УДК 93/94
Бунькова Юлия Владимировна
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова y.bun kova@in box. ru
Эржибова Фатима Александровна
старший преподаватель кафедры немецкого языка Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова [email protected]
Апакаева Карина Басировна
магистрант направления «История» Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова [email protected]
Конституция бремена
1849 г.: ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Julia V. Bunkova
Candidate of Historical Sciences,
Docent at the Department of General History Kabardino-Balkarian State University y.bun kova@in box. ru
Fatima A. Erzhibova
Senior Lecturer at the Department of the German language Kabardino-Balkarian State University [email protected]
Karina B.Alakaeva
Candidate for a master's degree in History Kabardino-Balkarian State University [email protected]
Constitution of Bremen of
1849: THE HISTORY OF ADOPTION AND MAIN PROVISIONS
Аннотация. Статья посвящена конституционному развитию Бремена в 1848-1854 годах. В статье обоснована необходимость изучения Конституции Бремена 1849 г. В ней говорится о том, как проходила в Бремене революция, начавшаяся в 1848 г. В статье рассматривается влияние начавшейся в 1848 г. революции на историю конституционализма Бремена. Результатом этой революции стало принятие в 1849 г. в Бремене либеральной конституции. В статье раскрыто основное содержание данной конституции: рассматриваются разделы, которые ее составляют, обозначены некоторые принципы, которые положены в ее основу. Охарактеризован раздел, посвященный правам и свободам. Рассмотрена организация власти. Очерчен круг полномочий Сената и Парламента. В статье дана оценка Конституции Бремена 1849 г.
Ключевые слова: история Бремена, история конституционализма Бремена, Конституция Бремена 1849 года, революция 1848 в Бремене, революция 1848-1849 гг. в Германии, история германского конституционализма в XIX веке, европейские конституции 1848-1849 гг., история европейского конституционализма в XIX веке.
Annotation. The paper is devoted to the constitutional development of Bremen in 18481854. The paper substantiates the necessity of the studying of Bremen’s Constitution of 1849. It specifies how the revolution in Bremen, begun in 1848, was held and considers the impact of the revolution on the history of constitutionalism. The result of this revolution was adopting of Liberal Constitution of Bremen in 1849. The paper reveals the core content of this Constitution: considers sections constituting it, denotes some principles which were taken as its basis. It characterizes the section devoted to rights and freedoms, deals with governance organization and describes Senate and Parliament’s capacity. The paper evaluates the Constitution of Bremen of 1849.
Keywords: history of Bremen, the Constitutional History of Bremen, the Constitution of Bremen of 1849, revolutions of 1848-1849, the History of German Constitutionalism in the 19 century, the European Constitutions of 1848-1849, , the History of European Constitutionalism in the 19 century.
Конституция Бремена 1849 года представляет собой несомненный интерес не только для исследователей истории Германии XIX века, истории государства и права европейских государств в XIX веке, но и с точки зрения современного конституционного права.
Европейские революции 1848 года имели решающее значение для современного конституционализма и для его будущей истории [1].
При изучении германского конституционализма в период революции 1848-1849 годов в центре
89
внимания отечественных исследователей традиционно находится круг вопросов, связанный с конституцией Германской империи 1849 г. Из фокуса исследований выпадают некоторые вопросы германского конституционализма середины XIX века. Один из них - это Конституция Бремена, принятая в 1849 г. Так например, она не упомянута в коллективной монографии «История буржуазного конституционализма», вышедшей в 1986 году. В этом труде перечисляются конституционные акты, которые были приняты в предмартовский период [2, с. 142-143]. Но перечислений конституционных актов германских государств периода революции 1848-1849 гг. в нем не содержится.
В современных исследованиях также основной предмет исследования - это проблемы, связанные с Конституцией Германской империи 1849 г.
Из всех вольных городов наибольший натиск революции 1848 г. испытал на себе Бремен [3, с. 389]. Революция 1848 г. в Бремене началась с конституционного конфликта и закончилась последней на территории Германии [4, р. 75-76].
Новости о февральских событиях 1848 года в Париже привели к демонстрациям и петициям, в которых выразилось уже давно накапливавшееся недовольство [5, р. 735].
В январе 1848 г. был основан «Бременский гражданский союз», который при своем уполномоченном Корде Вишманне, столяре, стал рупором до сих пор политически ущемленного буржуазного среднего класса и ремесленников. Радикальная часть граждан объединилась в «Демократический союз», умеренная буржуазия - в «Патриотический союз». Были выдвинуты требования конституции, свободы печати и свободных выборов. Свыше 2000 граждан Бремена подписали петицию, которую предъявили Сенату.
Сенат уступил давлению революционных сил. Уже 19 апреля 1848 г. после всеобщих выборов собрался Парламент, которому смогли поручить проект конституции [4, р. 76].
При значительном участии общественности проводились совещания, которые закончились компромиссом между правыми и левыми. При этом консерваторам удалось добиться большего успеха. Вместо зависимости Сената от Парламента по конституции власть была разделена между обоими органами. 16 членов Сената избирались пожизненно. Функция правосудия, находившаяся ранее в руках Сената, перешла к суду [5, р. 735].
Сенат добивался консервативных изменений проекта конституции, но потом добровольно обнародовал новую конституцию 8 марта 1849 года. Согласно договору, члены Сената остались на своих должностях. Вследствие этого Бремен пережил коллизию Сената и Парламента, так как последний был избран в соответствии с новыми веяниями времени.
В связи с революционными событиями того времени, в Бремене следует упомянуть Рудольфа Дуло-на. Он летом 1848 г. прибыл из Магдебурга в Бре-
мен. К тому времени он уже отличался крайними взглядами, которые проповедовал и пользовался таким уважением, что его опасались представители имущих слоев. Он поддерживал связь с Арнольдом Руге в Лондоне, а также у него находили помощь и защиту все социалисты и коммунисты северо-запада Германии. Р. Дулон издавал политическую газету «Хроника дня». Также пропаганду содержало и его двухтомное сочинение «О борьбе за свободу народа» [3, р. 389].
В Парламенте 1849 года преобладали демократические элементы. Так, учитель народной школы Фельдман был избран в Сенат, два адвоката, имевших левые убеждения, были избраны судьями. Во все постоянные комиссии продвигали успешных людей - ученых, торговцев. И это было в то время, когда по всей Германии продвигалась контрреволюция.
Сенат и Парламент вступили в конфликт и взаимно высказались за отстранение. Тем самым у Иоганна Смидта было основание для требования интервенции союза, который в конце марта 1852 г. фактически угрожал вступлением войск в Бремен [4, р. 76-77].
Р. Дулона приговорили к тюремному заключению и отстранили от должности. Богословский факультет Гейдельберга принял этот акт как необходимый долг, чтобы защитить церковь от его враждебных христианству учений. Р. Дулон направился в Гельголанд, позднее в Соединенные Штаты [3, р. 390]. Некоторые союзы и газеты были запрещены.
В 1854 г. в Бремене была принята новая конституция. Она представляла собой измененную конституцию 1849 г.
Рассмотрим конституцию Бремена 1849 г. Ее можно было назвать по праву современной демократической конституцией [4, р. 76].
Конституция Бремена состояла из 199 параграфов.
Она, и в этом выразилась особенность европейских конституций 1848-1849 гг., содержит раздел о правах и свободах граждан.
Он достаточно объемный и включает § 9-36 [6]. К числу прав и свобод относились равенство граждан Бремена перед законом, неприкосновенность личности, неприкосновенность собственности, свобода совести, свобода печати, свобода собраний, союзов.
Крепостничество, согласно конституции, не признавалось, дворянство было упразднено как сословие.
Конституция провозглашала полную свободу совести. Никто, говорилось в конституции, не обязан признаваться в своих религиозных убеждениях. Была предусмотрена возможность образования новых религиозных общин, признания государством их вероисповедания в данном случае не требовалось.
Конституция провозглашала отсутствие цензуры, право граждан письменно обращаться к властям с
90
просьбами или жалобами, право в судебном порядке преследовать государственных чиновников из-за таких служебных действий, вследствие которых, по мнению граждан, нарушаются права.
Если сравнивать разделы о правах и свободах Конституции Бремена 1849 г. и Конституции Германской империи 1849 г., то можно констатировать, что в последней данный раздел представлен в более расширенном и детализированном виде [7].
Рассмотрим организацию власти. Государственными институтами, которые ее составляли, являлись Сенат, Парламент и судебные органы [6].
Сенат состоял из 16 членов, которые избирались пожизненно. Они избирались совместно Сенатом и Парламентом.
Двое членов сената являлись бургомистрами. Они избирались Сенатом сроком на 4 года. Каждые 2 года уходил один из них. Один из бургомистров сроком на один год являлся председателем Сената. Председатель руководил делами Сената. Конституция возлагала на него обязанность контроля за надлежащим исполнением дел, которыми занимались отдельные его члены.
В Парламент избирали 300 представителей граждан. Их избирали мужчины, наделенные гражданскими правами. § 7l специально оговаривал отсутствие имущественного ценза [6].
Члены Парламента избирались на 4 года. В качестве комитета Парламента существовало Управление по делам граждан. Ст. 44 очерчивала круг его обязанностей: «следить за соблюдением конституции, законов и сохранением государственных учреждений и, если заметит недостатки или нарушение интересов, сообщить об этом Парламенту», проведение собраний Парламента, определение повестки дня. Ст. 48 провозглашала открытый характер заседаний Парламента [6].
Ст. 54-64 определяли организацию совместной деятельности Сената и Парламента [6]. К ней относились законодательная деятельность, заключение международных договоров, управление учреждениями народного образования, управление всем государственным имуществом, управление всеми учреждениями, которые финансировались государством и др.
Раздел «Особая деятельность Сената» определял круг его полномочий: надзор за государственными чиновниками, школьным образованием, публикация законов, контроль над их исполнением, назначение и увольнение государственных и муниципальных служащих.
Литература:
1. Dippel H. Modern Constitutionalism. An Introduction to a History in the Need of Writing. URL : http://www.uni-kassel.de/~dippel/justitia/proc/ 10 %20Dippel, %20Modern.pdf (дата обращения:
20.11.2014).
В соответствии ст. 69 раздела «Особая деятельность Парламента», Парламент имел право потребовать от Сената «сведения об отдельных служебных действиях или о неисполнении местными органами или чиновниками», а также «потребовать законным образом ответственности Сената и его отдельных членов». Это право ему было дано для реализации обязанности конституционного контроля, предусмотренного ст. 68 [6].
В области судопроизводства Конституция провозглашала принцип гласности.
§ 159-174 составляли раздел «О государственных учреждениях содействия торговли и ремеслу». Для содействия торговли и судоходству существовали торговый конвент и торговая палата, для содействия ремеслу соответственно - ремесленный конвент и ремесленная палата.
То, что Конституция содержала раздел «О государственных учреждениях содействия торговли и ремеслу», выражало преемственность с предшествующим развитием бременского конституционализма [5, р. 735].
Последний раздел Конституции посвящен порядку внесения в нее изменений.
Результатом конституционного развития Бремена в условиях революции, начавшейся в 1848 г., явилось принятие либеральной конституции в 1849 г. Содержание в ней раздела о правах и свободах граждан соответствовало принципам европейского конституционализма того времени. Содержание раздела и количество представленных в нем параграфов позволяют утверждать, что он достаточно объемный и продуманный.
Избирательное право по этой конституции было достаточно передовым - им были наделены все мужчины, обладающие гражданскими правами.
Конституция предусматривала разделение властей.
В основу организации и функционировании власти по Конституции 1849 г. был положен ряд демократических принципов. Так, провозглашался открытый характер парламентских заседаний, гласность судопроизводств, конституционный контроль со стороны Парламента, который давал ему право требовать ответственности от Сената, а также потребовать от него сведения об отдельных служебных действиях или неисполнении местными органами или чиновниками и др. принципы.
Таким образом, Конституция Бремена 1849 года относится к числу конституций, изучение которых является важным для понимания процесса становления современного конституционного права.
Literature:
1. Dippel H. Modern Constitutionalism. An Introduction to a History in the Need of Writing. URL : .http://www.uni-kassel.de/~dippel/justitia/proc/ 10 %20Dippel, %20Modern.pdf (date of reference:
20.11.2014)
91
2. История буржуазного конституционализма XIX в. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1986.
3. Veit V. Geschichte der deutschen Revolution von 1848-49. Berlin, 1931.
4. Elmshauser K. Geschichte Bremens. MQnchen, 2007.
5. Jaeckel Horst. Biebusch (Werner). Revolution und Staatsstreich. Verfassungskamfe in Bremen 1848-1854. Bremen, 1973 // Revue belge de philologie et d'histoire, Annee 1976, Volume 54, Numero 2. P. 734-736.
6. Verfassung des Bremischen Staats Publicirt am 21. Marz 1849. URL : http://www.koeblergerhard.de/ Fontes/VerfBremen1849.pdf (дата обращения:
20.11.2014).
7. Verfassung des deutschen Reiches vom 28. Marz 1849. URL : http://www.zaar.uni-muenchen. de/download/doku/historische_gesetze/paulskirchen verfass.pdf (дата обращения: 20.11.2014).
2. The History of Bourgeois Constitutionalism of the XIX century / Executive editor V.S. Nersesyants. M., 1986.
3. Veit V. Geschichte der deutschen Revolution von 1848-49. Berlin, 1931.
4. Elmshauser K. Geschichte Bremens. MQnchen, 2007.
5. Jaeckel Horst. Biebusch (Werner). Revolution und Staatsstreich. Verfassungskamfe in Bremen 1848-1854. Bremen, 1973 // Revue belge de philologie et d'histoire, Annee 1976, Volume 54, Numero 2. P. 734-736.
6. Constitution of the state of Bremen. Published on the 21st of March, 1849. URL : http://www. koeblergerhard.de/Fontes/VerfBremen18 49.pdf (date of reference: 20.11.2014).
7. Constitution of the German Empire of the 28th of March 1849. URL : http://www.zaar.uni- muenchen. de/download/doku/historische_gesetze/paulskirchen verfass.pdf (date of reference: 20.11.2014).
92