Научная статья на тему 'Конституция как нормативно-правовая основа формирования конституционного правосознания граждан Республики Казахстан'

Конституция как нормативно-правовая основа формирования конституционного правосознания граждан Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
215
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНИН / ИДЕОЛОГИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / КУЛЬТУРА / НОРМА / ОБЩЕСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ПЛЮРАЛИЗМ / ЦЕННОСТЬ / ФУНКЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / DEMOCRACY / STATE / CITIZEN / IDEOLOGY / CONSTITUTION / CULTURE / NORM / SOCIETY / SENSE OF JUSTICE / RIGHTS AND FREEDOMS / PLURALISM / VALUE / FUNCTION / PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Досжанов Б. Б.

Проанализированы идейно-идеологическое воздействие Конституции на формирование правового сознания населения страны. Рассмотрена структура правосознания в формате рассматриваемой проблемы. Отмечено, что нормативное воздействие Конституции Республики Казахстан на сознание человека, заключается в создающем наиболее благоприятные социальные условия для его правового развития, конституционном урегулировании общественных отношений. Это достигается путем нормативного закрепления политических, экономических и правовых основ формирования и совершенствования конституционного правосознания личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Досжанов Б. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Are analyzed ideological and ideological impact of the Constitution on formation of legal consciousness of the population of the country. The structure of sense of justice in a format of a considered problem is considered. It is noted that standard impact of the Constitution of the Republic of Kazakhstan on consciousness of the person, consists in creating optimum social conditions for his legal development, the constitutional settlement of the public relations. It is reached by standard fixing of political, economic and legal bases of formation and improvement of the constitutional sense of justice of the personality.

Текст научной работы на тему «Конституция как нормативно-правовая основа формирования конституционного правосознания граждан Республики Казахстан»

3. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода: проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8. - С. 467-471. - ISSN 1999-2300 (0.6 п.л.)

4. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - № 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661 (1,1 п.л.).

5. Фурсов, А. Л. Специфика профориентации в информационном обществе / А. Л. Фурсов // Человеческие ресурсы в координатах XXI века : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 27 нояб. 2012 г. - Саратов, 2012. - С. 64-68. (0, 3 п.л.).

6. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1996. - № 10.

7. Постановление Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 29.03.2001 N 32/66/22/91 «Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь» URL: http://edu.gov.by/sm.aspx?guid=72543 (Дата обращения: 01.03.2014)

8. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области URL: http://www.depzan.info/New%20Folder/conc.doc (Дата обращения: 01.03.2014)

9. Концепции региональной системы профессиональной ориентации населения на период до 2020 года // ЦПО Самарской области URL: http://www.cposo.ru/rs/cppk/2013/Koncepcia do 2020.doc

10. Распоряжение Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 864-р «Об утверждении Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края URL: http://www.zakon.krskstate.ru, (Дата обращения: 01.03.2014)

11. Антипьев А. Г. Профориентация молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 2 (12). с 147.

УДК 342

КОНСТИТУЦИЯ КАК НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Б.Б. Досжанов,

Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая, Алма-Ата, Республика Казахстан

Аннотация: Проанализированы идейно-идеологическое воздействие Конституции на формирование правового сознания населения страны. Рассмотрена структура правосознания в формате рассматриваемой проблемы. Отмечено, что нормативное воздействие Конституции Республики Казахстан на сознание человека, заключается в создающем наиболее благоприятные социальные условия для его правового развития, конституционном урегулировании общественных отношений. Это достигается путем нормативного закрепления политических, экономических и правовых основ формирования и совершенствования конституционного правосознания личности.

Ключевые слова: демократия, государство, гражданин, идеология. Конституция, культура норма общество, правосознание, права и свободы, плюрализм, ценность, функция, человек.

Рассматривая ценностно-идеологическое воздействие Конституции Республики Казахстан (далее РК - авт.) 1995 года на сознание людей, необходимо отметить, что оно коренным образом отличается от идеологического воздействия всех ранее действовавших казахстанских конституций. На наш взгляд, следует согласиться с мнением, что основной целью принятия Конституции и одновременно условием ее реальности, является достижение в государстве общественного согласия на основе определенных принципов и ценностей. Однако демократическое общество плюралистично по своей природе, так как в нем сосуществуют различные или даже несовместимые, конфликтующие идеи, ценности, доктрины политического, экономического, религиозного и иного характера, представляющие интересы различных социальных групп. Поэтому основная задача Конституции в процессе формирования конституционного правосознания граждан состоит не в отражении идеологии какой-либо партии или класса, социальной

или иной общности, а в закреплении определенных всеобъемлющих общедемократических мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на сознание и поведение людей, и, в конечном счете, способствующих формированию у них демократического мировоззрения, политической и конституционной культуры, социально-правовой активности.

Базовой ценностью казахстанского общества, основополагающим принцип функционирования государственной власти должны являться права и свобод, человека. Идея общечеловеческих ценностей, выработанная опытом многих поколений людей, была воспринята Конституцией РК. Эта идея нашла свое воплощение в ст.1, которая закрепила человека, его права и свободы в качестве высшей ценности; в ст. 3, закрепившей принцип народного суверенитета; в ст. 12, характеризующей основные права и свободы человека в качестве неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения и во многих других статьях Конституции РК, закрепивших демократические институты [1]. К сожалению одной из характерных черт казахстанского посттоталитарного общества являет неосознанная в достаточной степени значимость прав и свобод человека, ценность которых признается чисто декларативно.

При рассмотрении структуры конституционного правосознания, а точнее, его идеологического компонента, отмечалась важность наличия у человека знаний конституционно-правовых норм, среди которых ведущая роль принадлежит нормам Основного Закона. По уровню и качеству этих знаний можно судить о степени правовой информированности граждан в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений. Уровень правовой информированности граждан в этой области играет важную роль в процессе формирования у них конституционного правосознания. С другой стороны сама правовая информированность является результатом информационного воздействия конституционного законодательства на сознание людей. А как справедливо отмечает Ю.В. Кудрявцев, «информационное воздействие права предшествует его непосредственному воплощению (или не воплощению) в реальное поведение» [2, С. 84]. Необходимо отметить, что в отличие от текущего законодательства информационное воздействие Конституции РК отличается наибольшей результативностью. Это связано с имеющимися у Конституции определенными особенностями, юридическими свойствами, характеризующими ее в качестве основы действующей правовой системы (высшая юридическая сила, прямое действие, повышенная стабильность и другие). К тому же, именно Конституция закрепляет наиболее важные, основополагающие начала общественной и государственной жизни. Эти свойства, характеристики Конституции обуславливают стабильность, устойчивость, фундаментальный характер содержащейся в ней информации, и, соответственно, существенно увеличивают возможности ее аккумуляции, использования, передачи, повышая эффективность ее восприятия и усвоения.

В современных условиях в казахстанском обществе необходимо преодолеть правовой нигилизм, воспитывая уважительное отношение к закону, путем обеспечения качества принимаемых законов, упрочнения законности и правопорядка, действительной независимости судов от власти и чиновников.

Массовое сознание людей не должно мириться с произволом, коррупцией, таким состоянием правовой системы и общественной морали, которую именуют понятием «беспредел». Основами формирования здорового нравственного и правового сознания граждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях, бытовых и социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности

личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею, основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры.

Развитие правового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Информационное воздействие Конституции на сознание людей не только способствует формированию у них определенной суммы знаний конституционных предписаний, но и ориентирует их в сложной системе правовых явлений, закладывает основы для понимания принципов казахстанской правовой системы в целом, конкретных правовых предписаний текущего законодательства и неуклонного их выполнения. Восприятие и усвоение правовой информации, содержащейся в Конституции, перевод ее в состояние внутренних убеждений повышают уровень правовой компетентности личности, стимулируют ее социально-правовую активность, что, конечно же, положительно сказывается на эффективности конституционного регулирования общественных отношений и, в конечном счете, на укреплении в Казахстане конституционного строя.

Рассматриваемая правовая информация находит свою реализацию, выражающуюся в ее восприятии людьми, через различные каналы. Граждане получают знания, сведения конституционного характера из многих источников, среди которых определяющая роль принадлежит средствам массовой информации. К сожалению, ознакомление с содержательной стороной конституционных предписаний осуществляется гражданами не в результате самостоятельного, непосредственного изучения Основного Закона, а в результате общения в коллективе, под воздействием разъяснения содержания конституционных предписаний должностными лицами, зачастую неверно их интерпретирующими. А это уже восприятие не информации содержащейся в конституционных нормах, а осведомительной, справочной информации о конституционных положениях. Последняя же зачастую приводит к формированию у человека ложных представлений о конституционно-правовых явлениях. Отсюда важность всестороннего изучения гражданами непосредственно положений Основного Закона. Полученные в результате знания характеризуют не только уровень конституционного правосознания, но и в целом состояние правовой культуры казахстанских граждан.

Восприятие человеком ценностно-идеологических установлений, закрепленных в Конституции РК, информации, содержащейся в ее положениях, далеко не всегда приводит к формированию, необходимых для правомерного поведения в рамках конституционно-правовых отношений, конституционных идей, представлений, воззрений, идеологических установок. В литературе справедливо отмечается, что широту идеологического и информационного воздействия правовых норм обеспечивает их нормативность и общеобязательный характер, и именно нормативная природа права позволяет не только довести до сведения граждан, но и сделать всеобщими идеологические положения, установки, нашедшие в нем отражение. Поэтому, на наш взгляд, и в процессе формирования конституционного правосознания граждан необходимо сочетание ценностно-идеологического и информационного воздействия Конституции РК на сознание человека с ее нормативным воздействием.

Нормативное воздействие Конституции РК на сознание человека, на наш взгляд, заключается в, создающем наиболее благоприятные социальные условия для его правового развития, конституционном урегулировании общественных отношений. Это достигается путем нормативного закрепления политических, экономических и правовых основ формирования и совершенствования конституционного правосознания личности.

Политические основы формирования конституционного правосознания граждан сформулированы в статьях Конституции РК. Однако определяющим конституционным положением в этом плане является признание единственным источником власти и носителем суверенитета народа, осуществляющего свою власть как непосредственно (через референдум и свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Конституции РК). Данные положения лежат в основе всей политической системы Казахстана и проходят сквозной идеей через все конституционные нормы ее характеризующие. Так, непосредственное осуществление власти народа, выражающееся в проведении свободных выборов, является исходным принципом организации в Республике Казахстан всей системы органов государственной власти и местного самоуправления. Основная направленность конститу-

ционных положений, характеризующих политическую основу формирования конституционного правосознания, состоит в обеспечении демократического характера казахстанского государства, предоставлении казахстанцам широких возможностей приобщения к политико-правовой сфере жизнедеятельности общества в качестве активных творческих субъектов. Рассматриваемые конституционные положения преследуют цель формирования у граждан политико-правовой активности, навыков грамотного осуществления своих политических прав и свобод, убежденности в необходимости и значимости своего участия в управлении делами государства, отношения к себе и к другим гражданам как к основным субъектам политических и конституционно-правовых отношений.

Важным положением, характеризующим политическую основу формирования конституционного правосознания граждан, и, конечно же, раскрывающим сущность ценностно-идеологического, мировоззренческого воздействия Конституции на их сознание, является ст. 5 Конституции РК, закрепившая в качестве одной из основ конституционного строя принцип идеологического и политического многообразия. Этот принцип вытекает из свободы человека выражать свои взгляды, участвовать в политической деятельности и предполагает право отдельного человека или социальной группы свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т.д. Принцип идеологического и политического плюрализма, предполагающий формальное равенство идеологий и их организационных форм является необходимым условием конкуренции политизированных структур гражданского общества.

Немаловажную роль в процессе формирования конституционного правосознания граждан играет ст.1 Конституции РК, характеризующая Казахстан как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления социальной политики государства определены в ст. ст. 24 - 31. Конституции. К сожалению, положения этой статьи, как и многие другие предписания Основного Закона, не подкрепляются мерами по обеспечению их реализации, в процессе которой необходимо учитывать многие факторы (экономического, психологического и иного характера) как способствующие, так и препятствующие ее эффективности.

Политические основы формирования конституционного правосознания необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с экономическими, поскольку политика, социальное развитие и экономика тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Политическая свобода немыслима без экономической организации общества, основанной на свободе участников экономических отношений.

Экономические основы формирования конституционного правосознания нашли свое воплощение в статьях 6, 26 и других статьях Конституции РК. Однако поскольку исходным моментом конституционного регулирования экономической сферы общественных отношений является собственность, именно ей в Конституции уделено особое внимание. Закрепление множественности форм собственности и их равной защиты (ч. 1, ст.6), возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.3, ст.6), закрепление права использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 4 ст. 26), привело к коренному перелому в правосознании казахстанского общества в отношении людей к частной собственности. Это обусловлено тем, что Конституция РК 1995 года заложила основу для формирования новых рыночных отношений, смешанной экономики, создала необходимые предпосылки для использования в Казахстане лучших достижений человечества в хозяйственной сфере (рынка, частной собственности, свободного предпринимательства и др.), в отличие от предыдущих конституций, закреплявших административно-командную экономику, основанную на государственном планировании и распределении [1].

Преобразования экономических отношений привели к существенным изменениям во всех сферах жизнедеятельности казахстанского общества, к формированию в сознании большинства граждан новых представлений, воззрений, соответствующих идеалам свободы и гражданского общества. В структуре последнего институт собственности, и в целом экономические отношения, занимает определяющее место. Гражданское общество, рассматриваемое в экономическом аспекте, представляет собой общество цивилизованных рыночных отношений, переход к которым позволит объединить в его рамках свободу и предпринимательство, экономику и демократию [3,С. 49].

Нормативное воздействие Конституции РК на сознание человека осуществляется не только путем закрепления политической и экономической систем общества и регулирования соответствующих общественных отношений, но и путем закрепления правовой основы формирования конституционного правосознания личности. Конституционные предписания содержат требования к поведению человека, устанав-

ливают порядок и принципы отношений между личностью, обществом и государством, оказывая при этом воспитательное воздействие на сознание людей. Данный аспект действия Конституции, в первую очередь, выражается в определении целей, принципов и программы правомерного поведения, установлении конкретных прав, свобод и обязанностей человека. Наиболее важными положениями в этом плане являются ст.12 Конституции РК, закрепившая обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепившая, что на территории РК каждый ее гражданин обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией; ч. 5 ст. 12, ограничивающая осуществление прав и свобод человека и гражданина недопустимостью нарушения прав и свобод других лиц; ч.1 ст.14, закрепившая равенство всех перед законом и судом[1]. Значительную роль в формировании конституционного правосознания граждан играет тот факт, что в действующей Конституции РК 1995 года, в отличие от всех предыдущих, огромное внимание уделено закреплению не только политических и социально-экономических, но и личных прав и свобод личности. И, на наш взгляд, важно не то, какой порядковый номер в Конституции имеет глава, посвященная правам и свободам человека, а то, чтобы в конституционном сознании граждан и, в первую очередь, государственных служащих, должностных лиц, политических лидеров, укоренились идеи приоритета прав и свобод человека, верховенства Конституции и права в целом, взаимной ответственности человека и власти и др. Только в этом случае можно говорить о формировании в Казахстане правового государства и становлении гражданского общества. Не лишенная, конечно же, определенных недостатков Конституция РК 1995 года закладывает для этого необходимые организационно-правовые, идеологические и экономические основы.

Конституционные нормы, устанавливающие конкретные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют стратегию и тактику, социальную значимость правомерного поведения, способствуют формированию позитивной правовой ориентации личности. На формирование конституционного правосознания личности оказывают влияние не только правоустановительные, но и гарантирующие конституционные нормы.

Значительное влияние на процесс становления и совершенствования конституционного правосознания граждан оказывают конституционные положения, характеризующие организацию и осуществление власти в РК. К ним, в первую очередь, относятся ст.3, закрепившая принцип разделения властей и др. Однако наибольшее влияние на сознание и поведение человека призвана оказывать ч. 1 ст. 34 Конституции РК, содержащая требование соблюдать Конституцию и законы, предъявляемое к гражданам и их объединениям. Предъявление подобного требования есть ни что иное, как закрепление принципа законности. Нас же, в рамках настоящего исследования, в большей степени интересует проблема конституционной законности, являющейся высшим звеном законности в целом. Если законность в целом требует соблюдения всех законов, то конституционная законность - только Основного Закона, предполагая его высшую юридическую силу.

Однако хотелось бы отметить, что в Конституции не указано, что соблюдать нормы основного закона должны не только граждане, но и все государственные органы власти, органы местного самоуправления.

Не останавливаясь подробно на проблеме понятия конституционной законности, отметим, что, на наш взгляд, она представляет собой строгое, неуклонное соблюдение и исполнение Конституции всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Связь конституционной законности и конституционного правосознания довольно сложна, так как, с одной стороны, неукоснительное соблюдение предписаний Конституции зависит от уровня развития последнего, с другой - конституционная законность целенаправленно воздействует на правосознание и поведение личности. Конституционное закрепление принципа законности является условием формирования у человека идеи конституционной законности и соответствующего правового чувства. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что нормативное воздействие Конституции РК на сознание и поведение личности можно рассматривать только как единство, закрепленных ею политических, экономических и правовых основ формирования конституционного правосознания граждан.

Библиографический список

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года // ИС Параграф.www.zakon.kz

2. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, Ответственность.- Москва, 1986.

3. Баймаханов М.Т., Аюпова З.К., Ибраева А.С. и др. Становление правового государства и конституционный процесс в Республике Казахстан.- Алматы: КазГЮА, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.