УДК 342.565.2
Агарков К.Н,
доцент кафедры конституционного и муниципального права Орловского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации,
кандидат юридических наук (Россия);
Агаркова Н.А.,
магистр 1-го курса очной формы обучения юридического факультета Орловского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Россия)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматривается. Конституционный суд Российской Федерации как высший судебный орган, осуществляющий обеспечение конституционности законов. На основе анализа Федерального конституционного закона «О Конституционном, суде Российской Федерации» раскрывается, порядок проведения, слушаний в Конституционном. суде Российской. Федерации, дается. характеристика видов решений Конституционного суда Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституционный. суд Российской Федерации, конституционный контроль, решения Конституционного суда Российской Федерации и полномочия. Конституционного суда Российской Федерации.
В настоящее время важным направлением в развитии государственности является обеспечение верховенства Основного закона страны (Конституции), сохранение стабильности конституционных основ и их развитие во внутригосударственном законодательстве.
Основным механизмом обеспечения верховенства Конституции, ее прямого действия на территории государства в современных правовых демократических государствах признаются специализированные органы конституционного судебного контроля.
Конституционный суд — это высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. В Российской Федерации он впервые был создан в 1991 г., а в 1994 г. Конституционный суд был существенно реорганизован в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. Конституция РФ 1993 г. расширила и уточни-
ла компетенцию Конституционного суда РФ. Статья о Конституционном суде РФ (ст. 125) — одна из самых больших в тексте Конституции. Будучи важным элементом политической системы, он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом политическая функция суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. В этом случае позиция суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.
Конституционный суд является главной и самостоятельной частью механизма конституционного контроля в государстве. Он не поднадзорен никаким инстанциям, его решения обязательны для всех субъектов права, в том числе других высших институтов законодательной, исполнительной и судебной власти, он связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде. В силу такого особого статуса в механизме государственной власти из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации определяется непосредственно, конкретно и развернуто в самой Конституции (ст. 125, 100, 104)1.
Основными целями Конституционного суда РФ являются:
защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение верховенства и прямого действия конституционной законности.
К основным функциям Конституционного суда РФ относят:
конституционный контроль; толкование Конституции РФ; правотворчество2.
Достижение целей и выполнение функций Конституционного суда РФ обеспечиваются через его полномочия, которые закрепляются в ст. 3 Федерального консти-
туционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Данная статья содержит 7 полномочий Конституционного суда РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Таким образом, сфера компетенции Конституционного суда охватывает большинство законодательных и иных нормативных актов на уровне высших органов государственной власти Федерации и ее субъектов, составляющих основу правовой системы РФ.
Согласно действующему законодательству Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей3.
Порядок конституционного судопроизводства установлен в ст. 20 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». До недавнего времени Конституционный суд Российской Федерации рассматривал и разрешал дела в заседаниях Конституционного суда Российской Федерации посредством проведения слушаний. Важно отметить, что с 2010 года в порядок конституционного судопроизводства внесены существенные изменения. Так, согласно ст. 47.1 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации», действующей в редакции Федерального конституционного закона от 03 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ «О
внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», Конституционный суд РФ вправе разрешать дела без проведения слушаний. В частности, без проведения слушания Конституционный суд РФ может рассматривать и разрешать следующие дела:
— о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа);
— проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле;
— проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Таким образом, без проведения слушания разрешение дел Конституционным судом РФ возможно при условии, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного суда РФ, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а вывод Конституционного суда РФ о несоответствии Конституции Российской Федерации конкретной нормы необходим для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного суда РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление. Справедливости ради следует отметить, что такой вид решений Конституционного суда РФ, как
постановление, является основным документом, который выносится и по результатам слушаний.
Помимо постановлений Конституционным судом РФ выносятся и другие виды решений, такие как определение и заключение.
Постановления и заключения выносятся Конституционным судом РФ по конкретным делам, рассмотренным в публичных заседаниях.
Заключения Конституционный суд РФ дает:
— о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
— о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (вопросам) референдума.
По всем другим делам Конституционный суд РФ выносит постановления.
Определением Конституционный суд РФ распространяет ранее сформулированные им правовые позиции на аналогичные конституционно-правовые ситуации, которые принимаются на организационном (распорядительном) уровне4. Кроме того, определениями разрешаются вопросы процессуального характера.
Конституционный суд РФ принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд РФ при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Постановления, заключения и определения организационного (распорядительного) характера излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Конституционного суда РФ процессуального характера оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено Федеральным конституционным законом или решением Конституционного суда РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
В случае, если решением Конституционного суда РФ нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного суда РФ вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации, полностью либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в него в части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации с учетом решения Конституционного суда РФ.
Решения Конституционного суда РФ в юридической науке относят к одному из источников российского права, посредством которого Конституционный суд обеспечивает качество правотворчества органов государственной власти, осуществляет правовую защиту Конституции, ее непосредственное действие и эффективную реализацию.
Принимаемые решения, а в целом и деятельность Конституционного суда РФ, его влияние, оказываемое на все сферы общественной и политической жизни, подтверждают правильность его создания и необходимость дальнейшего развития.
В заключение, следует отметить, что главной особенностью и важным от-
личием Конституционного суда РФ как органа судебной власти является то, что Конституционный суд РФ — это не только судебная инстанция, но и такой орган публичной власти, которому предоставлено право осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а также и над иными
судебными органами. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного суда как гаранта эффективности правовой системы государства, хранителя долгосрочных конституционных ценностей и как института, обеспечивающего эффективное развитие государственности.
1 Ершов В., Ершова Е. О правовом статусе Конституционного суда Российской Федерации // Российская юстиция, 2004. № 2. С. 28 — 29.
2 Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. М.: Статус, 2006. С. 156.
3 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». Ст. 4. [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req = doc;base = LAW;n = 106439. (дата обращения: 30.11.2012) <?> Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации». Ст. 4. [Электронный ресурс] // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req = doc;base = LAW;n = 106439. (дата обращения: 30.11.2012)
4 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 386.
Agarkov K.N., e-mail: akn888@mail.ru
Associate professor of the department of constitutional and municipal law of the Orel branch of RANE and CS under the President of the Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences (Rossia)
Agarkova N.A., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru
Master of the first year of study of the law faculty of the Orel branch of RANE and CS under the President of the Russian Federation (Russia)
CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN RUSSIA
The article deals with the Constitutional Court as the highest judicial body exercising the constitutionality of laws. On the basis of the analysis of the Federal Constitutional Law "On the Constitutional Court of the Russian Federation" the order of the hearings in the Constitutional Court of the Russian Federation is revealed, the types of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation are described.
Key words: The Constitutional Court of the Russian Federation, the constitutional control, the Constitutional Court of the Russian Federation and the powers of the Constitutional Court of the Russian Federation.