Научная статья на тему 'Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования'

Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4200
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ИДЕОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / THE CONSTITUTION / THE CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE / LEGAL CULTURE / IDEOLOGY / PSYCHOLOGY / THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наквасина Галина Алексеевна, Хрулева Вера Владимировна

Статья раскрывает необходимость формирования конституционного правосознания и правовой культуры как необходимых инструментов укрепления конституционной законности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE AND LEGAL CULTURE IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

The article opens importance of development of the constitutional sense of justice and legal culture as necessary tools of strengthening of the constitutional legality and law and order.

Текст научной работы на тему «Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования»

Г. А. Наквасина, В.В. Хрулева,

кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук, доцент

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

THE CONSTITUTIONAL SENSE OF JUSTICE AND LEGAL CULTURE IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION

Статья раскрывает необходимость формирования конституционного правосознания и правовой культуры как необходимых инструментов укрепления конституционной законности и правопорядка

The article opens importance of development of the constitutional sense ofjustice and legal culture as necessary tools of strengthening of the constitutional legality and law and order.

Эффективное правовое регулирование российского общества является необходимым условием для развития государства. Социальные взаимоотношения, существующие в обществе, всегда требуют своей стабилизации. Поэтому особая роль в правовом регулировании отводится специальным правовым средствам и методам, направленным на упорядочение и развитие общественных отноше-ний.«Потребность общества в необходимости правового регулирования существует объективно, поскольку различные социальные взаимоотношения требуют своего упорядочения и регулирования. Особенность характера существующих форм общения обуславливает установление правовых форм для регулирования общественных отношений в социальной жизни общества. Поэтому юридические средства регуляции поведения людей имеют определяющее значение, так как право способствует развитию общества и его функционированию» [1. — С. 23].

Правовое регулирование общественных от -ношений оказывает значительное влияние на их развитие, так как направлено в первую очередь на упорядочение различных социальных связей. Это способствует творческому развитию и совершенствованию как общества в целом, так и отдельной личности. Однако эффект и возможность осуществления такого правового регули-рования зависит, прежде всего, от самого человека, а именно от понимания им, осознания и восприятия права как должного и необходимого явления в его жизнедеятельности и желания реализовывать это право [2. — С. 35—53]. В связи с этим особое место отводится такой социально -психологической составляющей правового регулирования, как правосознание.

Рассмотрение психологической составляю -щей личности в правовом регулировании при -влекает внимание многих ученых. Так, Е.А. Лу -кашева пишет: «Установление государством

правовых гарантий само по себе еще не способствует полному обеспечению прав и свобод человека и их реализации. Их реализация во многом зависит от психологического состояния лич -ности, выступающего одним из регуляторов правового поведения человека» [3. — С. 72]. При этом изучение правового регулирования с данной позиции предполагает включение в него внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся правовые нормы, политические и экономические условия жизнедеятельности общества, правовое сознание, правовая культура. К внутренним факторам относятся знания, навыки, умения, привычки, способности [2. — С. 35—67].Таким образом, субъективная сторона правового регулирования включает в себя правосознание и правовую культуру.

В юридической литературе под правосознанием понимается сложное социальное явление, имеющее разные основания (формы) проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание [4. — С. 3].

Необходимость рассмотрения конституционного правосознания в механизме правового регулирования обусловлена следующими основаниями.

Во-первых, современный этап развития государства связан с необходимостью модерниза-ции правовой российской системы. Не случайно в своем выступлении на торжественном собрании палат Федерального Собрания РФ, посвя-щенном 20-летию Конституции РФ, В. В. Путин отметил, что «Конституция РФ, провозгласив высочайший статус прав и свобод граждан, цен -ности федерализма и сильного государства, стала надежным фундаментом для развития страны. Дальнейшее раскрытие громадного потенциала Конституции прямо зависит от эффективности правотворческой деятельности на всех уровнях». Президент считает важным, что «по инициативе законодателей было проведено исследование

нормативной базы, используя этот анализ, опыт правоприменительной практики, необходимо идти вперед, повышая конкурентоспособность национальной юрисдикции, творчески совершенствуя качественно и количественно отечест -венное законодательство в соответствии с бук -вой и духом Конституции» [12]. Необходимо создание высокоэффективного механизма правового регулирования общественных отношений, в котором одним из направлений является пони -мание и грамотное использование фундаментальных идей и принципов, закрепленных в Кон -ституции РФ. «Стремления государственных и общественных институтов должны быть скон-центрированы прежде всего на реализации созидательного потенциала главного закона государства ... При этом важнейшей задачей является гарантированная обеспеченность и реализация принципов и норм Конституции, ее прямого дей -ствия как непосредственно, так и через текущее законодательство» [4. — С. 4].

Во-вторых, принятая в 1993 году Конституция РФ провозгласила на высшем уровне принципиально новые, правовые идеи, задачи и цели государственного и общественного развития. Она закрепила на государственном уровне необходимость признания и соблюдения основ кон -ституционного строя и в связи с этим внесла из -менения как в институты правового положения личности, так и в систему организации и дея-тельности органов государственной власти [6; 7.

— С. 324, 245].

Это и стало основанием того, что под воз -действием конституционных положений, идей и принципов, составляющих в совокупности идеологический пласт, сформировалось конституци -онное правосознание как ценный показатель раз -вития правовой и демократической культуры российского общества.

В-третьих, в основе конституционного правосознания лежит Конституция Российской Федерации. Она представляет собой закон высшей юридической силы и служит регулятором всех конституционно-правовых отношений в стране [8. — С. 411].

В-четвертых, конституционное правосознание является основой формирования позитивного права. Прежде чем получить свое выражение в конституционных нормах и результатах деятельности государственных органов, интересы, требования и потребности человека проходят через мысли, чувства, взгляды тех, кто непосредственно творит эти нормы. В юридической литературе подчеркивается, что «сама система позитивного права представляет собой продукт творческой реализации правосознания, а именно правовой идеологии и правовой психологии законодателя. Законодатель разрабатывает и принимает законы, но он обезличен, а авторы законов неизвестны. И нельзя не считаться с тем, что авторы законопроектов обладают собст-

венным правосознанием, которое и проявляется в результатах их деятельности» [4. — С. 3].

В-пятых, как высшая форма правового сознания конституционное правосознание играет значительную роль в механизме реализации права в целом. Человек не может знать весь объем правовых установлений. Но даже при отсутствии необходимых знаний о тех или иных нормах личность действует в соответствии с их предписаниями. Можно сказать, что уровень правосознания личности определяется не только уровнем знания конкретных норм права, а качеством владения такими знаниями, знанием конституционных принципов, основополагающих исходных положений, сконцентрированных в большей степени в конституционном законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ. Поэтому от уровня конституционного правосознания зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях.

Таким образом, конституционное правосознание представляет собой особый отраслевой вид правосознания, который основывается на реальной потребности реализации требований положений Конституции РФ, признающих результатом правотворчества формирование правовой системы, где высшей ценностью являются права и свободы человека [9. — С. 15].

От уровня развития правового сознания за -висит поведение человека, т.е. его правовая культура.

Термин «правовая культура» означает оценку «качества» правового состояния общества и государства. В юридической литературе существует множество определений правовой культуры. Часть авторов вкладывают в это понятие опреде -ленный уровень развитости правовой системы, уровень состояния законности, отношение обще -ства к предписаниям права, к закону, правовую грамотность. Другие включают в правовую куль -туру правовое сознание, правопорядок, правомерное поведение, законность. Третьи опреде -ляют правовую культуру как феномен, непосредственно связанный с состоянием правовой жизни, уровнем правовых актов и т.д.

Некоторые авторы отождествляют понятие «правовая культура» и «правовая культура общества». Так, В. П. Сальников понимает под правовой культурой общества «разновидность общественной культуры, которая отражает уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывает ценности, созданные людьми в сфере права»[13. — С. 2—3].

Тем не менее правовую культуру можно представить как систему правовых ценностей, которые выражаются в правосознании, понимании и восприятии принципов права и основанной на них совокупности систематизированных юри -дических актов, закрепляемых и реализуемых в

соответствии с законностью и правовым порядком.

Правовая культура характеризуется тем, что она складывается из нескольких основных эле -ментов. Она включает интеллектуальный момент, степень знакомства людей с конституционно-правовыми нормами, их понимание и добровольную реализацию [10. — С.145]. Необходимо не только знать и понимать право, но и уважать его, признавать для себя обязательным соблюдение всех его требований. Уровень юридической культуры зависит от того, насколько внедрилась в сознание людей необходимость строгого и неуклонного соблюдения правовых норм. «Сознательное и добровольное осуществление своих обязанностей является одним из условий эффективного развития демократии. Осознание личностью своей ответственности перед обществом, государством, гражданами представляет собой один из элементов правосознания, поскольку уважение к праву, закону должно быть личным убеждением каждой личности, превращаться в привычку, в навык» [11.

— С. 326].

Значение правовой культуры в механизме правового регулирования состоит, во-первых, в том, что она способствует выявлению всех воз -можностей правовой формы общественного регулирования. Только при высокой юридической культуре может достигаться необходимая нормативная и индивидуальная регламентация общественных отношений. Во-вторых, она проникает в основу правовых норм, индивидуальных актов и таким путем (вместе с нормами права и индивидуальными актами) включается в механизм правового регулирования.

По отношению друг к другу конституционное правосознание и правовая культура являются взаимодополняющими и взаимообуславливаю-щими. С одной стороны, правовая культура общества зависит от уровня правосознания, т.е. от того, насколько этим обществом воспринимаются такие правовые реалии, как признание и ува -жение основных прав и свобод человека и граж -данина, от возможности реализации своих кон -ституционных прав в социальной, правовой, культурной сферах, от того, насколько информировано население о гарантированности его прав и свобод, а также его отношения к законам и их соблюдению, к органам государственной власти, судебным органам, полиции и т.д. С другой сто -роны, существует объективная необходимость в обеспечении общезначимых интересов, их согла -совании и приведении их в соответствие с по -требностями общества и тенденциями социаль-ного развития.

Рассмотрение взаимосвязи конституционного правосознания и правовой культуры связано с таким вопросом, как выявление их значения в механизме правового регулирования.

Особенность конституционного правосознания как неотъемлемой части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничивается лишь одной стадией правового воздействия на общественные отношения. Оно «подключается» к действию всех иных элементов этого механизма — к правовым нормам, к юридическим фактам, к правоотношениям, к актам реализации прав и обязанностей, к охрани -тельным правоприменительным актам. Однако как самостоятельный регулятор общественных отношений оно может проявлять себя как идеологическое воздействие.

Официально идеология конституционного правосознания воплощается в правовых актах органов власти. Они формируют ее характер как общеобязательной юридической установки.

Идеологическое восприятие конституционного законодательства, правовых норм, закрепляю -щих основные права и свободы, законов, международно-правовых актов позволяет понять смысл учреждаемых институтов государства, способствует адекватному их толкованию и правильному применению. Поэтому идеологическая сфера действия конституции представляет собой совокупность духовных и культурных ценностей, объединяющих различные социальные слои и группы населения в государственно -

организованное общество. Эта сфера помогает лучше понять, насколько введенная в действие конституция воспринимается как органическая часть общественного правосознания и поддерживается различными социальными силами.

Следует отметить, что в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина занимают центральное место, но они не могут носить абсолютный характер, так как человек живет в обществе и государстве. Законодатель преду-сматривает пределы осуществления этих прав и свобод. Так, согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Соблюдение этой конституци-онной нормы наряду с другими обязанностями следует рассматривать как важнейший структурный элемент правосознания. Но, как свидетель -ствует прокурорская практика, эти конституци -онные положения порой оказываются неизвест-ны гражданам или же явно и демонстративно игнорируются самими гражданами или правоприменяющими субъектами. В таком случае уровень исполнения законных предписаний на -прямую зависит от правовой культуры этих субъектов, понимания ими законодательства, уважения закона, правопорядка, воспитания в себе добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения.

Все это актуализирует значение конституционного правосознания, сформированного с учетом баланса прав и интересов личности, общества и го-

сударства, как важнейшего инструмента укрепления конституционной законности и правопорядка.

Правосознание включается в механизм правового регулирования тогда, когда реализация субъективных прав и обязанностей реализуется актами применения права (правообеспечитель-ными актами), где проявляется властно -

организующая деятельность государства. Однако и такое властное воздействие, осуществляемое через определенные правовые действия, может осуществляться только при наличии оценки фак -тических обстоятельств дела. Поэтому и само «подведение» фактов под юридическую норму осуществляется на основе правосознания людей, применяющих нормы права.

Правовое положение индивида, сформулированное в конституционных положениях, только тогда становится «живым», когда оно осмысливается и познается им, реализуется в сознательноволевых поступках (действиях), выражается во взглядах, отношениях, установках человека и воплощается в действительности, реализуясь через такую категорию, как «понимание». Осознание, постижение содержания конституционной нормы выступает как непосредственная побудительная сила к совершению тех или иных действий, предопределяет его поведение в обществе, в отношениях с другими лицами. У личности, понимающей конституционные принципы, положения, возникает способность применять их в конкретной ситуации, а осознание человеческой природы, общественных идеалов приводит к признанию того, что личность свободна в выборе собственного пути. Однако на практике картина порой складывается иная. Уровень правового сознания и правовой культы граждан оставляет желать лучшего. «В сознании и поведении граждан сплошь и рядом можно наблюдать дремучее правовое невежество (особенно если иметь в виду сельское население). Искаженные правовые представления, отсутствие должного знания людьми своих конституционных прав, свобод и обязанностей и умения их правильно реализовать. Распространены проявления нигилистического, антиправового сознания и поведения у граждан, сознательного игнорирования юридических ценностей и процедур среди чиновничества. Трудно ожидать от рядовых граждан уважительного отношения к законам в то время, когда они видят грубейшие нарушения требований законов со стороны даже ответственных государственных служащих, подрывающих тем самым высокий авторитет закона и единый для всех принцип законности. Все это обуславливает остроту и сложность формирования как общего, так и конституционного правосознания у наших граждан» [5].

Известно, что не все граждане в российском обществе с надлежащей полнотой знают и понимают идеологическое содержание и целесообразность действующих юридических норм. Некоторые и не задумываются над внутренним смыслом и

назначением юридических норм, с которыми они сталкиваются. Но далеко не все из этих граждан нарушают нормы права. В большинстве случаев само по себе знание прав и обязанностей, предусмотренных правопорядком, оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм. Именно здесь отчетливо и ярко проявляется значение правовой культуры как средства обеспечения права.

Таким образом, теоретическое значение конституционного правосознания и правовой куль -туры в механизме правового регулирования, а также их место и роль в жизни общества, опреде -ляются особенностями самой Конституции как Основного закона страны, теми идеями и принципами, на которых она построена и действует. Очень важно в целях построения гражданского общества и развития правового государства понимать и осознавать то, какими правами пользу -ется человек, какие реальные возможности ему предоставлены, как они гарантированы и какое качество жизни ими обеспечивается.

Понимание смысла и значения этих консти -туционных ценностей, отношение к ним как к незыблемой основе жизнедеятельности государства и каждого человека и гражданина составля -ют ядро конституционного правосознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль, 2004. — 430 с.

2. Лазарев В. В. Социально -психологические аспекты применения права. — Казань, 1982. — С. 35—36.

3. Лукашева К .А. Социалистическое право и личность. — М., 1967. — 260 с.

4. Баринов Э.Э. Конституционное правосознание в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — Ростов-на-Дону, 2001. — 23 с.

5. Кудайбергенов У. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2010 года в формировании конституци -онного правосознания граждан // Закон. — 2011. —№ 6.

6. Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории практики). — Москва — Новосибирск: ЮКЭА, 2002. — 473 с.

7. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2002. — 760 с.

8. Зражевская Т.Д. Конституционное право России: итоги современного развития и пробле -мы // Российское государство и правовая систе -ма: современное развитие, проблемы, перспекти -вы / под ред. Ю.Н. Старилова. — Воронеж: Из -

дательство Воронежского государственного уни -верситета, 1999. — 280 с.

9. Никитяева В. В. Конституционное право -сознание: вопросы теории и практики / под ред. засл. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. Т.Д. Зражевской. — Воронеж: Научная книга, 2005.

— 216 с.

10. Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права: учебное пособие для вузов. — 2-е изд., ис -правл. и доп. — Минск: Амалфея, 2007. — 320 с.

11. Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М.: Юрайт. 1998. — 650 с.

12. Путин В. В. Конституция стала надежным фундаментом для развития страны // Московский комсомолец. —2014. — 6 февр.

13. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. — Л., 1990. — 35 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.