самого их признания государством и соответствующей нормативно-правовой регламентации. Определяющим здесь является характер регламентации, включая уровень имплементации международных актов о правах человека, а также официально придаваемый правам социально-юридический смысл. Российская Федерация, как известно, присоединилась к важнейшим международно-правовым документам о правах человека, признала их приоритет. К тому же основные права и свободы человека и гражданина закреплены на конституционном уровне как непосредственно действующие, что придает им высшую юридическую силу в отношении правотворческой, правоисполнительной, правоохранительной деятельности всех государственных органов и
должностных лиц. В данном контексте ученые-юристы в качестве принципов, гарантирующих права и свободы, обоснованно выделяют принципы соразмерности их ограничений и сохранения их сущностного содержания. Общий смысл обоих заключается в недопустимости чрезмерного ограничения властью прав и свобод (даже по причине возникшей опасности для конституционного строя), прав и законных интересов других лиц, правопорядка и др. Это весьма значимо для прав, реализация которых при известных правонарушающих обстоятельствах не исключает законного применения государством силы и принуждения (запрет митингов, ограничение свободы передвижения, забастовок и т.д.).
Важную роль в осуществлении субъективных прав играет их конкретизация, в частности, пределов (границ) их использования соотечественниками, а также содержания прав, круга обязанных лиц и принадлежащих им полномочий и пр.3. Конкретизация проводится, как правило, нормативно: посредством детализации субъективного права содержащей это право нормой определенного закона, посредством текущего законодательства, а в отдельных случаях — путем официального толкования прав. Так, допускается конкретизация основных прав и свобод личности путем их толкования Конституционным Судом РФ в рамках его исключительной прерогативы толковать нормы Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции). Одной из первоначальных позиций конкретизации служит установление субъектов — обладателей права. Субъектом почти всех провозглашенных в гл. 2 Основного Закона прав и свобод является каждый человек. Однако это не исключает детализации в законодательстве (подчас уже в самой Конституции) с вытекающими отсюда последствиями субъектов пользования правами, к которым относятся граждане, иностранные граждане, апатриды и т.д.
В интересах правомерной реализации в нормативных актах часто делается специальное указание на юридические факты, с которыми обоснованно связана возможность использования субъективного права индивидом, указание на порядок использования, его пути, средства. Исключительно значимо в законе определение перечня конкретных лиц, которые должны содействовать реализации прав и свобод посредством исполнения своих функциональных обязанностей, наконец, регламентация последних, т.е. их перечня, надлежащего исполнения.
Наряду с инициативной формой использования прав и свобод существует процессуально-процедурная,
1 Итоги деятельности ФМС России за 2012 г. по основным направлениям.
2 Права человека. История, теория и практика. М., 1995. С. 141—144.
3 КучинскийВ.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 34.
когда закон с той или иной степенью определенности предусматривает регламент их использования. Процессуально-процедурный порядок представляет собой собственно юридическую конструкцию реализации прав. Он обычно предполагает согласованность активных действий правообладателя и обязанных субъектов, четкую нормативную обозначенность этих действий по форме, методам, средствам, времени, месту осуществления и т.д. Согласованность задана прежде всего через систему юридических фактов, юридических (фактических) составов, которые вызывают указанные действия, а также сами ими порождаются. Одновременно могут регламентироваться и организационные мероприятия (уведомление лица о решении, выдача документа и др.).
Отсутствие процедурной упорядоченности по реализации прав и свобод соотечественников, когда это объективно обусловлено, не может не ослаблять их га-рантированность. Данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. В юридической литературе отмечается, что затруднено, например, обращение человека в межгосударственные органы по защите прав и свобод, поскольку неизвестно, как определяется и что значит ис-
щиты прав и свобод и возможность каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1, 2 ст. 45) и др.4. Полагаем, что вышеназванные положения Конституции можно использовать при охране (защите) прав и свобод соотечественников, так как Россия признает особые связи соотечественников с исторической родиной и возлагает на себя обязательства по поддержке в области их основных прав и свобод.
В число распространенных основных гарантий непосредственно защиты прав и свобод соотечественников входят: выявление фактов нарушения прав и свобод; средства их восстановления; меры юридической ответственности; меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих тому угрозу; процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод.
Восстановление нарушенных прав и свобод соотечественников осуществляется, как правило, посредством: признания за ними права (свободы), в чем им было незаконно отказано; отмены или признания недействительными неправомерных как нормативных, так и индивидуальных юридических актов властных субъектов; возложения обязанности возместить причиненный ущерб, а
черпанность всех внутригосударственных средств пра- также устранить препятствия, помешавшие осуществле-
вовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции); не подкреплено нию субъективного права; присуждения или иного
соответствующими обязанностями должностных лиц властного предписания к исполнению невыполненной
право соотечественников на поддержку со стороны Рос- обязанности; возврата имущества собственнику; опро-
сии в области защиты основных прав и свобод. На наш вержения сведений, порочащих честь и достоинство и др.
взгляд, для реализации прав и свобод соотечественников В деле восстановления прав и свобод соотечественников
необходимо законодательно оформить гарантии за- исключительно значима роль суда, чьи решения позво-
щиты основных прав и свобод. На сегодняшний день ляют не только удовлетворять законные интересы истца,
данная норма носит лишь формальный характер. но и утверждать правовые начала государственности,
Защита прав и свобод соотечественников начинается справедливость, режим демократической законности и
с базового нормотворческого определения наказуемых правопорядка.' посягательств на них, а также с основных принципов и
возможностей правозащиты в государстве, включая общегосударственные обязательства, главные ее способы, допустимые пределы. Важнейшая роль здесь принадлежит Конституции, закрепившей приверженность России соответствующим международным стандартам, согласно которым права человека необходимо охранять «властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения» (преамбула Всеобщей декларации прав человека). Конституция подчеркивает равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина как обязанность государства (ст. 2); не допускает применения затрагивающих права и свободы нормативных правовых актов, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); провозглашает гарантированность государственной за-
Важным аспектом практики обеспечения национальных интересов России в отношении защиты прав соотечественников является определение круга субъектов, занимающихся правами соотечественников. Принципиальные вопросы определения и регулирования государственной политики в отношении соотечественников отнесены к ведению Российской Федерации. Согласно п. «е» ст. 71 Конституции РФ в ведение Федерации входят установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного и национального развития России, немыслимые без активных и действенных связей с зарубежными соотечественниками. Приоритетные для них международно-правовые вопросы отнесены к ведению Российской Федерации п. «к» ст. 71 Конституции. Сюда вошли внешняя политика, а также международные отношения и договоры России.
Конституция РФ. М., 1993. С. 2, 3, 6, 15.
Вопросы обеспечения прав человека не являются предметом исключительного ведения РФ. Они включены также в ведение ее субъектов. В частности, в п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции говорится о защите прав и свобод человека и гражданина, защите прав национальных меньшинств. Пункт «о» включил в предмет ведения субъектов Федерации и крайне важные вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнения международных договоров России. Реализация данных предметов ведения конкретизирована ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, являясь гарантом самой Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в области защиты прав соотечественников, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Федеральное Собрание РФ осуществляет правовое регулирование в области защиты прав человека и гражданина, включая защиту прав соотечественников. При Государственной Думе создан и функционирует Совет соотечественников5. Совет является действующим экс-пертно-консультационным органом, представляющим в Государственной Думе соотечественников, проживаю-
щих за пределами РФ. Основная задача Совета — координация действий по защите прав и свобод соотечественников в государствах их проживания.
Вопросами защиты прав соотечественников также занимаются Администрация Президента РФ, Правительство РФ, руководители федеральных органов исполнительной власти и заинтересованных организаций, общественные и благотворительные фонды и центры.
В связи с проведенным анализом представляется целесообразным в качестве механизма защиты прав соотечественников разрабатывать и утверждать соответствующие программы с учетом конкретной ситуации в странах их проживания.
Таким образом, под конституционно-правовым механизмом защиты прав и свобод соотечественников следует понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечения прав и свобод соотечественников, а также репатриированных в Россию, основанную на совокупности норм международных договоров, конституционного и отраслевого законодательства Российской Федерации.
>
5 Положение о нем утверждено Постановлением Государственной Думы от 25 октября 1996 г. № 763-ПГД.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕКСИКЕ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
М.В. САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
Аннотация. Статья посвящена изучению конституционных и законодательных основ организации полицейской деятельности в Мексике, а также ее эффективности. Автор проводит анализ и делает выводы. Ключевые слова: конституционные основы, полицейская деятельность, Мексика.
CONSTITUTIONAL AND LEGISLATIVE BASIS FOR ORGANIZATION OF POLICE ACTIVITY IN MEXICO AND IT'S EFFICIENCY
M.V. SAUDAKHANOV,
candidate of legal science
Annotation. In this article we explore the Constitutional and Legislative basis for organization of police activity in Mexico and it's efficiency. The author makes the analysis and gives the conclusions. Keywords: constitutional basis, police activity, Mexico.
На сегодняшний день уровень познаний о функ- свою линию поведения, и никакие из последних полициях полиции Мексики не велик, и развитие теории о тических и демократических изменений, произошед-таких функциях находится в зачаточном состоянии. ших в стране, не смогли существенно изменить это Мексиканская полиция самостоятельно выработала поведение.