Научная статья на тему 'Европейский конституционализм в 1848-1849 гг. И избирательные права граждан'

Европейский конституционализм в 1848-1849 гг. И избирательные права граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2560
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТРАН ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 ГГ / ЕВРОПЕЙСКИЕ КОНСТИТУЦИИ 1848-1849 ГГ / ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА XIX В / ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СТРАН ЕВРОПЫ / ИСТОРИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА / ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ВЫБОРЫ / HISTORY OF EUROPE / EUROPEAN REVOLUTIONS OF 1848-1849 / EUROPEAN CONSTITUTIONS OF 1848-1849 / HISTORY OF EUROPEAN CONSTITUTIONALISM OF THE XIX CENTURY / EUROPEAN HISTORY OF LAW / HISTORY OF VOTING RIGHTS / UNIVERSAL SUFFRAGE / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бунькова Юлия Владимировна, Тамазов Муслим Султанович, Эржибова Фатима Александровна

Статья посвящена проблемам избирательных прав граждан в контексте европейского конституционализма в период 1848-1849 гг. Рассмотрены избирательные права граждан во французском, австрийском, швейцарском (на материале федеральной конституции), датском конституционализме, в отдельных вариациях германского и итальянского конституционализма. Выявлено, что особенности европейского конституционализма, в том числе и процесс развития избирательного права, в означенный период определялись политическими процессами, которые протекали в европейских государствах. Установлено, что 1848-1849 гг. - это значимый период в истории европейского парламентаризма и конституционализма, так как он задал вектор для дальнейшего их развития на пути к современному конституционному праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European constitutionalism of 1848-1849 AND ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

The paper investigates the electoral rights of citizens in the context of European constitutionalism of 18481849. It studies the electoral rights of citizens in the French, Austrian, Swiss (based on the Federal Constitution), Danish constitutionalism, and in some variations of German and Italian constitutionalism of this period. The peculiarities of European constitutionalism, including the development of the electoral law in the period of 1848-1849, were determined by the political processes taking place in the European countries in the middle of the XIX century. It is established, that 1848-1849 is an important period in the history of European parliamentarism and constitutionalism, as it set the vector for further development towards the modern constitutional law.

Текст научной работы на тему «Европейский конституционализм в 1848-1849 гг. И избирательные права граждан»

УДК 94/4 Бунькова Юлия Владимировна

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Тамазов Муслим Султанович

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Эржибова Фатима Александровна

старший преподаватель кафедры немецкого языка Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В 1848-1849 ГГ. И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

Bunkova Yulia Vladimirovna

PhD in History, Assistant Professor, General History Department, Kabardino-Balkarian State University

Tamazov Muslim Sultanovich

PhD in History, Head of General History Department, Kabardino-Balkarian State University

Erzhibova Fatima Aleksandrovna

Senior Lecturer, German Language Department, Kabardino-Balkarian State University

EUROPEAN CONSTITUTIONALISM

OF 1848-1849 AND ELECTORAL RIGHTS OF CITIZENS

Аннотация:

Статья посвящена проблемам избирательных прав граждан в контексте европейского конституционализма в период 1848-1849 гг. Рассмотрены избирательные права граждан во французском, австрийском, швейцарском (на материале федеральной конституции), датском конституционализме, в отдельных вариациях германского и итальянского конституционализма. Выявлено, что особенности европейского конституционализма, в том числе и процесс развития избирательного права, в означенный период определялись политическими процессами, которые протекали в европейских государствах. Установлено, что 1848-1849 гг. - это значимый период в исто-рии европейского парламентаризма и конституционализма, так как он задал вектор для дальнейшего их развития на пути к современному конституционному праву.

Ключевые слова:

история стран Европы, европейские революции 1848-1849 гг., европейские конституции 1848-1849 гг., история европейского конституционализма XIX в., история государства и права стран Европы, история избирательного права, всеобщее избирательное право, выборы.

Summary:

The paper investigates the electoral rights of citizens in the context of European constitutionalism of 18481849. It studies the electoral rights of citizens in the French, Austrian, Swiss (based on the Federal Constitution), Danish constitutionalism, and in some variations of German and Italian constitutionalism of this period. The peculiarities of European constitutionalism, including the development of the electoral law in the period of 1848-1849, were determined by the political processes taking place in the European countries in the middle of the XIX century. It is established, that 18481849 is an important period in the history of European parliamentarism and constitutionalism, as it set the vector for further development towards the modern constitutional law.

Keywords:

history of Europe, European revolutions of 1848-1849, European constitutions of 1848-1849, history of European constitutionalism of the XIX century, European history of Law, history of voting rights, universal suffrage, elections.

Изучение принципов европейского конституционализма периода 1848-1849 гг. имеет огромное значение для понимания процесса становления современного конституционного права европейских государств и современного правового государства.

Исследователь Х. Диппель, говоря о значимости европейского конституционализма середины XIX в., отмечает, что его основы имели ключевое значение для будущей правовой системы государств Европы.

Конституции 1848-1849 гг. можно разделить на две группы: разработанные и изданные для того, чтобы предотвратить революции, и принятые после осуществления революций [1].

Содержание и особенности европейского конституционализма в период 1848-1849 гг. определялись историческими условиями. Отличительной особенностью европейского конституционализма исследуемого периода была насыщенность конституциями, которые, как правило, не имели долгосрочного действия.

Среди конституций этого периода существует целый ряд демократичных и либеральных. Кроме того, в середине XIX в. в ряде европейских государств были разработаны и вступили в действие законодательные акты, которые установили и регламентировали принцип всеобщего избирательного права.

Проблема избирательного права в европейском конституционализме в рассматриваемый период не получила комплексного освещения. Это обусловлено тем, что в отечественной историографии существует явная диспропорция в изучении проблем европейского конституционализма. Так, некоторые европейские конституции того времени не стали предметом специального исследования.

Рассмотрим ряд вариаций избирательных прав граждан в европейском конституционализме периода 1848-1849 гг.

Во Франции в результате революции 1848 г. была установлена Вторая республика. 4 сентября проект новой конституции был вынесен на обсуждение Учредительного собрания и принят 4 ноября 1848 г. подавляющим большинством голосов. Избирательное право было прямым и всеобщим, голосование - тайным. Для избирателей возрастной ценз составил 21 год, а для избираемых - 25 лет. Статья 27 указывала, что избирательный закон определил критерии, несоответствие которым лишало французского гражданина права избирать и быть избранным [2]. Избирательный закон от 15 марта 1849 г. установил шестимесячный ценз оседлости, а избирательный закон от 31 мая 1850 г. повысил его до трех лет. Из-за последнего избирательное право потеряло примерно 2 млн 309 тыс. граждан преимущественно из числа рабочих, вынужденных часто менять место жительства [3].

Статья 44 Конституции устанавливала возрастной ценз в 30 лет для избрания президентом. Кроме того, президент должен был быть прирожденным французом, «никогда не терявшим своего достоинства француза».

Г. Хэнш и Г. Тюммерс указывают на политические последствия введения всеобщего избирательного права. Во-первых, число избирателей увеличилось от 200 000 до 9 млн. Во-вторых, введение всеобщего права привело к тому, что отныне консервативная, преимущественно монархическая провинция взяла верх над прогрессивным Парижем. Так, 10 декабря 1848 г. Луи Наполеон, племянник Наполеона I, подавляющим большинством был избран президентом республики [4]. Конституция Второй республики действовала недолго: 2 декабря 1851 г. Луи Наполеон совершил государственный переворот, и в марте 1852 г. вступила в силу новая конституция. После революции 1848 г. во Франции прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространившееся на взрослых мужчин.

Под давлением требований народных масс и муниципальных властей король Сардинии Карл Альберт созвал совещание совета министров и других высших сановников. 7 февраля 1848 г. это совещание утвердило основные положения статута - будущей конституции, которую король подписал 4 марта. Она действовала долго и прекратила свое существование, только когда к власти в Италии пришли фашисты. После объединения Италии действие Альбертинского статута было распространено на всю территорию государства.

Члены сената назначались королем пожизненно. Возрастной ценз для них равнялся 40 годам. Палата депутатов была выборной. Для избрания в нее необходимо было соответствовать следующим критериям, определенным ст. 40: быть не моложе 30 лет, являться подданным короля, обладать гражданскими и политическими правами и удовлетворять прочим требованиям закона [5]. Закон 1848 г. положил в основу избирательного права имущественный ценз в 40 лир. Лица, имевшие образование (какой-либо диплом, врачи, отставные офицеры в чине не ниже капитана, чиновники с 600-1200 лирами содержания), допускались к выборам при половинном цензе. В Савойе и Лигурии был достаточен ценз в 20 лир [6]. В последующие десятилетия в избирательное право неоднократно вносились изменения посредством принятия соответствующих законов.

В австрийской столице 25 апреля 1848 г. был опубликован проект конституции, составленный либеральным министром Пиллерсдорфом. Рейхстаг составляли две палаты - сенат и палата депутатов. Параграф 35 Конституции определял, кто должен входить в состав сената: принцы императорского дома, достигшие 24 лет, члены, назначенные императором, 150 членов, избираемых землевладельцами из своей среды. Параграф 36 указывал, что выбор всех членов палаты депутатов основывается на численности населения. Параграф 37 содержит отсылку относительно выборов членов обеих палат ко временному положению о выборах для первого рейхстага [7]. 11 мая был опубликован избирательный закон, который устанавливал высокий имущественный ценз для

тех сенаторов, которые избирались, что было уступкой крупной буржуазии. Палата депутатов была выборной. Избирательных прав были лишены прислуга, рабочие, поденщики, а также лица, пользующиеся вспомоществованием общественных благотворительных учреждений.

Новая революционная волна привела к тому, что император был вынужден изменить конституцию. Императорская прокламация предоставляла учредительному рейхстагу полномочия для обсуждения и установления окончательной конституции. Согласно прокламации избирательное право демократизировали поправкой к закону о выборах. На основании этого избирательного права состоялись выборы в рейхстаг, который собрался 22 июля 1848 г. в Вене. Вследствие дальнейшей революционной волны он стал заседать с ноября в Кромержиже (в Моравии). Он вошел в историю как Кромержижский парламент. В немецкоязычной литературе есть другое его название - Кремзирский рейхстаг (Кремзир - немецкое название Кромержижа) [8].

По Кремзирскому проекту рейхстаг должен был состоять из двух палат - народной палаты и палаты земель. Параграф 95 наделял активным избирательным правом каждого гражданина Австрии, достигшего 24 лет, уплачивавшего налоги в предусмотренном избирательным законом минимуме или оплачивавшего арендную плату и квартирную плату, из которой равная сумма приходилась на прямой налог. Минимум прямого налога, установленный в избирательном законе, не должен был превышать 5 гульденов. Параграф 97 устанавливал следующие критерии для пассивного избирательного права: австрийское гражданство, обладание всеми гражданскими правами, возраст не менее 28 лет, ценз оседлости - проживание не менее одного года в империи. Параграф 101 наделял избирательным правом в качестве депутатов в палату земель тех граждан, которые достигли 33 лет и соответствовали критериям, необходимым для получения пассивного избирательного права [9].

Кремзирскому проекту суждено было остаться в стадии незавершенного наброска. В марте 1849 г. народам империи была дарована другая конституция, октроированная и менее либеральная. Она была составлена министром внутренних дел Штадионом фон Вартгаузеном и его сотрудниками.

По Конституции Австрийской империи 1849 г. всеобщий австрийский рейхстаг состоял из двух палат. Верхняя палата формировалась из депутатов, избранных для каждой коронной земли ее ландтагом. Двое членов ландтага, направленных из коронной земли в рейхстаг, должны были пользоваться полными гражданскими и политическими правами, являться не менее 5 лет гражданами Австрии и быть не моложе 40 лет. Другие члены верхней палаты могли избираться ландтагами только из тех граждан, которые соответствовали вышеуказанным требованиям и, кроме того, платили минимум 500 гульденов конвенционных монет прямого налога. Относительно реализации имущественного ценза конституция содержала следующую оговорку: «В коронных землях, где количество таких граждан империи, которые оплачивают 500 гульденов конвенционных монет прямыми налогами, не достигает соотношения 1 к 6 000 душам, оно становится полным до этого соотношения благодаря гражданам империи коронной земли, следующим налогообложению в первую очередь» [10].

Нижняя палата формировалась прямыми выборами. Правом голоса, независимо от размера уплачиваемых налогов, обладали собственники домов и земельных участков, владельцы предприятий, местные пасторы, офицеры, обладатели ученых степеней и учителя [11]. Параграф 45 конституции гласил: «Для того чтобы быть избранным в нижнюю палату, нужно самому иметь право голоса, обладать в полном объеме гражданскими и политическими правами, являться гражданином Австрийской империи минимум 5 лет и быть в возрасте от 30 лет».

Сама Мартовская конституция, как говорилось в императорском манифесте, вступала в силу лишь после отмены чрезвычайного положения, вызванного революционными событиями. В итоге она так и не была введена в действие.

Конституция 1848 г. имеет большое значение для современного швейцарского конституционализма, явившись первой федеральной конституцией. Она закрепила всеобщее, равное, прямое избирательное право, что, однако, не было новшеством в истории швейцарского конституционализма. Всеобщее и равное (для мужчин) избирательное право появилось вследствие влияния идей Великой французской революции, привнесенных в Швейцарию в результате завоевания ее территории французскими войсками в 1798 г., и нашло закрепление в конституциях Гельветической республики 1798, 1801 и 1802 гг. [12].

Согласно ст. 60, высшую власть Федерации осуществляло федеральное собрание, которое состояло из национального совета и совета кантонов. Статья 63 наделяла правом голоса каждого швейцарца, достигшего двадцати лет и не лишенного активных прав гражданства по законодательству кантона, в котором он имеет постоянное местожительство.

Членом национального совета мог быть избран швейцарский гражданин, имевший право голоса и принадлежавший к светскому сословию. Натурализованные швейцарские граждане

могли избираться только после пяти лет обладания правом гражданства. Депутаты совета кантов, члены федерального совета и избираемые последним должностные лица не могли одновременно являться депутатами национального совета.

Каждый кантон избирал в совет кантонов двух депутатов; в раздельных кантонах - каждый полукантон. Члены национального совета и федерального совета не могли одновременно быть депутатами совета кантонов [13].

18 мая 1848 г. во Франкфурте-на-Майне начало свою работу Национальное собрание. 28 марта 1849 г. им была принята Конституция Германской империи, согласно которой рейхстаг должен был состоять из палаты государств и палаты народа. Палата государств образовалась из представителей германских государств. Нижнюю палату должны были составлять депутаты германского народа.

Параграф 94 конституции гласил: «Выборы осуществляются согласно предписаниям имперского избирательного закона» [14]. Детальный порядок осуществления выборов определялся специальным конституционным избирательным законом. Этот нормативный акт 12 апреля 1849 г. был подписан как имперский закон относительно выборов депутатов в народную палату.

Избирательным правом параграф 1 закона наделял каждого неопороченного немца, достигшего 25-летнего возраста. Вместе с тем закон исключал из числа избирателей: лиц, находившихся под опекой или попечительством; лиц, над имуществом которых назначен конкурс или находящихся в состоянии банкротства (на время конкурса или состояния банкротства); лиц, получавших от государства или из общинных средств вспомоществование на бедность или получавших таковое последний год. Параграф 3 определял тех, кого следует относить к числу опороченных и, следовательно, исключенных из числа избирателей: лиц, которые по вступившему в законную силу приговору по законам отдельного государства лишены гражданских прав до восстановления в этих правах. Параграф 4 лишал избирательного права на срок от 4 до 12 лет за: продажу голоса, неоднократную подачу голоса на одних и тех же выборах и незаконное воздействие на выборы. Параграф 5 наделял правом избрания в народную палату каждого немца, имеющего право избирать и достигшего 25-летнего возраста, не менее трех лет причисленного к какому-нибудь немецкому государству [15]. Закон лишал избирательных прав тех, кто ко времени выборов не имел постоянного места жительства, а также военнослужащих, которые в течение трех месяцев до выборов изменили свое место жительства. В выборах имели право участвовать только те избиратели, которые были внесены в списки избирателей. Данный закон фактически предусматривал тайное голосование.

Депутация Национального собрания после избрания императором прусского короля Фридриха Вильгельма IV в апреле 1849 г. пыталась вручить ему полномочия и конституцию для исполнения, однако он отказался. После этого собрание пыталось ввести конституцию в действие указом, но вскоре было разогнано войсками вюртембергского монарха.

Обратимся к проблеме избирательного права в некоторых германских государствах. Избирательное право в Пруссии в ходе революции претерпело изменения. В конце апреля 1848 г. на основе всеобщего избирательного права состоялись выборы в Национальное собрание Пруссии.

В конце мая 1849 г. в Пруссии был принят избирательный закон, который ввел вместо всеобщего избирательного права трехклассную избирательную систему, просуществовавшую вплоть до Ноябрьской революции 1918 г.

Избирательное право в Пруссии в 1848-1849 гг. становилось предметом исследования, в отличие от избирательного права вольных городов Бремена и Любека. Поэтому мы остановимся подробнее на проблеме избирательного права в вольных городах Бремене и Любеке в контексте их конституционного развития в рассматриваемый период.

Бремен из всех вольных городов испытал на себе наибольший натиск революции 1848 г. [16]. Революция 1848 г. в Бремене началась с конституционного конфликта и закончилась последней на территории Германии [17].

В 1849 г. в Бремене была принята либеральная конституция. Государственными институтами, которые составляли организацию власти, были сенат, парламент и судебные органы.

Члены сената избирались сенатом и парламентом пожизненно. Параграф 40 конституции устанавливал для них возрастной ценз в 30 лет. Относительно остальных условий избрания в сенат данный параграф отсылал к соответствующему закону. Параграф 41 конституции лишал права избрания тех, кто прекратил платежи, до тех пор когда произойдет удовлетворение кредитора. Этот же параграф лишал права на избрание родственников членов сената. Он гласил: «Тот, кто является единокровным с членом сената по восходящей или нисходящей линии, или тот, кто приходится ему братом, дядей, племянником, отчимом, пасынком, тестем, зятем, братом жены или мужем сестры, не может быть избран».

Об избирательном праве в парламент в параграфе 71 конституции говорилось: «Избирателями и избираемыми являются, как правило, все граждане Бремена». И далее указывалось, что особые исключения определяет закон. Этот же параграф оговаривал отсутствие имущественного ценза: «Между тем избирательное право и пассивное избирательное право не должны быть обусловлены владением определенного имущества или зависеть от определенных размеров платежа граждан в пользу государства» [18].

Конституция Бремена 1849 г. действовала недолго, уже в 1854 г. была принята новая конституция. Ее принятие означало для Бремена завершение революции, начавшейся в 1848 г. Принятие Конституции 1854 г. стало закономерным результатом политических процессов, происходивших в Бремене в середине XIX в. Изменения, которым подверглось содержание бременского конституционализма, можно охарактеризовать как существенные и консервативные [19]. В том числе консервативным стало избирательное право - оно стало сословно ориентированным, восьмиклассным.

Развитие конституционализма в Любеке в рассматриваемый период отличалось от того же процесса в Бремене. Любек относительно легко пережил революционное время. Проект Конституции, о которой далее пойдет речь, разрабатывался еще до революции: в 1834 г. комиссия была уполномочена разработать новую конституцию для ганзейского города. Долгое время об этом проекте общественность ничего не знала. Проект конституции был обнародован в марте 1848 г. Важным пунктом его было положение о том, что выборы сенаторов должны производиться избирательной комиссией из представителей парламента и сената. Но дискуссию вызывали нововведения в избирательной процедуре в парламент. Представителями конституционной комиссии было подчеркнуто, что теперь все слои общества могли бы отправлять своих представителей в парламент. Это действительно было новым, так как ни ученые, ни сельские жители до сих пор не имели голоса в парламенте. Однако даже с этой поправкой не все слои были представлены в новом парламенте: строители и вспомогательный персонал не были отнесены к какому-либо слою, имеющему право направлять представителей [20].

Сенат состоял из 20 человек, и они, согласно Конституции Любека, избирались пожизненно. Членом сената, гласила она, мог быть избран любой гражданин Любека, которому исполнилось 30 лет. Не мог быть избран тот, чей отец, сын, брат, отчим, пасынок, тесть, зять уже являлся членом сената.

Параграф 27 конституции определил круг лиц, которые были лишены права участия в выборах в парламент. В их число входили: чиновники сената и парламента, те, кто находится на службе у иностранного правительства, те, на имущество кого наложен арест, те, кто находятся под опекой, и т. д. Параграф 28 гласил: «Тот, кто имеет право принимать участие в выборах представителей, также может быть избран представителем».

Избиратели делились на пять сословий. Те избиратели, постоянное местожительство которых находилось в черте города, были отделены в сословие ученых, купцов, мелких торговцев и ремесленников. Избиратели, которые постоянно проживали за городом, составляли сословие сельских жителей. Согласно Конституции, сословие ученых должно избрать из своей среды 12 представителей. Параграф 30 относил к этой категории всех получивших образование в университете. Сословие купцов, говорилось в Конституции, образуют все, получившие право заниматься торговым делом и не принадлежавшие к другому сословию. Данная категория избирателей должна была избрать из своей среды 40 представителей, сословие мелких торговцев -12 представителей, сословие ремесленников - 40 представителей. Число представителей сельских жителей равнялось 16 [21].

К концу 1848 г. избирательное право в Любеке было демократизировано. В параграфе 30 Декабрьской конституции Любека было зафиксировано равное избирательное право. В нем указывалось, что количество представителей, избираемых по каждому избирательному округу, должно быть определено из соотношения населения округа ко всему населению вольного города Любека. В параграфе 31 указывалось, что во всех одиннадцати избирательных округах каждый обладающий избирательным правом гражданин вольного города Любек, где он также постоянно проживает, может быть избран в члены парламента. Каждый гражданин имел право участвовать в голосовании только лично и в том округе, в котором он проживал [22]. Новая конституция Любека с введением всеобщего избирательного права в парламент положила конец существованию прежнего одноименного органа, в котором господствовали купеческие коллегии. «Цеха» потеряли свои политические права [23].

В Дании к разработке конституции приступили еще до начала революции. Кристиан VIII в декабре 1847 г. дал указание разработать либеральную конституцию. Проект подготовили к началу нового года, но его не удалось обсудить в Государственном совете по причине болезни и скорой смерти

короля. Фредерик VII, став королем, выполнил предсмертную волю отца, опубликовав «конституционный рескрипт». Сразу же после его издания произошла некоторая демократизация деятельности четырех региональных собраний. В условиях отмены цензуры проводились дискуссии по вопросу о дальнейших реформах. На развитие будущих событий повлияли европейские революции 1S4S г. К осени 1S4S г. проект новой конституции был готов. Споры во время его обсуждения разгорелись в основном по вопросу установления цензовых ограничений в рамках всеобщего избирательного права. В конечном итоге все группы пошли на компромисс, приняв решение о введении всеобщего избирательного права и создании двухпалатного парламента - ригсдага. Конституция была принята значительным большинством голосов и 5 июня 1S49 г. подписана Фредериком VII. Именно июньская Конституция 1S49 г. составляет формальную основу демократии современной Дании [24].

Согласно параграфу 35 Конституции, избирательными правами в нижнюю палату ригсдага -фолькетинг наделялись все датчане, достигшие 30 лет, не получавшие пособие по бедности, не находившиеся в услужении у частных лиц. Конституция устанавливала ценз оседлости для избирателей сроком в один год для проживания в данном избирательном округе или городе к моменту проведения выборов. Правом быть избранными в депутаты фолькетинга, в соответствии с параграфом 36, обладали лица не моложе 25 лет от роду и отвечавшие перечисленным выше требованиям, за исключением того, что к ним не применялось положение о цензе оседлости. Выборы в верхнюю палату - ландстинг были непрямыми. Правом быть избранными в эту палату конституция наделяла только мужчин старше сорока лет, заплативших за последний год налоги в размере 200 рейксдальдеров или имевших ежегодный доход в 1200 рейксдальдеров [25].

Особенности европейского конституционализма, в том числе и развитие избирательного права, в период 1848-1849 гг. определялись политическими процессами, которые протекали в европейских государствах в середине XIX в.

Середина XIX в. в истории европейского конституционализма характеризуется конституционной нестабильностью во многих государствах, что привело к изменению избирательных прав граждан.

Способ формирования нижних палат парламента в рассматриваемый период был более демократичным, чем при формировании верхних палат.

Не все тексты конституций периода 1S4S-1849 гг. дают полную информацию об избирательных правах граждан: одни детализируют избирательные права граждан, а другие содержат отсылки к избирательным законам.

Ценз пола не отражен в текстах самих рассмотренных конституций, хотя он был присущ европейскому конституционализму. Европейские конституции последующих десятилетий XIX в., принятые в рассматриваемых государствах, также не содержали в своих статьях указания на ценз, обусловленный полом.

Среди рассмотренных европейских конституций целый ряд конституций не содержал сведений об имущественном цензе. При этом отметим, что в текстах конституций, которые относят к группе конституций со всеобщим избирательным правом, можно встретить ограничивающие избирательное право социальные условия, такие как получение пособие по бедности, нахождение в услужении и т. п.

Возрастной ценз как для пассивного, так и для активного избирательного права существенно различался в рассмотренных выше конституциях.

Таким образом, 1S4S-1S49 гг. - это значимый период в истории европейского парламентаризма и конституционализма, так как он задал вектор для дальнейшего их развития и формирования современного конституционного права. Одним из связанных с этим периодом процессов явилось становление европейского избирательного права.

Ссылки:

1. Dippel H. Modern Constitutionalism. An Introduction to a History in the Need of Writing [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-kassel.de/~dippel/justitia/proc/10%20Dippel,%20Modern.pdf (дата обращения: 15.03.2015).

2. Конституция Французской республики 4 ноября 1S4S г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. / под ред. П.Н. Газанзы. М., 1957. С. 450.

3. История буржуазного конституционализма XIX в. / отв. ред. В.С. Нерсесянц. M., 19S6. С. 111.

4. Haensch G., Tümmers H. Frankreich: Politik, Gesellschaft, Wirtschaft. München, 199S. S. 43-44.

5. Статут Королевства (4 марта 1S4S г.) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. С. 472.

6. Шаханин В.А. Высшие органы государственной власти Королевства Италия по Конституции 1S4S г. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 6. С. 5S3-587. URL: http://www.moluch.ru/archive/65/10751/ (дата обращения: 15.03.2015).

7. «Pillersd orfsche Verfassung» 25. April 1S4S // Verfassungen der Welt vom späten 1S. Jahrhundert bis Mitte des 19. Jahrhunderts. Europa: Band 2. München, 2005. S. 29.

8. Hoke R. Österreichische und deutsche Rechtsgeschichte. Wien ; Köln ; Weimar, 1996. S. 346.

9. Kremsierer Grundrechtsentwurf // Verfassungen der Welt vom späten 18. Jahrhundert bis Mitte des 19. Jahrhunderts. Europa: Band 2. München, 2005. S. 58.

10. Reichsverfassung für das Kaiserthum Oesterreich 4. März 1849 // Verfassungen der Welt vom späten 18. Jahrhundert bis Mitte des 19. Jahrhunderts. Europa: Band 2. München, 2005. S. 72-73.

11. Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е.А. Водяницкая, П.С. Гвоздев, И.А. Ракитская, А.Г. Орлов. М., 2011. С. 18-19.

12. Кочерга А.В. Прямое волеизъявление народа как основа конституционного строя в Швейцарской Конфедерации [Электронный ресурс] : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2008. URL: http://lawtheses.com/pryamoe-voleizyavlenie-na-roda-kak-osnova-konstitutsionnogo-stroya-v-shveytsarskoy-konfederatsii#ixzz3W5Zl6JA6 (дата обращения: 15.03.2015).

13. Auszug aus der Schweizerischen Bundesverfassung 1848 // Verfassungsstrukturen, Freiheits- und Gleichheitsrechte in Europa seit 1789. Karlsruhe, 2009. S. 130.

14. Auszug aus der Frankfurter Reichsverfassung 1849 // Verfassungsstrukturen, Freiheits- und Gleichheitsrechte in Europa seit 1789. Karlsruhe, 2009. S. 289.

15. Auszug aus dem Reichswahlgesetz 1849 // Verfassungsstrukturen, Freiheits- und Gleichheitsrechte in Europa seit 1789. Karlsruhe, 2009. S. 301.

16. Veit V. Geschichte der deutschen Revolution von 1848-49. Berlin, 1931. S. 389.

17. Elmshäuser К. Geschichte Bremens. München, 2007. S. 75-76.

18. Verfassung des Bremischen Staats. Publicirt am 21. März 1849 [Электронный ресурс]. URL: http://www.koeblerger-hard.de/Fontes/VerfBremen1849.pdf (дата обращения: 15.03.2015).

19. Бунькова Ю.В., Эржибова Ф.А. Конституция Бремена 1854 г.: история принятия и основные положения // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 92.

20. Klotz K. Die Verfassungsreform von 1848 // Lübeckische Blätter. 2014. № 6. S. 79.

21. Verfassungs-Urkunde für die Freie und Hansestadt Lübeck // Deutsche Verfassungsdokumente 1806-1849. Teil IV. München, 2007. S. 161, 165-166.

22. Revidierte Verfassungs-Urkunde für die Freie und Hansestadt Lübeck // Deutsche Verfassungsdokumente 1806-1849. Teil IV. München, 2007. S. 200.

23. Hammel-Kiesow R. Geschichtliche Übersicht [Электронный ресурс]. URL: http://www.bad-boys-on-tour.de/luebeck/ges-chichte-lubeck.pdf (дата обращения: 15.03.2015).

24. История Дании / Х. Палудан и др. М., 2007. С. 323, 325.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Staatsgrundgesetz für das Königreich Dänemark 5. Juni 1849 // Quellen zur dänischen Rechts- und Verfassungsgeschichte (12.-20. Jahrhundert). Frankfurt am Main ; Berlin ; Bern ; Bruxelles ; New York ; Oxford ; Wien, 2008. S. 141-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.